исследования особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое исследование особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности периода дошкольного детства

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с2−3 лет) до момента систематического обучения (6−7 лет).

Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности.

В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

— максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

— максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

— минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд), где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.

24 стр., 11863 слов

Курсовой проект — Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте. Психологические аспекты раннего овладения иностранными языками

... Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте. Психологические аспекты раннего овладения иностранными языками. ... не только коммуникативной, но и обобщающей функции речи. Формируется регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его ... отдельную логопедическую группу. Это положительно влияет, во-первых, на психику детей, т.е. они не чувствуют себя отверженными, ...

Своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой называется социальной ситуацией развития.

Конец раннего детства знаменуется кризисом 3-х лет, появлением у ребенка феномена «Я», когда он начинает называть себя не по имени, а местоимением «Я». К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настойчивом"Я сам" и «Я хочу».

В результате кризиса3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т. д.).

В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в процессе ведущей деятельности. [3]

Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста — игра. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

22 стр., 10606 слов

Влияние стажа профессиональной деятельности на возникновение профессиональной деформации у сотру

... по отношению к гражданам, что, порой, проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками; • корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической ... . А это, как известно, ведет к злоупотреблению служебным положением. Социальная вредность данной разновидности профессиональной деформации объясняется также игнорированием проблемы борьбы ...

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов -«хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

[10]

К концу каждого возрастного периода, в процессе освоения ведущей деятельности возникают качественно новые особенности в познавательном и личностном развитии ребёнка — возрастные психические новообразования.

Основные новообразования дошкольного возраста.

1. Возникновение цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.

2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям .

5 стр., 2241 слов

особенности памяти умственно отсталых детей младшего школьного возраста

... деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Глава I. Теоретические аспекты развития памяти детей ... . 2. - С. 96-110. 28. Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. - М.: Москв. психолого-социальный ин-т, 2000. - 320с. 29 ...

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.).

В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет — личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее. [13]

Таким образом, дошкольный возраст, — период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

1.2. Подходы к изучению памяти в зарубежной и отечественной психологии

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти — одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.), физиологические (Выготский Л.С.).

Одной из первых психологических теорий памяти не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как — сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранящиеся и воспроизводящиеся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении.

5 стр., 2147 слов

Теории памяти в психологии 2

... проблем представителями различных наук. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 1.1 Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза ... ТЕОРИИ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Психологические теории памяти 1.1 Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза 1.2 Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера 1.3 ...

Весьма характерно так же, что вместо качественного анализа процессов памяти как особого рода деятельности, во многих случаях дается анализ предметного содержания воспроизведений, то есть того, что воспроизводилось, а не того, как, нашими способами и путями осуществлялось запоминание и воспроизведение.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности детской памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память всегда выбирает определенную информацию. Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и запоминанием. На смену…

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... определенного ассоциативного поля (текста) на человека позволяют выделить определенные тематические группы, а также закономерную зависимость степени ... ассоци­а­тив­ные (количество членов которых и их последовательность появления в памяти нельзя предсказать). Вне процесса ... языка, который исключает возможность произнесения двух элементов одновременно. Такие элементы выстраиваются один за другим в потоке ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector