Влияние суда на психологию граждан
-способствует формированию правосознания граждан
-создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения
— высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;
— судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.
Исправительная психология (пенитенциарная).
Лекция 10.
Пенитенциарная психология изучает:
Проблемы эффективности уголовного наказания динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентация и стереотипов поведения малых групп в условиях изоляции. ИП изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых дл нормальной жизнедеятельности в обществе.
Адаптация осужденных к условиям лишении свободы
1. Адекватная адаптация – соответствие поведения осужденного реальной информации о перспективах его пребывания в местах лишения свободы; соблюдение им режима отбывания наказания требований администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции.
2. Неадекватная адаптация – проявление дезадаптивного поведения.
Нормальная адаптация характеризуется тем, что это тоже адаптивно тяжелый процесс, но мы говорим о некой социальной желаемости поведения человека в сложившейся ситуации.
Формы дезадаптивного поведения при неадекватной адаптации:
— клаустрофобическая реакция – боязнь нахождения в закрытом пространстве ( в камере следственного изолятора или в тюрьме ) начинает проявляться повышенная двигательная активность, есть высокий фон психо-эмоционального напряжения и клаустрофобическая реакция начинает проявляться. Человеку кажется, что ему не хватает воздуха, кажется, что он задыхается. Более характерно для сельских жителей.
— тревожно-депрессивная реакция проявляется в преобладании подавленного настроения, чувства безнадежности, ощущением того, что жизнь загублена такие осужденные отличатся повышенным беспокойством за оставленную семью, дела, проявляется бессонница и тоска по дома. Такие осужденные стремяться всем рассказать о себе, поговорить о семье, о том, что творится за пределами мест лишения свободы.
— негативно-депрессивная реация та же тоска по дому и всему тому, что за пределами мест лишения свободы. Есть внутренне глубокое несогласие с фактом заключения в места лишения свободы и осуждения вообще. Глубокое внутренно противодействие администрации, условиям и тд. Кроме того здесь отсутствует раскаяние и игнорирование приказов администрации. Нет установки на исправление.
Поведение как психофизиологический феномен
... самому человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: ... половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и др. В большинстве случаев ...
— негативно –истерическая реакция – осужденные кричат, нарушают порядок исправительного учреждения.
Фазы адаптации осужденных к условиям лишения свободы
1) фаза общей ориентировки – знакомится с условиями отбывания наказания, сопоставляет реальность со своими представлениями. Является предпосылкой формирования определенного отношения осужденного к режиму отбывания наказания ,представителям администрации и воспитателям, конкретным людям и группам осужденных, т.е. ко всему тому, что называется осознанием себя членом конкретной общности (мы) и противопоставлением себя всем остальным общностям (они), т.е на фазе общей ориентировки человек начинает мыслить в категории мы и начинает становиться частью общности осужденных. Длится 5-6 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы человек нашел себе место в общности осужденных.
2) Фаза нивелировки. Происходит нивелировка личностных особенностей осужденных. Осужденные приобретают устойчивый синдром лишенного свободы, это и делает их всех похожими « на одно лицо». Человек зеркалит выражение глаз, эмоции, выражение лица других осужденных, манеры общения, уровни агрессивности и жестокости, манеры речи. Человек становится частью этой общности, полноправным членом группы. 1) у человека закрепляются негативные установки 2) нахождение возможностей адаптироваться, приспособиться к условиям изоляции благодаря чему происходит успешный переход на следующий уровень адаптации, в процессе чего человек строит планы на дальнейшую жизнь. Факт лишения свободы уже мысленно принят человеком. Люди, которые попадают в места лишения свободы не впервые фазу адаптации проходят очень быстро, фазу ориентировки вообще практически пропускают. После освобождения из исправительного учреждения происходит реадаптация – адаптация к условиям нормальной жизни, это тоже достаточно длительный и сложный процесс, особенности которого зависят от длительности пребывания в местах лишения свободы.
3) Фаза завершения адаптации
Основные средства исправления и перевоспитания осужденных:
— режим отбывания наказания – урегулированное нормами право порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом смысле режим является ограничением воли человека, некой подчиненностью человека распорядку жизнедеятельности в соответствии с законами и подзаконными актами. У человека формируются привычки и качества личности, значимые для пребывания в исправительном учреждении.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Основные функции режима:
— карательная Карательная функция состоит в том, то человек изолирован от общества, осуществляется регламентация его отдыха, досуга, учебы, под круглосуточной охраной. Длительное фрустрированное действие. Режим ограничивая круг потребностей ограничивает эмоции и волю осужденного, вызывает состояние, которое удерживает его от совершения преступления. Если бы потребности удовлетворялись – наказание не несло бы карательной функции. Кара, заключенная в режиме психологически по-разному воспринимается осужденными. Для одних особо болезненно отсутствие удовлетворения физиологических потребностей, для других – социальных потребностей. Заключается в четкости и дисциплине, ограничение жизнедеятельности вообще. Формирует такие характеристики как аккуратность, исполнительность, точность.
-воспитательная
— обеспечивающая
— труд фактор труда ограничивает фактор свободного времени, которое можно потратить на азартные игры или формирование других негативных тенденций
— воспитательная работа с осужденными стремление перевоспитать осужденных, изменить отношение человека к миру, людям, закону и тд. Чаще всего это достигается привлечением заключенных к вере
— обучение
Характеристики коллектива осужденных:
— коллектив осужденных является общность закрытого типа: он ограничен в связях с другими коллективами, не наделен полномочиями выступать от своего имени.
— строгая регламентация совместной деятельности
— большое разнообразие входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, криминальной зараженности.
В закрытом коллективе начинают активно проявляться акцентуации. Особое место в исправительном учреждении занимает «семья» — стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная системой общих взглядов, определяющих их поведение и направленность. Объединяясь в семьи заключенные преследуют разные цели – распределение благ, защита от посягательств, совместное питание. Кроме этих целей имеет место еще и аффлеативная потребность по пирамиде Маслоу. С помощью семьи осужденный пытается обрасти определенный статус, чувство защищенность, независимость. Семья же берет на себя надзор за осужденным, добычу и распределение социальных благ. В семье должен быть лидер. В данном случае высокая внутренняя энергичность, авторитет, некий удельный ве в определенной криминальной субкультуре, стремление доминировать, повышенная общительность и агрессивность.
30.05.12 2 пары подряд семинар. Начиная с 7-ой темы будем отвечать.
Посмотреть дополнительный материал по допросам, по мнемической помощи, посмотреть виды допросов (шахматный, перекрестный), экспертизы, посмотреть Парфюмера (причины это преступного поведения).
Виды экспертизы.