ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Целью практикиявляется совершенствование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций студента, а также содействие формированию опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи практики:

— создание условий для формирования у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;

— содействие формированию важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребёнком, подростком и семьей.

Формы проведения комплексной практики:выполнение проекта собственной профессиональной деятельности и самостоятельная работа студентов по выполнению индивидуальных заданий.

В результате прохождения данной практики обучающийся должен овладеть следующими универсальными и профессиональными компетенциями:

1) общекультурными компетенциями:

— способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

— владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

— способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;

— владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

— способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

— способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

2) профессиональными компетенциями:

— способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

— готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

— готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

— готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций

Цели и стратегии профессионального образования   В условиях усиливающейся неопределенности постиндуст­риального общества от человека (специалиста) требуется принци­пиально иная профессиональная подготовка. В 60-е гг. XX в. Д. МакГрегор обосновал две модели профессиональной деятель­ности, обозначив их модель X и модель У. В модели X работник предстает простым исполнителем нормативной (жестко ...

— способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

— готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

— способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

— способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;

— способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

— готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

— способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

3) в социально-педагогической деятельности:

— готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося;

— способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;

— умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки участников образовательного процесса;

— способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;

— готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;

— владеет методами социальной диагностики;

— способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.

4) в деятельности по социально-педагогическому сопровождению:

— способен выступать посредником между обучающимся, родителями и педагогами и различными социальными институтами;

— владеет технологиями социально-педагогической поддержки и сопровождения участников образовательного процесса;

— умеет составлять индивидуальный маршрут поддержки и сопровождения ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;

— способен организовать совместную деятельность различных специалистов в процессе реализации программы поддержки и сопровождения субъектов воспитательного процесса;

— способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

  № п/п   Разделы (этапы) практики Виды производственной работы на практике Формы текущего контроля
Подготовительный этап 1. Установочная конференция. 2. Знакомство с учреждением и углубленное изучение особенностей деятельности базового учреждения. 3. Знакомство с системой работы социального педагога по комплексному сопровождению воспитанников данного учреждения. 4. Составление индивидуального плана работы, включая работу над исследовательской частью ВКР. Участие в конференции План индивидуальной работы Групповые консультации Предоставление отчетной документации: характеристика учреждения, портфолио и т.д.
Исследовательский этап 1. Изучение и анализ технологий комплексного сопровождения детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации или группы риска в базовом учреждении. 2. Проектирование собственной профессиональной деятельности. 3. Помощь специалисту в его повседневной работе. Отчет о выполнении заданий в рамках ВКР Заполнение дневника по практике Анализ опыта работы специалиста учреждения Анализ алгоритмов работы социального педагога учреждения с различными категориями учащихся Групповые и индивидуальные консультации
Аналитический этап 1. Обработка и анализ полученной информации. 2. Подготовка отчетной документации по практике. 3. Итоговая конференция по результатам комплексной педагогической практики. Выступление на конференции, Отчет по практике Педагогический дневник  

 

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

По завершении педагогической практики студенту необходимо представить следующую документацию:

1. Дневник педагогической практики с анализом собственной деятельности и результатами выполненных заданий.

2. Отчет о комплексной практике.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Для подведения итогов практики студент представляет письменный отчет, в котором указывается:

— ФИО студента;

— наименование организации, где была проведена практика;

— период прохождения практики (время ее начала и окончания);

— цели и задачи практики, которые достигнуты (выполнены) при прохождении практики (с обоснованием своего мнения);

— виды работ, выполненные студентом за период прохождения практики, из числа предусмотренных в задании; а также иных работ, если, по мнению студента, они помогли ему в достижении целей и выполнении задач практики;

— самоанализ собственной педагогической деятельности.

План отчёта о педагогической практике на итоговой конференции

Отчёт – это учебно-исследовательская работа, главная цель которой – развитие умения практически осмысливать и оценивать свою педагогическую деятельность.

1. Общие впечатления о педагогической практике, об условиях её прохождения.

2. Трудности, встретившиеся при подготовке, проведении занятий, мероприятий.

3. Как использовалась научно-методическая литература? Что помогало в работе? В чём проявилось собственное творчество?

4. Достоинства и недостатки собственной педагогической деятельности.

5. Возникали ли трудности психологического характера в общении с детьми и учителями? Как вы их пытались преодолеть?

6. Наблюдения и выводы по организации социально-педагогической помощи в базовом учреждении. Что из опыта работы специалистов учреждения хотелось бы взять для своей будущей педагогической деятельности?

7. Чему научились за время практики? Что еще нужно для подготовки к педагогической работе?

8. Какие предложения по совершенствованию педагогической практики хотелось бы внести?

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ

 

Первая неделя

 

Дата Содержание Отметка о выполнении
     
     
     
     
     
     
     

 

Вторая неделя

 

Дата Содержание Отметка о выполнении
     
     
     
     
     
     
     

 

Третья неделя

 

Дата Содержание Отметка о выполнении
     
     
     
     
     
     
     

 

 

ЕЖЕДНЕВНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Дата Содержание деятельности и ее анализ
     

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Задание 1. Составление социального паспорта образовательного учреждения

Содержание социального паспорта образовательного учреждения

 

1. Полное официальное название образовательного учреждения

__________________________

2. Местоположение

__________________________

3. График работы.

__________________________

4. Кадровое обеспечение:

— общее количество педагогов: _______________, в том числе:

— высшей категории: _______________

— первой категории: ________________

— второй категории:_________________

5. Наличие специальных классов:

_________________________________________________________________

6. Специфика ученического коллектива:

 

Категории Всего % от общего числа
Всего детей в ОУ    
Всего родителей в ОУ    
Количество детей в семьях (всего), в т.ч.:    
— в семьях опекунов (попечителей)    
— в приемных семьях    
— находящихся на полном государственном обеспечении (в интернатах, детских домах и т.д.)    
Количество детей в семьях одиноких родителей    
Учащихся «группы риска» (всего), в т.ч.:    
— на учете в КДН    
— на школьном профилактическом учете    
— осужденных    
Учащихся – инвалидов    
Детей из семей социального риска    
Детей из многодетных семей    
Детей из малообеспеченных семей    
Детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев    
Количество детей, не посещающих школу (всего), в т.ч.:    
— обучающихся на дому    
— не посещающих школу по другим причинам (указать)    
Количество детей, отобранных у родителей (всего), в т.ч.:    
— без лишения родительских прав    
— лишенных родительских прав    
Занятость родителей:    
— рабочих    
— служащих    
— предпринимателей    
— военнослужащих    
— пенсионеров    
— домохозяек    
— безработных    
— родителей-инвалидов    

 

 

7. Специфика учебно-воспитательного процесса.

_______________________________________________________________________________

8. Традиции школы.

___________________________________________________________________________________________

9. Наличие психологической и/или медицинской службы, описание специфики деятельности.

____________________________________________________________________________________________

10. Наличие секций, кружков, работа библиотеки.

______________________________________________________________________________

11. Наличие социальных институтов, с которыми работает образовательное учреждение, особенности взаимодействия образовательного учреждения и данных институтов.

_______________________________________________________________________________

 

Задание 2. Проектирование и реализация маршрута социально-педагогической поддержки /сопровождения учащегося с самоанализом

Разработайте и реализуйте проект / модель преобразования трудной жизненной ситуации ребенка. Опишите ситуацию и проект ее преобразования.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируйте трудности, которые Вы испытали на разных этапах разработки проекта, и предложите пути перестроения действий, препятствовавших разработке маршрута.

 

Этапы разработки проекта Трудности, испытываемые в процессе разработки и реализации проекта преобразования трудной жизненной ситуации ребенка Пути перестроения действий, препятствовавших разработке маршрута
Диагностика проблемы    
Формулирование цели деятельности    
Проектирование вариантов решения проблемы    
Выбор варианта решение проблемы    

 

Проанализируйте трудности, которые Вы испытали на разных этапах реализации маршрута поддержки / сопровождения воспитанника, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предложите пути перестроения действий, препятствовавших реализации маршрута.

 

Ситуации Трудности личностного плана, препятствовавшие реализации маршрута поддержки / сопровождения учащегося Пути перестроения действий, препятствовавших реализации маршрута
Ситуации индивидуального взаимодействия с воспитанником    
Ситуации посредничества «учащийся – семья»    
Ситуации посредничества «учащийся – школа»    

 

 

Задание 3. Интервью социального педагога

 

Проинтервьюируйте социального педагога, преобразующего трудную жизненную ситуацию воспитанника. На какие теории он опирается в процессе реализации проекта? Оформите результаты интервью с указанием теорий и их авторов, являющихся методологической базой деятельности данного специалиста.

___________________________________________________________________________________________________________

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. — М.: Академия, 2004.

2. Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога общеобразовательных учреждений. — М.: Академический проект, 2004.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.

4. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М.: АРКТИ, 2008.

5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 (Д).

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2006.

9. Поддубная Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. – Росто н/Д: Феникс, 2008.

10. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности. Учебное пособие /Под общ. Ред. Проф. С.А. Расчетиной. – СПб.: Издательство Буковского, 2005.

11. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. — М.: Академия, 2002.

12. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Владос, 2003.

13. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков: сборник / Под ред. С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. – СПб.: Издательство «Росток», 2006.

14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. — М.: Академия, 2004.

15. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.

 

 

Приложение 1