Духовное развитие школьников на уроках музыки

Введение

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.

Одна из важнейших задач художественного образования — это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, — научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание» [2].Однако, как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально ... эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявленияэстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений ...

Развитие духовной культуры школьников является актуальной задачей современного образования. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности начинают формироваться в период обучения в школе, когда у ребенка возникают вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к другому как личности. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство, в частности музыка. В научных трудах Е.Г. Ванслова, Н.Г. Морозовой, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова и др. обоснована роль искусства в становлении личности школьника; в работах М.С. Кагана, Е.П. Крупника, П.М. Якобсона и др. рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством. Тем не менее, обоснование роли художественного общения в процессе развития духовной культуры учащихся требует дополнительного изучения.

Актуальность проблемы: На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство, в частности музыка. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников.

Не секрет, что учащиеся, окончившие среднюю школу, не знают и двух народных песен от начала до конца, а если и знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. Между тем, при умелом подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых и на их основе можно воспитать высоконравственную личность.

11 стр., 5142 слов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

... школьников……………………………………………………………….31 1.5. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры ... сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Она по существу лежит у ... для формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Объект исследования – способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников при ...

Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые — психологи — Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, Б.М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека.

Цель исследования: рассмотреть возможность использования духовной музыки на улучшение поведения детей. Выяснить какое влияние оказывает духовная музыка на учащихся.

База исследования: ГУО «Начальная школа № 65 г. Гомеля»

Задачи исследования:

— изучить и проанализировать уровень разработанности проблемы в педагогической и научно-методической литературе;

выявить педагогический потенциал художественного общения на уроках музыки, обосновать его роль в развитии духовной культуры школьников;

определить показатели и уровни развития духовной культуры школьников;

осуществить проверку эффективности развития духовной культуры школьников в процессе знакомства с духовной музыкой на уроке музыки.

В ходе исследования мы опирались на труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Л.П. Буева, Т.И. Власова, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.Г. Федотова) и проблему формирования духовности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков); исследования особенностей восприятия детьми искусства и общения с ним (Т.В. Бреусова, Е.Г. Ванслова, Е.В. Квятковский, Е.П. Крупник, Н.Г. Морозова, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов); работы, раскрывающие специфику художественного общения (М.П. Миронова, С.В. Шишкина).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Он отличный наблюдатель, но он – всего лишь человек, воспитанный определенной культурой в определенную эпоху, стало быть, его наблюдательность ... смутно твердить слова неосознанные. Явление неминуемого перехода возвещено всеми Духовными Учениями (данными Иерархией Света). Сказано: “Не умрем, ... сценариев, он сам писал для своих программ оркестровую музыку; многие из этих мелодий и сейчас можно услышать ...

1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

1.1 Способы организации духовно-нравственного мира в различных эпохах композиторов

духовный музыка школьник нравственный

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального искусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до настоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании. [8]

Действительно, что такое музыка? Музыка — одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе — в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

15 стр., 7007 слов

Восприятие музыки человеком

... результате музыку можно услышать практически везде. Музыка - не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание ... Между тем для анализа восприятия музыкальных произведений и для практики музыкального искусства гораздо большее значение имеет исследование ... - ниже. Этот факт объясняется тем, что люди, выросшие в культуре русского или, например, немецкого языков, не в ...

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других. [10]

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание — правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составляет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее исполнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как украшение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состоит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство. [10]

3 стр., 1266 слов

Музыка объединяет людей. Споем дружно

... в том, что в наше время существует огромное разнообразие музыкальных направлений, и человек, слушая музыку, должен знать о её позитивном и негативном влиянии ... сделать вывод.   Объект исследования:музыка   Предмет исследования:влияние различных музыкальных стилей на психику и здоровье человека.   Гипотеза:предполагаю, что произведения ...

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Способ организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергичной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения — как обнаружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.

По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревлесохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковноепение служит средством выражения чувств, оно «…является торжеством для радующихся и утешениемдля унывающих» (св. Иоанн Златоуст).

13 стр., 6451 слов

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева

... не всегда способствует формированию духовной культуры. Кроме того, современные школьники зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на ...

Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа. [13]

Подходя с этих позиций к различным образцам национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры, подростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкальных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведением, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскрываться не только на уровне ознакомления с некоторыми образцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жанрами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «открытия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы Й. Гайдна, реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, «Литургия» и «Всенощная» Чайковского, «Всенощное бдение» Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.В. Никольского, А.Т. Гречанинова, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Панченко, В.И. Ребикова, Н.И. Черепнина.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка — богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жизненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные — при любых обстоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом — народные. [14]

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Родины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образно-творческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Б. Теплов отмечал, что любое произведение искусства тогда может быть воспитательно ценным, когда оно заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать жить в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция. Воспитание искусством становится искусством воспитания. И, конечно же, в развитии духовных начал ребёнка, ведущая роль принадлежит учителю. Не нова мысль о том, что каков учитель, такова и школа.

Работа большинства общеобразовательных школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

В Республике Беларусь на сегодняшний день утверждены две учебные программы по предмету «музыка» на русском и белорусском языках.

Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых — педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня.

В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.

Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно — нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, ибо Родину, святую и непобедимую, хотели видеть святые.

Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. Глубокие исследования в области духовно-нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

Проблема преподавания музыки в школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно — нравственном развития детей, необходимы:

) развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;

) развитие необходимых как для этого так и для воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

) усвоение нужных для этого знаний.

При таком взгляде на музыкальное образование ясно, что понимает программа под словом музыка и воспитанием духовно-нравственного начала у младших школьников. Это не игра только на музыкальных инструментах, а все музыкальное искусство все стороны и виды ее. Тут и пение — классное и хоровое, и знакомство с музыкальными произведениями, исполнение музыки и т. д. Это всё, при опытном подборе репертуара, обогащает духовно-нравственный мир школьников. Все из области музыки, что возможно для школы, что можно организовать, — все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним и направленным на духовно-нравственное развитие. Слушать музыку учащиеся будут и вне школы и в классах, на уроках и во внеклассное время. Прослушивание и посещение концертов классической музыки дает им возможность ознакомиться с произведениями, способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей. Но в обстановке спектакля, концерта в большом зале, в многолюдном обществе слишком много отвлекающего. Получаемые ими впечатления будут в этом случае слишком общие и неполные. Они будут глубже, отчетливее от слушания музыки в стенах школы, в привычной обстановке, среди своих товарищей.

Музыкальный композитор, дирижер и педагог А.А. Шенщин акцентирует внимание на реализации в преподавании музыки трех общепедагогических принципов наглядности, самодеятельности и жизненности. Значительный интерес представляет мнение автора об «одновременности» и «параллельности» восприятия произведений искусств (и их эстетического усвоения) и творческого восприятия или творческого создания чего-либо нового на основе «внутреннего мира переживаний». Он пишет: «Первое требование вытеснение из принципа наглядности — постоянного, неразрывного художественного воздействия, т. е. учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности». [4]

Из этих слов вытекает та ключевая роль учителя, роль миссионера и проводника духа человеческого в бесконечных пространствах духа мироздания…

1.3 Духовная музыка. Ее роль в воспитании школьников

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту [1]. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка — в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.

На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура [4].

Читая множество литературных источников, мы выяснили особенности православной духовной музыки. А именно:

1.Отличительная черта православной музыки — пение без сопровождения (a capella).

2.В православной духовной музыке первостепенное значение имеет текст, музыка не должна мешать людям внимать смысл.

.Музыка, как правило, многоголосна.

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета — Закона Божия — знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет «Церковное пение» [9].

Что даст детям приобщение к православной музыке? Во-первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во-вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В-третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети раскроют для себя высшую гармонию мироздания [10].

Подводя итог, хотелось бы привести слова русского религиозного философа И. Ильина, который посвятил много работ религиозно — духовной культуре, её значению в школьном образовании и воспитании. В статье «Пути духовного обновления» писал: «Чтобы дети „почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею — всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей“, необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры» [2].

2. Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности школьника на уроке музыки

Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности [3].

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями [6]. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система идеалов, норм, духовных ценностей, призванных ориентировать человека в окружающем его мире.

Поддуховной культуройличности следует понимать систему личностно значимых свойств и качеств, связанных с ориентацией личности на духовные ценности человечества, такие, как мировоззренческо — философские илисмысложизненные ценности (жизнь,смерть, вечностьвремя, прошлое,настоящее, будущее, судьба, память, гуманизм, творчество, свободаи др.), нравственные ценности (добр, зло, человечность, милосердие, справедливость, достоинство, верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность, дружба, любовьи др.), эстетические ценности (гармония, красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

В нашем исследовании мы определяем духовную культуру школьника как значимое качество личности, формирующееся и развивающееся в процессе художественного общения с духовными ценностями, заключенными в произведениях музыкального искусства, и характеризующееся ориентацией на духовные ценности культуры в личностном саморазвитии и межличностном взаимодействии.

Данный урок выстроен на методе пространственно-временных аналогий и взаимодействия различных видов искусств. Используя прием сопоставления музыки и эпохи, рассматривается музыкальный материал от средневековья до наших дней, анализируется и сравнивается между собой.

Используемые источники: Библия, СД диск «Святые лики», СД диск «Лувр» (интерактивная энциклопедия на русском языке), СД диск «Большая художественная энциклопедия», СД диск «Музеи Европы», СД диск «Земле русская» (песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии), СД диск «Органная музыка И.С. Баха», СД диск «Энциклопедия классической музыки», аудиозапись лучших произведений Луи Армстронга.

На первом этапе эксперимента мы выявляли исходный уровень духовной культуры школьников. Диагностика проводилась в экспериментальной и контрольной группах. На основании анализа содержательной характеристики духовной культуры личности мы определили показатели сформированности исследуемого качества, согласно ранее выделенным компонентам духовной культуры (таблица 1).

Таблица 1. Компоненты и показатели оценки уровня развития духовной культуры школьников

Компоненты духовной культуры личности школьникаПоказатели оценки уровня развития духовной культуры школьникаКогнитивныйПредставление о духовных ценностях человеческой культуры; знание произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры; знание позитивных примеров и образцов действий и поступков из жизни великих людей (композиторов, исполнителей), соответствующих идеалам мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностейЦенностныйСформированная система духовных ценностей, толерантность, признание ценности другого человека; умение сочувствовать и сопереживать другому; умение чувствовать единство с миром и ответственность за негоПоведенческийСтепень активности и заинтересованности школьника в полноценном общении с музыкальным искусством во всем многообразии видов, жанров и форм; самостоятельном использовании и приобретении знаний, мнений, позиций, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства

Указанные критерии обусловили выделение трех уровней развития духовной культуры школьников: высокий, средний, и низкий.

Высокий уровень характеризуется:

знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, и их авторов шире программных требований, ребенок знаком с образцами не только классического, но и современного искусства;

наличием положительной установки на восприятие музыки;

− наличием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

− ярко выраженной способностью воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);

− умением давать оценку произведению согласно художественно-эстетическим критериям, выявлять качества музыки, характеризующие ее как художественную ценность;

− личной заинтересованностью и самостоятельностью в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и досуговой музыкальной деятельности; устойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством.

Средний уровень характеризуется:

− знанием произведений искусства, отражающих ценности духовной культуры, в объеме программных требований, ребенок знаком с отдельными образцами классического, а также современного искусства;

наличием положительной установки на восприятие музыки,

наличием отрывочных представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

фрагментарным проявлением способности воспринимать душевное состояние другого человека и проявлять чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);

наличием способности различать «глубокое» и «поверхностное», «позитивное» и «негативное», «высокохудожественное» и «низкопробное» в музыке; фрагментарными проявлениями способности к аргументированной музыкальной оценке;

− неустойчивым стремлением к полноценному общению с музыкальным искусством, самостоятельному приобретению новых музыкальных знаний в учебной и досуговой деятельности.

Низкий уровень характеризуется:

отсутствием знаний произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;

отсутствием положительной установки на восприятие музыки,

отсутствием представлений о средствах художественной выразительности музыкального искусства;

не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; не проявляет чувства, идентичные воспринимаемым, посредством мимики, пантомимики (движение, жесты);-

неумение выделить художественные достоинства музыкального произведения, музыка оценивается школьником преимущественно по критериям популярности, шлягерности, разрекламированности;-

отсутствие стремления к полноценному общению с музыкальным искусством (во всем многообразии жанров, видов и форм); полученные музыкальные знания остаются невостребованными в собственной деятельности.

Изучение исходного уровня исследуемого качества включило в себя предъявление школьникам двух анкет и теста.

Результаты количественной обработки полученных на констатирующем этапе эксперимента данных приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на констатирующем этапе эксперимента

КомпонентыУровнивысокийсреднийнизкийЭГКГЭГКГЭГКГКогнитивный17%18%48%47%35%35%Ценностный29%32%37%35%34%33%Поведенческий31%30%33%35%36%35%

Основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась проверка эффективности применения художественного общения как педагогического средства в процессе формирования духовной культуры школьников.

На данном этапе нами был разработан урок «музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».

Духовно-творческие ситуации были связаны с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с композитором или героем произведения; с произведением музыкального искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог о музыке и по поводу музыки с учителем, одноклассниками) диалогов. Содержанием духовно-творческих ситуаций стали задачи, факты, которые ставили школьника перед необходимостью понимать поступки или поведение героев произведения и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость действий и поступков героев; находить нравственно оправданную цель этих поступков.

В начале процесса организации художественного общения преобладали ситуации, направленные на развитие когнитивного и ценностного компонентов духовной культуры школьников. На данном этапе кульминация урока приходилась на вводную часть (завязка, введение в тему урока, постановка проблемы), основной целью которой было знакомство учащихся с библейскими сюжетами и духовной музыкой, отражающими ценности духовной культуры, изучение художественно-образного языка музыкального искусства (средства музыкальной выразительности) и организация взаимодействия учащихся с музыкальным произведением (художественного общения).

На уроках музыки активно использовались такие методы и приемы, как рассказ, инсценирование (проигрывание ситуации, изображенной в музыке), «вхождения» в музыку, прием сравнения.

Промежуточным результатом стало приобретение школьниками способности эмоционально откликаться, «читать» чувства, эмоции и отношения, заложенные автором в музыкальном произведении.

Заключительный третий этап эксперимента (контрольный) включил в себя повторный диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе с целью выявления динамики развития духовной культуры школьников. Результаты измерения конечного уровня духовной культуры школьников в экспериментальной и контрольной группах показали, что такие показатели, как когнитивный, ценностный в экспериментальной группе заметно возросли (таблица 3).

Таблица 3. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на контрольном этапе эксперимента

КомпонентыУровнивысокийсреднийнизкийЭГКГЭГКГЭГКГ1.Когнитивный36%28%40%40%24%32%2.Ценностный37%28%37%44%26%28%3.Поведенческий35%28%40%36%25%36%

Заключение

духовный музыка школьник нравственный

Проведённое исследование с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на духовно-нравственное воспитание младших подростков показало, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. И от того, на сколько духовно-нравственно воспитаны ученики будет отличаться качество исполнения музыки.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление.

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:

Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания детей.

Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.

Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование духовной музыки является эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей разных возрастов.

Подводя итоги курсовой работы можно сказать, что в целом духовная музыка дала положительные результаты в процессе духовно-нравственного воспитания младших подростков. Она помогла детям пересмотреть систему своих ценностей и расставить их в другом, более духовном порядке. Дети стали по-иному смотреть на те или иные жизненные ситуации, стали более позитивно относиться к жизни. С музыкальной стороны у детей появилось ещё большее осмысление и переживание музыки. Они стали ещё тоньше воспринимать музыкальные краски.

Список использованных источников

1. Акимов, А.Е. Доминанта духовности / А.Е. Акимов. — М.: Просвещение, 1998. -175 с.

. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2. — с. 10−12.

. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. — 2008. — № 9. с. 4−6.

. Бечак, Б.А. Воспитание искусством./ Б.А. Бечак. — М.: Просвещение, 1981. — 234 с.

. Бессарабова, И.С. Проблема духовного воспитания учащихся/ И.С. Бессарабова // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — с. 2−4.

. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -69 с.

. Бурбулис, Г. Э., Кемеров, В.Е. Духовность и рациональность / Г. Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров — М.:Знание, 1986. 254 с.

. Венгрус, Л.И. Пение и «фундамент музыкальности» / Л.А. Венгрус — Вел. Новгород, 2000. — 134 с.

. Выготский, Л.С. Психология искусства. Издание третье / Л.С. Выготский — М.: «Искусство», 1986.-203 с.

. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки / Э. Гофман // Искусство в школе. — 1992. — № 2.-с. 10−14.

. Дженкинс, П.Д. Воспитание духовности у детей / П.Д. Дженкинс — М.: ООО Издательский дом «София», 2004.-165 с.

. Зелинченко, А.И. Психология духовности / А.И. Зелинченко — М.: Издательство Трансперсонального Института., 1996.-95 с.

. Козлова, С. Нравственное воспитание в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9.-с. 12−13.

. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект / Г. Г. Коломиец. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007.-190 с.

. Красильников, И.М., Крюков, М.А. Музыкальное искусство и педагогика завтра / И.М. Красильнюков, М.А. Крюков // Музыка в школе. — 2000. — № 3.-с. 15−17.

. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина — М.: 1997.-245 с.

. Лившиц, Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Р.Л. Лившиц — Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та. 1997. -123 с.

. Лихачев, А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 3.с. 5−8.

. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский — М.: 1976.-156 с.

. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.-245 с.

. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс — СПб.: 2000.-245 с.

. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт — М.: 1994.-165 с.

. Стрелкова, В.И. Духовность и творчество. Человек как философская проблема: Восток-Запад / И.В. Стрелкова — М.: Изд-во Ун-та дружбы народов. 1991. — 246,

. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский — Киев.: Радянська школа, 1974.

. Федотова, В.Г. Духовность как фактор перестройки / В.Г. Федотова // Вопр. Философии, 1987, № 3.-с. 23−24.

. Шевченко, В.Н. Духовность, деятельность, культура / В.Н. Шевченко // Свободная мысль 1993 № 5.-с. 11−13.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector