Экзаменационный билет № 24
- Язык и речь. Виды речи и их психологические характеристика.
- Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.
- Основные подходы к теории и практике командообразования.
- Язык и речь. Виды речи и их психологические характеристика.
Все, что связано с языком, оказывается порой настолько сложным и неоднозначным, что бывает трудно провести четкую грань между какими-то его явлениями. Например, понятия «язык» и «речь» часто используются как синонимы. В то же время необходимо их разграничивать. Упрощая, можно сказать, что язык — это иерархически упорядоченная система особых знаков, а речь — это использование языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо в письменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.
Язык и речь — явления взаимосвязанные. Не может быть речи без языка, так как невозможно использовать то, чего нет. Язык же живет и развивается благодаря тому, что существует живая речевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становится мертвым).
Язык — это специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого общества.
Речь — это использование средств языка в общении. Исходным моментом речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает потребность или необходимость совершить то или иное речевое действие. При этом речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или ином месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута цель, ради которой совершается коммуникативный акт.
Итак, речь можно охарактеризовать следующим образом: это явление конкретное, частное, случайное, индивидуальное, несистемное, переменное.
Сравнительная характеристика речевых и неречевых симптомов при ...
... и коррекция / И.М. Семенович. – М.: Владос, 2004 – 325 с. 9. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Медицина, 1969. – 311 с. 10. Ромоданов А.П. ... Объем обследования детей с дизартрией. 1. Задания для письменного выполнения: Сравнительная характеристика речевых и неречевых симптомов при разных формах дизартрии Дифференциация признаков дизартрии. Форма дизартрии ...
Различают две формы речи:
- устная речь;
- письменная речь.
Речь внешняя — процесс речевой деятельности, включающий механизмы отправления и восприятия сообщений.
Речь внутренняя — языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного, использование языковых значений вне процесса реальной коммуникации.
Речь письменная — речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.
Речь устная — речь, произносимая в процессе говорения, основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Внимание! В разных источниках разная информация (привожу обе классификации, выбирайте для себя любую):
Видами речи являются:
- говорение — отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
- слушание, или аудирование, — восприятие звуковых сигналов и их понимание;
- письмо — использование видимых графических символов для передачи сообщения;
- чтение — восприятие графических символов и их понимание.
Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.
Характеристика основных видов речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...
... к выводу о том, что «речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов ... форм межфункциональных связей (между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении систем главная роль придавалась первоначально знаку, затем ... психических функций. – М., 1931 Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1996. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – ...
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. По этому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность; С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуаций. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
- Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.
Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда и даже сильнее, и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Бол. соц. группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
- Они постоянно развиваются и совершенствуются;
- Имеют свои сугубо специфические интересы;
- Вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешние взаимодействие;
- Имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности.
социально-психологические условия создания эффективной управленческой ...
... ИНФРА-М, 2008. – 352 с. 11. Галкина, Т. П. Социология управления : от группы к команде : учебное пособие [текст] / Т.П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2003. ... результаты; взаимоопределяющих принадлежность свою и партнеров к данной группе. Социально-психологические условия, определяющие эффективность управ-ленческой команды, являются одним из важных вопросов психологии менеджмента. ...
В социальной психологии принято классифицировать большие соц.группы по следующим признакам:
По длительности существования выделяют:
- Более долговременные (социальные слои, этнические образования);
- Менее долговременные (праздничные шествия, люди, присутствующие на митингах и демонстрациях, толпа) группы.
По характеру организованности группы делятся:
- На стихийно возникающие (толпа);
- Сознательно, целенаправленно организованные (ассоциации, общественные движения).
Выделяют также условные и реальные группы, детерминантой которых служит признак контактности и взаимодействия. Например, половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся: демонстрации, митинги и собрания.
Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренне установленными правилами групп.
- Основные подходы к теории и практике командообразования.
Само понятие «teambuilding» пришло к нам из Японии вместе с понятием корпоративного духа. Русским аналогом можно определить термин «командообразование».
Существует множество различных определений команды, но все они сходны в том, что команда — это группа людей, объединенная общей целью, эффективно и слаженно работающая для ее достижения. В команде наблюдается эффект синергии (результат работы команды больше суммы результатов каждого члена команды, т.е. 2+2 равно не 4, а 5).
Команда приносит колоссальную пользу компании тем, что эффективно, осознанно и творчески работает на достижение цели.
Сотрудники в Команде:
- работают увлеченно и с удовольствием;
- хорошо мотивированы;
- понимают друг друга, конструктивно решают конфликтные ситуации;
- рационально распределяют между собой роли;
- не тратят лишнего времени на выполнение поставленных задач;
- не уходят из компании, в которой хороший психологический климат;
- работают творчески и эффективно;
- и главное: добиваются лучших результатов в бизнесе!
Командный дух в коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий. Главное из них — отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности каждого. При выполнении данного условия и возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножатся на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной рабочей группы специалистов.
Система командной деятельности в организации и управление командами
... усилия [3.17 стр. 561]. Команда - группа сотрудников, обладающих определенными навыками, для решения обшей, важной для успеха компании задачи. С этой целью члены команды развивают цели и стратегию ... как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом. И, наконец, команда - эффективный способ выработки рационалистических идей, инноваций и творчества, а это, как известно ...
Команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи, поэтому задача определяет ролевой состав, перечень умений, которыми должны обладать члены команды, сроки выполнения задачи и степень контроля за командой со стороны руководства.
Несмотря на жесткость предъявляемых к членам команды требований, люди могут продемонстрировать максимальную эффективность только при соблюдении ряда дополнительных условий. Первое из них состоит в получении сотрудниками определенного удовлетворения от командной работы. И чем она сложнее по своему предмету, тем удовлетворение должно быть выше. Например, теория социального обмена (Gergen, Greenberg и Wills, 1980) предполагает, что в любом социальном взаимодействии люди стремятся сбалансировать то, чем они жертвуют при взаимодействии, с тем, что они получают от него.
Если отношение кажется не сбалансированным с субъективной точки зрения, результатом может стать дистресс. Нормальному человеку дистресс не может нравиться, поэтому он будет стремиться его сократить путем достижения нового баланса, например, снижая свой вклад в деятельность команды. А это не есть хорошо. Поэтому управление командой предполагает меры по повышению у члена команды ощущения ценности своего участия в ней.
Теория социального обмена была использована в исследованиях развития групп Moreland, Levine и Cini (1993), которые утверждали, что члены группы периодически оценивают выигрыш, получаемый от членства в группе, принимая во внимание свой вклад в группу и удовлетворение группой собственных потребностей. Поэтому в команде важно создавать высокий уровень равенства вкладов и приобретений ее членов. Такое равенство может достигаться действенностью распределения ролей в команде. Понятно, что команда будет работать наилучшим образом, если все ее члены довольны занимаемыми позициями, а сами они подходят для занятия данных позиций в наибольшей степени.