ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
Программа курса
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
для студентов Института судебных экспертиз
МОСКВА 2007
Автор:
Галяшина Е.И. — доктор юридических наук.
Ответственный редактор:
Россинская Е. Р. – Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Программа курса
- Вопросник по курсу «Лингвистическая конфликтология»
- Литература
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Лингвистическая конфликтология» является одним из основных в блоке дисциплин специализации «судебные речеведческие экспертизы». Базируясь на уже изученных курсах «Основы прикладной и математической лингвистики», «Методы и средства судебно – экспертных исследований», «Язык и мышление», данный курс направлен на формирование у студентов Института судебных экспертиз представления о правовом регулировании отношений в сфере использования русского языка в политике, в экономике (документационные споры), печатных и электронных средствах массовой информации (информационные споры) и в повседневной жизни. Полученные знания формируют у слушателей навыки в решении задач, возникающих в процессе судебного рассмотрения информационных и документационных споров, а также по различным категориям гражданских и уголовных дел: о нарушении авторских и смежных прав, прав на товарные знаки и иные средства индивидуализации товаров и услуг, коммерческие наименования, по обвинению в клевете, оскорблении и иных преступлений, совершаемых с использованием речевых сообщений и текстов массовой коммуникации.
Рабочая программа 25
... работы В соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы студент по окончании научно- исследовательской работы должен обладать общекультурными (ОК) и про ... задач в определенной области применения психологии (ПК-16); к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов ...
Курс рассчитан на будущих судебных экспертов, а также юристов, которые в процессе своей профессиональной деятельности столкнутся с необходимостью применения специальных знаний при работе с документами, договорами, нормативно-технической документацией, текстами массовой коммуникации, результатами рекламной, креативной и интеллектуальной деятельности.
-
Цели и задачи дисциплины
Целевое значение курса «Лингвистическая конфликтология» при подготовке судебных экспертов состоит в получении обучающимися знаний лингвистического и юридического содержания.
Изучение курса обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350600 «Судебная экспертиза» путем решения следующих задач:
— формирование у студентов системы знаний о природе информационных и документационных конфликтах, сферах и очагах возможной лингвистической напряженности в межличностном, групповом общении, массовой коммуникации;
— формирование навыков правового и лингвистического разрешения конфликтных ситуаций, документационных и информационных споров и конфликтов;
— овладение студентами знаниями о предмете, задачах и объектах судебно-экспертного исследования всех видов и форм носителей информации в рекламе, деловой и массовой коммуникации, различных форм массовых развлечений (аудио-фонограмм, видеозаписей, графических, печатных текстов, изобразительных, электронных документов и т. д.);
— изучение возможностей родов и видов судебных экспертиз, которые могут использоваться при исследовании носителей информации в массовой коммуникации, рекламе, официально-делового общения;
— формирование у студентов навыков постановки вопросов перед экспертами с учетом исследования носителей информации в рекламе, официально-деловом, межличностном, групповом общении и в средствах массовой информации;
— выработка у студентов умений составления и оценки заключения эксперта по исследованию конфликтогенных текстов.
Требования к уровню освоения студентами содержания дисциплины
Дисциплина «Лингвистическая конфликтология» включает изучение основных теоретических и методологических положений о языковой норме и типологии ее нарушений в речевой коммуникации, анализ спорных текстов СМИ, особенностей функционирования русского языка как государственного языка как средства коммуникации в разговорной речи; изучение понятия речевого конфликта и способов его лингвистического и юридического разрешения применительно к конфликтогенным текстам.
В результате изучения дисциплины студенты
должны знать:
- основные понятия и задачи курса;
- понятие юридического (государственного) статуса русского языка.
- понятие лингвистической толерантности и конфликтности;
- соотношение языковых и юридических норм (законов) и установлений и особенностей их разрешения при возникновении конфликтных ситуаций;
- понятие лингвистической и юридической кодификация текста;
- понятие конфликтогенного текста;
- основные лингвистические и юридические способы решения документационных и информационных споров и конфликтов;
- особенности использования специальных знаний и назначения экспертиз конфликтогенных текстов;
должны уметь:
Модели массовой коммуникации и коммуникативной деятельности.
... связаны с деятельностью как лидеров общественного мнения, так и средств массовой коммуникации и информации. Например главенствующее место за интернетом, телевидением, персонами. Современные проблемы: 1) ... с другой стороны это весьма сложная работа для всех субъектов и средств массовой коммуникации. Лекция 3. Позитивное общественное мнение. Формирование общественного мнения – это ...
- осуществлять мониторинг среды межличностных и межэтнических отношений и профилактику информационных и документационных споров и конфликтов в межличностной, групповой и массовой коммуникации;
- осуществлять регулярный мониторинг печатных и электронных СМИ, интернет-изданий и литературы, а также продуктов индустрии массовых развлечений на предмет выявления попыток разжигания социальных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов; признаков пропаганды насилия, экстремизма, незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, незаконного распространения порнографии, других нарушений действующего законодательства;
- применять полученные знания в формулировании вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертами;
- правильно и в полном объеме подготовить материалы и объекты, представляемые эксперту, собрать необходимые образцы для сравнения;
- оценивать заключение эксперта по результатам исследования продукции массовой коммуникации и определять направления его использования при решении стоящих перед ними практических задач;
иметь представление:
- о типологии речевых конфликтов как правонарушений;
- о языковой норме и речевом деликте;
- об основных законах, регулирующих речевые конфликты;
- о типовых задачах, решаемых основными родами судебных экспертиз при исследовании основных носителей информации в официально-деловой, устной публичной и массовой коммуникации, рекламе, индустрии шоу-бизнеса и массовых развлечений;
- об особенностях назначения судебных экспертиз в судопроизводстве по делам, связанным с диффамацией, нарушением прав интеллектуальной собственности, конфиденциальности информации;
- об особенностях разрешения документационных и информационных споров и конфликтов, связанных с функционированием русского языка как государственного;
- о работе со специальной учебно-методической и справочной литературой по лингвистической конфликтологии.
Программа курса
Тема 1. Понятие языковой нормы и ее нарушения.
Критерии литературной нормы. Норма в языке и речи: императивная и диспозитивная, грамматическая, лексическая, орфоэпическая, стилистическая. Консервативность нормы и сохранение литературного языка. Русский язык как государственный и функциональные стили речи. Факторы, определяющие изменчивость литературной нормы. Понятие языкового конфликта и речевого правонарушения. Культура речи и средства массовой информации. Язык СМИ как фактор формирования правовой и языковой культуры речи. СМИ как катализатор лингвистических конфликтов: варианты и пути их разрешения. Типология нарушений языковых (орфоэпических, грамматических, лексических, стилистических) норм в устной публичной речи и СМИ. Понятие конликтогенного текста. Речевые конфликты как правонарушение.
Лекция №1 Понятие коммуникации
... определения (а это лишь малая их часть) свидетельствуют о многоаспектное™ понятия «коммуникация», в котором можно условно выделить следующие основные значения: • универсальное ( ... внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т.д. Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое значение уделяет проблемам коммуникации, поскольку ...
Тема 2. Типология конфликтогенных текстов.
Виды информации, являющейся объектом гражданских правоотношений: произведения, являющиеся объектами авторского права, информация, являющаяся объектом патентного права; товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения и фирменные наименования. Понятие злоупотребления свободой массовой коммуникации. Виды и формы ответственности за правонарушения в информационной сфере.
Массовая коммуникация и массовая культура. Формы массовой коммуникации. Вербальная и визуальная коммуникация, PR (паблик рилейшн) технологии.
Понятие СМИ. Виды СМИ по законодательству РФ. Понятие текста массовой коммуникации. Типология средств массовой коммуникации: шоу, массовые действия карнавального характера, зрелищные и спортивные мероприятия, демонстрации, собрания и шествия, митинги, наглядная агитация, пресса, радио, телевидение, кинематограф.
Жанровое и стилистическое многообразие текстов печатных и электронных СМИ. Устная публичная речь и ее жанровое многообразие. Понятие коммуникативной неудачи.
Деловая коммуникация и нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере массовой коммуникации и массовой культуры. Тексты коммуникативного менеджмента, управленческого консультирования и переговоров как потенциальный объект документационных и информационных споров и конфликтов.
Мультимедийная и текстовая информация в Интернете как формы массовой коммуникации и массовой культуры. Особенности формирования доказательственной базы по текстам Интернета. Защита авторских и иных прав интеллектуальной собственности продуктов мультимедиа в цифровых сетях и веб-коммуникации.
Тема 3. Речевая агрессия в сми и обществе.
Понятие речевой толерантности и инвективного функционирования языка. «Язык вражды» в СМИ и межличностные, социальные, межэтнические, межнациональные, межконфессиональные конфликты. Функции языка и его лингвистические маркеры в конфликтогенном тексте. Экология языка, речевая агрессия и речевое хулиганство. Понятие сквернословия и брани. Бранная, обсценная лексика. Понятие непристойности выражений, сравнений и образов. Понятие морального вреда, ущемления деловой репутации в лингвистическом аспекте. Понятие оскорбления и его лингвистические и юридические аспекты. Понятие пропаганды употребления наркотических средств и психотропных веществ, культа насилия и жестокости в текстах массовой коммуникации.
Тема 4. Речевое мошенничество и речевое манипулирование
Понятие информационно-психологической безопасности коммуникации. Понятие и виды рекламы. Общие требования к рекламе. Специальные требования к рекламе отдельных видов товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах. Социологическая и культурологическая пропаганда, реклама и шоу-бизнес. Язык рекламы и ее эффективность.
Речевое манипулирование в рекламе, политической деятельности и медико-психологической практике. Суггестия и нейролингвистическое программирование в СМИ. Рекламная деятельность в аспекте лингвистической конфликтологии. Недоброкачественная и опасная реклама; типология речевых правонарушений в рекламе
Психологические типы аудитории массовой коммуникации
... 1. Теоретический анализ проблемы психологических типов аудитории в массовой коммуникации 1.1 Понятие массовой коммуникации и ее функции В наиболее общем смысле коммуникацию понимают как обмен информацией между индивидами через посредство ...
Тема 5. Речевое воздействие как объект лингвистики и социальной психологии
Речевые (вербальные и невербальные), технические и психологические приемы и способы возбуждения конфликта в межличностной, групповой и массовой коммуникации. Понятие реализации авторского замысла и коммуникативного намерения коммуникатора. Приемы воздействия как объект лингвистики. Приемы воздействия в социальной психологии. Понятие коммуникатора и реципиента сообщения, понятие аудитории и канала передачи сообщения. Соотношение визуального и вербального сообщения в электронных и печатных СМИ. Публичное выступление как конфликтогенный текст.
Тема 6. Конфликтогенные тексты и мировоззренческая безопасность
Понятие свободы слова, выражения мнений и убеждений и идейного экстремизма применительно к конфликтогенным текстам. Ксенофобия, расовая дискриминация, антисемитизм и терроризм. Профилактика и выявление в текстах массовой коммуникации признаков терроризма и экстремизма. Лингвистические признаки разжигания национальной и религиозной вражды и розни, экстремизма и терроризма. Методы выявления в межличностной и социальной коммуникации очагов групповой напряженности и конфликтов на национальной и религиозной почве.
Тема 7. Лингвистическая безопасность коммуникации в избирательных кампаниях.
Устные публичные выступления, плакаты, тексты листовок, публикации в СМИ как источники информационных и документационных споров и конфликтов в избирательных компаниях. Понятие агитации и пропаганды, пиар-технологии. Типология нарушений законодательства при проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации. Проблема освещения конфликтогенных тем в материалах избирательных кампаний и СМИ.
Тема 8. Понятие литературного и аудиовизуального пиратства: судебно-экспертная типология.
Произведения литературы и тексты СМИ как объекты авторского права. Авторско-правовые отношения в книгоиздательской деятельности и аудиовизуальной сфере. Понятие нарушений авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения и произведения литературы. Понятие аудиовизуального пиратства. Виды контрафактных произведений: подделка под лицензионное произведение, нелегальная компиляция в сборниках и альбомах, нелегальное воспроизведение в ином формате, бутлегерство. Отличительные внешние признаки контрафактных компакт-дисков, аудиокассет. Отличительные особенности лицензионных компакт-дисков с фонограммами российских исполнителей. Понятие аудиовидеопиратства в сфере современного российского законодательства. Характеристика аудиовизуального пиратства как нового вида организованной преступности в условиях динамичного развития высоких технологий. Литературное воровство и пиратство в книгоиздательской деятельности. Понятие плагиата и неправомерного заимствования произведения литературы, науки или искусства.
Тема 9. Основы общей теории судебной экспертизы применительно к лингвистической конфликтологии
Понятие, методы и задачи судебной экспертизы конфликтогенных текстов. Текст документа, текст официального делового общения, устная публичная речь, текст рекламы, текст СМИ, произведение литературы, аудиовизуальное произведение и пр. как объекты судебной экспертизы. Возможности судебных экспертиз, назначаемых по конфликтогенным текстам. Классификация родов и видов судебных экспертиз, назначаемых по документационным и информационным спорам и конфликтам. Особенности подготовки материалов и назначения экспертизы конфликтогенных текстов. Составление заключения эксперта и его оценка.
Массовые коммуникации как способ управления массами
... (передача информации на расстояние, скорость, тиражирование и т.п.). Условия функционирования массовой коммуникации: массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по ... невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В прямом смысле сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и ...
Тема 10. Психолого-лингвистическая экспертиза конфликтогенного текста .
Понятие и сущность комплексной психолого-лингвистической экспертизы конфликтогенного текста. Объект и предмет комплексной психолого-лингвистической экспертизы конфликтогенного текста. Вопросы и задачи, решаемые психолого-лингвистической экспертизой, при рассмотрении документационных и информационных споров. Субъекты экспертизы: их компетентность и компетенция, пределы и объем специальных знаний в области психологии, лингвистики и речеведении, необходимые и достаточные для проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы. Возможности и ограничения привлечения для производства комплексной экспертизы конфликтогенного текста специалистов разных наук.
Тема. 11. Экспертиза авторских иных договоров в информационных и документационных спорах и конфликтах.
Понятие экспертизы текстов договоров и иных официально-деловых текстов, юридических документов. Методы и средства разрешения текстовой неоднозначности при интерпретации авторских и иных договоров. Обзор судебной и экспертной практики разрешения информационных и документационных споров с учетом возможностей лингвистической экспертизы спорных текстов. Особенности комплексирования лингвистической и иных экспертиз (почерковедческой, автороведческой, судебно-технической экспертизы документов) в информационных и документационных спорах и конфликтах.
Тема 12. Речеведческие экспертизы текстов рекламы и массовой коммуникации.
Речеведческие экспертизы по делам о защите прав интеллектуальной собственности в рекламе, массовой культуре и массовой коммуникации. Типология объектов экспертизы и решаемых задач. Возможности лингвистической и автороведческой экспертиз в области защиты авторских прав, охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, защиты доменных имен и коммерческих обозначений в арбитражных судах Российской Федерации. Особенности назначения и проведения лингвистических и автороведческих экспертиз в практике диффамационных споров. Фоноскопическая экспертиза аудиовизуальных произведений в сфере рекламы, массовой коммуникации и массовой культуры.
Тема 13. Экспертиза аудиовизуальных носителей информации в рекламе и массовой коммуникации.
Методология проведения экспертиз и исследований аудиовизуальных произведений. Понятие признака контрафактности аудиовизуального произведения и методы экспертного выявления признаков контрафакта. Доказывание контрафактности. Виды экспертиз, назначаемых по делам о нарушении авторских и смежных прав. Порядок назначения и направления материалов и вопросы, решаемые экспертизой в целях установления контрафактных экземпляров аудиовизуальных произведений. Составления заключения эксперта.
Тема 14. Компьютерно-техническая экспертиза продукции массовой коммуникации
Предмет, цели и задачи, объекты компьютерно-технической экспертизы продукции массовой коммуникации. Сущность специальных знаний СКТЭ для установления фактов, имеющих значение при разрешении споров и конфликтов в массовой коммуникации и массовой культуре. Вопросы, решаемые аппаратно-компьютерной, программно-компьютерной, информационно-компьютерной экспертизой (данных), компьютерно-сетевой экспертизой по материалам и текстам массовой коммуникации.
Деловые коммуникации понятие и виды
... конференции, разнообразные деловые встречи. Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, ... Деловая беседа В деловом общении выделяется самостоятельное понятие «деловая беседа». Под деловой беседой понимается и ... ин формирования присутствующих и обсуждения выдвигаемых предложений. Текст сообщения должен быть предварительно отредактирован, к нему ...
Тема 15. Лингвистическая экспертиза спорных текстов сми.
Предмет, цели и задачи, объекты лингвистической экспертизы текстов СМИ. Сущность специальных лингвистических знаний текстов СМИ для установления фактов, имеющих значение доказательств при разрешении документационных и информационных споров и конфликтов в массовой коммуникации и массовой культуре. Вопросы, решаемые лингвистической экспертизой текстов СМИ по гражданским делам о защите чести, достоинства, деловой репутации, по обвинению в клевете, оскорблении, возбуждении ненависти и вражды, а равно унижению человеческого достоинства по признакам принадлежности к определенной нации, религии или расы и др. социальным группам.
Методические указания по изучению курса «лингвистическая конфликтология»
Приступая к изучению курса «Лингвистическая конфликтология», студент должен предварительно ознакомиться с программой, чтобы получить правильное представление о курсе в целом: его системе, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала.
Успех изучения курса предполагает систематическую и регулярную работу студента над учебным материалом.
В курс «Лингвистическая конфликтология» включены темы, по каждой из которых предусмотрено чтение лекций. По большинству тем предусмотрены семинарские занятия, целью которых является проверка, углубление и закрепление теоретических знаний студентов по соответствующим вопросам. Эти занятия проводятся на основе материалов экспертной практики, сопровождаются изучением учебных экспертных объектов с применением экспертных средств и методов, которые могут быть использованы в условиях учебного процесса.
Изучение каждой темы курса рекомендуется изучать в следующей последовательности:
- прослушать лекцию по теме;
- изучить соответствующие разделы литературы;
- повторить материал по конспекту лекции и доработать его с учетом источников из списка дополнительной литературы, руководствуясь рекомендациями преподавателя;
- проверить усвоенные знания в форме самоконтроля, ориентируясь на вопросы, приведенные к каждой теме и рекомендуемые для обсуждения на семинарском занятии;
- на основе изученного материала темы подготовиться к диалоговой беседе на семинарском занятии.
При затруднении в том или ином вопросе или по теме в целом студенту рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателям кафедры. Студент, отсутствовавший на лекциях и семинарских занятиях, обязан самостоятельно изучить соответствующую тему и отработать ее во время индивидуальной консультации с преподавателем.
Понятие рекламы в психологии
... рекламы прошлого вследствие появления новых средств массовой информации и коммуникаций, полиграфического оборудования и т.д. Все это ... рекламной деятельностью людей. Они также требуют психологических решений. Понятие рекламы в психологии Термин «реклама» происходит ... «reklame», что означает откликаться, выкрикивать. В английском языке реклама означается термином «advertising», что в переводе ...
Вопросник по курсу
- Понятие языковой нормы и ее нарушения.
- Русский язык как государственный и функциональные стили речи.
- Факторы, определяющие изменчивость литературной нормы.
- Понятие языкового конфликта и речевого правонарушения.
- Понятие конфликтогенного текста. Типология конфликтогенных текстов.
- Понятие злоупотребления свободой массовой коммуникации.
- Виды и формы ответственности за правонарушения в информационной сфере.
- Понятие текста массовой коммуникации. Типология средств массовой коммуникации.
- Жанровое и стилистическое многообразие текстов печатных и электронных СМИ.
- Устная публичная речь и ее жанровое многообразие.
- Понятие коммуникативной неудачи.
- Речевая агрессия в СМИ и обществе.
- Понятие речевой толерантности и инвективного функционирования языка.
- «Язык вражды» в СМИ и межличностные, социальные, межэтнические, межнациональные, межконфессиональные конфликты.
- Функции языка и его лингвистические маркеры в конфликтогенном тексте.
- Экология языка, речевая агрессия и речевое хулиганство.
- Понятие оскорбления и его лингвистические и юридические аспекты.
- Речевое мошенничество и речевое манипулирование.
- Понятие информационно-психологической безопасности коммуникации.
- Понятие и виды рекламы. Общие и специальные требования к рекламе.
- Речевое манипулирование в рекламе, политической деятельности и медико-психологической практике.
- Суггестия и нейролингвистическое программирование в СМИ.
- Рекламная деятельность в аспекте лингвистической конфликтологии.
- Речевое воздействие как объект лингвистики и социальной психологии.
- Речевые (вербальные и невербальные), технические и психологические приемы и способы возбуждения конфликта в межличностной, групповой и массовой коммуникации.
- Приемы воздействия как объект лингвистики и социальной психологии.
- Конфликтогенные тексты и мировоззренческая безопасность
- Лингвистические признаки разжигания национальной и религиозной вражды и розни, экстремизма и терроризма.
- Лингвистическая безопасность коммуникации в избирательных кампаниях.
- Проблема освещения конфликтогенных тем в материалах избирательных кампаний и СМИ.
- Понятие литературного и аудиовизуального пиратства: судебно-экспертная типология.
- .Понятие, методы и задачи судебной экспертизы конфликтогенных текстов.
- Возможности судебных экспертиз, назначаемых по конфликтогенным текстам.
- Классификация родов и видов судебных экспертиз, назначаемых по документационным и информационным спорам и конфликтам.
- Особенности подготовки материалов и назначения экспертизы конфликтогенных текстов. Составление заключения эксперта и его оценка.
- Понятие и сущность, объект, предмет, вопросы и задачи комплексной психолого-лингвистической экспертизы конфликтогенного текста.
- Объект и предмет комплексной психолого-лингвистической экспертизы конфликтогенного текста.
- Возможности и ограничения привлечения для производства комплексной экспертизы конфликтогенного текста специалистов разных наук.
- Понятие экспертизы текстов договоров и иных официально-деловых текстов, юридических документов.
- Методы и средства разрешения текстовой неоднозначности при интерпретации авторских и иных договоров.
- Речеведческие экспертизы по делам о защите прав интеллектуальной собственности в рекламе, массовой культуре и массовой коммуникации.
- Особенности назначения и проведения лингвистических и автороведческих экспертиз в практике диффамационных споров.
- Фоноскопическая экспертиза аудиовизуальных произведений в сфере рекламы, массовой коммуникации и массовой культуры.
- Экспертиза аудиовизуальных произведений в рекламе и массовой коммуникации.
- Понятие контрафактности аудиовизуального произведения и методы экспертного выявления признаков контрафакта.
- Компьютерно-техническая экспертиза продукции массовой коммуникации.
- Лингвистическая экспертиза спорных текстов СМИ.
- Сущность специальных лингвистических знаний текстов СМИ для установления фактов, имеющих значение доказательств при разрешении документационных и информационных споров и конфликтов в массовой коммуникации и массовой культуре.
- Вопросы, решаемые лингвистической экспертизой текстов СМИ по гражданским делам о защите чести, достоинства, деловой репутации, по обвинению в клевете, оскорблении, возбуждении ненависти и вражды, а равно унижению человеческого достоинства по признакам принадлежности к определенной нации, религии или расы и др. социальным группам.
Литература Основная:
- Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: НОРМА, 2005.
- Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. –М: Галерия, 2003
- Зинин А. М., Майлис Н. П. Судебная экспертиза. Учебник. – М.: Право и Закон, 2002.
- Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации//Под ред. М.В. Горбаневского. 3-е изд., испр. и доп. — М., Галерия, 2002.
- Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. – М., 2003.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Спб.: Питер, 2005.
Дополнительная:
- Аспекты речевой конфликтологии/ Под ред С.Г. Ильенко.- СПб, 1996.
- Бердашкевич А. Русский язык как объект правоотношений//Российская юстиция, 2000, N4, С. 28-29
- Вайнрих Х. Лингвистика лжи//Язык и моделирование социального взаимодействия. Москва, 1987.
- Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.
- Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.
- Глаголев Н.В. Ложная информация и способы ее выражения в тексте//Филологические науки. N4, 1987.
- Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. М., 1999.
- Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания//Вопросы филологии. N11, 1989.
- Гусейнов Г.Ч. Речь и насилие//Век XX-й и мир, N8, 1998.
- Дмитриев А.В., Кудрявцев В.П., Кудрявцев С.В. Юридическая конфликтология. Ч. 1. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.
- Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997.
- Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Учебное пособие. Ярославль, 1990.
- Жельвис В.И. Слово и дело: юридический аспект сквернословия//Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, АГУ, 2000.
- Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2т./Под ред. В.М. Баранова.- Нижний Новгород, 2001.
- Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. Москва.; БЕК, 1997.
- Ильенко С.Г. К поискам ориентиров речевой конфликтологии//Аспекты речевой конфликтологии/ Под ред С.Г. Ильенко.- СПб, 1996.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
- Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы и перспективы (на примере работы правового управления аппарата Гос. Думы Федерального Собрания РФ).
9 стр., 4310 слов
Психология массовых коммуникаций 3
... Факторы, влияющие на эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации. Процесс восприятия как системная целостность. Интерес как главный фактор активной коммуникации. Внимание. Понятие внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. ...
Научно-практическое пособие. Москва,
- Муравьева Н.В. Язык конфликта. М., 2002
- Проблемы юридической техники. Сборник статей/Под ред. Баранова В.М. Нижний Новгород, 2000.
- Ревазян Г.В. Криминалистическая экспертиза как объект лингвистического анализа//Филологический поиск. Вып.2. Волгоград, 1996.
- Рецкер Я. Плагиат или самостоятельный перевод? (об одной судебной экспертизе)//Тетради переводчика. М., 1963. С.42-64.
- Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург, УрГУ, 1997.
- Русский язык как государственный. Тезисы докладов конференции. Челябинск, 1998.
- Честь, достоинство и репутация: Журналистика и юриспруденция в конфликте. Результаты исследования и материалы конференции/Отв. ред. Симонов А. М., Права человека, 1998. Сер. «Журналистика и закон».
- Шейгал Е.И. Вербальная агрессия в политическом дискурсе//Вопросы стилистики. Вып.28. Саратов, 1999.
- Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., Волгоград. 2000.
- Шугрина Е.С. Техника юридического письма. Москва, Издательство «Дело», 2000.
- Юридические понятия и язык права в современном зарубежном исследовании. Научно-аналитический обзор. Москва, ИНИОН, 1996.