Формы организации самостоятельной работы:

Содержание самостоятельной работы студентов

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятель­ной и исследовательской работы магистров психологии, которая включает:

  • самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соот­ветствующей литературой;
  • углубленное изучение отдельных тем курса с использованием допол­нительной литературы и Интернет-ресурсов;
  • создание визуальных носителей информации с использованием совре­менных информационных ресурсов (по выбору).
  • разработка программ по освоению технологий управления конфликта­ми разных типов и видов, в разных сферах взаимодействия.
  • подбор психодиагностических методик для диагностики составляющих конфликта, личностных качеств СК, стилей поведения в конфликтном взаимодействии.

Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы магистров в пре­делах часов, отведенных на самостоятельную работу студентов.

Типовые задания самостоятельной работы

Типовые задания способствуют формированию конфликтологического знания; развитию умений работы с литературными источниками, овладению навыками управления и разрешения конфликтами, разработки планов- программ организации и проведения по обучению. К типовым заданиям для самостоятельной работы магистров относятся:

  • анализ литературных источников по проблемам конфликтологии и составление аннотированных списков литературы по отдельным темам;
  • микроисследовательские работы по конфликтологической пробле­матике (по выбору магистров).
  • разработка программы управления, разрешения конфликта с ис­пользованием одной из технологий в любом виде взаимодействия профес­сиональном и социальном — (по выбору)
  • подготовка программы по просвещению родителей о психологиче­ских особенностях развития детей разного возраста.
  • консультирование по проблемам конфликтности профессионала на разных этапах становления.
  • подготовка и анализ видеоматериалов по профилактике, прогнози­рованию, предупреждение конфликтов в социальном, профессиональном взаиодействии
  • составление хрестоматии по проблеме конфликтного взаимодействия

  • реферирование и аннотирование научной литературы и составление электронной базы данных (электронной библиотеки, каталога),
  • углубленное изучение отдельных тем с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
  • составление биографического и библиографических справочников
  • выполнение миниисследования на предложенную тем;
  • написание рефератов-обзоров, рефератов-конспектов, текстуальных кон­спектов.
  • разработка карт-схем, опорно-логических схем (таблицы) по типам и ви­дам конфликтов
  • проведение мониторинговых исследований в образовательных учрежде­ниях по проблеме конфликтных отношений
  • разработка проектов, составление карт-схем, опорно-логических схем по разрешению конфликтного взаимодействия субъектов.
  • разработка моделей поведения успешного посредника, медиатора, адек­ватных конкретной конфликтной ситуации.
  • моделирование конфликтных ситуаций, запись на аудиовизуальные носители и их анализ;
  • разработка моделей разрешения, управления конфликтами в поликуль­турном, полиэтническом, поликонфессиональном взаимодействии
  • разработка тренинга и тренинговых этюдов по совершенствованию конфликтологической компетентности: конфликтной, коммуникативной эмоциональной компетенциям.
  • сотавление Портфолио
  • разработка Проектов

Темы для самостоятельной работы магистров

24 стр., 11569 слов

Методические рекомендации к подготовке и защите выпускных квалификационных ...

... практические задачи в сфере своей профессиональной деятельности. ВКР является самостоятельной творческой работой, характеризующейся рядом требований: теоретическим, методологическим и методическим уровнем исследования ... возможности мультимедийной презентации. 2. Общие требования к вкр (бакалавра, магистра, дипломированного специалиста) В настоящем разделе указываются основные требования (нормы), ...

Темы для самостоятельной работы магистров ориентированы на акту­альные проблемы «Управления конфликтом в профессиональном, социаль­ном взаимодействии» и определяются в процессе собеседования преподава­теля магистрами с целью максимального содействия развитию исследова­тельских интересов будущих специалистов. Примерные темы для организа­ции самостоятельной работы магистров:

  1. Проблемы конфликтологии как междисциплинарной области науки в современных условиях.
  2. Внутриличностные конфликты, их виды, формы проявления, диагности­ка и способы разрешения.
  3. Выбор стиля поведения в конфликтном взаимодействии.
  4. Технология управления конфликтным взаимодействием:
  5. Технологии прогнозирования, предвидения, профилактики конфликтов
  6. Технологии регулирования конфликтов
  7. Технологии разрешения и управления конфликтами
  8. Супружеские конфликты, технологии управления
  9. Регуляция конфликтных родительско-детских отношений, с учетом возраста
  10. Конфликты в различных видах профессиональной деятельности: причи­ны возникновения, сферы проявления, диагностика, консультирование.
  11. Конфликты в полиэтническом, поликультурном взаимодействии.
  12. Конфликты в поликонфессиональном взаиодействии
  13. Моббинг в социальном взаимодействии.
  14. Мониторинговые исследования конфликтного взаимодействия в вузе

2.2.Методические указания для студентов Технологическая карта курса «Психология»

I семестр

Лекции

Кол.

час

Семинарские занятия

Кол.

час

Самостоятельная работа

Кол. час

Тема 1. Проблема предмета психологии, развитие представлении о предмете психологии.

2

Семинар №1

1. Предмет психологии как наука, основные задачи и отрасли психологии.

2. Объект и предмет исследования

отрасли психологии.

3. Структура психологии как науки, ее основные отрасли и направления.

2

1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

3.Моделирование как метод психологического исследования.

Темы для рефератов

1.Система явлений, изучаемых в современной психологии.

2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

3.Методы психологических исследований.

4

Тема 2.

Методы психологического исследования, общая характеристика и классификация

2

Семинар №2

1. Характеристика основных источников научно-психологических знаний.

2. Понятие о методах психологии и их классификация.

3. Теоретические и эмпирические методы психологии.

4. Основное содержание методов эмпирического исследования, характеристика и индивидуальные особенности.

5. Моделирование как специфический метод в психологии.

2

1.Проблема методов исследования в психологии.

2.Метод наблюдения и его характеристика.

3.Типы и виды опроса.

4.Экспериментальный метод в психологии.

5.Психологические тесты.

6.Моделирование в психологии.

Тема для реферата

1. Методы психологических исследований.

6

Тема3.

Основные научные направления в западной и отечественной психологии

2

Семинар №3

1. История развития психологии как науки.

2. Основные научные школы зарубежной психологии.

3.Гуманистическая психология и психология личности.

4. Основной закон культурно-исторического развития личности в трудах Л.С.Выготского.

4

1. Современные направления психологических исследований в мире.

2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

Темы для рефератов

1.Истоки научных психологических исследований.

2.Основные этапы развития психологии до середины XIX в.

3.Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX века.

4.Развитие психологии в первой половине ХХ века.

6

Тема 4. Психологическая характеристика деятельности

2

Семинар №4

1. Понятие и строение человеческой деятельности. 2.Виды и развитие человеческой деятельности.

3.Деятельность и психические процессы.

4.Умения, навыки, привычки

4

1.Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе

2. Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

3.Становление высших психических функций в процессе деятельности.

4.Психологический анализ привычек людей

Темы для рефератов

1.Специфика человеческой деятельности.

2.Виды деятельности человека.

3.Психические процессы как формы деятельности

4.Образование умений и навыков

6

Тема 5. Сознание как высший уровень психического отражения.

2

Семинар №5

1.Природа человеческого сознания.

2. Возникновение и развитие сознания.

3.Перспективы развития человеческого сознания.

4. Соотношение между сознанием и бессознательным.

4

1.Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

2.Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

3.Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

Темы для рефератов

1.Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

2.Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

6

Тема 6. Ощущения и восприятие как основа функционирования познавательных процессов

2

Семинар №6

1.Понятие об ощущениях

2.Характеристика основных ощущений

3.Восприятие, его виды и свойства

4.Законы восприятия

4

1.Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2Психофизиологичсекие механизмы формирования ощущений.

3.Законы и загадки зрительного восприятия человека

4.Влияние мышления на восприятие.

Темы для рефератов

1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

2Основные параметры ощущений

3Виды и свойства восприятия.

Факторы, влияющие на формирование образов.

6

Тема 7. Внимание как познавательный процесс и психологические теории внимания

2

Семинар №7

1.Психологичсекая характеристика процесса внимания.

2.Основные свойства внимания.

3.Функции и виды внимания.

4.Психологичсекие теории внимания.

5.Развитие внимания.

4

1.Психологичсекие теории внимания

2.Развитие внимания

Темы для рефератов

1.Внимание и его психологические свойства.

2.Физиологические основы внимания.

6

Тема 8. Психологические основы теорий и законов памяти

2

Семинар №8

1.Общие представления о памяти и ее характеристика.

2.Виды памяти и их особенности.

3.Индивидуальные различия памяти у людей.

4.Теории и законы памяти.

5.Механизмы, формирование и развития памяти.

4

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2.Индивидуальные особенности памяти и способности человека.

3.Сравнительный анализ механизмов памяти на основе психологических теорий.

4. Механизмы, приемы и средства улучшения памяти человека.

Темы для рефератов

1. Характеристика основных видов памяти человека.

2. Индивидуальные особенности памяти, нарушения памяти.

3. Теории памяти в психологии.

4. Факторы, определяющие формирование и развитие памяти у человека.

10

Тема 9. Мышление как основной психический познавательный процесс

2

Семинар №9

1.Природа и механизм осуществления мыслительной деятельности.

2.Характеристика основных типов мышления (эмпирическое и теоретическое).

3.Основные теории мышления в психологии.

4. Творческое мышление, его характеристика, механизмы развития данного вида мыслительной деятельности.

5.Особенности механизмов развития мышления в трудах ученых-психологов (Ж.Пиаже, П.Я.Гальперин, Л.С.Выготский)

6

1. Проблемы и пути развития творческого мышления.

2. Личностные особенности творческого человека и их развитие.

3. Основные приемы и способы развития мышления.

4. Пути развития мышления: человеческий и искусственный.

Темы для рефератов

1. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления с индивидуально-типологическими особенностями личности.

2. Психология творческого мышления.

3. Понятие, тесты и методы изучения коэффициента интеллекта.

4. Развитие мышления.

10

Всего аудиторных:

18

34

внеаудиторных

60

Итого

Литература:

Основная

Дополнительная

Рекомендуемый режим и характер выполнения отдельных видов: учебной и самостоятельной работы

Учебная работа магистранта выстраивается в соответствии с учебно- тематическим планом проведения аудиторных занятий.

На первом занятии магистранты: составляют индивидуальный план са­мостоятельной работы по выполнению заданий к каждой теме программы учебной дисциплины; выбирают тему для выполнения мини исследования, которое реализуется в течение всего периода изучения учебной дисциплины.

Контроль за ходом выполнения самостоятельной работы осуществля­ется на практических занятиях и в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Результаты отражаются в индивидуальном плане магист­ранта и технологической карте дисциплины. Содержание выполненных зада­ний представляется в виде портфолио, которое рассматривается как резуль­тат промежуточной аттестации и, при положительной оценки, является до­пуском к итоговой аттестации.

Портфолио должно включать в качестве обязательных состав­ляющих:

  1. Технологическую карту дисциплины с балльной оценкой обяза­тельных и дополнительных видов учебной и самостоятельной работы;
  2. Индивидуальный план выполнения самостоятельной работы с отметкой преподавателя о выполнении заданий;
  3. Формы отчета по зданиям, выполненным к соответствующим темам программы (конкретные формы описаны в аттестационных материа­лах);
  4. Результаты мини исследования по выбранной теме самостоя­тельной работы.
  5. Творческие и практические работы по заданным темам

Дополнения к Портфолио выбираются самим магистрантом и оформ­ляются в свободной форме. Работы, выполнение коллективно, представляют­ся отдельным текстом от всей группы, в индивидуальном потфолио отража­ется степень личного участия автора.

Мини­

Макси­

Виды текущей аттестации

мальное

мальное

аудиторной и внеаудиторной работы

количест

количество

во баллов

баллов

Обязательные виды самостоятельной работы

Посещение аудиторных и практических занятий

Выполнение индивидуальных заданий

3

5

Тема 1.

1. Систематизация источников, библиографический список,

4

5

аннотированный электронный каталог литературы и

создание электронной библиотеки по проблемам кон­

фликтологии,

2. Составление библиографического списка сайтов по про­

2

3

блеме конфликтологии

3. Составление хрестоматии на электронных носителях

2

3

4. Составление биографического справочника (5-10 персо­

2

3

налий): текстуальные конспекты, рефераты-конспекты.

И т.д.

12

19

Итого:

70

100

Промежуточная аттестация является допуском к итоговой атте­стации, которая предполагает выполнение заданий и Портфолио, включающее в качестве обязательных составляющих следующие:

Технологическую карту дисциплины с балльной оценкой обязательных и до­полнительных видов учебной и самостоятельной работы;

  • Индивидуальный план выполнения самостоятельной работы с отмет­кой преподавателя о выполнении заданий;
  • Формы отчета по заданиям, выполненным к соответствующим темам программы (конкретные формы описаны в аттестационных материа­лах);
  • Результаты миниисследования по выбранной теме самостоятельной ра­боты.
  • Творческие и практические работы по заданным темам
  • Результаты проектных заданий

Дополнения к портфолио выбираются самим магистрантом и оформляются в свободной форме. Работы, выполнение коллективно, представляются отдель­ным текстом от всей группы, в индивидуальном потфолио отражается сте­пень личного участия автора

План индивидуальной самостоятельной работы магистранта по учебной дисциплине «_______»

ФИО магистранта

Темы и вид заданий на самостоятельную работу

Срок вы­полнения

Промежуточ ный контроль

Отметка о выполнении

Оценка в баллах

1

2

Подпись магистранта