Содержание
Введение 3
Основная часть 6
1 Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий создания эффективной управленческой команды 6
1.1 Понятие руководства 6
1.2 Понятие коллектива и команды 11
1.3 Условия формирования эффективной команды 15
2 Анализ эффективности управленческой команды ФСОО «ЛИДЕР» 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Результаты исследования 21
3 Определение путей повышения эффективности управленческой команды «Лидер» на основе анализа полученных данных 26
3.1 Организация и методы исследования 26
3.2. Результаты исследования эффективности команды после тренинга командообразования …………………………………………………………………….36
Заключение ………………………………………………………………………………36
Глоссарий 36
Список использованных источников 41
Приложение А 43
Приложение Б 45
Приложение В 47
Приложение Г 49
Введение
В условиях политической и социально-экономической нестабильности, вы-званной резкими преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества в по-следние десятилетия, единственным стабильным конкурентным преимуществом любой организации является персонал. В связи с этим в настоящее время чрезвы-чайно актуальна проблема эффективного руководства и управления человеческими ресурсами. Знания и навыки в области социально-психологических основ управления оказывает большое влияние на эффективность управления организацией. Но, несмотря, на то, что менеджмент как наука существует более века, лишь в последние 50 лет в управлении стали учитывать элементы организационного поведения людей и связанные с ними аспекты управ-ленческого процесса.
Современный руководитель, эффективно управляющий предприятием, должен не только успешно осуществлять финансовую или хозяйственную деятельность, но и правильно организовать и направить действия персонала. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству, который понимается как признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.
Конфликт: управление, исследование, диагностика
... регулированию. Предмет нашего изучения: управление и предупреждение конфликта. Объект исследования: процесс предупреждения конфликтных ситуаций. Исходное положение нашего исследования (гипотеза) заключается в следующем. ... работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций. Исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических ...
Наряду с принятым в обществе подходом к руководству каждый руко-водитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои функции в свойственном лишь ему стиле управления подчиненными, во многом определяющем успех конкретной организации и динамику ее развития. Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководства, руководители должны не только обладать властью и умело применять её, но и уметь работать согласованно друг с другом как слаженная управленческая команда.
В теории управления понятием «команда» обозначают трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности и комплиментарными навыками, которые привержены общим намерениям, эффективным целям и общему подходу к работе, в рамках которого они считают себя взаимоответственными. Это небольшое количество людей (5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеющих взаимодополняющие навыки; принимающих на себя ответственность за конечные результаты; взаимоопределяющих принадлежность свою и партнеров к данной группе.
Социально-психологические условия, определяющие эффективность управ-ленческой команды, являются одним из важных вопросов психологии менеджмента. Актуальность исследования проблемы социально-психологических условий создания эффективной управленческой команды обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, современная социально-экономическая обстановка требует повышения конкурентоспособности компаний посредством увеличения эффективности управленческой деятельности. Во-вторых, в теоретических разработках проблем создания эффективности управленческой деятельности данная проблема пока не находит должного научного исследова-ния.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы социально-психологических условий создания эффективной управленческой команды, ее актуальность и высокая практическая значимость в условиях современной социально-экономической нестабильности и кризиса на рынке труда определили цель, задачи и содержание преддипломной практики.
Продолжительность преддипломной практики – пять учебных недель.
Сроки прохождения преддипломной практики – с 28.11.11 по 30.12.2011 г.
Цель преддипломной практики – изучить социально-психологические условия создания эффективной управленческой команды.
Задачи преддипломной практики:
1. Закрепить и отработать на практике знания, умения и навыки практической психодиагностической деятельности психолога организации, умения и навыки организации и проведения психологического консультирования и психологического воздействия в социально-психологической сфере.
2. Определить сущность и принципы управленческой деятельности руководителя, определить понятие управленческой команды, изучить социально-психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой команды.
3. Изучить эмпирическим путем социально-психологические факторы создания эффективной управленческой деятельности.
4. Определить социально-психологические условия создания эффективной управленческой команды.
Технологии профессиональной управленческой деятельности
... организацию сверху донизу. По этим вертикальным линиям передаются управленческие полномочия. Но у данной структуры есть свои недостатки - удлиняется процесс выработки команд управления; возникает несогласованность в деятельности ... либо участке работы, задачах, создание “ориентированной на цель команды”. Матричная организация - самый, пожалуй, известный вариант проектной организации и всего класса ...
Базой для проведения учебно-ознакомительной практики явилась Челябин-ская городская физкультурно-спортивная общественная организация «Лидер».
Этапы работы в ходе преддипломной практики
Этап Содержание практической работы
I этап Организационно-ознакомительная работа:
1) Знакомство со спецификой деятельности предприятия и основными направлениями его работы.
2) Знакомство со спецификой деятельности психолога в данной ор-ганизации.
II этап Решение практических психологических задач:
1) Выполнение функций психолога организации с учетом специ-фики предприятия.
2) Проведение психодиагностического исследования социально-психологических условий создания эффективной управленческой команды и анализ полученных результатов.
III этап Проведение группового социально-психологического тренинга:
1) Разработка и подготовка к проведению социально-психологического тренинга командообразования.
2) Проведение социально-психологического тренинга командообразования.
3) Анализ результатов проделанной работы в целом.
Основная часть
1 Теоретический анализ проблемы социально-психологических условий создания эффективной управленческой команды
1.1 Понятие руководства
Феномен руководства привлекает внимание многих исследователей еще с античных времен. Их изучением занимались Платон, Аристотель, Плутарх, Макиавелли, Г. Спенсер, Ч. Ломброзо, Т. Карлейль, Ф. Гальтон, С. Сигеле, Г. Тард, Г. Лебон, Н.К. Михайловский, К. Левин, 3. Фрейд, М. Вебер, А.Ф. Лазурский; В.М. Бехтерев, Дж. Мак-Грегор Бернс, Р. Такер, Б. Келлерман, Дж. Пейдж. В настоящее время проблемы лидерства и руководства, власти и авторитета являются междисциплинарными – их изучают психологи, философы, социологи, политологи [6; 12].
В социальной и организационной психологии под руководством понимают целенаправленную организацию и оптимизацию процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета [24]. Это подразумевает организацию и координацию трудовой деятельности организации определенным человеком или группой людей – специалистов в данной области деятельности. Руководство превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу [13]. Оно включает множество аспектов, в том числе разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятии новых методов и форм работы и пр. Функции руководства коллективом и организации его деятельности официально возложены на руководителя.
Руководитель – это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе [3]. Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими Федеральными Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридиче…….
Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы
... лит. – 13 названий, Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии. Рецензенты: Пятинин А.Э., Степанов В.А. ©Издательство ЮУрГУ, 2000. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………….. 1. ... словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой и дипломной работы, то есть составлено по правилам, изложенным в его тексте. Это касается прежде ...
Список использованных источников
1. Адаир, Дж. Психология власти : концепция непререкаемого лидерства [текст] / Дж Адаир. – М. : Издательство «Эксмо», 2006. – 318 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : учебное пособие / Г.М. Андреева. – М. : Издательский центр «Аспект-Пресс», 2008. – 363 с.
3. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности руководителя [текст] / О.А. Бабенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 516 с.
4. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [текст] : учебное пособие / Т. Ю. Базаров. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
5. Белбин, Р. М. Команды менеджеров : секреты успеха и причины неудач [текст] / Р.М. Белбин. – М. : Издательский центр «LINK», 2003. – 319 с.
6. Бендас, Т. В. Психология лидерства [текст] : учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб. : Издательство «Питер», 2009. – 448 с.
7. Большакова, А. Н. Социальная психология для менеджеров [текст] : учебное пособие / А.Н. Большакова. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 300 с.
8. Бухалков, М. И. Управление персоналом [текст] : учебное пособие / М.И. Бухалков. – М. : Изд-во «Инфра-М», 2006. – 386 с.
9. Виханский, О. С. Менеджмент [текст] : учебное пособие / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Изд-во «Гардарика», 2007. – 492 с.
10. Волконогова, О. Д. Управленческая психология [текст] : учебное пособие / О.Д. Воконогова, А.Т. Зуб. – М. : ИД «Форум», ИНФРА-М, 2008. – 352 с.
11. Галкина, Т. П. Социология управления : от группы к команде : учебное пособие [текст] / Т.П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 224 с.
12. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология [текст] : учебное пособие / Г.Г. Дилигенский. – М. : ИЦ «Академия», 2009. – 304 с.
13. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента [текст] / П.Ф. Друкер; пер. с англ. – М. : Издательство «Вильямс», 2000. – 398 с.
14. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента [текст] : учебное пособие / Н.И. Ка-бушкин. – 4-е изд. – Минск : Издательство «Новое знание», 2006. – 241 с.
15. Карпов, А. В. Психология менеджмента [текст] : учебное пособие / А.В. Карпов. – М. : «Гардарики», 2007. – 548 с.
16. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [текст] : пер.с англ. / М.Х. Мескон, Альберт М., Хедоури Ф. – М. : «Дело», 2002. – 316 с.
17. Организационное поведение [текст] : учебное пособие / Под ред. Г.Р. Лат-фуллина, О.Н. Громовой. – СПб. : Издательство «Питер», 2004. – 432 с.
18. Парыгин, Б. Д. Социальная психология [текс.т] : учебное пособие / БД. Парыгин. – СПб. : Издательство СПбГУП, 2003. – 616 с.
19. Петровский, А. В. Психология [текст] : учебное пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
20. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М. : Знание, 2008. – 384 с.
21. Решетова, Е. Н. Командообразование : теория и практика [текст] / Е.Н. Решетова. // Новые информационные технологии. – М. : МИЭМ, 2007. – Т. 1. – № 1. – C. 76-84.
22. Томпсон, Л. Создание команды [текст] / Л. Томпсон. – М. : Издательство «Вершина», 2006. – 544 с.
23. Туник, А. Лидерство и лидеры в организации : о чем говорят теория и практика [текст] / А. Туник // Персонал-Микс. – 2006, № 10. – С. 3-5.
Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!
... Ростов-на Дону: МарТ, 2001.-254с. (2000.-253с.). 27. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов /Л.Д.Столяренко.-6-е изд., перераб. и доп .-Ростов- ... Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс лекций. Издательство АСТ, 2009 5. Крысько ...
24. Шакуров, Р. Х. Психология управленческой деятельности [текст] : учебное пособие / Р.Х. Шакуров. – Казань : Изд-во ИССО, 1997. – 124 с.
25. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [текст] / Э. Шейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 336 с.
26. Управление персоналом организации [текст] : учебное пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : Изд-во ИНФРА-М, 2002.