Анализ страхов молодых родителей перед школьным обучением детей

МДОУ «Детский сад №23»

Анализ страхов молодых родителей перед школьным обучением детей

А.С. Данилова,педагог-психолог

г. Ярославля

В современном мире развитие детей происходит все быстрее и во многом определяется воспитательным потенциалом семьи. Одновременно с этим растут и требования, предъявляемые обществом к ребенку и его семье. На разных жизненных этапах семья вынуждена приспосабливаться к новым условиям, овладевать ранее неизвестными социальными ролями и функциями, вырабатывать новые модели поведения. Находясь на старте обучения ребенка в школе, семья несет на себе колоссальную нагрузку, поэтому вопрос подготовки ребенка и родителей к новому этапу жизни является остроактуальным. школьник родитель психологический

Анализ литературы по проблеме готовности ребенка к школе показал, что «готовность» является предметом исследования многих выдающихся психологов, таких как Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др., где готовность ребенка к обучению в школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны успешно сочетаться в ребенке.

Родители уже в начале воспитательного процесса должны обращать внимание на гармоничное развитие всех сторон личности ребенка. А значит перед семьей стоит ряд непростых задач: физическое развитие, удовлетворение и формирование новых познавательных интересов ребенка; воспитание ответственности, самостоятельности, трудолюбия и других личностных качеств, необходимых сначала для успешного школьного обучения, а потом и для полноценной жизни.

Всовременных условиях решение этих и других задач может стать непосильным грузом для молодых семей, поэтому основным помощником в подготовке ребенка и родителей к школе является детский сад. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине. Кроме того, имеют уникальную возможность учиться выстраивать отношения в коллективе со взрослыми и сверстниками.

Проведенный нами опрос молодых семей о готовности к школьному обучению, позволил выявить ряд наиболее часто встречающихся страхов молодых родителей, перед школьным обучением их детей:

8 стр., 3844 слов

Правило 1. Общаясь с Заказчиком, научитесь доказывать, что на первом месте для вас – интересы ребенка и родителя.

Бесконфликтное общение стоматолога с родителями детей-пациентов Часть 1 В.В. Бойко Академик международной БПА, доктор психологических наук, профессор, чл.- корр. Петровской академии наук и искусств академик доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ Чтобы мудро поступать, одного ума мало. Ф.М.Достоевский (1821 – 1881), русский ...

·неуверенность в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей и имеют возможность точно оценить успехи каждого ребенка;

·ребенок будет учиться хуже других детей;

·неуверенность в том, что дети в возрасте 6-7 лет уже способны дружить (Рис.1).

Рис. 1 Страхи молодых родителей перед школьным обучением их детей

Часто испытываемые родителями страхи передаются детям, что негативно влияет как на период адаптации ребенка, так и на весь последующий процесс обучения в школе.

Становится очевидным, что среди первоочередных задач в работе с подготовительной группой на первый план выходит:

·оптимистично настроить родителей на предстоящие изменения,

·сделать позитивное мышление в отношении школы привычкой для каждой конкретной семьи,

·расширить знания родителей о психологических особенностях детей 6-7 лет.

Помимо этого, опираясь на труды Ярославских ученых И.Ю. Тархановой, О.А., Коряковцевой, М.А. Юферовой, Т.В. Бугайчук, Т.Г. Доссэ, А.Ю. Куликова, нами планируется разработка программы по работе с родителями, которая позволит снизить страхи родителей.

5 стр., 2477 слов

особенности и способы организации работы с родителями детей с ДЦП.

Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации работы с родителями детей с ДЦП 7 1.1 Социальные проблемы детей с ДЦП и их клинико-психолого-педагогическая характеристика 7 1.2 Взаимоотношения ребенка с ДЦП в семье как фактор его социализации 18 1.3 Особенности организации работы с родителями детей с ДЦП 21 Выводы по главе 1 30 Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации ...

1.Дмитреева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.

2.Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека // Вестник Вятского государственного университета. 2015. № 8. С. 132-135.

.Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Доссэ Т.Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы//Ярославский педагогический вестник: научный журнал. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. — № 5. С.99-102.

.Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 25-27.

.Настольная книга специалиста по урегулированию конфликтов в образовательной организации Уч.-метод. пособие / Юферова М.А, Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. .- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016 — 80с..

.Серова Н. Н. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» [Электронный ресурс]. / URL: #»justify»>.Тарханова И.Ю, Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования / / Ярославский педагогический вестник. — 2016 — № 1 — с. 131 — 135.

.Юферова М.А., Коряковцева О.А. Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности //Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015 г. том 21, №3 С.60-63.

Аннотация

Анализ страхов молодых родителей перед школьным обучением детей. А.С. Данилова,педагог-психолог, МДОУ «Детский сад №23» г. Ярославля

20 стр., 9540 слов

Психологические особенности родителей юного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЮНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Проблемы молодых семей с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей 1.2 Особенности отношения к браку 1.3 Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения 1.4 Положительные и отрицательные факторы раннего родительства Глава 2. Исследование степени ...

В статье ставится задача выявить основные страхи молодых родителейперед школьным обучением их детей, рассмотреть условия эффективного психолого-педагогического сопровождения молодой семьи, переходящей на этап «Семья с детьми-школьниками».

Ключевые слова:готовность к школьному обучению,молодая семья,дошкольныйвозраст.


Analysis of fear to parents of young children schooling. A.S. Danilova, educational psychologist, Kindergarten «Kindergarten №23» Yaroslavlpaper seeks to identify the main fears of new parents to their children’s schooling,consider the conditions of effective psycho-pedagogical support for young families, passing on the stage of «Family with children of school age.»

Keywords:readiness for school, a young family, preschool age.