«Социальная защита инвалидов»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры психологии

и социальной педагогики

Протокол № от г.

Зав. кафедрой ___________ Кузьменко И.В.

Вопросы к зачету по дисциплине

для студентов 3 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (профиль «Физическая реабилитация»)

2015/2016 Уч. Год

Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.

  1. Государственная политика в отношении инвалидов в РФ.
  2. Инвалидность: сущность, модели. Социальные ограничения инвалидов.
  3. Законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов.
  4. Международные акты о социальной защите инвалидов.
  5. Региональное законодательство и социальные программы в сфере социальной защиты инвалидов.
  6. Медико — социальная экспертиза: сущность, задачи, функции, порядок и условия осуществления.
  7. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  8. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы.
  9. Признание лица инвалидом: условия, порядок направления, переосвидетельствование.
  10. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: сущность, принципы и структура.
  11. Порядок и условия разработки, реализации ИПР.
  12. Социальное страхование и социальное обеспечение инвалидов в РФ.
  13. Пенсионное обеспечение инвалидов.
  14. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов.
  15. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК): сущность, цель, задачи, направления деятельности, специалисты.
  16. Учреждения образования для инвалидов.
  17. Организация работы органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.
  18. Организация работы органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами. Организация протезно-ортопедической помощи населению.
  19. Социальное обслуживание инвалидов: сущность, цель, принципы.
  20. Права, обязанности и информационная открытость поставщиков социальных услуг.
  21. Предоставление социального обслуживания.
  22. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг.
  23. Финансирование социального обслуживания и оплата социальных услуг.
  24. Учреждения социального обслуживания инвалидов: цель, задачи, принципы, виды, функции.
  25. Социальная реабилитация инвалидов: сущность, содержание, принципы и структура.

Зачетный билет включает в себя 1 вопрос. Всего 25 экзаменационных билетов.

11 стр., 5441 слов

Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию на тему: Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности населения   Дисциплина: Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения Специальность: 31.05.01 Лечебное дело Курс: 4 Семестр: 7 Количество часов: 4   Уфа Тема: «Система социальной защиты населения. Методика изучения инвалидности ...

Доцент, канд. психол. наук С.С.Седова

Перечень учебно-методического обеспечения учебной дисциплины

«Социальная защита инвалидов» основная

  1. Павленок, П. Д.   Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — Москва : Инфра-М, 2011. — 272 с.
  2. Технология социальной работы [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, А.Е. Илларионова. — М. : Дашков и Ко, 2013. — 478 с. — ISBN 978-5-394-02011-7. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135060
  3. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Холостова Е.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2011.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10971.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

  1. Акатов, Л. И.   Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: учебное пособие / Л. И. Акатов. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 368 с.
  2. Дыскин А. А.   Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан [Текст]: руководство для подготовки социальных работников / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. — Москва: Логос, 1996. — 224 с.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]: методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. — Москва : Владос, 2011. — 167 с.
  4. Кравченко, А. И.   Социальная работа [Текст]: учебник / А. И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2008. — 416 с.
  5. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2004. — 406 с.
  6. Направления и технологии социальной интеграции инвалидов [Текст] : учебно-методическое пособие / Федеральное агентство по образованию; Российский государственный социальный университет; Институт ресурсов человека и социального здоровья населения России ; под общ. ред. В. И. Жукова. — 2-е изд. ; доп. и перер. — Москва : Изд-во РГСУ, 2009. — 240 с.
  7. Нестерова Г. Ф.   Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. — Москва: Академия, 2009. – 288 с.
  8. Основы социальной работы [Текст]: учебник для вузов / отв. ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2007. — 560 с.
  9. Ратнер, Ф. Л.   Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностям в обществе здоровых детей [Текст]: учебное издание / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — Москва : Владос, 2006. — 176 с.
  10. Руденко А.М. Социальная реабилитация [Текст]: учебное пособие /А.М.Руденко, С.И.Самыгин. – Ростов н/Дону: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320 с.
  11. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.
  12. Технологии социальной работы [Текст]: учебник для вузов / Т. В. Шеляг [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой; Московский государственный университет социальной работы, Социально-технический институт. — Москва : ИНФРА-М, 2004. — 400 с.
  13. Технология социальной работы [Текст]: учебник / под ред. А. А.Чернецкой. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 400 с.
  14. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / И. Г. Зайнышев [и др.]; под ред. И. Г. Зайнышева. — Москва: Владос, 2000. — 240 с.
  15. Ярская-Смирнова, Е. Р.   Социальная работа с инвалидами [Текст]: учебное пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. — 2-е изд. ; перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 320 с.: ил.

Нормативно-правовые акты

  1. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 № 181
  2. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442
  3. ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273
  4. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 № 1157
  5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 01.06.96 № 1011
  6. Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.07.92 № 802
  7. Указ Президента РФ «О комиссии при президенте РФ по делам инвалидов» от 21.08.12 № 1201
  8. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.06 № 95
  9. Постановление Правительства РФ от 09.12.2013 N 1137 «Об увеличении (индексации) с 1 января 2014 г. размера ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников»
  10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 12.08.94 № 927
  11. Постановление Правительства Ивановской области «Об утверждении программы Ивановской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» на 2014 – 2016 годы от 11.04.14 № 135
  12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н в ред. от 16.03.2009 N 116н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»
  13. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 N 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26297)
  14. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 23.12.09 № 1013
  15. ГОСТ Р 53873-2010 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов. URL: http://www.docme.ru/doc/158714/gost-r-53873-2010-reabilitaciya-invalidov.-uslugi-po-profe…

Программное и коммуникационное обеспечение дисциплины

  1. Научная электронная библиотека. URL: http://elibrary.ru

УТВЕРЖДЕНО

12 стр., 5533 слов

Общие вопросы организации работы социального работника

21 Курсовая работа на тему: «Общие вопросы организации работы социального работника» Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального работника 1.1. Кодекс социального работника как основа его практики 1.2. Профессиограмма социального работника Глава 2. Особенности организации работы социального работника на примере ГУ МО ДЦСО «Родник» 2.1 Общая информация о ГУ МО ДЦСО « ...

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

Курсовая работа Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста старший возрастной пожилой социальный Содержание Введение 1. Теоретические основы организации социального обслуживания людей пожилого возраста. 1.1 Пожилой человек как субъект возрастных и социальных изменений 1.2 Формы организации ...

26 стр., 12508 слов

Основные методы и средства лечения и реабилитации детей-инвалидов

... Н.В. Система рекреативно восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалида с последствиями детского церебрального паралича. // Теория ... равновесия при движении. Реферат Курсовая работа изложена на __ страницах машинописного текста, содержит _ приложения___. Список литературы ... так психическими нарушениями. Частота распространения ДЦП в Москве составляет 1,88 на 1000 человек детского ...

5 стр., 2003 слов

Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными во

Технологии социальной работы с детьми инвалидами — реферат Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы детской инвалидности 1.1. Понятие детской инвалидности и ее виды, понятие реабилитации 6 1.2. Правовые основы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов 20 1.3. Зарубежные концепции социальной работы с детьми-инвалидами 27 Глава 2. Технологии социальной работы с ...

на заседании кафедры психологии

и социальной педагогики

Протокол № от г.

Зав. кафедрой ___________ Кузьменко И.В.

Тематика контрольных работ по учебной дисциплине

«Социальная защита инвалидов»

для студентов 3 курса (4 года обучения) заочной формы обучения, факультета физической культуры, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (профиль «Физическая реабилитация»)

2015/2016 Уч. Год

Составитель: доцент, канд. психол. наук Седова С.С.

  1. Социальные проблемы в жизнедеятельности инвалидов и пути их решения.
  2. Профессиональное образование инвалидов.
  3. Общественные объединения инвалидов в России.
  4. Реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта.
  5. Дистанционное обучение детей инвалидов.
  6. Пенсионное обеспечение инвалидов.
  7. Учреждения социального обслуживания семей, воспитывающих детей инвалидов.
  8. Центр независимого образа жизни: структура, функции, опыт деятельности.
  9. Общественные организации инвалидов в РФ: опыт деятельности.
  10. Система социального обеспечения инвалидов в РФ.
  11. Региональные социальные программы в сфере социальной защиты инвалидов.
  12. Деятельность федеральных органов власти в области социальной защиты инвалидов в РФ.
  13. Социальная реабилитация инвалидов в РФ.
  14. Реализация права на образование инвалидами в РФ.
  15. Обеспечение занятости инвалидов в РФ.
  16. Жилищная политика в отношении инвалидов.
  17. Финансирование социальной защиты инвалидов в РФ.
  18. Семья, воспитывающая ребенка инвалида.
  19. Эффективность социального обслуживания инвалидов.
  20. Формирование позитивного общественного мнения об инвалидах ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  21. Реабилитационные службы помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов.
  22. Работа органов социальной защиты населения по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов.
  23. Работа органов социальной защиты населения по обеспечению инвалидов транспортными средствами.
  24. СМИ и инвалиды.
  25. Оккупационная терапия как технология медико-социальной работы с инвалидами.
  26. Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми-инвалидами.
  27. Законодательство РФ в сфере социальной защиты прав и свобод инвалидов.

Методические рекомендации к написанию контрольной работы (реферат)

3 стр., 1163 слов

Технология работы с информационными источниками

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы: · какие информационные источники необходимо использовать для получения представлений об истории и современном состоянии той области знаний, которая определена вами как предмет исследования? · какие формы используются исследователем при изучении анализе литературных источников, их характеристика? · какие требования предъявляются к исследователю ...

Реферат (лат. докладывать, сообщать) — краткое изложение основных положений одной или нескольких книг, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме устного доклада. Пишется реферат на основе конкретных источников (не менее 5-8) и обязательно предполагает как список использованной литературы, интернет-источников, так и ссылки на них в тексте работы. Объем реферата должен быть не менее 15 страниц и не более 20 страниц формата А4, из них 1 страница – титульный лист, 1 страница – оглавление или план, 1-2 страницы – введение (в котором формулируется суть проблемы, ее актуальность, дается краткий обзор литературы по теме, указывается цель и задачи реферата), 1-2 страницы – заключение (в котором подводятся итоги, делаются выводы и обобщения), последняя страница реферата – список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865 и ГОСТ Р 7.0.5.-2008 URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511.

Этапы работы над рефератом:

  1. Библиографический этап. На этом этапе происходит работа с каталогами (в библиотеке и читальном зале, интернете), списками научных статей и библиографическими справочниками с целью подобрать источники по выбранной теме. Отобранный список должен быть достаточно обширный, чтобы при дальнейшем более подробном просмотре иметь возможность отобрать действительно нужную литературу.
  2. Ознакомительный этап. На этом этапе студент знакомится с содержанием выбранных источников и решает, какие будут необходимы и значимы для будущей работы над рефератом. В процессе просмотра следует отмечать те разделы и страницы литературных источников, которые нужно изучить более подробно.
  3. Изучающий этап. На этом этапе отобранная литература детально изучается, составляются конспекты наиболее важных источников, делаются выписки, цитаты. Необходимо стараться понять и осмыслить содержание теорий, концепций, проанализировать указанные факты. Обобщения и мысли, возникающие в процессе изучения литературы тоже необходимо фиксировать.
  4. Составление плана реферата. Изучение литературы по выбранной теме помогает выявить ее наиболее важные аспекты и проблемы, что необходимо при составлении плана. План должен содержать разделы, раскрывающие тему, быть логичен, и все его разделы должны быть объединены единой идеей и взаимосвязаны (вытекать один из другого).
  5. Написание текста реферата. На этом этапе используются все подготовленные материалы. Информация выстраивается в соответствии с составленным планом, литературно оформляется, продумываются логические связки между отдельными параграфами и разделами работы, делаются обобщения и выводы.
  6. Оформление реферата. Наиболее предпочтительным способом оформления является выполнение на компьютере, поскольку данный способ оформления облегчает редактирование текста, а также является в настоящее время общепринятым. Текстовый редактор Word, с использованием шрифта Times New Roman, размер шрифта (кегль) – 14; межстрочный интервал – 1,5. Распечатка делается на одной стороне белого стандартного листа бумаги формата А4 (210 х297 мм) с установкой полей следующих параметров: ширина левого поля — 30 мм, правого поля — 10 мм, верхнего и нижнего полей — 20 мм. Каждый абзац начинается с красной строки в 1,25 см. Использование чернил различных цветов допускается только для использования графических работ, а для основного текста — черного цвета.

Библиографическая ссылка — совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте научной работы документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска. Библиографические ссылки — это составная часть научной работы. По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:

1) Внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста.

2) Подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы.

3) Затекстовые, т.е. вынесенные за текст научной работы или его части.

Выбирать необходимо один вид библиографических ссылок.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008 затекстовые ссылки на использованные в работе литературные источники нумеру­ются арабскими цифрами в соответствии с порядком их следования в списке литературы и помещаются в круглые или квадратные скобки. Номера источников из приводимого в конце работы библиографического списка разделяются точкой с запятой. Например: [8; 11;19].

Цитаты воспроизводятся в тексте работы с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования, соот­ветствие цитаты контексту изложения материала).

Цитирование фразы за­ключается в кавычки, обязательно указывается номер страницы литературного источника, из которого приводится цитата. Например: [8, С. 53]. Комбинированные ссылки — указываются страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников. Например: [6; 7, С. 4-9; 9, С. 25].

Объектами библиографической ссылки являются книги, статьи в периодической печати (журналы, газеты и др.).

Пример оформления:

  1. Гаранина Е.Ю. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю.Гаранина. – М.: Флинта, 2009. – с.26-43.
  2. Колесов В.А. Психология семейных отношений [Текст] / В.А.Колесов // Психологическая наука и образование. – 2008. — № 4. – с.5-109.

Объектами составления библиографической ссылки также являются электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.).

Например:

  1. (Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс] / Рос. библ. ассоц., Межрегион. ком. по каталогизации. – М., 2004. – 1 CD-ROM. – Загл. с этикетки диска)
  2. Справочники по полупроводниковым приборам // [Персональная страница В. Р. Козака] / Ин-т ядер. физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www.inp.nsk.su/%7Ekozak/start.htm (дата обращения: 13.03.06).
  3. Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU : сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).

Сведения о системных требованиях приводят в тех случаях, когда для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader, PowerPoint и т. п.).

Например:

  1. Беглик А. Г. Обзор основных проектов зарубежных справочных служб : програм. обеспечение и технол. подходы // Использование интернет-технологий в справочном обслуживании удаленных пользователей : материалы семинара-тренинга, 23-24 нояб. 2004 г. / Рос. нац. б-ка, Виртуал. справ. служба. СПб., 2004. Систем. требования: PowerPoint. URL: (дата обращения: 13.03.2006).

Примечание об ограничении доступности приводят в ссылках на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.).

Например:

  1. О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1–49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Для электронных ресурсов удален­ного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эк­вивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса).

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год. Например:

  1. Весь Богородский уезд : форум // Богородск – Ногинск. Богородское краеведение : сайт. Ногинск, 2006. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/forum/ (дата обращения: 20.02.2007).
  2. Инвестиции останутся сырьевыми // PROGNOSIS.RU : ежедн. интернет-изд. 2006. 25 янв. URL: (дата обращения: 19.03.2007).
  3. Жилищное право: актуальные вопросы законодательства : электрон. журн. 2007. № 1. URL: (дата обращения: 20.08.2007).

Характерные ошибки при написании реферата:

  • несоответствие содержания реферата выбранной теме;
  • отсутствие логики, несвязанные между собой разделы механически списаны из различных источников;
  • переписывание больших кусков (до нескольких страниц) из литературных источников без ссылок на источник, без собственного анализа и обобщений;
  • отсутствие плана реферата или составление плана после написания текста реферата;
  • отсутствие в заключении собственных выводов.

Критерии оценивания:

  • наличие и правильность оформления титульного листа.
  • наличие, соответствие теме и содержанию введения.
  • соответствие содержания реферата выбранной теме.
  • логика, последовательность изложения материала.
  • полнота раскрытия выбранной темы.
  • наличие и правильность оформления в тексте ссылок на использованные источники из списка литературы.
  • наличие, соответствие теме и содержанию заключения.
  • правильность оформления списка литературы.
  • оформление реферата (шрифт, выравнивание…).