Из опыта сопровождения дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста;

реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

психологическая помощь семьям детей «группы риска».

Наше  время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная насоздание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаче в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... сопровождение и поддержку любому ребёнку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. В современной социальной ситуации констатируется необходимость в дальнейшем развитии специализированной деятельности в системе образования, ...

Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),

психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),

развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей),

консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

работа в ПМП(к).

Работа в ПМП(к):

равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут  оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

13 стр., 6313 слов

Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста

... методики по работе с детьми, направленными на развитие памяти, мышления; - определить роль воспитателя ДОУ - провести исследование с детьми младшего дошкольного возраста с целью выявление у них положительной динамики в развитии памяти, после ...

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказывать помощь детям группы «риска».

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУ представляет из себя следующую деятельность:

Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к); разработано Положение по ПМП(к).

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику  встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к).

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся вкарту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы  на очередном консилиуме.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... (нравственно-эстетическое воспитание).В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших ... восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - С. ...

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

работа более осмысленная и целенаправленная;

разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

организована работа ПМП(к), подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.