- Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр.
Игра – очень сложное и многоаспектное поведение, относительно природы которого в научном сообществе еще не сформировалось единого мнения. В зависимости от того, на каком аспекте игры делается акцент, выделяют несколько концепций игрового поведения.
КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ
1. При акценте на адаптивной роли игры выделяются две крайние точки зрения:
А. Игра – это адаптивное поведение, т.к. является предварительным упражнением форм взрослого поведения в особо важных сферах жизнедеятельности, но без риска и пагубных последствий (К. Гроос).
В. Игра лишена адаптивного значения.
Так, Ф. Ботэндийк считает, что она важна только для самого играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние. Г. Спенсер полагает, что игра – расход некой избыточной энергии (аналог специфической энергии действия Лоренца), которую некуда девать, суррогат ее естественного приложения, азартное выполнение незавершенных, бесполезных, «невыгодных» действий («действие вхолостую» или «вакуумная активность»).
2. При подходе к игре как отдельной форме поведения возникает вопрос о ее природе: это врожденное или приобретенное поведение? Здесь также можно выделить две крайние позиции:
А. Игра – это инстинкт. Так, она включена в перечень форм индивидуального поведения в классификации Д. Дьюсбери. Аргументами этой точки зрения служат наличие поисковой фазы, когда животное активно ищет игровые ситуации и партнеров по игре, а также наличие знаковых стимулов начала и окончания игры (специфические позы, движения и звуки).
В то же время центр игры в мозге не найден, в отличие от других врожденных реакций (обнаружены центры голода, жажды, агрессии и др.).
В. Чаще игра противопоставляется инстинктам. Так, швейцарская исследовательница М. Мейер-Хольцапфель отмечала, что животные играют лишь тогда, когда удовлетворены основные биологические потребности и не проявляются инстинктивные действия. Отечественный детский психолог и педагог Д.Б. Эльконин указывал, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных действий и развивает способности к ориентации в сложных изменчивых условиях среды. Английский зоопсихолог У. Торп считал, что игра служит для приобретения навыков и ознакомления с окружающим миром. С ним согласен американец М. Беков, который определял игру как двигательную тренировку, формирование процессов общения и упражнение познавательных процессов.
Поведение как психофизиологический феномен
... всякой логике, необдуманно, и сами не можем дать разумного объяснения своему поведению. Такие действия по внутреннему побуждению, без анализа возможных трудностей и видения проблемы в ... организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. ...
Анализ существующих концепций показывает наличие крайне противоречивых представлений об игре.
Известный отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри считал, что основная ошибка всех этих подходов состоит в том, что игра рассматривается как особая форма поведения. Все противоречия снимаются, если считать игру развивающейся психической деятельностью, основным содержанием поведения животных в определенный период постнатального онтогенеза. Таким образом, по Фабри игра – это не особая форма поведения, а сам процесс становления взрослого (адультного) поведения, в котором есть место и адаптивным, и неадаптивным, и врожденным, и приобретенным компонентам.
Движения, входящие в игровое поведение, имеют в своей основе видоспецифические двигательные реакции, входящие в поведенческий репертуар, но отличаются от них по ряду признаков.
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ
- Это незавершенные последовательности действий.
Примеры:
– игровой репертуар детенышей черных хорьков основан на действиях «охота и умервщление добычи». В этих действиях отсутствуют 4 реакции: две крайние формы нападения: «умервщление укусом в затылок» и «атака из боковой стойки» и два крайних вида реакции страха: «угроза из оборонительной стойки» и «визг».
В игру жеребят входит «галопирование» – короткий галоп, остановка, возвращение назад.
В играх макак-резусов, в основе которых «половая активность» садки осуществляются без интромиссии, причем независимо от пола. При игре «агрессия» – драка челюсти при укусах не сжимаются.
2. Вырабатываются новые комплексы движений.
Эти комплексы специфические для данной игровой ситуации и не имеют функционального значения помимо игры. Например, «сальто» у детенышей барсука, кувыркание у котят.
3. Часто происходит преувеличение отдельных движений.
Примеры:
– преувеличенные прыжки и скачки у котят, у них же «атака из боковой стойки» – самая крайняя форма агрессии, на которую может решиться только взрослая кошка, спасая жизни котят, но не взрослый кот. Котята же эту специфическую форму приближения к «противнику» (боком, вприпрыжку с выгнутой спиной и задранным вверх хвостом) постоянно применяют в играх друг с другом или с человеком.
Сюда же относится многократное повторение отдельных игровых движений при скатывании с горки у белых медвежат, выдрят, росомах.
4. Нередко нарушаются последовательности движений. Например, в играх детенышей хищников сначала происходит имитация нападения и умервщления добычи, а потом – погоня.
5. Происходит смешение функционально различных типов поведения. Как правило, у животных разных видов преобладают игры, имитирующие ту или иную активность, чаще всего пищедобывательную, половую и агонистическую («нападение» – «бегство»).
Ролевая игра Стипком
Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...
Например, у мангустов в играх смешиваются элементы охотничьего и полового поведения, у макак-резусов – агрессивного и полового, у копытных – агрессивного и оборонительного.
ВИДЫ ИГР
1. Локомоционные – подвижные игры, при которых постоянно меняется положение тела (беготня, прыжки, барахтанье, кувыркание, раскачивание из стороны в сторону, разнообразные движения конечностей).
В этих играх, с одной стороны, проявляются видоспецифические локомоционные особенности.
Примеры:
– у детенышей домовой мыши на 10-15 день жизни появляются «блошиные « прыжки; у детенышей мыши-малютки – «акробатические этюды» на стеблях растений.
С другой стороны, у филогенетически не родственных видов в играх наблюдаются сходные элементы. Например, выдрята и телята часто демонстрируют резвые побежки с внезапными поворотами на бегу, высоким подбрасыванием зада и взбрыкиванием (т.н. «телячий восторг»).
В играх могут встречаться элементы поведения предковых форм. Сюда можно отнести, например, попытки тигрят залезать на деревья сразу же, как только научатся ходить (на 20-30 день после рождения).
С двухлетнего возраста молодые тигры прекращают эти попытки, хотя родственные виды кошачьих прекрасно лазают по деревьям и во взрослом состоянии. С другой стороны, домашние кошки, в отличие от крупных кошачьих никогда не нападают на добычу крупнее себя, а при овладении жертвой применяют «смертельный укус», ориентируясь по ложбинке на шее сверху. Однако в играх с крупными партнерами, например, с собакой, иногда демонстрируют прием, который применяют их большие «родственники» т.е. обхватывают передними лапами и челюстями шею снизу и имитируют удушение. Лоренц назвал такой прием «удушение буйвола» (см. «Человек находит друга»).
2. Манипуляционные – игры с различными предметами, не обязательно с использованием передних конечностей (manus (лат.) – рука), но и задних, и зубов, и хвоста. Вобще, манипулирование – любые воздействия на предмет. Например, акт еды: захват пищи, ее обработка, расчленение, обкусывание, жевание и т.д. Также рытье нор, гнездостроение, очищение тела, защита от врагов и пр.
Манипуляционные игры делятся на:
А) некомпенсаторные – с биологически значимыми объектами (игра котят с мышью);
В) компенсаторные – с биологически нейтральными объектами, имеющими знаковые стимулы биологически значимых (игра котят с клубком – маленьким, подвижным, мягким).
Наиболее распространены компенсаторные игры.
Как локомоторные, так и манипуляционные игры могут быть и одиночными, и групповыми.
3. Социальные игры – только групповые, наблюдаются у животных с общественным образом жизни, связаны с установлением иерархического ранга. Это так называемые «престижные игры», в которых победитель получает возможность наглядно продемонстрировать свое «особое» положение с помощью неких символов «высокого ранга». Выделяют следующие виды таких игр:
А) «Король на холме» (или «царь горы») – борьба за определенное место, чаще всего возвышенное. Например, у щенков сталкивание друг друга с верхней ступени крыльца. Похожие игры отмечены у других хищных, копытных, приматов. Тот, кто отстаивает «высокую позицию», действует агрессивнее.
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на ... игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: ... поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ...
В) «Трофейные игры» – борьба за определенный предмет. Начинаются такие игры с провоцирующих действий одной стороны. Например, отмечен случай, когда серая крыса « приглашала» играть человека – тянула платок, ему принадлежащий. Кроме грызунов такие игры отмечены у детенышей копытных (дикие козлята таров играют в «перетягивание каната» с куском веревки, дикие поросята коллективно играют с монетой).
Особенно развиты у хищных и приматов.
NB! Как только другие участники игры прекращают ее, победитель тут же покидает завоеванное место или трофей, т.е. они имеют лишь символическое значение.