К.С. Лебединской предложена клиническая систематика задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу. Выделено 4 основных варианта ЗПР:
1. конституционального,
2. соматогенного,
3. психогенного,
4. церебрально-органического происхождения.
Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
На основе патогенетического принципа В.В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточности условно разделил на четыре группы:
1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;
2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;
4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социо-культуральная умственная отсталость» по терминологии, принятой Американской ассоциацией по проблеме умственной неполноценности).
Хотя в каждой из названных групп ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо одному фактору, в происхождении интеллектуальной недостаточности обычно участвуют и другие патогенетические факторы. Внутри основных четырех групп выделяются варианты на основе клинико-психопатологического критерия.
18)Современные представления о причинах и основном дефекте при расстройствах аутистического спектра.
Аутизм — особенность психического развития человека.
Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
То есть ребенок — аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
аутизм— во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. … особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза.
Развитие психических состояний младших школьников
... равномерного физического развития [10, с. 42]. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому ... 58]. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает ... Она складывается под влиянием двух основных факторов: оценки окружающих людей и ... с. 192]. Зато появляются новые формы страха, возникающие из других источников, например, ...
(В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 Века.
В основном, аутисты – мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.
Большинство аутистов – талантливые и одаренные люди. В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя справедливости ради стоит отметить, что у каждого конкретного аутиста уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс. К слову сказать, в США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» — аутисты.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них:
Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
Причины возникновения и развития аутизма.
- — врожденные биологические факторы, например, мозговая дисфункция;
- — недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей;
- — хромосомные аномалии и нарушения обмена
Некоторые предположения о причинах возникновения аутизма
- Нарушения развития миндалевидного тела
- Изменения в «миниколонках» – структурно-функциональных единиц мозга
- Усиленный рост мозга в детстве
- Дождливая погода
Внешние проявления синдрома детского аутизма
- предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
- трудности установления глазного контакта;
- стереотипность в поведении;
- поглощенность однообразными действиями;
- пристрастие к одним и тем же предметам;
- особая характерная задержка и нарушение развития речи;
- раннее проявление указанных расстройств.
Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия
- двигательные;
- речевые;
- пространственные;
- социальные;
- игровые.
Виды аутизма
- аутизм при различных заболеваниях ЦНС;
- психогенный аутизм;
- аутизм шизофренической этиологии;
- аутизм при обменных заболеваниях
- аутизм при хромосомной патологии.
(по К.С.Лебединской)
20)Основные параметры, определяющие тип нарушения психического развития (по В.В. Лебединскому).
Особенности развития при аутизме
... мировой статистике, 70% детей с аутизмом имеют нарушения интеллекта. Особенности развития при аутизме Аутизм является общим или первазивным расстройством развития (pervasive developmental disorder – PDD). ... нной симптоматики, которую для краткости назвали одним словом. Аутизм является самостоятельным нарушением развития и проявляется триадой симптомов: недостатком социального взаимодействия, ...
Типология нарушений психического развития у детей. В. В. Лебединский, основываясь на этих взглядах Л. С. Выготского (которые не потеряли своей актуальности и по сей день), выделил четыре патопсихологических параметра, определяющих характер психического дизонтогенеза. По его мнению, то, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит:
1) от функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения;
3) соотношения первичного и вторичного дефектов;
4) характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Так как мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект.
Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем как корковых, так и подкорковых. Нарушения подкорковых регуляторных систем (в первую очередь ретикулярной формации, базальных подкорковых ядер) приводят к снижению уровня бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга, например) отмечается недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, обусловливающая дефекты интеллектуальной деятельности и нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований (высших чувств).
Частный дефект связан с нарушением деятельности различных анализаторов (в первую очередь их корковых отделов).
Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.
Имеется определенная иерархия общих и частных нарушений. Общий дефект, связанный с нарушением регуляторных функций, влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет сохранных регуляторных и других частных систем.
Второй параметр психического дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы.
Еще Л. С. Выготский указывал, что чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психических функций.
Такая закономерность определяется не столько хронологическим моментом, сколько длительностью периода развития той или иной функции. Повреждаются чаще функциональные системы с относительно коротким временным циклом развития (функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано).
Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо задерживаются в своем развитии.
Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП
... с церебральным параличом вследствие нарушения нормального развития промежуточного мозга, больших полушарий ... обнаруживаться недостаточная миелинизация волокон, нарушения дифференциации нервных клеток, патология синапсов. Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП. У детей ...
Вероятность поражения той или иной функции связана также с наличием сенситивных периодов в их развитии. Как известно, сенситивные периоды характеризуются наибольшей интенсивностью развития функции. Однако, в силу непрочности, неустойчивости формирующейся функции, они являются и наиболее уязвимыми по отношению к различным вредностям. Поэтому, если время поражения нервной системы приходится на период, сенситивный для развития какой-либо функции, то именно эта функция в первую очередь и подвергается опасности недоразвития или повреждения.
В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость психических функций. Основными сенситивными периодами детства являются, как известно, возрасты 0–3 года и 11–15 лет. Именно в эти периоды наиболее интенсивно развиваются все стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет является наиболее устойчивым по отношению к различным вредностям.
Третий параметр психического дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Как уже указывалось ранее, Л. С. Выготский в сложной структуре дефекта, характеризующего нарушения психического развития, выделял первичные (вытекающие непосредственно из биологического характера болезни) и вторичные симптомы. Последние возникают опосредованно, в процессе аномального социального развития. Именно вторичные нарушения, имеющие социальную природу, по мнению Л. С. Выготского, должны становиться объектом психолого-педагогического изучения и коррекции.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями. На первых порах основным препятствием к развитию, обучению и воспитанию является биологически обусловленный первичный дефект. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Может наблюдаться и сочетание этих нарушений. Например, при олигофрении может иметь место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.
Механизмы возникновения вторичных нарушений могут быть различны. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие устной речи при повреждении деятельности слухового анализатора, например).
В этом случае говорят о специфическом недоразвитии. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления основного дефекта. Чем сложнее и опосредованнее психический процесс, тем больше различных факторов может привести к сходному результату вторичных нарушений. Например, при различных первичных сенсорных, моторных, эмоциональных или речевых дефектах, наряду со специфическими вторичными дефектами, как правило, возникает задержка психического развития.
Направление вторичного недоразвития, по выражению Л. С. Выготского, может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Основным является направление «снизу вверх», когда нарушение более элементарных функций ведет к недоразвитию более сложных. Однако возможен и противоположный вариант: дефект высших функций служит причиной того, что не происходит перестройка базальных функций, «подтягивание» их на более высокий уровень функционирования, как это случается при нормальном варианте развития. Тогда и говорят о дефекте «сверху вниз». Например, при олигофрении именно недоразвитие мышления является причиной того, что потенциально более сохранные гнозис и праксис не достигают оптимального уровня развития.
Периоды развития теории управления
... основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не ... (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который ... функций возлагается на специалистов. - создаются условия для компетентного принятия решений за счет специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение ...
Важным фактором возникновения вторичных нарушений служит социальная депривация. Дефект, препятствуя нормальному общению, тормозит приобретение знаний и умений и приводит к вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, а также к нарушению развития личностной сферы. Если вовремя не предприняты меры по психолого-педагогической коррекции этих социальных «наслоений», то в дальнейшем картина нарушения помимо запущенности усугубляется возникновением негативного отношения личности к процессу обучения и воспитания вообще. Такое негативное отношение к школе, к педагогам в свою очередь является одним из ведущих факторов в формировании нарушения поведения у подростков.
Таким образом, если на первых порах препятствием к обучению и воспитанию ребенка является первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения психического и личностного развития начинают определять более широкий круг психологических возрастных проблем и препятствовать адекватной социальной адаптации. Поэтому ранняя психолого-педагогическая диагностика и коррекция дефекта во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации детей с нарушениями психических функций.
Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Современные представления о системном характере психики позволяют говорить о том, что в процессе психического развития возникновение новых качеств является результатом перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. Первые два типа характерны для ранних этапов онтогенеза, а иерархические связи, являющиеся наиболее сложными, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов.
При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к нарушению общего хода психического развития.
Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии. Так, например, при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.
Ассоциативные связи при нарушениях деятельности ЦНС могут стать инертными, вследствие чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. В познавательной сфере патологическая фиксация проявляется в виде различных инертных стереотипов, в личностной сфере чаще встречаются аффективные фиксации. Например, в норме страхи являются наиболее типичными аффективными проявлениями в возрасте 3–10 лет. При патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на более поздние возрастные периоды и тормозят психическое развитие. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, также замедляя этим психическое развитие.
Программа диагностики познавательных психических процессов детей ...
... в учёбе; 4. выработка рекомендаций; Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет исследования - уровень развития познавательных психических процессов и личностных качеств. Практическая ценность: Результаты, полученные в ...
В большей степени при патологии страдает развитие сложных иерархических связей. Эти связи оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс. Например, у детей с задержкой психического развития, уже освоивших устный счет, при любом затруднении отмечается возврат к счету на пальцах. Такие явления встречаются и у здоровых людей при слишком сложном задании или при переутомлении, однако они носят временный характер. В случаях, когда регрессии обусловлены нарушением психических функций, они носят стойкий характер и требуют специальной коррекции.
Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании асинхронии психического развития.
21)Соотношение биологического и социального в дизонтогенезе
Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена), внутриутробные нарушения (связанные с тяжелыми токсикозами беременности (O21), токсоплазмозом (В58), сифилисом (А53), краснухой (В06) и другими инфекциями, интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), а также патология родов, инфекции, интоксикации и травмы. Черепно-мозговая травма (S00) составляет 25-45% всех случаев повреждений в детском возрасте (Астапов).
Реже отмечаются опухолевые образования раннего постнатального периода. Нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы, либо возникать на почве текущих заболеваний. В детском возрасте встречаются такие формы церебральной патологии, которые у взрослых или не бывают совсем, или встречаются очень редко (ревматическая хорея (I02), фебрильные судороги).
Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы в связи с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушений развития их подразделяют на врожденные и приобретенные. Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор действует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности. В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сенситивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. Выделяются периоды, в которые большинство психофизических систем находятся в сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем с преобладанием первых. К таким основным сенситивным периодам детства относятся возрастные периоды до 3 лет и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность возникновения психических расстройств. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а, с другой — большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Сухарева, Гелльниц).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными ... мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. Важность и актуальность ...
Поэтому при поражениях, локализованных в определенных мозговых центрах, длительное время может не наблюдаться выпадения функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях центральной нервной системы. Имеет значение интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденными. Сочетания явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики. Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И в этом случае, чем раньше обнаруживаются неблагоприятные для ребенка социальные воздействия, тем более грубыми и стойкими являются нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится педагогическая запущенность (F84.9), то есть задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией — неблагоприятными уcловиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений и вегетативных дисфункций, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции (Ковалев, Личко).
26)Искаженное развитие. Характеристика
Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.
РДА — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.
Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи
... -практической деятельности в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов Заключение Литература Приложение Введение Формирование речи у детей с нарушениями психофизического развития является одной из важнейших проблем логопедии. Однако ...
В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью.
Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).
Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичного ребенка — автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3—5 лет.
27)Дисгармоническое развитие. Характеристика.
По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.
На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.
Г. В. Козловская, согласно Н. В. Римашевской (1999, с. 294), выделяет 4 основных типа дизонтогенеза:
- дисгармония психофизического развития — парциальная задержка и, реже, акселерация созревания;
- дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой (кратковременные остановки, «псевдозадержки», «скачки» развития);
- диссоциация развития — o «переслаивание» или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций; o парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с «бесчувствием» к другим; o амбивалентность всех психических проявлений;
- дефицитарность всей психической организации в целом — нивелированность всех психических реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.).
28)Положение инвалида в современном обществе. (здесь две версии ответа)
(1 версия) В России около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями — более восьми процентов населения. Половина из них — люди трудоспособного возраста. Но реально работают всего 11 процентов из них, да и то в большинстве случаев на самых низкооплачиваемых местах.
Смысл жизни человека 2
... направлений, обратившееся к совести человека, его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общества. Смысл жизни человека заключен в нравственном самосовершенствовании, ... общество путем социальных преобразований развития культуры и в результате достичь всеобщего счастья - вот предназначение человека: борьба за этот идеал и есть смысл человеческой жизни, ...
Слово «инвалид» в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют «людьми с ограниченными возможностями».
Уровень цивилизации общества во многом оценивается по его отношению к людям с ограниченными возможностями. В недавнем отчете Европейского парламента было сказано: «То, как общество обращается со своими наиболее слабыми членами, включая людей с ограниченными возможностями, во многом говорит о самом обществе. Соприкосновение с людьми с нарушениями в развитии заставляет каждого остановиться и подумать о принципах гуманизма, и, сделав для себя какие-то новые выводы, люди продолжают свою повседневную жизнь уже с обостренным восприятием этих ценностей в отношениях и делах с другими людьми». Это и является тем важным вкладом, который могут внести в общество инвалиды. Общество, не предоставляющее им такой возможности, обедняет себя.
В России права инвалидов отражены в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, защиты (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Но на деле в России до сих пор не создан комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. У инвалидов по-прежнему отсутствуют возможности для защиты своих прав. При трудоустройстве у них возникают большие трудности. Чаще всего инвалиды работают на низкооплачиваемых местах.
Семьи, в которых появляется ребенок-инвалид, испытывают сильный эмоциональный стресс. Родители тяжело переживают дефект своего ребенка, считают что инвалидность – клеймо на дальнейшей жизни их чада. Близкие инвалида пытаются скрыть этот факт от окружающих. Редко встретишь инвалида спокойно прогуливающегося по улице.
Большинство инвалидов сталкиваются с проблемой непонимания со стороны окружающих, считают себя изгоями общества, полагая, что большее на что они могут рассчитывать – это жалость. Отношение современных россиян к инвалидам противоречиво. «И жалко, и как-то не по себе, когда видишь инвалида», — скажет вам обычный обыватель.
Для того, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми возможности участия в жизни общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.
Сегодня слово «инвалид» еще ассоциируется с определением «больной». У большинства людей складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды. Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.
Среди инвалидов много творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.
Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач.
Как и все в нашей жизни, под воздействие различных факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.
(2 версия)
Проблема инвалидов, их адаптации в обществе, взаимодействия и отношения этого общества к его, так называемому меньшинству, является сегодня актуальной и очень серьезной… В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу. Их уделом было нищенское существование и вымирание. Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону. В наше время положение людей с физическими недостатками существенно окрепло, выделяются денежные средства для строительства реабилитационных центров ,выплачиваются пособия, назначаются льготы. Но главной проблемой, по-прежнему остается духовное развитие этих людей, моральная поддержка. Нельзя забывать об их искалеченных судьбах, несбывшихся мечтах. Как вселить надежду в эти души? Необходимо создавать как можно больше сообществ для инвалидов, чтобы у них была возможность общаться с себе подобными, нельзя допускать чтобы они замыкались в себе и четырех стенах своей комнаты. Инвалидность не повод ставить на себе крест и отказываться от всех радостей жизни! Главное, чтобы человек был крепок морально и духовно, полон решимости и воли к жизни, что гораздо важнее. Нужны так же и кружки по интересам. У каждого из нас есть свои возможности и таланты. И если человек ограничен в чем либо, это означает, что у него обязательно есть какие-то другие способности. В истории России зафиксировано немало известных инвалидов. Это лишь несколько примеров: М.И. Кутузов (фельдмаршал, главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 г.) — отсутствовал глаз; В.И. Ульянов (Ленин) — (юрист, революционер, первый глава СССР) — как известно, последние годы своей жизни был «прикован» параличом к инвалидной коляске; Иван IV Васильевич (Грозный) — (русский Царь) — эпилепсия, паранойя тяжелой формы; И.В. Джугашвили (Сталин) — (генералиссимус, второй глава СССР) — частичный паралич верхних конечностей… И этот список можно продолжать и продолжать! Это лишний раз доказывает, что эти люди полноправные члены нашего общества и вполне могут приносить ему пользу. Им просто нужна помощь в реализации их талантов, которыми они, возможно, смогут достойно себя обеспечивать. Для искусства не имеют значения физические недостатки перспективного художника, музыканта или поэта. Даже если подобные увлечения останутся всего лишь на уровне хобби, польза от них будет весьма велика.