Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий 3

28

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лекция:ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Малаховка, 2011 План:

  1. Грудной возраст (до i года).
  2. Физическая активность детей дошкольного возраста.
  3. Физическая активность детей младшего школьного возраста.
  4. Физическая активность старших школьников.
  5. Физическая активность подростков.
  6. Физическая активность людей молодого и среднего возраста.
  7. Физическая активность пожилых людей

Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний укорачивающих наш век — здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность,

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по разному. Различные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Пожилые чаще всего перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень лёгкую зарядку, предпочитают поддерживать своё здоровье всевозможными лекарствами, хотя сейчас хорошо известно, что отличный оздоровительный эффект обеспечивают не они, а рациональный режим физических нагрузок и разумное ограничение в пользовании благами комфорта.

Начиная с 1985 года рядом авторов уделяется внимание методикам формирования двигательной активности людей, начиная с грудного возраста. Я. Бердыхова в своей работе: «Цель и задачи занятий с детьми «-формирует следующим образом цели:

1. Пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребёнка с раннего возраста (с двух лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают детям приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают решимость и другие качества.

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3−7 лет)

Рабочая таблица По использованию пси ходиагностических методик В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) Основными направлениями работы являются: сопровождение адаптации детей к детскому саду; сопровождение формирования познавательной деятельности и ее отдельных компонентов; исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование ...

2. У родителей обычно не хватает время на воспитание ребёнка. При совместных занятиях они сосредотачивают своё внимание исключительно на ребёнке, что доставляет ему огромную радость. В течение всего урока любимая мама и папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать их под наблюдением новые интересные упражнения.

3. Занятия предоставляют родителям возможность освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребёнком в свободные минуты (дома, на улице, в парке, у воды), и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков. Вместе с тем у родителей появится возможность делиться друг с другом опытом занятий с детьми и тем самым содействовать пропаганде физкультуры.

4. Занятия с родителями необходимы в первую очередь тем детям, которые не посещают дошкольные учреждения.

5. Возможность тренера руководить занятиями большого коллектива детей.

6. Двигательная активность взрослых является большим достижением новой формы занятий.

С медицинской и педагогической точек зрения развитие ребёнка автор разделяет на следующие этапы:

грудной возраст- до I года, младший возраст- от I до 3 лет, дошкольный возраст- от 3 до 6 лет. Чтобы родителям было легче ориентироваться, упражнения составлены по возрастным группам.

Грудной возраст (до I года)

На первом месяце дайте возможность ползать.

В 2−6 месяцев кладите ребёнка на животик, берите его за руки и показывая игрушку, стимулируйте движения.

В 4−6 месяцев — вращение вокруг продольной оси и побуждение его к ползанию на животе.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Протягивая за руки сажайте ребёнка и приподнимая, ставьте на ножки, позвольте опираться о вертикальную поверхность.

В 7−9 месяцев — побуждайте ребёнка ползать, сидеть, стоять, а некоторых учить ходить. Добавляйте простые подвижные игры.

В 10−12 месяцев продолжайте развивать умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь и затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам, поднимание вверх руки.

Рассматривая физическую активность людей разного возраста, автор так же отмечает, что в младенческом возрасте организатором физической тренировки ребёнка будет его мать, конечно, роль других членов семьи тоже не так уж мала, чтобы помочь главному воспитателю-маме. Эта помощь может быть в подготовке места занятий, подборе нужных предметов. Начинать физическую тренировку ребёнка необходимо с 1,5−2 месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста -массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения.

Массаж -весьма эффективное средство предварительной подготовки аппарата движений младенца к будущей физической активности, он оказывает тонизирующее влияние на центральную нервную систему, помогает проторению путей нервных импульсов от мышц к мозгу, стимулирует формирование и мышечного чувства. Однако по мере созревания двигательной активности ребёнка эти задачи всё в большей мере решаются за счёт непосредственного, самостоятельного осуществления движений. Поэтому массаж в целях тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Применение массажа с гигиеническими и лечебными целями оправдано и в последующие месяцы".

Массаж следует проводить ежедневно. Начинать массажные процедуры автор рекомендует в возрасте 3−4 недель. При этом необходимо получить консультации врача-педиатра и инструкции патронажной сестры. Массаж нужно сочетать с рефлекторными, пассивными и активно-пассивными упражнениями. Для большего понимания терминов, используемых в книге автор разъясняет, что рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в ответ на раздражение участка поверхности тела ребёнка. Примером может служить такое упражнение:

14 стр., 6508 слов

Особенности обучения детей старшего возраста строевым упражнениям

... основных физических качеств, закреплению навыков строевых упражнений. Программа по строевой подготовке рассчитана на детей и подростков среднего и старшего школьного возраста, все упражнения и занятия ... грамотность, выразительность, особенно в подаче команд. Все это приобретается путем тренировки и является результатом постоянной самостоятельной работы военного руководителя. Основной формой ...

-исходное положение- ребёнок лежит на спине, ступни обращены к взрослому. Левой рукой взрослый слегка приподнимает правую ножку ребёнка. Указательным пальцем правой руки он нажимает на ступню ребёнка под основание пальцев, затем проводит концом указательного пальца по всей наружной части подошвы стопы в направлении от мизинца к пятке. Этим раздражением будут вызываться движения стопы и пальцев.

Рефлекторное разгибание позвоночника можно вызвать, если, положив ребёнка на бок и придерживая его спереди ладонью и предплечьем правой руки, двумя пальцами левой руки проводить вдоль позвоночника в направлении от крестца к шее.

Массаж и рефлекторные упражнения проводятся до 3−4месяцев, являясь основной формой «физической тренировки» детей этого возраста.

Каждый массажный приём не должен длиться более 2мин., а рефлекторные упражнения повторяются не более 4 раз. Продолжительность занятия 8−12 мин.

Занятия с ребёнком проводятся ежедневно, раз в день, через 1,5 часа после еды, при температуре 20−22°, в хорошо проветренном помещении, без сквозняков.

В возрасте 6 месяцев занятия включают в себя рефлекторные, пассивные и активно-пассивные упражнения. Помимо ежедневных занятий физическими упражнениями нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка была возможность для реализации уже приобретённых моторных умений, для чего нужно оснастить места его пребывания (кроватка, манеж) необходимыми игрушками и приспособлениями.

Программа занятий физическими упражнениями для детей 7−8 месячного возраста значительно расширяется прежде всего за счёт включения в неё активных упражнений (например, доставать руками игрушки, ползать за игрушками).

11 стр., 5458 слов

Методы диагностики физических качеств детей старшего дошкольного возраста

... мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью ... двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании), спортивных занятиях, подвижных ...

В это время нужно использовать для расширения объёма двигательной активности ребёнка новые виды упражнений, освоение им: переворачивание с живота на спину, ползание на четвереньках, наклоны и выпрямления туловища, изменение положения, держась за пальцы взрослого (садится, ложится), перекладывание игрушек из одной руки в другую. С этой целью полезно изменять положение игрушек, побуждая малыша находить их. Такие упражнения нужно выполнять короткими сериями (по 5−7мин.), в форме игры с ребёнком.

В возрасте 9−10 месяцев объём физической тренировки может быть увеличен. Главная задача в это время — подготовить опорно-двигательный аппарат ребёнка к освоению ходьбы. В этом могут помочь упражнения, связанные со вставанием с помощью взрослого, и различные виды ходьбы с поддержкой.

Последние 3 месяца первого года объём нагрузки на занятиях можно увеличить и сделать их разнообразнее по содержанию. Десятый месяц целесообразно посвятить повышению объёма выполняемой нагрузки за счёт увеличения продолжительности занятий и постепенного увеличения повторений в упражнениях в 1,5−2 раза.

Дети 11−12 месяцев уже могут долго стоять без опоры и ходить, держась за руку взрослого, а к концу этого периода уже могут ходить, поднимать предметы, наклоняясь, могут выполнять некоторые задания взрослых, например достать и принести игрушку. Содержание физической тренировки малыша в этот период усложняется главным образом за счёт включения в неё различных перемещений в виде ходьбы с поддержкой, самостоятельной ходьбы со страховкой, передвижения на четвереньках, приседаний, стояния на месте, полуприседов (приплясывания).

Продолжительность занятий может быть увеличена на 15 мин.

Основное содержание физической активности детей второго года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручем, палкой, верёвочкой (скакалкой), в конце этого периода могут применяться упражнения в виде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т. д.

14 стр., 6865 слов

1. Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

... предполагает формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Занятия физическими упражнениями имеют большие ... 3-4 игрока. 6.Организация и методика проведения спортивных упражнений с детьми дошкольного возраста. Спорт упр в практике ф/восп занимают значительное место ...

Главная задача в этот период-помочь ребёнку освоить правильную ходьбу, с ритмичными и согласованными движениями рук и ног, укрепить мышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки.

Дети этого возраста очень впечатлительны, восприимчивы и склонны к подражанию. По этому полезно показывать им новые движения, сопровождая показ сравнениями с понятными ребёнку образами животных, персонажей детских книжек, различных игрушек. Для физической тренировки детей этого возраста можно с успехом использовать оборудование детских площадок, рельеф местности, скамейки, деревья, шишки, веточки и т. д.

Для детей этого возраста длительные упражнения на ловкость и координацию вызывают быстрое утомление. Поэтому, время таких занятий нужно ограничивать до 15−20 мин. В каждом занятии нужно выполнять от 6 до 10 упражнений. Распределять упражнения в отдельном занятии лучше всего в следующем порядке, вначале упражнения, связанные с движениями рук, затем туловища, ног. Упражнения, связанные с бегом и играми следует выполнять в конце занятий перед заключительной частью.

Дошкольный возраст (3−6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребёнка. К середине третьего года жизни формируются основные переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами идёт рост скелета, мышечной массы, изменение пропорций тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребёнка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы нагрузки организма ребёнка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, а так же утомлением.

В младшем дошкольном возрасте (3−4 года) важно приучить ребёнка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и непреложным элементом повседневной жизни. В этот период необходимо создать условия для освоения ребёнком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур.

10 стр., 4630 слов

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

... влияния подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста .1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста Период развития ребенка от3 до 6 лет ... точны. Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей детей. Четкие, ритмичные движения увлекают детей, они выполняют их ...

В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности ещё характерна неустойчивость нервных процессов. Хотя рефлекторные связи возникают быстрее, чем в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над торможением, они легко разрушаются. Поэтому не нужно рассчитывать на освоение ребёнком этого возраста очень сложных двигательных умений и действий, большое физиологическое и психологическое значение здесь имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической культуры.

Дети этого возраста очень восприимчивы к реакции взрослых на их поведение. Поощрение и похвала вызывает сильные положительные эмоции. Формируются основы дисциплины поведения, умения и желания подчинять свои действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам коллектива.

Главная задача физического воспитания ребёнка третьего года жизни освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений. Содержание материала активности ребёнка обогащается за счёт совершенствования навыка ходьбы, перемещения в усложнённых условиях (ходьба на верёвочке, по доске, перелезание через брёвна и полубега, спрыгивания с небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух нога,. подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положения ног, рук, туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и дома).

Для развития ловкости и быстроты применяются перемещения со сменой направления ходьбы и бега, упражнения с предметами, особенно с мячом. Координация движений кисти и пальцев развивается в специальных упражнениях, а так же при игре с кубиками, с пластелином.

Занятия проводятся ежедневно, в виде зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (три раза в неделю) и различных игр. Продолжительность занятий в начале периода 15 мин. к концу достигает 20−25мин. Важно в этом возрасте приучить ребёнка к ежедневным занятиям утренней физической зарядкой.

На четвёртом году жизни уделяется внимание освоению новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период-постановка целей в ряде упражнений. Такими целями могут быть: пробежать быстро, метнуть далеко, попасть мячом в цель, быстро реагировать на команду,

В возрасте 3−4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость, продолжительность занятий составляет 30−35мин. Занятия проводятся 3−4 раза в неделю.

На 5-м году жизни необходимо продолжить развитие быстроты, ловкости, гибкости, силы. Воспитывать у детей способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового движения, проще говоря, быстро схватывать суть и особенности разучиваемых движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать идеальный образ движения в собственных действиях.

Значительное место в этом возрасте занимают упражнения, направленные на освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде), В процессе освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере последовательного их приближения к правильному выполнению задания, В пятилетнем возрасте регламент занятий остаётся тем же, что и в возрасте 3 лет. Следует тренироваться 3 раза в неделю и ежедневно делать утреннюю зарядку, продолжительность которой 10−12мин., а продолжительность тренировочных занятий увеличивается до 40 мин.

Занятия с шестилетками в основном направлены на развитие быстроты и выносливости. Большое место займёт и силовая тренировка.

При этом нужно помнить о том, что скоростная и силовая тренировка, равно как и воспитание выносливости не должна быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача этих тренировок состоит прежде всего в подготовке мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения его психики к предстоящему в недалёком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок с началом учёбы в школе. Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого возраста такого качества как выносливость, речь идёт о способности достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями, а не о развитии выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании.

Режим физической активности ребёнка шестого года жизни должен быть более напряженным, главным образом за счёт расширения средств физической подготовки и увеличения продолжительности занятий, которые могут достигать 45 мин.

Физическая активность детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (7−10 лет) — наиболее активный период в формировании двигательных координации ребёнка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки.

Однако, при дозировании физических нагрузок младшего школьника необходимо проявлять определённую осторожность: у ребёнка этого возраста, с одной стороны, ещё не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой- круто изменился общий режим и ритм жизни в связи с началом учёбы в школе. Поэтому следует ограничивать применение силовых упражнений тренировочных нагрузок на выносливость, строго контролировать длительность занятий.

В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребёнка стремление к расширению своих физических возможностей за счёт овладения им техникой физических и некоторых спортивных упражнений.

Развитие двигательных координаций- главная задача в физической подготовке детей младшего школьного возраста. К концу этого периода жизни ребёнка важно накопить как можно больше данных по его индивидуальным физическим способностям, с тем чтобы приступить к ориентации его на занятия теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере соответствуют его способностям и интересам и могут быть относительно успешно реализованны.

Способности детей к освоению техники движений настолько важны, что многие двигательные умения приобретаются без специального инструктажа.

Проведённые исследования по изучению особенностей обучения детей младшего школьного возраста барьерному бегу (А.Н.Беглецов.1978г.), в частности показали, что они быстрее осваивают новые движения, основные элементы техники этого сложного спортивного упражнения, чем подростки и юноши. При этом было установлено, что ритмический и силовой образ движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщённых впечатлениях и в меньшей мере путём осознания, продуманного освоения техники. Это обстоятельство, по-видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному упражнению в этом возрасте имеет большой успех, чем разучивание его по деталям. Понятной становится так же способность младших школьников «с ходу» воспроизводить достаточно сложное движение, овладеть каким-либо способом действия. Именно поэтому дети почти самостоятельно, только понаблюдав за тем как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.

В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств ребёнка демонстрируют высокие темпы роста. Исключение лишь составляет показатель гибкости, прирост которого в этот период начинает замедляться.

Таким образом, возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. Ведь в этом случае все наши дальнейшие шаги в этом направлении окажутся противоречащими основным законам развития моторики человека. Поэтому, организация правильного тренировочного режима ребёнка с целью обеспечения его общей физической подготовки и преимущественной направленности на развитие двигательной координации оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период жизни,

В это же время начинают формироваться интересы ребёнка к определённым видам физической активности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта. Наступает самое благоприятное время для определения каждому школьнику оптимального пути развития его физического потенциала подходящей формы общеразвивающих или спортивных занятий.

Определённую часть забот о физическом воспитании ребёнка берёт на себя школа. Однако, только её усилий, учитывая чрезвычайную слабость нынешней системы и практики физической подготовки младших школьников, будет явно недостаточно. Без участия родителей проблему формирования полноценной физической подготовки и моторного развития ребёнка этого возраста- основу его будущего здоровья- решить невозможно.

Здесь нужно особо подчеркнуть, что наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребёнка в этот период является формирование личностного отношения к своему здоровью, крепости тела и закалке. Ясно, что пример родителей, братьев, сестёр, бабушек и дедушек будет самым главным стимулом для приобретения устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Родителям необходимо помнить, что физическая активность человека, как основной элемент его физической культуры, формируется в своих главных социальных, психологических и биологических компонентах именно в этот, ключевой для моторики, период жизни ребёнка, и не надо жалеть ни сил, не времени для правильного физического воспитания детей.

Кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Разумеется, если ребёнок занимается в спортивной секции или в спортивных занятиях дома проводить нет необходимости. Однако и в этом случае совместные с родителями тренировки по программам общей физической подготовки в период каникул или в выходные дни так же не будет лишним.

Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры домашних-заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учётом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике и отдельных изданиях.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ.

Подростковый возраст (11−14 лет)-один из самых ответственных периодов, в формировании основ физической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности.

В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видам спорта. Вместе с тем, выявление спортивных способностей подростка во многом затрудняется характерным для этого периода ухудшением многих видов двигательных координаций человека. Родители ощущают это явление больше других, так как именно им приходится заботится о восполнении фамильных сервизов, потерпевших ущерб из-за неловких движений порывистой неуклюжести или элементарной рассеянности любимых акселератов.

Серьёзные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает её роль в образовании новых навыков и умений. Это имеет непосредственное отношение к физическому воспитанию подростков, так как именно поэтому при обучении подростков физическими упражнениями большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. У подростка усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится всё более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциями. Однако хотя подросток и приобретает способность к сознательному сдерживанию тех или иных полупроизвольных действий, его неуравновешенность и повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам возрастают. Всё это может выразиться в непонятной и непредсказуемой смене настроения, частых конфликтов с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно поэтому подростки часто бывают или «очень хорошими», или «очень плохими» детьми, а для разных людей и теми и другими одновременно.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на этих особенностях психики детей 11−14 лет. Все они должны приниматься во внимание при организации их физической активности не только в семье, но и в школьном физическом воспитании. С одной стороны, следует поощрять стремление подростка к самоутверждению через сферу спортивных занятий, а с другой- необходимо формировать у детей этого возраста понимание общественной важности высокого уровня их здоровья, воспитывать благородное чувство долга помощи слабым и предотвращать возникновение комплекса вседозволенности для незаурядного в физическом отношении человека. В этом смысле привлечение физически одарённого юного спортсмена к занятиям с малышами, к организации спортивных состязаний с ребятишками своего двора, квартала, посёлка, улицы может стать мощным средством нравственного воспитания подростка.

Полезно давать подростку конкретные поручения при ремонте или строительстве спортивных площадок, по организации их охраны и поддержания порядка, по их эстетическому оформлению.

При осуществлении физического воспитания подростков необходимо учитывать и некоторые особенности их физического развития, состава и строения опорно-двигательного аппарата, нервной и мышечной нагрузки как факторы ускорения процесса окостенения могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что может сказаться на сбалансированности ритма роста разных звеньев тела ребёнка. К серьёзным негативным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянный контроль за позой подростка и не обеспечивать укрепление мышц живота и спины. При действии очень сильных или слишком монотонных раздражителей у подростков развивается резко выраженное запредельное торможение. Это следует учитывать при выполнении детьми среднего школьного возраста упражнений, связанных с проявлением выносливости, чаще «переключать» внимание ребёнка с одного упражнения на другое, разнообразить нагрузки, использовать игровые формы занятий.

В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребёнка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей, При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота.

Именно быстрота и быстрая сила, как показали проведённые исследования возрастного развития движений человека, наиболее интенсивно растут в подростковом возрасте, самом благоприятном для накопления этих составляющих общего физического потенциала человека. Другого такого периода в жизни человека не будет. Поэтому, если следовать расписанию развития двигательных функций, «разработанному» для нас самой природой, то наибольшее внимание при организации физической подготовки подростка мы должны уделять прежде всего тренировке скоростных качеств в начале и в середине подросткового периода и скоростно-силовых в его конце.

В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11−14 лет. В этом же смысле оказывается очень важным и подбор спортивных снарядов. Здесь недопустимы большие отягощения, не позволяющие выполнять быстрые движения. Быстрый бег, прыжки, метание легких снарядов, темповые гимнастические упражнения, в том числе и из арсенала гантельной гимнастики, на велосипеде, в плавательном бассейне и, конечно, много спортивных и подвижных игр, требующих сноровки, быстроты, реакции, быстроты движений и перемещений, -вот основной круг средств для развития силовых и скоростно-силовых качеств подростка.

Физическая активность подростка реализуется прежде всего, конечно- в организационных формах: на уроках физкультуры, в физкультпаузах, при активном отдыхе, в турпоходе и т. д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, в ДЮСШ. Для тех, кто интенсивно тренируется в группах ДОСШ и спортивных секциях, «домашняя физподготовка» может быть ограниченна утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью старшим в саду, огороде, на даче. Для всех остальных следует взять за правило еженедельные 2−3 разовые тренировки по 70−90 мин. Разминка и заключительная часть домашнего задания могут быть самого общего характера. В основной же его части, которая может длиться от 30 до 60 мин. основное внимание следует уделить скоростным и скоростно-силовым упражнениям. Эти упражнения лучше всего выполнять сериями по несколько повторений одного и того же упражнения в каждой серии, Темп выполнения упражнений должен быть максимальным: пауза между повторениями и между сериями- достаточной для почти полного восстановления. Вся основная часть может быть проведена и в форме спортивной игры, если позволяют условия и есть возможность собрать команды.

Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки.

Следует в максимальной степени учитывать потребность детей этого возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Соревнования должны быть возможно более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребёнку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний.

Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только чисто спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Физическая активность старших школьников

Для возрастного развития старших школьников (15−17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и м6тиваций, что требуёт особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Физическое воспитание юношей и девушек 15−17 лет направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию (как организационных, так и особенно в самостоятельных формах), на формирование гражданского отношения к собственному здоровью и физический подготовленности, освоение здорового образа жизни. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период- повышение уровня силы и выносливостии достижение высокого уровня координации движений в физических, в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных упражнениях.

В период юношества завершается развитие центральной нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса оказывается достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность нервных процессов. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс соотношения возбуждения и торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает у юношей и девушек очень высокого уровня.

Значительные изменения происходят и в психической сфере старшего школьника. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юноши или девушки складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка: мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируется, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.

Период юношества- время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Главная задача -не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека. Ведь это теперь уже на всю жизнь.

Согласно «расписанию» физического развития и совершенствования, обусловленному описанным в предыдущих главах закономерностям возрастной эволюции моторики человека и других его физических способностей, наиболее важными задачами физического воспитания юношей и девушек будут: развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений наряду с освоением новых видов движений и действий. Поэтому программа физической активности старшего школьника должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Наиболее целесообразным в этот период будет занятие одновременно несколькими видами спорта (возможно, с сезонной их сменой).

Однако. и углублённая специализация при занятиях спортом в рамках высокой интенсивности может быть признана хорошей и эффективной формой физической активности в этом возрасте.

Задачи моторного обучения и технического совершенствования конечно, лучше всего решаются в процессе организационных занятий под руководством учителя физкультуры, тренера, инструктора. В рамках этих же форм происходит и повышение уровня развития физических качеств. Однако, если юноша или девушка не занимаются в спортивных секциях или школах, т. е. не имеют условий для достаточно интенсивной физической подготовки, то организационные занятия физическими упражнениями на школьном уроке физкультуры или училище или в техникуме им необходимо дополнять самостоятельной физической активностью в свободное от учёбы и других занятий время.

В случае тренировки самостоятельно- необходимо не менее 2−3 раз в неделю по 1,5−2ч., выполнять предложенные преподавателем физкультуры или самостоятельно намеченные домашние задания. Каждое из этих заданий должно быть выполнено 10−12 раз, т. е. каждое задание может служить планом самостоятельных тренировок в течении одного месяца. Такое количество занятий обусловлено необходимостью и достаточностью повторений физической нагрузки однородного характера для получения тренировочного эффекта.

Понятно, что самостоятельная физическая активность юношей и девушек не должна ограничиваться только выполнением домашних заданий. Помимо этого юным физкультурникам полезно ходить в туристические походы, участвовать в различных соревнованиях, а главное- не упускать возможностей занятий спортивными играми. Самодеятельный футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, гандбол и другие игры- прекрасное и, вероятно, незаменимое средство обогащения моторных возможностей юношей и девушек, развития их физических качеств. Не последнюю роль в этом отношении могут сыграть и занятия ритмической гимнастикой и серьёзное обучение народному или современному танцу. Не стоит забывать и об обычном физическом труде как в домашнем хозяйстве, так и в школьных производственных бригадах. Это тоже тренировка, и весьма эффективная.

Разумеется, правилом остаётся ежедневная утренняя зарядка, комплексы которой могут быть заимствованы из радио- и телепередач и популярных методических пособий.

Важное место в физическом воспитании юношей и девушек должно занять формирование знания о физической активности- того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической тренировки, законов биомеханики движений, способов развития и совершенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания и других сведений, необходимых для сознательного и предметного управления своей физической активностью- показатель серьёзных успехов в физкультурном воспитании старших школьников. Не менее важным является и воспитание роли физической активности для достижения высокого уровня здоровья, гармоничного совершенства человека и ее огромной важности для здорового образа жизни.

Такое понимание может послужить важной основой для формирования серьёзной, «взрослой» системы мотивации систематической физической активности, что будет способствовать возникновению и развитию новой формы физкультурных и спортивных интересов, где будет преобладать идея всестороннего гармоничного развития своих физических способностей, а не нацеленность только на спортивную результативность.

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.

В возрастной группе людей зрелого возраста (18−55/60 лет) необходимо выделить по крайней мере два периода, отличающиеся по особенностям двигательной активности. Первый из них охватывает возрастной интервал 18−35 лет, второй 36−55/60 лет. В первом периоде молодом возрасте человек сохраняет высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно в части ее силовых проявлений и работоспособности, Во втором периоде наступает медленное снижение уровня физического потенциала человека. Характер физической активности человека этого возраста во многом определяется особенностями его учебной и производственной деятельности. Поэтому, в обоих периодах зрелого возраста значительное место должна занимать профессионально-прикладная физическая подготовка.

Для людей молодого возраста наиболее существенным элементом физического воспитания является дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями как со спортивной, так и с оздоровительной направленностью. Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных игровых ситуациях- основные направления спортивной подготовки и физкультурных занятий в этот период.

У людей второго периода зрелого возраста (36−55/60 лет) необходимо формировать мотивации постоянной и систематической физической активности профилактического и оздоровительного характера на основе использования разнообразных видов физических упражнений и физического труда, занятий различными видами спорта, закаливания, восстановительных и психорегулирующих мероприятий. Принцип физической подготовки людей зрелого возраста- разнообразие используемых упражнений при невысокой интенсивности тренировочных нагрузок.

Важной психологической особенностью человека молодого возраста является его уверенность и убеждённость в благополучии своего здоровья, ощущения огромного запаса сил и выносливости. Требуется поэтому специальная разъяснительная работа с целью воспитания у молодых людей понимания того важного факта, что накопленный в первые два с половиной девятилетия жизни физический потенциал необходимо постоянно поддерживать и что те болезни, которые он видит у людей пожилого возраста, как правило, являются закономерным результатом безумной растраты здоровья в молодости, безответственного отношения к поддержанию своего физического потенциала на достаточно высоком уровне.

Другая крайность заключается в том, что возможности физического совершенствования, в том числе и достижения рекордных результатов, кажутся беспредельными и общедоступными. На самом деле цена адаптации к новому, повышенному уровню физических нагрузок возрастает для организма человека с каждым годом, а факты риска, связанные с перенапряжением как физическим, так и психическим, неконтролируемо возрастают. Поэтому так важно в молодом и среднем возрасте оптимизировать двигательную активность, сориентировать человека зрелого возраста на новые цели и новые режимы физической активности.

Вступление в третье десятилетие жизни должно, разумеется быть подготовленно в процессе формирования физической культуры личности в предшествующие годы. Однако, для людей от 18 до 30 лет необходимо приобретение дополнительных знаний, в том числе об особенностях физической активности человека зрелого возраста, правилах дозирования физических нагрузок и самоконтроля. Вступление в брак, начало семейной жизни, заботы о воспитании детей потребуют нового расширения знаний о физической активности, приобретения определённых педагогических навыков.

В третьем десятилетии жизни человек вступает в период так называемого стационарного состояния, который может длиться до шестого десятка лет. Организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

В классических опытах И.А.Аршавского (1977) было убедительно показано, что продолжительность жизни и работоспособность экспериментальных животных существенно повышаются, если объём двигательных нагрузок не превышает определённых пределов. «В этих случаях они (физические нагрузки- В. Б,)-не только не способствуют индуцированию избыточного анаболизма, но, напротив, обуславливают задержку развития. Оптимальным в каждом возрастном периоде следует считать лишь тот объём двигательной активности, который индуцирует избыточность анаболизма. «Результаты этих выводов И.А.Аршавского находят всё новые косвенные подтверждения своей значимости для правильной организации физической активности в постнатальном онтогенезе человека.

Оптимизация режимов физических нагрузок в зрелом возрасте может быть достигнута на основе регулярной смены видов физической тренировки и достижения тренировочного эффекта при ограниченных по объёму и интенсивности физических нагрузок,

Занимающимся физическими упражнениями в молодом и среднем возрасте можно рекомендовать сезонные смены видов занятий минимума 2, максимум 4 раза в год. Тренировки следует проводить не более 3 раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и реакционного характера. Продолжительность занятий не должна превышать 2 ч. для лиц молодого возраста 1,5 ч. для лиц среднего и пожилого возраста. Ежедневная утренняя зарядка должна оставаться обязательным элементом режима для человека зрелого возраста.

Особое внимание следует уделить оздоровительным и закаливающим мероприятиям. Следует помнить о том, что процесс закаливания по своей сути не отличается от процесса физической тренировки. Поэтому, многолетняя индивидуальная система закаливания каждого человека должна иметь свой ритм смены содержания, объёмов и интенсивности закаливающих процедур. В противном случае эффект резистентности организма может постепенно утратиться, так как однообразные воздействия не будут стимулировать развитие процессов адаптации, а со временем и не остановят их затухания.

Важное место в формировании физической культуры человека зрелого возраста займёт освоение им приёмов восстановления умственной и физической работоспособности и психической саморегуляции. Использование в этих целях различных форм физической активности и многообразие вариантов переключений, аутогенной тренировки, водных процедур, бани, массажа и т. д. должно стать привычным элементом здорового образа жизни в период стационарного состояния жизненного цикла человека.

Физическая активность пожилых людей

В начале периода пенсионного возраста человек сохраняет ещё достаточно высокий уровень своего физического потенциала. Инволюционные изменения в состоянии органов и систем человеческого организма ещё не наступают. Вместе с тем важной задачей физической активности пожилого человека является постепенная подготовка организма к предстоящим после 75−80 лет жизни инволюционным преобразованиям.

Для лиц пожилого возраста важное значение для длительного поддержания здоровья и предотвращения явлений преждевременного старения имеет сохранение устойчивой привычки к систематической физической активности. Основная направленность физической активности в этот период-поддержание тонуса скелетной мускулатуры и функциональных систем в верхних границах возрастных норм.

Организм пожилого человека уже не обладает таким арсеналом компенсаторных возможностей, какими располагает человек молодой, Поэтому, ошибки в организации физической активности в этом возрасте не так безопасны и вредны. Именно поэтому, человеку пожилому особенно важно быть столь же педантичным, аккуратным и систематичным в использовании мощных средств поддержания здоровья- физических упражнений, сколь требовательным бывает врач, добивающийся строгого следования его советам при приёме лекарств. Нужно всегда помнить, что в ряду средств воздействия на организм физическая нагрузка является не менее сильнодействующим средством, чем средства медикаментозного лечения.

Вот несколько правил, следовать которым нужно обязательно:

1. Применяемые физические упражнения должны быть строго дозированными по количеству повторений, по темпу выполнения, по амплитуде движений.

2.Упражнения со значительными силовыми напряжениями (например, упражнения с гантелями, с эспандером, с эластичным резиновым бинтом) следует чередовать с упражнениями на расслабление.

3.После каждой группы из 3−4 упражнений общеразвивающего характера необходимо выполнять дыхательные упражнения.

4.Для выполнения упражнений выбирать наиболее удобное исходное положение.

5.Во избежание перегрузки необходимо соблюдать принцип «рассеивания» нагрузки, т. е. чередовать упражнения для верхних конечностей с упражнениями для ног или туловища, упражнения для мышц-сгибателей с упражнениями для мышц-разгибателей.

Для начинающих и недостаточно физически здоровых пожилых людей лучше всего начинать с освоения начальной программы физической активности, которая включает в себя утреннюю зарядку и дозированную ходьбу, впоследствии дозированный бег.

Кроме утренней зарядки, дозированной ходьбы и бега важной формой физической активности пожилого человека является тренирующая гимнастика. Задача её в период освоения начальной программы заключается в пополнении разнообразия двигательных действий занимающихся. Общее время проведения занятия тренирующей гимнастикой 30—35 мин. Занятия проводятся 4−6 раз в неделю.

Начальная физическая подготовка, которая в общей сложности занимает от 9 месяцев до года, может послужить хорошим фундаментом для постоянной и более широкой интенсивной по содержанию физической активности пожилого человека. После закрепления на этом рубеже полезно подумать и об использовании средств различных видов спорта для обогащения содержания своей физической активности.

Лыжные прогулки, туристические походы плавание, велосипедные прогулки за город и специальные прогулки -тренировки на велосипедных трассах, занятия греблей, игра в теннис, бадминтон- всё это вполне доступно пожилому человеку. Особенно благотворны и полезны в этой ситуации такие виды, как велосипед, гребля, совершенно незаслуженно потерявшие популярность у людей постарше. Между тем эти виды спорта как будто специально созданы для пожилых людей. Например, при езде на велосипеде фактически полностью разгружен позвоночник- одно из самых слабых звеньев в организме людей пожилого возраста, а гребковые движения создают великолепные условия для интенсификации кровообращения в области шеи и спины, что имеет огромное позитивное значение для профилактики, а в ряде случаев и лечения остеохондроза- одной из самых «популярных» болезней пожилого возраста.