Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 12

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПРЕДМЕТАМ:

Педагогическая и возрастная психология,

Педагогика с методикой преподавания

Специальность 60 109.65 — Сестринское дело

Квалификация Менеджер

Архангельск — 2011

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

специальности /направления

60 109 - Сестринское дело. Квалификация Менеджер

(шифр и название)

Кафедра______________Педагогики_и психологии__________

Факультет________высшего сестринского образования_______

Составитель:

доцент, Борчук А.В.

УТВЕРЖДЕНА

протоколом заседания кафедры

№ __5_ от 04.02.2010 г.

Зав. кафедрой

профессор, Васильева Е.Ю.

_______________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача итогового междисциплинарного экзамена по блоку психолого-педагогических дисциплин — проверка уровня усвоения студентами факультета Высшего сестринского образования основ возрастной и педагогической психологии и педагогики с методикой преподавания спецдисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности в качестве менеджера, медицинской сестры, преподавателя.

В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний в свете следующих требований:

5 стр., 2348 слов

Гендерный подход к образованию и здравоохранению

... с.. 1.2 Гендерный подход к здравоохранению гендерный образование здравоохранение Гендерный подход в здравоохранении - это учет гендерных различий при ... личностью разрушают и тысячелетние общественные устои Субъектный подход в психологии: Под редакцией А. Л. Журавлева, В. В ... подход интенсивно внедряется в образование. Это происходит по двум направлениям: одно из них - высшие учебные заведения, а второе ...

1. Понимание задач применения психологических и педагогических знаний в профессиональной деятельности и саморазвитии.

2. Рассмотрение вопросов в психологическом и педагогическом аспекте.

3. Подтверждение теоретических положений, сформулированных в ответе, примерами из практической деятельности.

Ответы студентов должны свидетельствовать об осведомленности в важнейших вопросах возрастной и педагогической психологии и педагогики с методикой преподавания, об осознанности опыта медицинского образования и готовности к применению психологических и педагогических технологий в профессиональной деятельности.

Содержание программы

Педагогическая и возрастная психология

1. Педагогическая психология как наука

Педагогическая психология как наука, ее место в системе психологических наук. Предмет, задачи педагогической психологии. Основные понятия педагогической психологии: обучение, воспитание, формирование, усвоение, учебная деятельность, учение, учебное взаимодействие.

Связь науки с другими дисциплинами. Методы исследования педагогической психологии: эмпирические, теоретические, статистические.

2. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность учителя. Педагогические способности. Профессиональный жизненный путь педагога. Педагогическая деятельность. Индивидуальный стиль деятельности. Стили педагогического общения. Общая характеристика взаимодействия. Учебное сотрудничество. Влияние сотрудничества на учебную деятельность. Барьеры в педагогическом общении.

3. Обучающийся как субъект педагогической деятельности

Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности. Обучающийся как представитель возрастного периода: младший школьник, подросток, старшеклассник, студент. Учет возрастных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

Особенности психологии как науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и ... ; содействует самосовершенствованию; взаимоотношения с др. людьми. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы ...

Информационная, перцептивная, интерактивная стороны общения в процессе обучения.

4. Психология учебной деятельности.

Учебная деятельность, структура учебной деятельности. Предмет, средства учебной деятельности. Способы учебной деятельности. Процесс усвоения: этапы, критерии эффективности. Мотивация учебной деятельности школьника и студента, пути формирования учебной мотивации, психологическая готовность ребёнка к школе, психологические барьеры в учебной деятельности. Контроль и самоконтроль, саморегуляция в учебной деятельности.

5. Общая характеристика педагогической деятельности

Предметное содержание педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности, определение и его виды. Индивидуальный стиль деятельности. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера. Психологический анализ урока.

6. Психологические особенности обучения в группе

Психологические особенности обучения в группе. Психологический климат в ученической группе и его влияние на эффективность учебной деятельности. Влияние детских групп и коллективов на развитие личности ребенка. Основное отличие работы с детскими группами от работы с группами и коллективами взрослых. Обучение детей умениям и навыкам межличностного взаимодействия и общения. Особенности групп разного возраста: дошкольник, младший школьник, подросток, юношеский возраст

7. Возрастная психология как наука.

Возрастная психология как наука, ее место в системе психологических наук. Предмет, задачи возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии: развитие, психологический возраст, психологическое новообразование, кризис развития, ведущая деятельность, возрастные особенности личности. Связь науки с другими дисциплинами. Методы исследования возрастной психологии: эмпирические, теоретические, статистические.

1 стр., 331 слов

Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности

... Психологические особенности деятельности менеджера и основных требований к его личности Менеджер — ... показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие: 1. Желание и интерес человека заниматься ... и ответствен­ности в характере. 5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция. 6. Высокая профессиональная ...

8. Возрастная периодизация.

Принципы построения возрастной периодизации. Периодизация психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Периодизация становления личности в концепции Э.Эриксона.

9. Психические особенности младенческого возраста

Период новорожденности. Комплекс оживления. Врожденные формы психики и поведения. Характеристика общей ситуации развития в младенчестве. Кризис первого года жизни.

10. Психические особенности раннего возраста

Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве. Характеристика общей ситуации развития в раннем возрасте. Особенности общения детей в раннем возрасте. Особенности и возможности игры в раннем детском возрасте. Кризис трех лет.

11. Психические особенности дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Характеристика общей ситуации развития в дошкольном возрасте. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми. Игровая деятельность в дошкольном возрасте. Кризис 7 лет.

12. Психические особенности младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Характеристика психологических новообразований младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника (эмоционально — потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

Развитие внимания, мышления и памяти в младшем школьном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению, диагностика готовности.

12 стр., 5831 слов

Воздействие образования на разностороннее развитие личности

... , государственном. Существуют и своеобразные закономерности образования, воспитания, обучения и развития, находящие отражение в соответствующих частных принципах ... этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления ... к детскому, подростковому и юношескому возрасту и максимальным преодолением стихийных, неконтролируемых ...

13. Психические особенности подросткового возраста

Социальная ситуация развития детей в подростковом возрасте. Характеристика новообразований в подростковом возрасте. Развитие внимания, мышления и памяти в подростковом возрасте. Подростковый кризис: симптомы, стадии протекания, их характеристика. Влияние референтной группы.

14. Психические особенности юношеского возраста

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Основные новообразования и ведущий тип деятельности. Физические изменения в юношеском возрасте. Особенности психического развития и самооценка в юношеском возрасте. Становление самосознания в юности, развитие ценностных ориентаций и мировоззрения.

15. Психологические особенности периода ранней и поздней зрелости.

Характеристика зрелой личности в концепции А. Маслоу. Нормовозрастные изменения в пожилом возрасте. Особенности мышления, внимания и памяти на разных возрастных этапах. Способы развития мышления, внимания и памяти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. / Г. С. Абрамова. — М.: Акад. Проспект, 2000.
  2. Александрова Ю.В. Методика диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Учебно-метод. пособие / Ю.В. Александрова; Рос.акад.образования, Моск. псих.-соц. ин-т. — Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001.
  3. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: учеб.-метод. пособие / И.П. Башкатов; Рос. акад. образования, Москов. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2002.
  4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / [Науч.ред.Г.П.Котельников]; Всерос. центр по непрерыв.мед.и фармац.образованию. — М.: Перспектива, 2002.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Тесты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  6. Казанская В.И. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.И. Казанская — СПб.: Питер, 2003.(Серия «Краткий курс»)
  7. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. — М., 1993.

Педагогика с методикой преподавания

1. Краткая история развития и становления отечественной педагогической науки.

Педагогические идеи М.В.Ломоносова и их значение для институциализации педагогики. Педагогические взгляды Н.И.Новикова — цели воспитания, идея развивающего обучения и исследовательского начала в обучении.

17 стр., 8157 слов

Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского.

... разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и пед. образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный ... для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности”.**** * Энциклопедия семейного воспитания и обучения 1898, вып. 1, с.VIII ** История ...

Развитие научно-педагогического знания К.Д.Ушинским — природосообразность и народность воспитания и обучения, цели и методы обучения и воспитания, роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности и т. д. Экспериментальный характер педагогики в 20-е годы XXвека.

Многообразие проблематики педагогики в 60−90-е годы XXвека: развитие методологии педагогики, возникновение теорий воспитывающего, развивающего, проблемного, программированного обучения. Зарождение и развитие лечебной педагогики. Интенсификация педагогических исследований в области профессионального образования. Разработка концепции непрерывного образования.

2. Система образования Российской Федерации. Перспективы ее развития. Закон рф «Об образовании».

Становление отечественной системы образования. Место среднего медицинского образования в системе профессионального образования. Факторы развития системы образования. Реформа сестринского образования. Закон РФ «Об образовании»: понятия: система образования, получение образования, образовательная программа, государственный образовательный стандарт, образовательное учреждение; принципы государственной политики в области образования; социальные и государственные гарантии реализации прав граждан на образование.

3. Предмет педагогики. Педагогические категории. Методы научно-педагогических исследований. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

Педагогика — наука о воспитании человека. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность. Методы научно-педагогических исследований. Объект и предмет педагогического исследования. Педагогический диагноз, условия психолого-педагогического исследования. Классификация методов научно-педагогического исследования.

4 стр., 1775 слов

Тема «Развитие, обучение и воспитание личности»

... ) действия. 2. Воспитание и формирование личности Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения ... педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Учение как деятельность имеет место там, ...

Связь педагогики с другими науками как фактор ее развития. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследований. Проблемы становления и развития медицинской педагогики.

4. Педагогический процесс.

Педагогический процесс как система. Компоненты педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

5. Ценности и цели образования. Сущность воспитания.

Цель воспитания— основополагающая категория педагогики. Связь целей воспитания и исторических, социально-экономических условий развития общества. Представление о целях воспитания в разные исторические эпохи, в разных обществах и культурах.

Становление и развитие индивидуальности человека — основная цель воспитания, и самовоспитания. Две стороны воспитания: социализация индивида и обретение человеком признанных обществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм. Современные проблемы воспитания в средней профессиональной школе.

6. Методы воспитания как способы педагогического взаимодействия

Подходы к определению понятия метод воспитания. Двусторонний характер методов воспитания. Классификация общих методов воспитания. Характеристика методов воспитания в рамках одной классификации. Зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания, условий воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и уровня развития коллектива. Условия оптимального выбора и применения методов воспитания. Творческий подход к применению методов воспитания в педагогической практике. Методы воспитания у медицинского работника гуманного отношения к больному и его семье.

7. Понятие о теории обучения, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения.

Дидактика — теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.

Цели, функции и движущие силы обучения. Двусторонний характер обучения. Взаимосвязь преподавания и обучения. Структура и логика процесса обучения. Дидактика средней специальной школы.

8. Содержание образования, его концепции и особенности. Национально-региональный компонент в современном образовании.

Актуальность проблемы содержания образования. Понятие содержание образования. Культурологический подход к определению содержания образования: культура мировой цивилизации — источник определения содержания образования. Характеристика элементов содержания образования: знаний, опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.

Национально-региональный компонент в содержании образования: понятие, принципы, направления и средства воплощения. Учебный план с национально-региональным компонентом.

9. Формы, методы и средства обучения. Классификация методов обучения.

Общее понятие о формах обучения. Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинар, лабораторные и практические занятия и т. д., их особенности. Общее понятие ометодах обученияи контроле усвоения содержания образования. Характеристика методов обучения в рамках одной из классификаций (по выбору студента).

Общее понятие осредствах обучения, их многообразии. Функции средств обучения. Характеристика средств обучения в рамках одной из классификаций (по выбору студента).

Выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, особенностей обучающихся и условий обучения.

10. Педагогическое общение. Гуманизация и гуманитаризация образования.

Общение как средство передачи общей и профессиональной культуры, социального и профессионального опыта. Диалогическая природа педагогического общения в личностно-ориентированном образовании. Функции, структура и стили педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на результативность целостного педагогического процесса.

Пути и способы формирования навыков гуманистического межличностного взаимодействия преподавателя со студентами, медицинской сестры с пациентами и персоналом лечебного учреждения.

11. Методика преподавания как учебная дисциплина

Методика обучения как частная дидактика, теория обучения учебному предмету. Методика как формы воздействия, реализующиеся через совокупность методов, средств и организационных форм развертывания содержания обучения. Основное отличие методики обучения от педагогических технологий. Отражение в методике преподавания дидактических целей, обучающей, воспитательной и развивающей функций учебного процесса. Единая методическая система в медицинском учебном заведении.

12. Типы и виды обучения. Современные педагогические технологии.

Основные типы обучения. Общая характеристика видов обучения: объяснительно-иллюстративного, программированного обучения, компьютерного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, контекстного обучения.

Понятие современные педагогические технологии, их многообразие. Функциональное назначение и классификации педагогических технологий.

13. Личность и педагогическое мастерство преподавателя.

Профессиограмма педагога: характерологические особенности личности преподавателя; профессионально-педагогические знания; общепедагогические умения и навыки. Слагаемые педагогического мастерства. Преподаватель среднего специального учебного заведения. Педагогическая этика.

14. Личность и индивидуальность обучающегося.

Понятия развитие личности, формирование личности, их взаимосвязь. Основные концепции развития личности. Движущие силы и закономерности развития личности. Роль наследственности и среды в формировании личности. Биогенетическая и социогенетическая концепция развития личности. Факторы развития и формирования личности. Воспитание — ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности, деятельности и общения в развитии и формирования личности. Периодизация возрастного развития.

15. Управление в системе образования. Педагогический менеджмент.

Понятие управлениев педагогике. Закон РФ «Об образовании» — правовая основа управления системой образования и ее объектами. Принципы управления системой образования и ее объектами. Федеральный и региональный уровни управления. Понятие и задачи педагогического менеджмента. Объекты и субъекты педагогического менеджмента, их права и обязанности. Структура и функции управленческой деятельности. Модели управления образовательным учреждением. Организация работы среднего медицинского учебного заведения.

Список литературы

Основная литература:

  1. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин в медицинских училищах и колледжах: учеб. пособие для студентов вузов / М.А. Мещерякова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
  2. Косарев, И. И. Лекции-конспекты по курсу «Методика преподавания»: учебное пособие / И.И. Косарев, Т.Б. Уткина; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Всерос. учеб. -науч.- метод. центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию, Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова, Каф. педагогики и мед. психологии. — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005.
  3. Сестринское дело: учеб. для студентов фак.фысш.сестр.образования мед. вузов / Под ред.А.Ф.Краснова. — Самара: Перспектива, Т.1: гуманит., психолого-пед., адм.-упр.блоки. — 1998.

Дополнительная литература:

  1. Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования, СПб, 1985.

  2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., 1990.
  3. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
  4. Бирюкова Л.М. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методические материалы. — Архангельск, 2002.
  5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов н/Д., 2000.
  6. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. — 2001. — № 1.
  7. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. — Архангельск, 2000.
  8. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
  9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 1999
  10. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.
  11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М., 2002
  12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. — М.: Владос, 2001
  13. Смирнов С.Д. Педагогика психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001
  14. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество — М.: Издательский центр «Академия», 2002
  15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на Дону: «Феникс», 2000.
  16. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001
  17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей, под ред. Пидкасистого П.И.- М.: Педагогическое общество России, 2001
  18. Раевская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций, СПб.: Альфа, 2001

Приложение 1.

Алгоритм решения психолого-педагогической задачи

  1. Описание поступка.

Укажите действия (направленность, цель, средства, результаты) и состояние личности (настроение, эмоциональное возбуждение, установки, активность), отношения личности (к обществу, коллективу, товарищам, преподавателям, самому себе), проявившиеся в поступке (положительные, отрицательные).

Какие качества личности проявились в ситуации?

  1. Объяснение поступка.

Установите внешние причины (стимулы) и внутренние, личностные причины поступка. Был ли поступок нечаянным или преднамеренным, сознательным или импульсивным, случайным или типичным для данного человека. Каковы предполагаемые мотивы поступка?

Влияние направленности личности, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств на формирование и осуществление поступка.

Какие известные и предполагаемые причины и условия способствовали развитию устойчивых качеств личности, проявившихся в анализируемой ситуации?

Подумайте, какие мотивы могут быть, какие варианты развития событий возможны в данной ситуации? Ваш прогноз поведения.

  1. Педагогическая оценка поступка и его причин.

Как и в какой мере поступок (действия, состояние, отношения), влияет на формирование положительных (или отрицательных) качеств личности, проявившихся в ситуации, уровень их развития и педагогическая значимость.

Какие внешние факторы и в какой мере причинно обусловили педагогическую целесообразность или нежелательность поступка?

  1. Диагностические решения.

Какие действия, состояния, отношения личности требуют педагогического вмешательства, воздействия и с какой целью (стимулирование поступка, противодействие ему или предупреждение последующих поступков), какие внешние факторы необходимо устранить в данной ситуации, или, наоборот, создать для достижения педагогических целей?

Определите качества личности, которые необходимо развивать, изменять, а также качества, требующие уточняющей диагностики.

Нужно принять решение и о том, какие постоянные внешние факторы педагогически целесообразно сохранить, усилить; или наоборот — устранить или ослабить.

5. Предвидение.

Какие варианты развития событий возможны в данной ситуации?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector