Диагностика личностных особенностей

3вопрос.

Диагностика личностных особенностей

Исследование свойств личности

Методика «Личностный дифференциал» представляет собой вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда и общепризнана как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания.  Опросник К.Леонгарда — Г.Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. В основе опросника лежит представление К.Леонгарда о структуре личности. Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные, которые составляют «ядро» личности, и дополнительные. Если основные черты выражены очень ярко, они становятся акцентуациями характера. Людей, у которых есть акцентуации, Леонгард называл акцентуированными личностями. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.  Методика «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» является надёжным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности — естественная и обязательная составляющая здоровой активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».  Методика «Диагностика агрессии» предложена А.Бассом и А.Дарки для выявления следующих видов агрессии:  1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;  2) вербальная агрессия — выражение негативных чувств через словесные обращения;  3) косвенная агрессия — использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.);  4) негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного неприятия до активных действий против требований, правил, законов;  5) раздражение — готовность при малейшем возбуждении вспылить, проявить резкость, грубость;  6) подозрительность — склонность к недоверию и осторожному отношению к людям;  7) обида — проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то конкретно или всем миром сразу за действительные или мнимые страдания;  8) аутоагрессия или чувство вины — действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из убеждения человека в том, что он является плохим, поступает нехорошо;  Методика «Тест Люшера» основана на представлении о том, что выбор какого-либо цвета из предложенных нередко отражает направленность испытуемого на определённую деятельность, а также настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.  Многофакторный опросник личности Р.Б. Кэттелла универсален, практичен, даёт многогранную информацию об индивидуальности. Он используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами (в отличие от динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей).  Стандартизированный метод исследования личности — СМИЛ предназначен для количественно-качественного определения структурных компонентов личности, таких как характерологические особенности, тип реакции на стресс, адаптивные и компенсаторные возможности, особенности поведения в межличностных отношениях, социальная направленность. СМИЛ — адаптированный вариант Миннесотского многопрофильного личностного теста ММPI, созданного в 1941-1947 американскими психологами. От других вариантов адаптации теста MMPI СМИЛ отличается интерпретацией, ориентированной на популяцию психически здоровых лиц, возможностью применения 200 дополнительных шкал и наличием двух форм — карточной и буклетной.

10 стр., 4957 слов

Психолого-педагогическое исследование личности с использованием ...

... «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика представлены вопросы для испытуемого».* Процедура проведения методики рассчитана на индивидуальную работу испытателя и испытуемого. Оптимальным является вариант работы, при ... свой способ выделения. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора – взяты в скобки, слова из третьего набора – ...

Исследование темперамента

Тест-опросник Г.Айзенка отражает представление автора о том, что всю совокупность описывающих черт человека можно представить посредством двух главных факторов — экстраверсии/интроверсии и нейротизма.  «Самооценка структуры темперамента» позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость-уравновешенность, темп реакций, активность.  Опросник структуры темперамента В.М.Русалова (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и коммуникативного аспектов темперамента. ОСТ содержит 105 вопросов, которые распределены по 9 шкалам:  1) предметная энергичность — включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду;  2) социальная энергичность — содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству;  3) пластичность — содержит вопросы о степени трудности или лёгкости переключения с одного предмета на другой;  4) социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени лёгкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ;  5) темп или скорость — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности;  6) социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения;  7) эмоциональность — включает вопросы, оценивающие чувствительность к неудачам в деятельности;  8) социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере;  9) контрольная шкала — включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

3 стр., 1482 слов

Какие методы лучше позволяют оценить аффективно-эмоциональные ...

... позволяют оценить аффективно-эмоциональные и личностные аспекты развития младшего школьника Выберите один или несколько ответов: репертуарные решетки проективные методики ... исследование большого количества разных людей на протяжении длительного периода ... Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения) Формулировка заключения, ... результаты социометрии анализом мотивов межличностных выборов достаточно ...

Исследование потребностей, мотивации, интересов, профессиональных склонностей

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича позволяет выявить систему ценностных ориентаций человека и основывается на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич выделяет 2 класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.  Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Е.А.Климова и используется при профориентации подростков и взрослых.  Методика «Сфера профессиональных предпочтений учащихся — опросник Йовайши» используется для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности.  Методика «Оценка уровня притязаний (структура мотивации)» разработана В.К.Горбачевским. Под уровнем притязаний человека понимают его потребности, мотивы или тенденции, проявляющиеся в степени трудности целей, которые он ставит перед собой. Горбачевский выделяет 15 основных компонентов мотивационной структуры:  1) внутренний мотив;  2) познавательный мотив;  3) мотив избегания;  4) состязательный мотив;  5) мотив смены деятельности;  6) мотив самоуважения;  7) значимость результатов;  8) сложность задания;  9) волевое усилие;  10) оценка уровня достигнутых результатов;  11) оценка своего потенциала;  12) намеченный уровень мобилизации усилий;  13) ожидаемый уровень результатов;  14) закономерность результатов;  15) инициативность.  Опросник позволяет построить индивидуальный профиль, в котором представлены количественные соотношения между всеми выделенными компонентами структуры мотивации.  Методика «Незаконченные предложения» характеризует систему отношений человека к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к начальству и подчинённым. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.  Методика «Исследование уровня субъективного контроля — УСК» позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения при профотборе, семейной консультации и т.д.

2 стр., 915 слов

4212 психодиагностика. Систематизировать в таблице представления ...

... порядке предпочтения. проективная методика исследования личности. Согласно ... К. Томасом. Позволяет определить тип ... методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, ... изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. психодиагностика. Методики ...

Исследование характерологических особенностей личности

Методика «Свойства характера — опросник самооценки Т.Лири» позволяет выявить представления человека о свойствах собственного характера.

Исследование психических состояний

«Шкала депрессии». Этот тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой. Он предназначен для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики.  Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», разработанная В.А.Жмуровым, позволяет выявить следующие формы психических состояний:  a. Апатия — состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему. Это тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врождённых эмоциональных программ;  b. Гипотимия — аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости, безысходности, разочарования, обречённости, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать;  c. Дисфория — мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями;  d. Растерянность — острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека;  e. Тревога — неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения (внутри всё сжалось в комок, натянулось как струна и т.д.);  f. Страх — разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на всё в окружении. Выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу.  Методика «Самооценка эмоционального состояния» разработана американскими психологами А.Уэссманом и Д.Риксом и предназначена для выявления эмоционального состояния человека в данный момент времени на основе анализа самоощущений.

2. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы человека

Исследование восприятия

Методика «Восприятие времени» предназначена для оценки адекватности восприятия длительности явлений (чувство времени, резерв времени).  В качестве основного инструмента для исследования восприятия (в основном, конечно, детского) мы используем собственные наработки.

Исследование пространственных представлений

10 стр., 4681 слов

Диагностика мышления

... использовать с детьми старше 3,5-4 лет. 3) Цель методики: Оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности ... 2) Возрастной диапазон: 5-7 лет 3) Цель методики: изучение словесно-логического мышления 4) Оборудование:20 картинок предметов, относящихся к двум ... а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, ...

Методика «Компасы» направлена на изучение способности человека оперировать пространственными представлениями.

Исследование памяти

Методика «Пиктограмма» (пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) — экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Используется также для характеристики особенностей мышления и аффективно-личностной сферы. Пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. Представляет большую ценность для диагностики шизофрении.  Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.  Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и даёт материал для косвенного суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития.

Исследование внимания

Для изучения особенностей внимания человека мы используем целый ряд общепринятых методик, таких как «Расстановка чисел», «Выявление слов», «Отыскивание чисел с переключением», «Перепутанные линии», «Корректурная проба» и др. Все эти методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности.

Исследование мышления

Тесты, направленные на исследование мышления, помогают увидеть особенности мыслительных процессов человека — их подвижность или шаблонность, скорость, глубину и т.д. Такие методики, как «Сложение чисел с переключением», «Установление закономерностей», «Количественные отношения», «Сложные аналогии», «Сравнение понятий» и др. позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом.

Исследование интеллекта

англ. Intellectual quotent, (сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, получаемый на основе различных тестовых методик.  Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые была разработана французским психологом А. Бине (1903).

Для каждого возрастного, исчисляемого в годах, периода уровень (норма) достигнутых знаний и умений полагался равным 100. Отклонения от этого стандарта позволяли судить об опережении или отставании в умственном развитии. Сам термин введён австрийским психологом В. Штерном в 1911г. С помощью показателя IQ в США, например, проводится отбор в армию, оценивается степень подготовленности учащихся, проводятся социолого-психологические обследования.  Система тестов на определение IQ включает как задания, требующие словесного ответа на поставленные вопросы, так и задачи на манипулирование, например складывание целостной фигуры по данным её частям. Требуется решить — с ограничением времени — простые арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определённой, заранее установленной шкале. Общее количество баллов, полученное по всем заданиям, переводится посредством таблиц, заранее отработанных на больших контингентах испытуемых, в соответствующий показатель IQ. При оценке учитывается возраст испытуемого.  По мнению большинства психологов, тест IQ оценивает главным образом наличный уровень знаний.  «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» разработан на основе идеи о том, что отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определённых, но, в то же время, подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополняющими, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. Отдельное место в системе возможностей человека занимают интеллектуальные особенности, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях.  «Тест возрастающей трудности — методики Равена» предназначен для изучения логичности мышления и является одним из наиболее прогностичных методов для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Может применяться как индивидуально, так и в группе.  «Школьный тест умственного развития — ШТУР» разработан группой специалистов под руководством К.М.Гуревича. В его основе лежит концепция социально-психологического норматива — комплекса требований, предъявляемых обществом ко всем своим гражданам и воплощенным, в частности, в школьных общеобразовательных программах. Поэтому в ШТУР включены понятия не только общекультурного и социального содержания, но и те, которые подлежат усвоению в рамках учебных предметов.

11 стр., 5104 слов

Методики психологической диагностики готовности к школьному обучению лиц с ОВЗ

... образовательного учреждения. На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности ... и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной ... с социумом и культурой как источником развития человека. В то же время обычный взрослый носитель ...

3. Диагностика межличностных отношений и групповых процессов

Исследование межличностных отношений

Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» была создана в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий у человека тип отношений к людям в самооценке и оценке других.  Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» разработана К.Томасом и адаптирована Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам и считал, что конфликт должен не элиминироваться, а разрешаться и управляться человеком. Поэтому важными для К. Томаса стали вопросы о том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.  Методика «Изучение привлекательности работы» основана на сравнении образов реально существующих условий работы и условий, желаемых человеком. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе. Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз — при поступлении человека на работу, второй — спустя 2-3 месяца. Точность прогноза существенно возрастает, если при этом субъективную оценку сравнивать с оценкой коллектива.

Исследование групповой динамики

Методика «Социометрия» была разработана Дж.Морено и используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

21 стр., 10220 слов

Мотивация достижения успеха у спортсменов

... этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха. 1 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В ... в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения [1, с.56]. Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, ...

1. Концептуальные  подходы к диагностике мотивации……………………….3

2.Методика диагностики структуры мотивационной системы Э.Мильмана………………………………………………………………………10

3. Тест юмористических фраз (ТЮФ)…………………………………………..12

Список  литературы………………………………………………………………18

 

1. Концептуальные подходы к диагностике мотивации

     В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения.

     Исследования  мотивации достижений начали проводиться  Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось  выявить индивидуальные различия в  мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.

     Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными  ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.

     Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как  Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен  и др. они заметили, что у ребенка  произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.

     Определение мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это:

  1. Личностные стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.;
  2. Привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности;
  3. Индивидуальные предпочтения — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам.

     Чем выше эмоциональная включенность родителей  в дела ребенка и соответствующая  этому окружающая обстановка, тем  выше у ребенка потребность в  достижении успеха. Для формирования такой потребности давление родителей на ребенка должно быть ненавязчивым, а окружающая среда должна быть благоприятной и побуждающей. В этом случае появится наибольшая вероятность для самостоятельной проверки ребенком своих умений и возможностей.

24 стр., 11540 слов

Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрасте

... мотивации достижения успеха, избегания неудачи и тревожности проводилось при помощи следующих диагностических методик: 1. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; 2. Методика диагностики личности на мотивацию ... том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. Мотивации и мотивам посвящено большое ...

     Существуют  различные методы для диагностики мотивации.

     Прямые  методы психодиагностики мотивационной  сферы личности. В основе этих методов лежит прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д., хотя конкретные методики могут различаться по способам конструирования и по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах деятельности.

     Самый простой вариант такой методики — прямо спросить у человека, «почему» или «ради чего» нечто им делается или делалось в прошлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности.

     Перечень  мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из конкретных мотивов. Эти методы чаще всего используются не для изучения мотивации личности, т. е. процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности.

       «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса (EPPS) является опросником, который измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (см приложение 1).

Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений).

Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдварде использовал метод вынужденного выбора, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности.

     «Форма  по изучению личности» Д. Джексона (PRF) — это методика для измерения мотивационной сферы, также построенная на теории мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона измеряет 20 мотивационных переменных, из которых 12 аналогичны потребностям из; опросника EPPS. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

     У Х. Хекхаузена мотивация определяется как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. «Опросник для измерения аффилятивнои тенденции и чувствительности к отвержению» A. Мехрабиана, измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно — негативные ожидания. Опросник для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (см. приложение 1).

26 стр., 12707 слов

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. ...

... обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, ... Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование ...

При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости — независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. [К.М. Гуревич, 1997]

     Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения  и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

     Проективные методики многообразны. У нас в  стране одна из модификаций, чаще всего  используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью апробации методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением Методику оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали Д Макклелланд и Дж Аткинсон. Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимают участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ).

Они составляют рассказы на основе четырех картинок некоторые из них взяты из ТАТ Г. Мюррея (см. приложение 1), а другие оригинальные Картинки предъявляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы. В данном случае подсчитывается категория «образа достижения» и выделяются другие категории потребность в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, тема достижения.

     Тест  юмористических фраз (ТЮФ) — еще одна оригинальная компактная методика диагностики  мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

     Особенностью  этой методики является специфический  стимульный материал — юмористические фразы, — который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

     Сопоставление прямого (опросники) и косвенного (проективные  методики) методов диагностики представляется весьма важным. Проективные методики обычно критикуют за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных, влияние на результаты интерпретации личности экспериментатора. Многие из этих критических замечаний приобретают иное значение, когда эти методики используются как инструмент диагностики мотивационной сферы личности, а не диагностики личности в целом.

     Многие  проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы не только по процедурам, но и по системе  интерпретации. Хотя эти методики характеризует низкая ретестовая надежность, однако они имеют высокую надежность кодирования. Спорные вопросы часто возникают из-за того, что методы психометрики, разработанные для опросников механически переносят на проективные методы. Для того чтобы ретестовая надежность была высокой, требуется, чтобы влияние ситуационных детерминант было минимальным (или вообще отсутствовало).

Однако какими бы устойчивыми образованиями ни были мотивы и потребности, они не теряют своей ситуационной специфики и являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях. Поэтому психодиагностика мотивационных переменных, рассматриваемых как абсолютно стабильные образования, не связанные с ситуационной детерминацией, не соответствует природе мотивации. Это относится также к опросникам для измерения мотивов. Если такие опросники действительно диагностируют мотивы, а не что-нибудь иное, то суммарные баллы, получаемые испытуемым до актуализации соответствующего мотива и после, значимо различаются. Другая проблема возникает из-за отсутствия значимых корреляций между диагностикой одних и тех же мотивов посредством проективных методик и опросников. Д. Макклелланд, обсуждая эту проблему, относит опросники к респондентным методам, а проективные методики — к оперантным. В оперантном методе человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни сам стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором. В отличие от этого, при респондентных измерениях стимулы специфичны, ответы узко ограниченны. Макклелланд приходит к справедливому выводу о том, что респондентные и оперантные методы измеряют разные стороны мотивов. Выбор методов зависит от целей диагностики, от исследовательских задач, от того, какой аспект мотивации диагностируется. С проблемой диагностики мотивации психолог сталкивается практически всегда, если даже перед ним конкретно не стоит задача психодиагностики мотивации личности. [А.А. Бодалев, В.В. Столин, 2006]

     Итак, подводя итог вышесказанному хочется  еще раз отметить, что  изучением мотивации достижения занимались и занимаются психологи разных стран. Методы изучения его достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.  Выдвинуто множество теории относительно мотивации достижения и методов ее изучения, однако в данной курсовой работе мы будем опираться на теорию Дж. Адкинсона (неудача при решении легкой задачи, что равносильно высокой вероятности успеха, более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи.) и использовать методику А. Мехрабиана «измерение результатирующей тенденции мотивации достижения», который остроен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. 

 

2. Методика диагностики структуры мотивационной системы э.Мильмана

     Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых.

     Тест  состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з).

Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля:

П —  поддержания жизнеобеспечения;

К —  комфорт;

С —  социальный статус;

О —  общение;

Д —  общая активность;

ДР —  творческая активность;

ОД —  общественная полезность.

     Существуют  еще 2 шкалы —общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы  жизни.

     Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:

1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности) над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса).

2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной линии слева направо.

3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и другие соотношения.

4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих мотивов.

5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не меняет положения в целом.

     Инструкция: «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать свое мнение по каждому из 8вариантов ответов, проставив в соответствующих клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:

(+) —  «да»; + — «нет»; =— «когда как»; — — «нет»; ? — «не знаю». Старайтесь  отвечать быстро, незадумываясь  над ответами.

 

3. Тест юмористических фраз (тюф)

     Тест  юмористических фраз (ТЮФ)—оригинальная  компактная методика диагностики мотивационной  сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

     Релевантной практической задачей ТЮФ является, по мнению авторов, прежде всего диагностика  в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов—юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

     Стимульный  материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной  интерпретации усматривают в  них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Основные  темы:

1. Агрессия — самозащита;

2. Взаимоотношения  полов; 

3. Пагубные  пристрастия (пьянство);

4. Деньги;

5. Мода;

6. Карьера;.

7. Семейные  неурядицы; 

8. Социальные  неурядицы; 

9. Бездарность  в искусстве; 

10. Человеческая глупость.

Набор ТЮФ

1. Перья  у писателя были. Ему не хватало  крыльев. 

2. Чем  дальше хочется прыгнуть, тем  ниже нужно согнуться. 

3. Счастье  не в деньгах, а в их количестве.

4. Крик  моды понятнее всего на чужом  языке. 

5. Без  женщин жить нельзя на свете—тем более в темноте.

6. Чтобы  как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.

7. Дурак,  совершенствуясь, становится круглым. 

8. С  кем поведешься, с тем и наберешься.

9. Скажи  мне, чем ты богат, и я  скажу, кем ты служишь. 

10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене.

11. «Терпение  и труд все перетрут» — напомнил  Евгений Сазонов супруге, перетирающей  гору посуды.

12. Все  в природе взаимосвязано, поэтому  без связей лучше и не жить.

13. Не  брал за горло никого, кроме бутылки.

14. Морская  качка изображена художником  с таким сходством, что при  одном взгляде на картину тошнило, 

15. Стояла  тихая Варфоломеевская ночь.

16. И  фиговый Листок отпадает.

17. Одежда! Мой компас земной, а удача  — награда за смелость.

18. Не  было ни гроша, и не будет. 

19. Сила  земного притяжения ощущается  особенно сильно, когда поднимаешься  по служебной лестнице.

20. Странная  картина открылась взору уважаемого  классика: это была экранизация  его романа.

21. Если  ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.

22. Мечтал  о полете мысли, но так и  не дождался летной погоды.

23. Выпился  в алкоголики.

24. «Семь  раз отмерь — один отрежь», — объяснял старый палач молодому.

25. Брала  от жизни все, что входило  в моду.

26. Деньги  — тем большее зло, чем их  меньше.

27. Мне  с Вами скучно, мне с Вами  спать хочется. 

28. Ему  пришла в голову мысль, но, не  застав никого, ушла.

29. Выбирая  из двух зол, бери оба: потом  и этого не будет. 

30. Она  шипела на мужа, как газированная вода.

31. Я  пью не больше ста граммов,  но, выпив сто граммов, я становлюсь  другим человеком, а этот другой  пьет очень много. 

32. Не  бойтесь этой гранаты: она ручная.

33. Дети  — цветы жизни. Не давайте  им, однако, распускаться.

34. «Не  хлебом единым жив человек», — кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.

35. Сколько  прекрасных мыслей гибнет в  лабиринтах извилин! 

36. Единственное, что было в нем мужественного,  он не мог обнаружить из-за  приличий.

37. «Нелегок  писательский труд», — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.

38. Шагая  в ногу с модой, следите,  чтобы она не свернула за  угол.

39. Деньги  есть деньги! В этой фразе глубокий  смысл, но нет запятой. 

40. Любимая поговорка военных: «Призвание хорошо, а звание лучше».

41. Поэт  шел в гору, но гора эта была  Парнасом.

42. Стриптиз  моды: макси, миди, мини, голый король.

43. Лишь  тяжелый кошелек позволяет угнаться  за модой. 

44. «Душит  — значит любит» (Дездемона).

45. В  настойчивых поисках братьев  по разуму он оказался в  вытрезвителе.

46. Нашел  место в жизни — найди жене.

47. Писал  с принципиальных кассовых позиций. 

48. Защита  диссертации пройдет успешнее, если  банкет по этому поводу провести  за 2-3 часа до ее начала.

49. Бог  создал женщин глупыми, чтобы  они любили мужчин.

50. Почему  чаще всего неограниченные возможности  у ограниченных людей? 

51. Ссорясь,  они швыряли друг в друга  стульями, но ни семейной жизни,  ни стульям это не вредило:  семья была крепкая, мебель — тоже.

52. Если  умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 

53. «У  меня ничего не осталось, кроме  тебя», — признался он ей… за  три дня до зарплаты.

54. Круглые  дураки в люди не выходят.  Их выкатывают.

55. Мясник  строил свое благополучие на чужих костях.

56. Голова  его чего-нибудь да стоила… вместе  с бобровой шапкой.

57. «Пить  — здоровью вредить», — сказала  Юдифь, отсекая голову ассирийскому  военачальнику Олоферну, как только  тот уснул, опьяненный вином  и ее ласками. 

58. И на «пегасах» порой гарцуют всадники без головы.

59. Только  в очень хорошем настроении  она называла получку мужа  деньгами.

60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.

61. «Удивительное  — ядом!» — сказал Сальери 

62. Нарушение  моды королями становится модой для их подданных.

63. Нетрезвый  взгляд на вещи помогает обходиться  без них. 

64. Жена  шефа много симпатичнее, чем  шеф жены.

65. Если  у тебя умная жена, будешь есть  плоды с дерева познания, если  глупая — с дерева жизни. 

66. Бдительный  завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.

67. Когда  она заговаривала о чернобурок  лисе, муж смотрел на нее волком.

68. Не  только сам укладывался в получку,  но и укладывал своих приятелей. 

69. Женщине  по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.

70. Когда  музы молчат, говорят жены поэтов.

71. Дороже  всего нам обходится то, что  нельзя достать ни за какие  деньги.

72. Хорошо, когда у женщины есть муж,  но еще лучше, когда он чужой. 

73. В  повести так много пили, что  из нее можно было гнать спирт.

74. Мечтает  устроиться на доходное лобное  место. 

75. При  вытрезвителе вновь открыта комната  матери и ребенка.

76. В  этой столовой можно не только  червячка заморить.

77. Женщины  пьянили его, особенно когда  в их обществе он пил водку.

78. Последний  крик моды часто раздавался  из-под прилавка.

79. Если  все время мыслить, на что  же существовать?

80. Быстро  поднимался по служебной лестнице: одна «рука» тут, другая —  там. 

81. Мода  на форму черепа стоила ей  многого. 

82. Чем  продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.

83. Ломал  голову, а сломал шею. 

84. «А  здесь я работаю для потомства», — гордо намекнул Сазонов,  указывая посетителям на диван. 

85. Закон  всеобщего тяготения к шаблону. 

86. Всем  модам Отелло предпочитал декольте.

87. Интеллигенты  умирают сидя.

88. Бараны  умеют жить: у них и самая  паршивая овца в каракуле  ходит. 

89. Сколько  еще дантесов прозябает в неизвестности! 

0. Забытый  писатель искал забвения в  вине.

91. Многие  женятся по любви, потому что  не имеют возможности жениться по расчету.

92. Модельеры  призваны одевать женщин. Они  же все время стараются их  раздеть. 

93. Не  лещ без бутылки. 

94. Даже  роль Отелло исполняется правдивее,  если есть личная заинтересованность.

95. Любопытство  к женщинам не должно быть праздным.

96. Перед  злоупотреблением не разбалтывай! 

97. Если  жена не следит за модой,  за ней можно не следить. 

98. Не  всякая кучка могучая. 

99. Чем  приятнее формы, тем безразличнее  содержание.

100. Графомания  — это потребность души или  семейного бюджета?

     Процедура проведения.

     Испытуемому предлагается расклассифицировать  колоду карточек с юмористическими  фразами по инструкции на свободную  тематическую классификацию: «Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему». Подсчет тестового балла Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов, показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

2вопрос.

вводные замечания.

Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение) разработан в 1973 году авторским коллективом

(В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай).

САН нашел широкое распространение

при оценке психического состояние здоровых и больных лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку,

для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических

функций.

Опросник САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 антонимических рядов —

признаков функционального состояния личности, сгруппированных в три фактора: «Самочувствие» —

относятся характеристики, отражающие силу, здоровье, утомление; «Активность» — отнесены

характеристики движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций, процессов;

«Настроение» — отнесены категории, отражающие общий эмоциональный фон. Для каждой из шкал

подобраны пары антонимов. Каждая из шкал задает локальную субшкалу. Положительные (например,

здоровый) и отрицательные (например, больной) дескрипторы расположены попеременно то на правом,

то на левом полюсах шкалы. Такое расположение уменьшает вероятность искажения результатов.

Степень выраженности каждого признака оценивается по семибалльной шкале (от +3 до —3), т.е.

между парами слов расположены цифры 3—2—1—0—1—2—3. Задача испытуемого состоит в том, чтобы

выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

4вопрос.

«Характерологический опросник» Шмишека (Schmieschek Fragebogen) — опросник личностный,

предназначен для диагностики типа акцентуации личности и является реализацией типологического

подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Опросник состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также

сокращенный вариант опросника. С помощью «Характерологического опросника» определяются

следующие 10 типов акцентуации личности (описание типов акцентуаций дается по следующему плану:

номер акцентуации, ее название, описание черт личности и характера человека, привлекательных

по первому впечатлению; описание «конфликтных» черт человека; указание ситуаций наиболее

благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего данной акцентуацией):

1. Гипертимическая, гипертимный тип: от слова «тимус» — настроение, фон, которого постоянно

повышён. Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое

окружение, место работы, предприимчивые и увлекающиеся.

+ч: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным

проблемам, эрудированность.

-ч: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность,

легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе.

+с: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений

без их глубокой проработки.

-с: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме,

вынужденное одиночество, однообразие обстановки.

2. Проективная, возбудимый тип: от бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне,

в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о

которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие

увлеченности какой-либо мыслью, идеями.

+ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность,

любовь к детям и животным.

-ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности

других, способность «поднять» руку», безудержность в увлечениях.

+с: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве.

-с: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба.

3. Эмоцентрическая, эмотивный тип: эмоции доминируют в содержании мотивации поведения, любое

событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность

чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь

делом.

+ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и

тактичность.

-ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение

увидеть главное, увязание в деталях.

*

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер Ком,

1999. — С. 387— 388.

2. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. — Псков: Изд-во Псков.

обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. — С. 117 — 120.Характерологический опросник 115

+с: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других,

отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля.

-с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких

людей и руководства.

4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип — с преимущественно пониженным настроением,

что свойственно тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания

событий или апатичное к ним отношение.

+ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.

-ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться

вместе с окружающими, поддерживать группу.

+с: Профессии типа «Человек — знаковые системы», «Человек — природа», не требующие, однако,

работы на скорость.

-с: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы, быстро

принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми.

5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип — тип с повышенной склонностью к

страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающим

сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей

понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке

оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.

+ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность,

дружелюбие, надежность и постоянство привязанностей.

-ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед

новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато

привычное течение событий.

+с: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные; точно определенные

права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения.

-с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в

отношениях, особенно с новыми людьми.

6. Аффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация: Отсутствие полутонов в эмоциях

и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно

искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих

людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность

или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве.

+ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий.

-ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.

+с: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ».

-с: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями,

неприятие чувств и «глубины» ситуации.

7. Циклотимическая, аффективно-лабильный тип: постоянная неустойчивость настроения,

привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или

вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз

самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.

+ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание

серьезности и романтичности.

-ч.: Погруженность в свой внутренний мир,

субъективность оценок.

+с: Индивидуальный темп труда, отшельнический

образ жизни.

-с: Ситуации лишения привычной обстановки,

работа по заданию и в срок, необходимость в

широком общении с людьми по условиям труда.

8. Паранойяльная, застревающий, неустойчивый

тип: иногда называется неуравновешенным», что

искажает его сущность, состоящую в стойкости

аффектов, и, в то же самое время, — в их

спонтанности, что и приводит к неустойчивому

поведению, определяемому то одним, то другим

«застреванием». Если складывается система

«застреваний», то человек становится «борцом за

идею, за правду, за честь и отмщение».

+ч.: Принципиальность, несгибаемость,

сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и

долга, самопожертвование.

-ч.: Спонтанность привязанностей и

обид, подозрительность, мстительность,

самонадеянность, непомерные требования к

окружающим.

+с: Ситуации признания заслуг, поощрения

привязанностей, следования его примеру.

-с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей,

уличение в несправедливом отношении к миру.

9. Ригидная, педантичный тип: гипертрофия

упорядоченности внутреннего и внешнего,

аккуратность и добросовестность, пунктуальное

выполнение заданий, допускающее, однако,

манкирование ими, если качественно и в срок

они объективно невыполнимы.

+ч.: Обязательность, ровное настроение,

надежность, порядочность.

-ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм,

ненужная дотошная перепроверка себя и других,

нерешительность в неопределенных ситуациях.

+с.: Возможность реализации заданий в

соответствии с инструкциями или определенными

требованиями обстановки, стабильность

отношений.

-с: Требования самостоятельных и нестандартных

решений в неопределенной обстановке.

10. Акцентуация вытеснения, демонстративный

тип: человек в маске собственного собеседника,

человек-зеркало для других в силу повышенной

способности к эмпатии и самоотречения от

возможности иметь большее постоянство своего

внутреннего мира. Способен к самооговору.

+ч.: Эмоциональность, раскованность,

способность увлечь, актерские данные, яркость

выражения чувств.

-ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство,

неискренность, способность увиливать от решения

неотложных вопросов, уходить в болезнь.

+с: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в

широком смысле слова, торговать, распоряжаться,

«заботиться» о других.

-с: Возможность раскрытия игры и обмана,

недооценка «зрителями», ущемление права быть

«звездой», равнодушие.

Валидность и надежность «Характерологического

опросника» нуждаются в дополнительном

изучении. По данным самого автора,

сокращенный вариант опросника не является

достаточно валидным и надежным для

диагностики типа акцентуации личности. В

советской психологии опросник использовали в

клинико-психологических исследованиях (В.М.

Блейхер, И.В. Крук, 1986).

В исследовании

Л.Ф. Бурлачука и В.Н. Духневича (1998)

проведено психометрическое изучение

методики, предложены нормативные данные для

студенческой выборки.

Опросник свойств темперамента В.М. Русалова опирается не на традиционные представления о работе

мозга и нервной системы, как например, у Я. Стреляу и Г. Айзенка, а на достижения современного

функционально-системного подхода в нейропсихофизиологии. Согласно этому подходу, с одной

стороны, в структуре темперамента следует выделить четыре фундаментальных измерения: 1)

эргичность, 2) пластичность, 3) скорость или темп и 4) эмоциональную чувствительность; с другой

стороны, необходимо учитывать, что поведение человека характеризуется двумя принципиально

разными аспектами проявления.

В психологии уже давно установлено, что в процессе жизнедеятельности человек взаимодействует

с предметным и социальным миром. Первый тип взаимодействия принято называть субъект-

объектным взаимодействием (S-О), или предметной деятельностью, второй — субъект-субъектным

взаимодействием (S-S), или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и

отношение к себе, диалог с самим собой. Т.о. смысл и содержание предметной деятельности как

таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что является достаточным

основанием для выделения двух различных аспектов темперамента — предметно-деятельностного и

коммуникативного (или социального).

Исходя из этого, предлагается выделить два аспекта эргичности:

предметно-деятельностный и коммуникативный; два аспекта эмоциональной чувствительности: к

вещам (предметам) и к людям; два аспекта пластичности: пластичность предметная и пластичность

социальная; и два аспекта скорости: скорость (темп) предметная и скорость (темп) социальная.

Опросник ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержит по 12

вопросов, а 9-я шкала (шкала социальной желательности ответов) — 9 вопросов.

содержание шкал «опросника свойств темперамента».

Предметная эргичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного

мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие показатели (9 — 12 баллов) по этой шкале свидетельствуют о выносливости и работоспособности

испытуемых. Их отличает стремление к активной деятельности (умственной и физической),

характеризует высокая степень вовлеченности в деятельность. Они не могут долго обходиться

без дела. Испытуемых с высокими оценками отличает высокая работоспособность, энергичность и

активность в достижении цели.

И, напротив, низкие показатели (3 — 4 балла) по шкале предметная эргичность указывают на

снижение выносливости и ослабление психической активности. Невысокая работоспособность и

быстрая утомляемость, пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного

напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности характеризует таких испытуемых. У них

слабо выражены стремление к достижению и лидерству.

социальная эргичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о

стремлении к лидерству.

Испытуемых с высокими показателями по этой шкале характеризует потребность в социальных

контактах, общительность, их привлекает деятельность, связанная с общением. Для высоких значений

характерны готовность к сотрудничеству, естественность и непринужденность поведения. Такие люди

имеют широкий круг друзей и знакомых; они легко сходятся с людьми, охотно принимают участие во

всех групповых мероприятиях.

*

1. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика: Введение

в науч. психолог. исследование с элементами мат. статистики / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд.

центр ВЛАДОС, 1998. — С. 321 — 328.

2. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. — СПб.: Сова, 2005.

— С. 341 — 357.Опросник свойств темперамента 57

Для низких значений шкалы характерны отсутствие потребности в социальных контактах, формальность

межличностных отношений. Лица с низкими оценками избегают близких отношений, жизнью своих

товарищей не интересуются, поддерживают лишь внешние формы товарищеских отношений, не

инициативны в общении.

Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного

предмета на другой.

Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о стремлении к разнообразию форм трудовой

деятельности. Таких испытуемых характеризует легкость переключения с одного предмета

деятельности на другой, частый переход от одного ритма работы к другому, быстрый переход с

одного способа мышления на другие. Им свойственны быстрое усвоение и перестройка навыков.

Такие люди обладают способностью быстро и адекватно реагировать на изменившуюся ситуацию,

легко отказываются от выработанных, но уже не годных стереотипов, быстро приобретают новые

привычки.

Низкие показатели характеризуют стереотипность действий, трудность перехода от одной деятельности

к другой. Такие люди с трудом приспосабливаются к новым предметам, новой деятельности, так же

с трудом перестраивают навыки и привычки. Их характеризует стойкое предпочтение стереотипных

способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Чувства, настроения и

интересы этих людей очень изменчивы. Им просто необходим частый переход от одного ритма жизни

к другому.

социальная пластичность. Содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости

переключения в процессе общения, гибкости, адаптивности, адекватности, склонности к разнообразию

коммуникативных программ.

Лица, характеризующиеся высокими показателями по данной шкале, легко приспосабливаются к

изменчивым условиям общения. Они легко сходятся с новыми людьми и обладают многовариативными

способами общения с ними. Причем, такие люди легко перестраиваются, учитывая настроение

собеседника. Они могут легко, с ходу, включиться в разговор, а также первыми начать разговор с

незнакомыми людьми. Им легко найти общий язык по сути дела с любым человеком.

И, напротив, низкие показатели по шкале социальной пластичности свидетельствуют о трудностях

в общении. Таким людям трудно находиться в компании незнакомых людей, вступать в разговор с

ними. Социальные контакты такие люди устанавливают медленно. Они ненаходчивы в общении, с

трудом приспосабливаются к новой обстановке.

темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно–двигательных актов при выполнении

предметной деятельности.

Лица с высокими показателями по данной шкале характеризуются быстротой реакции, высокой

скоростью и эффективностью в разнообразных видах деятельности. Они быстро и легко включаются

в работу и быстро ее осваивают. Их отличает высокий личный темп, быстрота реагирования. Любое

дело выполняется ими быстро и достаточно точно. Движения выразительны, как правило, быстрая

походка. Их привлекают занятия и игры, требующие быстроты и ловкости, любая работа, которую

необходимо выполнять в быстром темпе. Таким людям трудно сидеть на одном месте.

Для низких значений данной шкалы характерны медлительность в движениях и в действиях. Движения,

как правило, невыразительны. Таких испытуемых привлекает работа, которую можно выполнять,

неспеша, медленно и, желательно, сидя.

социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик

речедвигательных актов в процессе общения.

Высокие показатели по шкале «социальный темп» свидетельствуют о том, что испытуемые живо

откликаются на все предъявляемые требования и быстро устанавливают социальные контакты. Они

быстро включаются в ту или другую ситуацию и немедленно реагируют на предъявленные требования.

Лица, характеризующиеся высокими показателями, отличаются богатой мимикой, жестикуляцией. 58 Психодиагностика личности

Их характеризует высокий темп речи, а также быстрота суждений. Как правило, такие люди очень

общительны; они говорят свободно, без запинок.

Низкие показатели по этой шкале характеризуют медленный темп речи, отсутствие жестикуляции,

невыразительность мимики. Такие люди устают от длительного и оживленного общения, они

предпочитают медленный, спокойный разговор.

Эмоциональность. Включает вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к

неудачам в работе.

Испытуемые, имеющие высокие показатели по этой шкале, болезненно переживают неполадки в работе.

Страхи, опасения по поводу неправильно (не вовремя) выполненной работы являются постоянным

спутником в жизни. Настроение таких людей обычно очень зависит от того, как выполнена их работа.

Допущенные ошибки служат поводом для тревог и волнений. Предстоящие дела, а особенно дела и

проверки, их особенно беспокоят. Высокая эмоциональная чувствительность к несовпадению между

запланированным и реальным результатом окрашивает жизнь таких людей постоянными волнениями

и тревогой.

Низкие показатели по данной шкале характеризуют спокойных невозмутимых людей, которые не

расстраиваются по пустякам. Они остаются спокойными даже при больших неприятностях.

социальная эмоциональность. Содержит вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности

в коммуникативной сфере.

Высокие показатели — повышенная чувствительность в сфере межличностных отношений,

незначительный повод, неудачное слово, интонация, взгляд легко вызывают волнения и переживания.

Обидчивы, переживают не только по поводу того, что есть, но и что может случиться. Возможная,

ожидаемая неудача, недопонимание представляют серьезный повод для беспокойства. Предъявляют

высокие показатели к себе и к лицам, с которыми они взаимодействуют.

Низкие показатели — спокойствие, объективность в оценке себя, эмоциональная зрелость.

социальная желательность. Содержит вопросы на откровенность и искренность

высказываний.

Высокие показатели — умышленное стремление украсить себя, показать в лучшем свете, отрицая

наличие слабостей, присущих любому человеку. Неадекватная оценка своего поведения, желание

выглядеть лучше чем есть на самом деле. Ставят под сомнение все результаты испытуемого.

Низкие показатели — отсутствие тенденции приукрасить себя, адекватное восприятие своего

поведения.

обработка результатов.

После того как испытуемые ответили на все вопросы, им пр