Конфликты в педагогической деятельности

Оглавление

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы конфликтов в педагогической деятельности

1.1. Понятие конфликта, его структура и участники………………………5

1.2. Классификация конфликтов в педагогической деятельности…………8

1.3. Причины возникновения конфликтов в педагогической деятельно-сти……………………………………………………………………………………14

Вывод по главе 1……………………………………………………………20

Литература………………………….………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты появились с первыми человеческими сообществами и представляли собой повседневные явления, на которых человек не заострял внимание.

Конфликты встречаются во всех сферах жизнедеятельности человека. Они неизбежны, так как являются необходимым условием развития общества. В споре рождается истина. Конфликтные ситуации помогают найти нужное, наиболее продуктивное решение конфликтной проблемы, ситуации путем саморефлексии его участников. Конфликтные ситуации могут иметь различные последствия: как негативные, так и позитивные. Поэтому, во избежание негативных последствий необходимо знать и уметь действовать в ситуации конфликта, предотвращать причины возникновения конфликта, понимать как направить его в конструктивное русло, тем не менее важно осознание того, какие пути ведут к миру, благополучно, сотрудничеству.

Изучение конфликтов занимается конфликтология. Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Изучать психологические причины конфликтов необходимо с целью мирного урегулирования конфликтов, выбора наиболее оптимальных путей их предотвращения. Уметь предотвращать конфликты важно для педагога, так как он должен владеть искусством создания здорового психологического климата между детьми, в педагогическом коллективе.

Ученые, которые занимались изучением психологических причин возникновения конфликтов в педагогической деятельности:

Анцупов А. Я., Леонов Н. И., Л., Шипилов А. И., Рыбакова М. М. и др.

Объект исследования: педагогическая деятельность.

Предмет исследования: психологические причины конфликтов в педагогической деятельности.

Цель исследования: выявить основные причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1. ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы, понятием конфликта, его структурой и участниками.

2. изучить классификацию конфликтов в педагогической деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

3. выявить причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности.

4. разработать практические рекомендации профилактики конфликтов в педагогической деятельности учителю.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, синтез; методы изучения конфликтов в педагогической деятельности: тестирование (оценка акцентуации характера по методике Шмишека, тест Томаса — типы поведения в конфликте), обработка и интерпретация данных.

Практическая значимость: практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты полученные в ходе исследования могут быть использованы для предотвращения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.

База исследования: Волгоградская обл., Котельниковский район, п. Равнинный Муниципальное Казенное Образовательное учреждение Чилековская Сельскообразовательная школа.

Структура и объем работы:

Работа состоит из введения (2 стр.), двух глав (Глава 1. Теоретическое изучение проблемы конфликтов в педагогической деятельности – 17 стр., Глава 2. Практическое изучение причин конфликтов в педагогической деятельности – 6 стр.), заключения (2 стр.), списка литературы (10 источников), приложений (7 штук).

В тексте содержится 4 рисунка и 2 таблиц.

?

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы конфликтов в педагогической деятельности

1.1. Понятие конфликта, его структура и участники………………………5

1.2. Классификация конфликтов в педагогической деятельности…………8

1.3. Причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности……………………………………………………………………………………14

Вывод по главе 1……………………………………………………………20

Глава 2. Практическое изучение причин конфликтов в педагогической деятельности

2.1. Методики выявления причин конфликтов в педагогической деятельности…………………………………………………………………..…………….22

2.2. Практические рекомендации профилактики конфликтов в педагогической деятельности учителю ………………………….…………………………27

Вывод по 2 главе…………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………..30

Литература………………………….………………………………………..32

Приложения………………………………………………………………….33

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ

В педагогической деятельности конфликтные ситуации возникают часто между учителем и обучающимся, в педагогическом коллективе. Конфликтные ситуации между учителями могут возникнуть в связи: с личной неприязнью друг друга, соперничества в педагогическом процессе, борьбой за достижение определенных целей, утверждение своих интересов и мн. др.

Порой конфликт проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию на тот или иной вопрос и как протест обучающегося против несправедливости наказания, неправильной или негативной оценки его деятельности, поступка. Перед учителем встает необходимость рассмотрения точки зрения обучающегося, переосмыслить его рассуждения, посмотреть на сложившуюся ситуацию глазами ребенка, понять почему он поступил именно так.

Существует много определений конфликта. Вот одно из них: «Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей» [Ратникова, c. 49].

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной ( ... См.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237. ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас ...

Данное определение отражает большинство свойств всякого конфликта, об этом будет сказано позже.

Педагогический конфликт – личностные конфликты возникающие между учителем и обучающимся (другим учителем, родителями и ребенком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между конфликтом и классом. По поводу педагогических конфликтов В. А. Сухомлинский пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Анцупов А.Я. считает, что «конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [Анцупов, Шипилов, с. 115].

Основные компоненты структуры конфликта представлены на Рис 1.1. [Приложение 1] [Анцупов, Шипилов, с. 231].

Наряду с понятием «конфликт» часто используют понятие «конфликтная ситуация», которая выступает как частное понятие по отношению к конфликту и представляет собой лишь фрагмент конфликта. Поэтому структуру конфликта можно рассматривать и как структура конфликтной ситуации.

В любой конфликтной ситуации можно выделить объективное содержание и субъективное значение.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противостояния до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют:

• основных участников конфликта;

• группы поддержки;

• других участников.

Основные участники конфликта, стороны или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре [Анцупов, Шипилов, с. 115].

В любом конфликте противоборствующие стороны выступают в роли ключевых звеньев. Если одна из сторон покидает конфликт, то он прекращается. Если в межличностном конфликте заменить одного из участников новым, следовательно изменяется и конфликт, начинается новое противостояние. Это происходит от того, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуальны.

Довольно часто в конфликте можно выделить сторону, выступающую инициатором начала конфликтных действий. Ее называют инициатором конфликта, реже «зачинщиком» конфликта. Не всегда инициатор конфликта не прав и вызывает негативную оценку. В качестве примера можно привести следующую ситуацию, ученик придумал уникальный барометр, но не сумев бесконфликтно объяснить одноклассникам о необходимости барометра, идет на противоборство, то возможно результаты его деятельности будут оценены положительны.

Часто для характеристики оппонента использует понятие ранга.

8 стр., 3788 слов

Педагогические конфликты

... его недостаточной требовательности. Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель—учащиеся", преодоление которых предполагает использование специфической техно ... необходимостью усиления пси­хотерапевтической направленности педагогических реакций учителя. Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательное,но и дидактическое значение.Так, ...

Ранг оппонента — это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов» [Дмитириев, Кудрявцев, с. 30]. В межличностных конфликтах — это физическая сила индивида, оружие, в войнах — это военные и характер вооружения и т.п.

Группы поддержки. Практически в любом конфликте за оппонентами находятся силы, которые можно представить отдельными индивидами, группами и т.д. Они своей активностью, либо своим присутствием, безмолвной поддержкой могут коренным образом подействовать на ход конфликта, его исход. Последствия конфликта во многом зависят от существования свидетелей.

Группы поддержки могут быть различными. Например, коллеги по работе, друзья и субъекты, которые связаны с оппонентами определенными обязательствами, могут входить и руководители и подчиненные оппоненты. В роли межгрупповых и межгосударственных конфликтов выступают государства, различные межгосударственные объединения, средства массовой информации, общественные организации.

В группу других участников входят субъекты, которые могут оказывать эпизодическое влияние на ход и последствия конфликта. Это подстрекатели и организаторы [Дмитириев, Кудрявцев, Кудрявцев, с. 13]. Подстрекатель — лицо, организация или государство, подталкивающее субъекта взаимодействия к конфликту [Анцупов, Шипилов, с. 233]. Подстрекатель может непосредственно в этом конфликте не участвовать; рамки его задач ограничиваются провоцированием, развязкой конфликта между другими субъектами.

Организатор — лицо или группа, которое планирует конфликт и его развитие, предусматривает различные пути обеспечения и охраны участников и многое другое.

Иногда в число участников конфликта включают медиаторов (посредников, судей и т.д.).

Что по мнению Анцупова А. Я. не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той или иной мере участвуют в конфликте, содействуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует ненасильственными методами и не входит в число участников конфликта [Анцупов, Шипилов, с. 115].

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В любом общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик — администратор; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — администратор; родители — родители; родители — администратор; администратор — администратор [Анцупов, с. 33].

Особенности конфликтов между школьниками.

Конфликты в подростковой среде присущи всем временам в жизни различных обществ, например Р. Киплинг описал аристократическую школу XIX в., или группа мальчиков, которая оказалась без взрослых на необитаемом острове, из книги У. Голдинга «Повелитель мух».

3 стр., 1285 слов

Методика оценки работы учителя (МОРУ)

... объективности оценивания фиксировать проявления педагогических компетентностей конкретным учителем целесообразно двумя наблюдателями. Затем данные, полученные разными наблюдателями, ... МОРУ ФИО_________________________ дата____________ Предмет______________________ школа__________________ класс___________ Способности, необходимые учителю на уроке Педагогические компетентности Проявления в моем ...

А. И. Шипилов отмечает в обзоре школьных конфликтов, что наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух — трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и девочек. Может обозначиться конфликт трех — четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире).

Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура).

Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс) [Анцупов, с. 34].

На ранних этапах социализации агрессивное поведение может возникнуть случайно, однако если цель успешно достигнута агрессивным способом, то может появиться желание вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. Если присутствует личностная основа, то агрессия выступает не как способ достижения, а как самоцель. Агрессия приобретает самостоятельный мотив поведения, что обусловливает враждебность но отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловливаются особенностью возраста — формированием морально — этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

Факторы, которые определяют особенности конфликтов между учениками в педагогической конфликтологии.

Во-первых, специфику конфликтов между школьниками определяет возрастная психология. Возраст учеников имеет существенное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возрастные периоды развития индивидов см. [Приложение 5, пример 1].

Отличие конфликтов школьников от конфликтов взрослых людей см. [Приложение 5, пример 2].

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе. А.В. Петровский разработал концепцию деятельностного опосредования межличностных отношений. На межличностные отношения существенное влияние оказывают содержание, цели и ценностей совместной деятельности.

В-третьих, специфика конфликтов между обучающимися сельской школы определяется внешним укладом жизни на селе [Приложение 5, пример 3].

Специфика конфликтов между учителями и учениками.

По мнению М. Рыбаковой, конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

• действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;

• поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

• отношения, возникающие в сфере эмоционально — личностных отношений учащихся и учителей [Рыбакова, с. 18].

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... исследуется негативное, деформирующее, дезадаптирующее влияние педагогической деятельности на личность учителя. Подобное влияние проявляется в формировании ... бы «окаменевшие», стереотипные, постоянно повторяющиеся ситуации конфликта с коллегами и учениками, отсутствие элементарных учебных ... и является, по моему мнению, главной ее причиной. Для профилактики профессиональной деформации необходимы новые ...

Конфликты в деятельности возникают между учителем и учеником в различных случаях, например в отказе ученика выполнить учебное задание или некачественном его выполнении. Причинами чего может быть: утомление, сложность в усвоении учебного материала, порой некорректное замечание ученику, вместо конкретной помощи. Такие конфликты часто происходят с учениками, которым трудно усваивать материал, а также в том случае, если учитель работает непродолжительное время, а отношения с учеником строятся лишь учебной работой. В последнее время наблюдается тенденция увеличения школьных конфликтов из — за того, что учитель завышает требования к ученику, а оценки использует как средство наказание за недисциплинированность.

Конфликты поступков. Некоторые учителя делают необоснованные выводы при анализе поступка школьника, не выяснив при этом его мотивы, причины поступков. Следствие поведения учителя, вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений имеют личностную окраску, приводят к длительной неприязни обучающегося к учителю, на долгое время нарушают их взаимодействие. Чаще всего возникают как результат непродуманного разрешения учителем проблемных ситуаций.

Шипилов А. И. выделяет следующие причины и слагаемые педагогических конфликтов:

• учитель имеет недостаток ответственности за принятие правильного решения в разрешение конфликтной ситуации. Ведь в школе обучающиеся приобретают нормы отношений между людьми;

• участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель -ученик), что и определяет их поведение в конфликте;

• различный жизненный опыт у участников обусловливает различную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

• различное толкование событий и их причин (взгляд на конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика»), поэтому учитель не всегда понимает переживания ребенка, а ученик – излишне эмоционален;

• учителю необходимо помнить о том, что присутствие других обучающихся делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

• приоритетны в конфликте интересы обучающегося как личности, что обязывает учителя взять инициативу на себя;

• ошибки учителя при разрешении конфликта приводят к новым проблемам и конфликтам, в которые включаются другие ученики;

• конфликт в деятельности педагога легче предупредить, чем разрешить [Шипилов, с. 41].

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Особенности конфликтов между учителями

Характеристики конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом обусловливаются причинами, которые их вызывают. Объект конфликта естественным ходом влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния учителей. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта.

7 стр., 3192 слов

Конфликты и конфликтные ситуации в профессионально-педагогической ...

... причины конфликтов: - социально-экономические - конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; - социально-психологические - потребности, мотивы, цели деятельности ... своей ошибки. Рассмотрим подробно один из исходов - предупреждение конфликта учителя с учащимися. Этот исход зависит главным образом от самого ...

В связи с тем, что конфликты между учителями, учителями и директором или завучем школы более сложные и многообразные, нежели с участием школьников, они изучены в меньшей степени в сравнении с другими видами конфликтов в педагогической деятельности.

Конфликтные ситуации во взаимоотношениях между учителями характеризуются различными факторами.

Во-первых, содержанием и характером педагогической деятельности. Учителя находятся в зависимости от результатов труда друг друга. Их взаимозависимость значительно выше, чем у обучающихся. Например, если учитель биологии преподает предмет недостаточно хорошо, то это существенно скажется на качестве уроков учителя химии. Если классный руководитель не будет уделять достаточно внимания дисциплинированности школьников, то это повлияет на профессиональную деятельность всех учителей, которые работают в этом классе.

Во-вторых, специфичность конфликтов между учителями имеет зависимость от того, что педагогический коллектив большей частью женский. В течение нескольких десятилетий наблюдается тенденция уменьшения мужского контингента в профессиональном плане. По данным на 2001 г., среди учителей общеобразовательных школ количество женщин составило 82%, среди директоров общеобразовательных школ женщин — 59%.

В связи с тем, что в школах сложилась ситуация подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ, то на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями значительное влияние оказывают особенности женской психологии. Ведь известно, что женщины более эмоциональные в оценках и поступках, чем мужчины. Они чувствительнее к изменению отношения со стороны коллег, сильнее реагируют на ошибки окружающих. Опытным путем доказано, что конфликты между женщинами чаще всего имеют личностный характер, в то время как мужчины часто конфликтуют из — за разногласий, которые возникают в процессе совместной деятельности.

В-третьих, современный уклад жизни на селе, социально — экономическая ситуация во многом определяют характер конфликтов во взаимоотношениях учителей. Необходимо отметить, что этот фактор оказывает влияние и на специфику конфликтов у школьников. Но, учителя сильнее подвергаются социально — экономическому давлению окружающей среды, нежели ученики, которые большей частью защищены от трудностей опекой родителей. Помимо этого, дети в силу особенностей своей психики, видят мир в радужном цвете, быстро забывают обиды, проще переносят трудности. Учителя в связи с нестабильной обстановкой на селе, постоянные, порой необоснованные реформы, ряд трудно разрешимых проблем могут вызвать длительный и устойчивый стресс.

Проанализировав реальные конфликтные ситуации в отношениях между учителями необходимо сказать о существующем спектре проблем, решить которые учителям не удается без конфликтов.

Примеры некоторых конфликтных ситуаций см. [Приложение 5, пример 4].

1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Значительное место в профилактике и плодотворном завершении конфликтов занимает выявление причин рождения конфликтов в педагогических коллективах. Знание движущих сил развития конфликтов позволяет оказывать на них положительное регулирующее действие. Возможно вмешательство на основе описательных моделей конфликта в том случае, если известны моменты конфликта и можно охарактеризовать развитие события так, а не иначе. Строительство объяснительных моделей имеет результат системно — генетического анализа конфликтов, что позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... она помогает выделить лидеров и изгоев) Организационно-координирующая– организация внеурочной деятельности; работа с учителями предметниками, психологом, соц. педагогом; индивидуальная пед.работа с социальным педагогом и ... направлять дело; проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе, выявить проблемы коллектива и причины проблемы; определить место данного дела в системе воспит работы в ...

1. Основные объективные факторы возникновения конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно — управленческих, социально — психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный [Анцупов, с. 50].

Для того чтобы понять объективно — субъективный смысл причин конфликтов нужно для определения способов их предупреждения, выработки наилучшей стратегии поведения администрации, учителей, школьников в педагогических конфликтах.

Объективный компонент предконфликтной ситуации включает в себя следующие объективные причины: обстоятельства социального взаимодействия между людьми, которые приводят к противостоянию их интересов, мнений, социальных установок и т. д.

См. [Приложение 5, пример 5].

Исходя, из специфики взаимосвязей объективных и субъективных причин конфликтов можно сделать следующие выводы.

Во-первых, неправомерно разделять и противопоставлять объективные и субъективны причины конфликтов. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов. Пример см. [Приложение 5, пример 6].

Во-вторых, любой конфликт в какой-либо степени обуславливается субъективными и объективными причинами. Тяжело выявить предконфликтную ситуацию, которая возникла из объективных обстоятельств и которую невозможно решить неконфликтным способом. Субъективный фактор важен в многочисленных межличностных конфликтах. Пример см. [Приложение 5, пример 7]. Основные потребности, интересы и ценности, которые сталкиваются в системе образования, представлены на Рис. 1.2., разработанной Г.И. Козыревым см. [Приложение 2].

Многообразие причин конфликтов затрудняет их классификацию. Примеры см. [Приложение 5, пример 8].

Кроме тех причин, которые были названы существует еще множество объективных причин, влияние которых на конфликтность человека не изучено.

2. Организационно — управленческие причины конфликтов

Во вторую группу выделяют объективные причины организационно -управленческого характера, которые связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп см. Рис. 1.3. [Приложение 3].

Структурно — организационные причины конфликтов содержат в себе, несоответствующие структуры организации деятельности, которые должны определяться задачами, выбор решения которых зависит от организации. Но достичь идеального соответствия в структуре организации решаемыми задачами очень тяжело.

18 стр., 8582 слов

Влияние конфликтов на эффективность управления организацией на примере ЗАО

... – изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: I. Изучить: 1) сущность конфликта; 2) основные причины возникновения конфликта; 3) типы конфликтов; 4) стратегии и ...

Структура организации может несоответсвовать решаемым задачам по двум причинам:

• вследствие ошибок при проектировке будущей структуры организации. Трудности заключаются в сложности точно спрогнозировать задачи и создать структуру, чтобы до мельчайших соответствовала бы объему будущей деятельности;

• задачи и деятельность организации постоянно изменяются. Чем меньше гибкости проявляет руководство организации, стремясь приспособить ее структуру к изменившимся требованиям, тем больше возникает конфликтов.

Функционально — организационные причины конфликтов возникают при неоптимальном уровне функциональных связей в организации с внешней средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи общеобразовательного учреждения должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективность работы в школе зависит от налаженных функциональных связей с внешней средой, нарушение которых приводит к противостояниям. Отношениям между учителями, администрацией и учениками необходимо соответствовать функциональным связям деятельности и объективным законам конкретной школы.

См. [Приложение 5, пример 9].

Личностно — функциональные причины конфликтов зависят от неполноты соответствия работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Если личностные качества учителя не соответствуют с должным, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Чем выше нравственные и профессиональные качества всех сотрудников общеобразовательной, тем меньше в школе конфликтов.

См. [Приложение 5, пример 10].

Ситуативно — управленческие причины конфликтов обусловливаются ошибками руководителей и подчиненных в образовательной деятельности.

3. Социально-психологические причины конфликтов

Различные взгляды на роль социально — психологических причин в появление конфликтов ученые интерпретируют по — разному, одни считают, что конфликт зависит от объективных социально — экономических детерминант, а с другой — частный класс противостояний, которые порождают социально -психологические факторы.

К социально — психологическим причинам конфликтам относят непосредственные взаимодействия между людьми. Нет строгого разграничения между социально — психологическими и организационно — управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально — психологическими причинами и личностными — с другой.

Изучение конфликтов в коллективах школьников позволяет выявить пару типичных причин, которые носят социально — психологический характер. Например, существенные потери и искажение информации в процессе меж- и межличностной коммуникации. Так большая часть информации сохраняется на уровне бессознательного и словами не выражается, часть теряется из — за ограниченного словарного запаса некоторых человека. Порой из — за недостатка времени передается меньшее количество информации. Часть информации намеренно утаивается, если кому — то сообщать эту информацию невыгодно. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из — за невнимательности, то ли из — за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.

Типичной социально — психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Порой люди играют не те роли, которые от них ожидают другие люди. Основа анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени представлена в теории американского психолога Э. Берна.

Взаимодействие директора с учителем затрудняется тем, что действует на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении профессиональных вопросов и как равного с равным при обсуждении неслужебных проблем. Ведь директор и учитель как граждане равны и имеют одинаковые права. Поэтому, в общении с учителем, директор должен ясно понимать, в каких ситуациях он начальник, а в каких — равный по статусу учителю. Во взаимодействии учителя — ученика обычно выступает в роли старшего учитель. Но, если он позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликтную ситуацию.

Типичной социально — психологической причиной конфликтов во взаимодействии администрации, учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности.

Психологическая несовместимость является важной причиной возникновения конфликтов между людьми. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Психофизиологическая несовместимость выражается в том, что людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие качества партнера. Индивидуально — психологическая несовместимость состоит в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально — психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности. Социальная несовместимость может проявиться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений [Анцупов, с. 64].

Напряжённость в межличностных отношениях между людьми, которая сложилась в предшествующих взаимодействиях, могут стать психологической причиной конфликтов.

Исследования психологов выявили, что столкновения в организациях чаще появляются между работниками, отношения которых напряжены, имеют обоюдные негативными установки, предвзятость и т. п. Возникает замкнутый круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения [Анцупов, с. 65].

4. Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов связывают с индивидуально -психологическими характеристиками его участников, что обусловлено спецификой процессов в психике человека в результате его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Некоторые конфликты случаются вследствие того, что рамки допустимого поведения со стороны участника у человека заужены, что можно объяснить его эгоизмом, стремление к лидерству и т.п. см. Рис. 1.4. [Приложение 4].

Конфликтную ситуацию определяют, как трудную ситуацию социального взаимодействия для человека. Характерными причинами межличностных конфликтов в школе у учеников служит низкий уровень социально -психологической компетентности.

Ученик также может и не иметь достаточного уровня психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важно в профилактике конфликтов в школе содержательно и психологически подготавливать персонал школы и учеников к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Вызвать конфликтную ситуацию может также недостаточная способность учителя и ученика к эмпатии, что приводит к неадекватному поведению.

Также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников завышенный или заниженный уровень притязаний.

Человек — холерик чаще решает противоречащие ситуации конфликтом, но он также часто остывает и переходит к неконфликтному типу решения столкновения.

По мнению Г.И. Козырева, для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

• нетактичное отношение друг к другу;

• неудобное расписание занятий;

• непродуманные нововведения в школе;

• перекладывание на учителей чужих обязанностей;

• неравномерное распределение педагогической нагрузки;

• административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов. При этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.

Г.И. Козырев, обобщив причины конфликтов среди учителей, выделяет главные:

• проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;

• устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

В заключение необходимо отметить, что конфликты в педагогической деятельности встречаются на каждом шагу, они способствуют конструктивному решению спорного вопроса.

Конфликты между учителями и школьниками можно классифицировать на: действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий (столкновение часто наступает с школьниками, которым трудно усваивать материал); поведение учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее (необоснованние поступка ученика учителем); отношения, которые появляются в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей (непродуманный результат решения проблемной ситуации учителем).

Для устранения конфликтных ситуаций показано следующее.

1. Справедливость по отношению ко всем ученикам не создает предпосылки для конфликтов.

2. Вести профессиональную работу на собраниях, чтобы родители не наказывали детей дома, тогда он не будет конфликтным в школе.

3. Учителю не нужно завышать требования, в том числе и оценки, ученикам.

4. Не выяснив причину поступка ученика не следует делать вывод об ученике.

5. Конфликт легче предупредить этими мерами, чем потом разрешить.

6. Подход к ученику необходимо выбирать в соответствие с его типом темперамента: холерику нужно дать возможность выговориться, на меланхолика не повышать голос, флегматика – не торопить с ответом.

7. Учитель должен быть справедливым со всеми учениками, чем лучше отношения, тем реже возникают конфликты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.

4. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: учеб. пособие. — М.: Прометей, 2000. — 212 с.

5. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций: учебное пособие. — М.: Пресс, 2001. — 183 с.

6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: Наука, 1989. — 189 с.

7. Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 20001.-64 с

8. Гришина В.Н. Психолигия конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).

9. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. — М., 1993. — 211 с.

10. Леонов Н. И. Конфликтология — М., 2006. — 232 с.

11. Ратникова В.П. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2009. — 511с.

12. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.

13. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. – 171с.

14. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 365с.

15. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управтение как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. – С. 52.