Вопрос 1. Конфликт между супругами

Семейные конфликты

Противоречия, которые возникают в ходе эволюции каждой семьи, преодолеваются не самопроизвольно, а благодаря определенным усилиям со стороны ее членов прежде всего супругов, которые осознают существующие противоречия в качестве конфликта и рассматривают эти противоречия через его призму. От того, воспримут ли супруги конфликт как непреодолимое столкновение своих индивидуальных интересов, целей, потребностей или же поймут его и отнесутся к нему как к проблеме, которая требует своего разрешения совместными усилиями или же с помощью психолога-консультанта, семейного психотерапевта, социального педагога, социального работника, зависит, удастся ли супругам справиться с возникшими трудностями.

Исследования психологов показывают, что в 80—85\% семей постоянно происходят конфликты. В оставшихся 15-20\% фиксируют наличие ссор по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи.

Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам, которые скрепляют брак, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям. Как правило, в таких семьях речь о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов.

Кризисная семья. В таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризисным можно отнести союзы, которые распадаются или находятся на грани распада.

Проблемная семья. Для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем.

Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т. д.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он ...

Супружеские конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение — обиды, оскорбления, необоснованная критика, ревность;

• неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов, имеющая различную основу — пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни, мужская импотенция или женская фригидность, различные болезни супругов, незнание физиологических и психологических различий между мужчиной и женщиной;

• неудовлетворение потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов;

• пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;

• неудовлетворенная потребность в материальном обеспечении семьи — содержание семьи, вклады каждого из партнеров в семейный бюджет;

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечений;

• неудовлетворенная потребность во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве, а также распределении семейных ролей;

• неудовлетворенная потребность супругов в питании, одежде, благоустройстве домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

На конфликтность супружеских отношений действуют также и другие факторы. В первую очередь, к ним можно отнести кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:

Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка).

В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разного рода причин:

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... обоими. 2.Нуклеарная или ядерная семья - родители и дети, находящиеся на их иждивении. Расширенная многопоколенная семья - родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно. 3.Смешанная семья ... амбивалентное, индифферентное);3)социально-демографические характеристики вступающих в брак;4)продолжительность периода ухаживания;5)инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, ...

• возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;

• смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;

• несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;

•трудностей в становлении ролевой структуры семьи — распределения ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т.д.

• возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;

• материальных и жилищных затруднений.

Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:

• необходимость изменения ролевой структуры ~ появляются родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей);

• изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем;

• ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);

• возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности;

• по-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищные затруднения.

Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме того, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».

19 стр., 9482 слов

Социальная работа с семьей с онкобольными детьми

... рубежа. Другим направлением развития помощи семьям, имеющим детей с угрожающими жизни состояниями в США является развитие программ паллиативной помощи ... с перераспределением функциональных ролей: один из супругов находится с больным ребенком в стационаре, а другой остается дома ... поддержки. Благодаря этому сотрудники работают с семьями больных детей и на ранних стадиях заболевания, и до того, как ...

Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских конфликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее — целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития находится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий: 1) добрачный период; 2) семья до рождения ребенка; 3) семья с детьми — дошкольниками; 4) семья с детьми школьного возраста; 5) семья со взрослыми детьми; 6) семья после отделения взрослых детей.

Рассмотрим основные конфликты и проблемы, возникающие у супругов при переходе от одной стадии к другой.

На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей.

Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания.

Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное).

23 стр., 11008 слов

Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет ДВЮИ Курсовая работа по дисциплине: Организация служб психосоциальной помощи населению по теме: Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития Хабаровск 2011 Содержание ...

В первую очередь, речь идет о беременности женщины.

Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что:

добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) — освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка;

появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи К. Аннтила и Я. Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка.

Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т.д. Мы уже достаточно подробно останавливались на проблемах, которые возникают в первый год супружеской жизни, когда рассматривали кризисы в развитии семьи.

На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», 30—33-х лет).

28 стр., 13715 слов

Работа социального педагога с семьёй, переживающей конфликт

... том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их родителями при совместном проживании ... уходят из интерната [26,c,26]. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение ...

Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков).

Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей.

На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет).

Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность.

На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношение с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т.д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки зрения родителей).

Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов.

Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка. Проблемы, которые возникают здесь, мы рассматривали выше.

Супружеские конфликты могут проявляться в различных видах (типах).

Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:

1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;

2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет напряженность;

3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье стереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихся между супругами отношениях;

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... конфликта. Он может быть вызван (Захаров, 1997): 1. неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; 2. повышенной тревожностью самих родителей; 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4. предъявлением ребенку ...

4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время не реализоваться в поведении супругов;

5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительным плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д.

Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к Другу.

Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».

Однако часто супруги избирают иные стратегии выхода из конфликта, которые в итоге создают психотравмирующую обстановку как для супругов, так и для всей семьи в целом.

К ним можно отнести:

Во-первых, стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликтной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуация ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда и к рукоприкладству.

Во-вторых, «уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.

В-третьих, «сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений. Но это получается далеко не всегда.

В-четвертых, стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

Вопрос 2 . Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30\% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Неэффективность родительского отношения к ребенку. А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

Наиболее типичный случай — конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может быть не менее сильным.

К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:

авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах;

либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.

Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6—7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту 12—14 лет); подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).

Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей).

Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.

• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:

психологическое просвещение родителей;

семейное индивидуальное и групповое консультирование;

семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

Вопрос 3. Разбор психологической конфликтной ситуации

Для того чтобы провести разбор психологической конфликтной ситуации, нужно рассмотреть понятие конфликта, что он собой представляет, как зарождается, что увеличивает риск его возникновения, а также методы его минимизации. Доказано, что во время конфликтов есть разные способы поведение, многообразные позиции по поводу его решения, а также разные стадии развития данной ситуации. Разобрав конфликт на стадии, проанализируем его и обнаружим для себя некие выводы.

Конфликт имеет множество значений, и каждый понимает его по-своему. Мы можем вывести его значение относительно типа конфликта, или же сопоставить его главные характеристики, и этим найти его общее определение, что, безусловно, поможет нам провести разбор психологической конфликтной ситуации. Этот анализ будем поводить в зависимости от типов конфликта и поведения индивида в это время.

Конфликт — это, часто, повседневная обыденная ситуация, с которой встречается каждый и отдаленно всякий понимает значение этого слова, используя его в свое повседневной лексике. Это важнейшая сторона взаимодействия в социуме, характеристика его групп, форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия. Конфликт — это часто столкновение разных интересов, при котором каждый из индивидов принимает некую позицию касательно своего интереса, с целью удовлетворения или защиты удовлетворения неких своих потребностей, суть которых спрятана в возникшем конфликте.

Если говорить об их причинах, то они возникают в ходе взаимодействия двух индивидов и по идее, неизбежны, хотя их появление и можно минимизировать. Конфликты могут носить разнообразный характер, в более частых случаях — негативный, когда они могут привести к ссоре, разрушению договоренностей и ухудшению отношений между действующими лицами. Но иногда конфликт может быть необходимым и представлять собой некоторую потребность, с целью выплеснуть свои эмоции, агрессию, когда обе стороны за счет конфликта принимают некую подсознательную игру, удовлетворяя одни и те же потребности за его счет. Причины конфликтов обусловлены эмоционально-психологической спецификой его участников, особенностями морали, поведения и уже закрепленных планов, ходов и мотивов поведения, некоторых принципов индивида.

К. Томас выделяет пять различных стилей поведения во время конфликта: конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение и приспособление. В различных ситуациях стили могут сочетаться, человек может действовать согласно степени и вида конфликта, но может и вырабатывать свои тип поведения во время конфликтов, что будет обусловлено свойствами его характера. Поведение во время конфликта может зависеть от настроения, психологического состояния во время конфликта, отношения к другому взаимодействующему лицу, так и от самого типа конфликта и потребностей, стоит учитывать также то, чего именно индивид желает достичь.

Стиль уклонения используется, когда проблема для вас не столь важна, а ваш оппонент настроен агрессивно и среди его потребностей есть именно соперничество с кем-то, спор, чего вы не признаете. Агрессивный стиль можно выбирать только тогда, когда вы знаете, что наделены хорошим авторитетом и большинство людей вас поддерживают, также вы уверены и сможете доказать свою правоту. Стиль сотрудничества хорош, кода у вас с оппонентом уже есть стабильные дружеские отношения, и вам придется принимать его мнение. Стиль сотрудничества и компромисса наиболее эффективный для разрешения конфликтов, и в большинстве случаев, наиболее верный, ведь избегая конфликта, редко можно его решить, также, как и агрессия — не лучший для этого способ.

Для каждого из конфликтов выделяют основные стадии, которые имеют различные характеристики, действия и свои особенности. Первая стадия — возникновения конфликта, при котором формируются различные мнения и появляются поводы для конфликта. Вторая стадия — переход потенциального конфликта в реальный, когда происходит возникновение конфликта и каждая из сторон уже выбирает свою в нем позицию. Третья стадия — конфликтных действий, зависит от множества различных факторов, поэтому и протекает в различной длительности времени. В этой стадии возможна кульминация. Последняя стадия — стадия решения конфликта, подведения итогов, из которой уже следуют различные выводы.

Какие есть пути решения конфликтных ситуаций? Для того, чтобы уменьшить напряжение, стоит менее зацикливаться на собственном мнении, уметь использовать эмпатию и понять вторую сторону, ее выводы, почему ваш оппонент поступает именно так, при этом, вы будете иметь главный козырь и преимущество, поймете суть самого конфликта, в котором вы принимаете участие и сможете поскорее его решить. В случае, если ваш оппонент- агрессор, вы можете предвидеть, как он желает увидеть ваше поведение — он ждет той же агрессии, гнева и нападения. Предвидев это, изобразите себя спокойным, возможно, слегка нейтральным в споре — и вы получите инициативу и более выгодное положение в конфликте.

Покажите, что вы понимаете собеседника и принимаете его состояние, что вы выступаете не против него, а хотите совместно с ним решить некий проблематичный для вас обоих вопрос, и при этом вы учитываете все мнение. Никогда не обвиняйте и не судите оппонента только потому, что у вас различные мнения — сколько на земле людей, столько и мыслей, каждый человек думает по-своему, и мы не можем выставить им обвинения по этому поводу.

Хорошей методикой научиться решать конфликты правильно и оттачивать свое мнение является визуализация и самокритика. Представьте уже решенный конфликт в прошлом и ищите свои ошибки, чтобы не допустить их больше в будущем, сделайте выводы.

Сделав разбор психологической конфликтной ситуации и поняв ее сущность, мы можем научиться минимизировать подобные инциденты, а также решать их максимально быстро на высоком уровне, так, чтобы интересы обеих сторон были в выигрыше, а отношения между индивидами остались на прежнем уровне или даже улучшились в результате умения выходить из столь трудных ситуаций.

Анализ конфликтной ситуации

Я бы хотел рассмотреть конфликт, произошедший в семье. Основными сторонами конфликта являются муж и жена — Василий и Елена. Предметом конфликта послужило желание жены поменять собственной матери, Наталье Федоровне, квартиру с доплатой в размере порядка трехсот тысяч рублей и нежелание мужа. Объектом конфликта стала квартира, найденная женщиной по адресу улица Шаврова, дом 7, квартира 54.

Мотив Елены это желание помочь матери в жилищном вопросе, даже зная, что муж против. Ей кажется, что Наталья Федоровна обижена жизнью, и из-за чувствует свою вину. Она понимает, что ей придется выбирать между мамой и мужем, и выбирает сторону матери. Ее действия решительны и направлены на достижение цели. Она вроде советуется с Василием, но, услышав протест, продолжает гнуть свою линию. Василий, напротив, нерешителен — он надеется на то, что жена одумается. Покупка квартиры, по его мнению, это прихоть Натальи Федоровны, подговорившей и настроевшей дочь против него. Елена, считает, что сама справится с переездом и не хочет ввязывать мужа, но Василий понимает, что без его помощи не обойдется.

Предконфликтная ситуация.

Мать Елены Наталья Федоровна проживает в своей квартире уже 52 года, вселившись в нее еще молодой с мужем. Однако спустя 10 лет овдовела, оставшись с маленькой дочкой. С тех самых пор она хотела уехать из этого района, но разным причинам сделать это не смогла. Когда выросла дочь Елена, она всеми силами помогала матери — квартира неоднократно ремонтировалась, искались пути обмена или покупки новой квартиры. В частности за последние два года была полностью переделана ванная комната, кухня, положен линолеум и поклеены обои в коридоре. Причем сама Елена вышла замуж и жила в другой квартире. Наталья Федоровна в силу возраста порой чувствовала себя неважно и дочке приходилось часто навещать ее, что было серьезной проблемой из-за того, что квартиры находились в разных концах города.

Инцидент.

Пока Василий находился в командировке в Бразилию, Елена узнала, что есть некоторый шанс обменяться с доплатой через агентство и, не спросив мужа и пологая, что процесс переезда затянется на несколько лет, заключила договор о поиске квартиры на 250 тысяч рублей. Она руководствовалась тем, что новая квартира будет ближе, и она сможет быстро ездить к маме в случае необходимости. Василий же говоря раньше с женой на эту тему давал понять, что не видит в этом смысла и что может всегда довести ее к матери на машине, что это просто причуды Натальи Федоровны, которая живет в отличной отремонтированной квартире, но все равно чем-то недовольна.

Когда он вернулся из командировки и узнал о договоре, он сказал, что ему все равно. Однако, видно было, что его задело то, что с ним не посоветовались. Этот договор и стал инцидентом, который сделал конфликт открытым. Уже этим же вечером между супругами произошла открытая ссора.

Эскалация.

После первого предложения от агентства недовольство Василия начало расти. Ему пришлось везти жену смотреть эту квартиру, которая решительно ему не понравилась. Елена же посчитала, что ее муж просто недолюбливает Наталью Федоровну и поэтому недоволен. Напряжение возрастало с каждым новым предложением. Супруги продолжали открыто ругаться. Тем не менее, Елене не нравились предложенные квартиры, и поиски продолжались.

Кульминация.

Наконец-то была найдена квартира, которая понравилась Елене и ее матери. Весь переезд должен был лечь на Василия. Из-за этого он серьезно поссорился с супругой, на следующий день на работе напросился на командировку на Саяно-Шушенскую ГЭС и еще через несколько дней улетел на две недели, сказав, что не может ничего поделать.

Завершение конфликта.

Елене пришлось нанимать работников, чтобы они помогли переехать. А когда Василий вернулся ему пришлось снова делать ремонт уже в новой квартире. Тем не менее, конфликт был исчерпан, квартира все-таки была уже поменяна.

Постконфликтная ситуация.

Отношения супругов нормализовались, но Василий совсем охладел к Наталье Федоровне, хотя и относится к ней с внешним уважением.

Елена в конфликте хоть и невольно прибегала к стратегии подчинения противника.

Василий же не давил на жену. И не смотря на свои недовольства, ничего не предпринимал, чтобы помешать приобретению квартиры, и лишь уходил от разговоров или просто уезжал в командировку. Это обуславливается уважением и любовью к супруге и нежеланием портить отношения. Все это привело к покупке квартиры.