ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Федеральное агентство по образованию РФ

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Практика проводилась в 9 классе

Березовской основной школы

с 10 ноября по 21 декабря 2010 года.

Вел дневник: студент 5 курса

исторического факультета,

группы И-51

Никоноров Денис

Валерьевич

1. Информационная страница

2. Индивидуальный план практиканта

3. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и классе

4. Я — классный руководитель

5. Знакомство с системой работы учителя-мастера

1 Информационная страница.

Педагогическое руководство практикой.

Групповой руководитель: Ковалев А. В,

Методист по педагогике: Акимова Е.А.

Методист по психологии: Меньшиков П. В.

Методист по истории: Свиридова Т. А.

Директор школы: Сорокина О. М.

Зам. директора по учебной работе: Холявчук Н. А.

Зам. директора по воспитательной работе: Готовцева С. А.

8 стр., 3502 слов

Педагогическая практика студентов в школе. Введение

... мер. По окончании каждого этапа практики каждый студент представляет своему методисту: дневник, включающий индивидуальный план, поурочный план и план-график прохождения учебного ... практики; 2 день:Сбор в базовой школе в 9.00 Знакомство с администрацией школы, учителями ОБЖ; распределение классов для проведения учебных занятий и осуществления ...

Учитель предметник: Готовцев А. Ф.

Классный руководитель: Готовцева С. А.

Расписание уроков 9 класса.

№Урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Физкультура

Алгебра

Информатика

Всеобщая история

Физика

2

Алгебра

Физика

Алгебра

Геометрия

Литература

3

Биология

География

Химия

География

Биология

4

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Литература

Английский язык

5

Химия

Английский язык

Информатика

Русский язык

Обществознание

6

История России

Литература

Краеведенье

Мхк

Физкультура

7

Классный час

Расписание звонков

1.8:30 — 9:15

2. 9:25 — 10:10

3. 10:25- 11:10

4.11:25 — 12:10

5. 12:25 — 13:10

6. 13:20 — 14:05

7. 14.15 — 15.00

Дневник практики.

Дата

Содержание работы

10.11.2010

Установочная конференция по педагогической практике. Беседа с методистами.

12.11.2010

Встреча с руководством школы. Познакомился с классным руководителем и учителем — предметником. Знакомство с документацией (классный журнал, документы классного руководителя и учителя истории).

Знакомство с классом, посетил все уроки моего класса, в том числе и обществознания. Ознакомление со зданием школы, библиотекой, спортивным залом.

15.11.2010

Посещал уроки своего класса, в том числе и урок истории. Обсуждал с классным руководителем план-конспект классного часа. Обсуждал с учителем план-конспект урока обществознания

16.11.2010

Провел классный час"Мы все такие разные" ко дню толерантности.

17.11.2010

Посещал уроки своего класса. Обсуждал с классным руководителем проведённый классный час. Обсуждал с учителем план-конспект моего первого урока по истории.

18.11.2010

Беседовал с директором и завучем по поводу заполнения ведомости, провел свой первый урок истории

19.11.2010

Провел свой первый урок обществознания. Обсудил его с учителем

22.11.2010

Провел урок истории. Занимался подготовкой класса к концерту, посвящённому дню Матери.

23.11.2010

Посетил уроки в своём классе. Вместе с классным руководителем проверял дневники

24.11.2010

Провел урок истории. Затем обсуждал его с учителем, а также план — конспект следующего урока.

25.11.2010

Провёл урок истории. Подготовка ведущих, репетиция концерта ко дню Матери.

29.11.2010

Проведение урока обществознания. Просмотр концерта, посвящённого дню Матери

30.11.2010

Посетил уроки в своём классе. После уроков вместе с детьми смотрел и обсуждал фильм «Если не я, то кто», посвящённый дню борьбы со СПИДом.

1.12.2010

Посетил урок коллеги-практиканта. После обсудили достоинства и недостатки

2.12.2010

Провел урок истории в своём классе

3.12.2010

Провёл урок обществознания в своём классе

6.12.2010

Провел урок истории в своём классе.

7.12.2010

Провёл классный час на тему «Конституция РФ»

9.12.2010

Провел урок истории.

10.12.2010

Провёл урок обществознания в своём классе

13.12.2010

Провёл урок истории в своём классе

14.12.2010

Помогал классному руководителю в проверке дневников

15.12.2010

Из-за изменения в расписании провёл урок истории в своём классе

16.12.2010

Провёл урок истории в своём классе

2.Индивидуальный план практиканта

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

1

Беседа с руководством школы, учителями истории и обществознания, классным руководителем об учебно-воспитательной работе в школе, особенностях класса, традициях коллектива и т. д.

ноябрь

2

Ознакомление с документацией учителя истории и обществознания, классного руководителя, подготовка классного часа «Мы все такие разные» ко дню толерантности

ноябрь

3

Посещение уроков истории и обществознания в 9 классе

ноябрь

4

Посещение уроков сокурсников

ноябрь

5

Подготовка и проведение уроков по истории и обществознанию

ноябрь

6

Посещение консультаций методистов по методике, по психологии, по педагогике

ноябрь

7

Осуществление в полном объеме функций классного руководителя

ноябрь

8

Посещение уроков сокурсников

декабрь

9

Подготовка и проведение уроков по истории и обществознанию

декабрь

10

Осуществление в полном объеме функций классного руководителя

декабрь

11

Посещение консультаций методистов по методике, по психологии, по педагогике

декабрь

12

Выполнение заданий по психологии (психологический анализ урока, рефлексия зарождающегося стиля педагогической деятельности), педагогике (диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся), ведение дневника педагогической практики

декабрь

13

Подготовка и проведение классного часа на тему «Конституция РФ»

декабрь

14

Составление отчетной документации

декабрь

3. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и классе

Практика в состояла из двух этапов:

  1. пассивный: знакомство со школой, с детьми, посещение уроков истории;
  2. активный: проведение самостоятельных уроков, выполнение функций классного руководителя.

Характеристика школы

Березовской основной общеобразовательной школе больше 20 лет. Наиболее приоритетным является воспитание гармонично развитой личности, формирование основ здорового образа жизни, а также гражданско-патриотическое воспитание. В школе действует краеведческий музей, оборудованный в кабинете истории. Серьезный аспект ставится на физическую подготовку учащихся. В школе есть спортзал, стадион, а также площадки открытого типа для игры в волейбол и баскетбол. В школе есть живой уголок.

Школа хорошо оснащена технически: оборудован компьютерный класс, в котором находятся современные компьютеры, DVD-проигрыватель, телевизор, музыкальный центр. Имеется выход в интернет. В кабинете истории имеется медиапроектор, что способствует повышению качества образования. В школе есть различные кружки и секции, например, краеведческий кружок и спортивная секция по баскетболу.

В школе проводятся месячники:

Сентябрь-безопасность;

Октябрь — вредные привычки;

Ноябрь — право;

Декабрь — творчество;

Январь — этика;

Февраль — гражданско-патриотическое воспитание;

Март — семья;

Апрель — краеведение;

Май — уроки памяти;

Ученики участвуют в дистанционных олимпиадах по различным предметам. В школе ведётся работа с одарёнными детьми.

Список учителей:

Классный руководитель — Готовцева С. А.

История и обществознание — Готовцев А. Ф.

Русский язык и литература — Смирнова А. А.

Алгебра и геометрия — Холявчук Н. А.

География — Бубликова С. С.

Биология — Готовцев А. Ф.

Физика — Сорокина О. М.

Химия — Холявчук Н. А.

Информатика — Холявчук Н. А.

Английский язык — Желейникова В. А.

МХК — Бубликова С. С.

Физическая культура — Казарян Амест Саядовна

4. Я — классный руководитель

Характеристика класса:

Первое мое знакомство с классом произошло 12 ноября в пятницу на уроке обществознания. Учитель истории и обществознания — Готовцев Александр Феликсович — представил меня девятикласникам как их нового учителя. Также я, можно сказать, сразу приступил к обязанностям классного руководителя. В классе учится всего 7 человек — 3 юноши и 4 девушки 1995 и 1996 года рождения. Класс довольно спокойный и доброжелательный. Сплочённость в классе средняя. В классе 3 хорошиста и четверо учатся на 3 и 4. К хорошистам можно отнести Готовцева Андрея, Смирнову Марину, Смирнова Валентина, остальные учатся преимущественно удовлетворительно. В целом же класс довольно стабильный. Ребята проявляют интерес к истории и обществознанию, участвуют в районных олимпиадах и занимают там призовые места. Некоторые, например Готовцев Андрей, намерены сдавать историю и обществознание в форме ГИА.

Список 9 класса

1 Аракелян Артур

2 Ермолова Мария

3 Готовцев Андрей

4 Смирнова Марина

5 Смирнов Валентин

6 Родичева Мария

7 Томарова Татьяна

Расположение учеников в классе

Стол

учителя

1-я парта

1-я парта

Томарова Татьяна

Смирнова Марина

Готовцев Андрей

2-я парта

2-я парта

Аракелян Артур

Смирнов Валентин

Ермолова Мария

Родичева Мария

План воспитательной работы классного руководителя.

  1. Формировать правовую и эстетическую культуру учащихся.
  2. Формировать чувство уважения и толерантного уважения друг к другу.
  3. Формировать ответственное отношение к выбору профессии.
  4. Формировать чувство патриотизма у учащихся.

Цель: Создание условий для формирования физически и нравственно здоровой личности, способной к творчеству и готовой к труду и самоопределению в современных условиях, действующих в нестандартных ситуациях.

Организационно-педагогическая деятельность:

— выбор актива класса;

— планирование работы на четверть;

— проведение техники безопасности;

— еженедельная проверка дневников;

— индивидуальные беседы с учащимися;

— посещение уроков в классе;

— отчет актива класса о проделанной работе;

— проведение различных анкетирований;

— организация дежурства по школе;

— проведение родительских собраний.

Мероприятия, запланированные на вторую четверть:

Ноябрь:

16.11 — Классный час, посвященный дню толерантности.

26.11 — Праздничный концерт, посвященный Дню матери.

30.11 — Классный час, посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь:

7.12 — Классный час «Конституция РФ «

14.12 — Классный час на тему: «Выбор профессии».

21.12 — Классный час- подведение итогов

Направления воспитательной работы:

— гражданское и правовое воспитание;

— здоровье и здоровый образ жизни;

— трудовое воспитание и профориентация;

— общение и досуг, самореализация личности

5. Знакомство с системой работы учителя-мастера

На первой неделе я посещал уроки своего учителя Готовцева А. Ф., с целью изучения его методики проведения уроков истории и тактики общения с классом. Ниже приведу анализ одного урока истории своего учителя — мастера.

Предмет- история.

Дата- 15.11.2010

Тема — Экономический и политический кризис начала 20-х годов

Цель посещения - изучить методы работы учителя на уроке (объяснение нового материала).

1.Мобилизующее начало:

• класс к уроку — готов;

• тема — дана;

• цели, задачи — даны;

• ход урока — дан.

2.Средства активизации:

• живое слово учителя (четкое, ясное, доступное и простое);

• вопросы на уточнение, размышление, вспоминание материала в течение всего урока;

• доска, мел;

• учебник, карта.

3.Умения и навыки.

• работа с картой;

• схематизация материала;

• работа с учебником.

4. Объяснение нового материала:

• доступность;

• наглядность.

5. Контакт с классом: существовал, класс сидел тихо и внимательно слушал, Механизм обратной связи с классом существовал.

6. Форма работы: фронтальная.

7. Домашнее задание:

• дано своевременно и до звонка;

• все четко объяснено и записано на доске;

• дозировка д/з нормальная, подходит для 9 класса

8. Активность класса:

• достаточно высокая.

9.Ра6ота со слабыми: велась, учитель демонстрировал индивидуальный подход к ученикам, так как в классе учится всего 7 человек.

итог урока: подведен.

Выводы: урок проведен профессионально, учителю удалось добиться всего, чего он хотел от данного урока. Класс небольшой, поэтому учитель уделяет внимание каждому ученику. Учитель очень хорошо держит класс, в то же время нет авторитаризма к детям. Стиль общения — демократический.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Урок № 10 по истории. 9 класс. 16.12.2010 г.

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны.

Цель урока: Объяснить учащимся, что война с Германией со стороны СССР имела справедливый, освободительный характер. Показать, какая угроза нависла над Советским союзом, охарактеризовать первый этап Великой Отечественной войны

Задачи урока

Образовательная:

-охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

-выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны

-проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны

Развивающая:

-учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательная:

-воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом -привести примеры мужества и героизма советских воинов

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: доска, карта ВОВ, мел, учебник.

Литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, Москва, «Просвещение», 2004 год,

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Тесты

Ход урока

1. Оргмомент

а) отметка отсутствующих в классе;

б) проверка готовности учащихся к уроку.

в) Постановка целей урока.

2. Проверка изученного материала. Тестирование.

Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»

Вариант I

1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:

а) о дате нападения Германии на Великобританию

б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе

в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах

г) о дате нападения на Францию

2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:

а) выиграл время для укрепления обороны страны

б) отодвинул свои западные границы

в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи

г) все выше перечисленное

3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:

а) после разгрома Японии на Халхин — Голе

б) после разгрома Японии на озере Хасан

в) после подписания договора о ненападении с Германией

г) после начала II мировой войны

4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:

а) Западная Белоруссия и Западная Украина

б) Бессарабия

в) Варшавское воеводство

г) Северную Буковину

5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:

а) К.Е.Ворошилов

б) Г. К.Жуков

в) С.К.Тимошенко

г) Д.Г.Павлов

6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:

а) введение советских войск в Польшу

б) нападение СССР на Финляндию

в) заключение СССР договора с Германией

г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину

7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:

а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники

б) увеличение бюджетных средств на оборону

в) формирование механизированных корпусов

г) все выше перечисленное

8. Блицкриг — это

а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков

б) молниеносная война

в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

Вариант II

1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:

а) Л.М.Каганович

б) М.М.Литвинов

в) В.М.Молотов

г) Н.С.Хрущев

2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:

а) Финляндия

б) Бессарабия

в) Прибалтийские государства

г) все выше перечисленное

3. По мирному договору с Финляндией СССР:

а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера

б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний

в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики

г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко

4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:

а) сложными погодными условиями

б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой

в) помощью западных государств Финляндии

г) ведением войны на два фронта

5. В 1940 году в состав СССР вошли:

а) Западная Белоруссия

б) Западная Украина

в) Латвия, Литва, Эстония

г) все выше перечисленные

6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:

а) введено уголовное наказание за прогулы

б) запрещался самовольный уход с работы

в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции

г) все выше перечисленное

7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:

а) резко возросло количество учений и походов

б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»

в) введены новые звания — генералы и адмиралы

г) все выше перечисленное

8. Агрессия — это

а) нападение одной страны на другую

б) район, где происходят массовые военные действия

в) план разгрома противника в короткие сроки

г) призыв военнообязанных на действительную военную службу

3. Изучение нового материала

Тема урока «Начало Великой Отечественной войны».

Причины войны

  1. Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации (идея пангерманизма)
  2. Необходимость завоевания фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США
  3. Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить свой контроль на всю Восточную Европу.
  4. Неустранимые идеологические противоречия между капиталистической и социалистической системами

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» — это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т. е. был рассчитан на молниеносную войну". Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев. Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:

  • финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
  • группа «Север» — на Ленинград
  • группа армий «Центр» — на Москву
  • группа «Юг» — должна была наступать на южном, украинском направлении.

По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск — Волга — Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.

Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому население Советского союза частично подлежало выселению и уничтожению.

К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.

Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.

Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.

Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

Война началась ранним утром 22 июня 1941 года бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 — 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина

— Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора, нашего земляка П.М.Гаврилова, (фото).

Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.

На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.

А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.

В день нападения Германии на нашу страну английский премьер — министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио: «Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свой дом и землю, является делом свободных людей и свободных народов в любой части шара»

24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.

К 1 декабря 1941 года потери РККА только пленными составили 3,5 млн военнослужащих. Германские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, Молдавию, Эстонию, значительную частьРСФСР, Украины, продвинулись вглубь до 850—1200 км, потеряв при этом 740 тыс. человек (из них 230 тыс. убитыми).

Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»

Причины поражений Красной Армии в начале войны:

  1. военно-экономический потенциал Германии, использовавшей ресурсы почти всей Западной Европы, значительно превышал возможности промышленности СССР;
  2. гитлеровская армия имела двухлетний опыт ведения современной войны, в то время как профессиональный уровень советских войск, особенно командного состава, после массовых репрессий в армии, был невысок;
  3. крупные просчеты советского руководства: недооценка роли механизированных соединений, устаревшие представления о способах ведения войны;
  4. вмешательство Сталина в управление войсками, в частности — приказ о переходе в контрнаступление в первые дни войны, который стоил советской армии огромных потерь и привел к ее дезорганизации;
  5. просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.

В связи с началом войны была реорганизована система управления СССР. 23 июня была образована Ставка Главного командования во главе с наркомом обороны Маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко.

24 июня 1941 г. ЦК ВКП (б} и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации (председатель — Л. М. Каганович).

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота исполнительной и законодательной власти в стране.

10 июля Ставка Главного командования реорганизуется в Ставку Верховного командования также под руководством Сталина.

В августе — ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:

  • расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
  • их семьи арестовывать;
  • части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
  • создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
  • разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;

Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю. На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней. Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.

ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ — СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ — МОСКОВСКОМ.

30 сентября ГА «Центр» приступила к выполнению плана операции «Тайфун» (взятие Москвы).

Первая линия советской обороны была прорвана на линии между Ржевом и Вязьмой 5 октября; 6 октября пал Брянск. На несколько дней задержала немецкое наступление вторая линия обороны — под Можайском. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Жуков. 12 октября немцы заняли Калугу, 14-го — Калинин. Был взят Орел. К югу от Москвы героически оборонялась Тула.

16 ноября наступление фашистов возобновляется: к концу ноября — началу декабря им удается выйти к Наро-Фоминску и к Кашире, но дальше продвинуться им не удалось. Воспользовавшись передышкой, советское командование перебросило под Москву свежие дивизии с Дальнего Востока (в том числе — дивизия И.В. Панфилова — «панфиловцы»).

Операция «Тайфун» провалилась, план «молниеносной войны» был сорван.

Причины срыва плана блицкрига:

  1. Массовые мужество и героизм советских воинов. С первого дня войны более месяца оборонялись защитники пограничной Брестской крепости. 26 июня совершил подвиг экипаж Николая Гастелло, направивший свой подбитый бомбардировщик на колонну танков. Эти и многие другие проявления мужества советских солдат внушали ужас противнику, лишали его веры в победу.
  2. Советские полководцы приобрели боевой опыт, необходимый для противостояния новейшей тактике противника.
  3. Появление на поле боя новейших образцов советской военной техники, превосходивших технику противника (танки КВ-1 и Т-34, штурмовик ИЛ-2, реактивный миномет «Катюша»).
  4. Сложные природные и климатические условия западных и юго-западных районов СССР (летняя жара, пыль, осенняя распутица).

    Географический фактор (огромная территория нашей страны).

Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.

4. Давайте подведем итог этого этапа

Основные сражения

Белостокско-Минское сражение (22 июня — 8 июля 1941),

Битва за Дубно — Луцк — Броды (1941) (24 июня — 30 июня 1941),

Оборонительная операция в Молдавии

Смоленское сражение (10 июля — 10 сентября),

Битва под Уманью (конец июля — 8 августа 1941),

Сражение за Киев (7 августа — 26 сентября 1941),

Оборона Ленинграда и начало его блокады (8 сентября 1941 — 27 января 1944),

Оборона Одессы (5 августа — 16 октября 1941),

Начало обороны Севастополя (4 октября 1941 — 4 июля 1942),

Оборонительный период Битвы за Москву (30 сентября — 4 декабря 1941),

ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

  • большие людские и материальные потери СССР
  • оборонительные сражения
  • перевод экономики на военные рельсы
  • провал плана «молниеносной войны»
  • первый контрудар под Ельней

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание. § 29,вопросы к нему и записи в тетради.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector