Непосредственно-образовательная деятельность

Программа работы педагога-психолога

С детьми групп раннего развития

Педагог-психолог

МДОУ д/с №6 «Колокольчик»

Веселова Д.Н.

 

Ничто не может изгладить

Первых впечатлений детства.

Гете

Пояснительная записка

Раннее детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период малыш активно познает окружающий мир,накапливает новый опыт и учится строить свои отношения в разных сферах. Существуют две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это его семья и детский сад.

В начале малыш адаптируется к жизни в среде своей семьи. Он видит жизнь из «надёжных рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из «гнезда», найти свое место среди других людей. Но малыш подрастает и приходит пора начала самостоятельной жизни – поступления ребёнка в дошкольное учреждение.

Поступление в ДОУ сопровождается проблемой в адаптации к новым правилам жизни, новому режиму дня, новым людям, отрыву от матери на целый день. К сожалению далеко не все дети успешно с ней справляются.

Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Детям необходима помощь взрослого в преодолении стресса и успешном прохождении адаптационного периода.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения данной программы.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.

 

Цель и задачи программы

Целью данной программы является помощь детям в адаптации к условиям ДОУ.

5 стр., 2449 слов

процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...

... - М.: Просвещение, 1967. - 445 с. 8. Береснева, З.И. Здоровый малыш [Текст]: Программа оздоровления детей в ДОУ / З.И. Береснева. - М.: Сфера, 2005. – 32 с. ... недостаточностью». Цель исследования – доказать возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования – процесс формриования ценностного отношения ...

Этим определяются основные задачи:

· Преодоление стрессовых состояний у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;

· Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

· Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

· Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

· Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

· Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

· Развитие внимания, восприятия, речевой активности, воображения;

· Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

· Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением:

— хороводы,

— песенки,

— потешки,

— стишки,

— логоритмические упражнения, рассчитанные на переключение противоположных видов деятельности: тихо-громко, присесть-встать, вверх-вниз и т. д.

Это развивает у малыша координацию, учит синхронизации смысла и движения, тренирует память, развивает фантазию, поднимает настроение. А также используются:

— пальчиковые игры,

— упражнения на психомышечную релаксацию.

Во избежание быстрого переутомления малышей и потери интереса к занятиям игры и упражнения объединены сказочно-игровым сюжетом.

 

Структура и форма занятий

Как правило, занятия начинаются с приветствия и упражнений, требующих согласованности вначале подгруппы, а после всей группы детей. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на дальнейшую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми, упражнениями, релаксацией.

Каждое занятие может проводиться по нескольку раз или в несколько этапов, чтобы дети запомнили слова стихов, песенок, потешек, правила игры. Кроме того, дети этого возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Комплектование модулей (игр, упражнений) может варьироваться. Занятие можно сократить, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.

Занятия проходят длительностью 10-20 минут проводятся 1-2 раза в неделю.

Активное участие принимают и воспитатели. Они перенимают методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечают наиболее понравившиеся детям игры и использовать их в своей работе.

 

Взаимодействие с родителями осуществляется путём встреч на родительских собраниях, информирования в уголках психолога в группах, а так же личных встреч по интересующим вопросам.

 

Непосредственно-образовательная деятельность

День недели Время проведения Виды деятельности
Вторник 9:00-9:15     9:20-9:35 Подгрупповое занятие гр. раннего развития «Гномики»   Подгрупповое занятие гр. раннего развития «Солнышко»

Тематическое планирование

Сентябрь

Название занятия Источник Цель
Давай дружить, наблюдение Пальчиковые игры, потешки, хороводы и др. — знакомство детей друг с другом, создание положительного эмоционального настроения в группе, создание атмосферы эмоциональной безопасности.

Октябрь

Название занятия Источник Цель
«Котик в гостях»   снятие психоэмоционального напряжения, чувства тревожности.  
2-3 «Божья коровка» Роньжина А.С. — снятие психоэмоционального напряжения, сплочение группы, развитие умения действовать соответственно правилам игры.
«Листопад» Роньжина А.С. — создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

 

Ноябрь

Название занятия Источник Цель
1-2 «Прогулка в осенний лес» Роньжина А.С. сплочение группы, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие слухового внимания.
3-4 «Мой мячик» Роньжина А.С. — сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, развитие чувства ритма, координации движений.

 

Декабрь

Название занятия Источник Цель
1-2 «Весёлый петрушка» Роньжина А.С. — развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха, закрепление пространственных представлений («верх», «низ»), развитие общей и мелкой моторики;
3-4 «Новый год» Роньжина А.С. — создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие умения согласовывать свои движения с движе­ниями других детей, с ритмом и текстом песни; — развитие общей и мелкой моторики, ориентации в соб­ственном теле;

 

Январь

Название занятия Источник Цель
1-2 «Зайка» Роньжина А.С. — создание положительного эмоционального настроя в груп­пе, развитие умения подражать движениям взрослого, развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики;  
3-4 «Музыканты» Роньжина А.С. — создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; развитие образности слухового восприятия;

 

Февраль

Название занятия Источник Цель
1-2 «Мыльные пузыри» Роньжина А.С. снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.  
3-4 «Мячики» Роньжина А.С. -снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики;развитие зрительного восприятия, речи и воображения.  

 

 

Март

Название занятия Источник Цель
1-2 «Мамин день» Роньжина А.С. — снятие эмоционального мышечного напряжения,воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков; -развитие восприятия, внимания и речи.
3-4 «Мишка» Роньжина А.С. — сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре­вожности; развитие умения согласовывать свои действия с действи­ями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики; развитие внимания, речи и воображения.

 

Апрель

Название занятия Источник Цель
1-2 «Непослушные мышата» Роньжина А.С. — развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный авто­матизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики;развитие чувства юмора, речи и воображения.
3-4 «Колобок» Роньжина А.С. — развитие общей и мелкой моторики, координации движе­ний, развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительно­го, обонятельного); развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.

 

 

Май

Название занятия Источник Цель
1-2 «Котята» Роньжина А.С. — развитие стремления сопереживать, помогать, поддержи­вать друг друга, снятие мышечного напряжения;развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и ра­дость);развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле, развитие пространственных представлений;развитие внимания, речи и воображения.
Диагностика

 

Литература

1) РоньжинаА.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003 ISBN 5-93927-079-4

2) Г. И. Гриц «Хлоп-хлоп! Топ-топ!» — пальчиковые и логоритмические упражнения для детей от 1 до 3 лет. Сибирское университетское издательство, 2010 год.

3) Мухина В. С. «Возрастная психология»;

4) Л. Богданова, Н. Диманис «Играем с пользой» (внимание).

ООО «Лев и Сова», 2006 год.

5) Л. Богданова, Н. Диманис «Играем с пользой» (восприятие) ООО «Лев и Сова», 2006 год.

6) Л. Богданова, Н Диманис «Играем с пользой» — развивающие игры от 1 до 3 (память, речь).

ООО «Лев и Сова», 2007 год.