Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 2

Проект

1. Общие положения

  1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – федеральные требования) выполняют роль примерных для родителей детей дошкольного возраста при осуществлении дошкольного образования в условиях семейного воспитания.
  3. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. На основе настоящих федеральных требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

основные общеобразовательные программы дошкольного образования, разрабатываемые, утверждаемые и реализуемые в дошкольном образовательном учреждении;

авторские общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей).

  1. Федеральные требования пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.
  2. На основе настоящих требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования в процессе лицензирования и государственной аккредитации.
  3. Федеральные требования обязательны для применения и соблюдения всеми образовательными организациями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.
  4. Основными пользователями федеральных государственных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

педагогические коллективы образовательных организаций, ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

9 стр., 4203 слов

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития ...

5 Характеристика основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в свете ФГТ ... Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит ... норм. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, ...

родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;

органы, осуществляющие управление в сфере образования, руководители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;

педагогические коллективы и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;

организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

организации и учреждения, авторские коллективы, разрабатывающие авторские общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);

уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль и надзор соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;

организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;

организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования и переподготовку кадров для системы дошкольного и начального общего образования;

объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования;

учредители негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

2. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) дошкольное образовательное учреждение (группа) может реализовывать дополнительные программы в соответствии с Законом российской Федерации «Об образовании».
  2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
  4. Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

3 стр., 1423 слов

Непосредственно-образовательная деятельность

... же личных встреч по интересующим вопросам.   Непосредственно-образовательная деятельность День недели Время проведения Виды деятельности Вторник 9:00-9:15     9:20-9:35 Подгрупповое ... и задачи программы Целью данной программы является помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Этим определяются основные задачи: · Преодоление стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в ...

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  1. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
  2. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
  4. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
  5. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
  6. В зависимости от направленности групп детей дошкольного возраста – общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной – и вида дошкольного образовательного учреждения могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

для групп общеразвивающей направленности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую национально-культурные, демографические, климатические и другие условия, в которых осуществляется образовательный процесс; или приоритетную деятельность образовательного учреждения по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое; или приоритетную деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (для дошкольных образовательных учреждений вида «детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста»);

13 стр., 6011 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

... воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всею воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности. 1.2 Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста ...

для групп оздоровительной направленности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую приоритетное осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно ... ­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ...

в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, содержание которой направлено на развитие видов деятельности, способствующих коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья только в возрасте от 5 до 7 лет в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии, Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую также приоритетное осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

  1. Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  1. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

7 стр., 3250 слов

Клинико-психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

... РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)   Б1.В.ОД.7 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата Психолого-педагогическое образование Профиль Психология ... (проблема нормы психического развития); С. 62-121 (гипотеза об уровнях психического здоровья). 6. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. ...

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования не допускается сокращение времени, необходимого на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. В зависимости от конкретного режима пребывания и возраста воспитанников в указанных группах может быть сокращено время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации Программы, а также за счет сокращения (отсутствия) времени, необходимого для организации дневного сна и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов и направленной на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

  2. Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
  3. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
  1. пояснительная записка;

  2. организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
  3. содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  4. примерная программа (программы) коррекционной работы (для групп компенсирующей и комбинированной направленности);
  5. планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  6. система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  1. Пояснительная записка

Пояснительная записка должна раскрывать:

  1. возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

  2. приоритетные направления деятельности образовательного учреждения (группы детей дошкольного возраста);
  3. цели и задачи деятельности образовательного учреждения (группы детей дошкольного возраста);
  4. специфику условий осуществления воспитательно-образовательного процесса (социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других);
  5. принципы и подходы к формированию Программы.

  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:

3 стр., 1115 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Государственное ...

... коммуникации.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа курса имеет мировоззренческую и практическую ... в межкультурных коммуникациях, в будущей профессиональной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ... практических навыков в сфере межкультурной коммуникации, развитие межкультурной компетентности. Задачи изучения дисциплины: – ...

  1. описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  2. планирование и проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, личностных и интеллектуальных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

3.3.1. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

3.3.2. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

22 стр., 10776 слов

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... игровой деятельности детей с нормальным развитием; 3) выявить особенности игровой деятельности детей с ... волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой ... детей с ограниченными возможностями, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение ...

3.3.3. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование положительного отношения к себе;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

3.3.5. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

развитие сенсорной культуры;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

3.3.7. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3.3.8. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

9 стр., 4109 слов

Педагогическая система ранней комплексной помощи детям с отклонениями ...

... детям с отклонениями в развитии: - сенсорное развитие - физическое развитие - эмоциональное развитие - речевое развитие - социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию) Успешность реализации программ ... детям с отклонениями в развитии. Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей ...

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

3.3.10. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

  1. Примерная программа (программы) коррекционной работы

Примерная программа (программы) коррекционной работы разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Программа (программы) коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Программа (программы) коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Программа (программы) коррекционной работы должна содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы:

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий;

создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В программе коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, коррекционно-развивающая программа составляется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

  1. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных).

У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе. Ребенок имеет представление:

о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

  1. Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения Программы

Система психолого-педагогического обследования детей на предмет достижения планируемых результатов освоения Программы (далее – система обследования) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

и включать описание объекта, форм, критериев, периодичности и содержания обследования.

Объектом обследования являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др. Обязательным требованием к построению системы обследования является сочетание высоко формализованных методов (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) и низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность обследования детей – сентябрь, май; для детей старшего дошкольного возраста – сентябрь, май текущего года и сентябрь, март года, предшествующего поступлению ребенка в школу. Для детей с ограниченными возможностями здоровья сохраняется собственный обоснованный график (периодичность) обследования, обусловленный направленностью компенсирующих программ и построенный в соответствии с планами и графиками работы специалистов (медицинских работников, учителей–логопедов, педагогов–психологов, дефектологов и др.).

Длительность обследования не может превышать двух недель в отношении высоко формализованных методов (таких, как критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты).

Низко формализованные методы (такие, как наблюдение за различными видами деятельности детей, фиксация достижений детей в организованных формах обучения) могут использоваться в течение года по мере необходимости с целью фиксации динамики освоения Программы.

Содержание обследования должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системы обследования является его экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования.