1. Философия Древней Индии

Древняя Индия характеризовалась разрозненностью каст. Основой существования Индии являлись веды – сборники писаний, священные по характеру и значению. В мифах вед организацию мира приписывают к божеству Пуруше. В процессе развития веды стали наполняться рационалистическими, религиозно-философскими трактатами и выродились в упанишады – философские сочинения в стихах и прозе. В центре упанишад – учение о тождестве брахмана (безличный абсолют) и атмана (индивидуальное духовное начало).

На основе упанишад сложились несколько философских школ: ортодоксальные школы (веданта, вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса) и неортодоксальные школы (буддизм, джайнизм, локаята (чарвака)).

Все школы развивали учения о карме, перерождении (сансаре).

Во всех учениях исследуется человек как внутренний самоуглубляющийся мир, имеющий разную природу с окружающим миром. Философия Древней Индии имела антропологичный характер.

2. Философия Древнего Китая

Древний Китай представлял собой многообразие царств, сменяемых династий, которые характеризовались воинственностью и способностью к открытиям. В 221 г. согласно трудам древнекитайского мыслителя Сым Цяня Китай объединяется в могучую империю Цинь, и существует до сих пор как мощное, всеобъемлющее государство.

В философии Древнего Китая решались общечеловеческие проблемы осознания природы, общества и человека, взаимосвязи человека и природы. Специфические черты:

  • тесная связь с мифологией, которая выражалась как исторические предания;
  • в период Весны и Осени (722-481 гг.) и период Сражающихся царств (403-221 гг.) философию Китая интересовали проблемы управления, отношения социальных групп – преобладала философия политики;
  • философия Древнего Китая редко прибегала к естественнонаучному знанию (кроме моистов) – ибо это знание еще не сформировалось;
  • отсутствие строгого понятийного аппарата, направленность на поддержание семиминутной данности;
  • практицизм теоретических испытаний, направленный на самосовершенствование человека, управление государством;
  • канонизация различных выдающихся мыслителей;
  • оторванность от логики;
  • рассмотрение мира, как единого организма;
  • тесная связь с употреблением на письме образно-символических знаков – иероглифов и текстограмм.

Сым Цянь выделил пять философских школ:

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... нет более сложного, противоречивого, таинственного и до конца еще неопознанного феномена как человек. Философия уделяет ему исключительно большое внимание; ни один философ-классик не мог ... которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, экономика, социология, этика, логика, ...

  1. учение Инь-Янь;
  2. школа Жуть-Зя;
  3. школа моистов (номиналистов);
  4. школа Фать-Зя;
  5. даосизм.

3. Античная философия

Древняя Греция – рабовладельческое государство, характеризуемое разрушением жестко-сословного быта, сменяемостью мифологического мировоззрения на философское. Философия Древней Греции характеризуется направленностью на поиск первопричины мира (космоцентризм), понятийным аппаратом, систематизацией. Выделяют 4 этапа:

  1. Досократический – рационализм (Фалес и его милетская школа), диалектика (Героклит), пифагоризм (Пифагор), атомизм (Левкипп), материализм (Демокрит), рационализм.
  2. Классический – Сократ, Платон, Аристотель.
  3. Эллинистический – платоновская Академия, стоицизм, скептицизм, эпикуризм (Эпикур).
  4. Греко-римский – стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуризм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

Начало формирования философии как науки, поиск первопричины мира и космоцентризм – три основные черты древнегреческой философии.

4. Средневековая философия

Тысячелетнее господство религиозной идеологии. Теоцентризм. Философия средних веков стала «служанкой» богословия. Две основные идеи – идея откровения (основа учения о познании мира) и идея креационизма (бог сотворил все сущее из ничего).

Основные черты: традиционизм, ретроспективность (обращение в прошлое), дедактизм, назидательность, провиденциализм.

Патристика (II-VIII века).

Патристика разбивается на 3 периода:

  1. Апологетика (II-III века) – создание и защита христианской догматики от язычества. Представители: Тертуллиан, Тит Флавий Климент, Пориген, Юстин Мученик.
  2. Классическая патристика (IV-V века) – систематизация христианской догматики. Представитель: Аврелий Августин.
  3. Заключительный период (VI-VII века) – стабилизация христианской догматики. Представители: Поэций, Иоан Скот.

Схоластика (VIII-XV века).

Схоластика – тип философствования, при котором средствами человеческого разума осуществлялась попытка обоснования идей и формул, принятых на веру (догматов).

Периоды схоластики:

  1. Ранний период (IX-XII века) – целенаправленное распространение христианской догматики, увлечение масс этими идеями. Развитие идей неоплатоников, Августина. Представители: Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
  2. Классический период (XII-XIII века) – развитие идее «вера выше разума». Крупнейший философ – Фома Аквинский. Им была принята попытка рационально доказать существование Бога, а также предложена иерархия мира: неорганическая природа – растения – животные – человек – ангелы – Бог.
  3. Поздняя схоластика (XIII-XV века) – уравновешивание веры и разума, увеличение знаний о мире. Представители: Дунс Скот, Оккам.

5. Философия эпохи Возрождения

Временные рамки: XV-XVII века. Разбивается на 3 этапа:

6 стр., 2532 слов

ТЕОРИИ МЕТАФОРЫ ХХ ВЕКА в философии

... обыгрывалась в различного рода теориях взаимодействия, исследующих механизм действия метафоры. Представителями данных теориях был сделан вывод, что мыслительная деятельность, стоящая за ... веке изменения в философии, состоящие в отступлении от линии классического рационализма и появлении ряда иррационалистических учений (философия жизни, экзистенциализм), исходящие из признания в качестве основы мира ...

  1. Гуманистический (XV век) – решались проблемы человека, преобладали пантеизм и идея «человек – венец творения». Представители: Ф. Петрарка, Бруни, Лоренцо Валло.
  2. Неоплатонический (конец XV – начало XVI века) – решались проблемы онтологии. Представители: Н. Кузанский, Пико дела Мирандола, Ф. Патриций.
  3. Натурфилософский (XVI-XVII века) – развитие умозрительного взгляда на природу. Представители: Н. Коперник, Дж. Бруно, Леонардо да Винчи.

Характерные черты философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, пантеизм, развитие натурфилософии, дальнейшее развитие идей Аристотеля и Платона.

6. Философия Нового времени

Временные рамки: XVII-XVIII века. Основные черты:

  1. зарождение капиталистического способа производства;
  2. дальнейшее ослабление роли религии в обществе;
  3. зарождение и развитие экспериментального научного знания;
  4. развитие механистического материализма;
  5. развитие метафизического метода;
  6. развитие модифицированных средневековых направлений номинализма и реализма в эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм. В качестве единственного источника знаний признается чувственный опыт. У истоков эмпиризма – Фрэнсис Бэкон. Он выдвинул метод индукции, а также тезис «знание – сила».

Рационализм. Единственный источник знаний – человеческий разум. Основоположник – Рене Декарт.

Сенсуализм. Выделен из эмпиризма Джоном Локком. В качестве источника знаний выступают ощущения.

Агностицизм. Отрицает познаваемость мира. Представитель: Дэвид Юм.

Просвещение (XVIII век) – отдельный этап философии Нового времени. Развитие классического рационализма (Р. Декарт, Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли), смена веры в бога на веру в разум, развитие механицизма, оптимизм в познавании мира. Представители: Джон Локк, Адам Смит, Дэвид Юм, Вальтер, Жан-Жак Руссо, Дидро, Ж. Д’Аламбер, Ла Метри, Гольдбах, Лессинг, Гердер, Иммануил Кант.

Немецкая классическая философия – вера в могущество разума, развитие гуманизма, неотчуждаемое право личности. Итоги: разработка диалектического метода, попытка обосновать мировой закон. Представители: Иммануил Кант, Иоган Фихте, Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах.

7. Английская философия

Джордж Беркли (1684—1753).

Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения («идеи») единственной воспринимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. Отвергнув бытие материи, субъективный идеализм признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Идеи — это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Это различение необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.

4 стр., 1768 слов

Философия XIX века

... веке мировоззрение философия антропосоциогенез психоаналитический Основные направления философии 19 века: 1. Сциентистское направление 2. Антропологическое направление 3. Религиозно-философские направления 1. Сциентизм возник как ответ на бурное развитие ... - «реалистическую» и «идеалистическую». Вся история философии, стал Фейербах, вращает вокруг вопроса об отношении духовного к материальному. ...

Давид Юм (1711-1776).

Задачу знания Юм видел не в адекватном познании бытия, а в способности быть руководством для практической ориентировки. При этом единственным предметом достоверного знания и доказательства Юм считает объекты математики — количество и число; все другие объекты исследования относятся только к фактам связи, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. Настаивая на опытном происхождении суждений о существовании, Юм самый опыт понимает идеалистически. По Юму, действительность — это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Существуют, по мнению Юма, впечатления наших чувств («ощущений») и впечатления внутренней деятельности души («рефлексии»).

В философии религии Юм ограничивается единственным допущением, согласно которому причины порядка во Вселенной имеют известную аналогию с человеческим разумом. За исключением этой «естественной религии», Юм отвергает всякую так называемую положительную религию, всякое богословие, а также философское учение о боге. По Юму, религия не может быть основой морали.

8. Философия и. Канта

9. Философия г. В. Ф. Гегеля

10. Философия л. Фейербаха

Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833).

Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого.

9 стр., 4476 слов

Русская философия о смысле жизни

... быть выше субъективной гармонии? Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века). / В. А. Кувакин. - 2-е изд. ... Целью контрольной работы является изучение проблемы смысла жизни в русской философии на основе анализа научной и учебной ... Богом. Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ...

Важную составную часть философии Фейербаха представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Фейербах задаётся целью показать, каким путём в человечестве и в человеке постепенно складывается известное религиозное миросозерцание.

Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними. Он противопоставляет им формулу «довольствуйся данным миром» и склоняется к атеизму и натурализму.

11. Марксизм

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»).

Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал».

Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

12. Основные этапы русской философии

Русская философия не существовала как система взглядов, она была рассеяна в различных текстах и учениях, имела связи с античной философией, с культурой, была преимущественно религиозно-нравственной. Периодизация:

  1. древнерусская философия (IX / XI – XV века) – сочинения «Слово о законе и благодати» Иллариона (1051 г.), «Изборник» (1073 г.), «Моления» Даниила Заточника (1100 г.);
  2. московский период (XVI-XVII века);
  3. философия Просвещения (XVII век) – М. В. Ломоносов, А. Радищев;
  4. этап развития социально-философской мысли декабристов (XIX век – 1825 год);
  5. славянофилы и западники (середина XIX века);
  6. русская религиозная идеалистическая философия (конец XIX – начало XX века) – Соловьев, Лосский, Павел Флоренский;
  7. диалектико-материалистическая философия – Плеханов, Ленин, Бухарин;
  8. советский период;
  9. современная русская мысль.

13. Отечественная религиозная философия

Вторая половина 19 – начало 20 веков – время бурных событий в России: развивался капитализм, которому мешало самодержавие и феодальные отношения; монархия пыталась проводить реформы, ввести парламентаризм, конституцию; постоянные войны. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала необходимость всеобъемлющего философского подхода к решению всех проблем. Появляются сторонники западной и национальной политической ориентации, радикалы и либералы, буржуазные философы и религиозная философия.

8 стр., 3717 слов

Особенности философии XX века

... человека к самым разнообразным областям жизни и знания. Выделяют несколько исторических типов философии, среди которых - философия XX века. ... развитии. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.     Особенности философии XX века Главное отличие в развитии ...

Религиозная философия была неоднородной: ортодоксальное направление, демократическое и либеральное.

Соловьев: идея духовной телесности. Материя и тело связаны и являются вместилищем божественного человеческого духа. Совершенствование жизни – полное одухотворение материи и материализации идеи. Стремился к утверждению на земле правды, которая воплощает христианский идеал спасения, реализующийся в переходе к богочеловечеству. Над всем миром – единый бог, нужно создать вселенскую церковь, которая объединит все разновидности христианства. Вселенская общность доступна через любовь, в том числе и половую. Совершенство любви способно людей бессмертными. Всеединство – это и единство мудрости. Она воплощает в себе истину и цельное знание.

14. Славянофилы и западники

Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х гг. два идейных направления в среде столичной интеллигенции – западников и славянофилов.

Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Видными западниками были: профессор Тимофей Николаевич Грановский, историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно), сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной была проблема прав личности.

К концу 30-х гг. оформились в течение общественной мысли противостоящие западникам славянофилы. Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись вокруг журналов «Русская беседа» и «Московитянин». Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.

Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы называли «общинное начало», «соборность», единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом).

Поэтому у России свой, особый путь, отличный от «ложных начал исторической жизни Запада».

15. Философия XX века

Философия XX в. — это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени:

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

... о смысле жизни человек создает религии и философии. Иллюзии - средство спасения от отсутствия смысла. Экзистенциализм Близким к иррационализму является экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentia -- существование; философия существования) -- особое направление ...

  • все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;
  • беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;
  • глобальные проблемы человечества;
  • анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;
  • углубление формалистических исканий;
  • вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Философские антропологи рассматривают человека прежде всего как душевно-духовное существо, отводя разумным началам в нем второстепенное место.

Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латинского existentia — существование. Это одно из самых распространенных современных философских учений. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия

Персонализм. Это философское направление признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью.

16. Позитивизм

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос).

Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

  1. Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
  2. Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
  3. Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
  4. Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.).

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... развитие животных и человека; C) высшая ступень совершенствования личности; D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. ... психических процессов, характеризующая необъективным существованием, переселением душ, сверхъестественных признаков; D) состояние человека, характеризующее человеческий организм ...

В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

17. Экзистенциализм

Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Как и в персонализме, различают два направления экзистенциализма — атеистическое и религиозное.

Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности. Исходя из своего существования, человек может так или иначе определять себя. Он вынужден это, делать, ибо ничто другое не определяет его жизнь. Вся его жизнь зависит от его индивидуальной цели, от его выбора. Одна из основных категорий экзистенциализма — свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.

Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя — но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность — основной атрибут свободы-экзистенции.

Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онтологией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится восполнить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но познание у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет отвергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Экзистенциализм оказался созвучным XX в. — веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном человечеством пути развития, приведшем его на грань гибели, веку рационализма и осознания человеком истин, часто неприятных, своего существования, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.

18. Фрейдизм

Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного. В свою очередь, философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

2 стр., 707 слов

Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, ...

... ещё - это эссенциалистский подход, который экзистенциалисты подвергали критике. Согласно экзистенциализму, напротив, человек определяется исключительно его собственными свободными решениями, то есть Ваши поступки определяют ... предшествующая философия ставила сущность на первое место, а существование на второе. Например, утверждение, что человек совершает определенные поступки, так как это заложено в ...

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А. Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Социологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К. Г. Юнг.