Глоссарий полностью

Ий неМинистерство образования Российской Федерации

Псковский государственный университет

Глоссарий к курсу «Специальная педагогика»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Отделения «Логопедия»

По дисциплине «Специальная

педагогика»

Преподаватель: Деева Ю. П.

1. Абилитация — лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорванным людям, направленные на адаптацию их к жизни.

2. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.

3. Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.

4. Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.

5. Адаптация — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

6. Профессиональная адаптация — процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

7. Социальная адаптация – процесс активного индивида к условиям социальной среды.

8. Адинамия — резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности.

9. Азбука для слепых — совокупность особых выпуклых значков, условно обозначающих буквы.

10. Акалькулия — нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

11. Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения к энергетическому , целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

12. Актуализация — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

23 стр., 11130 слов

Психолого-педагогическая поддержка детей младшего дошкольного ...

... возрастной психологии и педагогике изучение адаптации играет важную роль для процесса социализации ребенка. Можно сказать, что от того на сколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям, какой тип адаптации ... факторов окружающей среды и психологических особенностей человека различают три типа адаптации индивида: 1. Творческий тип адаптации. При этом типе адаптации человек стремиться к изменению ...

13. Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

14. Амбидекстрия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

15. Аменция — более тяжёлая форма помрачения сознания.

16. Апатия — состояние безразличия, равнодушной вялости.

17. Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

18. Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

19. Вальдорфская школа — система образования, основанная на уважении к детству.

20. Возрастной кризис — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

21. Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

22. Воспитательная работа — это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

23. Воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

24. Вторичный дефект — вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связанны с поврежденной.

25. Глухие дети – дети с наиболее резкой степенью поражения слуха.

26. Глухота — состояние, при котором человек не воспринимает громкую речь, произнесенную около его уха.

27. Госпитализм — синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми.

28. Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт)

29. Дактилография — письмо пальцем на любой удобной для письма плоскости.

30. Дактилология — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.

5 стр., 2198 слов

На тему: Проблемы адаптации человека к окружающей среде

... Таким образом, адаптация – крайне сложный процесс, и все вытекающие последствия зависят в первую очередь от самого человека, также от его уровня подготовки к изменениям во внешней среде, способностей ... устойчивость организма к внешним воздействиям резко снижается. То есть база для возможного развития патологии на клиническом уровне уже создана. Как же справиться со стрессом? На ...

31. Болезнь Дауна — наследственное генетически детерминированное заболевание, вызванное трисомией 21-й хромосомы человека. Сопровождается выраженным снижением интеллекта, отставанием в физическом развитии.

32. Декомпенсация — нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов.

33. Деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

34. Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

35. Дети с проблемами в развитии – это дети, имеющие отклонения в развитии.

36. Дефект развития — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

37. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими или физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

38. Дефицитарное развитие — тип дисонтогенеза связанный с первичной недостаточностью отдельных систем — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

39. Диагноз — заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.

40. Дидактогения — психоэмоциональное напряжение учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, тренера, неадекватными требованиями или неумеренным педагогическим воздействием с информационной перегрузкой.

41. Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

42. Дисгармоничность — несоответствие разных сторон развития какой-либо системы, ведущее к структурному регрессу, а при достаточной его степени и к деградации.

43. Дисграфия — неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

44. Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

45. Дисплазия — аномальные изменения в ядрах клеток, цитоплазме, или неправильный рост самих клеток.

46. Дистрофия — патологический процесс, возникающий при нарушениях обмена веществ, идущий с повреждением клеточных структур, и в результате чего в клетках и тканях появляются вещества в норме неопределимые.

47. Дифференциация обучения — разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий.

48. Дифференциальное обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации ... биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным ...

49. Дифференцированный подход — учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.

50. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

51. Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

52. Звукоусиливающая аппаратура — технические средства, предназначенные для усиления звука. Применяются для слабослышащих и глухих, имеющих остатки слуха.

53. Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

54. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

55. Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

56. Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

57. Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

58. Интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями

59. Интеллект — разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

60. Инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

61. Исключительные дети – дети сверх нормально одаренные, способные более ускоренным темпом и более углубленно усвоить курс нормальной школы или же выявляющих специальную одаренность в какой-нибудь области науки, искусства, техники и т. п.

62. Киношрифт — лицевая азбука, наглядное пособие для обучения глухих чтению с губ.

63. Классно-урочная система — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, ...

64. Компенсаторные процессы — реакция организма на повреждение, при которой органы или их сохранившиеся части и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего фактора, берут на себя функцию пораженных структур путем заместительной гиперфункции или качественного изменения функции.

65. Компенсация нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

66. Конституция человека — совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители.

67. Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

68. Коррекционно-воспитательная работа — система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.

69. Коррекция — исправление, возникших в организме проблем, физиологичным способом, безопасным и дружественным по отношению к организму.

70. Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

71. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

72. Критерии социализации – это признак, на основе которого производится оценка качества социальной защиты. Выделяются следующие критерии: материального благополучия; комфортности отношений; прогностической уверенности в стабильности социального благополучия.

73. Критерии социальной защищённости — категория, весьма сложна и неоднозначна.

74. Лабильность — функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях.

75. Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

76. Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

77. Логопед — это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи, как у детей, так и у взрослых.

78. Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.

79. Медико-психолого-педагогическая консультация — специалисты оказывающие бесплатную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям до 18 лет, испытывающим проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

4 стр., 1943 слов

Кризис семи лет и проблема психологической готвности ребенка к обучению в школе

... – шоколадная» или «Я нарочно поддался». Какого ребенка можно считать психологически готовым к школьному обучению, если готовность к школе – итог развития ребенка в дошкольном детстве? Этому интересному и важному ...

80. Медико-психолого-педагогический патронаж – это широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

81. Медико-психолого-педагогическая профилактика инвалидности – это своевременное раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, через совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

82. Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

83. Метод воспитания — конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.

84. Метод обучения — процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

85. Методика специальная – это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

86. Метод педагогический — поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса.

87. Механизм социализации — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное.

88. Навыки — действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.

89. Норма — предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом.

90. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

91. Образовательное учреждение общего типа – учебное заведениедля получения среднегообразования(начальное образование, основного образования,среднегообщего образования,профессиональногообразования)

92. Образовательный стандарт — требование не к ученикам, а к условиям, которые должны быть для них созданы

93. Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала.

94. Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

95. Обучение детей с отклонениями в развитии – помощь человеку с ограниченными возможностями для адекватной адаптации, получении знаний и интеграции с обществом.

96. Олигофрения — врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта.

97. Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

98. Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

20 стр., 9971 слов

Графический диктант как средство развития мелкой моторики детей ...

... из показателей интеллектуальной готовности детей к обучению к школе является уровень развития мелкой моторики, зрительного восприятия, ... развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения», К. Утехина «Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста», З.Н. Тюбекина «Развитие ... кулачки, и если взрослый человек вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно ...

99. Опека и попечительство над детьми с отклонениями в психическом развитии

100. Охранительный педагогический режим – направленность на охрану нервной системы детей и их физического здоровья. Необходимость введения О. р. обусловлена повышенной утомляемостью нервной системы ребенка, имеющего те или иные отклонения в физическом или/и психическом развитии, и низкой выносливостью, особенно в области умственной деятельности.

101. Патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений.

102. Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.

103. Педагогика лечебная — совокупность методов воспитания и обучения психически неполноценных детей, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических учреждениях (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и др.).

104. Педагогика специальная — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

105. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

106. Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

107. Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

108. Педагогическое прогнозирование – элемент технологии конструирования педагогического процесса.

109. Первичный дефект — частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

110. Перинатальный период — период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения.

111. Пограничная умственная отсталость — нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития.

112. Позднооглохшие дети — дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

113. Полевое поведение — совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

28 стр., 13992 слов

Педагогические условия формирования готовности детей к обучению в школе

... развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования готовности детей к обучению ... «Как комплекс свойств и качеств личности» (В.А. Крутецкий) «Как совокупность качеств конкретной личности, обеспечивающую ей успешность в реализации профессионально-значимых функций» ( ...

114. Постнатальный – послеродовой.

115. Предметные отрасли современной специальной педагогики

116. Пренатальный — период от оплодотворения до рождения.

117. Пропедевтическое обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии

118. Профессиональное образование детей с отклонениями в психофизическом развитии

119. Профилактика — совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека.

120. Психиатрия детская — раздел общей психиатрии, занимается изучением особенностей проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений в детском и подростковом возрасте (как при психотических, так и при не психотических расстройствах), а также их лечением и предупреждением и научными основами организации психиатрической помощи детям и подросткам.

121. Психическая депривация — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

122. Психическое развитие ребёнка с ограниченными возможностями — дети, имеющие отклонения психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

123. Психолого-медико-педагогическая консультация

124. Психомоторика — совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.

125. Психопатия — стойкая врождённая дисгармония личности.

126. Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины.

127. Развивающее обучение — целостное педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

128. Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

129. Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых заболеваний и травм.

130. Регресс — переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему; противоположность прогрессу.

131. Рельефный шрифт — шрифт, предназначенный для производства печатной продукции для слепых.

132. Ретардация — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками.

133. Ригидность — функциональное состояние скелетных мышц, характеризующееся резким повышением их тонуса и сопротивляемостью деформирующим усилиям.

134. Самовоспитание — систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

3 стр., 1162 слов

Сравнительный анализ образовательных установок студентов с традиционной ...

... образования и внедрение инновационных технических средств обучения в традиционную систему обучения находит широкое применение на современном этапе развития общества. Именно поэтому данная тема ... традиционной системами обучения. Задачи исследования: 1) Теоретический анализ литературы и подбор методического материала для проведения исследования; 2) Составить программу поискового эксперимента для ...

135. Самоконтроль — процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

136. Самооценка — представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

137. Сенситивный возраст

138. Сенсорное воспитание — целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

139. Система Брайля — точечная система, с помощью которой незрячие люди пишут и читают.

140. Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

141. Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

142. Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб.

143. Слепоглухонемота — врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота.

144. Слепоглухонемые дети – дети, с нарушением развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

145. Слепота — полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.

146. Слепые дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

147. Сложный дефект — сочетание двух и более нарушений (дефектов) развития, которое представляет собой не просто их сумму, а является качественно своеобразным вариантом дисонтогенеза.

148. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

149. Социальная защита — система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

150. Социальное обслуживание — по определению ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

151. Социальная помощь — защита — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Глоссарий полностью — Стр 2

152. Социально-педагогическая деятельность — практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.

153. Специальное образование — реальное образование, и, как всякое реальное, воздействуя на человека, оставляет в его головном мозгу свой след.

154. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – они обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.

155. Специальные образовательные потребности — определяются как «потребности, отличающиеся от или дополняющие то, что обычно.

156. Специальные учебно-воспитательные учреждения — специализированное учреждение открытого и закрытого типа органов управления образованием.

157. Структура урока — совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

158. Сурдопедагогика — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).

159. Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

160. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

161. Умственная отсталостьнарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга в период до 3 лет.

162. Упражнения — одно из самых мощных средств профилактической медицины, предупреждающее инвалидность в среднем и пожилом возрасте, а также важное терапевтическое средство восстановления разрушительных последствий болезни.

163. Урок — основная форма учебного процесса в современной школе.

164. Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

165. Учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения.

166. Фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни.

167. Физический недостаток – это отклонение от нормы в строении организма.

168. Холдинг-терапия — естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность.

169. Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.

170. Целостность педагогического процесса — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

171. Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

172. Эксперимент естественный — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

173. Эксперимент констатирующий — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

174. Эксперимент обучающий – разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются (создаются) в условиях опыта.

175. Эксперимент педагогический — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

176. Эксперимент формирующий — специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.