Семинар №2. Психические познавательные процессы

Модуль №1. Основы общей психологии и психологии личности

Семинар №1. Психология как наука и практика

Теоретические вопросы:

  1. Предмет, объект, задачи и методы психологии
  2. Основные этапы развития психологической науки
  3. Место психологии в системе наук
  4. Основные отрасли психологии
  5. Основные направления психологии
  6. Объективные методы психологии:наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, опрос, математическое моделирование и статистический анализ.
  7. Методы описания и понимания психологии человека: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация.
  8. Методы психологической практики: психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение психики, психической деятельности человека.
  2. В чем состоит сущность психологического, психики человека и ее особенностей?
  3. С чем связано существование множества школ и направлений в психологии?
  4. Какие направления наиболее интересны для вашей практической деятельности?
  5. В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?
  6. В чем отличие методов наблюдения и эксперимента?
  7. Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях? Что общего между ними и в чем их отличие?
  8. Чем психологические тесты отличаются от других методов психодиагностики? Каковы преимущества и недостатки тестов?
  9. Обоснуйте, какие методы особенно распространены в нашем учебном процессе и почему?
  10. Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

«Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и

стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны внешнему

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство ... качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Отличия научной и житейской психологии. 1) житейские психологические знания, конкретны; они приурочены ...

объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д.

Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение –

могучий метод естествознания. И его широко используют, но… Скажите,

одинаково ли вы себя ведете наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?»

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 496с.
  2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. –176с.
  4. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Высш. образование, 2008.
  5. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  6. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001.
  7. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  8. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  9. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2001
  10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  11. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — М.: Академия, 2009.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие об ощущениях: роль в жизни человека, физиологическая основа, классификация ощущений, свойства ощущений.
  2. Изменение чувствительности, пороги чувствительности.
  3. Основные законы восприятия и их определение.
  4. Понятие о внимании, функции, физиологические основы (принцип доминанты), и свойства внимания.
  5. Общее представление о памяти, процессы памяти. Мнемотехника.
  6. Общая характеристика мышления, виды и формы мышления.
  7. Мыслительные операции. Процесс решения задач.
  8. Понятие воображения, его функции и особенности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Заполните таблицу: Основные свойства сенсорных процессов

Модальность

Чувственный орган и рецепторы

Качество ощущений

2.Выписать определения: адаптация, сенсибилизация, синестезия и привести примеры.

3.Сравните процессы ощущения и восприятия и заполните таблицу

Ощущение

Восприятие

  1. Сущность
  1. Физиологическая основа
  1. Особенности процесса
  1. Результат процесса
  1. Заполните таблицу: Виды внимания

Виды

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

  1. Заполните таблицу: Виды памяти и их определение

По модальности

По характеру целей деятельности

По длительности сохранения материала

  1. Выпишите индивидуально-типологические особенности памяти и причины, влияющие на продуктивность памяти (обЪективные, субективные).

8. Выпишите виды мышления и их определения:

  • По форме
  • По степени новизны и оригинальности
  • По характеру решаемых задач
  • По степени развернутости
  • По количеству решений

9. Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения.

10. Выпишите виды воображения и дайте краткую характеристику

  • По способам активности
  • По результатам

11. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое

предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

  1. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

«Острый вкус», «кричащий цвет», « сладкие звуки», «горькая правда»,

«соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль»,

«ласковый ветер», «теплые тона», «нежные речи», блестящая работа».

  1. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими – нет и почему?

1).

Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое,

которое, будучи обработанным средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А.Г.Спиркин)

2).

Мышление есть процесс чистой активности сознания.

3).

Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

4).

Разум и постигаемое разумом – одно и то же. (Гегель)

5).

Мышление есть поведение, двигательная активность/ совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003.
  2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.
  4. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. — 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  5. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Высш. образование, 2008.
  6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001.
  8. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  9. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2001
  11. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  12. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — М.: Академия, 2009.

Семинар №3. Эмоционально-волевая сфера личности и её индивидуальность

Теоретические вопросы:

  1. Понятие об эмоциях, их виды и функции.
  2. Чувства, виды чувств.
  3. Эмоциональные состояния: аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.
  4. Способы эмоциональной регуляции и психологической защиты.
  5. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. Учение И.П. Павлова о ВНД.
  6. Типы темперамента. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.
  7. Понятие о характере. Типология характеров. Акцентуация характеров.
  8. Формирование характера. Роль среды, наследственности, воспитания, деятельности.
  9. Понятие об индивидуальности.
  10. Формирование и развитие личности. Направленность личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите основные функции эмоций.
  2. Сравните эмоции и чувства.
  3. Выпишите определения эмоциональных состояний:аффект, настроение, стресс, страсть, фрустрация.
  4. Выпишите определения свойств темперамента и заполните таблицу:

Сензитивность

Активность

Реактивность

Соотношение активности и реактивности

Темп

Пластичность/ригидность

Экстраверсия/интроверсия

Эмоциональная возбудимость

С

Х

Ф

М

  1. Приведите примеры черт характера в следующих классификациях:

А) По отношению

К себе

К другим

К труду

К собственности

Б)

Эмоциональные

Волевые

Интеллектуальные

  1. Выпишите определения следующих понятий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.
  1. Дайте определения формам направленности личности: потребности, мотивы, интересы, желания, склонности, идеал, убеждения, мировоззрение.

  1. Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

1).

Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того, чтобы радоваться.

2).

Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.

3).

Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.

4).

В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

  1. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы

психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1).

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом

она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со

стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном

состоянии она не помнит.

2).

Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему

работу, но забывает тута явиться.

3) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой

патронажной сестрой.

4).

Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

5).

Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время

беременности даже и думать не хотела.

6).

Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет

изменить ей.

7).

Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей

должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

10. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам? Что общего можно обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер

Безухов, Колобок, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Онегин, Емеля,

кот Матроскин, Снежная Королева, Настасья Филипповна, Золушка, Красная

Шапочка, Обломов, Анжелика, Остап Бендер, Паниковский, кот Бегемот,

Наташа Ростова.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003.
  2. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.
  4. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.
  5. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Высш. образование, 2008.
  6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001.
  8. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  9. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2001.
  11. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009.
  12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  13. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — М.: Академия, 2009.

Семинар №4. Психология малых групп

Теоретические вопросы:

  1. Понятие малой группы. Классификация, уровни развития.
  1. Понятие сплоченности и совместимости.
  2. Социально-психологический климат.
  3. Руководитель и лидер. Типы лидеров.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите понятие группы в социальной психологии.
  2. Приведите примеры для каждого вида группы из классификации.
  3. Перечислите динамические процессы в малых группах.
  4. В чем сущность проблемы лидерства и руководства в социальной психологии.
  5. Дайте определения общественно-психологическим явлениям: традиции, общественное мнение, стереотипы, предубеждения.
  6. В чем заключается влияние группы на личность и личности на группу? Аргументируйте свою точку зрения.

Литература:

  1. Бачинин, В.А. Психология [Текст]: энцикл. слов. / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
  2. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Горянина. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.
  3. Немов, Р.С.Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Высш. образование, 2008.
  4. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  5. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2001.
  6. Психология [Текст]: учеб. для втузов / под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
  7. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  8. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2001.
  9. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009.
  10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  11. Феоктистова, С.В. Психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Феоктистова, Т. Ю. Маринова, Н. Н. Васильева. — М.: Академия, 2009.

Модуль №2. Общие основы педагогики

Семинар №5. Педагогика как наука

Теоретические вопросы:

  1. Предмет педагогики. Задачи и функции педагогики.
  2. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
  3. Методология и методы педагогической науки.
  4. Становление педагогической науки и практики. Современная структура педагогики.
  5. Связь педагогики с другими науками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте содержание основных понятий педагогики.
  2. Назовите условия, которые привели к выделению педагогики как самостоятельной области научного знания.
  3. Законспектируйте содержание основных принципов педагогики, воспользовавшись источником: Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. — СПб. : Питер, 2007. — С. 214- 234.
  4. Как вы относитесь к утверждениям: «Педагогика – это и наука и исскусство», «Педагогика – свод правил о воспитании»?
  5. В чем специфика построения и проведения эксперимента в педагогических исследованиях. Его отличие от эксперимента в психологии.
  6. Проиллюстрируйте на примерах связь педагогической науки с практикой обучения и воспитания.
  7. Какая педагогическая теория, на Ваш взгляд, может быть положена в основу создания эффективной образовательной системы? Приведите аргументы.

Литература:

  1. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
  3. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / [авт.-сост. Е.С. Рапацевич]. — Мн.: Соврем. слово, 2005.
  4. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  5. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
  6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009.
  7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Семинар №6. Образование как глобальный объект педагогики

Теоретические вопросы:

  1. Образование. Тип образования.
  2. Обучение. Основные дидактические концепции
  3. Понятие образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса.
  4. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
  5. Законы и закономерности в обучении.
  6. Принципы и правила обучения.
  7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Основные теории содержания образования.
  8. Формы и методы организации обучения.
  9. Методические системы и технологии обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Попытайтесь обосновать утверждение о том, что воспитание (в широком смысле) и обучение имею общие закономерности. Перечислите эти закономерности и раскройте их значение для осуществления процесса обучения.
  2. Составьте свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятия с позиции личностно-ориентированного обучения
  3. Вспомните и дайте определение всех понятий этой темы, пользуясь учебниками и педагогическими словарями: Содержание образования, принципы формирования содержания образования, образовательный стандарт, учебный предмет, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методический ком­плекс, культура личности, самопознание, самооценка, интеллектуаль­ная культура, умственное воспитание, теоретическое мышление.
  4. Изучите Государственный образовательный стандарт: [Электронный ресурс] по Вашей специальности на Российском образовательном портале ).

    Осуществите анализ содержания.

  5. Изучите учебный план по Вашей специальности. Проведите анализ его структуры и содержания. Результаты работы обсудите на семинаре.
  6. Отметьте знаком «плюс» в таблице принадлежность понятий к той или иной категории.

    Понятие

    Процесс

    Мысли-тельная

    операция

    Форма

    учебной

    работы

    Методы обучения

    Средства

    обучения

    Обучение

    Анализ

    Домашняя работа

    Сравнение

    Урок

    Беседа

    Упражнение

    Телеконференция

    Компьютер

    Лекция

    Учебник

    Карта

    Обобщение

    Диспут

    Воспитание

    Наблюдение

    Семинар

    Демонстрации

    Индукция

  7. Сравните понятия «образование» и «воспитание». Каково соотношение этих понятий? Воспитание ли представляет собой часть процесса образования или образование является частью процесса воспитания? Почему? Свой ответ аргументируйте.
  8. На основе анализа различных источников информации, в письменном виде дайте не менее трех определений терминов «образование», «воспитание» и «обучение»

    Термин

    Определение

    Источник информации

    (автор, название, издательство, год издания)

  9. Изучите классификацию методов активного обучения Н.В. Борисовой. Приведите примеры использования данных методов в процессе изучения дисциплин Вашей специальности.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: [Текст]: учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  2. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  3. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
  4. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / [авт.-сост. Е.С. Рапацевич]. — Мн.: Соврем. слово, 2005.
  5. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
  6. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
  7. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009.
  8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Семинар №7. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

Теоретические вопросы:

  1. Семья как субъект педагогического взаимодействия, содержание взаимодействия, двусторонний характер коммуникации.
  2. Стили семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический); позитивные и негативные особенности взаимодействия в каждом типе семьи и их влияние на развитие и воспитание личности.
  3. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка, важнейший фактор социализации, персональная среда жизни человека. Зависимость социокультурного параметра от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества, культурных традиций, индивидуальных особенностей супругов, уровня их ожиданий от семейной жизни.
  4. Интимность как важнейшее условие позитивной социализации супругов, детей, их воспитания и развития (эмоциональная интимность: сходство переживаемых чувств; социальная интимность: общие друзья и социальные связи; сексуальная интимность: сексуальные потребности, представления, темперамент; интеллектуальная: диапазон мышления, знаний, тем для обсуждения; рекреативная: схожие хобби, интересы, досуг, не отрицание интересов партнера/ши; конвенциональная: взаимопонимание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Определите цели воспитания в реальных современных семьях и способы их достижения (в авторитарном, демократическом, смешанном типе семьи).
  2. Какие тенденции характерны для современной семьи?
  3. Что делает семью важнейшим фактором социализации человека на различных возрастных этапах?
  4. Раскройте содержание понятия «социализация».
  5. Проведите анализ факторов, оказавших и оказывающих воздействие на ваше развитие (физическое, психическое, социальное).
  6. Проведите анализ факторов, оказавших и оказывающих воздействие на ваше развитие (физическое, психическое, социальное).
  7. Что такое субкультура и какую роль она играет в социализации человека?
  8. В чем специфика воспитательных возможностей семьи как первичного института социализации ребенка?
  9. Какие правовые нормы регулируют семейные взаимоотношения и взаи­модействие школы с семьей?

Литература:

    1. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др.; отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
    2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
    3. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / [авт.-сост. Е.С. Рапацевич]. — Мн.: Соврем. слово, 2005.
    4. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. [и др.]: Питер, 2007.
    5. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / [Вульфов, Б.З.], [Ермоленко, Л.В.], [Ермоленко, М.Н] и др.; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Высш. образование, 2007.
    6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2009.
  1. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]: учеб. для втузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Модуль №3. Введение в инженерную психологию Семинар №8. Инженерная психология в структуре научного знания и ее предмет

Теоретические вопросы:

  1. Предмет и задачи инженерной психологии
  2. Связь инженерной психологии с другими науками.
  3. Информационное взаимодействие между человеком и машиной.
  4. Система «человек — машина».
  5. Деятельность оператора в системе «человек -машина».
  6. Собственно психологические методы в инженерной психологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Определите основные закономерности работы системы «человек-машина». Какие трудности и проблемы могут возникнуть в этой системе?

2. Предположите возможные причины выгорания в профессии в деятельности человека-оператора.

Литература:

  1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента: Учеб. пособие — Ставрополь: Академия, 2003.- 256 с.
  2. Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Грачёв. — М.: Высш. шк., 1998.
  3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 576с.
  4. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под.ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – 400с.
  5. Психология управления: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. Ред. М.В.Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1987. – 150с.
  6. Самыгин, С.И. Психология управления [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко; ред. Н. Диденко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, 2001. – 360с.

Семинар №9. Психические состояния в профессиональной деятельности человека

Теоретические вопросы:

  1. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека.
  2. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции.
  3. Изменение эмоционально –личностной сферы при развитии хронического утомл из методовения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

На основе одного из методов проведите оценку функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Осуществите анализ.

Литература:

  1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента: Учеб. пособие — Ставрополь: Академия, 2003.- 256 с.
  2. Грачёв, Н.Н. Психология инженерного труда [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Грачёв. — М.: Высш. шк., 1998.
  3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002, – 576с.
  4. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под.ред. Ю.К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. – 400с.
  5. Психология управления: курс лекций/ Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. Ред. М.В.Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1987. – 150с.
  6. Самыгин, С.И. Психология управления [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко; ред. Н. Диденко. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
  7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: Академия, 2001. – 360с.

Основные понятия психология

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия.

Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности человека.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств.

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов».

Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов; специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) – уровень зна­ний и развития, к овладению которым обучающийся уже подго­товлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагоги­ческой помощи; отзывчивость к помощи — признак того, что пе­дагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития.

Интеракция – взаимодействие.

Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Интериоризация – переход внешних действий человека во внут­ренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содер­жащихся в учебном материале, изучаемой действительности.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком.

Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений.

Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общ­ности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственнос­тью за свое поведение; системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением

Мышление – познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека.

Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невер­бальные способы передачи информации.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Оператор (позднелат. operator – работник, исполнитель, от operor – работаю, действую)) – группа профессий по управлению работой оборудования (установок) различного вида и назначения; специалист, работающий на каком-либо устройстве, аппарате, агрегате.

Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом простейших свойств окружающего мира.

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, навыков, сведений

Познавательные психические процессы – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие позна­ние как процесс и как результат. К их числу относятся: ощуще­ние, восприятие, внимание, представление, воображение, па­мять, мышление, речь.

Познание – процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является но­вое знание о его многопорядковой сущности.

Психика – свойство живых высокоорганизованных материальных тел, способных своим состоянием отражать окружающий мир, независимо от них существующий.

Пси́хика (от др.-греч. {, ψυχή } «дыхание, душа») – сложное понятие в философии, психологии и медицине. Свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, особенностях развития и функционирования психики человека.

Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе са­мом, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов, для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) – значение, которое оп­ределенное знание или событие приобретает для данного челове­ка, преломляясь через его опыт и систему оценок.

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Темперамент – определенное устойчивое сочетание психо-динамических свойств, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оце­нить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.

Характер – совокупность устойчивых признаков личности, формирующихся в процессе общения и деятельности и влияющих на поведение человека.

Человек – оператор – человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления некоим процессом на базе его информационной модели.

Чувства – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Педагогика

Автоматизированная обучающая система – система, включающая комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и ком­пьютерные программы, управляющие процессом обучения.

Авторские школы – учебные заведения, деятельность кото­рых построена на основе оригинальных и эффективных (автор­ских) идей и технологий. Представляют собой новую образо­вательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику.

Алгоритмизация – использование в обучении алгоритмов: на­бора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наи­более рационально решать задачи определенного класса.

Андрагогика – (гр. андрос – взрослый человек, мужчина; агогейн – вести) – раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом.

База данных – единая система данных, организованная по оп­ределенным правилам, которые предусматривают общие прин­ципы описания, хранения и обработки данных.

База знаний – формализованная система сведений о некото­рой предметной области, содержащая данные о свойствах объек­тов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Воспитание – целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.

Воспитание – (в широком смысле) – процесс передачи от старшего поколения младшему социально-исторического опыта; (в узком смысле) – специфически организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности.

Гимназия – общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность начального образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положение о гимназиях», утвержденное МО РФ в 1990г.предусматривает создание Гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I—VII), собственно гимназические (VIII—XI) классы и абитура (XII класс, 1 год по желанию).

Государственные образовательные учреждения – учреждения, осуществляемые образовательный процесс на субсидии государства (государственная аккредитация).

Девиантное поведение – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм.

Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информа­цией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Дидактика – теория обучения и образования – наука, исследующая законы, закономерности и принципы обучения, определяющая его содержание, тех­нологии, формы и методы организации образовательного процесса.

Дидактическая система – совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, мето­дов, средств, форм обучения и ее принципов.

Дистанционное обучение – форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современ­ных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).

Задача дидактическая – конкретная цель деятельности педа­гога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.

Задача познавательная – учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятель­ность учащихся.

Закон педагогический – необходимая, существенная, повторяю­щаяся связь между элементами, факторами педагогического про­цесса или явлениями.

Знания – достоверный результат познания действительности, адек­ватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.

Индивидуализация обучения – такая организация обучения, ко­торая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные осо­бенности каждого обучаемого.

Инновации педагогические – введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы.

Инновационный процесс процесс совершенство­вания образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.

Интеграция в образовании – объединение, органическое слия­ние образовательных учреждений, систем, содержания образова­тельных программ разных предметов или предметных областей.

Интерактивная программа – компьютерная программа, кото­рая работает в режиме диалога с пользователем.

Информационная технология обучения – педагогическая техно­логия, использующая специальные способы, программные и тех­нические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска исти­ны, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Классно-урочная система обучения – обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок).

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученик–а и минимальный опыт деятельности в заданной сфере

Компетенция образовательная – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельно­сти ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и со­циально значимой продуктивной деятельности

Комплексное обучение – изучение материала на основе меж­предметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, пред­ставленных с разных точек зрения.

Коррекция – совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на ос­нове обратной связи с регулируемым объектом.

Лицей – общеобразовательное учебное заведение с углубленным изуче­нием дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гума­нитарного гимназического это образование с более узкой дифференциа­цией, например лицей технико-математический, биолого-химический, тех­нический лицей. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Ли­цей, как и гимназия, может существовать в 2 вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа старшеклассников, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

Лицензирование образовательного учреждения – выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности государствен­ным органом управления образованием или по его поручению местным (муниципальным) органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной ко­миссии.

Лицей – разрешение, выданное органами государственного управле­ния на ведение какой-либо деятельности; на право пользования чем-либо; на использование изобретения или иного технического достижения.

Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предпо­лагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, осно­ванное на учете психологических и социально-педагогических ха­рактеристик личности.

Медиаобразование – направление в педагогике, которое предпо­лагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. п.

Метод обучения – способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методическая система обучения (тип обучения) – единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и про­цедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Методология образования – система принципов, форм, методов и средств образовательной деятельно­сти, а также учение (теория) об этой системе.

Модуль учебный – часть курса, крупный блок учебного матери­ала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.

Мультимедиа технология – программы, позволяющие использовать текст, графи­ку, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение диалог).

Навык учебный – автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания.

Образование – система, процесс и результат воспитания, обу­чения и развития личности; процесс усвоения человеком знаний, умений и качеств, результатом которых выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Образовательная диагностика – процесс определения результатов образова­тельной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Образовательные программы – общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности.

Образовательный процесс – педагогически обоснованное, последовательное, не­прерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой сре­де с целью достижения ими образовательных результатов.

Образовательные результаты – внешние и внутренние продук­ты деятельности участников образовательного процесса (учеников, учителей, адми­нистраторов, родителей и др.).

Образовательные учреждения – учреждения, осуществляющие об­разовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образова­тельных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обу­чающихся, воспитанников. К ним относятся: дошкольные; общеобразова­тельные [начального общего, основного общего, среднего (полного) обще­го образования]; начального профессионального, среднего профессиональ­ного и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; уч­реждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществля­ющие образовательный процесс. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муни­ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиоз­ных организаций).

Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая ов­ладение знаниями и развитие; способность к научению.

Обучение в своей сущности есть целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества. Обучение – процесс, включающий преподавание и учение.

Обучение – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития качеств, необходимых человеку для выполнения каких-либо функций.

Обученность – уровень овладения знаниями, умениями, на­выками, способами деятельности.

Парадигма – исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем.

Педагогика – наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития человека, коллектива в интересах успешной деятельности.

Перцептивный – относящийся к восприятию

Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.

Прием – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Принципы дидактические – обязательные требования к содер­жанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.

Проблемное обучение – обучение на основе выдвижения, поис­ка решения проблем и вытекающих из них задач, активизирую­щее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей.

Программированное обучение – обучение по программам, рас­считанным на порционную подачу учебного материала, пошаго­вый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компью­теров.

Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одно­го из активных методов обучения.

Проприоцептивный – связанный с мышечной системой

Процесс обучения – употребляется как синоним понятия «учеб­ный процесс», а также обозначает деятельность педагога в этом процессе (преподавание).

Развивающее обучение – обучение, в котором развитие лич­ности не является попутным и стихийным продуктом деятель­ности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.

Развитие – закономерности изменения во времени физических, психических и духовных сил человека.

Система образования – совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующий их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), кото­рые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру (М. А. Дани­лов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).

Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт че­ловечества, тождественный по структуре человеческой культуре (культурологическая концепция: И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский).

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сообщающее (информационное) обучение – обучение, в котором информация передается в готовой, удобной для усвоения форме.

Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Социально-ориентированное обучение – система обучения, ори­ентированная на социальные, общественно значимые цели и цен­ности.

Социальный заказ образованию – требование со стороны обще­ства и государства к содержанию образования и качествам фор­мирующейся в образовательной системе личности.

Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Стандарты в образовании – правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.

Суггестопедия – обучение, включающее значительный эле­мент внушения, неосознанное влияние одного человека на дру­гого, способное вызвать изменения в психологии и поведении человека.

Учебник – книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.

Учебные программы – документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.

Учебный план – официальный документ, в котором фиксиру­ется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.

Учебный процесс – взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующее развитию и саморазвитию воспитанника.

Урок – основная структурная единица учебного процесса в школе. Характеризуется постоянным составом обучаемых, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнения, контроль усвоения).

Форма обуче­ния – способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.

Экспериментирование – проверка новых идей, подходов, методик, технологий в реальных или специально создаваемых, контролируемых и нередко варьируемых условиях.

Экспертная система – программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области.

Электронные учебные пособия – издания, выполненные на электронных носителях, использующие в комплексе различные информационные технологии.