Тема 15. Особенности типологии, видов и структуры уроков предметно-практического обучения

Вопросы и задания

1. Покажите особенности типологии уроков предметно-практического обучения.

2. Какие виды руководства познавательной деятельностью учащихся характерны для уроков предметно-практического обучения? Докажите свою мысль.

3. Проводя аналогию с психологической структурой действия, охарактеризуйте структуру урока предметно-практического обучения.

4. Исследования психологов (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец и др.) показали, что решающую роль в формировании умственного действия играет ориентировочная часть, именно она «определяет быстроту формирования и качество действия». Покажите, как реализуется это положение применительно к урокам предметно-практического обучения в онтогенетическом аспекте.

5. Какие виды работ характерны для различных структурных этапов урока (ознакомления с видом деятельности и видом изделия, написания плана, заявки, отчета о работе)? Приведите примеры.

6. Укажите наиболее характерные недостатки, имеющие место при проведении этапа изготовления изделия (по данным прочитанной литературы).

Каким образом нужно строить про­цесс обучения, чтобы избежать их?

Тема 16. Использование личностно-функционально ролевого подхода на уроках предметно-практического обучения в целях формирования учебной деятельности

Вопросы и задания

1. Раскройте значение и необходимость целенаправленного формирования учебной деятельности у глухих детей младшего школьного возраста в соответствии с возрастной периодизацией психического развития ребенка.

2. Назовите основные компоненты учебной деятельности по Д.Б.Эльконину. Дайте их характеристику.

3. Раскройте суть личностно-ролевого подхода и докажите целесообразность его использования на уроках ППО при формировании учебной деятельности.

4. Какова последовательность усвоения структурных компонентов на уроках ППО?

5. Расскажите о технологии ролевого моделирования на уроках ППО.

6. Как расширяются возможности речевого развития глухих детей при личностно-ролевом подходе?

7. Как можно использовать этот подход для формирования отношений сотрудничества?

3 стр., 1431 слов

принципы наглядности в формировании универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

... среду обитания человека. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой для формирования универсальных учебных действий (УУД). На уроках технологии все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в ... Коменского, принцип наглядности занял прочное место в теории и практике обучения и является одним из ведущих дидактических принципов до настоящего .... Список ...

8. В чем значение использования внешнего знака при формировании представления о структуре учебной деятельности?

9. Обоснуйте возможности формирования адекватной формы учебной деятельности, самооценки и уровня притязаний в условиях совместно-распределенной деятельности.

Тема 17. Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности

Вопросы и задания

1. Обоснуйте значение планирования в жизни и деятельности людей. Как рассматривается проблема планирования в школе для глухих детей?

2. Раскройте задачи и содержание подготовительного и основного периодов в обучении планированию на уроках ППО.

3. Дайте классификацию видов планов по степени их обобщенности. Проанализируйте, в каких случаях и на каких годах обучения они используются.

4. На конкретных примерах раскройте особенности методики обучения составлению различных видов планов. Какие методические приемы можно использовать при обучении учащихся умению составлять план деятельности?

5. Л.С.Выготский писал: «Высказываниям планирующего характера предшествует речь констатирующая, одна как бы подталкивается другой». Какое отражение находит эта мысль при определении сро­ков введения различных видов планов, отчетов и работы по поручениям? Проследите, как реализуется эта взаимосвязь в программе по предметно-практическому обучению.

Тема 18. Технология использования предметно-практических карт

на уроках ППО

Вопросы и задания

1. Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, в частности, на положение о том, что психологическим началом формирования любого принципиально нового действия является внешнее предметное действие, докажите целесообразность и необходимость применения предметных карт при формировании действий контроля (пооперационного, заключительного, прогнозирующего или планирующего).

2. Назовите основные этапы и расскажите о методике работы с предметными картами при формировании действий контроля, планирования.

12 стр., 5787 слов

Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса

... , Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка/ Т.В. Напольнова. - М.: Просвещение, 2008. - 176с. 20. Обучение русскому языку в IV классе ... фактором приобретения школьниками опыта социального действия [Ушаков, 2006, c.32]. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное ...

3. Расскажите, какие виды предметных карт можно использовать на уроках деятельности. Проанализируйте приложения к учебнику развития речи в 1−4 классах. Сделайте выводы.

4. Изготовьте предметную карту по какой-либо программной теме (на выбор).

Обоснуйте ее вид и раскройте методику ее использования.

Тема 19. Анализ уроков предметно-практического обучения

Вопросы и задания

Дайте анализ урока предметно-практического обучения, просмотренного в школе. При анализе пользуйтесь данной ниже схемой.

Схема анализа урока:

Тема урока. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в системе уроков по теме.

Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи. Обоснование правильности поставленных целей урока.

Оборудование урока и эффективность его использования (дидактический материал, наглядные пособия, техническое оборудование, оформление доски).

Соответствие всего указанного характеру поставленных задач.

Тип урока, вид (дать определение в соответствии с классификацией А.А. Бударного).

Организационная структура урока (ориентировочная, исполнительная, контрольная части):

А) соответствие структуры урока содержанию учебного материала и характерной структуре уроков ППО;

Б) четкость всей структуры и закономерность отдельных его этапов; последовательность, взаимосвязь и соотношение частей;

В) организационные формы работы учащихся на уроке.

Решение на уроке основных задач, стоящих перед предметно-практическим обучением как специфичным предметом школы для глухих детей:

А) работа по формированию «житейских» понятий (объем, их качественная характеристика, использованные приемы);

Б) развитие логического мышления у учащихся; использованные при этом приемы, методы;

В) развитие диалогической и описательно-повествовательной речи учащихся на уроке;

Г) характеристика речевого материала с точки зрения содержащихся в нем обобщенных целей коммуникации;

Д) решение на уроке воспитательных задач школы (воспитание коллективизма, самостоятельности; трудовое, нравственное и эстетическое воспитание; формирование мировоззрения).

Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку (научность, развивающий и воспитывающий характер обучения, связь с жизнью и различными видами деятельности; развитие словесного общения в процессе деятельности; сознательность, прочность, систематичность, последовательность, наглядность, формирование логического мышления; индивидуальный подход; полисенсорный подход к обучению; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, учет знаний учащихся).

Оценка деятельности учителя. Знание материала. Методическое мастерство (рациональность распределения учебной нагрузки на уроке, организация деятельности учащихся, эффективность использованных приемов обучения, воспитание интереса к предмету), общение с классом (средства общения, характеристика речи учителя, контроль речи учащихся, контакт с классом).

Педагогический такт. Эрудиция. Любовь к детям.

Оценка деятельности учащихся на уроке. Поведение учащихся на уроке (внимание, дисциплина, активность, интерес, умение переключаться с одного вида работы на другой); степень и характер участия в работе коллектива в целом и отдельных учащихся; уровень развития учащихся; сообразительность; умение мыслить, работать самостоятельно; уровень речевого развития, средства общения в процессе деятельности.

Общая оценка урока (выводы и предложения).

Выполнение плана урока; достижение цели; развивающий характер урока; наиболее интересные и поучительные моменты; какие изменения целесообразно внести при повторном поведении урока на эту тему.

Методика выполнения заданий и результаты

Письменный анализ урока в соответствии с указанной схемой.

Распределение заданий для самостоятельной работы

Раздел Вид задания для самостоятельной работы
Теоретическое обоснование (психолого-педагогические предпосылки) использования коррекционно-развивающей сурдопедагогической технологии «Предметно-практическое обучение» в коммуникативно-деятельностной системе обучения детей с нарушением слуха. Цель, задачи, содержание, развивающие возможности, межпредметные связи. Анализ научно-методической литературы по ППО, школьной документации, программы по ППО, школьных учебников по развитию речи, календарно-тематических планов, подготовка к дискуссии
Технология развития речевой и познавательной деятельности, творческих способностей, межличностных отношений. Подготовка творческой работы свидеопрезентацией, подготовка к деловой игре, к тренингу, к дискуссии
Технология формирования учебной деятельности. Игровое проектирование с видеопрезентацией, разработка предметно-инструкционных карт, подготовка портфолио

Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ:

Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушениям слуха. М.: «Прометей», 2009

Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушени­ями слуха в процессе внеклассной работы. — М.: «Владос», 2005.

Речицкая Е.Г. Развитие творческих способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста//Е.Г. Речицкая, А.А. Филоненко-Алексеева, И.Н. Филоненко-Алексеева — М.: «Советский спорт», 2007

Речицкая Е.Г., Кулигина Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха. — М., 2006.

Сборник программ для глухих школ глухих. — М., 2005.

Основы сурдопедагогики / Под ред. Е.Г. Речицкой. Курс лекций. Московский педагогический государственный университет. Инновационная образовательная программа. Приоритетные национальные проекты «Образование». Competentum, 2008 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Быкова Л.М.Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. — М., 1989.

Вопросы обучения и воспитания глухих детей. — Свердловск, 1975.

Вопросы обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Вып. 2. — М., 1972.

Выготский Л.С.Собр. соч. Т. 5 Основы дефектологии. — М., 1983.

Зыков С. A. Обучение глухих школьников языку по новым программам //Дефектология. 1974. № 4.

Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. — М., 1977.

Зыков С. А. Предметно-практическая деятельность в разви­тии глухих детей //Дефектология. 1970, № 2.

Зыкова Т.С.О некоторых путях повышения эффективности уроков ППО //Дефектология. 1983. № 4.

Зыкова Т.С.Обучение глухих школьников планированию предметно-практической деятельности. Методическое письмо. -М., 1979.

Зыкова Т.С.Обучение глухих школьников планированию предметно-практической и речевой деятельности //Дефектология. 1975. № 5.

Зыкова Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения глухих. — М.: «Академия», 2002.

Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников /Под ред. С.А. Зыкова. — М., 1976.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.

Манаенко Т. А. Непроизвольное запоминание материала глухими детьми на уроках ППО //Дефектология. 1979. № 5.

Марциновская Е.Н.Основы предметно-практического обучения глухих детей. — М., 1985

Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т. С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих. — М., 1980.

Нестерович Т.В.Обучение глухих школьников младших классов словесному общению //Дефектология. 1974. № 2.

Новоселов Л. А. К вопросу организации общения на уроке в школе для глухих детей //Дефектология. 1975. № 3.

Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей /Под ред. А.Г. Зикеева и Е.Н. Марциновской. — М., 1978.

Психология глухих детей /Под ред. И.М. Соловьева, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшковой. — М., 1971.

Речицкая Е.Г.Задания для самостоятельной работы слушателей по курсу «Методика ППО"// Сурдопедагогика. Учебное пособие для самостоятельной работы слушателей /Под. ред. Е.Г. Речицкой.-М., 2004.

Речицкая Е.Г.Формирование отношений сотрудничества глухих детей в процессе совместной деятельности //Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. — М., 1994.

Речицкая Е.Г.Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. — Л., 1990.

Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. — М., 2003.

Речицкая Е.Г., Филоненко-Алексеева А. Л. Солнечный Зайчик. Ознакомление с окружающим миром., 0−1 кл, 2000, 2 кл. — М., 2003

Розанова Т.В.Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.

Свердловская опорная школа для глухих детей /Под ред. С.А. Зыкова. -Свердловск, 1970.

Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2004. Сурдопедагогика. Учебное пособие для самостоятельной работы слушателей/Под редакцией Е.Г. Речицкой — М., 2004.

Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1975.