Факторы и механизмы развития личности

Титульный лист

Факторы и механизмы развития личности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Факторы и механизмы развития личности………………………5

1.1. Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте

научной литературы…………………………………………………………….5

1.2. Факторы развития личности…………………………………………….7

1.2.1.Роль наследственности в развития личности……………………7

1.2.2. Значение среды в формировании личности……………………..10

1.2.3.Воспитание как фактор развития личности………………………13

1.3. Механизмы развития личности…………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «личность» многогранно и рассматривается многими науками, такими как психология, философия, педагогика и др. Каждый исследователь выделяет в значении наиболее значимые для его теории факторы. Однако, взгляды ученых на природу механизмов и факторов формирования личности можно сгруппировать по следующим признакам.

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияю природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. К внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет.

Таким образом, цель нашей курсовой работы – изучить

факторы и механизмы развития личности. Для достижения поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Понятие развития личности в психологии.

2. Понятие факторов развития в психологии.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается ... к уровнюразвития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны. Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя ...

3. Влияние биологических факторов на развитие личности.

4. Влияние социальных факторов на становление личностно – значимых качеств.

5. Влияние процесса воспитания на формирование личности.

6. Изучить механизмы, сказывающиеся на процессе формирования личности.

7. Сделать выводы о факторах и механизмах развития личности.

Объект исследования – факторы и механизмы развития личности.

Предмет исследования – процесс формирования факторов и механизмов развития личности.

Для решения поставленных задач нами была изучена психолого-

педагогическая литература, периодические издания, монографии авторов, учебники и учебные пособия и др. научная литература.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы такие методы научного исследования как теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Практическая значимость нашей работы состоит в значимости изучения данного теоретического материала для формирования личности в современной социокультурной среде.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, выводов, списка литературы.

ГЛАВА 1. Факторы и механизмы развития личности

1.1.Понятие развития личности в психолого – педагогическом аспекте

научной литературы

Современные образовательные концепции ориентированы на гуманизацию образования. Данный гуманистический подход изменяет традиционные педагогические воззрения и главным действующим лицом представляет личность человека, её развитие и раскрытие личностного потенциала.

Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социализации).

Психологическая наука приводит свои определения понятию личности. Каждый автор научного труда представляет свою интерпретацию данному феномену. Так, по определению К.К.Платонова, личность — человек как носитель сознания. А.Н.Леонтьев трактует личность как совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Мнение Б.Г.Ананьева заключается в следующем: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. Из научных трудов Ю.В.Щербатых очевидно, что личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. Классик отечественного психологического знания, А.В.Петровский, определяет личность как человека как общественного индивидуума, субъекта познания и объективного преобразования мира, разумного существа, обладающего речью и способного к трудовой деятельности.

Взгляды каждого исследователя индивидуальны, но понятию личности присущи общие черты в психолого – педагогической науке и практике. Современные интернет – источники предлагают определить личность как понятие, выработанное для отображения человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы [9].

19 стр., 9174 слов

Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных ...

... взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Опросник FPI содержит 12 ... Б.Сочетание показателей, указывающих на умение завязывать многообразные и разносторонние контакты с людьми и эффективно взаимодействовать с социальной средой. Высокие (от 7 до 9 ...

Каждой личности присущи комплексы устойчивых компонентов: мотивация, характер, темперамент, способности. Атрибутами личности признаны воля, чувства и разум человека.

Не менее сложен вопрос развития личности человека. Развитие человека—процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Этот процесс означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества[15].

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков. Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей[2].

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

1.2. Факторы развития личности

1.2.1.Роль наследственности в развитии личности

Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить биогенетическую и социогенетическую концепции психического развития личности.

Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы[11].

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А); 2) верно ... верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. Состояние здоровья человека зависит от: А) условий жизни; Б) природной среды. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба ...

Сторонники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. («история зародыша есть краткое повторение истории вида»).

Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически).

Теоретическая база основных биологизаторских концепций базируется на возможности утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.).

направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания[14].

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками. Западная психологическая школа основывается на теориях о том, что все люди от природы рождаются добрыми или злыми, альтруистами или человеконенавистниками, а некоторым свойственна склонность к агрессии или совершению преступлений и т. п.

Отечественная система психологических знаний утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... из важнейших двигателей развития. Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) ... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцовые близнецы, наследующие идентичный генотип).

Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцовые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

1.2.2. Значение среды в формировании личности

Среда в формировании личности рассматривается как один из основополагающих факторов. Это обосновывается тем, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека[7].

Таким образом, социальная среда – все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. В их число входят: микросреда, косвенные социальные образования, воздействующие на индивида и макросоциальные структуры.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и многие другие объединения, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида. Это образования, не связанные напрямую с индивидом. Например, производственный коллектив, где трудятся его родители, непосредственно связан с ними, но лишь косвенно — через родителей — с ребенком[12].

3 стр., 1062 слов

Семинар 1 развитие личности, ведущий вид деятельности, воспитание, обучение

... с какого возраста можно говорить о: произвольности поведения человека, развитии «подлинной» самостоятельности и ответственности за поступки. 11) ... и самочувствии ребенка. Нарушен ли принцип «личность формируется в деятельности» в данном случае. Допустила ли молодая мама ... у мамы. Насколько эффективен предложенный метод воспитания? Предложите другие варианты разрешения этой конфликтной ситуации ...

Макросреда — это система социальных отношений в обществе. Ее структура и содержание включают совокупность многих факторов, в числе которых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические и другие отношения. Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно — через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные и демографические процессы.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Социальная среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие социальной среды на личность не всегда направлено в нужное русло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребенка. Чтобы уменьшить ее непредсказуемость и негативное воздействие на личность ребенка, предпринимаются попытки сделать ее управляемой. Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости». Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на личность целенаправленно, способствовала формированию её свойств, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий.

1.2.3. Воспитание как фактор развития личности

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности

3 стр., 1111 слов

Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного ...

... это художественно-эстетическое воспитание, создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. В детских ... художественно-эстетическое развитие и воспитание у детей старшего дошкольного будет более результативным, если в образовательном процессе по изобразительной деятельности использовать метод ...

Воспитание в узком смысле — это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности

2. – воспитание замедляет развитие личности

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять.

Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Рассматриваются несколько видов воспитания в зависимости от оснований:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества.

Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности[4].

За многочисленный период изучения влияния процесса воспитания на формирование личности, сформировались основные подходы к данному процессу: аксиологический (Б.С.Гершунский), системный, деятельностный (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), культурологический (А.Дистервег), антропологический подход, гуманистический (Я.А.Коменский, Т.Вентцель, А.Макаренко).

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ...

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

1.3.Механизмы развития личности

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

До года — младенчество. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно — непосредственное окружение ребенка — микросреда.

От года до трех лет — раннее детство. Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия — среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей).

Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение со взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет — дошкольник. Ведущий вид деятельности — игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4—5 годам уже закладываются основные черты личности.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Семь — одиннадцать лет — младший школьник; двенадцать — пятнадцать лет — подросток. Ведущий вид деятельности — познавательная (учебная) и коммуникативная (общение).

Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку «общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель». В связи с такой постановкой вопроса о формировании личности актуальным становится личностный подход в образовании, который «расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала». «В гуманистически ориентированном обучении процесс учения как нормальное саморазвитие личности и есть его результат». Подчеркивая субъектно-объектный характер обучения и «выгодность» взаимовлияния субъекта и объекта образования, В. В. Сериков заметил, что «любые педагогические успехи обусловлены актуализацией собственных сил личности учителя и учащихся».

Пятнадцать — восемнадцать лет — ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной деятельности. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия[9].

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеется в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность — преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности — «действующего существа», все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее.

Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть, обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью. Способом существования духовного богатства являются духовные потребности личности. В целом духовное богатство означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе. В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, что дает широкий спектр мировоззрений и позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество (по Шопенгауэру), так как оно является глубинным аналогом мира. Акт творения выступает синонимом художественного творчества, поэтому искусство по своей внутренней природе позволяет постигнуть мир, заглянуть под «покрывало Майи».

В формировании личности значительную роль играет культура, без которой вообще невозможно функционирование соответствующего социального механизма. В настоящее время наблюдается вполне определенная реакция на засилие массовой культуры, представляющей собою задворки культуры и культивирующей насилие, а именно: стремительно возрождается фольклорная культура. Так как современная культура носит плюралистический характер, то всякое индивидуальное творчество имеет общекультурную ценность. В связи с этим правы А. С. Каргин и Н. А. Хренов, когда пишут: «По сути дела, современное общество переключилось на качественно иной уровень своей культурной истории. На этом уровне высокий статус индивидуальности в новой культуре входит в противоречие с принципом коллективности фольклора. Вот почему в современной культуре фольклор не может занять места всеобщего художественного явления (как было это еще столетие назад), а может образовать лишь один из уровней или типов культуры». Тем самым обозначается отличие от массовой культуры, которая, осуществляя функцию психофизического катарсиса социальной группы и связанной с ней личности, приводит к разрушительным последствиям. Известно, что формы коммуникации выступали в качестве весьма эффективного социального механизма формирования традиционного типа личности. И если учесть, что в становящемся гуманистическом обществе созидается личность, ориентированная на других, или формируется коллективный индивидуализм, то понятно, что фольклор является одной из форм социального механизма развития личности в системе духовного производства…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания.

Анализируя психолого – педагогическую литературу, можно сделать вывод, то понятие «личность» неоднозначное и многоплановое. Изучением личности занимаются многие науки, в числе которых философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и т.п. Каждая из наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Развитие личности — общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего детства развивались вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление. Участвуя в труде и разных формах общественной деятельности, человек развивает в себе те способности, которые имеет в своей многовековой «копилке» окружающий социум. Необходимыми условиями формирования и развития личности в данном контексте выступают общение с окружающими, в ходе чего человек усваивает культуру.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно – биологических свойств и социально – обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует заметить, что через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М. Просвещение,1968.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология .-М . : Просвещение, 2003.-260 с.

3. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.—М.: Мысль, 1984.

4. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. – М.: Мысль, 1988.

5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.: Аспект Пресс, 1996.

6. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. / Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. — М.: МГУ, 1984. — с. 127 – 137

7. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — Спб.: Питер, 2002.

8. Лисина М.И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии», М, 1978.

9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. — М.: МГУ, 1981.

10. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.

11. Психологическая энциклопедия/ Под ред. Корсини Р., Ауэрбах А., 2-е изд-е. – С-Пб.: ПИТЕР, 2003.

12. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998

13. Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.: Культура и спорт, 1995.

14. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону.: Март, 2001.

15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

— М.: Гардарики, 2005.