Изучая психические процессы, индивидуальные психологические особенности личности с целью плодотворного ее формирования, психология применяет определенные методы (способы и приемы) исследования.
Исследовательская методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит описание объекта и процедур исследования, способов фиксации и обработки полученных данных.
Учение о методе составляет особую область знаний – методологию.
Методы психологии конкретизируются в исследовательских методиках.
Рис.4. Методы исследования в психологии
Сложностью психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существуют различные психологические направления, имеющие свою методологию, свои принципы, поэтому и методы исследования в различных психологических школах также будут существенно отличаться.
В отечественной психологии принята классификация исследовательских методов, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он выделил 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные (рис.4).
1. Организационные методы.
К ним относятся методы лонгитюдный, сравнительный и комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования. Данная группа методов применяется с целью организации исследования.
Лонгитюдный метод предполагает длительное исследование, непрерывное прослеживание хода психологического развития, заранее определенного программой, рассчитанной на много лет. Основным недостатком лонгитюдных методов является значительная затрата времени, требуемая на их организацию и проведение.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Особенно важное место сравнительный метод занял в психологическом учении Л. С. Выготского о высших психических функциях, особенно при изучении языка и мышления.
Существуют также комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, в основном, для решения крупных практических задач и характеризуются общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами.
2. Эмпирические методы.
К этой группе методов относятся:
История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной ...
... · В 1910-20-х годах XX века все немногочисленные исследования психологических особенностей М/Ж подводились под психологию пола, причем пол зачастую отождествлялся с сексуальностью. · В 1930 ... История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов: 1) Разработка ...
наблюдение и самонаблюдение;
экспериментальные методы;
психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседы);
анализ продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка работ, изделий и т.д.);
моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.); биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизни человека, документации).
Применение методов зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа и объяснения.
Наблюдение — самый распространенный метод из всех методов психологии. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако наблюдение по большей части должно дополняться другими методами исследования.
Наблюдение может быть: сплошным или выборочным,долговременным или кратковременным, внешним или внутренним, непосредственным или опосредованным, включенным или невключенным, открытым или скрытым.
Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Различают следующие виды психологического эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях (часто с помощью специальной аппаратуры), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют. С помощью лабораторного эксперимента исследуют особенности психических процессов, психологические особенности групповой деятельности.
Естественный эксперимент (был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия, в которые незаметно для испытуемого вносятся определенные изменения.
Констатирующий эксперимент — изучение психических состояний, свойств, явлений, образований без оказания влияния на изменение исследуемых параметров.
Формирующий эксперимент — метод психического развития личности в условиях педагогического процесса. Цель формирующего эксперимента объясняется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, активного формирования психики.
Эти виды эксперимента были весьма основательно разработаны в психологии и описаны в исследованиях Н.А. Менчинской, Г.С. Костюка, А.А. Люблинского, А.Ф. Лурия и др.
Одним из основоположников экспериментальной психологии в России является Н.Н. Ланге (1858-1921).
10 Метод тестов в психологии
... нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента, и в этом смысле ... предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на ...
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления. Беседа является вспомогательным средством для дополнительного исследования изучаемой проблемы.
Виды бесед: сбор анамнеза, интервью.
Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, Получаемые от него самого или, при объективном анамнезе, от хорошо знающих его лиц.
Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (заранее подготовленные) вопросы.
Анкетирование — метод сбора данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. Анкета — вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются исследователем в зависимости от поставленных им целей. Вопросы анкеты могут быть открытыми, когда ответ дается в свободной форме и закрытыми, когда дается полный набор вариантов анкеты. К анкетированию целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к каким-либо вопросам, либо опросить большое количество людей в короткий срок. Основное преимущество анкетирования состоит в большом охвате людей, гарантии анонимности.
Тестирование — один из методов психологического исследования, основанный на систематическом применении тестов для количественного измерения показателей способностей, а также для прогноза поведения.
Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику в конце XIX века американским психологом Дж. Кеттелом. Широкое распространение тесты получили с тех пор, как, А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. В настоящее время метод используют наряду с другими методами для выявления способностей, навыков, умений, для более точной характеристики некоторых качеств личности, для выявления годности для работы в той или иной области. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Различают несколько видов тестов:
— тесты интеллекта направлены на выявления уровня умственного потенциала человека (тест Векслера, тест Бине — Симона и т.д.),
— креативные тесты направлены на оценку уровня творческого потенциала человека (методика Торренса и др.),
— проективные тесты предполагают изучение целостного изучения личности испытуемого (тест «Рисунок человека», методика Роршаха, методика Люшера и т.д.);
— личностные тесты направлены на изучение личностных характеристик человека (тесты Кеттела, Личко, опросник Айзенка);
— тесты специальных способностей (художественных, технических, музыкальных и т.д.) применяются для оценки обучаемости человека в овладении знаниями, умениями и навыками.
Изучение продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений и т.д.) — метод, позволяющий изучить объективные продукты деятельности и сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Специфическими формами метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.
Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...
... Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в различных формах культурно-досуговой деятельности и направленных на ... и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении ...
Контент-анализ — метод, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики автора.
Графология — метод,позволяющий определять психические свойства автора по характеристикам почерка.
Моделирование — это сравнительно новый метод теоретического исследования, необходимый как для познания психических явлений, воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.
Биографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников и т.д.) Зная основные этапы жизни индивида можно понять, в результате каких обстоятельств формировались те или иные черты личности.
3. Обработка данных.
Специальную группу обрабатывающих методов исследования составляют количественные (статические) методы, применяемые в целях психологического измерения и качественного анализа результатов.
Количественные методы (регистрация, ранжирование и др.) в психологии используют как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.
Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество выполненных заданий).
Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка участников эксперимента в зависимости от результата выполненных заданий).
3. Интерпретационные методы.
Эту группу составляют различные варианты генетического и структурного методов.
Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований и свойств личности.
Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними (психография, типологическая классификация, психологический профиль).
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:
I этап — подготовительный. Собираются сведения, выдвигается предположение (гипотеза).
II этап — собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи.
III этап — обработка данных. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существенные связи и закономерности.
VIII. Данные лабораторных исследований
... гепатоз печени, ожирение IV степени. VIII. Данные лабораторных исследований 1) Общий анализ крови от 21.09.2016: Эритроциты 4.40 *1012 /л ... Химические свойства: Белок – нет Глюкоза – отр. 3. Микроскопическое исследования: Эпителий плоский 0-1 в п/зр Лейкоциты 1-3 в ... Моноциты 6% СОЭ 3мм/ч Заключение: нормоцитоз 2) Общий анализ мочи от 21.09.2016: 1. Физические свойства: Цвет – светло-ж ...
IV этап — интерпретация полученных данных, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что изучает психология?
2. Каковы объект и предмет психологии?
3. Какие задачи ставит перед собой психологическая наука?
4. Что представляет собой система психологических наук?
5. С какими науками связана психология?
6. Дайте характеристику основных методов психологии.
7. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного специалиста.