Тема 5. Формы, средства и методы педагогического процесса

Педагогика физической культуры и спорта. Семинар 1.

Тема 1. Сущность педагогической деятельности.

  1. Раскройте сущность педагогической деятельности.

  2. Какова структура педагогической деятельности?
  3. Раскройте основные парадигмы обучения в настоящее время.
  4. Выкажите суждение по поводу высказывания А.Маслоу: «Накопленный человечеством опыт становится почти бесполезным в некоторых областях жизни. Настало время человека, человека, способного оторваться от своего прошлого, чувствующего в себе силу, мужество и уверенность, чтобы довериться тому, что диктует ситуация, способного, если понадобится, решить ставшие перед ним проблемы путем импровизации, без предварительной подготовки».
  5. Докажите, что целеполагание является системообразующим компонентом педагогической деятельности.
  6. Раскройте факторы продуктивной педагогической деятельности.

Ключевые слова: деятельности, педагогическая деятельность, цель, задача, педагогическая задача, учебная задача, целеполагание, целостность, иерархия, парадигма.

Семинар 2.

Тема 2. Роль физической культуры и спорта в развитии личности.

  1. Раскройте суть концепции физической культуры.
  2. Аргументировано докажите необходимость реализации задач «скрытого» плана в деятельности учителя физической культуры.
  3. Как влияет физическая культура и спорт на развитие личности? Докажите примерами.
  4. Какими принципами следует руководствоваться тренеру в процессе тренировки для продуктивного влияния спорта на личность?
  5. Прокомментируйте высказывания: «Спортивное достижение – это действие индивидуума, совершаемое и переживаемое им как акт самосозидания, в результате чего он обладает неоспоримой ценностью в плане формирования и развития личности, ее самосознания, социальной роли и самооценки. Спортсмен как человек неотделим резкой гранью от своих личностных качеств. Личностное начало индивидуума конституируется и отражается в его действиях, получающих определенную оценку и интерпретацию, равно как и в его социальных реакциях».

Ключевые слова: концепция, физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, спорт, социализация, принцип.

Семинар 3.

Тема 3. Педагогический процесс: структура и принципы его организации.

  1. Представьте схему, характеризующую две составные части педагогического процесса – субъективную и процессуальную.

    3 стр., 1289 слов

    Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

    ... педагогического коллектива   Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры ... к реализации различных форм педагогического сотрудничества   Практические задачи:   1. помочь педагогу ...

  2. Раскройте факторы, объединяющие составные части педагогического процесса.
  3. Раскройте принципы организации педагогического процесса.

Ключевые слова: система, принцип, структура, аксиологический, социальная адаптация, фактор самооценка, самоконтроль.

Семинар 4.

Тема 4. Педагогические аспекты деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

  1. Какие педагогические аспекты можно вычленить в деятельности специалиста по физической культуре и спорту?

  2. В чем суть методологической культуры педагога?
  3. Приведите примеры, подтверждающие наличие педагогической культуры у педагога.
  4. Как конкретизируется феномен деятельности в процессе обучения и воспитания? Какое отношение это имеет к педагогическим аспектам в деятельности тренера?
  5. Приведите примеры из собственного опыта, раскрывающие суть рефлексии в педагогической деятельности.

Ключевые слова: аспект, методология, культура, педагогическая культура, рефлексия, феномен.

Семинар 5

Тема 5. Формы, средства и методы педагогического процесса.

  1. Раскройте основные формы обучения в деятельности учителя ФК.

  2. Спланируйте воспитательные задачи, исходя из предложенной Вами характеристики класса.
  3. Сделайте анализ посещенного занятия по предложенной схеме.
  4. Почему педагогическое общение выступает в роли средств обучения и воспитания? Аргументируйте свой ответ.
  5. Сделайте схему классификаций педагогического общения и определите основания, по которым различные виды общения разделены на стили, на прямое и опосредованное общение.

Ключевые слова: средство, метод, общение, стиль, педагогическое общение.

Семинар 6.

Тема 6. Управление педагогическим процессом.

  1. Сформировать понятие о том, что достижение положительных результатов в управлении педагогическим процессом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его психолого- педагогической компетенции.
  2. Формировать умения проводить анализ внеурочного мероприятия по схеме.

Основные методы: анализ и самоанализ урока и внеурочного мероприятия по схеме, работа с книгой, индивидуальные сообщения.

Задания и вопросы:

  1. Дайте определение понятию «управление педагогическим процессом».
  2. Каковы условия эффективности управления педагогическим процессом?
  3. Сделайте анализ внеурочного мероприятия по схеме и определите уровень готовности педагога к решению педагогических задач.
  4. Составьте план воспитательных мероприятий в избранной возрастной группе на примере работы спортивной секции вашего вида спорта.

Ключевые слова: управление, анализ, компетентность, педагогическое мастерство.

5 стр., 2253 слов

Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление ...

... на запоминание При восстановлении памяти ее деятельность зачастую сравнивают с деятельностью мышцы, предполагая, что повторение упражнений улучшает ... следуют советам и выполняют рекомендации логопеда, посещают семинары, соблюдают необходимые правила речевого поведения и пр. Пассивная ... функции, например, возможность общения с помощью отдельных слов или коротких предложений, или же улучшение понимания ...

Семинар 7.

Тема7. Педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.

  1. Показать, что результативность т эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной педагогической технологией являются основополагающими для оценки данной технологии.
  2. Уметь выделять существенное в различных педагогических технологиях в целях оптимизации процесса обучения.
  3. Воспитывать потребность в самообразовании, как условии формирования педагогического мастерства.

Основные методы: работа с труппой, индивидуальные сообщения, дискуссии.

Задания и вопросы:

  1. Раскройте понятия: «»педагогическая технология», и «инновация».
  2. Какова суть общей и частной технологии?
  3. Раскройте принципы построения педагогических технологий.
  4. Чем детерминируется выбор педагогических технологий?
  5. Приведите примеры частных технологий в деятельности педагога (технология общения или взаимодействия).
  6. Каковы условия появления инноваций? В чем суть инновационной деятельности?
  7. Что можно отнести к педагогической технологии в спортивной деятельности?
  8. Как разрабатываются педагогические технологии?

Ключевые слова: инновация, технология, педагогическая технология.

Семинар 8.

Тема 8. Воспитание как целенаправленная социализация личности.

  1. Раскрыть сущность взаимосвязи воспитания и развития личности в сфере физической культуры и спорта.
  2. Сформировать навыки и приемы по организации внеурочной спортивной деятельности.
  3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Основные методы: работа с группой, составление плана внеурочного спортивного мероприятия, индивидуальные сообщения, комментарии.

Задания и вопросы:

  1. Раскройте сущность процесса воспитания.
  2. Какова взаимосвязь воспитания и развития личности в различные возрастные периоды?
  3. Прокомментируйте высказывание «Воспитание – явление социальное».
  4. Какова педагогическая инструментовка спортивных мероприятий?
  5. какое место занимает игра в воспитании человека?
  6. В чем причины возникновения проблемы трудных детей?
  7. Раскройте причины возникновения и способы устранения «смыслового барьера», «психологического барьера» между учителем и школьником.
  8. Расскажите о формах воспитательного мероприятия средствами физической культуры и спорта.
  9. Каковы пути и средства самовоспитания?

Ключевые слова: воспитание, самовоспитание, смысловой барьер, психологический барьер, девиантное поведение.

4 стр., 1760 слов

Личность и коллектив 3

... развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. ... В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. ...

Семинар 9

Тема 9. Формирование и развитие детского спортивного коллектива: принципы, этапы и условия его развития.

  1. Осознание основных признаков детского спортивного коллектива, использование социально – психологических явлений в коллективе.
  2. Формирование навыков и привычек культуры поведения.
  3. воспитание гражданственности, сознательной дисциплины.

Основные методы: работа с книгой, дискуссия, работа с группой.

Задания и вопросы:

  1. раскройте понятия «коллектив».
  2. Каковы существенные характеристики коллектива?
  3. Кокой взгляд на значение коллектива в формировании личности вы разделяете?

«Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности»,

«Коллектив имеет несущественное влияние на развитие личности»,

«Влияние коллектива на личность скорее отрицательное, чем положительное».

  1. Какие стадии развития выделяет А.С.Макаренко?
  2. В каких случаях процесс социального развития личности затрудняется?
  3. Расскажите о педагогическом руководстве на разных стадиях развития коллектива.
  4. В чем отличие ученического коллектива от спортивного?
  5. Какова роль спортивного организатора в становлении коллектива?

Ключевые слова: коллектив, группа, стадия, суверенитет, самоуправление.

Форма итогового контроля — экзамен

К ЭКЗАМЕНУ ДОПУСКАЮТСЯ СТУДЕНТЫ, УСПЕШНО ВЫПОЛНИВШИЕ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ: СДЕЛАНЫ КОНСПЕКТЫ ПРОПУЩЕННЫХ ЗАНЯТИЙ, ЗАЧТЕНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВЕДЕНЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ПРОПУЩЕННЫМ ЗАНЯТИЯМ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, ВЕДУЩИМ СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

ОЦЕНКА «ОТЛИЧНО» по текущей успеваемости ставится в случае успешной работы на семинарских занятиях (70% «отлично», без оценки «удовлетворительно»), написанных на «отлично» и «хорошо» контрольные работы, зачет по самостоятельной работе.

Вопросы к экзамену

  1. Педагогика ФКиС. Объект, предмет, задачи.

  2. Сущность педагогической деятельности
  3. Роль физической культуры и спорта в развитии личности
  4. Педагогические аспекты деятельности специалистов ФКиС
  5. Формы, средства, методы организации педагогического процесса в спортивной деятельности
  6. Система педагогической деятельности тренера
  7. Целеполагание в педагогической деятельности тренера.
  8. Педагогический процесс: структура и принципы его организации.
  9. Управление педагогическим процессом
  10. Педагогические технологии
  11. Педагогические инновации в сфере ФКиС.
  12. Воспитание как целенаправленная социализация личности .
  13. Методы воспитания
  14. Воспитание дисциплинированности
  15. Специфика воспитательной работы в спортивной деятельности.
  16. Педагогическое общение.
  17. Педагогическое мастерство тренера.
  18. Формирование и развитие детского спортивного коллектива: принципы, этапы и условия его развития
  19. Педагогическое творчество тренера и условия его развития.
  20. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности

Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы

  1. Образование на современном этапе развития общества: цели, содержание, походы.
  2. Личностно-ориентированное образование: дидактическая, культурологическая, проективная парадигмы обучения.
  3. Содержание и характеристика педагогической деятельности.
  4. Целеполагание как ведущий компонент педагогической деятельности.
  5. Основные условия и факторы повышения эффективности педагогической деятельности.
  6. Роль физической культуры в развитии и воспитании личности.
  7. Роль учителя физической культуры в решении психолого-педагогического аспекта процесса обучения.
  8. Взаимосвязь нравственного и социального в реализации задач спортивной деятельности.
  9. Педагогическая деятельность как социальное явление.
  10. Структура педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно деятельностный, эмоциональный, контрольно-оценочный. Компоненты.Самоанализ в деятельности тренера, учителя физической культуры.
  11. Педагогические и психологические принципы конструирования форм организации педагогического процесса
  12. Методологическая культура специалиста по физической культуры и спорту и пути ее формирования.
  13. Реализация феномена деятельности в спортивной педагогике.
  14. Рефлексивные процессы в деятельности тренера.
  15. Классификация форм средств и методов педагогического процесса в деятельности тренера.
  16. Методика организации воспитательных мероприятий.
  17. Урок физической культуры как целостная система.
  18. Методы обучения и воспитания в их взаимосвязи.
  19. Общение педагога как средство воспитания.
  20. Педагогическое общение и его специфика в разные возрастные периоды школьников.
  21. Компетентность педагога – основа успешности управления педагогическим процессом.
  22. Основные принципы управления в педагогике.
  23. Технология анализа процесса обучения и воспитания в деятельности педагога.
  24. Инновации в деятельности тренера и учителя физической культуры.
  25. Педагогические технологии : общие и частные.
  26. Взаимосвязь школы, семьи и общественности в реализации задач воспитания подрастающего поколения.
  27. Игра как средство целенаправленного развития личности.
  28. Учет индивидуальных, половозрастных особенностей в деятельности специалиста по ФК и С.
  29. Спортивный коллектив. Принципы формирования, стадии развития и педагогическая помощь.
  30. Педагогическое творчество: понятие, характеристика, критерии его сформированности.
  31. Условия формирования педагогического творчества.
  32. Педагогический опыт и пути его изучения.
  33. Самообразование и самовоспитание как сознательная теоретическая и практическая деятельность педагога.
  34. Диагностика личности педагога и его деятельности.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Содержание, технологии и формы организации педагогического процесса, которые вносят сторонники личностно-ориентированного обучения

2. Игра как средство развития человека на разных возрастных этапах

3. Педагогические способности спортивного педагога и пути формирования.

4. Педагогический опыт учителя- физической культуры (тренера)

5. Создание условий для развития личности тренера, его творческого потенциала

6. Психолого-педагогические основы организации учебно-тренировочной деятельности.

7. Современные педагогические технологии в сфере физической культуры

8. Спортивно-игровой проект в младших классах как условие развития интереса к занятиям

9. Развитие познавательного интереса на уроках физической культуры.

10. Особенности педагогического общения в спортивном коллективе

11. Профессиональное мастерство тренера и факторы его определяющие.

12. Личностно ориентированное обучение и его применение в учебно-тренировочной деятельности.

13. Система воспитательной работы учителя физической культуры по формированию отношения к спортивным занятиям

14. Опыт А.С.Макаренко по формированию детского коллектива и его применение на современном этапе развития общества.

15. Творческая деятельность спортивного педагога.

16. Самовоспитание и условия, способствующие эффективности самовоспитания.

17. Профессиональное саморазвитие спортивного педагога.

18. Взаимосвязь учителя физической культуры и классного руководителя по формированию отношения к физическому и психическому здоровью школьников.

19. Игра как средство развития личности.

20. Игра как средство развития познавательного интереса

21. Девиантное поведение: причины появления и его профилактика.

22. Педагогическая инструментовка спортивных мероприятий по развитию положительного отношения к занятия спортом.

23. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей в работе учителя физической культуры

(тренера по спортивным танцам)

24. Воспитательная направленность внеурочной спортивной деятельности в общеобразовательной школе.

25. Роль учителя физической культуры в системе воспитательной работы школы.

Учебно-методическое обеспечение

1.Рекомендуемая литература (основная)

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательство центр «Академия», 1999.- 160с.

2. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя (вуза0 // Вестн. Высшей школы. – 1987. -№9. –С. 43-56.тво

3. БайковаЛ.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.К.Гребенкиной -3-е изд.,испр. и доп.- М. :Педагогическое общество России, 2000. 25с.

4. Зайченко В.Н. Педагогическое мастерство учителя физической культуры, тренера: Учеб.пособие для студент ИФК, Волгоград, ВГАФК, -1996. –81с.

5. Зайченко В.Н. Педагогика физической культуры и спорта: Учеб. Пособие для студентов ИФК. Волгоград, ВГАФК, 2002.

6. Исаев А.А.Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1998.

7. Сидоров А.А. Педагогика: Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине «Физическая культура» / Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. – СПб. : Терра-спорт, 2000.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. «4. С.29-36

2. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М., 1987.

3.Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М., ФКиС, 1981

4. Зайченко В.Н. Педагогические технологии: Методическая. разработка. – Волгоград: ВГАФК, 2000.

5. Исаев А.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.

6. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. №3

7.Питюков В.Ю. основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. – М.,1997.

8. Сенько Ю.В. Гуманистические основы педагогического образования Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. – 3-е испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

10.Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Учебный модуль № 1 (1сентября – 30 октября)

Учебные задания

Оценки

Отл.

Хор.

Удовл.

Баллы

  1. Освоить теоретический раздел программы:

  • Роль физической культуры и спорта в развитии личности;
  • Педагогическая деятельность учителя ФК. тренера;
  • Целеполагание в педагогической деятельности;
  • СРС № 1,

2. Модульная контрольная работа №1.

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

Итого:

20

15

10

Оценка посещаемости аудиторных занятий учебного модуля №1.

часы

12

10

8

6

4

2

баллы

10

9

8

7

6

0

Учебный модуль № 2 (1 ноября- 30 декабря)

Учебные задания

отл

хор

удовл

Баллы

1.Выполнить письменно задание №1. «Воспитательная беседа с учащимися» по избранной теме.

2

1,5

1

2. Написать контрольную работу по теме «Управление воспитательным процессом».

2

1,5

1

3Представить конспект по теме «Дисциплина».

2

1,5

1

4.Составить отдельные схемы по изученным темам «Профессионально-педагогическое мастерство тренера», «педагогическое мастерсво»

2

1,5

1

5. Модульная контрольная работа №2..

2

1.5

1

6.освоить теоретический материал по теме «Спортивный коллектив».

2

1,5

1

7. Подготовить рефераты на одну из предложенных тем

2

1.5

1

8.Выполнить самостоятельную работу по теме семинарского занятия.

2

1,5

1

9. Решение педагогических ситуаций по предложенной теме.

2

1.5

1

10.Модульная контрольная работа по темам «Спортивный коллектив». «Целеполагание» . «Воспитание спортсменов».

2

1,5

1

Итого

20

15

10

Оценка посещаемости аудиторных занятий учебного модуля №2

часы

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

баллы

10

9

8

7

6

5

4

3

2

0

Возможный максимум для модуля – 30 баллов (20 за успеваемость + 10 за посещаемость)

Текущая аттестация – минимум 20 баллов Округление суммы баллов – до целых в пользу студента