Характеристика житейских и научных психологических знаний.

Психология — это наука, которая изучает факты, меха­низмы и закономерности развития и функционирования пси­хики человека. Предметом психологии как науки является психика. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

 Вопрос о предмете психологии всегда был дискуссионным на протяжении всей истории развития как философской, так и психологической мысли. В становлении предмета психологии выделяют следующие этапы:

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии.

Оновные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад, существовало до 18 века).

Психология как наука о душе зародилась в рамках ос­новных философских течений: идеализма и материализма. С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон).

Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, стал­киваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Несмотря на противоречивость воззрений на душу иде­ализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной.

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

Основате­лем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся «явления сознания»: мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным ме­тодом изучения сознания выступал метод самонаблюдения. Однако это был субъективный ме­тод исследования, который не давал возможности получить объективные научные сведения о явлениях сознания друго­го человека.

III этап – психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований — эксперимент (1879 г.) Задача психологии состояла в том, чтобы стать точной наукой и может основывать­ся исключительно на наблюдении поведения, а не сознания.

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ... от непосредственного влияния среды. Итак, вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на ...

На современном этапе развития психологии предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и пси­хические состояния. Объект психологии — это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Характеристика житейских и научных психологических знаний.

Знания в области психологии необходимы каждому человеку. Они позволяют, прежде всего, помочь человеку познать самого себя, адекватно воспринимать окружающих людей, простраивать эффективные способы общения в различных видах человеческой деятельности (бытовой и профессиональной).

Различают: житейские (обыденные) знания; научные (психологические) знания.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей. Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний. Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность. Особенности научных знаний: достаточно высокий уровень точности и объективности; логическая последовательность; систематизированность; осознаваемость; обобщенность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Задачи психологии: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности и управлять ими;

8 стр., 3882 слов

Современные научные концепции человек и его места в мире

... и смелая попытка понять мир че-ловеческих потребностей, практически первая научная концепция сек-суального поведения человека. При этом позже психологи, социологи и философы в большинстве своем ... -1903) и П. А. Флоренский (1882-1943). Нас интересует, прежде всего, научный подход к проблеме человека, раз-работанный двумя выдающимися представителями русского космиз-ма -- Константином Эдуардовичем ...

2) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

3) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

4) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.