2) Б.Г. Ананьев об индивидуальности

1. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.

2. Б.Г. Ананьев об индивидуальности.

3. История и классификация учений о темпераменте.

4. Гумаральные теории темпераментных различий.

5. Особенности представлений о типах темперамента И. Канта, Стендаля.

6. Подход Вундта к темпераменту.

7. Конституциональная теория темперамента Э. Кречмера.

8. Морфологическая теория У. Шелдона.

9. Психологический подход к темпераменту (К.Юнг, Г. Айзенк).

10. Современные исследования свойств темперамента в американской психологии.

11. Учение И.П. Павлова о свойствах и типах ВНД.

12. Физиологические основы темперамента.

13. Представление Б.М. Теплова и Мерлина о темпераменте.

14. В.М. Русалов о темпераменте.

15. Психологическая характеристика типов темперамента.

16. Психологическая характеристика сангвинического типа темперамента.

17. Психологическая характеристика холерического типа темперамента.

18. Психологическая характеристика флегматического типа темперамента

19. Психологическая характеристика меланхолического типа темперамента

20. Темперамент и деятельность.

21. Проблема характера в современной психологии.

22. Черты характера.

23.Целостность и структурность характера.

24. Ананьев о структуре характера.

25. Проблема типологии характера.

26. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере.

27. Нормальный и патологический характер. Понятие акцентуации характера.

28. Типология характера К. Леонгарда.

29. Типология характеров А.Е. Личко.

30. Проблема биологических основ характера.

31. Условия формирования, развития характера.

32. Темперамент и характер.

33. Проблема способностей в современной психологии.

34. Основные отличительные признаки способностей.

35. Соотношение способностей и задатков.

2 стр., 939 слов

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении

... выбранной нами темы контрольной работы: «Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении». 1. Типология темперамента и акцентуаций характера У любого человека уже с раннего ... и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. Психологический тип человека является ведущей личностной характеристикой, который косвенно, опосредованно влияет на индивидное развитие и в ...

36. Соотношение знаний, умений, навыков и способностей.

37. Теории происхождения способностей (Платон, Ф. Гальтон).

38. Подходы к рассмотрению способностей в отечественной психологии (К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Е.П. Ильин, В.Д, Шадриков).

39. Деятельностный подход к рассмотрению способностей (К.К. Платонов, Б.М. Теплов).

40. Функциональный подход к проблеме способностей (Е.П. Ильин, В.Д. Шадриков)

41. Классификация способностей. Проблема общего и специального в способностях.

42. Критерии выраженности способностей (С.Л. Рубинштейн, Н.С.  Лейтес).

44. Уровни развития способностей.

45. Одаренность и ее виды.

46. Талант и мастерство.

47. Гениальность

48. Нейрофизиологические основы способностей.

49. Развитие способностей.

50. Способности и профессиональное самоопределение.

  1. Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Индивид – единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек – безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.д.)

Б.Г. Ананьев понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и других отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).

Б.Г. Ананьев считал, что при изучении индивидуальности нужно учитывать два принципа – субординационный и иерархический. Первый состоит в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные психологические и психофизиологические свойства. Второй принцип допускает паритетные взаимодействия между разно уровневыми показателями – т.е. относительно автономию каждого из них.

  1. История и классификация учений о темпераменте. слово «темперамент в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв до н.э.).

    Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови (по-латински «сангвис»), лимфы (по-гречески «флегма»), желчи (по-гречески «холе») и черной желчи (по-гречески «мелана холе»).

    11 стр., 5012 слов

    Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...

    ... может не совпадать с носителем конкретных сложившихся общественных установлений. Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность. Психологическая наука использует разные понятия для ... тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...). С.Л. Рубинштейн.Личность - это совокупность внутренних условий, через которые ...

    Отсюда ивпоследствии возникли названия четырех типов темперамента — сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Типы темперамента характеризуются:

У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.) – это соотношение скорости и силы «душевных движений».

Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений – объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский Шелдон) или соотношение свойств нервной системы.

4) Гумаральные теории темпераментных различий.

Гиппократ (V в. До н.э.) – основоположник учения о темпераменте. Основная идея Гиппократа в том, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме. Необходимыми для жизни «соками» кровь, желчь, черную желчь и слизь, и предполагал, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение. Немецкий философ И.Кант (конец XVIII в) считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. В своей работе «О темпераменте» Кант описывает 4 типа темперамента. Он делил их на темпераменты чувства (сангвинистический и меланхолический) и темпераменты действия (холерический и флегматический).

Темпераменты по Канту не могут быть совмещены, т.к. в парах они противоположны и никак не соприкасаются.

  1. Особенности представлений о типах темперамента И.Канта, Стендаля.

Два типа темперамента (сангвинистический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувств, два другие (холерический и флегматический) – как темпераменты действия. Кант не отрицает влияния свойств организма на темперамент, но его интересуют не они, а прежде всего то, каким образом душа человека способна чувствовать и действовать. В сочинениях Стендаля мы находим все признаки житейского представления о темпераментах, которое существует и в наши дни. Во-первых, продолжают говорить о четырех типах, называя их именами, которые дал еще Гиппократ, во-вторых, каждому типу приписывают физиологическую основу, в-третьих включают в темперамент очень широкий спектр действий и поступков человека, от защиты важной крепости до способов объяснения в любви.

6. Подход Вундта к темпераменту

Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту – данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущения. Придерживаясь такого взгляда В.Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения (стабильность – нестабильность) эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. В.Вундт отошел от чисто описательного подхода, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Поэтому описание типов темперамента могло теперь основываться не только на наблюдении поведения и умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

7) Конституциональная теория темперамента э.Кречмера

С точки зрения морфологии Э. Кречмер выделил три психосоматических типа, названия которых произведены от греческих корней, и поставил им в соответствие три темперамента.

12 стр., 5832 слов

Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента

... глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту -- сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту -- сильный неуравновешенный тип, меланхолическому темпераменту -- слабый тип нервной системы. Особенности психической деятельности человека, определяющие ...

Пикник (плотный, толстый) – «широкий и тяжелый» человек. У него значительные жировые отложения, круглая голова на короткой шее.он дружелюбен, общителен, не склонен к самоанализу, эмоции колеблются между грустью и весельем, любит принимать быстрые решения под влиянием минуты.

Астеник, или лептосоматик (хрупкий, тепло) – «худой и высокий». Имеет хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо. Астеник имеет шизотимеческий темперамент. У него контакт с людьми и вещами как правило ограничен. Он холодноват, самодостаточен, не любит открыто проявлять чувства, причем замкнутость может доходить до аутизма. Он упрям, с трудом приспосабливается к действительности, нереалестичен и склонен к абстракции.

Атлетик – (борьба, схватка), «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высоким или средним ростом, широким плечевым поясом и узкими бедрами, выпуклыми лицевыми костями. Для атлетика характерен иксотимический темперамент (тягучий).

Он спокоен, реалистичен, по внешним признакам маловпечатлителен, обладает сдержанной мимикой и пантомимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к смене обстановки.

  1. Морфологическая теория У. Шелдона.

Концепция темперамента выдвинутая У.Шелдоном былас формулирована в 1940е . в основе представлений Шелдона лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Но эта зависимость замаскирована благодаря сложности нашего организма и психики, и потому раскрыть связь между физическим и психическим возможно при выделении таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени демонстрируют подобную зависимость. эндоморфный тип

Из эндодермы образуется преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

Мезоморфный тип

Хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело. Этот тип обладает большой психической устойчивостью и силой.

Эктоморфный тип

Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены. Если отдельные параметры выражены одинаково, автор относил данного индивида к смешанному (среднему) типу.

  1. Психологический подход к темпераменту (К.Юнг, Г.Айзенк)

По характеру направленности личности К.Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный. Экстравертам свойственны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Интровертам характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затруднения в социальной адаптации, некоторые затруднения речи.

Г.Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость (нейротизм).

7 стр., 3396 слов

Диагностика свойств нервной системы, типов темперамента

... тип. Опросник Стреляу. Назначение: диагностика основных свойств нервной системы: силы процессов возбуждения и торможения, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов. Опросник Смирнова. Назначение: диагностика свойств темперамента: ... в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Людей этого типа отличает большая подвижность, ...

Нейротизм, по Г.Айзенку характеризуется неустойчивостью эмоциональной сферы, резкими колебаниями настроений, непостоянством интересов и т.д.

На основе сочетания двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента, которые соответствуют классическим: эмоционально-устойчивый и экстравертивный – сангвиник,

эмоционально нестабильный и интровертивный – холерик, эмоционально нестабильный и интровертивный – меланхолик,

эмоционально устойчивый и интровертивный – флегматик.

10. Современные исследования свойств темперамента в американской психологии

Американские исследователи А.Томас и С.Часс подразумевают под темпераментом стиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос как человек действует в различных ситуациях . поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Критерии выделения свойств темперамента, предложенные Томасом и Чессом сводятся к минимуму ограничений: темперамент – это стилевые характеристики не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

Другие исследователи, А.Басс и Р.Пломин, разработанные наиболее популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отношение поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента. Она должна удовлетворять еще пяти критериям.

Основным критерием, по их мнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. В соответствии с этим, Басс и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента. Эмоциональность выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности. Активность является проявлением общего энергетического уровня. Социбельность связана в основном с потребностью в аффилиции (желанием быть с другим).

Для «психобиологического» подхода, разрабатываемого в Орегонском научном центре под руководством М.Ротбарта, центральными понятиями является «реактивность нервной системы» и «саморегуляция реактивности». Обе эти характеристики в понимании автора связаны с конституцией человека, что позволяет рассматривать темперамент как аффективно-мотивационную систему. Выделяют 3 уровня проявления темперамента : нейрональный, физиологический и поведенческий.

11. Учение и.Павлова о свойствах и типах внд (высшей нервной деятельности)

Определяя влияние нервной системы на динамические особенности поведения индивида, Павлов выделяет три основных свойства нервной системы:

  1. Силу возбуждения и торможения
  2. Их уравновешенность (процессы возбуждения и торможения)
  3. Антогонисты, подвижность

Четыре типичных сочетания этих свойств, лежащие в основе четырех типов внд:

4 стр., 1947 слов

Занятие №14. Перинатальные поражения нервной системы Вводная часть

... улучшение сократительной способности миокарда (карнитина хлорид, препараты магния, панангин). - нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии (глюкоза, дибазол, альфатокоферол, актовегин). ... индукция(первичная нейруляция – 23-28 день) - закладка и смыкание нервной трубки, обособление спинного и головного мозга - пороки: анэнцефалия, энцефалоцеле, миеломенингоцеле ...

сильный-уравновешенный-подвижный

сильный-уравновешенный-инертный

сильный-неуравновешенный

слабый

этим четырем типам соответствуют известные со времен Галена типы темперамента, которые Павлов обозначил так:

«живой» (сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, соответствует сангвинику)

«спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует флегматику)

«безудержный» (сильный, неуравновешенный, подвижный тип, нервной системы, соответствует холерику)

«слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, соответствует меланхолику)

12. Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток.

Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения. Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

13. Представление б.М. Теплова и Мерлина о темпераменте.

В.С. Мерлин основатель пермской психологической школы, специфика которой заключалась в изучении частных проявлений темперамента – это такие природные психические свойства, которые характеризуют динамическую сторону психической деятельности: быстроту возникновения и устойчивость психических процессов, их интенсивность, направленность психической деятельности и т.д. Свойства темперамента характеризуют именно особенности психической деятельности, а не физиологические процессы хотя и связаны с последними. Б.М. Теплов отмечал опасность смешения двух понятий – типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы (точнее – комплекса типологических особенностей проявления таковых).

Он подчеркивал, что они не могут быть просто «наложены» друг на друга. С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный компекс свойств нервной системы, с другой стороны – учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения.

14. В.М. Русалов о темпераменте.

Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока — хранения, цнркулнрования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, — выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

7 стр., 3081 слов

Человек как личность в системе социогенеза

... приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, ... Браун разрабатывает концепцию “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов ...

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров — активности и чувствительности.

15. Психологическая характеристика типов темперамента

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента: сензитивность, определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

16. Психологическая характеристика сангвинического типа темперамента.

Сангвиник — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психо-аналитической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.

Павлов считал, что у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.

Подобный тип темп-та характеризует, как правило, расчётливого человека. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал.

17. Психологическая характеристика холерического типа темперамента.

Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина, Суворова.

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...

... внешними действиями. Умственная деятельность не обособляется от практической деятельности. Общее строение деятельности. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена в ... субъект-объект". "В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь" Маркс. О категории предметной деятельности Деятельность это единица жизни, опосредованной психическим ...

Холерик — это субъект, обладающий одним из четырёх основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью[5]. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Иван Петрович Павлов относил холерика к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

18. Психологическая характеристика флегматического типа темперамента

Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний[3].

Флегматик — это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики[1][4]. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке[1][4]. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством[1]. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются[2]. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень[2].

При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.Павлов считал, что флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы

19. Психологическая характеристика меланхолического типа темперамента

Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарльз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью. Аристотель и вовсе утверждал, что все знаменитые и выдающиеся люди были меланхоликами.Для меланхоликов характерен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, а также быстрая утомляемость. Меланхоликов отличают высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость.Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Меланхолики являются интровертами. Они застенчивы и нерешительны. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

20. Темперамент и деятельность.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скоростьсвоих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику. Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа ВНД и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

21. Проблема характера в современной психологии

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как несовместимые с ними, им противоречащие другие.

22. Черты характера.

В характере каждого человека можно выделить общие группы черт. Одним из самых наглядных способов деления на группы является система Теплова. В 1 группу этот ученый выделил общие черты характера, те, которые являются психической основой личности. Это такие качества как принципиальность, честность, мужество и их антиподы: малодушие, неискренность.

Во 2 группу входят те черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Т.е. общительность, замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие.

3 группу черт характера составляют те черты, выражающие отношения человека к самому себе. Именно к этой группе относятся гордость и самомнение, тщеславие, заносчивость и чувство собственного достоинства, адекватная гордость.

4 группа черт отражает отношение человека к труду. Трудолюбие и лень, боязнь трудностей и настойчивость в их преодолении, активность и безинициативность.

В типологиях черт характера других ученых стоит выделить две очень важные группы черт характера, нормальные и аномальные. К нормальным относятся те черты, которые присущи психически здоровым людям, а к аномальным – к людям с заболеваниями психики.

23.Целостность и структурность характера.

Характер, как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, характеризующий человеческое «я» как единое целое. Понимание характера как единства его черт не исключает выделения его сущности. Павлов, не отрицая целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов. Определить структуру характерат означает выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера представить нельзя. В структуре характера необходимо различать.

24. Ананьев о структуре характера.

Б.Г. Ананьев считает что в структуру личности входят такие свойства: -определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);-динамика психофизиологических функций и структур органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках. – статус и социальные функции-роли;- мотивация поведения и ценностные ориентации; -структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая революция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения 3)жизненный путь человека (история личности).

Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительно автономию каждого из них.

25. Проблема типологии характера

Много времени потребовалось чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научно обоснованных требований. Основными из них являются:

— Личностные черты должны иметь приемлемую степень коррелированности с тем или иным типом характера;

— основная масса людей по характеру может быть отнесена к определенной типологии

-характер должен быть достаточно устойчивым психическим образованием на протяжении всей жизни конкретного человека

-характер человека должен отражаться во внутренних и внешних аспектах его жизнедеятельности.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а так же индивидуальные научные предпочтения исследователей породили большое число типов характеров, в основу которых положены различные основания (критерии, или объединительные признаки).

26. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере.

Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят во-первых – общественно-исторический характер, во-вторых – индивидуально-своеобразный характер. Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие бытие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

27. Нормальный и патологический характер. Понятие акцентуации характера.

Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени т.е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А.Е.Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой : «каков в колыбельке, таков и в могилку». Второй признак – тотальность проявлений характера: одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: дома, на работе, на отдыхе, среди знакомых, среди чужих, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак – это социальная дезадаптация — заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Целостность характера не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить ее к психическим расстройствам будет неправильно.

28. Типология характера к. Леонгарда

Леонград распространил созданную им типологию на взрослых и выделил 12 типов акцентуированных характреов, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами.

1)гипертимный тип. Характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления.

2)дистимный тип отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает бдыть один.

3)циклоидный тип отличается частой, переодической сменой настроения, манеры общения с людьми

4)возбудимый тип быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной.

5) застревающий тип отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством.

6)педантичный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения.

8)эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения.

9) демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует кофликты.

10)экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью.

11)экстравертированный тип. Отличается высокой контактсностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив. Проявляет интерес ко всему.

12)интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности.

29. Типология характеров а.Е. Личко.

В типологии характеров А.Личко представлены 11 типов акцентуированных характеров подростков.

1 – гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству.

2 – циклоидный тип – отличается повышенной, переодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также проявляется время от времени

3- лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в настроении.

4 – астеноневротический тип – характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью, и раздражительностью.

5 – сензитивный тип. Им свойственна повышенная чувстительность к людям и к человеческим отношениям

6 – психоастенический тип – подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников

7 – шизоидный тип – отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находится в компании взрослых людей.

8 – эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей.

9 – истероидный тип – обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание.

10 – неустойчивый тип. Это слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимися обстоятельствам.

11 – конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит.

30. Проблема биологических основ характера.

Биологические основы характера складываются из физиологической основы и генетической основы (генетических предпосылок формирования характера).

Все генотипическое есть одновременно и биологическое, но не все биологическое имеет генотипическую природу. В последние десятилетия ставшая актуальной проблема нарушений поведения у подростков совпала с другим явлением, ярко проявившимся в те же годы: ускорением (акселерацией) в этом возрасте физического развития, в том числе полового созревания.

31. Условия формирования, развития характера

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, поведению взрослых и своих сверстников. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

32. Темперамент и характер.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У человека сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности. Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей.

33. Проблема способностей в современной психологии.

Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. По отношению к последним свойства объекта выступают как качества. Любое свойство проявляется в единстве качества и количества, имеет меру выраженности. Следовательно, способности также должны иметь меру выраженности, конкретную по отношению к каждому свойству, к другим вещам и способу проявления. Способности в литературе определяются как индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, но которые нельзя свести к знаниям, умениям и навыкам. Способности позволяют быстро и легко обучаться новым способам и приемам деятельности. Иначе говоря, способности — то, что отличает одних людей от других. Во-вторых, способностями называют только те свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Способность — это высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленной задатками». Следовательно, задатки могут усиливать проявление той или иной стороны функции, но ни в коем случае не подменять ее.

Способности имеют потенциальный и функциональный, или деятельный, планы. Наиболее заметно способность обнаруживается: 1) в склонностях, 2) в темпе деятельности и продвижения. 3) в количестве и качестве результатов труда и их оригинальности.

В способностях человека находит свое выражение концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности, теоретической и практической. Накопленные поколениями знания составляют ту основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Для развития способностей очень важно овладение знаниями способов решения задач, т.к. эти способы являются звеньями способностей.

34. Основные отличительные признаки способностей

Способности – свойства и качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (рубинштейн)

Теплов выделил 3 основных признака способностей

  1. индивидуально- психологические особенности
  2. определяющие успешность выполнения деятельности
  3. Несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности

Маничев С.А.:

  • Склонность к какой-либо деятельности, мотивация
  • Темп обучения каким либо ЗУН
  • Наличие границ способности
  • Нестандартность результатов
  • Мера общественного признания
  • Помехоустойчивость
  • Уровень обобщенности, перенос

Механизм формирования способностей; обобщение +закрепление

Эмпирические признаки способностей:

Уровень продуктивной деятельности

Скорость научения

Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность)

Раннее проявление высоких результатов (не всегда)

Помехоустойчивость, склонность к деятельности

35. Соотношение способностей и задатков.

Под задатками понимают врожденные морфологические и функциональные особенности мозга и органы ощущений индивида. Под способностями понимают такие психические особенности, которые обуславливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накоплению знаний, умений и навыков, но к последствиям не сводятся. Если задатки являются врожденными, то способности не являются врожденными. Они возникают в процессе деятельности индивида.

Поэтому основным условием для проявления способностей и их формирования выступает деятельность, как специфично человеческая активность, направленная на предметную среду окружающего мира.

36. Соотношение знаний, умений, навыков и способностей.

Знание – информация о событиях, ситуациях прошлого, настоящего и возможного будущего, о моделях поведения, навыках, которой владеет индивид или социальная группа.

Умение – способность адекватным и осознанных образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели.

Навык – автоматизированное действие, сформированное путем многократного его повторения и воспроизводимое в последующем без усилий, без пошаговой сознательной регуляции и контроля.

Способности – психические свойства индивида, регулирующее его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.

37. Теории происхождения способностей (Платон, ф. Гальтон).

Френсис Гальтон (конец 19 в)

Способности – это биологически детерминированные свойства личности. Их проявлние, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.

Способности созревают у человека к определенному сроку и он включается в определенную ему деятельность. Гальтон предпринял попытку изучая биографии выдающихся людей. Он обнаружил заметную закономерность. Некоторые выдающиеся личности имели предков с такими же способностями.

38. Подходы к рассмотрению способностей в отечественной психологии (к.К. Платонов, б.М. Теплов, е.П. Ильин, в.Д, Шадриков).

Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей. Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей не только с позиции функций и функциональной системы, а и с позиций возникновения (генезиса) способностей (с точки зрения генетической теории), авторами которой являются Ильин и Шадриков. Теплов , возражая против причисления к способностям любого свойства личности, установил некоторые границы: способностью можно назвать только такое личностное свойство, которое влияет на эффективность деятельности. Однако вполне резонно замечание Платонова: а существуют ли какие-либо особенности и свойства личности, которые хотя бы косвенно не влияли на эффективность деятельности?

Основные положения Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции.

39. Деятельностный подход к рассмотрению способностей (к.К. Платонов, б.М. Теплов)

К. К. Платонов за способности принимает, в частности, нравственные и правовые отношения личности и в связи с этим говорит о нравственных и правовых способностях.

Б. М. Теплов, возражая против приписывания к способностям любого свойства личности, установил некоторые границы: способностью можно назвать только такое личностное свойство, которое влияет на эффективность деятельности. Однако вполне резонно замечание К. К. Платонова: а существуют ли какие-либо особенности и свойства личности, которые хотя бы косвенно не влияли на эффективность деятельности?

Точка зрения Б. М. Теплова на приобретаемость способностей подверглась критике, как это ни странно, со стороны К. К. Платонова. Он считает, что Б. М. Теплов напрасно отказался от тезиса: способности — это задатки в развитии. По его мнению, надо было всего лишь уточнить, что в задатки входят и элементарные психические процессы. Однако с этим утверждением К. К. Платонова трудно согласиться.

Правильный шаг Б. М. Теплова, отказавшегося от своего раннего взгляда, состоит не в том, что способности не бывают врожденными, это задатки не могут выступать в качестве единственного структурного элемента способностей. Способности являются многокомпонентными образованиями, а задатки могут быть поли- функциональными.

Столь подробный анализ концепции Б. М. Теплова обусловлен тем, что в ней, как в зеркале, отражены многие противоречия, присущие в целом личностно-деятельностному подходу к проблеме способностей.

Теплов писал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. С ним согласился К. К. Платонов.

40. Функциональный подход к проблеме способностей (е.П. Ильин, в.Д. Шадриков)

Функционально – генетический подход к рассмотрению способностей. Особенностью этого подхода является рассмотрению структуры способностей не только с позиции функций и функциональной системы, а и с позиций возникновения (генезиса) способностей (с точки зрения генетической теории), авторами которой являются Е.П.Ильин и В.Д.Шадриков. способности – это не просто различия в степени проявления этих свойств (качественных сторон функции) у разных людей.

Основные положения Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями. Состав первых, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

41. Классификация способностей:

1) природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Различают общие и специальные: общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),

3) специальные — определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.)

42. Критерии выраженности способностей (с.Л. Рубинштейн, н.С. Лейтес)

Положение С.Л.Рубинштейна о том, что способности формируются в деятельности, имеет скорее философско-педагогическое значение, чем собственно психологическое. Очевидно, что если «психика формируется в деятельности», то это присуще и всем её свойствам.

44. Уровни развития способностей:

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может называться талантом. Высший уровень развития способностей – гениальность. Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются в его творчестве. Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии.

45. Одаренность и ее виды.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Могут быть выделены следующие виды одаренности: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

46. Талант и мастерство.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Талант это стартовая программа заложенная эволюцией. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  • цифровой (характерен для математиков, программистов)
  • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  • пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  • предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

МАСТЕРСТВО — это способности, приобретенные человеком в ходе образования и практической деятельности. Это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности. Исключительное уменье, высокое искусство в какой-нибудь области.

Эти способности включают один или более из нижеперечисленных пунктов: когнитивные способности (к абстрактному мышлению, концентрации), ловкость рук, знание и межличностные способности (к общению, сотрудничеству, сопереживанию другим, лидерству).

47. Гениальность

Гениа́льность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности.

Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.

Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.

48. Нейрофизиологические основы способностей.

Способности к конкретному виду деятельности связаны со степенью развития соответствующих корковых анализаторов. У выдающегося музыканта имеется высокий уровень развития слухового, а у выдающегося художника – зрительного анализатора. В физиологии анализаторов особое значение придается их центральной станции, корковой их части. Разные корковые анализаторы имеют определенную локализацию. Зрительный – локализуется преимущественно в затылочной области. Слуховой – в височной. Кожный и двигательный – в лобно-теменной и пр. Функции абстрактного мышления связаны в большей мере с передней частью лобных долей.

Уровень развития анализаторов, а с ними и дарования у разных людей неодинаков, ряд примеров, когда в одном человеке совмещались дарования научного и художественного характера. При переднем соотношении сигнальных систем обе могут быть развиты в высочайшей степени. Конкретные особенности корковых анализаторов, обеспечивающие высокую творческую продуктивность, составляют еще во многом неразгаданную загадку и подлежат дальнейшему изучению. Хотелось бы только подчеркнуть, что в физиологическом аспекте современный человек еще не выявляет всех своих возможностей.

49. Развитие способностей.

Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

развитие способностей в значительной мере зависит от условии, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семенного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условии развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

50. Способности и профессиональное самоопределение

— это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя само определяет и далее само реализует.