Ход
1. Организационная часть.
2. Краткое напоминание основных вопросов предыдущей темы.
3. Опрос студентов.
4. Сообщение темы.
5. Работа над темой.
План изложения
1.Изучить физическое воспитание детей первого года жизни.
2. Рассмотреть физическое воспитание детей второго года жизни.
Физическое воспитание детей первого года жизни
При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной методике гигиенического ухода.
Очень важно также обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка. Бодрое, радостное настроение является одним из условий правильного и своевременного физического, нервно-психического развития и хорошего здоровья. В первые месяцы жизни ребенок, радуясь, улыбается, делает много движений комплекс оживления, который является дальнейшей основой развития движений рук, туловища и т. д. Своевременное и правильное овладение детьми основными движениями стимулирует рост, деятельность основных органов и систем, обеспечивает большую самостоятельность и тем самым расширяет возможности психического развития.
Путем специального целенаправленного воздействия можно способствовать формированию различных умений, навыков и тем самым более высокому уровню развития всего организма. И наоборот, отсутствие своевременно начатого правильного воспитания и обучения ведет к отставанию в развитии, что с трудом компенсируется впоследствии.
Одно из основных правил воспитания — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы.
В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение имеют
рациональный режим дня и гигиенические условия. Для детей каждого возрастного периода определяются часы кормления, сна и бодрствования, обеспечивается необходимая последовательность в их чередовании. Хорошее проветривание, свежий воздух обеспечивают глубокий, крепкий сон. При этих условиях в часы бодрствования ребенок спокоен и активен. Дети первого года жизни должны находиться на свежем воздухе 4—6 ч.
Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием
... воспитание детей представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции. Основные периоды развития ... неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть. б) функции ребенка: - наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление ...
Большое значение для укрепления здоровья детей имеет также использование естественных факторов природы (воздух, вода, солнце) с целью закаливания.
При осуществлении режима дня необходимо прививать детям гигиенические навыки и привычки. Этому способствует тщательный гигиенический уход (подмывание, умывание, смена белья, купание и т. д.).
Для развития движений детей первого года жизни используются организованные формы занятий физическими упражнениями и массаж. Важно также обеспечить условия для свободной двигательной деятельности ребенка.
Малыши в возрасте от 1,5 до б мес. все часы бодрствования проводят в манеже (из расчета 0,5 м2 на одного ребенка) с игрушками, соответствующими возрасту детей; одежда их не должна стеснять движений.
Детей 7 мес. рекомендуется спускать на пол. Для этого часть комнаты (из расчета 0,75 м2 на одного ребенка) огораживают барьером высотой 40—45 см. Пол для утепления застилают байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. Эту часть комнаты— «напольный манеж»—оборудуют пособиями, которые стимулируют ребенка к активным движениям (ползание, вставание на, лазанье, переступание и т. д.).
В напольный манеж помещают небольшую горку с лесенкой и скатом, каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, мостик для ходьбы, большие мячи.
В первую четверть года (до 3 мес.) следует развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. При этом формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга.
В возрасте 3—4 мес. ребенок начинает стоять при поддержке подмышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня, при переодевании, брать ребенка на руки, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать ноги — «подтанцовывать».
В 4—5 мес. находясь в манеже, манипулируя игрушкой, ребенок начинает овладевать умением поворачиваться со спины на бок, на живот; лежа на животе, опирается на выпрямленные руки, хорошо поднимает голову. Если ребенок длительно лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушками, он быстрее начинает ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору.-
В 7—8 мес. ребенок уже умеет вставать на четвереньки и ползать. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка, при этом он получает новые сенсорные впечатления.
Важно своевременно развивать у детей локомоторные функции— ползание, переступание. Нельзя сажать ребенка и ставить на ноги, пока он сам не научился садиться и вставать.
В 8—9 мес. ребенок переступает и передвигается вокруг манежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятий и способствует нервно-психическому развитию.
К году ребенок научается самостоятельно ходить. В этот период воспитатель должен не только обучать детей движению, но и больше разговаривать с ними, чтобы они были радостны, подвижны, бодры. Ежедневно во время бодрствования воспитатель проводит с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока это движение не сформируется и не закрепится.
Комплекс упражнений первого блока
... данной проблемы. Одним из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на ... во время беременности, в периоде родов, вследствие тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие, прежде всего, должно быть направлено изначально не только на ...
При отсутствии противопоказаний детям 1,0—1,5 мес. назначают физические упражнения и массаж, которые включают в режим дня. Эти занятия способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию их качества и точности.
В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования активности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии жизни активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и т. д.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание ног и т. д.), слухового (речь воспитателя — счет, слова «сядь», «иди-иди» и т. д.).
При этом во втором полугодии, когда слово еще является слабым компонентом комплексного раздражителя, оно должно обязательно сочетаться со зрительным ориентиром и самым мощным — двигательным. Если воспитатель говорит ребенку «сядь, сядь», малыш не всегда выполняет его инструкцию, но если она сочетается с потягиванием взрослым ребенка за руки, он легко ее выполняет.
Большое место на первом году жизни уделяется массажу как виду пассивной гимнастики, который охватывает все мышечные группы.
При составлении комплексов физических упражнений для достижения наибольшего физиологического эффекта и строгого дозирования мышечной нагрузки необходимо соблюдать следующие требования:
1) упражнения должны охватывать все мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стоп;
2) чередовать физические упражнения с массажем, который предшествует упражнению; последовательно применять упражнения для рук, туловища, ног;
3) чередовать упражнения для различных мышечных групп в процессе занятия;
4) чередовать исходные положения: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;
5) начинать с более легких упражнений, постепенно переходить к сложным и заканчивать вновь более легкими;
6) чередовать упражнения с отдыхом (паузами); таким отдыхом является также массаж, так как он обеспечивает наименьшее напряжение мышц;
7) постепенно увеличивать физическую нагрузку за счет частоты повторения упражнений, приемов массажа, увеличения длительности занятия с 5—6 мин в первом полугодии до 8—10 мин к концу года.
В соответствии с возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей первого года жизни при составлении комплексов физических упражнений исходят из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 мес, II — от 3 до 4 мес, III — от 4 до 6 мес, IV — от 6 до 9 мес, V — от 9 до 12 мес.
Возрастной период от 1,5 до 3 мес. характеризуется выраженной физиологической гипертонией сгибателей верхних и нижних конечностей. В связи с этим широко используется массаж — поглаживание, который способствует расслаблению сгибателей. Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов— кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.
В 3—4 мес. у детей отмечается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук, появление некоторых произвольных движений — изменения положения тела, формируется хороший упор ног при поддержке подмышки, ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на предплечья. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего массажа, растирание и разминание, пассивные упражнения для рук (скрещивание рук на груди и разведение их в стороны).
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
... можно разделить на три блока: Упражнения, увеличивающие тонус коры г/м (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры г/м. Упражнения, улучшающие возможности приёма и ... происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный ( ...
Применение пассивных упражнений позволяет точно и правильно воспроизвести движение, приложить нужное усилие, получить определенный физиологический эффект. В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствующие упражнения рефлекторного характера.
В целях стимуляции своевременного и более совершенного развития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в комплексы включаются соответствующие активно-пассивные упражнения. Эти движения выполняются при активном участии ребенка, хотя с помощью взрослых. Длительность комплекса — 5— 6 мин.
Примерный комплекс физических упражнений и массажа для детей от
1,5 до 3 месяцев:
1. Массаж рук — поглаживание.
2. Массаж живота — поглаживание.
3. Массаж ног — поглаживание.
4. Рефлекторное разгибание позвоночника лежа на боку (спинной рефлекс).
5. Выкладывание на живот (упражнение рефлекторное).
6. Массаж спины — поглаживание.
7. Разгибание позвоночника и ног (приподнять ребенка при поддержке под грудь и выпрямленные ноги)—рефлекс положения.
8. Массаж стоп — поглаживание.
9. Сгибание и разгибание пальцев стопы — подошвенный рефлекс.
10. «Потанцовывание» — ножной рефлекс (с 2,5—3 месяцев).
Длительность занятий — 5—6 мин.
Возраст от 4 до 6 мес. характеризуется установлением равновесия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укреплением передних шейных мышц. Ребенок уже пытается приподнять верхнюю часть туловища, лежа на спине, т. е. пытается принять сидячее положение. Сначала он сидит при поддержке за обе руки, а затем за одну руку. Ребенок этого возраста стоит с выпрямленными ногами при поддержке подмышки; к 5 мес. хорошо переступает при поддержке подмышки; к 6 мес. поворачивается с живота на спину; лежа на животе, делает попытки подползти к игрушке, опираясь на руки.
В комплексы упражнении уже вводятся пассивные упражнения для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание и сгибание туловища на весу с поддержкой. Вводятся активные упражнения при помощи взрослого: присаживание за руки, перешагивание при поддержке подмышки и за руки. Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка.
В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, грудной клетки, стоп. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый вид массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается приемом поглаживания. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно, по мере развития ребенка и усвоения им предыдущих упражнений. Продолжительность комплекса— 6—8 мин.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Возраст 6—9 мес. В этом периоде способность к произвольным движениям у детей быстро возрастает, движения становятся все более дифференцированными и координированными.
В связи с этим в комплексы включаются упражнения, укрепляющие мышцы спины и ног, вводятся упражнения в ползании. Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура туловища, ног, плечевого пояса, что важно для развития навыков сидения, стояния, ходьбы.
С 6 мес. у ребенка появляется способность длительно удерживать предметы в руке, что обусловлено хорошей сократительной способностью мелких мышц кисти и пальцев. Это позволяет выполнять упражнения с кольцами.
Во втором полугодии ребенок понимает речь и в связи с этим вводится речевая инструкция, которая должна подкрепляться зрительным ориентиром (игрушкой) и двигательным (например, помощь при поднятии ног).
В этом возрасте массаж рук снимается, массаж ног остается при необходимости укрепить мышцы конечностей; обязательным является массаж спины, грудной клетки, живота. Используются все виды массажа: поглаживание, растирание, разминание. Продолжительность комплекса — 8—10 мин.
Примерный комплекс физических упражнений для детей от 6 до 9 месяцев;
1. Круговые движения руками (упражнение активно-пассивное), держась
за кольца.
2. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.
3. Поднимание выпрямленных ног (упражнение пассивное).
4. Массаж стоп — поглаживание, растирание, разминание.
5. Поворот со спины на живот (упражнение активное).
6. Отведение плеч назад (упражнение активно-пассивное).
7. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание.
8. Попеременное сгибание и разгибание рук с кольцами (упражнение активно-пассивное).
9. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание.
10. Присаживание (упражнение активно-пассивное).
11. Приподнимание ребенка на ноги за кисти рук (упражнение активное).
12. Ползание (упражнение активно-пассивное).
13. Переступание (упражнение активное).
Возраст от 9 до 12 мес. В этом возрасте ребенок стоит при поддержке за одну руку, самостоятельно садится из положения лежа и ложится из положения сидя. Ребенок шагает за движущимся предметом (коляска и др.), стоит без опоры, ходит при поддержке за одну руку, пытается делать первые самостоятельные шаги. В 12—13 мес. он начинает самостоятельно ходить, стоять без опоры, приседать и вставать, поднимать предметы.
У детей в возрасте 9—12 мес. отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе. В связи с этим некоторые физические упражнения даются из исходного вертикального положения.
Ребенок уже может также некоторые упражнения выполнять по слову взрослого. Для повышения активности и заинтересованности ребенка нужно использовать простейшие пособия — кольца, палочки. Занятия способствуют развитию у ребенка связей между предметами, действиями и названиями этих предметов и действий, поэтому нужно шире использовать понятную ребенку речевую инструкцию.
Для детей 9—12 мес. основные виды массажа снимаются, но рекомендуется оставить массаж живота и спины. В занятия следует включать в возрастающем количестве активные упражнения, т. е. движения, которые выполняются детьми с небольшой помощью взрослых или даже самостоятельно: круговые движения рук; поднимание выпрямленных ног, держась за кольца; ползание на животе или на четвереньках и др.
Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа
... движущихся внешних объектах (например, фиксировать внимание на движении стрелки часов). Далее переходят на фиксации внимания на ... поведенческая психотерапия групповой тренинг специальная подготовка и спецобучение ЗАНЯТИЕ 15. Тема: Аутогенная тренировка. Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка ... длинного разгибателей первого пальца. П. Диспепсия у детей, тонзиллит, зубная боль, шум в ушах, ринит, ...
Взрослый во время занятий должен разговаривать с ребенком, стараясь вызвать у него улыбку, гуление. Для стимулирования активных движений следует детям показывать разнообразные яркие и звучащие игрушки. При первых признаках утомления (вялость, сосание пальцев и т. д.) нужно изменить исходное положение ребенка, проделать дыхательные упражнения или поглаживающий массаж. Если ребенок беспокоен, плачет, занятия следует прекратить и выждать, пока малыш не успокоится. Летом на время занятия с ребенка снимают всю одежду, а в холодное время года его раздевают частично (кофточку или ползунки).
Занятия физическими упражнениями и массаж проводятся ежедневно, где бы ни воспитывался ребенок — в дошкольном учреждении или дома. Желательно, чтобы при их проведении воспитатель хорошо видел остальных детей, а дети, находящиеся в манеже, слышали его голос и могли наблюдать за его действиями.
Занятия следует проводить в одни и те же часы, лучше в первой половине дня, когда ребенок более активен, весел, но не ранее чем через полчаса после кормления. Массаж и физические упражнения делают на столе (высота 72—75 см, ширина 70— 80 см, длина 120 см), покрытом простынкой или пеленкой, под которую кладут байковое одеяло.
Комнату, где проводятся занятия, необходимо хорошо проветривать, температура воздуха в ней должна быть 22°С. Летом, при температуре воздуха не ниже 23°С и безветренной погоде, занятия рекомендуется организовать на воздухе, в тени.
Перед занятием с каждым ребенком сестра должна тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, так как прикосновение к ребенку холодными руками вызывает отрицательную реакцию. Ногти сестры должны быть коротко острижены; на время занятия нужно снять кольца, часы и другие предметы.
Физическое воспитание детей второго года жизни
В осуществлении задач физического воспитания детей второго года жизни важным средством остается режим. Четкая смена деятельности детей (сон, бодрствование, кормление) позволяет обеспечить их активное деятельное состояние подряд в течение 4—5 ч. При этом на воздухе дети должны быть не менее 5 ч.
Сон лучше организовать на верандах, а если нет такой возможности, то при открытых окнах или фрамугах. Зимой, когда детей до 1,5 лет долго приходится одевать и раздевать для прогулки, можно организовать такую прогулку в помещении. Детей одевают в спортивные или шерстяные костюмы; температуру в групповой снижают (открывая фрамуги, форточки) до -Н4°С. С детьми организуют подвижные игры или побуждают их к самостоятельной деятельности. Таким образом, время пребывания на свежем воздухе не уменьшается.
На втором году жизни у ребенка важно закрепить навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы. Для этого важно создать условия в групповой комнате и на участке, чтобы дети могли свободно двигаться. В комнате должно быть просторно — это достигается правильной расстановкой мебели, которая подбирается в соответствии с ростом детей. Необходимо также специальное физкультурное оборудование: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; периодически вносить в групповую комнату доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия обеспечивают возможность выполнения различных движений: входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать, ходить доске, согласовывать свою ходьбу с особенностями окружающих предметов и т. д. Побуждают детей к различным движениям игрушки: мячи, обручи, каталки и др.
Тематика практических занятий 2
... М.: Библия для всех, 2008. - 288 с. Практическое занятие №8 Взаимоотношения детей и родителей Вопросы для рассмотрения 1. Модели общения в ... и семейного консультирования. – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы для рассмотрения ... М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000. - 512 с. Практическое занятие №9-10. Воспитание ребенка в
Участок и физкультурная площадка должны быть оборудованным специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и т. д.).
Детей надо учить ходить не только по ровной поверхности, но и о неровной, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и др.).
Чтобы обеспечить детям большую свободу движений, лучше надевать на них комбинезоны или штанишки с рубашкой (как мальчикам, так и девочкам).
Обувь должна соответствовать размеру и полноте ноги ребенка, иметь каблучок 0,5 см.
Подвижная игра является важным средством физического воспитания. С детьми до 1,5 лет игры проводятся в основном индивидуально или небольшими группами (3—4).
Игры организуются в часы самостоятельной деятельности детей. Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре («Догоняй собачку», «Прятки», «Скати с горки», «Мишка»).
Детей старше 1,5 лет можно объединять в подвижной игре по 8—10 человек.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить задание, смелость, ловкость, развивается координация, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные по трудности игры, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку.
Дети старше 1,5 лет уже должны выполнять в играх ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу, не мешать друг другу, не толпиться. Детей этого возраста не надо специально строить перед игрой, а сразу включать в игровую деятельность. Воспитатель должен сам принимать участие в игре, выполняя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Его радостное активное состояние передается детям. Подвижная игра не только проводится самостоятельно, но и включается в физкультурные занятия.
Физкультурные занятия — форма организованного воспитания и обучения детей. Выбор движений для занятий должен базироваться на знании нервно-психического и физического развития.
На втором году жизни происходит бурное развитие двигательных умений, продолжается совершенствование большинства основных движений, свойственных взрослому человеку: ходьба, лазанье, бросание (как при действиях по собственной инициативе: возит игрушку, катает мяч, бросает сто, влезает па ступеньки и т. д., так и во время игр и занятии, которые организует взрослый: игра с мячом, ходьба, но доске, перешагивание через палку, подлезание и т. д.).
Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом
... состояние здоровья. Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети. Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение потребностей в успешной спортивной деятельности с положительной ... насыщенность не только движениями, но и ответственностью, переживаниями, поиском ресурсов деятельности, адекватности требованиям мира. Найти свое место в сфере спорта ребенку не так ...
При этом частое эмоциональное общение со взрослым оказывает благотворное влияние па нервно-психическое развитие ребенка.
При составлении комплексов физических упражнений следует:
— применять физические упражнения для крупных мышечных групп;
— чередовать упражнения для различных мышечных групп (плечевого пояса, туловища — спины и живота, ног); чередовать движения и отдых:
— чередовать непродолжительные статические положения с динамическими упражнениями:
— проводить упражнения из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе, спине, на четвереньках);
— обеспечивать постепенное нарастание физической нагрузки путем использования более трудных упражнений, увеличения их числа в занятии, более частого повторения каждого движения;
— обеспечивать положительное эмоциональное настроение детей во время занятий красивым показом, доступной игрой;
— использовать соответствующие возрастным возможностям детей способы и методы организации (индивидуальный, поточный, фронтальный, по подгруппам).
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста требуют соблюдения воспитателем строгой регламентации двигательной деятельности детей: чередование упражнений различного характера и для различных мышечных групп обеспечивает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом и показом упражнений способствует переключению ребенка на другой вид деятельности, а также сохранению работоспособности и активности. Выполнение движения доставляет радость, когда ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении.
На втором году жизни идет активное формирование и развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он все лучше понимает речь взрослого. Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связано: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с непосредственным движением. Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребенка, познании окружающей среды и приспособлении к условиям, в которых ребенок находится.
Важно помнить, что формирование двигательных навыков у детей одного и того же возраста происходит неодинаково: есть дети, которые опережают своих сверстников или отстают по ряду показателей. Это зависит как от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, физического развития ребенка, так и от условий, в которых он рос и развивался (влияние взрослых, возможности для активной двигательной деятельности и т. т.).
Поэтому даже при организации коллективной деятельности детей необходимо постоянно осуществлять индивидуальный подход: одних стимулировать для повышения двигательной активности, а других несколько ограничивать. Индивидуальное общение с ребенком, помощь, поощрение взрослого очень нужны малышу: они повышают желание выполнить движение, поддерживают положительное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Физкультурные занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна, перед полдником. При проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 мес. объединяют в подгруппы по 2—3 и 4—5 человек, а детей от 1 года 6 мес. до 2 лет—по 6—8 человек.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
... точностью выполнения задания следит "хранитель времени". К ЗАНЯТИЮ № 2. Упражнение "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата) Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, ... быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно ...
При распределении детей по возрастным подгруппам следует помнить, что в каждую подгруппу могут быть включены дети старше указанного для данной подгруппы возраста, если у них отмечается недостаточное развитие движений, а также дети, впервые пришедшие в детский сад, и наоборот: в подгруппу могут быть включены дети, не достигшие определенного возраста, если они опережают своих сверстников в развитии движений.
Занятия проводят в групповой комнате, которую предварительно еще раз проветривают, а пол протирают. Температура воздуха в комнате должна быть 18—20°С. В летнее время, при температуре воздуха не ниже 20°С, занятия проводятся на открытом воздухе, в тени.
Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми необходимы простейшие пособия: палки, каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна, деревянные лесенки (для лазанья), большие корзины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании).
Применяемые пособия по размерам и массе должны соответствовать возрасту и силе детей, а также быть удобными для использования.
Одежда не должна стеснять движений детей: лучше проводить занятия в спортивной форме (трусы и майки, на ногах тапочки).
Летом желательно, чтобы дети занимались босиком. В этом случае площадка для занятий должна быть предварительно тщательно подготовлена.
Проводя занятия с одной подгруппой детей, воспитатель создает условия для самостоятельной игры остальных. Для этого в другом конце комнаты он организует спокойные игры и подбирает игрушки, а няня направляет действия детей.
Методика и организация занятий должны соответствовать возрастным особенностям детей. Во второй группе раннего возраста в начале года физические упражнения в основном проводятся индивидуально с каждым ребенком. Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных видах движений. К концу года дети выполняют упражнения по подгруппам поточно или фронтально. Широко используют предметы, которые облегчают детям выполнение движений одновременно всей подгруппой.
В данной группе большое место отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина которой по мере тренировки уменьшается с 30 до 10 см, по ребристой доске и др.
Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствия (палка, кубики и т. д.).
Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезанйе в обруч, подлезание под веревку), в лазанье (влезание и слезание со стремянки), бросании (на дальность малых и больших мячей).
Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, туловища).
Эти упражнения проводятся из различных исходных положений— стоя, сидя (на полу, скамейке, стульчиках), на четвереньках, лежа (на полу на животе и спине).
Чтобы дети делали упражнения правильно, воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение.
Двигательная активность детей на занятиях к концу года увеличивается по мере того, как они овладевают движениями. Использование имитационных движений и игровой формы обеспечивает к концу второго года жизни увеличение двигательной активности детей на занятии с 350 до 600 локомоций (по данным шагометрии).
При подборе и проведении физических упражнений особое внимание надо обращать на формирование правильной осанки и свода стопы. Этому способствуют упражнения, проводимые из исходного положения лежа на животе и спине (когда дополнительно обеспечивается разгрузка позвоночника), ходьба на носках, по ребристой доске и др.
Одним из важнейших условий успешного проведения занятий является правильная и четкая работа воспитателя. Он должен тщательно готовиться к каждому занятию, хорошо знать содержание комплекса физических упражнений для данной возрастной группы. Непосредственно перед занятиями воспитатель готовит все, что может ему понадобиться: подбирает необходимые пособия, игрушки, расставляет стульчики, скамейки. Он проверяет, хорошо ли проветрена комната, чист ли пол (если занятие проходит в помещении), подметена и полита ли площадка (если занятие организуется на открытом воздухе).
Помимо организованных занятий, отдельные физические упражнения можно проводить с детьми ежедневно в виде игры. Если в группе имеются дети которые значительно отстают в развитии двигательных умений, с ними надо проводить специальные занятия.