ема: Оздоровительное воздействие природных факторов. Закаливание детей.
План.
1. Значение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий;
2. Принципы закаливания:
1).
Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2).
Постепенность увеличения силы раздражения.
3).
Систематичность и постоянство закаливания.
4).
Учет эмоционального состояния ребенка.
3. Специальные закаливающие мероприятия, процедуры. Методика проведения:
1).Использование воздуха в целях закаливания;
2).
Закаливание водой;
3).
Закаливание солнечными лучами.
4. Контроль за температурным режимом и реакцией организма на закаливающую процедуру.
5. Методы закаливания детей.
6. Вопросы для самоконтроля.
7. Литература.
Цель лекции: Формировать ориентировочную основу для усвоения студентами учебного материала, вовлечь их в самостоятельную учебно-исследовательскую работу. Способствовать развитию педагогического мышления. Формировать стремление к саморазвитию, самоуправляющие механизмы личности, формировать индивидуальный стиль учебной деятельности.
Задачи лекции: познакомить с научными основами закаливания; определить значение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий; формировать умение организовывать работу по закаливанию в дошкольных учреждениях в соответствии с принципами и методикой закаливания; учить использовать медико-педагогические подходы к детям, имеющим отклонения и недостатки в физическом развитии; формировать осознанное отношение к изучаемой дисциплине.
Мотивация: знание физиологических механизмов проведения закаливающих процедур поможет компетентно выбрать методы закаливания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, состоянием его здоровья и эмоциональным благополучием.
начение и физиологические механизмы проведения закаливающих мероприятий.
Окружающий мир в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет на деятельность внутренних органов и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения(дыхания, кровообращения, взаимообмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. все это в совокупности обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность, даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском возрасте это имеет большое значение.
Педагогические условия организации закаливающих процедур с детьми ...
... для игр, физкультурный зал, фитобар и ингаляторий, процедурный кабинет, инвентарь для закаливающих мероприятий, бассейн, дорожки здоровья и корригирующие дорожки. 1. ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ, с ... распишем основные педагогические условия оказывающие влияние на успешную организацию и проведение различных процедур закаливания в дошкольном учреждении. 2.1 Материальная база Педагогическое условие «материальная ...
В основе механизма закаливания лежит следующая особенность нервной системы — при повторении одних и тех же раздражений скорость ответных реакций организма увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию органов и систем суживается, ограничиваясь только теми из них, функция которых предупреждает появление неблагоприятного для всего организма эффекта от действия данного раздражителя.
Таким образом основа механизма закаливания — повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей вырабатывает необходимую защитную реакцию всего организма. Этот процесс совершенствования безусловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а так же от ее качественных особенностей: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов – возбуждения и торможения.
Главной отличительной особенностью центральной нервной системы у детей раннего и дошкольного возраста является незаконченность развития.На протяжении 7 лет жизни происходит интенсивная дифференцировка клеточной структуры коры головного мозга и некоторых подкорковых центров.
Интенсивное развитие центральной нервной системы особенно ярко выражено в первые два года жизни ребенка, когда значительно увеличивается масса головного мозга и появляются ранее отсутствующие функции организма.
Для закаливания первостепенное значение имеет взаимодействие органов дыхания и кровообращения. Эти физиологические функции обеспечивают необходимый для жизни газообмен: приток кислорода и выделение конечных продуктов обмена веществ – углекислого газа и воды. Вследствие ряда анатомических и физиологических особенностей функции дыхания и кровообращения в детском возрасте менее эффективны: чем меньше ребенок, тем меньше он использует кислорода из равного количества воздуха по сравнению со старшими детьми и взрослыми. Взаимная компенсация функций – усиление кровообращения при большой нагрузке на органы дыхания или, наоборот, усиление дыхания при затрудненном кровообращении, происходят в детском возрасте хотя и с большой затратой энергии, но менее эффективно. Так, например, усиление дыхания осуществляется главным образом за счет увеличения его частоты, а не глубины вдоха; в результате условия для обменов газа в легких улучшаются весьма незначительно.
Под влиянием закаливания, в процессе продолжающегося интенсивного развития головного мозга координирующая роль центральной нервной системы в регуляции деятельности внутренних органов, увеличивается, реакция органов становиться все более экономной способность к тренировке детей все более улучшается.
На примере закаливания низкими температурами можно проследить механизм координации физиологических функций. Раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное рефлекторное сужение поверхностных кровеносных сосудов с последующим их расширением. В то же время рефлекторно меняется функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изменяется частота и ритм пульса, величина артериального давления, частота и глубина дыхания. В результате всех этих изменений улучшается уровень обмена веществ, реактивность и сопротивляемость всего организма. По мере тренировки, достигаемой систематическим повторением раздражающего воздействия, распространенность ответной реакции сокращается постепенно ограничиваясь только сужением и расширением сосудов только на месте действия раздражителей. При этом сокращается и время между первичным спазмом сосудов и их расширением. Постепенно увеличение силы раздражения повышает степень тренированности организма.
Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной ...
... именно в центральной нервной системе, тем самым разрушая ее. Естественно, чем больше в организме ферментов, вызывающих ... или сравнительно более редких приемах больших ферментная система организма не в состоянии обеспечить достаточно быстроеокисление ... дыхании (этот факт установил великий русский физиолог И. М. Сеченов свыше 100 лет назад). По мере увеличения дозы алкоголя, циркулирующего в организме, ...
В эффекте закаливания можно увидеть две закономерности (стороны – специфическую и неспецифическую.
Специфическая закономерность. Следует отметить два момента: 1) реакция организма человека по отношению к закаливающему фактору; 2) особенность восприятия организмом закаливающих факторов.
1) Реакция организма человека по отношению к закаливающему фактору. Закаленность человека строго специфична по отношению к закаливающему фактору: определенная ответная реакция вырабатывается только в тех условиях, которые систематически повторяются. Если ребенок встречается с более резкими воздействиями (более холодный воздух или более холодная вода) чем те, которые использовались для закаливания, то ответной реакции окажется недостаточно для сохранения нормальной деятельности организма и ребенок может заболеть.
2) Особенность восприятия организмом закаливающих факторов.
Помимо характера внешних воздействий имеет значение и особенность их восприятия. Изменение состояния самого организма сопровождается ослаблением его устойчивости к применяемым воздействиям. Так, например, непродолжительное заболевание или даже переутомление ребенка, вызванное нарушением режима или отсутствием условий для нормального сна, может существенно изменить его реакции. Благоприятный ответ на прежде применяемые раздражители исчезает, ранее используемые средства закаливания начинают восприниматься организмом как сверхсильные, и возникает нарушение нормального течения жизненных процессов, которое может перерасти в заболевание: катар верхних дыхательных путей, ринит (насморк), бронхит и т.д.
Специфичность закаливания проявляется также и в том, что на новые воздействия ребенок реагирует как незакаленный. Так, повышение устойчивости к охлаждению не создает одновременно такой же устойчивости к перегреванию.
Неспецифическая закономерность. Проявляется в том, что любые закаливающие воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но так же и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Закаливание ребенка уже имеющего определенную подготовку, происходит значительно быстрее и легче, чем когда эти мероприятия проводятся впервые.
Помимо возрастных особенностей организма, качественная характеристика процессов закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности.
Физиологи Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский и др. отмечали, что состояние и развитие коры головного мозга определяют характерные черты высшей нервной деятельности и поведения ребенка. Установлено также тесное взаимодействие между корой головного мозга и подкорковыми центрами, регулирующими функцию внутренних органов. Благодаря такому взаимодействию создаются определенные параллели, которые позволяют по преобладающему поведению ребенка судить о характере изменения функции внутренних органов и всего обмена веществ в целом в ответ на действие тех или иных раздражителей. Поэтому и закаливающие воздействия не могут применяться по шаблону, одинаково для всех детей одного возраста.
В организации закаливания, так же как и вообще в воспитании, очень важно правильно понимать индивидуальные особенности ребенка. Установлено, что закаливание детей у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, то наоборот, бодрящие процедуры.
Закаливающие процедуры могут быть местными и общими.
При местных процедурах воздействуют на какую-нибудь ограниченную часть кожной поверхности тела, например, только на руки, ноги, лицо, шею. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. При местных процедурах площадь воздействия ограничена, поэтому допустимо применение гораздо более сильных раздражителей: более холодного воздуха и воды, которые для общих процедур совершенно не приемлемы. Например, если для обливания ног или для умывания температура воды может опускаться до + 16, +14 градусов, то для общего обливания она снижается до +25, +24 гр.
Чем сильнее воздействие, тем короче должна быть процедура: если при общем обливании, продолжающемся не более 20 – 25 секунд, допустимая температура воды + 26, + 25 гр., то для общей ванны длительность которой 5-6 минут, температура воды должна быть не ниже + 36, + 35 гр.
Благотворное сочетание и последовательность закаливающих процедур (воздействий) вызывают положительные сдвиги в организме, неблагоприятное – отрицательные. Поэтому очень важно в начале закаливания правильно составить комплекс закаливающих воздействий.
ринципы закаливания.
1).
Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2).
Постепенность увеличения силы раздражения.
3).
Систематичность и постоянство закаливания.
4).
Учет эмоционального состояния ребенка.
Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
Учитывается: состояние здоровья, физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последующие годы. Конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребенок, имеют не менее важное значение для правильного суждения о возможных его реакциях на закаливание.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Закаливание часто болеющих, ослабленных детей. Подходить осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций, постоянно консультироваться с педиатром, считается, что прекращать закаливающие процедуры нельзя.
Преобладание процесса возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведет к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребенка. Поэтому детям с высоким уровнем подвижности закаливание возбуждающими процедурами (прохладный душ, общее обливание) противопоказаны. Для них полезны успокаивающие процедуры, например, обтирание, теплая ванна перед сном.
Детям с преобладанием процессов торможения полезно использовать бодрящие процедуры, чтобы одновременно с закаливанием усиливались процессы возбуждения: общее обливание или душ после сна, тогда ребенок активнее включается в игру или другое действие, ест с большим аппетитом.
Выбирая закаливающие процедуры необходимо учитывать домашние условия, в которых живет ребенок: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т.д.
Постепенность увеличения силы раздражения.
Любое закаливающее влияние принесет положительный результат, если сила действия применяемого фактора (воды, воздуха, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его реакции на данное раздражение.
В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственными ответными изменениями со стороны сердечно сосудистой и дыхательной систем (увеличиваются частота пульса и глубина дыхания).
По мере повторения одних и тех же воздействий, эта реакция ослабевает и через несколько дней совсем угасает, например, обливание водой одинаковой температуры. При повышении силы раздражителя та же реакция вновь возникает, например, при обливании более холодной водой. Чтобы избежать переохлаждения не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время надо учитывать, что слишком малое ее снижение не дает закаливающего эффекта.
О правильности выбора силы раздражителя судят по ответной реакции органов кровообращения и дыхания – должно быть кратковременное учащение и углубление дыхания, ощутимое учащение пульса следующее сразу за процедурой. Например. Использование более холодной воды, чем в предыдущих процедурах вызывает кратковременное учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Если этого эффекта нет, то значит, температуру снизили не достаточно.
Признаки переохлаждения: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания, + признаки переохлаждения: дрожание,«гусиная кожа», бледность покровов, синюшность губ и ногтевых лож свидетельствуют о том, что температуру воды снизили слишком резко или преждевременно для данного ребенка. Следует принять немедленные меры, предупреждающие последствия переохлаждения (ребенка вытирают полотенцем, с применением массажа до легкого порозовения кожи).
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания ...
... они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, ... К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих ...
Систематичность и постоянство закаливания.
Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторения соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и то же время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Выполнение этих требований необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатывается условный рефлекс на обстановку – только при подготовке к закаливающей процедуре должным образом начинают изменяться физиологические функции. В дальнейшем, если этот условный рефлекс на время и обстановку не подкрепляется процедурой, то он вскоре исчезает. Эффект закаливания снижается.
Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно уменьшает выработанную ранее живость реакций (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций).
Если перерыв увеличивается до двух недель и более, то закаливание надо начинать вновь от исходных температур т.к. образованные прежде условия связи за такой продолжительный перерыв полностью угасли.
Таким образом следует подчеркнуть, что положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур.
Учет эмоционального состояния ребенка.
Во время проведения закаливающих процедур необходимо благоприятное эмоциональное состояние ребенка, потому, что общая настроенность нервной системы, оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействий. при бодром жизнерадостном настроении ребенка регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и общий положительный эффект закаливания достигается быстрее. Если ребенок чем-то расстроен, то перед проведением процедуры его необходимо успокоить либо перенести процедуру на другое время либо совсем отменить ее.
Сложный механизм влияния эмоций на физиологические функции человеческого организма способен изменить уровень обмена веществ, а следовательно, и жизнедеятельность организма.
Отмечено, что бодрое радостное настроение и различные проявления положительных эмоций сопровождаются улучшением взаимосвязи вегетативных функций, благодаря чему сохраняется нормальное состояние. Отрицательные эмоции в виде различных проявлений неудовольствия, протеста, страха, сопровождаются угнетением адаптационных способностей, в результате человек слабее сопротивляется неблагоприятным влияниям, чаще заболевает.
Поэтому важно помнить воспитателям и обратить внимание родителей на роль эмоционального состояния в общем развитии ребенка и его большое значение для правильной организации закаливающих мероприятий и всего режима дня.
Пециальные закаливающие мероприятия, процедуры. Методика проведения.
1).
Использование воздуха в целях закаливания:
-воздушные ванны: общие и местные;
— сон на закрытой веранде зимой, летом на открытой;
Принципы и процедуры закаливания
... воздействие. Играют роль и растворенные в воде минеральные соли, газы и жидкости.Даже простое умывание лица является закаливающей процедурой. Закаливание служит не только профилактическим средством инфекционных ... воздействию внешних факторов. У людей старшего возраста и детей также есть свои особенности. Адекватно. В закаливании придерживаться этого принципа просто необходимо. Даже при прекрасном ...
— хождение босиком;
-прогулки.
Закаливание воздухом как и любым другим средством начинается с использования слабых, мягко действующих процедур. Первые воздушные ванны проводят в хорошо проветренном помещении, и тем самым раздражающее действие воздуха обеспечивается главным образом влиянием
его температуры. Начальная температура воздуха не должна вызывать напряжения механизмов терморегуляции, когда ребенок не ощущает не избыточного тепла не охлаждения (находится в состоянии теплового комфорта).
Для детей грудного возраста такой температурой воздуха в помещении является +20, +22гр (при этом ребенок должен быть соответственно одет).
Как всегда возможны индивидуальные варианты, поэтому нужно следить за самочувствием каждого ребенка.
Признаками избыточного охлаждения у детей является бледность кожи с синюшным оттенком, на ощупь холодные стопы и кисти рук, синюшность губ, ногтевых лож, «мраморный» рисунок кожи на животе, груди, бедрах обусловленный застоем крови в поверхностной сосудистой сети. У дошкольников при охлаждении появляется рефлекс «Гусиной кожи», и дрожание.
Признаками начинающегося перегревания являются: покраснение кожных покров, одышка, появление обильного пота на лице, в складках кожи. Симптомы переохлаждения или перегревания обязывают взрослых немедленно принять меры для их устранения.
Лучшим способом для поддержания теплового комфорта для каждого отдельного ребенка является соответствующее изменение его одежды. Правильный выбор детской одежды имеет большое значение в процессе закаливания. Одежда смягчает метеорологические влияния. В жаркое время года защищает организм от перегревания, зимой – охлаждения. Ценным качеством тканей для детской одежды является их воздухопроницаемость, способность хорошо впитывать и испарять влагу т.к. значение кожного дыхания для общей жизнедеятельности организма ребенка, гораздо больше чем у взрослого.
Закаливание воздухом как и другими природными факторами, может стать действительно систематическим, если органически сольется со всеми режимными моментами жизни детей, организацией их сна и бодрствования.
В дошкольном учреждении при наличии соответствующих условий можно организовать сон на веранде зимой. Ребенок надевает белье для сна (рубашка с длинным рукавом или пижама), носки. Затем взрослый надевает ему капюшон и спальный мешок.
Закаливание воздухом осуществляется также во время прогулки, которая проводится для детей старше 6 месяцев при температуре не ниже -15гр. При безветренной погоде. В теплое время года, когда температура воздуха в тени +22, +25, все бодрствование детей проводится на открытом воздухе. Во время дождя прогулка проводится под навесом на открытой веранде или при отсутствии указанных условий в комнате с открытыми окнами. Детям дают игрушки, заинтересовывают играми, важно, чтобы ребенок не был пассивным. Положительная эмоциональная настроенность, двигательная активность, общение со взрослым и сверстниками – все это повышает общий тонус нервной системы ребенка, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов обмена веществ. В то же время нельзя забывать о чрезмерном, избыточном перевозбуждении ребенка, которое вызывает преждевременное утомление, потерю аппетита, расстройство сна.
Физическое развитие и воспитание ребёнка второго года жизни
... беременная женщина занимается физкультурой, совершает двигательные прогулки, у нее роды протекают легче, ребенок меньше травмируется в родах, рождается ... закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего совершенствуется ходьба. Сохранять вертикальное ... дают вскипеть один раз. Нельзя давать молоко вместо воды, излишнее его количество снижает аппетит. МАСЛО, Следует ...
При организации прогулки важно осуществлять индивидуальный подход, учитывать физиологические возможности и особенности поведения каждого ребенка. На прогулке проводятся подвижные игры, физические упражнения, физкультурные занятия. Решая вопрос об одежде ребенка на прогулке важно помнить: ребенок должен находиться в условиях теплового комфорта.
С целью закаливания во время прогулки в теплое время года систематически 3-4 раза в день проводят местные и общие воздушные ванны. Действие воздуха на кожные покровы регулируется одеждой, поэтому во время одной и той же прогулки она может меняться несколько раз. Продолжительность воздушной ванны вначале 4-5 минут; постепенно ее увеличивают до 8-10 минут. В летнее время дети весь день могут находиться на улице в трусах, без рубашек, но собственно закаливающий фактор, обусловленный сменой контрастных температур окружающего воздуха, в этих условиях отсутствует.
Хорошим средством закаливания в теплое время года является хождение босиком.
На кожу стоп в этом случае оказывает воздействие не только воздух, Нои соприкосновение с полом, землей, травой. Следует принять меры предупреждающие возможность травм.
В холодное время года во время прогулки открытый воздух действует на очень ограниченную поверхность кожных покров — лицо, частично шею и кисти рук, а также слизистые поверхности дыхательных путей. Но, ограниченность площади воздействия воздуха возмещается силой его влияния – она возрастает по мере снижения температуры.
В зимнее время важно, чтобы дети двигались во время прогулки. Активность движений во многом определяется одеждой ребенка. Зимняя одежда должна быть из теплой, мягкой, воздухопроницаемой ткани, покрой одежды свободным, обеспечивающий полный объем движений рук и ног. Вместе с тем одежда детей должна быть элегантной и красивой. В этом случае она будет эстетически воспитывать прививать ребенку навыки опрятности, аккуратности.
Для прогулки зимой 4-5 слойной одежды (включая белье) вполне достаточно, например: нательная рубашка и трусы, колготки, верхняя рубашка и штанишки (платье для девочек), теплая кофточка и комбинезон (или вместо комбинезона рейтузы и пальто).
Одним из показателей теплового комфорта являются теплые и сухие стопы ребенка. При начавшемся переохлаждении они бывают холодными, при перегревании – влажными от пота и горячими. Поэтому обуви придается большое значение.
При проведении прогулки важно менять промокшие рукавички ребенка на сухие. В мокрых варежках кисти рук быстро охлаждаются, и может наступить переохлаждение ребенка.
Для того, чтобы во время прогулки, дети могли активно двигаться, следует соответствующим образом оборудовать участок. Дети вместе со взрослым расчищают и утаптывают дорожки, из снега строят горку, снежные валы, крепости, фигуры снеговиков и т.д. влезают на снежные валы, играют в снежки, катаются с горы на санках. С 4 лет детей начинают обучать ходьбе на лыжах. С 5-6 лет катанию на коньках.
Психолого-педагогические условия коррекции аутичного ребенка
... каковы же возможности психокоррекционной и психотерапевтической работы в повышении уровня социальной адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Цель исследования : - определить возможности ... и психотерапевтической работы в повышении уровня социальной адаптации аутичного ребенка. Объект исследования – развитие ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Предмет исследования – психолого ...
Организация прогулки.
Начало прогулки проходит в спокойных видах деятельности детей: наблюдение за окружающим, спокойные, самостоятельные игры детей. Затем деятельность активизируется: дети выполняют трудовые поручения – расчищают дорожки от снега, строят различные сооружения из снега, лазают по снежным валам, катаются на санках, играют в снежки. Ходьба на лыжах, катание на коньках требуют еще большего физического напряжения, проводятся после спокойных, самостоятельных игр. Чередование подвижных игр со спокойными предупреждает утомление. Заканчивается прогулка спокойной игрой.
Дети дошкольного возраста не умеют оценить свое самочувствие. Поэтому воспитателю нужно наблюдать за состоянием детей, уметь адекватно оценит его и принять меры к исключению отрицательных воздействий.
Признаки утомления мы перечислили выше (Повторите).
Если ребенок неуравновешенный, возбудимый, то при начинающемся возбуждении он кричит, совершает множество нецеленаправленных движений, может проявлять агрессию по отношению к другим детям. Ребенок, которому свойственна слабость протекания нервных процессов, при начинающемся утомлении становится еще более вялым, быстро зябнет, садится на снег, плачет. При проявлении данных признаков утомления важно переключить ребенка на другой, контрастный вид деятельности, что создает условия для активного отдыха. Озябших детей можно на 3-5 минут ввести в помещение, согреть им руки и вновь заинтересовать их игрой на открытом воздухе. Пассивный отдых, полный психический и физический покой во время прогулки не полезны для бодрствования здоровых детей.
Продолжительность спокойных и подвижных игр во время прогулки должна быть примерно равной. Зимняя прогулка продолжительностью 1,5 – 2 часа при средней тренированности детей проводится примерно так: спокойная деятельность – 15-20 минут; подвижные игры и спортивные развлечения – 25-30 минут; спокойная игра 10-15 минут; вновь подвижные игры 25-30 минут или трудовая деятельность, или индивидуальная работа по физическому воспитанию. В конце прогулки спокойные игры 20-25 минут. (1,5 часа деятельность организована воспитателем. Не заорганизовывать! Подходить индивидуально!).
В зависимости от погодных условий, индивидуальных реакций, предшествующей деятельности детей продолжительность разных видов деятельности детей может меняться. Например, если перед прогулкой дети занимались сидя за столом, то подвижные игры полезны в начале прогулки. Если же они вышли на прогулку после физкультурного или музыкального занятия, то прогулка должна начинаться со спокойных видов деятельности. (Можно устать от организованных видов деятельности даже, если они интересны. Важно дать детям реализовать свои потребности с точки зрения психологического здоровья. Вопрос? Когда человек устанет больше, если он перекладывает ее из одной емкости в другую или сортирует по размеру? Почему?).
по Спириной подвижные игры могут дважды или трижды сменяться спокойными играми. Главное не сковывать хорошую инициативу детей. Умеренное утомление тренирует выносливость ребенка, улучшает его физическое и нервнопсихическое развитие. Здесь действует общая биологическая закономерность – энергетические траты организма, связанные с его работой, повышенной деятельностью, во время полноценного отдыха восстанавливаются с превышением, т.е. обмен веществ и общая жизнедеятельность поднимаются на более высокий уровень, что способствует развитию и совершенствованию всех функций, их гармоническому соотношению. При чрезмерном утомлении нарушается необходимая координация функций, отдых не обеспечивает полного восстановления энергетических трат; последующая деятельность ребенка сопровождается уже новым расходом энергии, отдых снова ее не восстанавливает и так постепенно накапливается дефицит энергетических возможностей организма, ведущий к истощению нервной системы, ослаблению ее координирующей и регулирующей роли в общей жизнедеятельности организма. Длительность пребывания детей на свежем воздухе определена программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста и должна составлять не менее 5-6 часов в сутки.
2).
Закаливание водой:
— местное обливание;
— местная ванна;
— общие водные закаливающие процедуры;
— общее обтирание;
— общее обливание;
— общий душ;
— общая ванна;
— купание в открытом водоеме;
— простое полоскание рта.
По сравнению с воздухом вода является более сильным средством закаливания, так, как обладает гораздо большей теплоемкостью. Например, общая воздушная ванна при температуре воздуха + 24, +25гр. Приятна и может быть продолжительной, но вода той же температуры может быть использована только в виде короткой процедуры – обливания, а для более продолжительной ванны неприемлема.
Сущность физиологического действия на организм водных закаливающих процедур и конечный результат их влияния подобен действию воздушных процедур. Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением окончаний чувствительных нервов – рецепторов. Под действием раздражителей в рецепторах возникает возбуждение, которое передается по нервным волокнам в центры спинного и головного мозга, где рождаются импульсы ответных реакций. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.
Различают три последовательные фазы этих изменений:
Первая фаза –следует непосредственно за воздействием фактора: резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной, наступает первый озноб. Явление продолжается несколько секунд.
Вторая фаза- наступает через несколько секунд после первой – происходит расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органовк периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Фаза продолжается несколько минут и при неблагоприятных условиях может перейти в третью фазу.
Третья фаза – паретическое состояние расширенных капилляров кожи(временная потеря способности к сокращению).
В результате происходит застой крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Третья фаза свидетельствует о несостоятельности организма физической терморегуляции. Следует срочно прекратить действие этой фазы: массаж, физические упражнения, тепло, чтобы предотвратить переохлаждение со всеми вытекающими отрицательными последствиями.
Оздоровительное действие водных процедур обусловлено двумя фазами: первой и второй. Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением времени первой фазы, более быстрым ее переходом во вторую фазу, которая медленно угасает и не переходит в третью. Наступление третьей фазы свидетельствует о неправильном проведении закаливания т.е использовании слишком холодной воды.
Закаливающее действие воды определяется не только ее температурой, но и площадью кожных покровов, смачиваемых водой, продолжительностью процедуры исилой давления массы воды. Следуя общим правилам закаливания, раздражающее действие воды увеличивают постепенно. По мере нарастания силы раздражения водные процедуры можно рассматривать в определенной последовательности. Наименьшее раздражающее воздействие оказывают короткие, местные процедуры (смачивается ограниченная поверхность тела): местное обтирание и местное обливание, затем следует местная ванна, при которой вода действует продолжительно.
Более резкое влияние оказывают общие процедуры (вода соприкасается со всей поверхностью тела) как непродолжительного действия (общее обтирание или общее обливание) так и более длительного действия. Наибольшими раздражителями являются душ, купание в бассейне и в открытом водоеме. Кроме температурного фактора на кожу действует еще сила давления множества отдельных струй воды, а во время купания в открытом водоеме – давление и выталкивающая сила массы воды в совокупности со всем комплексом раздражающего влияния воздуха.
Постепенного увеличения влияния воды можно достичь разными способами и их сочетанием: а) заменой слабо действующих процедур сильно действующими, б) заменой местных процедур – общими, в) изменением температуры воды г) изменением продолжительности процедуры. Выбирая различные сочетания, учитывают индивидуальные особенности детей, их состояние перед закаливанием, а так же реакцию на применяемое воздействие. Не принесет должного эффекта закаливание водой, если специальные закаливающие процедуры проводятся холодной водой, а обычное гигиеническое умывание теплой. Поэтому необходимо сочетание гигиенических и закаливающих процедур. К тому же сочетание закаливающих процедур с гигиеническими оказывает положительное психологическое воздействие, воспитывает у детей сознательное отношение к закаливанию как органически необходимому мероприятию в режиме дня. Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий, постепенно переходя к общим. Температуру воды снижают постепенно. Чем короче по времени влияния и ограниченнее по площади воздействия процедура, тем холоднее может быть вода.
Закаливание водой проводится в помещении при обычной комнатной температуре воздуха. Необходимо обеспечить отсутствие сквозняка. Даже короткое воздействие прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В жаркое время года, когда водные закаливающие процедуры проводятся под открытым небом, дети должны быть защищены от ветра.
В качестве местных водных закаливающих процедур используют: умывание после дневного и ночного сна; мытье рук перед едой, после прогулки, пользования туалетом; мытье ног перед сном; обтирание; игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.
Начальная температура воды для местных процедур равна +28гр. Она близка к температуре кожи на лице, стопах, кистях рук. Такой водой умывают детей первых месяцев жизни, больных детей более старшего возраста. С 3-4 месяцев температуру воды начинают постепенно снижать на 1-2 гр. Через каждые 6-5 дней. Снижение температуры продолжается до + 20 градусов. Такой водой умывают детей до 1 года. Для других местных водных процедур проводимых с детьми до года температура изменяется таким же образом.
Дети старше одного года обычно умываются и моют руки холодной водой из-под крана. Только в сильные морозы, когда температура воды может быть12-13 градусов ее надо подогревать до 14-16 гр. Но для всех, впервые начинающих применять водные закаливающие процедуры температура воды должна быть +28гр. Спустя неделю при ежедневном повторении процедур температура воды снижается на 1-2 градуса, через каждые 1-2 дня, а ослабленных детей через 4-5 дней. Конечная температура воды для проведения местных процедур: с детьми первого года равна +22, +20гр.; с детьми от года до трех лет +18, +16гр.; с детьми 4 -7 лет +16, +14гр. Применение более холодной воды для детей дошкольного возраста не рекомендуется.
опросы для самоконтроля.
1. Назовите значение закаливающих мероприятий.
2. В чём состоят физиологические механизмы закаливания?
3. Раскройте основные принципы закаливания.
4. Перечислите специальные закаливающие мероприятия, процедуры.
5. Опишите методику проведения закаливающих процедур.
6. Как осуществлять контроль за температурным режимом и реакцией организма на закаливающую процедуру.
Литература
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка.–М.,1993.
2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть.– М., 1990.
3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.– М., 1990.
4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.– М., 1989.
5. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни.– М., 1970.
6. Кенеман А.В. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.–М., 1985.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. 2001 . С. 280 – 285.
8. Шишкина В.А.,Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику.– М., 1999.
9. Шевригин Б.В. Если малыш часто болеет.– М., 1990.