Глоссарий полностью

Ий неМинистерство образования Российской Федерации

Псковский государственный университет

Глоссарий к курсу «Специальная педагогика»

Работу выполнила: студентка 1 курса

Отделения «Логопедия»

По дисциплине «Специальная

педагогика»

Преподаватель: Деева Ю. П.

1. Абилитация — лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорванным людям, направленные на адаптацию их к жизни.

2. Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.

3. Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.

4. Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.

5. Адаптация — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

6. Профессиональная адаптация — процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.

7. Социальная адаптация – процесс активного индивида к условиям социальной среды.

8. Адинамия — резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности.

9. Азбука для слепых — совокупность особых выпуклых значков, условно обозначающих буквы.

10. Акалькулия — нейропсихологический симптом, проявляющийся в нарушении счета и счетных операций по причине поражения разных участков коры головного мозга.

11. Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения к энергетическому , целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

12. Актуализация — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

15 стр., 7194 слов

Проблемы адаптации детей и родителей в стационаре. Взаимодействие ...

... и монотонно плачут. Реакции детей на госпитализацию зависят от характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, ... адаптации к условиям стационара детей и ... и медицинской сестры. [6] 1.2. Реакция ребенка на госпитализацию в стационаре У детей раннего возраста самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. ...

13. Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

14. Амбидекстрия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

15. Аменция — более тяжёлая форма помрачения сознания.

16. Апатия — состояние безразличия, равнодушной вялости.

17. Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

18. Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

19. Вальдорфская школа — система образования, основанная на уважении к детству.

20. Возрастной кризис — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

21. Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

22. Воспитательная работа — это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

23. Воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

24. Вторичный дефект — вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связанны с поврежденной.

25. Глухие дети – дети с наиболее резкой степенью поражения слуха.

26. Глухота — состояние, при котором человек не воспринимает громкую речь, произнесенную около его уха.

27. Госпитализм — синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми.

28. Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт)

29. Дактилография — письмо пальцем на любой удобной для письма плоскости.

30. Дактилология — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... дружбе, спра­ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. Рассмотреть задачи ... студентов. – М.: ВЛАДОС, 1995. с.85. 15. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», ...

31. Болезнь Дауна — наследственное генетически детерминированное заболевание, вызванное трисомией 21-й хромосомы человека. Сопровождается выраженным снижением интеллекта, отставанием в физическом развитии.

32. Декомпенсация — нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов.

33. Деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

34. Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

35. Дети с проблемами в развитии – это дети, имеющие отклонения в развитии.

36. Дефект развития — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

37. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими или физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

38. Дефицитарное развитие — тип дисонтогенеза связанный с первичной недостаточностью отдельных систем — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

39. Диагноз — заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента.

40. Дидактогения — психоэмоциональное напряжение учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, тренера, неадекватными требованиями или неумеренным педагогическим воздействием с информационной перегрузкой.

41. Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

42. Дисгармоничность — несоответствие разных сторон развития какой-либо системы, ведущее к структурному регрессу, а при достаточной его степени и к деградации.

43. Дисграфия — неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

44. Дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

45. Дисплазия — аномальные изменения в ядрах клеток, цитоплазме, или неправильный рост самих клеток.

46. Дистрофия — патологический процесс, возникающий при нарушениях обмена веществ, идущий с повреждением клеточных структур, и в результате чего в клетках и тканях появляются вещества в норме неопределимые.

47. Дифференциация обучения — разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации ... биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным ...

48. Дифференциальное обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии

49. Дифференцированный подход — учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения.

50. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

51. Запущенность педагогическая — устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

52. Звукоусиливающая аппаратура — технические средства, предназначенные для усиления звука. Применяются для слабослышащих и глухих, имеющих остатки слуха.

53. Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

54. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

55. Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

56. Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

57. Индивидуальный подход — осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

58. Интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями

59. Интеллект — разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

60. Инфантилизм — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

61. Исключительные дети – дети сверх нормально одаренные, способные более ускоренным темпом и более углубленно усвоить курс нормальной школы или же выявляющих специальную одаренность в какой-нибудь области науки, искусства, техники и т. п.

62. Киношрифт — лицевая азбука, наглядное пособие для обучения глухих чтению с губ.

63. Классно-урочная система — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, ...

64. Компенсаторные процессы — реакция организма на повреждение, при которой органы или их сохранившиеся части и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего фактора, берут на себя функцию пораженных структур путем заместительной гиперфункции или качественного изменения функции.

65. Компенсация нарушенных функций — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

66. Конституция человека — совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители.

67. Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

68. Коррекционно-воспитательная работа — система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.

69. Коррекция — исправление, возникших в организме проблем, физиологичным способом, безопасным и дружественным по отношению к организму.

70. Коэффициент интеллекта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

71. Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

72. Критерии социализации – это признак, на основе которого производится оценка качества социальной защиты. Выделяются следующие критерии: материального благополучия; комфортности отношений; прогностической уверенности в стабильности социального благополучия.

73. Критерии социальной защищённости — категория, весьма сложна и неоднозначна.

74. Лабильность — функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях.

75. Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

76. Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

77. Логопед — это специалист, занимающийся коррекцией нарушений речи, как у детей, так и у взрослых.

78. Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.

4 стр., 1943 слов

Кризис семи лет и проблема психологической готвности ребенка к обучению в школе

... – шоколадная» или «Я нарочно поддался». Какого ребенка можно считать психологически готовым к школьному обучению, если готовность к школе – итог развития ребенка в дошкольном детстве? Этому интересному и важному ...

79. Медико-психолого-педагогическая консультация — специалисты оказывающие бесплатную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям до 18 лет, испытывающим проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

80. Медико-психолого-педагогический патронаж – это широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

81. Медико-психолого-педагогическая профилактика инвалидности – это своевременное раннее выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка, через совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий, повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

82. Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

83. Метод воспитания — конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.

84. Метод обучения — процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

85. Методика специальная – это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

86. Метод педагогический — поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса.

87. Механизм социализации — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное.

88. Навыки — действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.

89. Норма — предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом.

90. Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

91. Образовательное учреждение общего типа – учебное заведениедля получения среднегообразования(начальное образование, основного образования,среднегообщего образования,профессиональногообразования)

92. Образовательный стандарт — требование не к ученикам, а к условиям, которые должны быть для них созданы

93. Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала.

94. Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

95. Обучение детей с отклонениями в развитии – помощь человеку с ограниченными возможностями для адекватной адаптации, получении знаний и интеграции с обществом.

96. Олигофрения — врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта.

97. Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

6 стр., 2592 слов

Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

... немало доказательств того, что по причине функциональной асимметрии полушарий мозга сложные психические процессы человека так же несимметрично распределены между частями мозга. «Межполушарная асимметрия мозга -- это ... выше способности знакомы нам с детства, в процессе взросления мы продолжаем их развивать и совершенствовать. И если у человека лучше других развита одна из этих способностей, ...

98. Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

99. Опека и попечительство над детьми с отклонениями в психическом развитии

100. Охранительный педагогический режим – направленность на охрану нервной системы детей и их физического здоровья. Необходимость введения О. р. обусловлена повышенной утомляемостью нервной системы ребенка, имеющего те или иные отклонения в физическом или/и психическом развитии, и низкой выносливостью, особенно в области умственной деятельности.

101. Патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений.

102. Педагогика — наука о воспитании и обучении человека.

103. Педагогика лечебная — совокупность методов воспитания и обучения психически неполноценных детей, применяемая обычно в специальных лечебных и педагогических учреждениях (вспомогательные школы, отделения детских психиатрических больниц и др.).

104. Педагогика специальная — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

105. Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

106. Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

107. Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

108. Педагогическое прогнозирование – элемент технологии конструирования педагогического процесса.

109. Первичный дефект — частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

110. Перинатальный период — период от 28 недели беременности, включающий период родов и заканчивающийся через 168 часов после рождения.

111. Пограничная умственная отсталость — нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития.

112. Позднооглохшие дети — дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

113. Полевое поведение — совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

7 стр., 3227 слов

Готовность ребёнка к школьному обучению

... 2.2 Формирующий эксперимент 2.3 Контрольный эксперимент Заключение Список использованных источников Приложения Введение Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. ...

114. Постнатальный – послеродовой.

115. Предметные отрасли современной специальной педагогики

116. Пренатальный — период от оплодотворения до рождения.

117. Пропедевтическое обучение детей с отклонениями в психофизическом развитии

118. Профессиональное образование детей с отклонениями в психофизическом развитии

119. Профилактика — совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека.

120. Психиатрия детская — раздел общей психиатрии, занимается изучением особенностей проявления, течения, причин и механизмов развития психических нарушений в детском и подростковом возрасте (как при психотических, так и при не психотических расстройствах), а также их лечением и предупреждением и научными основами организации психиатрической помощи детям и подросткам.

121. Психическая депривация — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

122. Психическое развитие ребёнка с ограниченными возможностями — дети, имеющие отклонения психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

123. Психолого-медико-педагогическая консультация

124. Психомоторика — совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.

125. Психопатия — стойкая врождённая дисгармония личности.

126. Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины.

127. Развивающее обучение — целостное педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

128. Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

129. Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых заболеваний и травм.

130. Регресс — переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему; противоположность прогрессу.

131. Рельефный шрифт — шрифт, предназначенный для производства печатной продукции для слепых.

132. Ретардация — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками.

133. Ригидность — функциональное состояние скелетных мышц, характеризующееся резким повышением их тонуса и сопротивляемостью деформирующим усилиям.

134. Самовоспитание — систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом.

135. Самоконтроль — процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

3 стр., 1162 слов

Сравнительный анализ образовательных установок студентов с традиционной ...

... образования и внедрение инновационных технических средств обучения в традиционную систему обучения находит широкое применение на современном этапе развития общества. Именно поэтому данная тема ... традиционной системами обучения. Задачи исследования: 1) Теоретический анализ литературы и подбор методического материала для проведения исследования; 2) Составить программу поискового эксперимента для ...

136. Самооценка — представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

137. Сенситивный возраст

138. Сенсорное воспитание — целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

139. Система Брайля — точечная система, с помощью которой незрячие люди пишут и читают.

140. Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

141. Слабовидящие дети — дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

142. Слабослышащие дети — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб.

143. Слепоглухонемота — врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота.

144. Слепоглухонемые дети – дети, с нарушением развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

145. Слепота — полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.

146. Слепые дети — дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

147. Сложный дефект — сочетание двух и более нарушений (дефектов) развития, которое представляет собой не просто их сумму, а является качественно своеобразным вариантом дисонтогенеза.

148. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

149. Социальная защита — система мероприятий, осуществляющихся государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

150. Социальное обслуживание — по определению ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

151. Социальная помощь — защита — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Глоссарий полностью — Стр 2

152. Социально-педагогическая деятельность — практическая специальная деятельность специалиста, работающего в школе; учебная дисциплина, ориентированная на подготовку школьных социальных педагогов – специалистов в области социального воспитания учащихся.

153. Специальное образование — реальное образование, и, как всякое реальное, воздействуя на человека, оставляет в его головном мозгу свой след.

154. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – они обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.

155. Специальные образовательные потребности — определяются как «потребности, отличающиеся от или дополняющие то, что обычно.

156. Специальные учебно-воспитательные учреждения — специализированное учреждение открытого и закрытого типа органов управления образованием.

157. Структура урока — совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

158. Сурдопедагогика — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).

159. Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

160. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

161. Умственная отсталостьнарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга в период до 3 лет.

162. Упражнения — одно из самых мощных средств профилактической медицины, предупреждающее инвалидность в среднем и пожилом возрасте, а также важное терапевтическое средство восстановления разрушительных последствий болезни.

163. Урок — основная форма учебного процесса в современной школе.

164. Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

165. Учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения.

166. Фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни.

167. Физический недостаток – это отклонение от нормы в строении организма.

168. Холдинг-терапия — естественное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, когда его поведение или самочувствие вызывают обеспокоенность.

169. Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.

170. Целостность педагогического процесса — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

171. Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

172. Эксперимент естественный — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

173. Эксперимент констатирующий — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

174. Эксперимент обучающий – разновидность естественного эксперимента, отличительная особенность которого состоит в том, что психические явления (составляющие предмет изучения) не только вызываются, но и формируются (создаются) в условиях опыта.

175. Эксперимент педагогический — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

176. Эксперимент формирующий — специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.