Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Содержание

1. Методические указания для студентов ……………………………… 3 — 6

2. Тема «Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития» …………………… 7 — 8

3. Тема «Возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы» …… 8 — 10

4. Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста» … ..10 — 12

5. Тема «Психическое развитие ребенка раннего возраста» ………… ..13 — 15

6. Тема «Психическое развитие ребенка дошкольного возраста» ……..15 — 18

7. Тема «Особенности психического развития младшего школьника»…18 — 21

8. Тема «Психические особенности развития подростка» ………………21 — 24

9. Тема «Психическое развитие в юношеском возрасте» ………………24 — 26

10. Диагностика психологической компетентности …………………… 27 — 30

11. Программа профессионального самосовершенствования …………. 31 — 34

12. Заключение …………………………………………………………….35

13. Ответы на тест для самопроверки ……………………………………36 — 37

14. Использованная и дополнительная литература …………………….38 — 39

15. Приложения ……………………………………………………………40 — 55

 

 

Методические указания для студентов

Практические работы по возрастной психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим темам: предмет, задачи и методы возрастной психологии, основные закономерности психического развития, возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы, психическое развитие ребенка младенческого возраста, психическое развитие ребенка раннего возраста, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, особенности психического развития младшего школьника, психические особенности развития подростка, психическое развитие в юношеском возрасте.

Практические работы по возрастной психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по возрастной психологии составлены на основе рабочей программы по психологии, разработанной преподавателем психологии Парфирьевой И.В.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ...

Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к возрастной психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психологической компетентности.

Результатом данной работы должно быть:

— более глубокое знание возрастных особенностей детей;

— умение осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность;

— умение пользоваться психологической информацией;

— овладение приёмами межличностного взаимодействия;

— умение разрабатывать психологические рекомендации;

— умение применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности;

— самостоятельно работать с научной психологической литературой;

— отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.

Тетрадь для практических работ по возрастной психологии включает следующие разделы: практические задания, «будущему учителю», тест для самопроверки, рефлексию.

Работа по каждому из разделов ставит определённые учебные задачи:

1. Практические задания — учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.

2. «Будущему учителю» — учебная задача: умение использовать психологические знания в педагогической деятельности.

3. Тест для самопроверки — учебная задача: осуществление самопроверки знаний, выявление уровня усвоения темы.

4. Рефлексия  — учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.

Технология работы по тетради следующая:

1. В процессе или в конце изучения темы по возрастной психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить практические задания.

Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию или на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с ребенком.

Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии /или некоторые задания выполняются устно/.

2. Одновременно с практическими заданиями или после их выполнения вам предлагается связать психологические знания по теме с деятельностью педагога.

Результаты работы фиксируются в тетради и обсуждаются на занятии.

3. По итогам изучения темы выполняется тест для выявления уровня усвоения данной темы. Тест может включать тестовые задания различных видов: открытые, закрытые, на соотнесение. Результаты тестирования обсуждаются на занятии или индивидуально. За правильно и быстро выполненный тест может быть выставлена дополнительная оценка.

4. В заключение работы по данной теме (иногда в начале изучения темы) проводится рефлексия по заданным формулировкам или в свободной форме.

Все предлагаемые задания носят тренировочный характер и подготавливают к проверочным и контрольным работам по темам.

11 стр., 5318 слов

Педагогические тесты. Термины и определения

... представляющая достигнутый студентом уровень знаний. Можно вывести и общее правило: оценка решает правильно свою воспитывающую функцию только тогда, когда она воспринимается учениками как объективная. Личностный ...

Все задания делятся на 2 группы: обязательные и дополнительные (повышенного уровня, которые носят поисковый, творческий или исследовательский характер; выполняются по желанию).

При выполнении дополнительных заданий можно воспользоваться дополнительной литературой, которая указана в конце данного учебного пособия и приложениями.    Дополнительные задания обозначаются значком – «Д»

Для оценивания вашей деятельности используется рейтинговая система оценки.

    Выставляются баллы:

10б. – выполнены все задания («О» и «Д») по теме, точно и правильно сформулирован ответ,  глубоко раскрыта сущность явления.

9б. — выполнены все задания по теме («О» и «Д»), но допущены ошибки.

8б. — 7б. – выполнены обязательные задания по теме и часть дополнительных, точно и правильно дан ответ, или же допущены незначительные ошибки.

6б. — выполнены обязательные задания по теме, точно и правильно дан ответ.

5б. — 4б. – выполнены обязательные задания по теме, не совсем точно и правильно дан ответ, неглубоко раскрыта сущность явления.

3б. – выполнены обязательные задания не все, но без ошибок.

2б. — 1б. – выполнены обязательные задания не все, допущены ошибки

« Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления,

интересов, увлечений, способностей, задатков – нет воспитания»

В.А. Сухомлинский

Разделы тетради для практических работ по возрастной психологии:

I. ☼ Практические задания

II. ☺ Будущему учителю

III. ■ Тест для самопроверки

IV. ♥ Рефлексия

Золотая россыпь мудрости

ü«Разве не тогда приобрел всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От 5 летнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до 5 летнего – страшное расстояние»

Л.Н. Толстой

ü «Детству свойственно удивляться, молодости – негодовать, зрелые годы приносят нам, наконец, спокойное равнодушие»

 А. Франс

ü «Дети каждый день растут, каждый день меняются и каждое утро просыпаются новыми людьми»

А. Куприн

ü «Тот, кто, уже достигнув известного возраста, хочет осуществить желания и надежды молодости, всегда обманывает себя, ибо у каждого десятилетия в жизни человека – свое счастье, свои надежды и планы»

И. Гете

ü «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери

ü «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки»

Н.К. Крупская

ü «Детство – весеннее время человека, в которое засеваются семена на                                                                                                                                                                                                     будущие годы жизни»

Я. Княжин

ü « Несчастливое детство – причина поражений, неудач, страданий взрослой жизни»

Н. Дереклеева

ü«Человека делают человеком светлые воспоминания детства»

Ф.М. Достоевский

ü«Дари себя детям! Знай, к чему стремишься. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»                                                                     Ш.А. Амонашвили

Оценочный лист

Тема занятия Балл Оценка Рефлексия Приме чание
1 Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Закономерности психического развития
2 Возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы
3 Психическое развитие ребенка младенческого возраста
4 Психическое развитие ребенка раннего возраста
5 Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
6 Особенности психического развития младшего школьника
7 Психические особенности развития подростка
8 Психическое развитие в юношеском возрасте

Рефлексия – означаетвыражение своего отношения, мыслей, чувств – для этого можно использовать следующие слова и словосочетания: легко, всё понятно, были затруднения, не понятно, было трудно, было интересно, неинтересно, понравилось, удивило, огорчило и другие

Тема «Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Основные закономерности психического развития»

I. ☼ Практические задания

 

1. Объясните с точки зрения факторов формирования личности:

А) Мама – музыкант, папа – художник, обязательно ли, что ребенок станет музыкантом или художником?

Б) Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, резко отстают в общем психическом развитии. Каковы причины этого явления?

2. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Как будет происходить психическое развитие детей?

3. Объясните с точки зрения зон актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР):

А) Саша (12 лет) учится в 6-м, а Митя (12 лет) – в 7-м классе.

Можно ли сказать, что Витя и Митя находятся на разных этапах психического развития? Будут ли отличаться их зоны актуального и ближайшего развития?

Б) Почему неэффективны для развития ребенка в процессе обучения как слишком легкие, так и слишком сложные задания?

«Д» 4. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Правы ли они? Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей?

II . ☺ Будущему учителю

«Д»  Составь список современной литературы по вопросам воз­растной    психологии   (4 – 6 источников)

Образец:

1. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1996. – 111 с.

III. ■ Тест для самопроверки

1. Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности _____________ _____________

2. Разделы возрастной психологии:

а) ___________

б) ___________

в) __________

г) __________

д) __________

3. Зона актуального развития (ЗАР) – это уровень развития, когда ребенок может делать _____________

4. Зона ближайшего развития (ЗБР) – это уровень развития, когда ребенок может делать ________________

5. Возрастную психологию разрабатывали такие отечественные психологи, как _____________,  _____________, _____________, _____________, _____________.

IV .Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы ребенок рос психически развитым, необходимо …..……………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»

 

 

Тема «Возрастные периодизации: понятие, сущность, подходы»

I. ☼ Практические задания

 

1. Определите, какие виды возрастов не совпадают в одном человеке?

А) Юноша ведет себя как ребенок, безответственный, несамостоятельный.

Б) Женщина 60 лет отправляется вместе с группой туристов в дальние походы, занимается подводным плаванием.

2. Некоторые родители полагают, что все происходит по расписанию. Год ребёнку – значит кризис, два года – кризиса нет.

Правы ли эти родители?

3. Учительница 1-го класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и др. Да ещё прибавляла: «ты всегда …», «вечно ты …», «ты вообще …»

Другая учительница Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было ещё далеко.

Дайте психологический анализ действий учителей. Проанализируйте ситуацию с точки зрения теории развития Д.Б. Эльконина.

4. Проанализируйте следующие суждения с точки зрения теории развития Э. Эриксона. Какое суждение является правильным?

а) девочка потому «становится мамой», что у неё в руках кукла;

б) девочка потому берёт куклу, что ей хочется быть «как мама».

«Д»  5. Родители, имеющие детей-близнецов, стараются делать всё, чтобы подчеркнуть их сходство и единство (одежда, игрушки, одинаковое поведение).

Правильны ли установки родителей? Дайте психологический анализ?

II . ☺ Будущему учителю

«Д» Составь библиографию статей из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Семья и школа», «Школьный психолог» по проблемам возрастного развития.

/Для выполнения этого задания выбери серию определенных журналов. Работай по алгоритму:

1. Ознакомление с содержанием журналов и выбор необходимых статей.

2. Запись автора статьи, названия статьи, названия журнала, года и номера журнала, страниц данной статьи.

Образец: Блюмкина, Н.А. Как помочь ребёнку в период подростковых изменений [Текст]/ Н.А. Блюмкина // Школьный психолог. – 2008. — № 1. – с. 18 – 22.

(Примечание:  Список авторов должен быть составлен в алфавитном порядке)

 

III . ■ Тест для самопроверки

1. Вставь слово:

а) Деятельность, которая имеет главное значение для данного возраста, обуславливает главные изменения в психике ребенка, называется _____________

б) Период, наиболее благоприятный для развития тех или иных психических свойств и качеств, называется  _____________

в) _____________ — ускорение психического или физического развития детей и подростков

2. Соотнесите указанные теории развития и их основные положения:

1. Культурно-историческая  а.У ребенка происходит становление идентичности

2. Теория Э. Эриксона     б. Ребенок в процессе развития учится действовать                      3. Теория Д.Б. Эльконина с предметами и взаимодействовать с людьми

                                          в. Психологическая функция первоначально

проявляется в воспитании, обучении и только                                                                                                                                                                    затем превращается в функцию самого ребенка

 

3. Приведи в соответствие возрастной период развития и ведущую  деятельность:

1. Младенчество                 а. Учебная деятельность

2. Раннее детство                б. Эмоциональное общение с взрослыми

3. Дошкольный возраст     в. Учебно-профессиональная деятельность

4. Младший школьник       г. Интимно-личностное общение со сверстниками

5. Подростковый возраст   д. Сюжетно-ролевая игра

6. Ранняя юность                 е. Предметно-манипулятивная деятельность

 

4. Во время стабильных периодов ребёнок накапливает _____________ изменения, а во время критических периодов происходит ______________ изменения.

5. _____________ ____________ —  качественно своеобразный период психологического развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

IV . ♥ Рефлексия

Продолжи фразу: «Педагог должен знать психологические особенности детей разного возраста, для того чтобы …………….……….……………………………. ………………………………………………………………………………………..»

 

 

Тема «Психическое развитие ребенка младенческого возраста»

I. ☼ Практические задания

«Д» 1. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:

а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?

 

1. Разочарование 4. Трепет                      7. Ревность  10. Опасение

2. Страх            5. Удовлетворение  8. Радость

3. Тревогу         6. Восхищение        9. Восторг

2. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?

3. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз?

4. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:

А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.

Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?

В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.

Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

5. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

 

6. Дайте психологический анализ ситуации:

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

II .☺ Будущему учителю

1. Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка младенческого возраста.

(например: 1. Почаще играйте с малышом в «ладушки», в простейшие «прятки». Спрячьте лицо: «Где мама? Нет мамы. Вот мама!» Просто удивительно, как счастлив малыш, когда мама находится! Таких незатейливых и радостных игр можно придумать множество. Все они развивают и обучают ребенка.

2. Учитывайте темперамент вашего ребенка, его особенности. Очень возбудимые, нервные дети невероятно быстро устают от эмоциональных игр. Не особенно любят они и когда их подбрасывают вверх, теребят. Возможно, вашему сыну или дочке гораздо приятнее, когда вы играете с ними во что-то спокойное и нешумное: складываете пирамидку, укладываете кубики, двигаете игрушку и т.д.

3. Непрерывно разговаривайте с ребёнком, комментируйте все свои действия, обращайтесь к нему с вопросами, «подсказывайте» ответы.)

«Д» 2. Подбери игры для детей младенческого возраста и проанализируй их влияние на психическое развитие младенца.

«Д» 3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младенец».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младенцах; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей младенческого возраста; картинки, фотографии с младенцами; игры для младенцев);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о младенце (о ребёнке);

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Пер

вое слово», «Первая улыбка» или «Первый шаг»), воспоминания о младенце;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию младенца;

— игры для младенцев и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

 

III . ■ Тест для самопроверки

 1. Закончи фразу:

а) Новообразованием периода новорожденности является _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________ _____________ _____________

в) Около года  формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется  _____________

2. Ситуацией «_______» — единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.

3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:

а) чувство привязанности

б) чувство уважения

в) чувство уверенности

4. У младенца мышление:

а) наглядно-действенное

б) элементарное

в) наглядно-образное

5. Кризис одного года связан с:

а) стремлением ребенка к самостоятельности

б) со стремлением достичь желаемого

в) со стремлением к взрослости

 

IV .Рефлексия

 

Закончи фразу: «Главное для младенца ……………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………….. »

 

Тема «Психическое развитие ребенка раннего возраста»

I . ☼ Практические задания

1.  Дима (2 г. 3 мес.) начал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась ёлка, которую мальчик решил нарисовать.

Мама сказала, что сыну ещё рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», — сказал папа.

Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.

Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.

Проанализируйте действие папы с точки зрения теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития».

2. Малыш настойчиво, с хныканьем пытается вставить один предмет в другой, но взрослых на помощь не зовет. Хнычет, но пытается. Делал это до тех пор, пока не получилось.

С какими  явлениями в развитии ребенка связано его поведение?

3. С какими особенностями развития связан такой факт: годовалый ребенок увидел в зеркале свое отражение с пустышкой во рту. Пробовал взять эту пустышку, очень был удивлен, что не получилось. Смеялся и повторял движение.

«Д»    4. Мише (1 г. 4 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Дайте психологический анализ ситуации.

5. Мама рассказывает: «Мой Алеша (2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши».

Однако замечаю, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа. То сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает её».

Дайте психологический анализ ситуации.

Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

II . ☺ Будущему учителю

«Д» 1. Разработай рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трёх­летнего возраста.

2.Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка раннего возраста.

«Д» 3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – трёхлетка».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о детях раннего возраста; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей; картинки, фотографии с детьми; игры для детей раннего возраста);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о ребёнке;

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое открытие», «Первая шалость» или «Первые желания»), воспоминания о данном возрасте;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию;

— игры для детей двух – трёхлеток и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

 

III . ■ Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется _____________

б) Ведущим видом деятельности в раннем детстве является _____________ _____________ _____________

в) Раннее детство является сензитивным для  _____________ _____________

2. В раннем детстве мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. В раннем детстве доминирует:

     а) мышление

     б) восприятие

 в) память

    

 4. В раннем детстве появляется стремление:

      а) к взрослости

 б) к самостоятельности

       в) к самоконтролю

5. Симптомами кризиса 3 лет являются:

1) __________

2) __________                         

      3) __________

4) __________

5) __________

6) __________

7) __________

IV . ♥ Рефлексия

Продолжи фразу: «Трехлетний ребенок – это ……………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»

 

 

Тема «Психическое развитие ребенка дошкольного возраста»

I. ☼ Практические задания

 

1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

— Товарищ капитан, — обратился Клим к товарищу в роли капитана, — разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

2. «Я тоже хочу варить кашу», — говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, — отвечает мама, — кашу варят только взрослые». «Я хочу», — настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?

«Д»  3. – Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.

— Лучше в космонавта! – заявил Миша.

— Хорошо, — согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

4.

Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю           На пуховые подушки

В доме беспорядка.                Я накину кисею.

Одеяло расстелю                    Полюбуйтесь-ка, игрушки,

Ровненько да гладко.              На работу на мою!

Е. Благинина

Какие чувства переживает девочка?

Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?

Как должен вести себя взрослый?

5.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала …      Вслух читать и мяч катать,

Ну, и я играть не стала!         Я бы песенку пропела,

Я волчка не завожу,               Я б могла похохотать …

А уселась и сижу.                   Да мало ль я чего хочу!

Не шумят мои игрушки,        Но мама спит, и я молчу».

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке         Луч метнулся по стене,

Луч крадется золотой.           А потом скользнул ко мне.

И сказала я лучу:                   «Ничего, — шепнул

«Я тоже двигаться хочу!                                он будто, —

Я бы многого хотела:             Посидим и в тишине! ..»   (Е. Благинина)

С каким новообразованием дошкольного возраста связана данная ситуация?

     Какие нравственные нормы осознает девочка?

     6. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления.

7. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» — Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?

8. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

Как должны поступить педагог и родители?

II . ☺ Будущему учителю

1. Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.

2. Подбери игры или упражнения, направленные на форми­рование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ — (на выбор).

«Д»  3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования. /Приложение 1/

 

Результаты исследования оформи по следующей схеме:

— Название метода психологического исследования (н-р, тест)

— Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)

— Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)

— Испытуемый (н-р, Миша 6 лет) 

— Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)

— Полученные данные

— Обработка данных и выводы

«Д» 4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о ребёнке, «говорят дети»;

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;

— игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III . ■ Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________,  _____________ _____________, _____________        _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется   _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

    а) речи

    б) произвольности

    в) самоконтроля

4. Вставь слово:

    а) У дошкольника преобладает _____________  внимание и память

    б) У дошкольника  _____________ самооценка

    в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________      «Я» ребенка

5. Виды психологической готовности к школе:

    1) __________

    2) __________

IV . ♥ Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ..  …………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………»

 

Тема «Особенности психического развития младшего школьника»

I . ☼ Практические задания

 

1. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».

— А когда он был главным? – удивилась мама.

— В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

— А теперь он не умеет этого делать?

— Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

— А что же теперь главное?

— Теперь главное: как ты учишься.

С каким  явлением в развитии ребенка связано его поведение?

«Д»     2. Ребенок (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Определите возможные причины поведения ребенка и пути помощи.

3. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.

За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?

4. Учительница первого класса старалась ак­тивизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.

Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пас­сивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заи­кался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не вы­учил».

Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учи­теля и учеников.

5. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались.

Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.

С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?

5. Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.

О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?

6. Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале.

В чём причина? Как должен решать этот вопрос учитель?

II . ☺ Будущему учителю

1. Разработай рекомендации для родителей по общению с младшим школьником, или для учителя по взаимодействию с младшими школьниками.

«Д»  2. Проведи диагностику развития одного из познавательных процессов учащегося в ходе ов­ладения учебной деятельностью. /Приложение 2/

   3. Подбери игры или упражнения, направленные на развитие познавательных процессов младших школьников (на выбор).

«Д» 4. Выяви особенности личностного развития ребенка в процессе обу­чения в начальной школе с помощью методик «Цветик-семицветик», «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» или др. (на выбор)                        /Приложение 3/

«Д» 5. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младший школьник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младших школьниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании младших школьников; картинки, фотографии с детьми; игры для младших школьников);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о ребёнке, «говорят дети»;

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая дружба», «Первая победа», «Первый учитель» или «Первая пятёрка (двойка)»), воспоминания о данном возрасте;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию и развитию младшего школьника;

— игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III . ■ Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями младшего школьного возраста являются _____________, _____________, _____________ _____________, _____________, _____________ _____________.

б) Ведущим видом деятельности младшего школьника является _____________   _____________     

в) В начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как   _____________

2. У младшего школьника мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

3. Младший школьный возраст является сензитивным для:

    а) самовоспитания

    б) развития речи

    в) формирования двигательных навыков

 4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:

а) __________

б) __________

    в) __________

    г) __________

    д) __________

5. Мотивы учения младших школьников:

    а) __________

    б) __________

    в) __________

    г) __________

    д) __________

IV .Рефлексия

Продолжи фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к …………………………………………………………… …………………………………………………………………….…………………»

 

Тема «Психические особенности развития подростка»

I . ☼ Практические задания

1. Подросток Миша (13 лет) часто грубит, ведёт себя непристойно. Младших обижает, кривляется.

С чем связано такое поведение подростка? Какова должна быть тактика поведения взрослого?

2. Катя ревниво сравнивает свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят острые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду.

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

3. Миша, подросток полной комплекции, с некоторых пор стал стесняться одноклассниц. А уроки физического воспитания, по тем или иным причинам, стал пропускать.        С чем связано такое поведение подростка? Что можно посоветовать подростку?

4. Когда сын привел своих «музыкантов» с серьгами, в косынках каких-то, принёсших грязь, мать не выдержала, выдворила …

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

Что должен помнить взрослый при общении с подростком?

5. Учительница вошла в класс. Начала урок. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал:

— А я сегодня отвечать не буду.

— Почему?

— Не готов, да и настроение не располагает.

Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов. Не захотелось заниматься вашей физикой».

Называются фамилии ещё пятерых учеников и все они отказываются. Учительница испытала большую обиду от этих выходок учеников. Потребовалось большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца.

Какие особенности возраста не учла учительница? Как нужно было поступить в данной ситуации?

6. Способный ученик не затрудняет себя, выполняя учебные задания с прохладцей и не стараясь.

С чем может быть связано такое отношение к учёбе? Как это может повлиять на внимание, восприятие, память подростка?

«Д»  7. Какие последствия в развитии личности подростка могут иметь систематические отрицательные оценки взрослого?

8. Какие психологические особенности подросткового возраста проявляются в данном рассказе?

Кошачий возраст

Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак — верных и любящих, а под­ростки — это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты ее кор­мишь, обучаешь, отдаешь ей ко­манды. Она кладет голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты ее зовешь, она с восторгом вбегает в дом.

Затем, лег в тринадцать, обожа­ющий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смот­рит на тебя изумленно, будто гадая, кто же это умер и сделал тебя импе­ратором. Вместо того чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не про­голодается — тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на все, что ты ему предлагаешь. Когда ты протя­гиваешь руку, чтобы потрепать его по голове — привычный нежный жест, — он уворачивается и смот­рит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал.

Ты, не понимая, что собака ста­ла кошкой, думаешь, что с ней оп­ределенно что-то не так. Она ка­жется такой необщительной, такой отстраненной, словно в депрес­сии. Она теперь никуда не ходит с семьей.

Поскольку именно ты ее вырас­тил, научил приносить вещи, сто­ять и сидеть по команде, ты пред­полагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и стра­хом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести се­бя как положено.

Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому все, что срабаты­вало раньше, дает результат, об­ратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгивает на стол. Чем упор­нее ты идешь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачи­вается.

Вместо того чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери та­релку с едой, и пусть он придет к тебе. Но помни, что кот тоже нуж­дается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придет в по­исках теплого, уютного местечка на коленях, о котором он еще не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь.

Однажды твой взрослый ребе­нок войдет в кухню, крепко поце­лует тебя и скажет: «Ты сегодня це­лый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой.                                     АДЕР ЛАРА

II . ☺ Будущему учителю

1. Разработай рекомендации для родителей или учителя по общению с подростком.

«Д» 2. Подбери из периодической печати материал по проблемам подросткового возраста. Приготовь выступление по данной проблеме.

«Д»  3. Проведи диагностику особенностей личностного развития подростка с помощью одного из методов психологического исследования (тестирования, беседы, анкетирования).

   /Приложение 4/

«Д» 4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – подросток».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о подростках; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании подростков; картинки, фотографии с подростками);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о подростке;

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая любовь», «Первые разногласия»), воспоминания о данном возрасте;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию (по общению) подростка;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III . ■ Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями подросткового возраста являются _____________ _____________,  _____________ _____________,  _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является _____________ _____________   _____________

в) У подростков часто завышенная или заниженная   _____________

2. У подростка мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) абстрактное

3. Подростковый возраст является сензитивным для:

    а) физического и волевого самовоспитания

   б) духовного и морального самовоспитания

    в) формирования двигательных навыков

4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:

а) __________

б) __________

в) __________

г) __________

5. Симптомы кризиса 13 лет:

а) __________

б) __________

IV .Рефлексия

Закончи фразу: «Главное для подростка …………………………………………… ……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………»

 

Тема «Психическое развитие в юношеском возрасте»

I . ☼ Практические задания

 

1. Ученица 10 класса заявляет: «Лучше быть творцом в маленьком деле, чем только казённым исполнителем в большом».

О каких особенностях личности девушки свидетельствует данное высказывание?

2. Витя (17 лет) мечтал быть «выдающимся». Но в чём? За счёт каких усилий? Об этом он не задумывался. Лень. Не размышлял, а фантазировал: «Хорошо бы выйти из машины под восхищенные взгляды обожателей …»

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

Что можно посоветовать юноше?

3. Нина, ученица 11-го класса, училась на отлично. Всегда относилась заинтересованно к учебе, внимательно слушала учителя, задавала много вопросов.

Вызывая симпатию у учителя, производила впечатление умной и старательной ученицы. Но отношения с мальчиками строились трудно. Вину Нина брала на себя, исходя из ложного самобичевания: если мне плохо, у меня что-то не получается, значит, я в этом виновата.

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

Почему личная жизнь отличницы Нины складывается трудно?

4. Родители отмечают, что их сын в свои 15 лет не представляет, что такое вежливость, деликатность, такт. Правда, в семье никто не подает таких примеров. Часто слышно от сына: «Отстань! Отвали!»

 С чем может быть связано такое поведение юноши?

«Д» 5. Из писем старшеклассников: «Мне уже 17 лет, а с мамой мы ещё ни разу не говорили по душам … Я бы даже рассказала всё, что меня волнует, любой другой женщине»

«Вечером родители только успевают спросить» «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует .. Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас …»

С чем могут быть связаны такие высказывания старшеклассников?

Каким образом взрослые могут завоевывать авторитет у юношей?

 

II . ☺ Будущему учителю

 

«Д» 1. Подбери из периодической печати материал по проблемам юношеского возраста. Приготовь выступление по данной проблеме.

«Д» 2. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – старший школьник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании старших школьников; картинки, фотографии);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

— высказывания о юноше, молодежи;

— стихи, песня о данном возрасте;

— собственные мысли – рассуждения по определённому поводу, воспоминания о данном возрасте;

— дополнительная информация о данном возрасте;

— советы для родителей по воспитанию (по общению) старшего школьника;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

— список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III . ■ Тест для самопроверки

1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями старшего школьного возраста являются _____________ _____________,    _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности старшего школьника является _____________   _____________

2.Новая ступень в развитии самосознания старшеклассника связана с появлением:

а) __________

б) __________

3. Ранний юношеский возраст является сензитивным для:

    а) физического и волевого самовоспитания

    б) духовного и морального самовоспитания

    в) формирования двигательных навыков

4. У старшеклассника мышление:

а) абстрактное

б) наглядно-образное

в) наглядно-действенное

5. У старшего школьника преобладает такое внимание как  _____________

IV .Рефлексия

Закончи фразу: «Главное для старшеклассника …………………………………… ……………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………»