Одна из первых в эмпирическом смысле отраслей психологии. Люди давно понимали что индивидуальные различия существуют на основании обстоятельств:
типология по знакам зодиака, то есть люди понимали что они отличаются друг от друга и пытались разделить людей по группам,
типология темперамента гиппократа на основании 4 типов жидкости в организме, интересовались вопросом о природе индивидуальных различий,
Аристотель искал особенности людей в крови.
Попытка создания методов выявления индивидуальных различий. В 3 тысячелетии до н.э. существовали жестокие испытания для людей, претендовавших на высокие должности, это и был метод проф отбора.
Диф псих как самостоятельная научная дисциплина возникает в начале 20 века. Логика развития любой науки, что она идет от общего к частному. Сначала психологию интересовали общие закономерности.
В истории дифференциальной психологии можно выделить 3 основных этапа:
1. этап донаучного знания. Характеризуется преобладанием наблюдения, накоплением житейских знаний, невысокий уровень обобщения,
2. этап естественно научной парадигмы. Характеризуется стремлением к выявлению общих закономерностей психического на основе обобщения множества частных случаев. Преобладает метод эксперимента, накопление научных знаний, высокий уровень обобщения,
3. этап гуманитарной парадигмы. Характеризуется вниманием к уникальности, неповторимости каждого случая. В центре внимания человеческая уникальность.
Могла сложиться только когда появились отчетливые представление об индивид особенностях, появились методы, вопрос о природе различий и появились методы количесвтенных оценок данных.
Предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную научную дисциплину:
1. введение в психологию экспериментально метода, развитие психодиагностики,
Введение экспериментального метода было связано с именем Вундта. Развитие психодиагностики. Ключевая фигура — Френсис Гальтон. Он интегрировал в себе все предпосылки становления диф псих. Он одним из первых продемонстрировал факторы индивидуальных различий (интеллект).
Он придумал первые тесты на интеллект. Он собрал богатый материал по тестам на интеллект и он производил обработку этого материала. Он использовал генеологический метод, метод близнецов и метод приемных детей.
Гальтон сначала интересовался семьями великих людей. Сначала он говорит, что интеллектуальные способности обуславливаются генетическим фактором. Далее он решил придумать методы для оценки интеллектуальных особенностей обычных людей. Тесты были на восприятие цвета, оценка веса предмета.
Проблема человек-техника на современном этапе
... жизни. Так рационализация промышленности пораждает безработицу, величайшее бедствие нашего времени. Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание, которое должно было бы ... массовое и анонимное. Техника наносит удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина о природе своей антигуманистична. «Техническое понимание науки ...
Скорость восприятия предмета коррелирует с IQ, но корреляция не высокая, но значимая. Чем быстрее скорость переработки информации в НС, тем выше интеллект человека.
Гальтон провел свои тесты на огромном количестве людей. В 1894 году Гальтон обследовал на выставке более 9 000 испытуемых.
В начале 20 века тесты на интеллект были предложены Симоном Бене и Анри. Бене получил заказ от правительства. В школу пошли все дети, но ряд детей не могли освоит стандарт обучения. Должны были быть разработаны тесты, которые выявляют детей, которые не могут обучаться. В 1911 году появилась третья версия теста Стендфора-Бене.
Бене предложил понятие умственный возраст. Первым предложил тест на интеллект Штерн.
2. использование метода статистического анализа,
Кетле одним из первых продемонстрировал применение статистических методов к социально-психологическим явлениям. Статистика выявляет уровень дохода тогда. Физическое развитие рекрутов тоже изучалась частота встречаемости показателя тем выше, чем ближе он к среднему значению. Люди со средним ростом преобладают. Далее Кетле показал что многие характеристики подчиняются такому распределению, показал нормальное распределение. Распределение многих характеристик, присущих человеку, подчиняются нормальному распределению.
Кетле говорил, что природа в сознании человека стремится к средним величинам, но иногда она промахивается. Мелкие ошибки бывают часто, а большие ошибки встречаются редко.
Распределение интеллектуальных способностей в популяции большинство, а глупые и гениальные встречаются редко, к этому пришел Гальтон.
Гальтон был кузеном Дарвина. Такое распределение интеллектуальных способностей это следствие естественного отбора. Гальтон родоначальник евгеники.
Один из основных показателей нормального распределения это среднее значение. Дисперсия, или широта разброса. Среднее квадратическое отклонение. 68,26% испытуемых при нормальном распределении находятся в зоне нормы. В диапазоне =- 2 СТАНДАРТНЫХ ОТКЛОНЕНИЯ НАХОДЯТСЯ 95, 44% испытуемых.
Стандартное отклонение — квадратный корень из дисперсии. Дисперсия = сумма отклонения от среднего в квадрате, в знаменателе количество испытуемых -1.
Писрон, создатель корреляционного анализа — ученик Гальтона.
3. Развитие психогенетики, использование ее данных.
В начале 20 века Штерн вводит понятие диф псих. Далее многие зарубежные ученые Азанг, Анастази, Бене, Купер внесли свой вклад в диф псих. В нашей стране родоначальник диф псих Лазурский. Он называл диф псих индивидуальной психологии. Далее Павлов внес свой вклад, а затем Теплов-Небылицин.
Методы получения и статистической обработка данных в дифференциальной психологии.
Методы получения данных. Используются те же методы, что и в других отраслях психологии.
Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент.
Социально-психологические методы: опрос, анкетирование, биографический метод, беседа, интервью.
Возрастно-психологические методы: анализ процессов и продуктов деятельности (анализ рисунков, поделок).
Сравнительно-возрастной метод или метод срезов, лонгитюдный метод.
Возникновение и развитие метода тестирования
... медицинской, судебной и т.п. Возникновение и развитие метода тестирования Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в ... интерпретации с учетом многих привходящих факторов (психического состояния тестируемого, его готовности к восприятию ... работу Ф. Гальтона над методикой свободных ассоциаций. Впоследствии ассоциативный эксперимент преобразовался в «метод незаконченных ...
Психогенетические методы.
Тестирование.
Метод моделирования.
Еще один подход к классификации методов получения данных основан на 3 каналах получения информации об индивидуальности:
1. L — данные. Данные, которые получен на основании регистрации поведения человека в повседневной жизни. Этот канал информации не совершенен. Возможны искажения, связанные с личностью наблюдателя, большие временные затраты.
2. Т данные. Объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией.
3. Q данные. Полученные с помощью опросников.
Риф, благополучие в браке. Корреляционный анализ не показывает, что на что конкретно влияет.
Лекция 05.11.2014
Конституциональные теории темперамента. Наибольшая известность: теория Шелдона, и еще 2 кого-то.
Достоинства теории Шелдона: параметры оценки телосложения. Недостатки теории Шелдона: грубо упростил развитие зародышевых листков. Те координаты телосложения не являются независимыми, есть значимые корреляции между эндоморфией и экзоморфией.
Генетическая теория, или теория темперамента Конрода.
Есть 2 основания для считать эту теорию генетической:
· он объяснял различия строения тела и связь телосложения с темпераментом наличием генов. Он полагал что есть 2 цепи генов, одна отвечает за телосложение, другая за темперамент. Вычленяются цепи генов параллельно. Каждому псих явлению соотв физ явление,
· генезис, идея развития в конституциональные теории темперамента. Сопоставляет различные варианты телосложения и темперамент как соответствующие разным стадиям развития. Представление о 2 типах развития: консервативное (характерно для ребенка дошкольного возраста), и пропульсивное развитие (в онтогенезе характерно для взрослого или подростка).
Он критикует Кретчнера за выделения 3 качественно отличных типов и темпераментов. На его взгляд есть биполярное деление. Он описывает строение тела, пользуясь 2 биполярными характеристиками, по которым происходит изменение телосложения в онтогенезе:
· изменение пропорций тела (первичные), рассматривает их как биполярную шкалу, на одном полисе лептоморфия (маленькая голова по отношению к размерам тела), а на другом полисе пикноморфия (большая голова по отношению ко всему телу).
Пикноморфик — консерватинвый тип развития.
Биполярные изменения темперамента:
циклотимия (доброжелательны, открыты, дружелюбны) шизотимия (интеллектуальный, сдержанный).
Пикнаморфия — консервативный тип развития — циклотимия.
· Именение роста и полноты (вторичные)
Гипоплазия — на одном полюсе, гиперплазия — на другом полюсе. Гипоплазия — уменьшенные размеры всего тела. Гиперплазия — пропульсивный тип развития, гипоплазия — консервативный тип развития.
Вторичные переменные в темпераменте.
Вискозная структура — на одном полюсе. Спиритистическая структура — на другом полюсе. Спиритистическая — легкость, подвижность. Вискозная структура — слабая переключаемость, сложность в дифференцировании.
Гиперплазия — вискозная структура — пропульсивный тип развития.
Для измерения первичных телесных переменных — метрический индекс, (измерение роста и объема грудной клетки) измерение вторичных — пластический индекс (вычисление окружности плеча и предплечья).
Изучение интеллектуального развития и адаптации человека
... тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью. Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом ... профессионального кризиса молодости: 1. Прекращение профессионального роста - стабилизация на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни. ...
Достоинство теории — идея развития в конституциональной теории.
Недостатки: попытка распространить темпераментальные особенности на способ мышления, особенности человека.
Биохимический факторы, оказывающие влияние на формирование индивидуальных особенностей.
Концепция Закермана. Концепция появилась в 60 годы 20 века. Он предположил, что существует устойчивая личностная особенность человека, которую он назвал потребность в поиске ощущений. Идея о том, что у ряда людей есть повышенная потребность в дополнительной стимуляции. Он понимал стремление человека к новым впечатлениям, к физическому и социальному риску. Есть люди, которые все время стремятся к риску и возбуждающему нестандартному поведению. Есть люди у которых уровень этой потребности относительно низок. Это устойчивая личностная характеристика. Она коррелирует с повышенной активности, стремление лидировать в межличностных отношениях. Отрицательно коррелирует с ригидностью, такие люди хуже учатся, строго приспособиться к дисциплине.
Эту особенность следует учитывать при профотборе. Они разработали 5ти факторную личностную модель, альтернативная 5ка. Агрессивность, активность, нейротизм, социабельность, потребность в поиске ощущений. Всю личность человека можно свести к этим 5 характеристикам.
Поиск ощущений. Закерман в 71 году предложил методику для измерения потребности в поиске ощущений. Шкала поиска ощущений. SSS. Шкала включала в себя 72 вопроса. В дальнейшем шкала была несколько раз переработана. Эта шкала включает в себя 5 шкал, 4-субшкал, пятая — шкала поиска ощущений.
1 — шкала стремления к новым впечатлениям. Состоит из вопросов, имеющих отношение к поиску новых ощущений через искусство, путешествия, общение с друзьями, с использованием не общепринятых способов поведения.
2 — шкала стремления к риску и авантюрным приключениям. Шкала состоит из вопросов, поиск новых ощущений через занятия такими видами активности, которые связаны с острыми ощущениями, часто с риском для жизни. Например человек занимается экстремальными видами спорта.
3 — шкала стремления к удовольствиям. Шкала включает в себя вопросы, имеющие отношение к поискам новых ощущений через употребление алкоголя, наркотиков, азартные игры, сексуальное разнообразие, другие соц нежелательные виды активности. Цель — достижение состояния, когда море по колено.
4 — шкала устойчивости к монотомии, или чувствительности к скуке. Вопросы, имеющие отношение к непереносимости человеком шаблонных ситуаций, рутины, повторяющегося опыта, скучных людей. Отражает стремление человека к разнообразию и избеганию шаблонных ситуаций, отсутствие терпения, когда таких ситуаций нельзя избежать.
Потребность в поиске ощущений снижается с возрастом. Потребность является более высокой у мужчин по сравнению с женщинами.
Поиск ощущений имеет устойчивые биохимические корреляторы. Эта потребность коррелирует обратно с такими биохим факторами: монамиооксидаза (контролирует уровень норадреналина, серотонина, дофамина), эндорфины (успокаивающе действуют на психику человека, снижают тревожность, с ними связывают второе дыхание во время бега), половые гормоны (прежде всего тестостерон).
Люди с высоким уровнем потребности имеют низкий уровень данных показателей. Проблема в том, что использовались исключительно корреляционные исследования. Но данный анализ не дает основания говорить о причинно-следственной зависимости. То есть сейчас мы можем говорить о биохимических коррелятах.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... энергия, каждое проявление заключает в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных ... физическим телом, но не до конца... Это состояние было очень знакомо, по ощущению парализованности… …Впоследствии я начал обращать особое внимание на процесс возвращения в тело ...
Коэффициент наследуемости в поиске ощущения 0,84 (при 1 возможном).
Сила и динамичность НС связаны с поиском ощущений.
Роли половых гормонов в формировании психики и поведении человека.
Гормоны модифицируют структуры созревающего организма, в том числе и мозга. Мужские гормоны оказывают мускулизирующее влияние на организм. Половые гормоны производятся определенными железами. Но ряд других желез вырабатывает небольшое количество гормонов противоположного пола (надпочечники).
Гормоны модифицируют структуру созревающего организма, в том числе и мозга. Мозг зародыша как бы купается в гормонах, и при этом формируется специфическая для каждого пола система нейроэндокринной регуляции. На ранних этапах половые гормоны оказывают влияние на формирование ряда мозговых центров (гипоталамус, гипофиз, гиппокам, миндалевидное тело и ряд других отделов лимбической системы).
2 стадии, в которые половые гормоны оказывают особое влияние:
организационная стадия на 3 месяце жизни эмбриона,
активационная, в период полового созревания.
Концепция Гешвенда. Объясняет существование половых различий функциональной асимметрии мозга. Эмбриональный тестостерон влияет на темпы роста полушарий и ответственен за возможные различия мужского и женского мозга. Концепция эмбрионального тестостерона.
Высокий уровень тестостерона замедляет темп развития левого полушария, и тормозит установление нервных связей, в частности установление господства-подчинения между полушариями.
У мальчиков тормозится развитие левого полушария и есть более благоприятные возможности для развития левого, развитие пространственных способностей у мужчин по сравнению с женщинами.
Если уровень эмбрион тестостерона, то центр ведущей руки, а иногда и речи, переносится из левого полушария в правое, мальчик левша с центром речи в правом полушарии. Леворукость чаще встречается у мужчин.
Личностная и когнитивная особенности человека. Тестостерон положительно связан с агрессивностью поведения животного или человека. Животные с высоким уровнем андрогена вели себя агрессивно по сравнению с нормально развивающимися животными.
Бэрон и Ричардсон в тюрьме разделили преступников на 2 группы, одни мошенники, другие насильники. Уровень тестостерона у мошенников ниже, чем у преступников.
Агрессивность положительно коррелирует с уровнем тестостерона.
Когнитивный аспект, пространственные способности. Связь такая, что у представительниц женского пола уровень тестостерона положительно связан с пространственными способностями, в частности с успешностью на выполнение задач на пространственное мышление. Так же на тесты с вращением предметов.
У представителей мужского пола связь между тестостероном и пространственными способностями обратная. Чем ниже уровень тестостерона, тем выше уровень его пространственных способностей.
У мужчин обнаружена отрицательная связь между уровнем тестостерона и математических способностей. Мужчины с высоким уровнем тестостерона имеют низкий уровень математических способностей.
Для объяснения этой связи выдвигается концепция оптимума гормонального фона.
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
... неудач; выявить взаимосвязь между уровнем притязаний и мотивацией деятельности; дать рекомендации по коррекции уровня притязаний и мотивации деятельности для повышения ее успешности. Методы ... человек оценивает собственную эффективность, определяет его дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности ...
Особенности функционирования вегетативной НС как основа поведенческих различий.
Впервые идея использовать эти особенности как основу систематизации индивидуальных различий появилась в начале 20 века, а именно в 1910 году благодаря Эппингеру и Хессу.
Они считали, что преобладание активности симпатического и парасимпатического отдела НС являются неизменными в течение всей жизни. Были выделены 2 типа людей:
· симпатикотоники, активность симпатического отдела НС,
· вагатоники, парасимпатический отдел.
Появилась идея о автономном дисбалансе. 4 типа людей по особенностям функционир:
· симпатикотоники,
· парасимпатикотоники,
· эйтоники, люди, у которых сбалансирована активность симпатической и парасимпатической,
· дистоники, отделы сбалансированы на максимально высоком уровне,
· тип с неустойчивым доминированием, но его существование подвергается сомнению.
Сначала этой проблематикой занимались только врачи. Были разработаны методы работы вегетативной НС, но коренное изменение в этих идеях в 70 годах 20 века. Связали с особенностями поведения и личности.
Открытие сделали Фридман, Роземан. В 1974 голу вышла работа: поведение типа А и ваше сердце. Это первое наиболее фундаментально исследование стресса и серд сос системы. Было введено представление о поведении типа А — фактор развития ССЗ.
Поведение типа А. Люди, страдающие сердечно сосудистыми заболеваниями все время крутятся и двигаются. Жертвы сердечных приступов — нетерпеливые и агрессивные люди, которые с головой ушли в работу.
Список видов поведения, образующие патерн А, которое характерно для людей с ишемической болезнью сердца и ряда других заболеваний:
поведение ориентировано на конкуренцию, успех и жизненный достижения,
люди имеют серьезные проблемы со временем, ощущают постоянную нехватку времени, им трудно расслабиться, они нетерпеливые, злятся, встречаясь с задержками времени,
эти люди все всегда успевают вовремя, им трудно сидеть и ничего не делать, они делают или обдумывают 2 дела сразу,
заставляют себя елать все большее за меньшее время,
торопят других когда те говорят,
как правило не замечают окружающего и не интересуются им или чем-то красивым,
они уверены, что если нужно сделать что-то хорошо, лучше это сделать хорошо,
на вид кажутся самоуверенными, но их терзает чувство неуверенности в себе,
всегда играют ради выигрыша, даже когда играют с детьми,
измеряют свой и чужой успех количественно или численно,
есть ряд поведенческих особенностей: часто моргают или непроизвольно подергивают бровями, активно жестикулируют при разговоре, прищелкивают языком, кивают головой, стучат по столу, трясу коленом или громко втягивают воздух. Речь стоят запальчиво и непристойно выражаются.
Как противовес они описали поведение типа В. Они могут расслабляться без чувства вины, работать без ажиотажа, нет чувства нехватки времени и нетерпения, они не злятся по пустякам.
Сначала они пользовались интервью, которое было составлено так, чтобы вызвать раздражение. Тип поведения выявлялся с помощью интервью. Была важна реакция мужчин.
ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства
... многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик ... лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека. На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та ...
Дальше за мужчинами наблюдали 8,5 лет мужчины с типом а в 2,5 раза чаще страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями и умирали.
Сейчас например опросник Вассермана-….
Поведение типа А в 1981 году признано фактором риска ишемической болезни сердца. Изучалось поведение каждого типа на информационную нагрузку. Тип а реагирует по симпатическому варианту, рост артериального давления, учащение дыхания, высокая двигательная активность.
Ваготоники — поведение типа В.
Один из путей профилактики ССЗ — уменьшение в поведении человека типа А. Но сделать это непросто, потому что люди типа А плохо обучаются произвольной регуляции своих состояний.
Новые исследования показали, что связь поведения типа А с ССЗ, если сочетается с повышенной тревожностью. В ряде исследования поведение типа А связаны с ССЗ при враждебности.
В более поздних собеседованиях вегетативный баланс — устойчивая личностная характеристика, которая во многом определяет особенности адаптации, саморегуляции, некоторые личностные особенности человека.
Проблематика первоначально изучалась физиологами. Большой вклад внесли сотрудники РГГУ (Усенко А.Б.).
Журнал психологические исследования.
Детские исследования. Большое внимание уделяется исследователь Порджес. Он показал, что дети вагатоники менее агрессивны, лучше контролируют свои эмоции и имеют меньше проблем и конфликтов во взаимоотношениях с окружающими. Положит эмоц фон, базисное доверие к миру, лучше контролируют свое поведение. Усложнение вегетативной НС обеспечивают адаптивные механизмы, которые лежат в основе адаптивного поведения.
У нас исследовали в основном подростков. Тарасова. Подростки в период адаптации к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Подростки вагатоники отличаются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, снижением умственной работоспособности и эффективности учебной деятельности. Симпатикотоники отличаются возбудимостью, высокой активностью, независимостью. Роста уровня тревожности и развития утомления у них не происходит, при этом ценой адаптации становится резкое снижение функциональных резервов, что может привести к истощению адаптационных механизмов.
Такие разные особенности адаптации объясняются тем, что у вагатоников есть высокий уровень резервов, и низкий уровень напряжения регуляторных механизмов. Для них цена адаптации — рост эмоц напряжения и снижение работоспособности. Но у симпатотоников происходит истощение всех ресурсов, они отдают все свои ресурсы.
Вагатоники. Низкий уровень напряженности вплоть до апатии, слабо выраженные отрицательные эмоции в стрессовой ситуации, чувство защищенности. Обучаются приемам произвольной регуляции в состоянии своего психоэмоционального напряжения. Для симпатотоников характерен высокий уровень интернальности, поведение типа А, повышенная социальная тревожность, высокое психоэмоциональное напряжение. Характерная для них особенность — постоянное наличие внутреннего конфликта, который обусловлен сосуществованием разнонаправленных тенденций. С одной стороны это перфекционизм, с другой — несоответствие своим собственным высоким стандартам с одной стороны стремление к лидерству, с другой стремление быть понятым и любимым. Было показано, что симпатотоники испытывают серьезные трудности при обучении приемам произвольной коррекции своего психоэмоционального напряжения.
Билет 2.1. Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект
... деятельности устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков: Личность! Таинственный избыток индивидуальности! Википедия: Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, ... оболочки, но при этом обладающих вполне определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. ...
Сиспатотоники и эйтоники преобладают (по 40%), а вагатоники и дистоники встречаются редко (по 10%).
Свойства НС и тип ВНД как детерминанты индивидуальных особенностей поведения человека.
Свойства НС по Павлову врожденные особенности НС, регулирующие основные процессы (возбуждение и торможение), которые вовлечены в условно рефлекторную деятельность. На собаках было выявлено 3 свойства НС: сила НС (работоспособность и выносливость), подвижность (быстрота движения, скорость смены возбуждения и торможения), уравновешенность НС (соотношение процессов возбуждения и торможения).
На основе 3 свойств НС, Павлов выделял 4 типа нервной деятельности, которые соотносятся с 1 из типов темперамента.
Лекция 12.11.2014
Триада, которая характерна для всей диф психологии российской: типы нервной деятельности, темперамент и….
Павлов ввел представления о специфически-человеческих типах нервной деятельности, а именно типология введена Павловым на основе 1 и 2 сигнальной системы. 1 сигнальная система связана с сенсорными сигналами, а 2-я с речью. 3 типа ВНД:
· мыслительный тип. Для таких людей характерно 2 система,
· художники. Преобладание 1 сигнальной системы над 2ой,
· смешанный тип, активность обеих систем выражена в примерно одинаковой степени.
Павлов предложил псих характеристику типов.
Для мыслительного типа, склонность к абстрактному мышлению, хорошо развита способность к анализу и систематизации, способность к отвлеченным размышлениям.
Художественный тип. Склонность к образно-эмоциональному мышлению, выраженная способность воспроизведения действительность в худ образах, сильно развитое воображение, картинность речи. Этот тип не уступает в развитии мыслительный тип, и не превосходит худ тип в творчестве.
Мыслительный тип скорее аналитическая стратегия освоения действительности. Художественный тип — синтетическая стратегия освоения действительности.
Эта идея Павлова получила в науке гораздо меньшее развитие. На основе методики для диагностики типов.
Художественный тип, лабильность, сила НС.
Сам Павлов обсуждал вопрос предрасположенности типов к неврозам. В принципе оба типа склонны к неврозам.
Идея Павлова о свойствах НС общих для человека и животных, получили свое развитие прежде всего в работах школы Теплова-Небылицина. Теплов, вслед за Павловым, понимал под свойствами НС врожденные особенности нервного субстрата (НС), влияющие на формирование индивидуальных форм поведения, и некоторых индивидуальных различий способностей и характера.
Исследования Теплова отличались от Павловских. Он формулирует ряд принципов изучения психофизиологических основ индивидуальности, или методологических принципов изучения НС, которые во многом отличаются от того, что делал Павлов.
Всего 5 принципов:
1. состоит в изучении свойств, а не в описании типов. Отказ от изучения типов ВНД, переход к изучению свойств НС. Отказ от типологического подхода и переход к измерительному.
Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...
... деятельности; сравнение; обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования проблемы. Понятие личности в психологии Личность в педагогике это человек как субъект отношений и сознательной деятельности.Устойчивая система социально значимых черт, ... преимущественно индивидуально, однако творческий характер, усваиваемой учащимся деятельности, осложняет нахождение собственного почерка ...
2. Количественный анализ данных, а не описание отдельных возможных случаев. Изучение свойств НС с привлечением статистического аппарата. Отказ от идеографического подхода и переход к монотетическому.
3. Использование лабораторных методов изучения свойств НС, а не описание различных жизненных проявлений этих свойств. В исследовании свойств НС должны приниматься во внимание объективные показатели деятельности.
4. Каждое свойство НС должно диагностироваться с помощью комплекса методик, для того, чтобы выстраивался синдром коррелирующих проявлений того или иного свойства НС.
5. Отказ от оценочного подхода к индивидуальным различиям в психо- характеристиках и утверждение одинаковой биологической ценности полярных полюсов НС.
Выделено 4 основных свойства НС:
Сила НС, динамичность НС, подвижность НС, лабильность НС. Была попытка выделить свойство концентрированности, но генетически объяснить не смогли
В соответствием с принципом 3-х членности строения и свойств НС, каждое из упомянутых свойств рассматривалось к 3 аспектам:
по возбуждению,
по торможению,
баланс по возбуждению и торможению.
Свойство силы рассматривалось как энергетическое свойство, а остальные 3 как временное свойство.
Способы диагностики и поведенческие проявления 4 свойств НС.
Сила НС как энергетического свойство, в основном по возбуждению.
Это способность НС, нервных клеток выдерживать длительное, концентрированное, часто повторяющееся возбуждение или торможение, не переходя в противоположное состояние. Показатель работоспособности, то есть способность выдерживать концентрированные часто повторяющиеся возбуждения. Выносливости, способность выдерживать действие сверхсильных раздражений. Помехоустойчивость — способность человека противостоять противоположным раздражителям.
Сила НС отрицательно связана с чувствительностью. Ресурс людей со слабой НС — их высокая чувствительность. Эксперименты основаны на соблюдении закона силы, сформулированный Павловым. Чем выше интенсивность раздражителя, тем выше интенсивность ответной реакции до определенного предела.
R/r = const. R предел работоспособности нервных клеток, r — абсолютная чувствительность. Чем сильнее НС, тем человек менее чувствителен.
На основе соблюдения закона, двигательная методика Небылицина. Суть в измерении скорости реакции на раздражители различной громкости. Раздражители 40, 60, 80, 100 децибел. Каждый раздражитель подавался 25 раз в произвольном порядке. Перед раздражителем была вспышка лампочки. Измерялась скорость реакции нажатием кнопки. Оказалось, что для испытуемых с сильной НС соблюдался закон силы.
Для испытуемых со слабой НС реагируют не так, кривая для них более полога. В диапазоне раздражителей слабой интенсивности реагируют более быстро, чем реагируют на тот же раздражитель испытуемых с сильной НС.
Динамичность НС. Скорость образования условных реакций. Это могла быть выработка условных реакций на положительные раздражители, и тогда речь идет о динамичности по возбуждению), тормозные реакции. Поведенческие проявления динамичности — обучаемость.
Способы диагностики динамичности — условно-рефлекторное изменение показателей электроэнцефалограммы. Испытуемому в качестве усл сигнала — звуковой раздражитель, а потом зрительный раздражитель. На энцефалограмме при появлении звукового сигнала, показатели как при сигнале с картинкой. Чем быстрее изменения в показателях, тем слабее НС.
Подвижность НС.
Скорость смены основных нервных процессов. Лабильность — скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Подвижность. Наиболее распространенный метод исследования — переделка раздражителей.
Цифровые ассоциации фон и переделка. Человеку предъявляются 60 цифр за 70 секунд. Как только он услышит не четную цифру и говорят нет, четная цифра умножается на 2 и говорится результат. А сразу после этого прослушиваются те же цифры и все делается наоборот, при четной цифре говорится нет.
Лабильность. Она из распространенных методик — критическая частота мельканий, или щелчков. Предъявляются вспышки лампочки. Потом постепенно интервал времени между вспышками сокращается, пока вспышки не превращаются в единый поток света. Люди с лабильной системой могут долго видеть разрывы.
Блокада альфа-ритма, возникает при предъявлении любого резкого раздражителя.
Подвижность в поведении (широком смысле слова) и псих характеристик проявляются одинаково. Темп деятельности, скорость включения в работу, скорость переключения на новый вид деятельности. Испытуемые с лабильной НС быстро включаются в новую деятельность и быстро ее выполняют. Малолабильные испытуемые имеют малый темп деятельности, снижение эффективности деятельности при увеличении темпа, трудно переключаться на новый вид деятельности.
Чем старше человек, тем больше он вырабатывает компенсаторных приемов, его природные особенности маскируются.
Проблема порциальности проявления свойств НС.
Возникла у Теплова-Небылицина в 60 годах. Несовпадение данных, получаемых при диагностике одного свойства НС при разных методиках. Эта проблемы была решена. В связи с решением проблемы порциальности, небылицин ввел представление о существовании общих и частных свойств НС, различия между которыми объяснялись им структурно-морфологическими особенностями мозга. Под частными свойствами НС он понимал такие свойства, которые соответствуют разным анализаторам, связаны с пост-задней центральной корой головного мозга, являются свойством 2 блока мозга. То есть все, что диагностировалось ими до этого были частные свойства НС.
Общие свойства НС, определяются и связаны с лобной корой головного мозга ,являются свойствами 3 блока мозга по Лурия (регуляция и контроль протекания физической деятельности).
Как диагностировать общие свойства НС. Анализ электроэнцефалограммы передних отделов мозга. Анализ вызванных потенциалов, связанных с движением.
Активированность — безусловно-рефлекторный баланс торможения и возбуждения.
Лекция 26.11.2014
в нашей стране для диагностики темперамента используются опросники.
Опросник Русалова и опросник Стреляу.
Стреляю много информации брал у школы Теплова-Небылицина. Это регулятивная или регуляторная теория темперамента. Под темпераментом он понимал совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и временных параметрах реакции.
Выделяет ряд критериев выделения типов темперамента. Основные критерии — формальный характер, устойчивость темперамента на протяжении жизни, темперамент связан с энергетическими ресурсами человека, связан с временными параметрами действия.
Выделяет 2 группы черт темперамента:
· связанные с энергетическим уровнем обеспечения поведения,
· связаны с протеканием реакции во времени, временными параметрами деятельности.
У него было 2 модели темперамента, первая более старая, в основе его опросника, а вторая лежит в основе современного опросника.
Более ранняя модель заключается в выделении 2 энергетические типа темперамента: активность и реактивность.
Активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий. Связана с поддержанием определенного уровня возбуждения.
Реактивность — величина ответных реакций организма на различные воздействия, а так же чувствительность и выносливость. Он уделял этим характеристикам особое внимание и отмечал, что они отрицательно коррелируют.
К временным характеристикам относятся 5 черт:
· скорость реакции, время, проходящее от начала действия стимула до начала ответной реакции и скорость выполнения сложных действий,
· подвижность, способность переключаться с одной деятельности на другую,
· последействие реакции, то есть время действия реакции после того, как действие стимула прекратилось,
· темп реакций, количество реакций в единицу времени,
· ритмичность.
В более новой модели темперамент определение то же. 2 группы черт темперамента сохранены. Изменены их названия и кол-во.
2 временные характеристики и 4 энергетические.
Энергетические:
· сенсорная чувствительность, которая определяется как способность реагировать на слабые стимулы,
· выносливость, способность адекватно реагировать в условиях сильной или длительной стимуляции,
· эмоциональная реактивность, которая проявляется в высокой эмоциональной чувствительности,
· активность, тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы. Пример, рискованные действия, вовлеченность в социальную активность, поиск нового опыта.
Временные характеристики:
· живость или динамичность, которая определяется как подвижность, темп, и скорость реакции. Он подчеркивает, что эта характеристика проявляется в двигательных реакциях на события,
· настойчивость. Рассматривается как тенденция человека продолжать и повторять свои действия после завершения вызвавшей их ситуации.
Индивидуальные различия в сфере характера
Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Самое главное мерило характера человека — его поступки.
Понятие характера является очень древним, автором 1 трактата о характере — Теофраст (Феофраст), ученик Аристотеля. Трактат Характеры. В нем были описаны 30 основных характеров и пороков. Работа — общая характеристика порока и примеры поведения человека с этим пороком.
Тип характера: ворчливость, грубиян. Представления его не были случайны. В переводе с греческого характер — печать или чеканка. Было связано с этикой наукой о добре и зле. Это моральная линия была продолжена в 17 веке и принадлежит Лабрюверу, Характеры и нравы нашего времени. Человек рассматривается через призму этических категорий — пороков. Отличие в том, что он уделяет внимание внутреннему миру и отмечает противоречивость характера.
Сейчас представление о характере тоже противоречивые.
Характер человека не однороден, он многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны. Причем черты существуют не изолированно, а связаны воедино, образуя структуру характера.
Классификация черт характера.
1 подход — выделение 2 групп черт характера:
1. основные черты характера (ведущие), задают общую направленность характера,
2. второстепенные черты характера, играют служебную роль. Они определяются основными, но в ряде случаев могут контрастировать.
Второй подход, выделение 2 групп черт:
1. моральные или нравственные черты характера, в которых выражены убеждения, идеалы, интересы, склонности, направленность личности человека. Пример, правдивость, лживость, эгоизм, коллективизм.
2. Волевые черты характера. Черты, которые выражаются в умение человека сознательно регулировать свое поведение в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути достижения цели. Волевые черты считаются главенствующими. Пример: самообладание, целеустремленность, выдержка.
3 подход: выделение 4 групп черт характера. Исходит из того, что особенности нашего характера проявляются в нашем отношении ко всему:
1. черты, выражающие отношение к другим людям. Например общительность, замкнутость,
2. выражают отношение человека к самому себе, скромность или самовлюбленность,
3. выражают отношения к деятельности, к труду. Аккуратность — неряшливость,
4. выражают отношения к окружающему предметному миру, щедрость или жадность.
Вариативность черт характера выражается не только в качественном многообразии, но и в их количественной выраженности, более или менее щедрый.
Когда количественная выраженность достигает своих предельных величин, и оказывается у крайней границы нормы, возникают акцентуации характера. Впервые представления об акцентуациях ввел Карл Леангард в 1968 году, около 50% взрослых людей относятся к акцентуированным личностям.
Акцентуация — чрезмерное заострение или усиление отдельных черт характера, которое проявляется в повышенной уязвимости личности по отношению к одним психологическим воздействиям при нормальной или даже повышенной устойчивости к другим психологическим воздействиям.
Позже похожее определение предложил Личко. Он занимался акцентуациями характера. Он предложил то же самое определение.
Были созданы 2 основных диагностических инструмента. Для диагностики акцентуации у взрослых — опросник Шнишик. Построен на концепции Леангарда.
Личко, на базе его теории им самим был создан патохарактерерологический диагностический опросник. У подростков выявляет.
Они оба предложили свои классификации акцентуации характера. У Личко 10, у Леангарда 12.
Есть 2 степени колич выраженности акцентуации. Явные, крайний вариант нормы, скрытые акцентуации, обычные варианты нормы. В ситуациях, когда затрагиваются больные места, он реагирует, это бьет по нему.
У истероидов потребность быть на виду. Когда на него не обращают внимания, то у него могут возникнуть протестные или психосоматические реакции. В других ситуациях он реагировать не будет.
Психопатия — аномалии характера, пограничные личностные расстройства, которые могут возникать при крайне неблагоприятных обстоятельствах при наличии акцентуации характера. То есть психопатия это вариант психопатологии.
3 критерия психопатии Ганушкина и Кербикова:
1. тотальность. Под психопатическими понимают такие аномалии характера, которые окрашивают весь психический образ человека,
2. стабильность, особенности, которые возникают рано и сохраняются в течение длительного времени (иногда всей жизни), социальная дизадаптация. Аномальные черты характера препятствуют адекватной,
3. социальной адаптации.
При неблагоприятных обстоятельствах акцентуации могут стать психопатией. В подростковом возрасте он может стать психопатической личностью. Но по истечении подросткового возраста все может нормализоваться.
Типы акцентуации.
Курт Шнайдер, психопатические личности. Ганушкин, психопатические личности, их статика, динамика, систематика.
Соотношение темперамента и характера.
Это проблема серьезно и дискуссионно стоит в отечественной психологии. 3 точки зрения.
1ая точка зрения. Отождествление темперамента и характера. Она очень распространена в зарубежной психологии.
2ая точка зрения. Противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений. Викторов и Левитов. Они отмечали, что темперамент — первичная природа человека, характер — вторичная природа человека под влиянием социального опыта. Между первичной и вторичной природой возникает антагонизм, причем характер тормозит темперамент.
3я точка зрения. Более распространена темперамент представляет собой ядро характера или основной элемент характера. Темперамент рассматривается как врожденная основная природа характера.
Вопрос о том, как соотносятся характер и темперамент. Мы можем обратиться к критериям выделения черт темперамента.
Темперамент имеет формально-динамический характер, не имеет отношение к содержанию деятельности, а характер имеет.
Тк темперамент описывает динамические особенности поведения человека, он безоценочен, он ни хороший, ни плохой. А характер может быть оценен.
Темперамент тесно связан с биологическими подструктурами организма. Характер формируется под влиянием социального уровня научения.
Темперамент проявляется в раннем детстве. Характер формируется к подростковому возрасту.
Индивидуальные психологические отличия в личности
Личность в дфи псих изучается в контексте теории черт, или в контексте диспозиционального подхода. Теория черт описывает человека на основании его индивидуально-психологических особенностей. В их основе лежат 2 основных положения:
· существуют устойчивые характеристики личности, то есть воспроизводимыми от ситуации к ситуации,
· люди различаются по степени выраженности этих характеристик.
Что определяет поведение человека, человек или ситуация. В рамках диспозиционального подхода личность — совокупность черт. Понять личность — определить ее черты.
Олпорт, 30 годы 20 века. Он исходил из лексико-графического подхода (лексической теории).
Он собирал термины, которые имеют отношение к описанию личности. Язык формируется как имплицитное отражение черт личности. И следовательно анализ языка, тех определений, которые используются для описания личности, поможет выделить устойчивые черты.
Он разделил черты (слова, которые он нашел в языке) на 3 уровня, что позволило выделить 3 типа черт:
· кардинальные черты. Такие черты, которые есть далеко не у всех, а если они есть, то определяют все поведение человека, делают его непохожим на других. Речь идет об интерес к физике,
· центральные черты. То, что мы называем чертами личности в современном их понимании. Впервые понятие черт личности ввел Олпорт. Это склонность человека действовать более менее одинаковым образом в сложных ситуациях. Черты отличаются по степени выраженности,
· второстепенные черты, вторичные черты. Такие особенности, которые свойственны только некоторым людям в некоторых ситуациях, могут как проявляться, так и не проявляться. Они соответствуют центральным чертам.
1я диспозициональная теория — теория Олпорта.
2я, теория черт личности Кетелла. Опросник Кетелла используется у нас, но за рубежом с ним проблема, эта модель подвергается громадной критике. Конкурируют между собой 3 теории.
Кетелл работал со списком слов Олпорта. Он использовал факторный анализ и кластовый анализ. Количество характеристик уменьшилась до 180, после кластового анализа до 46. потом он проводил тесты и оценки эксперта черт, было выделено 16 основных личностных черт.
Неизвестно заранее сколько черт личности существует, но известно, что черты личности определяют поведение человека. Для выделения черт личности надо измерить показатели поведения большого числа людей, использовать факторный анализ и выявить эти черты.
Выделенные им 16 черт личности представляют собой устойчивые особенности обнаруживаемой у всех людей сохраняющейся на протяжении длительного времени и обусловливающий до 2\3 всех индивидуальных различий в личностной сфере.
16 характеристик:
(a) аффектотемия, циклотимия, сердечность, шизотомия, обособленность
(b) интеллект,
(c) сила я, эмоц устойчивость, слабость я,
(d) возбудимость — флегматичность,
(e) доминантность, настойчивость — конформность,
(f) энергичность, беспечность — отсутствие энергии,
(g) сила суперэго, совестливость — слабость, неприятие групповых норм,
(h) пармия, смелость — тректия, робость,
(i) премсия, мягкосердечность, нежность — харрия, суровость, жестокость,
(j) коастения, осторожный индивидуализм — зеппия, интерес к участию в общих делах,
(k) коментион, культурная зависимость — абхалтион, неприятие культуры,
(l) претентион, подозрительность — алаксия, доверчивость,
(m) аутичность, мечтательность — практичность, приземленность,
(n) проницательность, хитрость — наивность, прямота.
(o) Выраженность чувства вины, тревожность — адекватность, уверенность в себе,
(p) 4 подфактора:
р1 : радикализм — консерватизм,
р2: самодостаточность — зависимость от группы,
р3: высокая интеграция на одном полюсе — импульсивность,
р4: высокое энергетическое напряжение, фрустрированность — низкое энергетическое напряжение, расслабленность.
3 уровня черт личности:
1. поверхностные черты, совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются в поведении и выступают в неразрывном единстве (доступны для наблюдения),
2. исходные черты, основополагающие структуры личности, образуют блоки личности: темперамент, мотивация, способности,
3. конституциональные черты как биологически детерминированные признаки.
Сейчас теория Кетелла подвергается критики потому что структура из 16 устойчивых личностных черт не воспроизводится в более поздних исследованиях. Получается меньше факторов.
3я теория. Теория типов личности Айзенга.
Он на протяжении 40 лет проводил собственные исследования и анализировал клиническую литературу чтобы выделить базовые характеристики личности, биологические измерения личности, они связаны с природными характеристиками человека. Он пришел к выделению 2 базовых характеристик личности:
1. экстраверсия — интроверсия,
2. нейротизм — эмоциональная стабильность.
В 1976 году они дополнены 3им базовым измерением личности — психотизмом (нейротицизм здоровые испытуемых)— сила суперэго. Характеристика позволяет дифференцировать людей с пограничными расстройствами от здоровых людей.
Есть опросники, один на выявление 2 характеристик.
Айзенг пытается построить свою иерархию черт, в которой выделяется 4 уровня черт:
1. уровень специфических реакций, поведение, протягивание руки,
2. привычные реакции, устойчивые особенности поведения, которые воспроизводятся человеком постоянно,
3. составные черты, компоненты экстраверсии (активность, общительность, импульсивность) интроверсии,
4. суперчерты или типы.
Он понимает тип в смысле того, что результат объединения черт. Составные черты, объединяясь, образуют суперчерты.
Он называл выделенные им черты биологическими измерениями личности. В психогенетических исследованиях было обнаружено, что 2 устойчивые черты личности обусловлены генетически, экстраверсия интроверсия 0,5. нейротицизм и эмоц стабильность 0,3.
природные основы, Ацзенг изучал их, им было установлено, что природной предпосылкой интроверсии экст — уровень активации коры. Связывается с взаимоотношением ретикулярной формации и коры больших полушарий.
Для людей с высоким показателем экстр — низкий уровень активации коры. Есть уровень активации коры, который на псих уровне переживается как комфортное состояние. Инт экст зависит от того, насколько далек уровень активации коры от оптимального.
Экстраверты жуют желваку, слушают плеер, общаются с другими людьми.
Для интровертов характерен высокочастотный альфаритм. Интроверты при капле сока лимонов более активно слюноотделялись.
Нейротицизм связан с балансом коры и подкорки, с взаимоотношением коры и лимбической системы. Для людей с высокой эмоц стабильностью характерно давление коры на подкорку. У нейротиков лимбическая система давит на кору.
Природная предпосылка психотицизма — уровень андрогенов в крови.
4я модель. Теория 5 факторов, или большая 5ка.
Широкую популярность обусловил измерительный инструмент неоличностный опросник. Коста и Макра. Первая версия опросника в 1976 году. Опросник быстро распространился по многим странам.
Много критики за то, что в ее основе нет теории, что это лексическая модель. Личностные черты сначала оценивались необученными экспертами на малой выборке. Потом был факторный анализ и получена 5 факторная модель. Эти факторы независимо друг от друга образуют связки.
Согласно этому, все многообразие личностных особенностей человека сводится к 5 устойчивым личностным характеристикам или факторам. Абревиатура OCEAN, или ОСЭАН.
О — открытость новому опыту. Личностная характеристика, имеет отношение к когнитивным функциям, отражает восприимчивость человека к новой информации. Люди с высокими значениями имеют высокий уровень воображения.
С — сознательность. Саморегуляция. Контроль импульсивности, ответственность, склонность к планированию поведения.
Э — экстраверсия. Общительность, настойчивость, самоуверенность, оптимизм.
А — альтруизм. Готовность к согласию. Склонность идти на встречу, дружелюбие, готовность помочь, холодностью.
Н — нейротизм. Преобладание негативных эмоций, беспокойство, чувство вины, тревоги.
Модель имеет право на свое существование. Было обнаружено, что 3 личностных фактора айзенга коррелируют с 5 особенностями.
нейротизм — нейротизм.
Экстраверсия — экстраверсия.
Психотизм — отрицательно коррелирует с альтруизмом и сознательностью.
Открытость новому опыту — несет на себе отпечаток когнитивных функций.
5я модель, психобиологическая модель личности, Клонингер. Есть опросник.