1. Психологические особенности взрослого человека

Лекция 29. Психологические особенности взрослого человека.

План:

1. Психологические особенности взрослого человека.

1.Психологические особенности взрослого человека.

В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период. Представление о зрелости, как расцвете личности имели не только исторический, культурный интерес, оно важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. Швейцарский психолог Э. Клапаред отмечал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменению». Это положение есть не что иное, как последний вывод из представлений о взрослости, зрелости как цели развития личности. Ярким проявлением господствующего в то время взгляда на психику взрослого человека является высказывание американского психолога В. Джемса. Он писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи.

Обобщая накопленные научные данные о классификациях взрослого периода жизни, Б. Г. Ананьев показал разнообразие подходов к возрастной периодизации развития взрослого человека. Возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных и биологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития человека.

Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовности, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни.

Хронологические рамки условны, границы зрелости различные исследователи определяют неодинаково: Э. Эриксон выделяет раннюю (20-45 лет), среднюю (40/45-60лет), и позднюю взрослость (свыше 60 лет), Д.Б.Бромлей, цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранней (21-25 лет), средней (25-40 лет), поздней взрослости (40-55 лет), предпенсионного возраста (55-65 лет).

В периодизации по Ш.Бюлер зрелость находится между 25/30-45/50 годам. Р.Гаулд, Д. Левинсон и Д.Вейлант выделяют семь периодов взрослой жизни, начинающегося в 16-22 года и заканчивающейся после 50 лет. Б.Г. Ананьев придерживается периодизации, в которой средний возраст делится на две фазы: 21/22- 35 лет и 36-55/60 лет. Считается, что период зрелости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений

2 стр., 797 слов

Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения ...

... больше всего беспокоит; · испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы; · является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. ... Самооценка понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми. Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно ...

Прослеживая микровозрастные сдвиги, Б. Г. Ананьев отмечал противоречивое совмещение разнородных процессов, образующее сложную структуру развития психофизиологических функций зрелого человека в период не только ранней, но и средней зрелости. В этой структуре наименьшая частота моментов относится к стабилизации функционального уровня, а наибольшая — к положительным сдвигам (повышение функционального уровня).

Имеется также значительное число отрицательных сдвигов (моменты понижения).

Б. Г. Ананьев полагал, что поскольку ряд отрицательных сдвигов предшествует оптимумам, то моменты понижения представляют собой скрытый период перестройки функций, подготавливающий ее подъем. Определенное соотношение моментов стабилизации, снижения и повышения было выявлено в развитии как интеллектуальных функций (мышление, память, внимание), нейродинамических характеристик (сила и динамичность нервных процессов), так и психомоторных и физиологических показателей, связанных с энергетическими процессами (основной обмен, теплопродукция).

Вместе с тем ни по одной из функций на всем возрастном диапазоне не отмечено доминирование моментов стабилизации.

Развитие зрелого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других и стабилизацию уровней функционирования третьих.

Анализируя зрелость, Э.Эриксон выделял её как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Седьмая стадия занимает львиную долю человеческой жизни связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприятного, на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.

Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Генеративность, центральный момент этой стадии — это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Она включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить.

Э.Эриксон также обращает внимание на эмоциональное отношение и преобладающую деятельность этого возраста:

Периодизация зрелого возраста по Э. Эриксону

Ранняя зрелость

20-25

Интимность

Изоляция

Любовь

Средняя зрелость

26-64

Продуктивность

Застой

Забота

Поздняя зрелость

От 65

Эго-идентичность

Отчаянье

Мудрость

В. Т. Лисовский показал в своей работе, что жизненны планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективными условиями жизни и ценностными ориентациями личности различны. В группе лиц в возраст до 19 лет в первую очередь намечаются задачи, направленные на получение высшей или среднего образования, на интересную работу, поиск верных друзей, любимого человека. В группе 20-25-летних сохраняется ярко выраженная направленность на получение высшего образования, интересной работы. Актуальным для этой возрастное группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи. В следующей возрастной группе (26-30 лет) жизненные планы приобретают несколько иной характер, так как большинство уже имеет свою семью. В этой возрастной группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей наряду с задачами, связанными с получением интересной работы, повышением квалификации, образования. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. Не только жизненные планы, но и духовное развитие личности в целом имеет своим центром освоение, переживание и воспроизведение ценностей жизни и культуры.

В. П. Тугаринов условно делил эти ценности на материальные, социально-политические и духовные. К материальным ценностям он относил технику и материальные блага; к общественно-политическим — свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувство патриотизма, труд, общение с людьми являются своего рода синтетическими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности.

В возрастной группе старше 40 лет главное место в ценностных ориентациях занимают условия труда и отдыха. В группе лиц в возрасте 50 лет и выше ведущую роль играет ориентация на заработок в связи с предстоящим выходом на пенсию. Также были выделены различные, типы ориентации у зрелых людей, такие, как ориентация на семью, образование, общественную работу, производственную деятельность и на заработок. Для людей более старшего возраста высокое мотивационное значение имеют следующие характеристики: санитарно-гигиенические условия работы, состояние техники безопасности, оборудования. Для молодежи более значимыми являются отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией.

Важное значение имеют исследования ценностных ориентации и мотиваций в сфере научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом личности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным достижениям. Д. Пельц и Ф. Эндрюс связывают колебания в продуктивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотивации, увеличение роли, к примеру, родительских и семейных функций, которые становятся в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых научные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте, и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, большой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доминирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентации, на основе чего возникает новый комплекс конкретных задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности.

Достигнув данного возраста, мужчины и женщины начинают испытывать какое-то беспокойное оживление. Почти каждый из них хочет внести некоторые изменения в свою жизнь. Зрелому человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет налицо некоторые результаты продвижения к ним, субъективно переживая этот возраст как апогей жизни.

Существуют взгляды о том, что происходит стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа «Я». Возрастает для человека притязание на признание ценности и уникальности своего внутреннего мира, а также духовной позиции. Однако для большинства людей основным становится притязание на социальный успех. Обычно, в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочнение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития как для мужчин, так и для женщин.

В современной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

  1. Развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик.
  2. Это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшее развитие личности.
  3. Перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности. (Б.Г.Ананьев) Е.Е.Сапогова определяет, какого человека можно считать зрелым:
  1. Зрелость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяются — достигают оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и т.п. систем.
  2. Зрелость определяется социально и юридически с точки зрения определенной возможности соблюдения норм и правил социальной жизни.
  3. Зрелость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте.

В зрелости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

  • Умение брать на себя ответственность
  • Стремление к власти и организаторские способности
  • Уверенность в себе и целеустремленность
  • Склонность к философствованию и обобщению
  • Защита собственных убеждений и ценностей
  • Стабилизация системы социальных ролей

На основании многих интервью, исследований и статистических результатов можно предположить, что процесс открытия внутренних границ личности начинается и развивается в период зрелости. Когда Эльза Фрэнкиль-Брунсвик впервые определила границу этого этапа, она охарактеризовала его как наиболее плодотворное время для профессиональной и творческой деятельности. Вначале этого периода многое должно произойти, так как его начало совпадает с осознанием окончательного признания в жизни. При переходе к среднему возрасту, большинство людей отбирает наиболее значимые личные связи. Только в начале среднего возраста люди начинают обустраиваться в жизни в полном смысле этого слова. Жизнь становится менее, обусловленной, более рациональной и упорядочной.

К. Юнг первым предположил, что в возрасте от тридцати пяти до сорока пяти лет: «Подготавливается важное изменение в психике человека. В начале это изменение происходит на бессознательном уровне и не является чем-то необычным. Просто оно проявляется косвенно». Но К. Юнг точно указывает на то, что изменение перспективы обычно рано начинается у женщин, в то время как у мужчин увеличение случаев депрессии отмечается в возрасте от сорока лет. Поскольку проблемой этого десятилетнего периода является поиск идентичности, то необходимо работать и продвигаться через разложение на составные части и обновление.

На фоне изменения личности и стремления войти в новый временной отрезок у мужчины и женщины, в зависимости от личностных качеств, может сформироваться кризис, т.е. наступает критический период жизни. Г. Крайг определяет критический период как «единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект».

Многие исследователи считают (Г. Шихи, К.С.Толстых, Л.С Выготский, Э.Эриксон), что в середине периода зрелости человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии. Р. Коген, интегрирующий в своей теории «развивающегося «Я» подходы Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Ловингер и другие, делает акцент на развитии ценно­стно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. В качестве механизма такого развития Р. Коген выделяет, прежде всего, продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И. С. Кон отмечает, что «критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми». Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А. Г. Асмолова, «кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей». Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей.

Таким образом, система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». На каждом этапе зрелости выделяется «свой» кризис:

  1. «Кризис тридцати» — условное название. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то» предпринять и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – зрелость. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.
  2. «Кризис середины жизни». Это психологический феномен, переживаемый людьми, заключающийся в оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния. Существует несколько возрастных границ данного кризиса: К. Юнг выделяет возраст 35-40 лет, Б. Ливехуд, называл возраст 35-45 лет, Э. Эриксон выделяет возраст 30-40 лет, называя его «десятилетием роковой черты».

В каждом кризисном этапе у представителей обоих полов возникают определенные стили поведения, которые в свою очередь были структурированы в модели поведения женщин и мужчин. Так для «кризиса тридцати», выделяют следующие модели поведения женщин:

  • Заботливая. Женщина посвящает себя полностью семье, мужу, детям. Им не удается разрешить задачи, которые стоят перед человеком в этом возрасте: обретение автономии, независимости, формирование идентичности, целостного образа своего «Я» и так далее. Такие люди часто остаются в тени более сильной личности и не способны к самораскрытию.
  • Или-или. Женщины с данным типом поведения делают выбор между семьёй, образованием и работой. Люди с таким типом поведения легче проходят через кризис.
  • Интеграторы. Пытаются сочетать семью и карьеру. Такие женщины, переживая кризис, испытывают усталость, подавленность задачами, постоянные жертвы и компромиссы выводят их из себя.
  • Неустойчивые. Такие женщины предпочитают никак не определяться в жизни: не имеют постоянного партнера, семьи, работы и часто это обладательницы незрелой личности. Это женщины входящие в группу риска.

Модели поведения мужчин:

  • Неустойчивые. Люди с таким стилем поведения не отвечают за свои действия, часто плывут по течению и разрушают себя, как личность.
  • Замкнутые. Это наиболее распространенная категория. Эти люди надежны, но легко подавляемы, начинают сожалеть о том, что не добились определенных высот в профессиональной деятельности.
  • Вундеркинды. Люди, играющие со своей судьбой. Они часто добиваются очень рано всего в жизни, но им свойственно отстранение от окружающих, и неуверенность в своих знаниях преследует их в течение жизни.
  • Скрытые дети. Избегают процесса взросления и остаются привязанными к своим матерям, даже став взрослым.

«Кризис середины жизни» испытывается немного по иному, по этому здесь выделяются свои модели поведения.

Модели поведения мужчин:

  • Трансцендентно-генеративный. Кризис проходит незаметно, так как большая часть желаний была реализована. Для такого человека середина жизни может быть временем постановки новых целей, добыча новых возможностей.
  • Псевдоразвитый. Мужчина внешне справляется с проблемами, но на самом деле это для него большой труд, то есть он зашел в тупик.
  • Обездоленный судьбой. Человек не способный справиться с кризисными проблемами.

На данном этапе также выделяется и поведение женщин, но определенной структуры и модели не было выделено. Говорится о том, что происходят изменения в жизненных целях, установках, ценностях, связанные с семьей, а не предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это говорит о том, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой, то есть переживание кризиса. Основной причиной возникновения кризиса и тяжелого его протекания является страх изменений. Этот страх связан не только с изменением в физиологическом плане: изменение фигуры, проявления различных заболеваний, появление седины, но и в эмоциональном, душевном состоянии. Удачное достижение зрелости в среднем возраста требует значительной «эмоциональной гибкости» — способность изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но в среднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают и покидают дом дети, она становиться особенно важной.

Многие женщины останавливаются и производят переоценку как внутренних, так и внешних аспектов своей жизни, а затем пытаются заново уравновесить личное удовлетворение и внешние стремления. Мужчины ощущают «толчки времени» в районе тридцати пяти лет. Однако это редко останавливает их и заставляет провести анализ по всем направлениям так, как это часто делают женщины. Усиление попыток стабилизации своей карьеры для многих мужчин предшествует внутреннему анализу и задерживает его. Многие мужчины вынуждены несколько умерить свои амбиции, чтобы согласовать их с реальной действительностью. Если они смогут избежать кризиса, то должны будут сформировать новые надежды и цели и слушать свои внутренние голоса, которые до сих пор игнорировали.

На основании теоретического анализа работ Л. С. Выготского, Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Е. Ф. Рыбалко, А. Е. Личко, И. С. Кона, К. Роджерса, П. Массена, Г. Крайг и других можно выделить следующие основные факторы, определяющие влияние семьи на формирование ценностной системы личности: структура семьи (полный или неполный состав, наличие братьев и сестер, старших родителей); типы воспитания и стили родительского поведения; конфликтный или неконфликтный характер взаимоотношений между родителями; социальный статус, уровень образования и доходов родителей; социокультурные, религиозные и этнические корни семьи.

Влияние школы на формирование ценностных ориентации личности определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками. Как показано в ряде исследований, обычные и получившие в последнее время распространение нетрадиционные формы организации обучения («открытое» обучение, тьюторство) по-разному опосредуют процесс формирования ценностной системы.

Вопросы развития системы ценностей в университетской образовательной и социальной среде также затрагивались рядом известных авторов, в том числе Г. Оллпортом и Дж. Гиллеспи, М. Рокичем, многими видными отечественными психологами. Среди работ, непосредственно посвященных развитию системы ценностных ориентации студентов в период обучения в вузе, можно назвать исследования таких авторов, как О. В. Зиневич и Л. Ф. Лисе, В. Ф. Анурин, Э. Н. Фанталова, А. В. Шариков и Э. А. Баранова. По мнению Э. Эриксона, пребывание в высшем учебном заведении является «законодательно закрепленной отсрочкой» в принятии человеком роли взрослого, которую он в контексте формирования ценностной системы называет «психосоциальным мораторием». Однако большинство авторов, напротив, считают период обучения наиболее важным для человека в плане происходящего в это время реального становления его как личности в процессах профессионального и личностного самоопределения.

По мере взросления личности все большее влияние на формирование ее ценностной системы оказывает осознание собственной принадлежности к тем или иным большим социокультурным группам — этносу, классу, конфессии, общественно-политическим движениям. Дифференциально-психологические особенности ценностных ориентации этих групп, а также тендерные и межпоколенные различия в этой сфере изучались прежде всего создателями соответствующих методик при их стандартизации: Г. Оллпортом, М. Рокичем, Ш. Шварцем и У. Билски, Д. А. Леонтьевым, В. А. Ядовым и др. Кроме того, кросскультурные различия ценностных ориентации исследовались Р. Ингльхартом, И. С. Коном, В. С. Агеевым, Г. Г. Дилигенским, В. М. Бызовой, Т. Б. Беляевой, Н. И. Лапиным, А. П. Вардомацким и другими социологами и социальными психологами.

Таким образом, конкретные характеристики и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентации личности определяются действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия, спецификой нарушений психической деятельности

На каждой стадии личностного развития выбор преобладающего механизма формирования ценностной системы определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов. Внутренние психологические факторы и факторы внешней социальной среды определяют особенности развития системы ценностных ориентации, взаимодействуя между собой при осуществлении той или иной деятельности, в процессе целенаправленного психологического воздействия и при патологическом развитии личности.

Таким образом, развитие системы ценностных ориентации личности подчиняется определенным закономерностям — преобладание на протяжении индивидуального развития действия тех или иных факторов и механизмов, реализующих процессы личностной динамики, определяет доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, которое, в свою очередь, формирует аналогичный тип личности.

В некоторых случаях переживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причиной суицида. Но люди с достаточно высоким уровнем развития рефлексии пытаются осмыслить свое состояние, понимают, что причина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерны размышления о собственных достижениях, сожаления о том, что получилось, но что хотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей.

Само понятие зрелость кроет в себе определение самого долгого периода жизни, по этому многие мужчины и женщины, вступившие на порог этого возрастного этапа, осознают его значение для себя.

Можно сделать вывод, что мужчина этого возраста стремится сдерживать свой эмоциональные проявления, не склонен к спонтанному самораскрытию, имеет «защитный панцирь» из норм и правил, деятельностно — ориентирован, для него важно ощущение субъективности, собственной роли в достижении успеха; склонен к объективизму, опирается на факты; уважает себя, если соответствует социально – желательным характеристикам.

Лекция 29 — Стр 2

Женщина же ориентирована на межличностное общение, ей присуща способность к эмоциональности, выразительному самопредъявлению, ей свойственна хорошая социальная адаптация, строгое следование социальной желательности воспринимается как насилие над собственным Я и ведет к самоотчуждению.

Особая значимость периода зрелости заключается в том, что, включаясь во все мно­гообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период зрелости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте.

В период зрелости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатке его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Итак, период зрелости является наиболее благоприятным для формирование основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности. Характеристики данного возрастного этапа свидетельствуют о том, что каждый жизненный цикл, прожитый человеком, играет свою роль в становлении его как личности.

Основная литература:

1.Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. 1973.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 2001г. 305 с.

3.Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ.1990. 367 с.

4.Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы.// Москва: Эксмо. 2005г. 854с.

5.Толстых Л.В. Возрасты жизни. Москва. 1993. 198с.

6.Шихи Г. Возрастные кризисы. Москва. 2000.678с.

Дополнительная литература:

1.Андреев Н.В., Пиняева С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости.// Вопросы психологии №2. 1998г. С. 3-9

2.Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Ред. колл.: Я. И. Петров (отв. ред.), Л. Н. Фоменко. М. 1984.

3.Выготский Л.С. Кризисы.// Москва 1987г. 378с.

4.Дарвши О.Б. Возрастная психология.//Москва 2003г. С. 216-251

5.Крайг. Г. Психология развития. //СПб.: Питер. 2003г. 992с.

6.Сапогова Е.Е. Психология развития человека.// Москва. 2001г. 765с.

7.Солдатова Б.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология// Феникс: Ростов на Дону 2004г. С. 173-187.