Этнопсихология 2

  1. Введение в этнопсихологию. Определения, предмет, объект, задачи,
  2. Методы изучения этнопсихологии. Связь с другими учебными дисциплинами.

Этнопсихология– существует несколько определений, Стефаненко дает следующее — это наука, изучающая закономерности, развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающихся друг от друга.

Объектом исследования в э. являются национальные общности, нации, национальные особенности.

Предметом изучения являются своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Основные задачи в этнопсихологии:

Теоретико-методологические задачи— это разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии проблем объекта, методологических принципов, категориальный аппарат, структура взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально психологической методики, направленное на изучение теоретико-методологических проблем.

  1. Аналитические задачи — это исследования национально-дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретного этноса, специфические формы общения, взаимоотношения, исследования специфики выражения эмоций и эмоционального поведения, проявления чувств.
  2. Прогностические задачи – это исследования научно-обоснованных предположений о возможной динамике, влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей. Прогнозирование различных социальных процессов.
  3. Практические задачи – разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности и решения практических задач.

Общая этнопсихология– изучает основные черты этноса, особенности….темперамент и характер этноса, символику, стереотипы, способы психологической самозащиты.

Специальная этнопсихология – занимается изучением сихологического склада или этногенеза того или иного народа.

4 стр., 1744 слов

Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего ...

... исследования: «Гендерные особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования – проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – гендерные особенности проявления ... проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы). Второй этап – ... особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте ...

Сравнительная или кросс-культурная – изучает в сравнении психологические особенности разных народов, выявляя их сходства и различия.

Прикладная этнопсихология – реализует этнопсихологические знания и решение практических вопросов.

Этнологическая антропология (психологическая антр) – исследует психические сходства и различия этноса, формирует направления сравнительно-культурной психологии.

Психология межэтнических отношений – занимается процессом исследованием взаимоотношения этноса, межэтнических конфликтов.

Д.з. связь этнопсихологии с другими науками (одна страница)

История становления этнопсихологии как науки.

Выделяют 4 этапа

  1. Эпоха античности: широкое распространение получила географическое направление этнопсихологии. Суть заключалась в изучении климатических и др.природных условий. Представители: Геродот и Ги
  2. Эпоха средних веков. Данный этап связывают с деятельностью купцов, миссионеров, знакомиться с культ.варваро
  3. Эпоха великих географических открытий. Монтескье – народный дух формируется объективно под воздействием физических (геогр.климат, ландшафт) и моральных причин (законы религии, нравы, обычаи, нормы поведения).
  4. Современный этап развития с 1831 года. Гегель, Лацарус, Штейнталь (впервые провозгласили рождение науки и назвали психология народов).

Вунд, Лебон, Леви Брюль (предполагал что у каждого этноса есть особый вид этноса, Леси Стросс уделял культуре этноса.

Методы изучения этнопсихологии

  1. Наблюдение – это изучение внешних проявлений психики представителей разл. Этносов. !наблюдение должно проходить в естественных жизненных условиях. Наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, невмешательство обязательное условие.
  2. Эксперимент – один из самых активных методов, родоначальником является Лапьер. Лучше использовать естественный эксперимент в этнопсихологии.
  3. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации, имеет частный характер и в основном применяется при изучении этнической картины мира.
  4. Анализ продуктов деятельности – письменные сочинения, фольклор, рисунки.
  5. Тесты – соблюдать принцип этнокультурной адаптации.

Сугубо-этнопсихологические методы исследования

  1. Метод моделирования – создает модели определенного периода в развитии психики представителей конкретного этноса, а также национально-психологические особенности.
  2. Исторический метод – это метод психологического анализа истории, культуры различных этн. Групп. Исследование и истолкование личности и деятельности выдающихся представителей науки.
  3. Тренинг кросс-культурных исследований. Направлен на развитие умения активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей

Основные понятия этнопсихологии.

Этнос– это исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознание.

Типы этноса: род и племя, народность, нация.

Народность– исторический тип этноса, возникающий в результате смешения племен и образования племенных союзов. Связывают с рабовладельческой и феодальной формацией

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... взрыв Оскорбления без видимой причины Вспыльчивость, потеря самообладания на людях Презрение себя за ужасное поведение Ваши бесполезные действия при взрыве Гранаты: Ответная вспышка гнева ...

Нация– большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также тесными экономическими связями.

Уровни характеристик этноса.

  1. Этнообразующие факторы (общность территории)
  2. Этнические признаки, отражающие реальное развитие. Это язык и культура.
  3. Этническое самосознание.

Основные характеристики нации

  1. Каждая нация существует за счет системы устойчивой внутренней связи
  2. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями, нормами поведения, принятыми в данной среде
  3. Система усовершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры языка и психологии.

Структура этнической психологии.

Два базовый компонента:

  1. Системообразующий компонент
  2. Динамический компонент

В системообр.компонент входит, то что присуще психике представителей конкретной этнической общности и является результатом длительного исторического и культурного развития. Относят такие характеристики как:

— национальное самосознание

Нац. Характер

Нац.интересы, чувства, и привычки.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положение в системе общественных межгосударственных, межэтнических отношений. Проявляется в мнениях, суждениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и ее отличий от других представителей.

Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру поведения, типичный образ действий, проявляющийся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, труду, к своей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты той или иной этнической общности, служащие сохранению единства и целостности. Национальные интересы являются движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам, ценностям. Нац. Чувства могут быть позитивными, так и негативными.

Национальные традиции и привычки, сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившееся в повседневной жизни, передающееся новым членам этнической общности правила, нормы, стереотипы поведения, действия общения людей и соблюдение этих норм.

Динамический компонент отражает изменение форм проявления системо-образующих компонентов. Динамический компонент нации позволяет осмыслить с использование эксперементальных методик наиболее точные проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

9 стр., 4411 слов

Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву).

... психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. 3тенденции. Первая (релятивизм) ... Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву). Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, ... различий между народами, их поведения, обычаев, выступают природа и ...

В структуру входят: мотивационно-фоновые, …., эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности. Показывают своеобразие их мотивов и целей.

Интеллектуально-познавательные …особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей той или иной этнической общности, выражающейся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных качеств у представителей других народов, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строит планы, модели, схемы способов достижения результатов.

Эмоционально-волевые н.э.о. функционирование у представителей той или иной общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых зависит результат деятельности

Коммуникативно-поведенчески охватывают информационное и межличностное взаимодействие представителей конкретных общностей, показывают их отличия, установки поведения, нормы поведения, особенности организации и производства.

Этническая идентичность

Суть заключается в наличии ощущаемой совокупности этноотличительных черт, признаков, социально-психологических характеристик, присущих той или другой этнической группе.

Позитивный характер э.и. заключается в удовлетворенности человека своим членством в этнической общности, желании принадлежать ей, чувства гордости за достижения своего этноса.

Негативный основывается на отрицательном взаимоотношении ,к ….что проявляется в унижении и стыда, предпочтении других групп.

Типы этнической идентичности:

  1. Нормальная идентичность – свой народ воспринимается как положительный, имеется благоприятное к культуре и истории
  2. Этноцентрическая иде. – предполагает некрит предпочтение к какой-либо этническо группе. При данном типе присутствуют элементы изоляции, замкнутости
  3. Этнодоминирующая ид. Данный тип идеи становится наиболее предпоей перед всеми другими видами идентичности (семейная, гражданская)
  4. Этнический фанатизм, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей сопровождается готовностью идти на жертвы, риски. Явл крайне агрессивной формой идентичности.
  5. Этнонигилизм – представляет собой полное отрицание этничности любых этнокультурных ценносте. Данный тип возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической общности в сравнении с другими.

Процесс становления этнической идентичности.

По Жану Пиаже:

  1. 6-7 лет. Ребенок приобретает фрагментарные, несистематические знания своей этнической принадлежности.
  2. 8-9 лет. идентифицирует себя со своей этнической группой(национальностиь родителей, место проживания) Начинают проявлятся национальные чувства
  3. 10-11 младший подросток, этнич идент. Формируется в полном объеме отмечает уникальность разных народов и специфику традиционной бытовой культуры

Этноцентризм

Крайнее проявление этнического самосознания.

Формы этноцентризма:

13 стр., 6183 слов

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

... изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Недооценка знания этно-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудника ... и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей в интересах решения задач правоохранительной деятельности. Основные задачи ...

  1. Безответный патриотизм
  2. Готовность идти на жертвы во имя собственного народа
  3. Крайне экстремистские формы – шовинизм или фашизм

Формой этноцентризма является национализм

Признаки национализма:

  1. Предвзятое высказывание или поступки.
  2. Непризнание прав других народов. Устойчивость.
  3. Заразительность.

Крысько Этнопсихологический атлас

Этнический стереотип – Цветкова – схематизированный образ своей или чужой нации, которая отражает упрощенное, а иногда искаженное восприятие своей или другой этнической общности, на основе которой складывается устойчивая эмоциональная окрашенное мнение одной нации от другой.

На формирование этнического стереотипа влияет процесс социализации, уровень образования, интеллектуального развития, межличностное взаимодействие с представителями отдельного эпоса, состояние аффекта, межэтнические конфликты.

Для зачета:

  1. Каждый готовит. Пословица как индикатор этической идентичности. Берем несколько качеств любого этноса и подкрепляем пословицами и поговорками. НЕ менее пяти качеств и пяти пословиц.
  2. В микрогруппах от 2 до 4. Должна подготовить кроссворд по этнопсихологии. Один лист воспросы, второй кроссворд, третий ответы. Не менее 16-18 слов, не больше 20-ти.