Реабилитация инвалидов: общие положения

М.В. Коробов, Ж.Г. Деденева, О.Н. Владимирова

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31.12.2005 г.).

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

— восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

— профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

— социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации инвалидов.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

'Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.' В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину. Деятельность ...

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы: 1) научные взгляды, идеи и представления; 2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации; 3) научные и научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, приемов и методов реабилитации; 5) программы реабилитации, в том числе: на федеральном уровне — федеральную базовую программу реабилитации инвалидов; на региональном уровне — региональные базовые программы и региональные комплексные (или целевые) программы реабилитации инвалидов; на индивидуальном уровне — индивидуальную программу реабилитации; 6) реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.); 7) органы управления государственной службой реабилитации; 8) реабилитационную индустрию; 9) общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов; 10) систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. По данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок инвалида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

5 стр., 2262 слов

Комплексная реабилитация получателей социальных услуг в условиях ПНИ: теоретические и практические аспекты (на примере Кучинского ПНИ Горнозаводского филиа

... медико-социальной экспертизы, и их форм". Индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида или ребенка-инвалида разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы ... 4. Изучить опыт организации комплексной реабилитации получателей социальных услуг в Кучинском ...

Задачи федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в области реабилитации инвалидов

Основные задачи деятельности учреждений МСЭ определены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 г. № 805, постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.06 г., утвердившем «Правила признания лица инвалидом», другими нормативными документами.

На учреждения МСЭ возлагаются следующие задачи и функции в области реабилитации инвалидов:

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе реабилитационно-экспертной диагностики (определения структуры и степени нарушений, ограничений жизнедеятельности, социальной недостаточности, реабилитационного потенциала);

— разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР) инвалидов, в том числе определение видов, форм, сроков и объемов мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

— оказание содействия инвалидам в реализации ИПР;

— контроль исполнения реабилитационных мероприятий в виде динамического наблюдения за полнотой, качеством реализации ИПР (в случае необходимости – коррекция ИПР), а также итоговая оценка эффективности реабилитации инвалидов – по результатам исполнения ИПР;

— учет, обобщение и анализ потребностей инвалидов в мерах реабилитации и их обеспечения, а также результатов реабилитации на региональном и муниципальном уровнях;

— проведение информационно-просветительской работы по вопросам реабилитации инвалидов;

— внесение предложений в законодательные и исполнительные органы власти по улучшению реабилитационного обслуживания инвалидов;

24 стр., 11969 слов

Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре

... полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, ... благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений. Основными средствами, которыми пользуется психолог, являются психодиагностика, психологическая консультация, психотерапия, ...

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

В рамках реабилитационно-экспертной работы, а также в качестве самостоятельного направления деятельности, в бюро МСЭ инвалидам оказываются отдельные виды реабилитационной помощи (профориентация, психокоррекция, правовое, психологическое консультирование и др.).

Права федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16.12.2004 г. № 805, учреждения МСЭ для осуществления своих полномочий имеют право:

— направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

— запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (общие понятия)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.1

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

13 стр., 6022 слов

Опыт социальной работы в учреждениях здравоохранения по реабилитации онкологических больных

... , медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной ...

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

9 стр., 4063 слов

Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

... следующие функции; - осуществление процесса реабилитации и социальной адаптации инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; - проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера; - питание инвалидов и уход за ними; - организация ...

Финансирование индивидуальной программы реабилитации

Финансирование реабилитации инвалидов в соответствии с ИПР осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Феде рации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам за счет средств федерального бюджета.2 В соответствии с данным перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, за счет средств федерального бюджета осуществляются основные реабилитационные мероприятия: восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, профессиональная ориентация профессиональное обучение и переобучение, обеспечение техническими средствами реабилитации, предоставление услуг по ремонту технических средств реабилитации, содержанию и ветеринарному обслуживанию собак-проводников, услуг по сурдопереводу.

Про учреждения федерального уровня.

Реабилитационные мероприятия, технические средства и услуги, не входящие в указанный выше перечень предоставляются инвалидам учреждениями и организациями, находящимся в ведении органов исполнительной власти финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в себя обеспечение медицинских организаций субъектов Российской Федерации лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами.

За счет средств бюджетов муниципальных образований:

первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, воспитание и образование инвалидов, в том числе специальных образовательных учреждениях, психологическая поддержка и др.

3 стр., 1036 слов

Виды социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания населения

Социальные услуги - действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. Услуги могут быть платными и бесплатными. Бесплатные услуги предоставляются: - гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и имеющим доходы ниже четырех минимальных размеров оплаты труда; - гражданам, находящимся в чрезвычайной ...

Расходы бюджетов муниципальных образований включают в себя соответствующее обеспечение учреждений и организаций муниципальных систем здравоохранения, социальной защиты , образования, культуры и др. лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Финансирование ИПР допускается также на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

Организация и технология разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. При первичном и повторном освидетельствовании всем гражданам, признанным инвалидами, учреждениями МСЭ в обязательном порядке определяется потребность в мерах реабилитации.

При необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мероприятий специалистами учреждения МСЭ инвалиду разрабатывается ИПР.3 При этом специалисты учреждения МСЭ обязаны объяснить инвалиду цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

Специального заявления от гражданина, признанного инвалидом, на разработку ИПР не требуется, так как он уже подал заявление о проведении ему медико-социальной экспертизы, включающей в себя, в том числе и разработку ИПР.4 В карте индивидуальной программы реабилитации указывается дата поступления именно такого заявления в учреждение МСЭ.

Разработка ИПР осуществляется специалистами учреждения медико-социальной экспертизы с привлечением (в случае необходимости) специалистов учреждений здравоохранения, службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации инвалидов, с обязательным участием заявителя.

Технология разработки ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляются органом социальной защиты населения.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, не выполняющие мероприятия, определенные в ИПР, несут ответственность в соответствии с положениями статей 16, 21, 22, 24, 32 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

В случае возникновения конфликтной ситуации между инвалидом (или его законным представителем) и исполнителями ИПР спор разрешается в судебном порядке по заявлению истца.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.10.04 г. № 287.

Индивидуальная программа реабилитации содержит:

— паспортную часть с указанием группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;

— программу медицинской реабилитации;

— программу профессиональной реабилитации;

— программу социальной реабилитации;

— программу психолого-педагогической реабилитации (для детей в возрасте до 18 лет);

— заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации.

Паспортная часть ИПР заполняется специалистом по реабилитации в строгом соответствии с данными, зафиксированными в акте освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

Программа медицинской реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно с врачами-специалистами учреждения МСЭ, проводившими экспертизу. При этом в качестве основы (ориентира) для разработки данной программы специалисты учреждения МСЭ используют план (программу) восстановительного лечения, представленный лечебно-профилактическим учреждением, направившим гражданина на освидетельствование в учреждение МСЭ. С учетом результатов реабилитационно-экспертной диагностики, а в необходимых случаях и консультативных заключений ведущих и главных специалистов лечебно-профилактических учреждений, района, города, субъекта Российской Федерации, данный план дополняется, корректируется врачами и специалистами учреждения МСЭ и оформляется в виде окончательного варианта программы медицинской реабилитации.

Программа профессиональной реабилитации заполняется специалистом по реабилитации совместно со специалистом по профориентации на основании заключения врачей-специалистов учреждения МСЭ о степени ограничения способности инвалида к трудовой деятельности. В необходимых случаях к разработке программы профессиональной реабилитации привлекаются врачи-специалисты учреждения МСЭ (для уточнения медицинских противопоказаний и показаний к труду в подбираемых для инвалида профессиях и др.), а также психолог (для уточнения трудовой установки и профессиональных интересов инвалида, определения возможности их коррекции, оценки психологической профессиональной пригодности инвалида в подбираемых для него профессиях и др.).

Программа социальной реабилитации разрабатывается специалистом по реабилитации совместно со специалистом по социальной работе и психологом.

Программа психолого-педагогической реабилитации разрабатывается детям, признанным инвалидами, в возрасте до 18 лет. В ее разработке кроме специалиста по реабилитации принимают участие психолог, специалист по социальной работе, педагог учреждения МСЭ. В необходимых случаях в качестве консультантов к разработке данной программы привлекаются специалисты учебных заведений, медико-психолого-педагогических комиссий и др. организаций.

В зависимости от этапа реабилитационного процесса и потребности инвалида в мерах реабилитации на момент освидетельствования могут разрабатываться как все программы реабилитации, входящие в ИПР, так и только те программы, в разработке которых у инвалида существует потребность, например, только программы медицинской и (или) психолого-педагогической реабилитации, или программы профессиональной и (или) социальной реабилитации и т.п..

ИПР разрабатывается учреждением медико-социальной экспертизы в сроки, необходимые для всестороннего и глубокого обоснования и соответствующего оформления, включенных в нее реабилитационных мероприятий, однако, желательно не позднее месячного срока после признания освидетельствуемого лица инвалидом. Индивидуальные сроки разработки ИПР связаны, нередко, с необходимостью привлечения для ее разработки специалистов как учреждения МСЭ, так и специалистов учреждений здравоохранения образования, занятости, предприятий и учреждений, представителей общественных организаций инвалидов и др. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение медико-социальной экспертизы (главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ).

Оформленная должным образом ИПР подписывается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и инвалидом (или его законным представителем) и заверяется печатью учреждения медико-социальной экспертизы.

ИПР составляется на срок выполнения всех намеченных реабилитационных мероприятий с обязательным указанием в пункте 13 ИПР даты очередного освидетельствования инвалида для вынесения заключения о выполнении ИПР. При этом, дата очередного освидетельствования может как совпадать, так и не совпадать с датой очередного освидетельствования, указанного в справке. Дата освидетельствования для подведения итогов выполнения ИПР может устанавливаться и более ранние сроки, так более поздние у ИПР может разрабатываться в каждом конкретном случае на 6, 9 месяцев, 1, 2 года с учетом реабилитационного прогноза, срока, на который устанавливается инвалидность.

Без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) ИПР не разрабатывается, поскольку со временем изменяется состояние здоровья инвалида, его потребность в тех или иных мерах реабилитации (в одних мерах потребность отпадает, в месте с тем возникает потребность в других).

Поэтому, инвалидам, которым группа инвалидности устанавливается без срока переосвидетельствования, в пункте 13 ИПР в обязательном порядке указывается срок очередного освидетельствования для разработки новой ИПР.

С учетом особенностей течения заболевания, клинического и реабилитационного прогноза в целях своевременного назначения показанных инвалиду последующих (очередных, новых) мер реабилитации (например, в случае составления только медицинской и (или) психолого-педагогической реабилитации) и коррекции ИПР учреждение МСЭ организует динамическое наблюдение за ходом ее реализации. и в более ранние сроки (такого наблюдения должны бвть раньше сроков выполнения всей ИПР) по сравнению с датой очередного освидетельствования для подведения итогов выполнения ИПР. С этой целью инвалиду назначается срок контрольного посещения учреждения МСЭ. При явке инвалида в учреждение МСЭ он оформляет заявление на проведение медико-социальной экспертизы в порядке динамического наблюдения за реализацией ИПР. (Очередного освидетельствования (пункт 13 ИПР) для коррекции действующей, либо разработки ему новой ИПР). При освидетельствовании инвалида (в данном случае) в порядке динамического наблюдения за реализацией ИПР оценивается эффективность проведенных мероприятий, принимается решение о показаниях к проведению других этапов и мер реабилитации, ИПР уточняется и дополняется другими видами и мерами реабилитации, которые вносятся в ИПР, каждая такая запись подтверждается подписью руководителя учреждения МСЭ и печать. В случае существенных изменений, то разрабатывается новый экземпляр. При этом заполняется акт освидетельствования, номер и дата, которого указывается в новой ИПР. Если, потребность в проведении каких либо реабилитационных мероприятиях отпала, Конкретные сроки динамического наблюдения за реализацией ИПР определяются сроками проведения указанных в ИПР реабилитационных мероприятий и реабилитационным прогнозом.

Учреждение МСЭ оформляет 1 экземпляр ИПР,5 который выдается на руки инвалиду, и копию ИПР. Выданные инвалидам ИПР регистрируются в журнале учета выдачи индивидуальных программ реабилитации учреждения МСЭ с подписью инвалида о получении ИПР.

Копия ИПР подшивается к акту освидетельствования, составляя вместе с ним единое экспертное дело, которое хранится в алфавитном порядке в архиве учреждения МСЭ. В случае необходимости динамического наблюдения за выполнением ИПР — экспертные дела хранятся отдельно в порядке установленных сроков наблюдения (раскладываются по месяцам).

Вызов инвалидов, а также контроль за их явкой на освидетельствование для динамического наблюдения осуществляется старшей медицинской сестрой учреждения МСЭ.

В случае отказа инвалида (или его законного представителя) подписать разработанную для него ИПР, также как и в случае отказа в ее получении, индивидуальная программа приобщается к акту освидетельствования учреждения медико-социальной экспертизы и на руки инвалиду не выдается.

При не согласии с содержанием ИПР инвалид (или его законный представитель) может оспорить решение бюро МСЭ, подав письменное заявление в вышестоящее учреждение медико-социальной экспертизы (главное бюро МСЭ, федеральное бюро МСЭ).

В этом случае бюро МСЭ обязано в течение 3-х дней Главное бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.

Выдача инвалиду на руки ИПР, также как и отказ в ее получении фиксируется в журнале регистрации ИПР, в котором инвалид расписывается как о получении, так и об отказе в получении ИПР.

В случае обращения инвалида в учреждение МСЭ для получения ИПР, которую он ранее отказался получить, вопрос о порядке выдачи ИПР решается индивидуально в отношении каждого инвалида. При этом учитываются сроки обращения инвалида в учреждение МСЭ с момента установления ему инвалидности, особенности течения заболевания, клинический и реабилитационный прогноз. Если обращение произошло в ближайшие три месяца после освидетельствования его в учреждении МСЭ и стабильном течении заболевания, инвалиду может быть выдан ранее разработанный экземпляр ИПР. В данном случае инвалид заявление на выдачу разработанной для него ИПР. Если с момента освидетельствования прошли большие сроки, при наличии у инвалида прогрессирующего течения заболевания (или, наоборот, обратного развития последствий болезни), то в данном случае требуется разработка новой или корректировка ранее оформленной ИПР, а соответственно и освидетельствования такого инвалида в учреждении МСЭ. В данном случае инвалид подает заявление на проведение медико-социальной экспертизы для разработки ИПР.

Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации заполняется специалистом по реабилитации на основании результатов комплексного изучения материалов экспертного дела.

Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами учреждения медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения. Итоговая оценка результатов реализации ИПР выносится после коллегиального обсуждения соответствующими специалистами, утверждается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и доводится до сведения инвалида в доступной для него форме.

Печатается по изд.: Коробов М.В., Деденева Ж. Г., Владимирова О.Н. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. 84 С.

1

— статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.

2

— статья 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.

3

— пункт 34 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, «для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации».

4

— пункт 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, «Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя)».

5

— пункт 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, «Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации».