Классификация методов воспитания

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ»

 

Раздел 1.

СЕМИНАР 1

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие воспитания. Общие признаки воспитания.

2. Роль воспитания в процессе социализации, формирования личности ребенка.

3. Проблема определения цели воспитания.

4. Естественнонаучная основа процесса воспитания.

5. Классические педагогические идеи в области воспитания.

6. Воспитание как управление развитием личности.

 

Практические задания

1. Составьте аннотацию статьи по вопросам воспитания из журнала «Педагогика», «Воспитание школьников» и др. (за последние три года).

Оформите задание в печатном варианте и представьте его к сдаче в накопительной папке «портфолио».

2. Законспектируйте один из разделов книги по воспитанию (за последние пять лет).

Оформите задание в печатном варианте и представьте его к сдаче в накопительной папке «портфолио». (Конспект № 1)

3. Составьте список литературы для использования при подготовке к занятиям по теории воспитания.

 

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 3 – 14.

2. Острые проблемы воспитания: поиски решения. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – С. 8 – 26.

3. Подласый И.П. Педагогика. — М., 2001.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 6 – 21.

СЕМИНАР 2

Современные концепции воспитания

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Принципы педагогики сотрудничества (Ш. А. Амоношвили) и их реализация в современной воспитательной практике.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе. Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как ... в случае семейных проблем, трудностей в учёбе, общении и проф. деятельности. В теории воспитания в подходах к определению понятия «воспитание» можно выделить два направления. В основе ...

2. Системное построение процесса воспитания (Караковский В.Н., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)

3.Формирование образа жизни, достойной Человека (Щуркова Н.Е.)

4.Воспитание ребенка как человека культуры (Бондаревская Е.В.)

5.Концепция педагогики свободы (Газман О.С.)

6.Самовоспитание школьника (Селевко Г.К.)

7.Воспитание на основе потребностей человека (Созонов В. П.)

8.Эвристика для творческого саморазвития (Андреев В.И.)

Практические задания

1. Законспектируйте один из первоисточников о современных концепциях воспитания.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века

// Новые ценности образования. Вып. № 6. – М., 1996.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.

4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 80 – 93.

 

СЕМИНАР 3

Понятие о содержании воспитания.

Методы воспитательного руководства, задачи и средства.

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Формирование базовой культуры и мировоззрения учащихся.

2. Развитие социально зрелой личности.

3. Основы нравственного воспитания.

4. Эстетическое воспитание.

5. Гражданское воспитание.

6.Трудовое воспитание в современной школе.

7.Физическое воспитание детей в семье и школе.

8.Экономическое образование и воспитание школьников.

 

Практические задания

 

1. Используя «Программу воспитания школьника» Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов по следующей схеме:

 

Название раздела Класс Содержание работы
     

 

 

Литература

1. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. – Ростов н/Д, 1991.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И .А. Колесникова, Н. М. Борытко, С.Д. Поляков и др. – М., 2005.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 155 – 161.

СЕМИНАР 4

Система форм и методов воспитания.

Классификация методов воспитания.

(2 часа)

Цель:Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «система методов»; знать классификации методов воспитания; различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.

Форма проведения:Беседа и практикум.

1. Понятие метода воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Выбор методов и приемов воспитания.

Ход занятия

Беседа по следующим вопросам.

1. Проанализируйте различные подходы к определению методов воспитания, используя указанную литературу.

2. Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспитания, определите условия выбора конкретного метода или приема.

 

Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Натанзон Э. Ш Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого, – М. – 2000.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1. – С. 569.

5. Щуркова К Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

 

1. Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Т. А. Ильиной, Г. И. Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л. Ю. Гордина, В. М. Коротова, Б. Т.Лихачева, Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, В.А. Сластевина, Н. Е. Щурковой и др.).

2. Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».

3. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.).

 

Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Натанзон Э. Ш Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.

3. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого, – М. – 2000.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т. 1. – С. 569.

5. Щуркова К Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

 

СЕМИНАР 5

Воспитательный процесс

  1. Понятие воспитательного процесса. Его цель и сущность.
  2. Динамика воспитательного процесса. Виды воспитательного процесса.
  3. Воспитательная работа.
  4. Воспитательный процесс как педагогически осмысленное формирование у детей жизненного опыта (Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е.)
  5. Изучение эффективности воспитательного процесса.

 

Практические задания

1. Сравните воспитательный процесс в различных известных вам учебных заведениях. Оформите в виде аналитической записки.

2. Составьте описание воспитательной работы, осуществляемой известным вам классным руководителем.

Литература

 

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 14 – 17.

СЕМИНАР 6

СЕМИНАР 7

СЕМИНАР 8

 

СЕМИНАР 9

 

 

СЕМИНАР 11

 

СЕМИНАР 13

 

Практические задания

1. Составьте классификацию воспитательных систем, используя графические изображения, в которой отразились бы их специфические особенности.

2. Законспектируйте один из первоисточников по воспитательным системам (по выбору студента).

Литература

1. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.

2. Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / под ред В.А. Караковского. – М., 1997.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

Практические задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему, показывающую взаимосвязь различных типов взаимодействия.
  2. Подберите ситуацию, характеризующую тип взаимодействия, и разыграйте ее на занятии микрогруппой или в паре.
  3. Составьте анкету для учащихся с целью выявления уровня и характера взаимодействия между педагогами и учащимися.
  4. Составьте перечень ситуаций, позволяющих выявить характер взаимодействия:

А) между педагогами и учащимися;

Б) между учащимися

6. Подберите направленные на установление и развитие доброжелательных отношений в детском коллективе игры. Одну из них проведите с участниками занятия.

7. Подберите игры, творческие задания, способствующие развитию сотрудничества между детьми. Проведите одну из форм на занятии.

8. Составьте педагогические рекомендации по установлению диалога и сотрудничества: между педагогами и детьми; между детьми.

9. Составьте перечень дел, позволяющих развить сотрудничество старших и младших школьников.

10. Разработайте план подготовки и проведения совместного мероприятия старших и младших учащихся.

11. Разработайте план подготовки и проведения внеклассного занятия с учащимися на тему: «Учимся общаться».

СЕМИНАР 21

Основные направления взаимодействия школы и семьи

(2 часа)

СЕМИНАР 22

Коллектив как объект и субъект воспитания

  1. Понятие коллектива.
  2. Реализация воспитательных функций коллектива.
  3. Развитие детского самоуправления

 

Практические задания

1. Законспектируйте статью: Селиванова Н.Л. Нужен ли современной школе коллектив? // Воспитательная работа в школе. – 2003, № 2. (Конспект № …)

5.Разработайте методики диагностики отношений в детском коллективе.

Литература

1. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.; под ред. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 123 – 133.

2. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.

1. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методич. Пособие. М.: «ВЛАДОС», 2002.

 

СЕМИНАР 23

 

Формы организации воспитания.

(2 часа)

 

  1. Классификация форм воспитательной работы.
  2. Диалоговые формы воспитания.
  3. Формы коллективной творческой деятельности.
  4. Игра в воспитательном процессе.
  5. Изучение эффективности и анализа формы воспитательной работы.

Практические задания

1. Законспектируйте из книги: Технологии организации воспитательного процесса в школе. – Йошкар-Ола, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. – С. 36 – 70. (Конспект № …)

2. Разработайте коллективно-творческое дело.

 

Литература

1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Емельянова И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 192 – 231.

2. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.; под ред. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 123 – 133.

СЕМИНАР 24

Воспитание культуры межнационального общения

(2 часа)

 

Вопросы для обсуждения.

1. Педагогическая культура и национальные традиции воспитания.

2. Проблемы взаимодействия национального и интернационального в сфере воспитания.

3. Использование традиций других народов в воспитании.

4. Патриотизм — характерная особенность питания в народной педагогике.

 

Один из вариантов обсуждения проблемы — круглый стол «Межнациональное взаимопонимание — залог мирного будущего России (мира)».

• Основные пути урегулирования межэтнических отношений) интеграция, ассимилящия, деэтнизация, истребление.

• Культура межнационального общения. Понятие кросскультурной грамотности. Уровни понимания и принятия культур другого народа.

• Общие и отличительные черты в народах, национальностях.

Литература

1. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. И.Латышиной. — М., 2004.

2. Рожков М. Я., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. — 2004.

3. Рожков М Я. Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие. — Ярославль, 2003.

 

Современные подходы к воспитанию (4 ч.)

  1. Системный подход к воспитанию. Основные составляющие системного подхода.
  2. Деятельностный подход в воспитании учащихся.
  3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.
  4. Культурологический подход в воспитании.
  5. Ценностный подход к воспитанию.
  6. Гуманистический подход.
  7. Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка.
  8. Синергетический подход как современная методологическая ориентация.

Современные концепции воспитания (6 ч.)

  1. Принципы педагогики сотрудничества (Ш. А. Амоношвили) и их реализация в современной воспитательной практике.
  2. Системное построение процесса воспитания (Караковский В.Н., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)
  3. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Таланчук Н.М.)

4. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.

  1. Формирование образа жизни, достойной Человека (Щуркова Н.Е.)
  2. Воспитание ребенка как человека культуры (Бондаревская Е.В.)
  3. Концепция педагогики свободы (Газман О.С.)
  4. Самовоспитание школьника (Селевко Г.К.)
  5. Воспитание на основе потребностей человека (Созонов В. П.)
  6. Эвристика для творческого саморазвития (Андреев В.И.)

 

СЕМИНАР 25