Ижевск – 2004 Вводная часть Хороший урок – живой урок

Памятка

студентам-практикантам по подготовке

к проведению урока «Основы безопасности

жизнедеятельности» в школе

Устойчивое развитие общества и государства зависит от основной проблемы – обеспечение безопасности граждан как от внешних, так и внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и, безусловно, нормальное развитие подрастающего поколения. Поэтому появление курса «Основы безопас6ности жизнедеятельности» было вызвано объективной необходимостью. «Знать чтобы выжить» – такой девиз можно с полным основанием предпослать предмету ОБЖ, цель которого – внести свой вклад в воспитание общей культуры личности, способной во всеоружие встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.

В процессе освоения курса ОБЖ в школе у учащихся должны быть сформулированы:

  • необходимые знания;
  • поведенческие навыки и умения;
  • психологическая готовность к действиям в ЧС.

Это, в свою очередь, предполагает хорошую осведомленность о всех опасностях, которые подстерегают буквально на каждом шагу, теоретические и практические занятия по защите от них, воспитание морально-психологической устойчивости и формирование установки конструктивно решать возникшие проблемы, разумно сочетая при этом личные интересы с интересами общества.

Именно этого надо добиваться, проводя уроки «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

Каждый из педагогов хочет, чтобы его уроки были хорошими.

Кажется как просто: Учитель входит в класс и вот учащиеся, все такие непохожие друг на друга, работают с наибольшим интересом и напряжением, не замечают как пролетает время, и заканчивают урок обогащающими знаниями, мыслями, чувствами, умениями и навыками.

Но для проведения таких уроков мало одного желания.

Они – плод больших раздумий и исканий, педагогического искусства и мастерства.

2 стр., 587 слов

Психологические основы безопасности в криминогенных ситуациях

Психологические основы безопасности в криминогенных ситуациях Чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 с для оценки потенциального объекта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, неумелость движений, вялую осанку, физические ...

И главное, от чего зависит проведение урока ОБЖ в школе – учитель, обладающий большими знаниями, педагогическим профессионализмом, психологическими способностями, прекрасными человеческими качествами; учитель самоотверженный, патриотичный, мужественный человек, стремящийся овладеть инновационными методами ведения занятий, воспитывать у учащихся оптимистическое, активное отношение к жизни.

В процессе освоения программы ученикам приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушениями, катастрофами, авариями, чрезвычайными ситуациями природного характера. Для впечатлительного ребенка, особенно в младших классах, это может оказать нежелательное воздействие на его психику. И задача учителя «уравновесить» все изучаемые негативы общей позитивной установкой, не позволить, чтобы у детей сформировалось «катастрофное» восприятие мира.

Особенности подготовки к уроку

Успех проведения урока зависит прежде всего от учителя, от его подготовки к уроку. К началу учебного года подготовка должна идти в 3 направлениях:

  1. изучение условий, в которых придется преподавать (наличие кабинета и его оборудование);
  2. личная подготовка учителя к преподаванию годичного курса (знакомство с передовым опытом, литературой);
  3. особенности учащихся и классов в целом.

Подготовка начинается с анализа учебной программы, на основании которой учитель составляет календарно- тематический план. Весь учебный материал курса должен пройти через творческое сознание учителя. В названном плане определяется тема каждого урока, оборудование, указываются методы и др.

Изучить особенности учащихся, возможности классов.

Учителю любого предмета необходимо проводить урок с учетом возможностей класса, его подготовленности, общего интеллектуального развития, эмоционального настроения. Учитель должен выбрать те приемы и методы преподавания, которые наиболее доступны и понятны учащимся данного класса. Кроме того, необходим и индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому при планировании урока следует отработать несколько форм проведения урока, проверка домашнего задания. Такой подход обеспечивает прочное усвоение материала, создает комфортные условия для учащихся, дает возможность полнее раскрыть их скрытые резервы.

11 стр., 5272 слов

Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов

... теме: «Использование дидактических игр на уроках у учащихся младших классов». Учителем показана совокупность целенаправленных и систематически ... материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например быть ... с кубами, узорами, рамками и вкладышами М.Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, ...

Календарно-тематический план– это обязательный документ учителя, он повышает эффективность учебных занятий, так как содержание уроков раскрывается в логическом порядке, предусматривает их взаимосвязь

Поурочный план. При подготовке к каждому уроку учитель составляет поурочный план. Здесь идет работа над маленьким кусочком материала, который будет изучаться на данном уроке. Идет продумывание, как по теме урока изложить материал, не повторяя материал из учебника, довести его до сознания каждого учащегося, сформировать у школьника навыки и умения действовать в различных ситуациях.

Составляя поурочный план, учитель определяет прежде всего цель урока, так как проводимый бесцельно, он превращается в пустую трату времени, утомляет учащихся, приучает их к бездеятельности, прививает плохую нравственную черту – лень.

Учитель продумывает структуру урока. Однако надо помнить, что урок ОБЖ, по сравнению с классическим уроком, отличается уже тем, что в нем могут отсутствовать некоторые элементы, например, оценки и контроль, домашнее задание – и что в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответствует требованиям педагогики.

Структура урока ОБЖ зависит от содержания учебного материала. Каждый урок по своей структуре является гибким, неповторимым, нестандартным. Основными структурными элементами являются: цель и действия, методы обучения и формирование навыков, время выполнения учебных заданий.

Цель и действия как структурные компоненты урока являются главными, ведущими, необходимыми в учебно-воспитательном процессе, осуществляющими функцию регуляции психофизического состояния учащихся в экспериментальных условиях.

9 стр., 4232 слов

1) Определяет цели обучения

29 сентября Дидактика. Актуализация субъектного опыта ученика – заявил Рассоха. Теория образования и поучения. Предметом дидактики является цель, принципы, содержание, технологии, методы, формы, результаты обучения. Задачи: 1) Определяет цели обучения. 2) Разрабатывает принципы обучения 3) Определяет научные основы образования 4) Определяет теоретические основы образовательной технологии. ...

Цель урока обж

Цель урока ОБЖ всегда должна быть связана со стремлением учащихся выполнять учебные (медицинские, психологические, пожарно-прикладные) действия быстро, качественно. Учитель должен побуждать учащихся к действию, направлять и регулировать их работу. Именно на уроках ОБЖ проявляется возможность обучения детей конкретным действиям при помощи дидактического времени (это определенное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие).

Обозначив цель, учитель продумывает содержание урока. Его учебный материал должен отражать то, что организация деятельности людей в чрезвычайных ситуациях очень сильно зависит от времени, имеющегося у них. Обучение учащихся по основам безопасности жизни связано с приобретением ими навыков и умений действовать в строгих временных рамках, этому не учит ни один школьный предмет.

Урок ОБЖ, являясь нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, должен способствовать психологическому воспитанию личности. Этот предмет ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка (чтобы он мог проявить решительность, целеустремленность, самоорганизацию, ответственность за свои поступки).

Педагогические условия урока должны быть таковыми, чтобы школьник в них мог реально научиться чувствовать меру и норму своих поступков и желаний.

Учебную ситуацию урока следует формировать так, чтобы она позволяла показать наглядно признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций. Учащийся, сталкиваясь с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.

На уроках ОБЖ учащиеся должны научиться выбирать наиболее целесообразные для каждой ситуации действия: физическое, психологическое, физиологическое.

4 стр., 1561 слов

Обобщающий анализ посещенных уроков теоретического и производственного обучения

  Учебная дисциплина ________________________________________________________________   Преподаватель _____________________________________________________________________   Студенческая группа _________________________         Дата_________________________   Тема ______________________________________________________________________________ & ...

Условия урока ОБЖ позволяют ученику принять и осуществить сознательные волевые решения, научиться организовывать деятельность группы и индивидуума в условиях ЧС в целях предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей.

Специфика предмета ОБЖ заключается в том, что здесь учитель имеет уникальную возможность решать одновременно две задачи:

  1. отрабатывать поставленную тему;
  2. формировать атмосферу здорового, конструктивного общения в классе.

Дефицит взаимопонимания полноценного общения является серьезной проблемой любого коллектива, а особенно подросткового и юношеского. Включение в учебный процесс психолого-педагогических активных методов помогает успешно решать задачи коммуникаций между учащимися класса, а также между классом и учителем. Целями развития навыков полноценного общения у учеников являются:

  • формирование гуманистической направленности личности,
  • приобщение к общественной культуре,
  • развитие творческой индивидуальности учащихся.

Полезным в этой связи представляется следующий опыт – начинать учебный процесс с выработки общих правил взаимоотношений в коллективе на время проведения уроков. К активным методам обучения в преподавании ОБЖ можно отнести и такой этап начала урока как разминка (повторение пройденных тем).

В ходе нее достигается оптимальное эмоциональное состояние, создается психологическая «настройка» трудностей в общении, снижения конфликтности в классе. Используются психологические упражнения с конкретным содержанием темы урока.

Практически все эти упражнения способствуют повышению работоспособности учащихся и включения их в групповую работу, то есть применяется метод – коллективный метод обучения.

Очень важно для разминки применять упражнения, составленные для тренингов общения. Их запас можно пополнять из литературы по тренингам, однако для исключения попадания на урок «недоброкачественной продукции», которая к сожалению на книжных прилавках, необходимо проконсультироваться со школьным психологом.

17 стр., 8218 слов

Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития

... равновесное оценивание положительных и отрицательных следствий интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития всеми субъектами коррекционно-педагогического ... 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный ... с ЗПР одного возраста также неоднородны. Меньшая часть из них, по результатам исследования мыслительной ...

Основные требования к психологическим упражнениям и играм: ее допустимое присутствие в них приемов и ситуаций, оскорбительных для участников, оказывающих негативное психологическое воздействие, подавляющих и вызывающих взаимную агрессию.

Основная часть урока

После разминки или опроса пройденных тем проводиться основная часть урока, она может быть построена как в традиционной (урочной) форме, так и в форме ответов на вопросы (беседа) или в режиме активных методов обучения. Учитель, готовясь к уроку, обязан продумать методы проведения основной его части.

Один из методов педагогической работы, которая все больше получает распространение в ходе преподавания курса ОБЖ – метод Анализа типичной ситуации, представляющей потенциальную или реальную опасность. Подбор их определяется реальными угрозами для жизни и материального благополучия, с которыми сталкивается современный человек (ситуации, возникающие при стихийном бедствии, техногенных авариях и катастрофах).

Объектом психолого-педагогического анализа могут выступать также любые поступки и формы поведения, которые могут иметь нежелательные последствия для человека.

Общие принципы организации и проведения такой формы работы таковы:

  1. Работу можно проводить с классом, что чаще всего и бывает, но наибольшая ее эффективность достигается при численности группы 10–15 человек.
  2. Набор разбираемых ситуаций может быть предложен учителем или составлен при осуждении в классе, исходя из имеющих у самих школьников опыта и актуальности для них или иной ситуации. Задачи учителя в этом случае – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес для большинства учащихся. Непременно в начале такой работы у учителя должен быть набор ситуаций, и в качестве примера и в целях проработки ситуации из разных сфер, представляющих потенциальную опасность.

Работа с выбранной ситуацией может проходить на нескольких уровнях психологического анализа и педагогической проработки.

3 стр., 1490 слов

Тема 15. Особенности типологии, видов и структуры уроков предметно-практического обучения

Вопросы и задания 1. Покажите особенности типологии уроков предметно-практического обучения. 2. Какие виды руководства познавательной деятельностью учащихся характерны для уроков предметно-практического обучения? Докажите свою мысль. 3. Проводя аналогию с психологической структурой действия, охарактеризуйте структуру урока предметно-практического обучения. 4. Исследования психологов ( ...

Первый уровень– краткий словесный разбор типовой ситуации с с предложением к учащимся вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни или свидетелями которых они были. Задача учителя при разборке предложенных случаев – обратить внимание на те детали, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.

Второй уровень– предлагает подборку ситуаций в процессе ролевой игры. По согласованию учащихся, учитель поручать им сыграть роли участников разбираемой ситуации. Здесь также возможно проигрывание нескольких вариантов ситуаций, включая варианты «неправильного» и «правильного» поведения.

Третий уровень– работы с конкретными ситуациями, которая проводится вне класса, в условиях приближенных к реальным: на улице, в лесу и т.д. Для таких занятий класс целесообразно разделить на две группы.

В тетрадях учащихся по каждой типовой ситуации должно быть записано:

  • описание типовой ситуации,
  • алгорифмы правильного поведения с фиксацией особо значимых моментов,
  • типичные ошибки и неправильные действия,
  • дополнительные условия, которые не повлияют на поведение в такой ситуации,
  • описание собственного опыта, аналогичного разбираемой ситуации (если он был).

    Последнее может быть дано в качестве домашнего задания.

Готовясь к уроку нужно заранее продумать форму его проведения (календарно-тематический план), чтобы заранее готовить к нему учащихся (заранее давать не менее, чем за две недели, а иногда и месяц; назначать дни консультаций, помочь подобрать литературу и т.д.).

Сами используйте при подготовке к уроку различные источники информации.

При подготовке к уроку учитывайте применение средств наглядности, так как они очень повышают эффективность обучения по курсу ОБЖ. В кабинете ОБЖ должны быть стенды постоянные и съемные. Используйте и видеоаппаратуру. Видеофильмы можно просматривать как для изучения, так и для закрепления пройденного материала, повышая интерес к нему.

Учителю надо тщательно ознакомиться с содержанием фильма заранее, сформулировать все задания и вопросы в нем содержащиеся, организовать соответствующую работу с учебником и другими средствами обучения, подготовиться к беседе и определить характер дальнейшей самостоятельной работе учащимися. В некоторых ситуациях, когда видеоматериал очень большой или мало знаком учащимся, имеет смысл повторного просмотра всей передачи или отдельные ее фрагменты. Это возможно осуществить как непосредственно после первого просмотра, так и с некоторой задержкой необходимой полученной в передаче информации. Педагогический эффект от просмотра видеосюжета телепередачи достигается лишь в том случае, если он соответствует особенностям изучаемого учебного материала и позволяет донести его убедительнее и глубже, чем это могут сделать учебники или учитель.

Возможны и письменные задания учащимся в виде вопросов и ответов на тесты, описание отдельных эпизодов, выполнение рисунков, сравнение увиденного в передаче с материалом в учебнике и т.д. Такие уроки учат наблюдать, анализировать, обобщать знания, связывать увиденное с жизненным опытом. Видеосюжеты, по сравнению с другими средствами обучения, содержат больше возможности для воспитания патриотизма, управления ходом учебно-воспитательного процесса.

Знания, умения и навыки, полученные на уроках можно закрепить и во вне урочное время. Для этого нужно использовать проводимые в школе мероприятия:

  • игры, викторины,
  • День защитника Отечества,
  • КВН,
  • смотр-конкурс стенгазет,
  • учебные конференции,
  • конкурсы эмблем и плакатов,
  • День защиты детей,
  • акции, месячники,
  • тематические вечера.

Учитель в основной части урока подготовился, нужно перейти к подготовке к заключительной части урока.

Новую тему урока нужно разбить на несколько вопросов (10-12 вопросов) для закрепления пройденной темы. Вопросы желательно сформулировать в небольшом объеме, чтобы ответы раскрывали, на сколько учащиеся поняли материал новый пройденной темы урока. Зачем такое количество вопросов, чтобы был охват как можно большего количества учащихся. Можно при подготовке к ответу разрешать пользоваться учебными тетрадями и учебником или рабочими тетрадями.

После краткого опроса по пройденной теме нужно объявить оценки, поставленные учащимся (если это не сделано во время урока) и дать по возможности домашнее задание.

Так как предмет ОБЖ нестандартный и в конце урока не всегда практически будет возможность подвести итоги на том уровне, который соответствует требованиям педагогики.

Заключительная часть

Итак, каждый урок ОБЖ состоит из трех частей:

  • Введение (организационный момент)
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Хотя структурно он не всегда похож на традиционный урок. Основой обучения безопасности жизнедеятельности являются:

  1. Словесные (живое, образное, эмоциональное и яркое слово учителя просто необходимо и незаменимо для изучения ОБЖ) – беседа, рассказ, вопросы;
  2. Наглядность (то есть практическая реализация дидактического принципа в обучении, так как живое созерцание –зрительное, слуховое, осязательное и другие ощущения и восприятия – являются исходным началом всякого познания);
  3. Практические (позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников – наблюдения, упражнения, тренировки, анализ конкретных ситуаций).

Используя при подготовке к уроку все это, вы можете провести интересный, поучительный, на долго запоминающийся учениками урок.

Составил памятку ст. преподаватель кафедры БЖД Шерстобитов В.В.