Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках

ББК 88.8 3 12 УДК 159.922.73

Авторы: С Д. Забрамная, канд. пед. наук,

проф. дефектологического факультета МПГУ; О.В. Боровик,

учителъ-дефектолог

Рецензент ЕЛ. Стребелева, докг. пед. наук, проф. Института коррекциониой педагогики РАО

Забрамная С .Д., Боровик О.В.

312        Развитие ребенка — в ваших руках: Книга полезных

советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». — М.: Новая школа, 2000. — 160 с. ISBN 5-7301-0335-2

В книге даются рекомендации родителям, воспитателям, учителям, психологам по формированию отдельных психических процессов и личности детей — дошкольников и младших школьников. Предлагаются различные задания игрового характера и наглядные материалы, которые окажут помощь в этой работе.

ББК 88.8

Забрамняя София Дшщс

Боровик Олег Вдадшшровнч

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — В ВАШИХ РУКАХ

Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов

у

Художники О.В. Боровик, С.С. Слесарев (рисунки), ТА. Ляхович (обложка) Редактор Е.И. Соколова. Корректор Н.В. Козлова ‘.  Оригинал-макет — AM. Быковская

Лицензия ЛР №065667 от 09.02.9»        .

Сдано в набор 28.02.2000. Подписано в печать 28.02.2000. Формат 60×90/16

9 стр., 4075 слов

Профессиональное самовоспитание как условие развития личности ...

... развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение. В данной работе мы попытаемся показать важность непрерывного образования учителя ... профессиональной самореализации является высокий уровень сформированности профессионального самосознания. Профессиональное самосознание учителя может быть рассмотрено как процесс, “внутренняя” деятельность, имеющая свой ...

Бумага газетная. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Усл. печ. л. 10.

Тираж 10000 экз. (1-й з-д 5000 экз.) Заказ №775.

Издательство «Новая школа». 107258, Москва, Краснобогатырская ул., 79, стр. ЗБ.

Отпечатано с готового оригинал-макета

в Чебоксарской типографии Na 1. 428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15.

ISBN 5-7301-0335-2


О Забрамная, Боровик, 2000 © Изд-во «Новая школа», 2000

Предисловие

Предваряя книгу С.Д. Забранной и О.В. Боровика, сотрудничество с которыми считаю подарком судьбы, я заранее радуюсь за читателей, получающих в руки бесценный практический материал для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Как явствует из названия, адресат книги самый широкий: педагоги и воспитатели, практические психологи и дефектологи, мамы и папы, бабушки и дедушки. Иными словами, это книга для всех, кто имеет отношение к маленькому человеку. И именно поэтому она в наибольшей степени отвечает наименованию серии «Школа для всех», задуманной нами совместно с издательством «Новая школа» в развитие идеи адаптивной школы.

В отечественной педагогике достаточно давно утвердилась мысль о равноправии всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей. На практике же долгие годы дело не шло дальше благих пожеланий.

Проблема эта, на мой взгляд, несводима к пресловутому тоталитаризму советской школы, не допускавшей к святая святых — учебному процессу — наиболее заинтересованную сторону: родителей. Перестроечные призывы к педагогике сотрудничества также мало что изменили, ибо касались по большей части демократизации отношений в школе, моделируя общественные процессы со всеми их плюсами и минусами, пугая профессионалов достаточно агрессивным дилетантизмом так называемой педагогической общественности. Наличие или отсутствие школьных советов по-прежнему слабо отражало истинную картину взаимодействия педагогов и родителей, ибо за кадром оставался самый существенный и порядком девальвированный вопрос педагогического всеобуча родителей.

Согласитесь, что по-настоящему сотрудничать могут лишь люди, хорошо знающие суть дела. Одной заинтересованности здесь недостаточно, иначе пришлось бы признать равноправное партнерство больного и хирурга на операционном столе. Но та же самая медицинская аналогия оборачивается иной стороной, когда дело касается вопросов валеологических, призванных раскрыть и инструментально оснастить древнюю как мир истину, что здо-

ровье каждого в его собственных руках. Здесь медики не жалеют сил и времени на обращение непосвященных в свою веру и, между прочим, частенько добиваются успехов, ибо когда дело идет о здоровье в его привычном телесном понимании — это касается всех и каждого. А значит, отзвук в любой аудитории вплоть до самой широкой — телевизионной — обеспечен, результативность медицинского всеобуча очевидна. Наше меркантильное время незамедлительно откликается на этот социальный запрос мощной рекламой всех мыслимых средств поддержания здоровья: от препаратов До тренажеров.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... мотивы – это, прежде всего, цели и мотивы педагогической деятельности и педагогического общения. Для воспитанников - это цели тех конкретных ... и ситуациями) свойственны и воспитателям, но имеют подчиненный педагогическим целям и потребностям характер, если воспитатель ведет себя ... воспитания всегда волновали не только педагогов и родителей, но и философов, государственных деятелей, ученых прошлого и ...

Иное дело — навязшая в зубах пропаганда педагогических знаний. Педагогические передачи незаметно сходят с экранов, не вызывая ни малейшего намека на сопротивление со стороны общественности. «Дети — наше будущее? Какая ложь! — сказал мне незадолго до смерти мудрейший Зиновий Гердт. — Кого по большому счету интересует будущее?»

Между тем было бы большой ошибкой списывать спад интереса к педагогической проблематике лишь на противоречия нашего общественного развития и ожесточение нравов. Мы, педагоги, в полной мере несем за это ответственность, ибо педагогический продукт может стать не менее притягательным и, да простят меня педагоги-гуманисты, не менее коммерческим, нежели медицинский. Если он реально существует и помогает — этот продукт. Бесконечно переиздаваемые книги доктора Спока тому непреложное свидетельство.

Увы, слишком долго в своем педагогическом снобизме отказывались мы от так называемой педагогической рецептуры, предпочитая ограничиваться общими морально-педагогическими сентенциями, крепко замешенными на житейских примерах и благих пожеланиях, не давая в руки родителям реальных инструментов работы с детьми.

Книга, представляемая читателю, и есть, на мой взгляд, такой универсальный инструмент педагогической диагностики и коррекции детей, который позволяет не на словах, а на деле осуществить желанное педагогическое сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка сторон.

Быть может, кого-то отпугнет тот факт, что один из авторов этой книги С Д. Забранная — известный в стране ученый-дефехто-1 лог, а второй автор О.В. Боровик — учитель-дефектолог? Но границы между так называемой нормой и патологией подчас слишком I прозрачны, относительны. Как тут не вспомнить гамлетовское:! «Не странен кто ж?» И кому как не родителям, внимательно наблюдающим за ребенком, первыми не обратить внимание на тревожащие особенности в его развитии. Страусиная позиция здесь не только не продуктивна, но опасна и в полной мере преступна.

«Я не позволю делать из моего сына дурака», — кричала мне в лицо много лет назад разъяренная мать третьеклассника. Между тем у ребенка при полной сохранности интеллекта и успешности в обучении прогрессировала детская шизофрения. Своевременное вмешательство специалистов без согласия родителей было невозможно. В 14 лёт, в период обострения болезни, он совершил преступление, и мать на коленях умоляла направить аргументированный запрос в Институт судебной психиатрии на предмет его освидетельствования. На суде выводы специалистов института Сербского были приняты во внимание, и подросток вместо тюрьмы был направлен в лечебное учреждение (а мать — прямо из зала руда с инсультом в больницу).

14 стр., 6602 слов

Влияние стилей воспитания родителей на развитие личностных особенностей ...

... оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Родители в личностном развитии ребенка играют незаменимую роль. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, ... из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает. 3 тип. В основе материнства - ...

Минули годы, пройдя эффективный курс лечения, парень закончил не только нашу школу, но и вуз, а она каждый год по телефону благодарит и поздравляет меня с Днем учителя. Поменьше бы таких благодарностей…

Особенно ценно то, что книга СД. Забрамной и О.В. Боровика подробно раскрывает педагогическую коррекцию прежде всего дошкольников. Ведь так важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и организовать своевременную помощь в самом чувствительном, или, как говорят психологи, сензитивном, периоде, когда еще многое не поздно. Причем речь не идет обязательно о крайних ситуациях типа описанной выше, когда нужна серьезная специализированная помощь. Гораздо чаще мы имеем дело с достаточно легко устранимыми даже на уровне родителей проблемами, но будучи незамеченными, эти проблемы станут причиной будущей школьной неуспешности, источником .неврозов, эмоциональных расстройств и прогрессирующих на этом мрачном фоне заболеваний.

«В здоровом теле — здоровый дух», — утверждали древние. Но мы-то сегодня знаем, что дух и тело — субстанции амбивалентные, а значит, при больном духе недолго потерять и тело. Вы стремитесь избежать этого? Но тогда поверьте, что развитие вашего ребенка в ваших руках.

ЕЛ. Ямбург,

заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор многопрофильного образовательного комплекса Ne 109 Москвы

Введение

Воспитание детей — большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.

Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые родители упускают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. В одних случаях родители чрезмерно увлекаются общим развитием детей (чтением книг, посещением выставок, музеев, театров).

Такие дети при психолого-педагогическом обследовании дают хорошие показатели в общей осведомленности, но они могут оказаться совершенно беспомощными при решении практических задач, особенно тех, которые требуют определенной ручной умелости. В других случаях развитие ребенка пускают на самотек в надежде, что он сам, подрастая, будет познавать мир. Туг заманчиво стремление предоставить детям больше самостоятельности, но при этом может не сформироваться система знаний, умений, соответствующих каждому возрасту. Именно поэтому важно, чтобы фундамент личности закладывался родителями, разумеется, при актив ной творческой деятельности самого ребенка.

Безусловно, воспитание нормально развивающихся детей тре бует меньше хлопот, хотя и им нужна систематическая и делена правленная помощь взрослых. Если же в семье растет ребенок тем или иным психофизическим неблагополучием, то с ним нуж ны специальные коррекционно-развивающие занятия.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Приведем некоторые примеры возникающих проблем, с ко торыми родители обращаются за советами к специалистам. Пр

этом мы отобрали лишь благополучные семьи, где любят детей и хотят им помочь.

На прием к психологу пришла мать с мальчиком» которому только что исполнилось 5 лет. Цель прихода — тестирование для устройства в «мини»тлицей. При обследовании выявлен широкий запас общих сведений об окружающем мире, богатый словарь. Мальчик уже научился читать, пишет двухсложные слова, владеет счетом в пределах 8. Однако при хорошем умственном развитии внимание специалиста привлекла «неуклюжесть», двигательная неловкость мальчика. Он затруднялся стоять поочередно на левой—правой ноге, прыгать на одной и двух ногах, неловко ловил и бросал мяч и т.п. В беседе мать рассказала, что сын часами может слушать сказки, различные истории, смотреть детские телевизионные передачи, но не любит подвижные игры, предпочитает разговоры со взрослыми. В результате неправильного, «однобокого0 развития оказались недостаточно сформированными двигательные функции. А ведь это может сказаться не только на общем психофизическом здоровье ребенка, но и быть источником переживаний из-за насмешек со стороны сверстников, и как результат — отказ от участия в коллективных играх. Матери были даны советы по организации всестороннего развития ребенка.

Другой пример. На прием к дефектологу пришли молодые родители с дочкой 6 лет. Родителей волновала ее повышенная возбудимость, утомляемость. Девочка действительно выглядела усталой. Но причиной оказалось не какое-то заболевание, которого доискивались родители, посещая врачей, а несоблюдение режима сна и отдыха. В семье не на кого было оставить ребенка, поэтому чуть ли не с рождения, идя в гости, родители брали дочку с собой. Когда к ним приходили друзья с детьми (а это бывало очень часто), дети допоздна играли и веселились вместе с родителями. Чрезмерные эмоциональные нагрузки привели к истощенности нервной системы ребенка. Были рекомендованы соблюдение четкого режима сна, приема пищи, закаливающие процедуры, прогулки, определенное время для игровых занятий и домашнего труда.

А вот еще пример. Девочка 15 лет, глубоко умственно отсталая (диагноз: имбецильность).

Единственный и к тому же поздний ребенок. Вся жизнь родителей посвящена и подчинена дочери. К сожалению, это слепая любовь. От девочки ждут невозможного и упускают в воспитании необходимое. Не привиты элементарные гигиенические навыки и навыки по самообслуживанию, хотя она многим могла бы уже к этому возрасту овладеть: само-

7

стоятельно одеваться, умываться, причесываться, есть, мыть посуду, накрывать на стол и т.д. Но родители, жалея дочь, делают это все за нее, оберегают ее от малейших усилий. Из-за бездеятельности и малоподвижности девочка стала чрезмерно полной. Родителей больше всего волнует, как обучать ее грамоте, и именно с этой целью они обратились в консультацию. Однако дефек-толог посоветовал основные силы направить на развитие моторики, расширение словарного запаса, формирование внимания, усидчивости при выполнении задания. Важно привить девочке необходимые навыки труда и самообслуживания; она должна получать радость, помогая по хозяйству. Все это будет способствовать умственному развитию, а также правильному становлению характера. Были показаны упражнения по формированию внимания, способы переключения при чрезмерном возбуждении, приемы выработки навыков самообслуживания.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающим, развивается образное мировидение, отзывчивость. 3. В работе по коррекции агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на ...

Подобные случаи трудностей в воспитании детей, с которыми психологи встречаются при обращении родителей за консультацией, явились основанием для публикации данных материалов. Рекомендации и игровые упражнения, собранные здесь, не новы Многие из них описаны разными специалистами (педагогами, психологами, дефектологами).

Главная задача авторов сводилась к тому, чтобы облегчить воспитателей в подборе упражнений, игр для занятий с ребенком* При этом мы учитывали то, что с одними детьми основной упор! должен делаться на развитие произвольного внимания, с другими—на пространственные представления, приемы запоминания, для некоторых главным окажется формирование навыков планирования, самоконтроля и т.д. Для удобства использования мы сгруппировали материал с учетом того, на развитие каких качеств психической деятельности он, в первую очередь, направлен.

Выбор заданий зависит не столько от возраста^ сколько уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказатьс непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетни ми. Важным условием является заинтересованность ребенка в со вместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их система тическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет

ждать.

Коррекционно-развивающие занятия не должны быть про должительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую ра боту. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимально» речевой активности, с заданиями, которые могут выл без участия речи (конструирование, рисование).

Если за начались с каких-то устных логических заданий, с

8


стихов и т.п., полезно продолжить их вышиванием, лепкой. Занятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рассматриванием картинок.

Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более старшего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но помните, что в процессе занятий не следует быть слишком многословным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Никаких нравоучений и раздражения, никакого выполнения задания за ребенка! Помощь должна быть дозированной. Не забывайте похвалить ребенка за старания.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... участников. заключение: поведение итогов. Методы, применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Основное направление их использования и интерпретации — это создание сплоченной группы, ориентированной ...

Когда основные трудности уже преодолены, советуем начать привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ребенка, учат общению, которое ему так необходимо.

Для занятий советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.

Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей оИи образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последовательным в своих действиях и поступках.

Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.

Многие из приведенных заданий взяты из детской литературы (книжек-загадок, книжек-раскрасок), настольных игр, представ-собой модификацию известных психологических методик и в. Использован и материал нашей книги для родителей*.

Самостоятельно или посоветовавшись с педагогами выберите

задания, которые в большей мере будут полезны вашему ре-«ку. Каждый может придумать или найти в литературе анало-е игры и упражнения.

Желаем успеха!

См.: Забрамная СД. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. |М., 1990.

УПЕПЯЙТЕ ВНИМАНИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, физичес развитыми. Само это не приходит, необходимо уделить физичес кому воспитанию специальное время. Причем помните, что фи зическое воспитание осуществляется в единстве с умстве: эстетическим, трудовым, нравственным воспитанием. Это вне гармоничного развития личности.

Начинать такое воспитание надо с первых месяцев жизни ре бенка. Как только у малыша проявляется интерес к окружающе му, он пытается взять предмет, дотянуться до него. Надо помо детям в их первых двигательных усилиях. Пока ребенок еще н научился ходить, создавайте ситуации, в которых требуется пере вернуться, переменить положение, ползти, садиться, стоять у опо ры и т.д.

Можно рекомендовать такие упражнения.

Повороты головы в различных направлениях — справа
лево, слева направо, вниз, вверх (исходное положение ле:
на спине).

Контроль за положением головы в пространстве. Be;

ное положение головы.

Повороты со спины на бок в обе стороны.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно ... проблемы. Одним из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на ...

Перевертывания со спины на живот.

Перевертывание на 360° — со спины на спину и с живота н
живот.

Поднятие ног и одновременное разведение рук лежа
животе.

Круговые движения приподнятыми ногами в положении ле:
на спине.

Ножницеобразные движения прямыми ногами лежа на с:
не влево—вправо, вверх—вниз.

Ползание на животе, ползание на четвереньках.

Самостоятельный переход в позу сидя.

Эти и иные упражнения укрепляют мускулатуру ребенка, ад ляются прекрасным корригирующим и активизирующим среде! вом.

10

Наряду с указанными существует специальный комплекс упражнений, которые выполняются в положениях сидя, стоя, при ходьбе, беге. Упражнения проводятся по утрам и в течение дня. Они должны быть умеренными по своему темпу и йагрузке. Нельзя перевозбуждать нервную систему ребенка. Проводя утреннюю гимнастику, лучше придать ей игровой характер, а в речевом сопровождении взрослого желательны спокойные и ласковые интонации.

Особое внимание следует обратить на движения рук ребенка, рука является важнейшим инструментом человеческого познания, поэтому важно тренироватьТочность движений всей руки, укреплять силу кисти и пальцев. Проследите, чтобы при хватательных движениях погремушки, пальцев вашей руки большой палец противопоставлялся остальным. Выполняйте в виде игры разные варианты хватательных движений, при которых большой палец прижимается к предмету, неся основную нагрузку.

Для укрепления пальцев можно рекомендовать такие упражнения.

Перекладывание кубиков, шариков, пуговиц различной ве
личины.

Обрывание лепестков с цветка, цветов с ветки.

Прибивание молотком гвоздей, постукивание молоточком
по клавишам ксилофона.

Нажимание на кнопку звонка, выключателя.

Протыкание палочкой отверстий в картоне.

Упражнения с пульверизатором, резиновой грушей.

Линование.

Можно использовать различные пальцевые игры.

Изображение зайчика, птички, собачки и т.п. с помощью
определенного положения пальцев (рис. 1)*.

Гимнастику пальцев: «пальчики здороваются», «пальчики
прощаются» и т.д.

Полезны раскрашивание контурных изображений; штриховка в заданном направлении: проведение вертикальных, косых, горизонтальных линий; рисование овалов, кругов, полукругов; «закручивание» и «раскручивание** улиток, начиная с точки и не отрывая карандаша от бумаги; обводка по трафарету, через кальку; выкладывание из мозаики; вырезание кругов, сгибание бумаги.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

* Рисунки см. в приложении.        —

.11

Очень важно к школе укрепить всю руку, научить ребенка!
держать карандаш тремя пальцами — это облегчит овладение на-]
выками письма. В этих движениях участвуют предплечье, кисть,1
пальцы.        I

Длд того чтобы укрепить большой, указательный и средний пальцы, держащие карандаш при письме, играйте с ребенком! Например, попросите перебирать карандаш с ребристой поверх-] ностъю тремя пальцами; крепко удерживать карандаш, чтобы] взрослый не мог его вытащить; переворачивать карандаш указа-! тельным и средним пальцами (большой палец может помогать)] Укрепляет эти пальцы застегивание и расстегивание пуговиц, шну<1 рование ботинок, развязывание узелков» нанизывание бусинок! катушек, перебирание крупы, открывание и завинчивание про! бок. В процессе таких занятий совершенствуются точность дви4 жений руки, сила, произвольное внимание, навык самоконтроля]

Можно предложить ребенку обвести линии или соединить точ -1
ки или предметы (рис. 2).        1

Попросите ребенка провести карандашом путь машин, не!
выходя за линии (рис. 3).        1

Необходимый материал можно без труда изготовить самим]
Например: рамку для шнурования можно вырезать из старых бо-|
тинок; в деревянную доску длиной 40—45 см можно по зигзаго-1
образной линии вбить гвоздики с большой «головкой» (обивоч 1
ные), по которым ребенок будет ударять молоточком (для orpaJ
ботки точности и силы движений) (рис. 4).        1

Необходимо, чтобы ребенок не просто манипулировал с пред! метами, но имитировал действия взрослых. Для таких занятии надо подбирать предметы, с которыми ребенок знает что делать! из кубиков строить башню, в ведро насыпать песок или наливат! воду, машину катать, прищепками прикреплять белье к веревке!

Обучать детей движениям надо медленно и четко. Сначала
взрослый показывает действие, а затем он предлагает ребенк!
сделать так же. В процессе выполнения надо стимулировать pel
бенка. Похвала вызывает желание продолжать занятие. Желатель!
но, чтобы ребенок сопровождал действия речью, поэтому всегда
комментируйте свой показ.        1

В специальной дефектологической литературе описаны раз!
личные упражнения, которые способствуют укреплению ног. Вы!
полняйте их ежедневно, научите ребенка удерживать равновесие!
стоять и прыгать поочередно на каждой ноге, ударять ногой сна!
чала по воздушному шару, затем по мячу. Утренняя гимнастик!
обязательна.        1

12        I

Все это сделает ребенка ловким и облегчит включение в коллективные подвижные игры. Занятия лучше проводить на свежем воздухе. Наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений — дневные прогулки. Характер игр, упражнений зависит как от времени года, так и от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, от состояния его нервной системы, уровня психофизического развития. Учитывать эти показатели нужно при реализации всей системы физического воспитания (при закаливании, занятиях по физической культуре, в спортивных играх).

В тех случаях, когда у ребенка имеются дефекты физического развития, являющиеся последствием детского церебрального паралича (ДЦП) или вызванные некоторыми органическими поражениями, необходимы специальные занятия (массаж, физические упражнения и т.п.), которые посоветует специалист (врач-ортопед, невропатолог, дефектолог).

Очень полезны упражнения типа тех, что указаны на рис. 5.

РАЗВИВАЙТЕ НАБЛЮОАТЕПЬНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ВНИМАНИЕМ

Для того чтобы облегчить ребенку познание, освоение окружающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом объекте. В своей практической работе мы часто наблюдали детей, которые при нормальном умственном развитии показывают низкие результаты в той или иной деятельности вследствие несформированности внимания. Как правило, при обучении в школе эти дети Оказываются в числе слабоуспевающих. Но им можно помочь.

Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять действия длительное время), распределенностъ (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение в игры упражнений и заданий, развивающих указанные качества.

При организации таких занятий надо знать, что детям младшего возраста свойственна незрелость произвольной деятельности. Они еще не умеют управлять своими желаниями и, чтобы

13

начать с ребенком совместную деятельность, надо учесть его сиюминутное состояние, «подстроиться» под него, использовать положительный эмоциональный фон. По мере взросления детей и формирования произвольной деятельности регулирующую роль все больше играет слово, речь взрослых. Особенно важно при этом заинтересовать ребенка выполняемой работой. Значимые для него мотивы деятельности — одно из условий произвольного внимания.

Приведем некоторые варианты игр, упражнений, аналогичные которым вы можете придумать сами или найти в литературе. Играть можно вдвоем с ребенком, с несколькими детьми (желательно одного уровня развития).

Игры типа «Делит, как я*

Все, включая ведущего, сидят, с одной стороны стола. Кисти
рук кладут на стол. Ведущий поочередно: сжимает в кулак
пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы
правой руки, распрямляя при этом пальцы левой (ладонью
к столу) и т.д. Это упражнение полезно для развития мото
рики, согласованности действий и в то же время является
тренировкой внимания, так как для правильного выполне
ния необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с
одного действия на другое. Достаточно 10—15 разных пози
ций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает по
степенно в зависимости от возраста и индивидуальных осо
бенностей играющих.

Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх;
руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону, левая
рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняет
ся стоя.

Ведущий производит удары палочкой по столу или хлопки в
ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в
том же ритме. Это упражнение способствует развитию вни
мания при слуховом восприятии.

Разложите фигурки геометрической, мозаики в определен
ной последовательности (с учетом формы или цвета).

Пред
ложите ребенку сделать так же. В ходе этого занятия выра
батывается устойчивость внимания, его распределенность.
Если ребенок ошибается, не торопитесь подсказывать ему.
Спокойно скажите, что он сделал неверно; нужно, чтобы

14

он сам нашел свою ошибку. Это помотает вырабатывать очень важный для любой деятельности навык самоконтроля.

•        Способствуют формированию самоконтроля и игры типа
«Нос—ухо—нос». Ведущий называет слово, а дети должны
показать его. При этом ведущий может «обманывать»: го
ворит «нос», а показывает «ухо» и т.д. Дети должны быть
очень внимательными, чтобы показать верно.

Игры типа «Кто больше увидит9

Предложите детям посмотреть в окно или на стол, на кото
ром стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать
увиденное.

Покажите картинку, в которой «спрятаны» разные звери,
птицы, предметы (рис. 6, 6а).

Ребенок должен найти их.

Попросите ребенка найти различия в двух картинках (рис. 7,
7а).

Попросите найти два одинаковых мяча (рис. 8), одинаковые
пары обуви (рис. 9, 9а, 96, 9в), такую же бабочку, фигурку
(рис. 10).

Разложите знакомые предметы или картинки с их изобра
жением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите
один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет
убрали. После этого предметы замените или поменяйте мес
тами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с
картинками.

Другой вариант: покажите ребенку куклу, попросите рас
смотреть ее. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете
детали одежды; ребенок должен сказать, что изменилось.

Все эти игры, как уже говорилось, развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти.

Подвижные игры на внимание

•        Поставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте
мяч кому-нибудь из играющих, называя одно из трех слов:
растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен на
звать любое слово, входящее в данную родовую категорию.
Например, при слове «растение» можно назвать березу, ель
и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает
вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.

15

•        Дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 метров.

Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называйте знакомые детям одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет «живой», то дети должны побежать и занять круг. Если предмет «неживой», то они прыгают на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза.

•        Дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора

(показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети

должны:

если круг зеленый — со скакалкой прыгать до обозначенной черты;

если желтый — прыгать через скакалку на месте; если красный — стоять на месте с опущенной скакалкой.

•        Спрячьте предмет. Ребенок должен найти его, ориентируясь

на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.

•        Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать
на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка —
побежали.

Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.

Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если вы
называете животное, он должен прыгать на месте на двух
ногах; если называется растение, он должен поднять пра
вую руку и т.п.

Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в сто
роны, кивок головой).

Движения неожиданно меняются. Кто
не заметил, выбывает из игры.

Приведенные игры не только положительно влияют на внимание, но и полезны для физического развития (бросание мяча развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.

В тех случаях, когда у ребенка грубо выражены недостатки внимания, необходимы ежедневные специальные упражнения. Существуют психологические методики для исследования внимания — «корректурные пробы». Они и аналогичные им задания могут быть применены для коррекции внимания. Приведем несколько примеров.

16

Задания для коррекции внимания

•        Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению
детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстра
ций).

Объем текста — в пределах 15—19 строк.

Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (букву О).

Бели какие-то буквы уже знакомы, то именно с этими буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. Затем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчеркивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчивости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делайте занятия более продолжительными, увеличивая количество строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчеркиваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.

Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном поряд
ке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк).
Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры
4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть
цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.

Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка,
мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку бнача-
ла подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и
тд.

Ребенок должен расставить соответствующие значки в на
рисованных на листе фигурах (рис. 11).

Более сложный ва
риант: заштриховать все фигуры так, как показано в образ
це (рис. На).

Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одно
временно рисовать карандашом вертикальные палочки на
листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и счи
тать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через
одинаковые интервалы).

2.3аюо!*775.

17

Упражнения для школьников

Все приведенные выше упражнения — только на более сложи ном материале — полезны и детям школьного возраста. Так, типу «корректурных проб» можно предложить прочитать ело! заполнив фигуры соответствующими образцу буквами (рис. V. или перенести из образца значки и цифры и решить пример] (рис. 13).

Можно посоветовать и такие игры: «Летает — не летает», «Hi оборот», «Найди ошибку в тексте» и др. Эти игры требуют oi деленного волевого напряжения и самоконтроля.

В игре «Летает—не летает» взрослый называет слова и по;
нимает или опускает руки в зависимости от названного пред
мета. Ребенок должен поднимать руки, если предмет лс
ет, и опускать, если не летает. Предупредите ребенка,
надо быть очень внимательным, так как вы можете cnei
ально его «обмануть».

Вариант игры: найти фигурку или изображение пред
которые не туда положили. В стопку складывают четыре;
угольники и среди них — один круг (или картинки, изоб{
жающие предметы одежды, и среди них — животное).

В игре «Наоборот» нужно отвечать словом и кивком голе
вы. Так, если согласен, надо утвердительно кивать, но
этом говорить «нет». Эта игра очень трудная, поэтому
надо огорчаться, если ребенок не сразу усвоит ее прав]

Очень полезны поиски ошибок в текстах. В зависимости класса определяются содержание текста и характер ошибок, торые должен найти ребенок. Последний принимает на себя рш учителя, и это придает занятиям игровой характер.

ФОРМИРУЙТЕ У ПЕТЕЙ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Сложная работа предстоит по развитию у ребенка преде лений о величине, форме, цвете предметов, понимания простран) ственных отношений. От того, насколько верны будут эти пред ставления, зависит полнота и точность восприятия окружаю! го. Дети легче различают величину предметов. Большую трудн< для них представляет установление признаков цвета, пространс венных соотношений и особенно определение времени.

18

Повторяем наш совет: постоянно, в разных ситуациях используйте возможность обратить внимание ребенка на тот или иной признак предмета, явления. Цвет листьев в «разное время года; цвет, форма овощей, фруктов и т.д. — все это можно наблюдать ежедневно. Приучайте детей чувствовать протяженность времени, а для этого каждый раз отмечайте, сколько времени затратили’на уборку комнаты, как долго занимались, играли, гуляли. Младший школьник уже должен понимать, что за один час дом не построишь, а два года много, чтобы вымыть пол. Подобные вопросы-шутки весьма полезны.

Упражнения с опорой на зрение или осязание

Начинать формирование восприятия отдельных признаков предметов целесообразно с простых упражнений, выполняемых с опорой на зрение или осязание.

• Покажите ребенку в течение 10 секунд треугольник или иную фигуру, а затем попросите найти ее на ощупь в мешочке среди других фигур:

О  Л

Предложите ребенку закрыть глаза и руками обвести круг, а затем узнать его среди других фигур:

Дайте ребенку пуговицы одного цвета, но разной величины и предложите разложить их от маленькой к большой и наоборот.

Попросите ребенка на ощупь найти самый большой и самый маленький камешек (в мешочке камешки разной величины).

Дайте ребенку полоску бумаги длиной в 10—12 см и попросите зрительно найти середину. Попросите разложить фигурки с учетом цвета. Предложите ребенку спрятать мышку от кошки (рис. 14, 14а).

Для этого он должен соотнести форму окон и дверок (вырезать «дверки» из рис. 14а).

Предложите определить, из каких фигур сделаны человечки (рис. 15).

Предложите найти на рисунке предметы (рис. 16) указанной формы (рис. 16а).

19

•        Попросите найти и раскрасить большие предметы краен]
карандашом, а маленькие — зеленым (рис. 17).

После
крашивания этот рисунок используйте для различения при|
знаков предметов: «Покажи большой красный мяч».

•        Предложите ребенку раскрасить маленькие флажки так,

слева был синий флажок, а справа — зеленый (рис. 17а).

Попросите ребенка показать, из какого материала
костюмы клоунов (рис. 18, 18а).

Попросите ребенка узнать по пунктирам, какие изображен]

цветы, овощи, и сказать, какого цвета они бывают (рис. 19)

•        Кто изображен на рис. 19а?

Игры на развитие зрительного восприятия, представления» воображения

«Кто больше назовет». Положите перед ребенком Kpaci
круг, зеленый овал, темно-красный треугольник вершиш
вниз и попросите назвать похожие на эти предметы ово]
фрукты (яблоко, огурец, свекла).

«Кто быстрее разложит картинки». Из рис. 20, 20а, 206
режьте картинки с изображением знакомых предметов
геометрические фигуры. Предложите ребенку сначала ш
звать эти предметы, а затем разложить их в три кучки
учетом формы (треугольник, круг, четырехугольник).

«Домино». Заготовьте 10—24 карточки, разделенные
той пополам. На каждой половине карточки изображена ф]
гура определенного цвета. Используйте те фигуры и те

та, с которыми ребенок уже знаком. Например: на одно|

карточке изображены зеленый треугольник и синий кр

на другой — красный квадрат и зеленый круг и т.д. Наи(

лее простой вариант игры — подбор карточек с учетом толы

одного признака (только цвета или только формы).

При боле

сложном варианте надо подбирать карточки с учетом

и формы. Это уже сложная мыслительная операция,

которой важен самоконтроль.

Подобная игра может быть использована и для закреплен]

родовых понятий. На одной половине каждой карточки нарис]

те или наклейте изображения предметов одежды, мебели,

ных и т.д. Правила игры те же, что и в обычном «Домино».

•        «Строитель». Вырежьте из плотной бумаги различные
метрические фигуры разной величины. Предложите ребен]
ку построить из них какие-нибудь предметы. Наприме]
гриб-мухомор из треугольника («шляпка») и узкого длин]
ного прямоугольника («ножка»); куклу-неваляшку из мг

ленького и большого 1фугов и т.д. Можно не называть предмет, пусть ребенок сам фантазирует. Очень полезны задания на складывание целой картинки из частей. Сначала упражняйте ребенка в складывании знакомых предметных картинок, разрезанных на две, четыре части по вертикали, горизонтали, по двум диагоналям (рис. 21,

21а).

Если ребенок легко справляется с этой работой, усложните
ее за счет большего количества разрезов. Можно предло
жить шесть цветных карточек одинакового размера, разре
занных по вертикали на две равные половины. С одной
стороны разрезанными являются различные геометричес
кие фигуры:        

О  П   О

С другой — изображения знакомых предметов (мяч, пирамида, дом, часы, книга, огурец).

Ребенок должен подобрать половинки карточек и составить картинки.

Наряду с картинками, которые можно взять из старых детских книжек, используйте сюжетные кубики.

•        «Волшебные кляксы». На лист бумаги капните чернила или
цветную тушь. Затем сложите этот лист пополам. Попроси
те ребенка назвать то, что он видит в полученном изобра
жении. Эта игра развивает воображение детей.

> С этой же целью нарисуйте несколько знакомых детям предметов, не завершив рисунок, и попросите закончить его (рис. 22), дорисовать симметрично (рис. 22а).

Вызывает интерес у детей и узнавание предметов по контурам. В усложненном варианте это могут быть наложенные один на другой силуэты предметов. Во всех этих заданиях дети опираются на имеющиеся у них знания.

•        Предложите зрительно найти по изображенным частям сна
чала животных (рис. 23), а затем определить недостающую
часть круга и треугольника (рис. 23а).

Подобные упражнения развивают наглядно-образное мышление, способность к комбинированию. Все эти качества важны для школьного обучения и жизненной ориентировки.

•        «Вкусная угадай-ка». Подвесьте на веревке несколько зна
комых предметов (конфету, яблоко, морковь, баранку).

Ре
бенок с закрытыми глазами на ощупь должен узнать эти
предметы, рассказать о них. В качестве поощрения угости-

n   те ими ребенка.

21

«Волшебный мешочек**. В мешочке 8—10 разных предметов. Ребенок, не вынимая их, на ощупь должен узнать их и] рассказать о каждом. Можно вложить в мешочек тряпочку | с пришитыми пуговицами и попросить сосчитать пуговицы.

Игры на развитие слухового восприятия

«Узнай по звуку, по голосу». Попросите детей определить! по звучанию инструмент: пианино, барабан, дудочку, ак-| кордеон, колокольчик. Узнать по голосу членов своей семьи.

«Слушай команду!» Сначала поставьте ребенка и спросите,;
что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только|
после этого начинайте играть. Вы говорите, что если ребе
нок будет внимательно слушать и правильно выполнять ко
манды, то найдет конфетку. Он закрывает глаза и идет,
выполняя ваши указания} «Шаг вперед, шаг вправо, два|
шага вперед, шаг влево, руки  на пояс, правую руку впе-J
ред…» Можете по своему усмотрению менять команды.

Предложите картинки, на которых надо определить:

какой лапкой бельчонок держит шишку, а мишка — гор-;

шочек с медом (рис. 24);

какой лапкой зайка ест морковку; где находится слон]

(рис. 24а);

в каком направлении едут машины (рис. 246).

Положите на столе знакомые предметы и спросите, что ле
жит в середине, что слева вверху, слева внизу. После вы-1
полнения этого задания дайте картинку с изображениями!
предметов и попросите назвать, что где нарисовано.

«Художник». Дайте ребенку лист   в клетку из школьной!
тетради. Ребенок рисует по вашей инструкции: «В центре
кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка]
через две клеточки треугольник и т д.». Аналогичное уп
ражнение можно провести с мозаикой.

Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей] о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве,] развивают воображение, способность к конструированию, умение выполнять задание по инструкции.

22

УЧИТЕ ПРИЕМАМ ЗАПОМИНАНИЯ

у        ‘        •

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому и надо с раннего возраста развивать память детей. Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т.д.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес — гриб; стол — чашка; вода — … и т.д.).

Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.

Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.

• Разложите, с учетом возраста ребенка, 4—5 (до 10—12) картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того чтобы их легче было вспомнить, ребенок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Например, для 5—6-летнего ребенка предлагаются следующие картинки: мяч, ложка, кровать, собака, дерево (рис. 25; картинки вырезать).

Слова для запоминания: лес, игра, сторож, обед, сон. Через 20—30 минут вы даете ребенку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и три слова, шесть картинок и шесть слов и т л. Чем старше ребенок,

.        23

тем больше можно предъявлять ему картинок и слов запоминания.

•        Очень полезно для развития осознанного запоминания ил
люстрирование текстов, которые предлагаются для пересказ!
Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к не]
подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разло
жены. На следующий день он должен воспроизвести

по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание cthxoi текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком. Испс составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторить ei 2—3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и себя. Повторяют 3—4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можн( предложить следующие.

Разложите перед ребенком 8—10 картинок (или игрушек).!
Пусть он рассмотрит их в течение 30—40 секунд, а затем]
накройте салфеткой и предложите ребенку перечислить их.]
Чтобы тренировать долговременную память, попросите пере-1
числить то, что вы показывали, через час и на следующий!
день.

Покажите ребенку картинку с изображением 9 знако?
предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых бу
дут и эти 9 предметов. Ребенок должен назвать или пока
зать их.

Предложите ребенку рассмотреть картинку (рис. 26), а за
тем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке
(рис. 26а).

•        На полке стоят 6 предметов (ваза, кастрюля, чайники —
большой и маленький, терка для овощей, миска).

Ребенок
их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а
вы производите замену одного-двух предметов и спраши
ваете, что изменилось.

24

Взрослый производит действия, а ребенок должен их вос
произвести.

Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По
сигналу разбегаются, а за?гем по команде должны найти свое

место.

•        Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. На
пример:

;

окно   — цветок        лыжи   — холод

чашка — молоко        книга  — учитель

нога    — палец        дорога — машина

После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.

«Угадай-ка!» Взрослый дает словесное описание какого-то
знакомого детям предмета и просит отгадать. Например:
«Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и
очень любит орешки».

«С какой ветки детки?» Покажите детям ветки сосны, ели,
орешника и плоды (шишки, орешки).

Дети должны вспом
нить и назвать эти деревья.

«Узнай, кто это». Покажите детям части предмета и Опро
сите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище
птицы; морда и хвост собаки.

«Чей силуэт?» (изображены силуэты зверей, птиц).

«Найди свой предмет». В этой игре детям раздают поло
винки различных предметов. Играющие должны найти не
достающие детали (половинки) к своим предметам.

Мы привели лишь некоторые игры и упражнения, развивающие память и активизирующие речь детей. Советуем чаще проводить подобные занятия, чтобы облегчить ребенку дальнейшее обучение.

< Мышление является наиболее сложным психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребенка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребенка и сопровождается речью. Занимаясь с детьми, прогова-

25

ривайте все, что делаете сами, и активизируйте речь детей, здавайте ситуации, которые побуждают к умственному напряжс нию. Никогда не думайте за ребенка, не опережайте его готовыми ответами; это может привести к лености мысли.

Как часто, спрашивая о чем-то, мы тут же слышим от детЫ «Я не знаю, я не умею». Ребенку просто не хочется думать, этих случаях надо помочь ему правильно организовать мыслительную деятельность. Для этого можно использовать наво; вопрос, наглядность, привлечь прошлый опыт.

Большое значение для умственного развития детей имеет фо] мнрование у них всех видов мышления: наглядно-действенно] наглядно-образного и словесно-логического. В зависимости возраста у детей преобладает тот или иной вид мышления. У д< школьников все мыслительные операции связаны с koi наглядным материалом и действиями с этим материалом. П< пенно появляется способность оперировать не самими предмс ми, а их образами. Высшей формой развития мышления являс способность мыслить абстрактными понятиями. Основой но-понятийного (словесно-логического) мышления служит сокий уровень речевого развития. Именно к этому и должны стремиться вы в ваших занятиях с детьми.

Как мы уже отметили, учить детей логическому мышле] надо постоянно. В любой ситуации надо думать. Пусть ребено! сам ищет наиболее рациональное решение, например: как достать тот или иной предмет, как поступить, если в лесу нации несколько грибов, а положить их не во что, и т.д.

Игры и упражнения ял уст

ярячвнно-следстяснкш заеясммосте*

Ребенок видел, как наклоняются веточки деревьев от Обязательно используйте этот его жизненный опыт и по его сказать: в каком направлении дует ветер на предъявление ему картинке; какая погода, если девочка, собираясь в школу одевает резиновые сапоги и берет зонт.

Очень полезны игры с сюжетными картинками. Разложите три-четыре картинки, связанные единым сюжетом. Пусть ребенок рассмотрит их, а затем разложит по порядку («Что было сна чала?*’; «Что случилось потом?»).

Если возникают трудности, н< подсказывайте сразу, а задайте наводящий вопрос. Ребенок дол жен понять зависимости в изображенных ситуациях. После топ как он разложил картинки, попросите составить маленький рас-

26

сказ, придумав к нему заголовок. В тех случаях, ковда ребенку сложно самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности, используете другой вариант. Положите сами вторую или третью и попросите найти первую («Что было до этого?**), а затем последнюю («Чем закончилось?»).

Загадки, задачи-шутки и текстовые упражнения для развития речи и мышления

Дети любят отгадывать загадки. Их можно отгадывать и гуляя, и играя, на улице и дома. Придумывайте сами и учите детей сочинять загадки.

Зимой на прогулке вы спрашиваете: «Что это? «Белый, лег
кий, в руках тает»; «Сами маленькие, а человек на них с
горки едет»; «Пушистый, ходит, мяукает»»,

Положите картинки с изображением отгадок, а затем по
очередно предлагайте загадки. Например, положите картин
ки с изображением книги, петуха, моркови, лука и попро
сите отгадать загадки:

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»; «Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита»; «Хвост с узорами, сапоги со шпорами»; «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.»

Можно предложить рис. 27 с изображенными отгадками.

Поочередно говорите загадку и просите ребенка показать

или назвать отгадку:

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собака лает, да достать не может*’; «Рано встает, людям спать не дает1*; «Сто одежек и все без застежек»; «Сквозь землю прошел, себе шапочку нашел»; «Не лает, не кусает, чужих в дом не пускает*’; «Без рук, без топоренка построена избенка».

Особое удовольствие вызывают у детей игровые действия.
Например, загадывая загадку, взрослый производит опре
деленные действия, по которым ребенок и должен ее отга
дать (взрослый тяжело ступает, переваливается с ноги на
ногу, рычит, изображая медведя).

Детям старше 6 лет полезны задачи-шутки на смекалку,
внимание, понимание грамматических конструкций типа:

«Катя выше Нины, а Нина выше Лены. Кто самый высокий?»;

«Меня зовут Тамара. У моего брата только одна сестра. Как ее зовут?»;

27

28


«Одна курица живет два года. Сколько лет живет ш

рицы?»;

«На сосне выросло одно яблоко, а потом еще два яблс

ка. Сколько всего яблок выросло на сосне?*’.

•        Вы читаете или рассказываете коротенький текст, соде]
ние которого может быть понятно лишь при анализе ci
ции. Ребенок должен понять смысл и сделать вывод,
пример:

Мама шла из магазина и несла в руках тяжелые Мальчик решил помочь маме и сказал: «Мамочка, дай одну сумку, а меня возьми на ручки «. Правильно ли pei мальчик?

•        Можно предложить тексты, приведенные ниже.

Горькое  лекарство

У Тониной мамы заболело горло, и доктор прописал ей го/ кое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство морщится, и говорит: «Давай я за тебя выпью». Правильно ли поступила Таня? Почему?

Галка  и   голуби

Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкраы в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби ее npi как свою, накормили, но она не удержалась и закричала галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Полетела она было своим, к галкам, но и те ее не приняли.

Зачем галка выкрасилась в белый цвет?

Почему галки прогнали ее?

Белочка  и  зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была pi женькая, а зайчик был серенький. Каждый день они npi голи на полянку и угощали друг друга. Белочка npunoct шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Прошло. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась дупле, а зайчик под елкой. Раз белочка высунулась дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал Он знал рыженькую белочку, а это была серая. Но они снова узнали друг друга.

Почему зимой белочка и зайчик не узнали друг друга?

Почему они летом снова узнали друг друга?

Не забывайте расширять словарный запас ребенка. Для этого те обязательны специальные занятия. На прогулке, во время совместной уборки и т.п. играйте «в слова».

•        Кто больше придумает слов на заданную букву или назовет

цветов, зверей.

Предложите ребенку называть слова противоположного зна
чения  Например, вы говорите «большой», а ребенок —
«маленький»(толстый—тонкий, широкий—узкий).

Можно называть признаки знакомых предметов. Например,
яблоко — большое, круглое, сочное, вкусное; сосна — вы
сокая, зеленая; огурец — зеленыЙ!…

Можно предложить ребенку закончить предложение. На
пример, взрослый начинает: «Зимой холодно, а летом…»;
«После весны наступает…»; «В лесу мы собирали…»

Более сложный вариант — составление рассказа, когда взрос
лый начинает, а ребенок продолжает. В случае затруднений
взрослый произносит соответствующую фразу и просит про
должить, чтобы получился рассказ. Дети любят «сочинять»,
и надо помогать им в этом.

Стимулируют мыслительную активность детей и задания на установление закономерностей.

•        Предложите ребенку закончить ряд:

д + д ++ д +++ …

•        Попросите ребенка сказать, какие деревья пропущены в ука
занном ряду с учетом последовательности их расположе
ния:

Предложите заштриховать квадратики с учетом заданной последовательности (должна получиться шахматная доска).

29

Предложите продолжить буквенный ряд: ААААБААВА…

Попросите ребенка сказать, какой из изображенных
метов (рис. 28) должен быть нарисован в пустой клето*
(рис. 28а).

Такая же работа проводится, и с рис. 29, 29а,
ЗОа, 31, 31а. В этих заданиях ребенку надо выбрать пс
дяшую картинку из четырех предложенных. Для этого
должен проанализировать каждое изображение, noi
принцип их расположения. Для ребенка это сложная
лительная деятельность, поэтому сначала сами продемс
стрируйте принцип выбора.

Для формирования у ребенка мыслительных операций аш за, синтеза, сравнения, обобщения можно использовать и дрз задания.

Возьмите из детского лото картинки разных родовых гр}
(с изображениями цветов, игрушек, зверей, одежды,
порта и т.д.) и попросите ребенка разложить их в «]
какая к какой подходит,

Подберите картинки, из которых три можно объедин]
группу по общим признакам, а четвертая — лишняя,
жите эти картинки перед ребенком в произвольном пор;
ке и попросите убрать ту, которая не подходит. Обяза!
но спросите, почему он так думает, что общего у тех
нок, которые он оставил. С этой целью можно исп<
вать и любые подходящие предметы.

Малышам можно облегчить ^задание, предложив разлс картинки, вырезанные из рис. 32, под наиболее подход картинками (рис. 32а).

Предложите сравнить две картинки (см. рис. 7, 7а) и
звать отличия. Более сложный вариант — сравнение
метов, которые ребенок в данный момент не видит: «Ч<
различаются ель и береза?».

Попросите ребенка положить кружок (фишку) в
клеточку в зависимости от того, кто что любит (рис. 3;
кому что надо (рис. ЗЗа), у кого какой детеныш (рис. 33<

Попросите показать (или назвать) то, что не нарисованс
каждой строке, пользуясь сравнением с образцом (рис.

Предложите ребенку рассмотреть картинку, где есть oi
бочные изображения, и определить, что перепутал худе
ник (рис. 35).

РАЗВИВАЙТЕ У ПЕТЕЙ ВОЛЕВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Очень важным качеством, необходимым для любой деятельности, является сформированность волевых усилий. Следите, что-)ы ребенок всегда доводил до конца то, чем занимается, не перескакивал с одного дела на другое. Следует помнить, что учить 1етей планировать свою деятельность и контролировать каждый ;вой шаг нужно всегда.

Советуем сразу ограничить объем задания, чтобы не было фесыщсния.

*        Дети с удовольствием играют с «лабиринтами» (рис. 36).
Можно придумать рассказ и попросить помочь пройти че
рез лабиринт, минуя препятствия. Разные персонажи, раз
ные переплетения вызывают интерес у детей, и они стара
ются выполнить задание.

(Этой же цели служат «графические диктанты», при которых построение узора идет сначала по вашему описанию, а затем ребенок то же самое должен изобразить самостоятельно. В ходе этой работы ребенок учится подчинять свои действия правилу, совершенствуется и навык самоконтроля.)

Подбирая материал для занятий, помните и о том, что уже с iero возраста надо формировать у детей нравственные поня-

t. Ребенок должен уметь видеть и разделять радости и огорче-‘угях, приходить на помощь по собственной инициативе,

^решать конфликты нравственными способами.

*        С этой целью можно создавать различные ситуации (в уст
ных рассказах, в рассказах по картинкам).

Например, взрос
лый рассказывает, что встретил старушку, у которой в од
ной руке была палка, а в другой тяжелая сумка. Обращаясь
к ребенку, он спрашивает, как надо поступить в этом слу
чае. Или: в автобусе сидит большая девочка (мальчик), а
около нее стоит старичок. Как должна поступить девочка?
Можно придумать много подобных ситуаций.

31

НАПУТСТВИЕ

В заключение мы хотели бы напомнить, что все приводе! игры и упражнения должны естественно включаться в еже; ную жизнь ребенка и всей семьи. Не надо превращать их в винность, чтобы не отбить у ребенка интерес к занятиям. Какi можно сделать, покажем на примере одного выходного дня.

Ребенок встает. Сделайте вместе с ним зарядку, водные цедуры. Не забывайте включать в комплекс зарядки специалы упражнения, которые посоветовал врач или учитель физкулъ1| ры. Всем этим лучше заниматься на свежем воздухе, а в время — при открытой форточке или в проветренной koi Проследите, чтобы ребенок застелил свою постель; если есть обходимость, помогите ему, но не делайте это за него. Даже самых тяжелых состояниях ребенка надо приучать к элеме! ному самообслуживанию. С этой же целью привлекайте его всем домашним делам.

Наступает время завтрака. Пусть ребенок накроет на стол. П{ верьте, правильно ли он положил ложки, вилки, ножи и т.д.,

посуда», «столовая посуда», «овощи», «фрукты», «мясные дукты», «молочные продукты» и тд.

После завтрака можно позаниматься (нет-нет, конечно, бенку вы говорите «поиграть») в пределах 10—15 минут (дать < два упражнения), а затем пойти гулять. В зависимости от noi это может быть непродолжительный поход в лес или парк, движные игры во дворе. Если вы в лесу, в парке, обращайте мание’ на разные породы деревьев, цветы, грибы. П] сравнить березу и сосну, белку и ворону, выделив существе! признаки сходства и различия. Загадайте загадки («Зимой и том одщим цветом», «Прыгает по деревьям, хвостик пушис любит орешки» ц т.д.)- Попросите, чтобы ребенок придумал гадку сам. Вспомните вместе, какие ягоды, грибы растут в лс каких диких животных знает ребенок. Для развития мс глазомера устройте соревнование: кто кинет дальше, кто noi в цель. Можно провести игру «Разведчики». Спрячьте мячик другой предмет в кустах. Следуя вашей инструкции, ребенок дс жен найти его («Сделай два шага вперед, повернись налево, шага вперед, один шаг направо…»).

Этим вы отрабатываете странственную ориентировку, понятия «правое—левое» и т.п. гащайте речь ребенка новыми словами, обозначающими ты и явления, о которых он узнал на прогулке.

32

Дома попросите ребенка рассказать членам семьи, что ему понравилось, чем он занимался. Следите за логичностью изложения помогите наводящими вопросами сделать рассказ более полным, а построение фраз — грамматически верным.

К обеду попросите ребенка накрыть на стол. Обратите внимание, учел ли он ваши советы и замечания, сделанные утром во время сервировки стола к завтраку.

После обеда у малышей сон, у детей постарше спокойные занятия. Это может быть рисование, лепка, чтение, рассматривание сюжетных картинок, настольные игры. Используйте любую юзможность, чтобы расширять сведения об окружающем, уточнить представления ребенка. Старайтесь сделать отдых прият-1ым и интересным, переключайте ребенка с одного вида деятельности на другой (игры, слушание музыки, рукоделие).

Перед сном желательны прогулка, спокойные игры. Не забудьте о необходимых гигиенических процедурах. Приготовле-ше ко сну должно начинаться всегда в одно и то же время, без и шума.

Помните, что здоровье и общее развитие ребенка во многом зависят от ваших систематических усилий.

Мы дали лишь некоторые советы по развитию ваших детей. 1адеемся, что они помогут вам, и вы сами придумаете похожие и юлее интересные занятия, полезные ребенку.

. Заказ № 775.

Содержание

Предисловие. Е.А. Ямбург        

Введение        

Уделяйте внимание физическому воспитанию детей        

Развивайте наблюдательность, способность управлять своим

вниманием        

Формируйте у детей восприятие окружающего мира        

Учите приемам запоминания        

Учите детей думать и говорить        

Развивайте у детей волевые и нравственные качества        

Напутствие        

Приложение        

Приложение