ЛИТЕРАТУРА
- Дружинин Владимир Николаевич «ЭП» — СПб.: Питер, 2003. – 319с.
- Макаревич Ремуальд Александрович «ЭП» — Минск, 2000. – 173с.
- Корнилова Татьяна Васильевна «ЭП» — М.: Аспект Пресс, 2002.
- Немов Роберт Семенович «П» Том 3. – М.: Владос, 2003. – 640с.
- Поль Фресс «ЭП» — СПб.: Питер, 2003.
- Зароченцев К.Д. «ЭП»
Экспериментальная психология как наука
- Понятие ЭП, предмет и объект.
- История становления ЭП как науки.
- Понятие ЭП, предмет и объект.
Термин ЭП имеет 4 значения:
1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.
Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 — 1920).
Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.
2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.
3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.
4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.
В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.
Предмет и объект ЭП.
Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.
Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.
Тема 1. Предмет и методы психологии
... nbsp; СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Предмет и методы психологии Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания ... Подготовка темы «Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. ...
В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.
Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
- История становления ЭП как науки.
ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.
Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.
Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.
В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.
Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).
В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными).
Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...
... саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, ... пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий ... заложены благоприятные тенденции саморазвития. Данные тенденции подавляются существующими системами ... появилось в лексиконе педагогической науки. Однако историко-педагогический анализ ...
Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.
Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).
Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 — 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.
На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.
Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.
Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.
Научное исследование: характеристика
1. Наука и научное исследование.
2. Методологические принципы научного исследования.
3. Виды научного исследования.
4. Структура и этапы научного исследования.
Характеристика житейских и научных психологических знаний.
... научных психологических знаний. Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний. Научные знания зафиксированы в соответствующих научных ... субъективный метод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о ...
1. Наука и научное исследование.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.
Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется: полнотой, достоверностью, систематичностью. Научным признаётся такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе экспериментальной проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
Научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение знаний о природе, человеке, общности и на использовании научных знаний для разработки новых способов их применения.
Цель науки – постижение истины, а способ познания истины – научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели и задач исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, заключающийся в выработке научных знаний, направленных на установление научной истины.
2. Методологические принципы научного исследования.
1. Принцип детерминизма
2. Принцип системности
3. Принцип развития
1. Принцип детерминизма
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Принцип детерминизма – общенаучный – организует различное построение знания в конкретных науках.
2. Принцип системности
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
От научной мысли требуется, чтобы знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину – это принцип системности.
3. Принцип развития
Любое явление может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Принцип развития – может и должен рассматриваться в единстве с двумя другими принципами построения научного исследования – детерминизма и системности.
3. Виды научного исследования.
1. По направлению исследования различают:
— эмпирические
Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...
... опыт и пр. Её называют народной мудростью. Профессиональная –складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Имеет особое значение для актеров, соц. работников, ... в профессиональной деятельности. Методы соц.-психологического исследования. Соц. психология состоит их 2-х частей – теорииипрактики Главная задача соц. психологической теории состоит в освещении основных характеристик соц. ...
— теоритические
Хотя разграничение это условно. Большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.
2. По характеру исследования делят на:
- фундаментальные исследования, направленные на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний;
- прикладные исследования проводятся в целях получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретных практических задач;
- монодисциплинарные исследования, проводимые в рамках одной науки;
- междисциплинарные исследования, требующие участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин;
- комплексные исследования, проводимые с помощью системы методов и методик, по средством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности;
- однофакторные (аналитические) исследования, направленные на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
3. По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов:
1 тип. Поисковые исследования – попытка решения проблем, которые никто не ставил или не решал подобными методами;
2 тип. Критические исследования – проводятся в целях опровержения существующих теорий, моделей, гипотез, законов или для проверки того какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;
3 тип. Уточняющие исследования – их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание;
4 тип. Воспроизводящие исследования. Их цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.
Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другими научными работниками, обладающими соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики возникает множество воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящие исследования основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
4. Структура и этапы научного исследования
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
1. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
2. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части:
- фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами,
- теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
3. Третий уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания — уровень философских предпосылок, философских оснований.
Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.
Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию. (Онтоло́гия — раздел философии, изучающий проблемы бытия;наукао бытии. Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.)
Философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий.
В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.
Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано с определенными философскими представлениями.
На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и т.д.).
Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
Дело в том, что несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней самой. Если бы было иначе, то получался бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня, постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.
При анализе структуры научного знания важно выяснить, какие теории входят в состав современной науки.
Научная теория дает определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности. Разные системы абстракции рассекают действительность в разных плоскостях.
В истории науки наблюдается тенденция свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. В современной методологии науки осознана принципиальная нереализуемость такого сведения. Она связана с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория — это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.
ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Подготовительный или организационный
- Основной или этап исполнения исследования
- Этап обработки полученных данных
- Этап анализа и интерпретации результатов исследования
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Методология научного исследования.
2. Основные методологические категории: объект, предмет, гипотеза, цели и задачи исследования.
3. Классификации методов исследования.
1. Методология научного исследования
Методология науки, в традиционномпонимании, — это учение о методах и процедурахнаучнойдеятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) ифилософиинауки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработкизнанийв рамках конкретной дисциплины:физике,химии,биологиии других разделах науки.
Метод:
1. способ выполнения чего-либо, работа с фактами и концепциями в систематическом режиме.
2. способы, посредством которых познается предмет науки.
Методика: довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.
Б.Г. Ананьев с точки зрения системного подхода выделяет:
5 уровней психологического исследования:
1. Уровень методики
2. Уровень методического приема
3. Уровень метода
4. Уровень организации исследования
5. Уровень методологического подхода
2. Основные методологические категории: объект, предмет, гипотеза, цели и задачи исследования.
Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
Предмет. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета – установление границ поиска.
Гипотеза – это утверждение, научное суждение вероятностного (предположительного) типа, выдвижение и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.
Цель – это те, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования.
Конечная цель, как правило, достигается не сразу, а через ряд промежуточных этапов – задач.
Задачи в отличие от цели представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования.
3. Классификации методов исследования. Классификация методов исследования (б.Г. Ананьев)
Группы методов |
Основная функция методов |
Методы |
1. Организационные методы |
Организация добывания знаний |
|
2. Эмпирические методы |
Добывание знаний |
|
3. Методы обработки данных |
Математическая и логическая обработка данных |
|
4. Интерпретационные методы |
Интерпретация и установление структурных связей по результатам анализа |
|
Эксперимент как основной вид психологического исследования
1. Эксперимент и его виды
2. Понятие экспериментального психологического исследования
3. Классификация экспериментальных психологических исследований
1. Эксперимент и его виды
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Для эксперимента характерны:
— активная позиция самого исследователя;
— создание заранее продуманной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить.
ВИДЫ
— Лабораторный – методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях.
- с использованием аппаратуры
- без использования аппаратуры
— Естественный – это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этотпроцесс.
Для педагогики и психологии:
— Констатирующий – установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента.
— Формирующий – активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально-организованного экспериментального обучения и воспитания.
- Обучающий – направленный на констатацию или формирование знаний, умений и навыков.
- Развивающий – направленный на констатацию или формирование тех или иных качеств личности.
2. Понятие экспериментального психологического исследования
Экспериментальное психологическое исследование – это один из конкретных видов научного исследования, цель которого состоит в изучении факторов, закономерностей, механизмов психики. А основным методом познания психики является эксперимент.
Роберт Семенович Немов выделяет следующие основные признаки ЭПИ:
- наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, ответ на который невозможно найти без специально созданной ситуации;
- наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки;
- наличие гипотезы, т.е. четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема;
- подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы;
- сравнение экспериментально установленных результатов с имеющимися данными, с использованием математической статистики.
Эксперимент предполагает создание некоторой искусственной (экспериментальной) ситуации, выделение причин изучаемых явлений, контроль и оценку следствий действия этих причин, выявление статистических связей между исследуемыми явлениями.
Несмотря на некоторое формальное сходство экспериментальное исследование не следует отождествлять с эмпирическим. Последнее не предполагает создания искусственной экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В эмпирическом исследовании ученый, наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует процессы, делает выводы, основанные на событиях, происходящих в жизни без его непосредственного участия. Так, если при исследовании умственного развития детей ученый лишь констатирует, как этот процесс осуществляется в естественных условиях, то такoe исследование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учебный процесс так, чтобы он приобрел умственно развивающий характер, то такое исследование становится психолого- педагогическим экспериментом.
3. Классификация экспериментальных психологических исследований
Широкое распространение эксперимента в теории и практике психологической науки привело к появлению разнообразных и многочисленных видов исследований, что вызывает необходимость их систематизации. Попытки такой работы предпринимались некоторыми исследователями, но они чаще имели отношение к конкретной области применения экспериментального метода. В частности, довольно обширная и многоплановая классификация психодиагностических методик предложена В.В. Столиным и А.Г. Шмелевым.
Возможным вариантом классификации экспериментальных психологических исследований является градация, которая осуществляется по следующим признакам (критериям):
— направление исследований;
— цель исследования;
— методический подход;
— условия проведения;
— объект исследования;
— форма проведения;
— техническая оснащенность;
— организационный признак.
По направлению исследований можно выделить:
1) научно-познавательные
2) прикладные психологические исследования.
В научно-познавательных психологических исследованиях преимущественно добываются знания, которые обогащают соответствующую область психологической науки, но не всегда находят практическое применение. Это, как правило, исследования теоретического характера, касающиеся принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, например исследования, посвященные общественной природе сущности личности, условиям и факторам формирования личности и др.
В прикладных психологических исследованиях выдвигаются и научно проверяются предположения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект.
В свою очередь прикладные психологические исследования могут иметь два направления: а) прикладные теоретические исследования и б) прикладные научно-практические исследования.
Прикладные теоретические исследования основаны на сборе известных фактов, изучении литературы, анализе и обобщении жизненного опыта личности. Особенностью таких исследований является то, что исследователь не собирает сам эмпирические данные и не ставит эксперимент. Выводы и рекомендации, полученные в ходе такого исследования, проверяются на практике, выступающей в данном случае как естественный эксперимент по проверке достоверности проведенного исследования без предварительного проведения эксперимента. Примером такого исследования является изменение учебной программы и внедрение ее в практику при наличии предположения, что внедряемый вариант программы положительно скажется на уровне и глубине получаемых учащимися знаний. Если это подтверждается, то данный проект принимается, а гипотеза исследования подтверждается.
Прикладное научно-практическое исследование предполагает выдвижение и научную проверку гипотез, т.е. обязательным условием, такого исследования является подготовка и проведение эксперимента. Поэтому эти исследования часто называют экспериментально-прикладными, при этом подразумевается, что практическая реализация результатов приведет к существенному эффекту. Так, в прикладных психолого-педагогических исследованиях эксперимент предполагает улучшение практики воспитания и обучения детей, подготовку и повышение квалификации педагогов, руководителей системы образования.
По цели различают 1) поисковый, 2) решающий, 3) констатирующий, 4) формирующий, 5) контрольный эксперименты и соответствующие им виды психологических исследований.
Так, поисковый эксперимент проводится, в том случае, когда изучаемая область психологического явления относительно неизвестна и система гипотез отсутствует.
Если при наличии двух или нескольких конкурирующих проблем эксперимент позволяет выбрать одну из них, то такой эксперимент принято называть решающим.
Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления (констатации) уровня развития психического процесса, состояния, свойства, т.е. носит диагностический характер. Поэтому исследование, в основе которого лежит такой эксперимент, нередко называют диагностическим.
Формирующий эксперимент применяется с целью направленного формирования (совершенствования, корректирования) психологических процессов, свойств личности. Его использование предполагает в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого формирование в ходе учебных занятий определенных показателей процессов памяти, внимания, мышления (обучающий эксперимент) или уровня развития личностных качеств – моральных, волевых и др. (воспитывающий эксперимент).
Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Например, уровня коммуникабельности под влиянием тренинга обучения.
По методическому подходу принято различать экспериментальные психологические исследования, реализующие 1) объективный, 2) субъективный, 3) проективный подходы.
Объективный подход предполагает такое построение исследования, в основе которого лежит успешность (результат) и способ (особенности) выполнения деятельности. Примером таких исследований являются исследования, где применяются тесты интеллекта-методики, с единственно возможным правильным ответом на тестовое задание.
Субъективный подход реализуется в исследованиях, построенных на основе выявления личностной позиции испытуемого к рассматриваемому явлению. К таким исследованиям относятся исследования, в которых применяются, стандартизированные самоотчеты испытуемых, например тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально ориентированные техники.
Проективный подход предполагает проведение исследования с применением так называемых проективныx методик, в которых недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, раскрывающие те или иные характеристики субъекта.
По условиям проведения различают 1) лабораторный, 2) естественный эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях при строгом соблюдении определенных правил, благодаря чему полученные результаты отличаются высокой степенью достоверности надежности. Выделяют аналитический и синтетический разновидности лабораторного эксперимента. Первый предназначен для изучения отдельных сторон психической деятельности (например, эмоционального напряжения), а второй — изучения в лабораторных условиях деятельности, приближающейся по своей структуре к реальной (работа испытуемого на тренажере).
Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемого условиях, изменения которых в целях изучения психических явлений осуществляется исследователем. Различают исследовательский естественный эксперимент, когда, например, изучаются особенности познавательной деятельности учащихся в процессе педагогического взаимодействия, и обследовательский, близкий по характеру к психодиагностическому.
Объектом экспериментального исследования могут быть самые разнообразные проявления психики, что в конечном счете определяет содержание исследования и его направленность. Основными видами исследования являются:
— мотивационно-потребностная сфера личности (мотивация потребности);
— исполнительно-регулирующая сфера личности (интеллект, способности, их проявления в конкретных видах деятельности — педагогичес:кой, врачебной, спортивной, музыкальной, художественной и др.);
— изучение личности как индивидуальности со стороны ее биопсихической организации (свойства нервной системы, темперамент, психофизиологические особенности) и социальной детерминации (характерологические черты);
— исследование личности как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений (личность в группах и коллективах);
— изучение личности как идеальной представленности в других людях (индивидуальное сознание и самосознание);
— особенности развития и формирования психики в онтогенезе (проблемы периодизации психического развития, аномалий психического развития).
По форме проведения исследования выделяют:
— исследования, использующие вербальные средства (беседа, интервью, репертуарные решетки);
— исследования, проводимые на основе применения невербальных средств (игра, моторные, перцептивные тесты);
— исследования с использованием средств моделирования (словесное описание реального объекта, формула, график, макет и др.);
— исследования, построенные на анализе продуктов деятельности (анализ детских рисунков, ошибок оператора и др.).
По технической оснащенности выделяют исследования использующие:
— аппаратурные средства (психофизиологические исследования, основанные на изучении электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, электроокулограммы, электрокардиограммы и других физиологических показателей состояния испытуемого, получаемых на основе применения аппаратуры);
— бланковые средства, к которым можно отнести анкеты, личностные опросники, вербальные тесты интеллекта;
— компьютерные технологии, используемые как в ходе, проведения исследования, так и при обработке полученных данных.
По организационному признаку выделяют исследования:
- построенные по принципу пoпеpeчных срезов, когда сопоставляются данные, полученные на основании опроса разных людей (разных групп) или одного итого же человека (одной и той же группы) через сравнительно большой промежуток времени;
- лонгитюдного характера, реализующие метод продольных срезов, когда прослеживается динамика изучаемого психического явления, т.е. осуществляется сравнение данных, полученных через короткие временные промежутки в течение длительного периода (психическое развитие ребенка от момента рождения до юношеского возраста);
- комплексного характера, когда изучение одного объекта осуществляется представителями разных наук и различными средствами, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа; например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
Данная классификация является примерной (одним из возможных вариантов) и не претендует на исчерпывающее освещение такой сложной, многоаспектной, многоплановой проблемы, какой является проблема классификации экспериментальных психологических исследований.
Организация и проведение экспериментального психологического исследования
- Этапы ЭПИ.
- Подготовка ЭПИ.
- Основной этап ЭПИ (этап исполнения).
- Обработка данных ЭПИ.
- Анализ и интерпретация данных ЭПИ.
- Этапы ЭПИ.
Любой вид ЭПИ имеет в своем составе относительно логически законченные части, которые носят название «этапы исследования» . Условно можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный, или организационный;
2) основной, или этап исполнения исследования;
3) этап обработки полученных данных;
4) этап анализа и интерпретации результатов исследования.
Подготовительный (организационный) этап является начальным этапом психологического исследования и лежит в основе организации эксперимента. Он имеет большое значение в эксперименте, поскольку от правильного выбора направления исследования, методов его проведения, средств обеспечения (что входит в содержание этого этапа) зависит ход и исход эксперимента.
Основной этап (этап исполнения) является наиболее ответственным и трудоемким этапом психологического эксперимента. Это обусловлено тем, что его содержанием является сбор психологических фактов, а факты – это, образно говоря, воздух ученого, без них эксперимент несостоятелен.
Этап обработки данных эксперимента предполагает организацию и проведение работы по группировке полученной фактологической информации, вычислению (расчету) основных показателей исследуемых психологических явлений, выявлению основных тенденций.
Этап анализа и интерпретации полученных результатов – заключительный этап психологического эксперимента. Его основным содержанием является качественное (описательное) объяснение полученных результатов, анализ количественных показателей исследуемых явлений, на основе чего делается заключение о правомерности выдвинутого предположения и направлении дальнейших исследований.
2. Подготовка эпи.
Подготовительный этап экспериментального псиихологического исследования включает в себя:
- определение проблемы исследования;
- формулировку целей и задач исследования;
- точное определение объекта и предмета исследования;
- четкую формулировку проверяемых в исследовании гипотез;
- выбор и разработку методов исследования;
- составление плана проведения эксперимента.
Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной, ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны отвечать критериям актуальности исследования, новизны и практической значимости.
Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременное соответствие потребностям дня.
Новизна относится к предполагаемому решению проблемы и устанавливается в результате изучения попыток ее решения.
Практическая значимость определяется тем, на сколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.
Так, в качестве примера проблемной может быть тема «Особенности устойчивости внимания у детей с различным уровнем умственного развития». Данная проблема является актуальной, поскольку организация процесса обучения учащихся во многом зависит от степени развития их психических познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, ощущений, восприятий).
Актуальность ее определяется и тем, что в ряде случаев в одном и том же классе учатся и умственно отсталые дети, и дети с нормальным уровнем развития способностей, а в условиях фронтальной формы обучения учителю не всегда удается найти приемлемый темп изложения материала. Новизна состоит в том, что в результате исследования предполагается выработка новых, не имевшихся до этого времени форм учебно-воспитательного взаимодействия учителя с учащимися, а практическая значимость проблемы – в рекомендации по перестройке установившегося учебного процесса на основе учета уровня умственного развития детей.
Цель – это те, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования.
Несмотря на некоторое сходство (направление исследований), между проблемой и целью существуют и различия. Формулировка проблемы обычно является общей, а формулировка цели – достаточно конкретной. Если в проблеме лишь констатируется некоторый трудноразрешимый вопрос, то формулировка цели содержит в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы.
Задачи в отличие от цели представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования.
Одним из требований, предъявляемых к постановке и формулировке целей и задач исследования, является четкость, определенность, конкретность. При нарушении этого требования довольно трудно установить в процессе исследования, достигнута ли конечная цель эксперимента и получены ли те результаты, на которые рассчитывал исследователь.
Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
Предмет. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета – установление границ поиска.
Гипотеза – это утверждение, научное суждение вероятностного (предположительного) типа, выдвижение и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера.
Не все предположения вероятностного характера могут рассматриваться в качестве гипотез. Так, например, не может быть гипотезой утверждение, справедливость которого очевидна без доказательства, или суждение, которое ни доказать, ни опровергнуть не представляется возможным. Поэтому одним из приемов проверки выдвижения в качестве гипотезы того или иного суждения является выдвижение противоположного гипотетическому правдоподобного суждения. В большинстве экспериментальных исследований имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархическую структуру. Верхнюю ступень в этой иерархии обычно занимает общая гипотеза, за ней следуют частные, раскрывающие содержание и конкретизирующие общую гипотезу, а из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы (суждения), непосредственно проверяемые в эксперименте.
Гипотеза должна соответствовать следующим требованиям:
— формулировка гипотезы максимально точна и сравнительно проста, не содержит неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий;
— гипотеза принципиально проверяема, т.е. доказуема экспериментальным путем;
— гипотеза объединяет весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.
Из этого следует, что формулировка научно состоятельной гипотезы требует от исследования достаточно глубокого осознания проблемы и некоторых интеллектуальных усилий.
При выдвижении и формулировке гипотез целесообразно пользоваться индуктивным способом, когда исследователь руководствуется правилом идти от частного к общему, и дедуктивным способом, когда ход рассуждений обратный – от общего к частному.
При формулировке гипотез весьма важным является соблюдение логических требований, предъявляемых к определению научных понятий. Прежде всего следует стремиться к тому, чтобы объем и содержание понятий соответствовали фактам, критериям и признакам, которые исследователь намерен использовать для доказательства выдвинутых гипотез. Язык на котором формулируются гипотезы, должен быть, конкретен и ясен, не содержать в себе двусмысленностей.
Выбор и разработка конкретных методов и способов проведения экспериментального психологического исследования зависит от целого ряда факторов.
Так, прежде всего он определяется целью исследования и в зависимости от нее исследование может быть построено по типу констатирующего эксперимента, когда необходимо установление новых психологических фактов, связей между ними, психических закономерностей: обследовательско-диагностического, когда устанавливается наличие и уровень развития определенного психического явления; корректирующего, при котором совершенствуется (формируется) какое-то психическое свойство, психический процесс (процессы) личности.
По условиям проведения экспериментальное исследование может быть лабораторного или естественного типа.
В зависимости от технической оснащенности экспериментальное исследование может быть аппаратурного и неаппаратурного (бланкового) типа, с использованием компьютерных технологий и без них.
Все методики должны быть валидными, надежными, репрезентативными. Желательны их апробация с целью проверки и уточнения процедуры использования, разработка инструкции для пользователей, составление алгоритма обработки и формы представления получаемых результатов, определение времени, необходимого для обследования испытуемого (группы испытуемых).
Исходя из особенностей проведения эксперимента экспериментатор подбирает или разрабатывает способы обработки полученных в ходе исследования данных, а также определяет возможные варианты анализа и интерпретации полученных результатов.
В соответствии с целями исследования, возможностями проведения эксперимента на аппаратурной основе, особенностями применяемой аппаратуры экспериментатор осуществляет подбор аппаратурных средств, разрабатывает алгоритм их использования в ходе проведения эксперимента, инструкции по проведению исследования, определяет способы обработки и анализа полученных результатов.
Планирование эксперимента – заключительное звено подготовительного этапа ЭПИ.
Значительная часть работ, входящих в его объем, включена и рассмотрена при анализе содержания предыдущих компонентов подготовительного этапа. К ним относятся конкретизация и уточнение цели, задач, объекта, предмета, рабочих гипотез, выбор способа их выполнения и обработки данных ЭПИ. Дополнительно к этому следует:
— определить место проведения эксперимента;
— определить время начала эксперимента и порядок смены групп (испытуемых) во времени;
— разработать инструкцию и продумать характер поведения экспериментатора во время эксперимента;
— осуществить подбор контингента испытуемых и предварительное знакомство с ними, на основе чего сформировать экспериментальную и контрольную группы;
— заготовить необходимое количество бланков, ответов, опросников.
В заключение подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий план и программа. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены цель, задачи исследования, основные этапы его проведения, их последовательность, необходимое оборудование, приборы, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения, ожидаемые результаты и формы их представления. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за ходом проведения эксперимента.
- Основной этап ЭПИ (этап исполнения).
Основной этап эксперимента, или этап исполнения, это наиболее трудоемкий, сложный, ответственный и длительный (по времени) этап исследования. Он направлен на сбор исследователями психологических фактов, являющихся основой, фундаментом психологического исследования.
Начинается эксперимент с проведения так называемого «пилотажного» (пробного) исследования. Его задачей является проверка продуманности и подготовленности эксперимента, правильности определения проблемы исследования, точности формулировки гипотез, правильности подбора психологических методик, способов статистической обработки получаемых данных, интерпретации и представления полученных результатов.
«Пилотажное» исследование нередко обнаруживает существенные недочеты в общем замысле и отдельных элементах планируемого эксперимента, которые трудно предвидеть и учесть заранее.
Если проведенный «пилотажный» эксперимент дал положительные результаты, то после устранения обнаруженных недостатков приступают к проведению основного эксперимента. Если же в процессе «пилотажного» исследования в замысле основного эксперимента обнаружены серьезные недостатки, то его перерабатывают и проверяют заново в ходе повторного «пилотажного» исследования.
В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства выдвинутых гипотез. Сбор данных эксперимента рекомендуется осуществлять в соответствии с одной из заранее продуманных логических схем доказательства, гарантирующих установление именно причинно-следственных зависимостей между изучаемыми переменными.
Основная логическая схема, позволяющая установить причинно-следственные зависимости, включает в себя проведение исследования не в одной, а в двух и более группах испытуемых, одна из которых является экспериментальной, а другие – контрольными. При этом экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы – для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые зафиксированы в экспериментальной группе, отклонять всевозможные статистические зависимости, кроме устанавливаемых причинно-следственных связей. В простейшем случае реализации этой схемы берется одна экспериментальная и одна контрольная группа. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе такое изменение не осуществляется. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной-зависимой. Если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются те вариации независимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.
Р.С. Немовым рассматривается несколько вариантов логических схем.
1. Метод единственного различия, схематически представленного следующим образом:
А, Б, В, Г → Д, Е.
А, Б, В, Г + → Д, Е +.
2. Метод сопутствующих изменений, являющийся обобщенным вариантом метода единственного различия.
А, Б, В, Г → Д, Е.
А, Б, В, Г + → Д, Е +.
А, Б, В, Г + + → Д, Е + +.
А, Б, В, Г + + + → Д, Е + + +.
3. Метод единственного сходства.
А, Б, В, Г → Д, Е.
И, К, Л, Г → М, Е.
Н, О, З, Г → П, Е.
С, Т, У, Г → Ф, Е.
Установлению причинно-следственных связей, помимо рассмотренных общих логических схем, способствует план организации эксперимента.
Таких планов может быть два:
1) Эксперимент, организованный по плану «только после». В подобного рода исследовании экспериментальные и контрольные группы оцениваются только по окончании эксперимента;
2) эксперимент, организованный по плану типа «до и после». В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента, причем регистрация психологических фактов осуществляется как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Такой способ организации и проведения эксперимента предпочтительнее предыдущего, поскольку дает возможность не принимать гипотезу о том, что обнаруженные по окончании эксперимента различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями между ними, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.
- Обработка данных ЭПИ.
Обработка данных ЭПИ производится на основе качественных и количественных методов.
Качественные (описательные, содержательные) методы обработки включают:
— первичпый анализ – выделение и рассмотрение каждого отдельного случая, исключение данных, далеко выходящих за рамки основного массива полученных данных;
— первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой гипотезой;
— сравнительный (вторичный) анализ – выделение устойчиво повторяющихся фактов;
— вторичный синтез – объединение этих фактов, сопоставление с гипотезой и нахождение существующих закономерностей.
Количественные (математические) методы обработки данных эксперимента предполагают получение числовых показателей измерения психических явлений. Однако получение числовых значений психических явлений связано с рядом трудностей, приводящих к специфике использования математики в психологии:
— проблематичным является выделение точки отсчета (нуля).
— определенную трудность представляет и выбор единиц измерения.
— измерение опосредовано, т.е. измеряются не сами психические явления (образы, мысли), а характеристики поведения, физиологические проявления, называемые показателями;
— измерения носят вероятностный характер в связи с тем, что психические закономерности определяются большим количеством факторов, учесть которые практически невозможно; кроме того, причинно-следственные связи носят случайный характер.
— измерения базируются не на единичном факте, а на множестве показателей этого факта, т.е. носят статистический характер, поэтому исследователь обрабатывает, как правило, большое количество показателей (минимум 30) психологического факта, полученных на выборочных совокупностях (выборках) в процессе сбора психологических фактов;
— само понятие «измерение» носит условный характер, поскольку объект измерения нестабилен, вариативен.
Кроме того, числовое значение лишает процесс измерения качественной оценки, в этом отношении измерительный инструментарий нельзя признать универсальным, отражающим реалии. В связи с этим важное значение при обработке данных приобретает выбор измерительного инструментария, т.е. шкалы.
Шкала – это алгоритм, с помощью которого каждому наблюдаемому объекту соответствует некоторое число.
Чаще всего в процессе измерения и обработки данных измерения используют следующие шкалы:
— шкала наименований;
— шкала порядка;
— шкалы интервалов;
— шкалы отношений.
Все методы математико-статистической обработки данных измерения условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Применение первичных методов обработки данных экспериментального исследования дает возможность получения первичных результатов эксперимента на основе решения задач математической статистики:
- определения центральной тенденции выборочной совокупности измерений (выборочного среднего);
- оценки среднестатистического отклонения измеряемой величины от ее центральной тенденции (выборочного среднего).
Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические, закономерности. В практике психологических исследований наибольшую значимость приобретают следующие типы задач:
- определение динамики изучаемого психического явления на основе применения методов дисперсионного и регрессионного анализа;
- установление и оценка степени статистических связей, существующих между психологическими переменными величинами, исследуемыми в данном эксперименте, на основе применения методов корреляционного анализа, факторного анализа, сравнения выборочных данных.
- Анализ и интерпретация данных ЭПИ.
Анализ результатов психологического экспериментального исследования начинается с категорирования полученных в ходе обработки данных. Если эти данные качественного характера, то анализ и интерпретация результатов проводится чаще всего на основе генетического метода, предполагающего рассмотрение изучаемого явления в развитии, динамике. При этом выделяются фазы, стадии, критические моменты становления психического явления, объясняются причины и следствия изменений этих явлений, устанавливаются «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Правильность делаемых выводов во многом зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, логики его рассуждений. Наиболее широкое применение данный метод находит при проведении экспериментов в области психологии развития.
При наличии данных количественного характера полученных в ходе обработки, более предпочтительным является структурный метод анализа, предполагающий структурирование (расположение) полученных количественных показателей в порядке, соответствующем логике доказательства выдвинутой гипотезы, и содержательное толкование полученных результатов. Реализация структурного метода основана на сочетании количественно-качественного анализа полученных в ходе экспериментального исследования данных и их обработки.
Выбор количественных показателей при анализе результатов исследования в общем случае обусловлен целями исследования и детерминирован построением доказательства выдвинутой гипотезы (гипотез) исследования.
Результаты, полученные в ходе количественного и качественного анализа данных эксперимента, являются фактами, используемыми для доказательства справедливости выдвинутых гипотез. В качестве аргумента доказательства выступает безупречность логики исследователя, приходящего в процессе рассуждений, сопоставлений полученных фактов к определенным умозаключениям-выводам, дающим возможность подтвердить правильность сформулированных гипотез.
На основе анализа результатов исследования осуществляется формулировка выводов. Основные рекомендации к формулировке сводятся к следующему:
1) краткость и конкретность утверждений;
2) строгое соответствие тому, что действительно доказано;
3) опора на факты, существование которых до начала проведения эксперимента лишь предполагалось;
4) объем и содержание понятий, выводов должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в формулировках экспериментальных гипотез.
На основе сделанных выводов формулируются практические рекомендации и намечается программа последующей реализации. Рекомендации могут быть представлены в виде формирующе-корректировочной системы мероприятий, направленных на совершенствование личностных качеств испытуемых (эмоциональной устойчивости, смелости, целеустремленности и т.д.), изменение учебных планов и программ, формирование определенного уровня развития познавательных психических процессов, воспитание определенных навыков (самоконтроля эмоционального состояния, снятия психической напряженности и др.) Программа внедрения рекомендаций предполагает разработку плана мероприятий, последовательности его реализации, определение объема предварительных работ по его осуществлению, расчета сил и средств (в том числе и материальных), форм внедрения, ожидаемого эффекта (в том числе и экономического), возможных направлений дальнейшего исследования.
Любое экспериментальное исследование нельзя считать полностью завершенным, так как оно является лишь определенным этапом, звеном, шагом на пути установления абсолютной истины, постижение которой весьма проблематично и вряд ли возможно.
26