Исправительная психология (пенитенциарная). Лекция 10

Влияние суда на психологию граждан

-способствует формированию правосознания граждан

-создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения

— высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

— судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

Исправительная психология (пенитенциарная).

Лекция 10.

Пенитенциарная психология изучает:

Проблемы эффективности уголовного наказания динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентация и стереотипов поведения малых групп в условиях изоляции. ИП изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых дл нормальной жизнедеятельности в обществе.

Адаптация осужденных к условиям лишении свободы

1. Адекватная адаптация – соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции.

2. Неадекватная адаптация – проявление дезадаптивного поведения.

Нормальная адаптация характеризуется тем, что это тоже адаптивно тяжелый процесс, но мы говорим о некой социальной желаемости поведения человека в сложившейся ситуации.

Формы дезадаптивного поведения при неадекватной адаптации:

— клаустрофобическая реакция – боязнь нахождения в закрытом пространстве ( в камере следственного изолятора или в тюрьме ) начинает проявляться повышенная двигательная активность, есть высокий фон психо-эмоционального напряжения и клаустрофобическая реакция начинает проявляться. Человеку кажется, что ему не хватает воздуха, кажется, что он задыхается. Более характерно для сельских жителей.

— тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании подавленного настроения, чувства безнадежности, ощущением того, что жизнь загублена такие осужденные отличатся повышенным беспокойством за оставленную семью, дела, проявляется бессонница и тоска по дома. Такие осужденные стремяться всем рассказать о себе, поговорить о семье, о том, что творится за пределами мест лишения свободы.

— негативно-депрессивная реация та же тоска по дому и всему тому, что за пределами мест лишения свободы. Есть внутренне глубокое несогласие с фактом заключения в места лишения свободы и осуждения вообще. Глубокое внутренно противодействие администрации, условиям и тд. Кроме того здесь отсутствует раскаяние и игнорирование приказов администрации. Нет установки на исправление.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... самому человеку. Под внешне проявляемым  поведением понимаем действия, речь, физиологические  реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: ... половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и др. В большинстве случаев ...

— негативно –истерическая реакция – осужденные кричат, нарушают порядок исправительного учреждения.

Фазы адаптации осужденных к условиям лишения свободы

1) фаза общей ориентировки – знакомится с условиями отбывания наказания, сопоставляет реальность со своими представлениями. Является предпосылкой формирования определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания ,представителям администрации и воспитателям, конкретным людям и группам осужденных, т.е. ко всему тому, что называется осознанием себя членом конкретной общности (мы) и противопоставлением себя всем остальным общностям (они), т.е на фазе общей ориентировки человек начинает мыслить в категории мы и начинает становиться частью общности осужденных. Длится 5-6 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы человек нашел себе место в общности осужденных.

2) Фаза нивелировки. Происходит нивелировка личностных особенностей осужденных. Осужденные приобретают устойчивый синдром лишенного свободы, это и делает их всех похожими « на одно лицо». Человек зеркалит выражение глаз, эмоции, выражение лица других осужденных, манеры общения, уровни агрессивности и жестокости, манеры речи. Человек становится частью этой общности, полноправным членом группы. 1) у человека закрепляются негативные установки 2) нахождение возможностей адаптироваться, приспособиться к условиям изоляции благодаря чему происходит успешный переход на следующий уровень адаптации, в процессе чего человек строит планы на дальнейшую жизнь. Факт лишения свободы уже мысленно принят человеком. Люди, которые попадают в места лишения свободы не впервые фазу адаптации проходят очень быстро, фазу ориентировки вообще практически пропускают. После освобождения из исправительного учреждения происходит реадаптация – адаптация к условиям нормальной жизни, это тоже достаточно длительный и сложный процесс, особенности которого зависят от длительности пребывания в местах лишения свободы.

3) Фаза завершения адаптации

Основные средства исправления и перевоспитания осужденных:

— режим отбывания наказания – урегулированное нормами право порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом смысле режим является ограничением воли человека, некой подчиненностью человека распорядку жизнедеятельности в соответствии с законами и подзаконными актами. У человека формируются привычки и качества личности, значимые для пребывания в исправительном учреждении.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Основные функции режима:

— карательная Карательная функция состоит в том, то человек изолирован от общества, осуществляется регламентация его отдыха, досуга, учебы, под круглосуточной охраной. Длительное фрустрированное действие. Режим ограничивая круг потребностей ограничивает эмоции и волю осужденного, вызывает состояние, которое удерживает его от совершения преступления. Если бы потребности удовлетворялись – наказание не несло бы карательной функции. Кара, заключенная в режиме психологически по-разному воспринимается осужденными. Для одних особо болезненно отсутствие удовлетворения физиологических потребностей, для других – социальных потребностей. Заключается в четкости и дисциплине, ограничение жизнедеятельности вообще. Формирует такие характеристики как аккуратность, исполнительность, точность.

 

-воспитательная

— обеспечивающая

— труд фактор труда ограничивает фактор свободного времени, которое можно потратить на азартные игры или формирование других негативных тенденций

— воспитательная работа с осужденными стремление перевоспитать осужденных, изменить отношение человека к миру, людям, закону и тд. Чаще всего это достигается привлечением заключенных к вере

— обучение

Характеристики коллектива осужденных:

— коллектив осужденных является общность закрытого типа: он ограничен в связях с другими коллективами, не наделен полномочиями выступать от своего имени.

— строгая регламентация совместной деятельности

— большое разнообразие входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, криминальной зараженности.

В закрытом коллективе начинают активно проявляться акцентуации. Особое место в исправительном учреждении занимает «семья» — стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная системой общих взглядов, определяющих их поведение и направленность. Объединяясь в семьи заключенные преследуют разные цели – распределение благ, защита от посягательств, совместное питание. Кроме этих целей имеет место еще и аффлеативная потребность по пирамиде Маслоу. С помощью семьи осужденный пытается обрасти определенный статус, чувство защищенность, независимость. Семья же берет на себя надзор за осужденным, добычу и распределение социальных благ. В семье должен быть лидер. В данном случае высокая внутренняя энергичность, авторитет, некий удельный ве в определенной криминальной субкультуре, стремление доминировать, повышенная общительность и агрессивность.

30.05.12 2 пары подряд семинар. Начиная с 7-ой темы будем отвечать.

Посмотреть дополнительный материал по допросам, по мнемической помощи, посмотреть виды допросов (шахматный, перекрестный), экспертизы, посмотреть Парфюмера (причины это преступного поведения).

Виды экспертизы.