Методические рекомендации «организация и проведение урока профориентации в образовательных учреждениях» Бутузова О. Г

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ГОУ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СЕВЕРНОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

УРОКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"

Бутузова О.Г.,

м етодист технологии ГОУ МЦ СУО

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье вас отыщет".
К.Д. Ушинский

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования школьников. Целевыми ориентирами являются:

• обучение, учитывающее индивидуально-личностные данные обучающихся;

• предпрофильное и профильное обучение;

• оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в профессиональном самоопределении.

Профессиональная ориентация — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном выборе. Профессиональная ориентация школьников в современных социально-экономических условиях должна стать частью образовательного процесса, способствовать формированию индивидуальной траектории личного и профессионального становления человека с учетом его психофизиологических особенностей и реальных потребностей общества.

Цель профориентационной деятельности в образовательном учреждении — создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

В соответствии с Планом работы Департамента образования города Москвы на II полугодие 2011 года, приказом Департамента образования города Москвы от 22 сентября 2011 года № 651 «О подготовке и проведении комплекса мероприятий «Дни профессионального образования Москвы», приказом Северного окружного управления образования от 23.09.2011 г. № 904 «Об участии образовательных учреждений Северного административного округа в подготовке и проведении комплекса мероприятий «Дни профессионального образования Москвы» 17−24 октября 2011 года» в целях совершенствования системы работы по профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений округа 3−4 октября 2011 года организовать проведение открытых уроков по профориентации в образовательных учреждениях.

Проведение открытых уроков профориентации способствует формированию личности обучающихся с доминантной установкой на самоопределение для личного саморазвития и самосовершенствования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Педагогические работники (учителя-предметники, классные руководители) в соответствии с материально-технической оснащенностью учебных кабинетов выбирают разнообразные формы проведения открытых уроков профориентации. Примерные формы проведения урока:

· диалоговая беседа,

· диспут,

· игровая ситуация,

· деловая игра,

· урок-викторина,

· урок-лекция,

· урок-конференция и др.

Успешное проведение урока определяется отбором содержания учебного материала. Примерный перечень проблем для обсуждения с обучающимися на уроке:

· общие сведения о многообразии мира профессий;

· система профессиональной подготовки кадров в России;

· ситуации выбора профессии, ошибки и затруднения при выборе профессии (система Е.А. Климова);

· технологии поиска интересующей профессии; разработка викторины (КВН, диспута и др.) о профессиях;

· сравнение профессий в прошлом и настоящем (на примере героев художественных произведений);

· встречи с интересными людьми,

При подготовке к уроку необходимо подбирать материал, доступный и понятный обучающимся (приложение № 1 — список литературы), уделить внимание на термины и определения (приложение № 2 — тезаурус), желательно наличие буклетов и плакатов (иллюстрированный материал, художественная и публицистическая литература).

При организации и проведении урока, по возможности, привлекать родителей, выпускников, работников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования — людей, компетентных и желающих передать свой опыт подрастающему поколению. Главный акцент следует обратить на тот факт, что каждый приглашенный участник несет определенную функцию, необходимо дать инструкцию приглашенным о данном визите: разъяснить о вопросах, которые рассматриваются на уроке.

Применение интерактивных методов обучения с видео-роликами, презентациями окажет поддержку в создании мотивационных условий и проявления активности обучающихся в обсуждениях о профессиях.

Цель проведения урока — формирование положительной мотивации к современному миру профессий в условиях конъектуры рынка труда.

Задачи урока:

· ознакомить с миром профессий;

· способствовать выработке начальных навыков профессионального самоопределения, обеспечивающих подготовку к обоснованному выбору образовательной и профессиональной траектории;

· ознакомить с технологиями поиска информации о профессиях, правилами выбора и способах получения профессии в учебных учреждениях.

При организации и проведении урока необходимо учитывать возрастные ососбенности обучающихся:

начальная школа (1−4 классы) — формирование понимания трудовой деятельности в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиональной деятельности. Урок проводится в игровой форме. Примерные темы урока: «Что я знаю о профессиях?», «Мастер своего дела», «Расскажи о профессии любимого героя (на примере героев художественных изведений)», «Лучшая история о профессии». Оформление выставки сочинений, рисунков, творческих и проектных работ обучающихся в учебном кабинете создаст атмосферу к диалогу о профессиях;

основная школа:

· 5−7 классы — формирование осознания интересов, склонностей и способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в общесте. Формы проведения урока: игровая ситуация, урок-викторина, диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Профессиональный мир», «Можем ли мы считать себя взрослыми?», «Профессии моего города». Оформление выставки плакатов, рисунков, сочинений, творческих и проектных работ обучающихся в учебном кабинете поднимет мотивацию к обсуждению о профессиях;

· 8−9 классы — формирование потребности в самостоятельном и обоснованнованном выборе будущего профессионального образования и профессионального маршрута. Формы проведения урока: деловая игра, урок-викторина, урок-диспут, диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Человек и профессия», «Профессионал своего дела», «Что я знаю о профессиях?». Оформление выставки творческих работ и проектных заданий обучающихся помогут активизировать собственные рассуждения о профессих;

старшая школа (10−11 класс) — формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, развитие умения находить информацию о профессиях, оценивать и корректировать профессиональные планы. Формы проведения урока: деловая игра, урок-диспут, урок-конференция, диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Профессия и карьера», «Человек XXI века», «Мой профессиональный старт». Оформление выставки творчесих и проектных работ обучающихся создаст мотивацию для активного участия в обсуждении способов дополнительной информации о профессиях и получения профессионального образования.

Рефлексия урока . Обращение к обучающимся: « Мы думали сегодня о будущем? Значит, оно у Вас обязательно будет! Но каким будет ваше будущее, зависит от Вас самих. Сможете ли Вы достичь тех целей, которые поставили сегодня перед собой? Станете ли Вы профессионалами в современном мире?».

ПАМЯТКА ШКОЛЬНИКАМ:

1. Сделать правильный выбор — значит, найти профессию, которая:

— Интересна и привлекательна.

— Доступна и посильна.

— Имеет спрос на рынке труда.

2. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть? Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

3. Помнить , что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8−11 классы).

— М.: изд-во «Вако», 2005.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. — М.: изд-во «Генезис», 2006.

3. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь. — М.: изд-во «Генезис», 2006.

4. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьников, психологов и педагогов. — М.: изд-во «Генезис», 2000.

5. Резапкина Г. В. «Отбор в профильные классы». — М.: изд-во «Генезис», 2005.

6. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. — М., 2003.

7. Селевко Г. К., Соловейчик О.Ю. Найди свой путь/Методические рекомендации. — М.: ООО «ИМЦ. Арсенал образования», 2007.

8. Чистякова С.Н., Родичев В.Ф. Профессиональное самоопределение. — М.: ОИЦ «Академия, 2010.

9. Интернет ресурсы: Резапкина Галина, Методический кабинет //metodkabi.net.ru/index.php?id=glavn#ur

10. Интернет ресурсы: А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов //azps.ru/training/2/trn158.html

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ (ТЕЗАУРУС)

Профессиональная ориентация — комплекс оциальеых, педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на помощь человеку в профессиональном самоопределении.

Профессиональное самоопределение — самостояьельный выбор профессии с учетом личных возможностей и способностей.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно взаимодействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Склонность — эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, формирующиеся на основе природных задатков и ведущие к усппешному овладению той или иной деятельностью.

Слово «профессия» (от лат. pгоfеssio — «объявляю своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Должность — это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения).

Специальность (от лат. species — род, вид) — функционально обособленная область трудовой деятельности (вид занятия) в рамках одной профессии.

Специализация:

1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции;

2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности);

3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Квалификация:

1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности;

2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

Карьера - осознанный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни.

Профессионально важные качества (ПВК) — относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные особенности, которые существенно сказываются на успешности профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умения и навыков.

Рынок труда — отношения между покупателем и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы.

Профессионал — специалист, связанный с постоянной работой в какой-либо сфере деятельности и в совершенстве владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Компетентный работник — работник, обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение в определенной области деятельности, но не достигший профессиональных совершенства знаний, умений и навыков.

Дилетант — человек, занимающийся каким-либо искусством, наукой или деятельностью без достаточной подготовки, необходимой для основательного знания предмета, овладения специальными умениями и навыками, поверхностно знакомый с данной областью деятельности.

Вакансия — свободное место, незанятая должность.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector