Этапы развития психологии 2

  1. Предмет психологии, ее задачи и отрасли.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» — душа, «логос» — понятие, учение).

В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Психология— это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психология— это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предметом психологииявляются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Поэтому перечислим основные задачи психологии в контексте современного ее состояния, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда оправдана.

• Вначале необходимо обнаружить факты, т. е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало,

предыстория, эмпирический базис любого знания.

• Из знания фактов вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания к объяснению добытой факто-

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже ... время, отведенное на игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации ...

логии, к нахождению причинно-следственных связей. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, при условии, что наукой доказаны меры воздействия на это событие.

• Далее выделяемой задачей становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм, следовательно, понять, смоделировать теоретическую сущность,

движущую силу, связи явлений и сущности. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция.

памяти.

• Завершающей задачей психологии является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. Но при этом поднимается большое количество сопутствующих этому проблем: социальных, экономических, методических, организационных.

Отрасли психологии:

По характеру деятельности:

  1. Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах жизни.
  2. Педагогическая психология. Изучает психику личности в процессе развития и обучения.

По развитию:

  1. Возрастная психология изучает психическое развитие личности в процессе жизни.
  2. Сравнительная психология. Изучает психику животных.
  3. Специальная психология. Изучает отклонения в развитии психики.

По принципу отношения к личности и обществу:

  1. Социальная психология. Изучает психические явления в процессе взаимоотношений людей в коллективе.
  2. Психология личности. Изучает психологические особенности личности.
  1. Общая психология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения. Различные отрасли психологии имеют свои особенности и свое значение, сохраняя при этом общий предмет исследования: факты, закономерности, механизмы психики.

    Разделяют на два главных периода:

    2 стр., 797 слов

    Особенности психологии как науки

    ... себя и других людей; содействует самосовершенствованию; взаимоотношения с др. людьми. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и ... д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности). Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий ...

    1. Когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; (6 в. до н. э. — середина 19 в.)
    2. Психология развивалась как самостоятельная наука (с 19 века и по настоящее время)

    Развитие психологии можно подразделить на следующие этапы.

    1. Первый этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более тысячи лет назад.
    2. Второй этап. Психология как наука о сознании. Возникает в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
    3. Третий этап. Психология как наука о поведении. Возникает в 20 в. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).
    4. Четвертый этап. Наука о психике

    Психика — способность мозга отражать окружающий мир.

    Становление психики в историческом аспекте

    1. Первобытное общество

    В первобытном обществе человек одаривает сознанием предметы такого рода, как и его собственное.

    Душа воспринималась как эфирная сущность.

    1. Античное общество

    До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа.

    Идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

    9 стр., 4065 слов

    Психология наука о психике или учение о душе Братусь

    ... области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423). Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде ... Психология - наука о психике или учение о душе? Братусь АВТОР: Братусь Б.С. Психология – наука о психике или учение о душе? // Человек. – 2000. – № 4. – С. 30–41. Кто ...

    ПО ГИППОКРАТУ: четыре основных типа темперамента: сангвинический (уравновешенный и активный), холерический(активный и вспыльчивый), флегматический (уравновешенный и спокойный, выносливый), меланхолический (неуравновешенный и малоподвижный).

    ПО Платону состояние тела отражает состояние души. Жизненным источником тела является душа. Душа находится в голове.

    «ТРАКТАТ О ДУШЕ» АРИСТОТЕЛЯ — сочинение, посвященное теме души. Впервые выделил мнение о неделимости тела и души. Считал, что душа проявляется в деятельности человека.

    (1 книга рассматривает мнение о душе собранные предшественниками — Демокрит, пифогорейы; 2 книга застрагивает метофизические вопросы (исследования, которые рассматривают первоначальное происхождение реальности, мира и бытия как такового); в 3-й книге Аристотель утверждает наличие пяти чувств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух.)

    1. Средние века

    Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля.

    Философы: НЕМЕЗИЙ, ЭНЕЙ ИЗ ГАЗЫ, ИОАНН ФИЛОПОН и т. д.

    Все они придерживались защищали бессмертие души, поддерживали деление души на разумную и неразумную часть.

    Блаженный АВГУСТИН заметил, что самонаблюдение является важнейшим источником знаний о душевных состояниях. Впервые описал субъективный эмоциональный опыт. Все эмоции могут быть только субъективными. Мир, по его мнению, создал три способа постижения души: наука, искусство, религия.

    В средневековье утвердилось мнение, что душа является чем-то божественным, т.к. утвердилось влияние церкви на жизнь людей.

    В позднее средневековье в Европе популярно было имя Фома Аквинский. По его мнению, душа человека сознательна, в отличии от души животного

    1. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ 14−16

    Появляется гуманизм, который признает человека природным существом со своими слабостями и достоинствами. Душа уже считается не просто замкнутой сферой в теле человека, а субстанция, направленная во внешний мир и ведущая человека по жизни. Рождается вдохновение, новые чувства приобретают ценность. Леонардо да Винчи и художественная живопись.

    3 стр., 1306 слов

    Практический путь развития души в учении киников

    ... университет" Институт филологии, массовой информации и психологии Кафедра специальной психологии Реферат по дисциплине "История психологии" Практический путь развития души в учении киников Выполнил студент группы ... фонарь с которым он ходил днем приговаривая : "Ищу человека" · Платон, дал определение человека, сказав: " Человек – это животное на двух ногах, лишенное перьев", тогда ...

    1. НОВОЕ ВРЕМЯ 17−20

    Ф. Бэкон впервые заговорил о том, что исследовать умы можно путем эксперимента. Создал предпосылки создания науки о сознании, подготовил отмирание науки о душе.

    Впервые используется термин «психология»

    Т. Гоббс полагал, что чувственное восприятие жизни является единственным источником жизни. Верил в то, что все психологические явления в человеке происходят от его инстинкта самосохранения, попытки найти удовольствия и избежать боли.

    Деккарт разделил физиологические и психические процессы. Первые мы зачастую не осознаем, в отличии от вторых. Считал тело машиной. Душа — сознание машины. Но различал природу души и тела.

    Чарльз Дарвин. Теория об эволюции человека позволила пересмотреть и психическое его развитие. Психика человека направлена на то, чтобы позволить человеку адаптироваться в различной для него среде, к смене обстановке. С развитием человека развивалась и его психика. Чем дальше уходила эволюция, тем человеку сложнее было адаптироваться к новой среде обитания.

    1. ПСИХОЛОГИЯ В 20 ВЕКЕ

    Психология самостоятельная наука. Основатели Левин и Вундт.

    Развитие соц. и эконом. сфер общества повлияли и на развитие психологии. Развивается в разных направлениях:

    — Психоанализ — по научным работам З. Фрейда

    — Когнитивная психология. Изучает познавательные процессы человека и использование новых знаний человеком.

    — Гуманистическая психология. Признают личность, как уникальный объект. Человек является главной психологической реальностью. Непрерывное развитие, творческий потенциал.

    10 стр., 4655 слов

    Психология: возникновение, развитие, структура

    ... понимания законов психического развития ребёнка. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до ... том числе свойств системы нервной, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и системы нервной только начинается. ...

    — Ассоциативная психология. Пытается объяснить всю духовную жизнь.

    — Гештальтпсихология — Левин и Коффка. Изучение психики происходит с помощью целостных структур. Исследовались аффекты, воля, эмоции потребности.

    1. СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Психология была политизирована и идеологизирована. Психология рассматривалась как наука о психике, свойствах мозга.

    Ананьев один из первых начал изучать психологию зрелости и старения. Получил данные о неравномерности психического развития. Создатель ленинградской психологической школы.

    Рубинштейн выявил теорию единство сознания и деятельности. Меняя мир, человек меняется сам. Он изучал психику человека через деятельность.

    Выготский и Лурия. Лурия считается создателем отечественной нейропсихологии.

    Выготский разработал культурно-историческую теорию. А. А Смирнов изучал психологию запоминания (мнемической).

    1. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    В настоящее время психология тесно переплетает практические и теоретические знания. Профессия «психолог» набирает популярность. А сама наука пересматривается свои задачи и методы. Активно развивается изучение психологии личности, малых групп, психологии профессии.

    Методы психологии

      Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности и ее развитие. Для этого разрабатываются специальные методики.

      1. Обнаружить факты. Максимально подробно описать психологический феномен. Факт является базисом любого знания.
      2. Установить закономерности. Сопоставление фактов, применение к ним различных теорий ведет к выявлению какой-то системы, законов. Установка причинно-следственных связей.
      3. Выявить механизмы. Смоделировать теоретическую сущность, движущую силу того или иного факта.
      4. Практическое использование. Грамотное внедрение результатов исследования в реальную жизнь.

      Метод — это путь познания, средство, способ, посредствам которого познается та или иная наука, знание.

      4 стр., 1640 слов

      РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      ... внимания дошкольников, которые могут использоваться в процессе продуктивных видов деятельности. Структура работы: курсовая работа состоит из введения ... при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и ... только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности ...

      Эмпирические методы:

      1. Метод наблюдения. Требует постановки цели, плановость и системность наблюдения, фиксация данных.
        1. Включенное наблюдение. Психолог на время становится активным участником того процесса, наблюдение за которым ему нужно провести.
        2. Наблюдение извне.
        3. Сплошное и выборочное наблюдение.
        4. Самонаблюдение
      2. Метод эксперимента. Специально организованный опыт. Лабораторный, естественный (разработал Лазурский. Испытуемый не знает об проведении эксперимента), психолого-педагогический (естественные условия, должна носить воспитывающий или обучающий характер)
      3. Тест. Краткая система вопросов и заданий, направленная на выявление индивидуальных свойств личности. Тест-опросник, тест-задачник
      4. Анкетирование. Сбор фактов об испытуемом на основе специально составленной программы. Опросный лист с заранее подготовленными вопросами.
      5. Беседа. Способ вербального общения, направленный на получение интересующих фактов о человеке.
      1. Развитие психики в филогенезе.

      Филогенез — историческое развитие, охватывающее миллионы лет эволюции.

      1 этап — стадия элементарной сенсорной психики.

      Для животных с сенсорной психикой характерно инстинктивное поведение.

      Леонтьев провел эксперимент на пауках. Когда кто-то попадает в их паутину, они бегут опутывать жертву нитями. Для них важна только вибрация. Если вибрация прекращается, то паук перестает двигаться к своей жертве.

      2 этап — стадия перцептивной психики.

      Существа с такой психикой обладают не только инстинктами, но и навыками, приобретенными в процессе жизни.

      3 этап — стадия интеллекта.

      Например, обезьяна берет палку и притягивает ей банан. Для выполнения этого нужно увидеть связь предметов, отношений между ними, предвидеть результат.

      В психике животных мы видим немало предпосылок для формирования человеческой психики:

      1. Совместный характер существования животных и их взаимоотношения.

      Например, у обезьян выработалась необходимость жить вместе из-за инстинкта самосохранения.

      1. Возникновение языка. Результат эволюции, либо духовное развитие человека, либо возник в процессе труда.

      Сознание — уровень психического отражение человеческой действительности, ее представление в виде образов и понятий.

      1. Личность в российской психологии.

      .

      Психология личности в России развивалась в четыре периода:

      1. 19- начало 20 века. Возникновение самой идеи личности.
      2. Середина 20 века. Проблема личности начинает привлекать внимание, занимать более серьезное положение в науке.
      3. 60−80 годы 20 века. Появляется концепция «нового советского человека». Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать ее подструктуры, дать более широкое понятие о личности.
      4. Конец 20 века. Сохраняется основа 3 периода, но усиливается методологический аспект. Объявляется создание теории личности
      1. Модель личности Рубенштейна:
      1. Направленность — проявляется в потребностях, идеалах, убеждениях, мировоззрение.
      2. Знания, навыки, умения — приобретенные в процессе жизни
      3. Индивидуально-типологические особенности — проявляются в темпераменте, характере.
      1. Структура личности Ковалева
      1. темперамент (структуру природных свойств);
      2. направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
      3. способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
      1. Структура личности Платонова
      2. Структура личности Ананьева

      Структура личности

        Личность — человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

        Психологическая структура личности — это целостная модель свойств и качеств, которая характеризует психологические особенности личности

        Индивид — представитель человеческого рода.

        Индивидуальность — уникальная, самобытная личность, реализующая себя в различных направлениях.

        1. Зарубежные теории личности

        Теория З. Фрейда (метод психоанализа):

        Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания, он постепенно начинает осознавать, случиться катарсис или очищение в дальнейшем.

        Он выявил 2 потребности, определяющие психическую деятельность человека:

        1. Либидо
        2. Агрессия

        Удовлетворение этих компонентов наталкивается на препятствия со стороны окружающей среды, и они образуют область бессознательного. Но они прорываются, обходя сознание, проявляются в виде символов.

        Структура личности по Фрейду:

        1. Оно — заложенное наследственностью
        2. Я (эго) — контакты с окружающими его людьми
        3. Сверх-я (сверх-эго) — моральные устои

        Фрейд разделил психику на 3 отдельных области:

        1. Бессознательная (Включает то, что человек никогда не осознает. Например, мысли, чувства, переживания)
        2. Предсознательная (часть бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания)
        3. Сознание (Включает то, что человек осознает в каждый момент своей жизни)

        ТЕОРИЯ К. ЮНГА

        ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИЗОЛОГИЯ АДЛЕРА

        СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАРЕН ХОРНИ

        1. Деятельность и ее виды

        Деятельность — внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая созданием цели.

        Любая деятельность выражена какими-либо потребностями.

        Потребность — нужда в чем-либо. Бывают Первичные (базовые) и вторичные (приобретённые).

        Деятельность — любая активность. Регулируется мотивами и ценностями.

        Виды деятельности:

        1. Игра, учение, труд, общение. Иногда выделяют еще и творчество.
        2. Практическая (преобразование реальных объектов) и духовная (изменение сознания людей).
        1. Виды общения

        Общение — сложный процесс установки контакта между людьми.

        Главной характеристикой общения как деятельности является построение отношений с другим идивидом.

        Вербальное (языки, слова) и невербальное (жесты, мимика).

        Виды общения:

        По целям: Биологическое (чтобы выжить) и социальное

        По средствам: Прямое (самостоятельно) и косвенное (через других людей), опосредованное (голос, руки) и непосредственное (вещи, предметы)

        Уровни общение:

        Фактический — обмен простыми репликами, когда оба собеседника не особо заинтересованы в общении.

        Информационный — обмен информацией, интересной для собеседника

        Личностный — углубление к чему-то личному, скрытному

        Педагогическое общение — общение учителя с учениками на уроке и вне его. Направлено на создание атмосферы для лучшего усвоения информации.

        Функции:

        1. Коммуникативная
        2. Когнитивная
        3. Эмотивная
        4. Мотивационная
        5. Креативная
        6. Воспитательная
        1. Структура общения

        Вербальное (языки, слова) и невербальное (жесты, мимика).

        Структура общения:

        3 стороны:

        1. Коммуникативная — обмен информацией между индивидами.
        2. Перцептивная — познание друг друга партнерами, установление взаимопонимания.
        3. Интерактивная — общение в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Совместная деятельность.

        Ощущения, их классификации

          Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, воздействующих на органы чувств.

          Ощущения одновременно и субъективны, и объективны. Объективны в том плане, что всегда отражается важнейший раздражитель. Субъективны из-за того, что у каждого человека индивидуальные особенности организма и нервной системы.

          За счет анализаторов распознаются ощущения. Всего их 3:

          1. Рецепторы. Распознают раздражитель
          2. Проводящие нервные пути. Проводят информацию в мозг
          3. Мозговой центр. Обрабатывает информацию

          Виды ощущений:

          1. Зрительные
          2. Слуховые
          3. Вибрационные (обонятельные)
          4. Вкусовые
          5. Тактильные (чувственные)
          6. Болевые
          7. Температурные
          8. Кинестетические — ощущения в мышцах, выработка моторики
          9. Статические — вестибулярный аппарат. Положение тела на Земле при притяжении.
          10. Органические. Ощущения внутри человека (голод, жажда и т. д.)

          Классификации:

          1. По наличию или отсутствию раздражителей (Контактные (тактильные и болевые) и бесконтактные (зрение, слух, обоняние))
          2. По месту расположения рецепторов (Их 3: внешние раздражители, внутренние и мышечные)
          3. По виду ощущения (10 видов)
          4. По времени возникновения в ходе эволюции (ранее менее дифференцированные, позднее наиболее дифференцированные)
          1. Восприятие и его виды

          Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Когда ощущение поступает в мозг и обрабатывается аналитико-синтетической деятельности. Наглядно-образное отражение.

          Виды восприятия:

          1. Осязание. В основе лежат тактильные, кинестетические ощущения. Кинестетики.
          2. Зрительное восприятие. Визуал. Предпочитают опираться на зрительные органы.
          3. Слуховое восприятие. Аудиалы. Запоминают информацию с помощью слуховых органов.
          4. Восприятие времени.
          5. Восприятие пространста. Или дискретный тип.
          1. Мышление, его виды и формы

          Мышление — это процесс деятельности индивида, характеризующийся опосредованным отражением действительности.

          Опосредованность: то, что человек не познает сейчас, он познает позже через вспомогательные вещи. От одного к другому.

          Обобщенность: объекты все связанны друг с другом и поэтому иногда изучение одного приводит и к изучению другого.

          Мышление протекает в форме суждений и умозаключений.

          Формы:

          Понятие — выделяет признаки предмета.

          Суждение — это форма мышлений, протекающая через отражение связей и отношений.

          Умозаключение — вывод из нескольких суждений.

          Виды:

          1. Практически-действенное. Задача решается непосредственно через процесс деятельности.
          2. Наглядно-образное. Решение задачи опирается на образное восприятие. Позволяет более многогранно рассмотреть проблему и пути ее решения.
          3. Словесно-логическое. Решается в вербальной форме.
          1. Мыслительные операции. Приемы развития мышления

          Операции:

          1. Анализ — разложение целого на части.
          2. Абстрагирование — формирование образов реальности посредством отвлечения.
          3. Синтез — объединение частей в единое целое.
          4. Сравнение — сопоставление ряда явлений или предметов для выявления сходств и различий.
          5. Обобщение — переход от единичного к общему.

          Интуитивное мышление и конкретное мышление.

          Характеристика воображения

            Воображение — психический процесс создание новых образов на основе имеющегося опыта и знаний. Процесс мысленного преобразования реальности.

            Благодаря воображению создаются новые технологии, развивается мир. Человек выходит за рамки обычного и придумывает что-то новое.

            Является частью наглядно-образного мышления.

            Виды:

            1. По результатам: продуктивное (творческое) и репродуктивное (реальность такая, какая она есть)
            2. По степени целенаправленности: активное (творческое воображение) и пассивное (непреднамеренное)
            3. По виду образов: конкретное и абстрактное
            4. По степени волевых усилий: преднамеренное и непреднамеренное.

            Модель творческого процесса:

            1 этап — сбор информации, подготовка

            2 этап — стадия инкубации

            3 этап — озарение

            4 этап — проверка

            1. Внимание, его виды и свойства

            Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

            Виды:

            1. Непроизвольное внимание. Возникает непреднамеренно.
            2. Произвольное внимание. Когда целеустремленно сосредотачиваешься на объекте, волевыми усилиями.
            3. Постпроизвольное. Когда в результате сдвига сосредотачиваешься без особой воли, но по собственному желанию, осознанно.

            Формы внимания:

            1. Внешнее. Познание внешнего мира.
            2. Внутреннее (интеллектуальное).

              Познание внутреннего мира

            3. Моторное. Внимание, направленное на движения и действия.

            Свойства:

            1. Концентрация. Удержание внимания на каком-либо объекте.
            2. Объем. Это количество объектов, которые охватывает внимание.
            3. Устойчивость. Длительность сосредоточенности.
            4. Распределение. Способность удерживать в центре внимания несколько объектов.
            5. Переключаемость. Способность переключиться с одного объекта на другой.
            1. Память и ее процессы

            Память — психический процесс, включающий в себя запоминание, хранение и воспроизводство информации, а также забывание.

            Запоминание — процесс, в ходе которого происходит усвоение новой информации.

            Формы запоминания:

            1. Запечатление
            2. Непроизвольное запоминание
            3. Произвольное запоминание

            Кратковременная память — непосредственное запоминание объектов одноразовой ситуации. Максимум длиться 1−2 дня. Среднее время 10 часов

            Долговременная память — запоминание информации на длительный срок.

            Забывание — процесс памяти, связанный со стиранием воспоминаний и информации из сознания.

            Процессы:

            Забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание,

            1. Виды памяти

            Виды памяти:

            1. Произвольная и непроизвольная
            2. Двигательная. Движения Словесно-логическая. Мысли Эмоциональная. Эмоции Образная. Через ощущения
            1. Понятие чувства, их классификация

            Чувства — это переживания в различной форме отношения человека к действительности.

            По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций.

            По Канту:

            Стенические эмоции вызывают деятельность человека

            Астенические подавляют деятельность, пассивные отношение

            Амбивалентность — человек испытывает противоположенные эмоции и чувства (радость и грусть).

            Классификация чувств:

            1. Эстетические
            2. Интеллектуальные
            3. Нравственные (моральные)

            Характеристика воли

              Воля (в психологии) — способность человека сознательно управлять своими эмоциями и поступками. Способность индивида самостоятельно и целенаправленно регулировать свои действия и поступки.

              Побуждение человека к действиям образует иерархию потребностей (начинает от предпочтений в еде, одежде и до вопросов, связанных с переживанием каких-либо чувств)

              Структура:

              Бывают простые и сложные.

              Простые — это когда человек без каких-либо усилий идет к намеченной цели.

              Сложные — когда приходится прикладывать усилия, дабы выполнить какое-либо действие.

              В сложных выделяют 4 фазы:

              1. Возникновение вопроса
              2. Борьба, обсуждение
              3. Принятие решение
              4. Выполнение воли

              1. Темперамент, его типы

              Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности.

              Типы темперамента:

              1. Сангвиник — уравновешенный и активный, живой, горячий, подвижный. Может держать себя в руках.
              2. Флегматик — Уравновешенный и спокойный. Всегда все контролирует, невозмутим. Внешне скуп на проявление эмоций и чувств.
              3. Холерик — неуравновешенный и активный. Страстный, вспыльчивый, с частой сменой настроения. Быстрая реакция на окружающие события.
              4. Меланхолик — неуравновешенный и спокойный. Легко ранимый и склонен к постоянному переживанию.

              От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, реакция на окружающий мир, темп и ритм деятельности.

              1. Характер и его структура

              Характер — это подструктура личности, которая образует его индивидуальность совокупностью личностных особенностей.

              Характер многогранен, его определяет совокупность черт, качеств личности.

              Характер всегда проявляется в деятельности.

              Структура:

              Определить структуру или характер человека, значит выделить в нем отдельные компоненты, составляющие характер.

              Содержание (устойчивые потребности, интересы, цели, склонности) и форма (эмоциональные особенности поведения, темперамент)

              Характер человека проявляется в его отношении:

              1. Отношении к делу
              2. Отношении к другим людям
              3. Отношении к самому себе.
              4. Отношение к собственности.
              1. Типология характера

              Согласно теории К. Леонарда, в общении с человеком открываются многие его личностные качества, которые влияют на здоровье психики, адаптацию и развитие. Мы рассмотрим одну из основных типологий характера человека в психологии и особенности, присущие каждому типу согласно этой теории.

              1. Гипертимный тип — инициативность, оптимизм, легкомыслие, раздражительность, тяга к аморальным поступкам, несерьезность.
              2. Возбудимый тип — повышенная эмоциональность, вспыльчивость, властолюбие, аккуратность и добросовестность.
              3. Дистимный тип — добросовестность и справедливость, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.
              4. Циклоидный тип — переменчивость настроения, замкнутость либо общительность.
              5. Застревающий тип — инициативность, неразговорчивость, честолюбие, мстительность.
              6. Педантичный тип — доброжелательность, добросовестность, серьезность, надежность, занудливость.
              7. Тревожный тип — самокритичность, дружелюбие, исполнительность.
              8. Эмотивный тип — доброта, сострадание, исполнительность, чувствительность.
              9. Демонстративный тип — эгоизм, лицемерие, артистичность, обходительность.
              10. Экзальтированный тип — паникерство, дружелюбие, привязанность к близким людям.
              11. Экстравертированный тип — легкомыслие, подверженность влиянию, исполнительность.
              12. Интровертированный тип — упрямство, сдержанность, принципиальность.

              24. Способности, их структура

              Способности — индивидуальные особенности личности. Способности не являются каким-то навыком, они находятся в человеке и способны дать ему хорошее развитие в той или иной деятельности. Если способности не развивать, то они исчезнут.

              Способности — это склонность к какой-либо деятельности.

              Талант — высокая степень развитых способностей для выполнения какой-либо детельности

              Одаренность — высшая степень развитых способностей.

              Гениальность — высшая степень одаренности.

              Структура способностей у каждого человека индивидуальна.

              Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

              Отправить запрос

              Adblock
              detector