Тема 1. Предмет и методы психологии

Содержание учебно-методического комплекса

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

  1. Выписка ГОСТ – ГСЭ.Ф.07.
  2. Учебная программа
  3. Тематический план
  4. Календарный план
  5. Вопросы к зачету
  6. Список литературы
  7. Планы семинарских занятий
  8. Темы рефератов

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ГСЭ.Ф.07.

 

Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

3 стр., 1085 слов

Основные категории специальной педагогики

Основные категории специальной педагогики Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия. Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии. Специальное ...

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

 

Министерство образования Российской федерации

Учебная программа

И методические рекомендации по курсу

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

 

Для студентов специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации»

 

Омск — 2008 г.

 

Составитель: канд.филос.наук Костюк И.А.

 

 

Психология и педагогика: Учебная программа и методические рекомендации

 

Программа и методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2000 г.) по специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации» для студентов заочной формы обучения.

 

 

Программа и методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры психологии и общих гуманитарных дисциплин ОФ СФГА 23.10. 2008

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080104. 65 — «Менеджмент организации».

Курс представляет собой дисциплину цикла Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ.Ф.08).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дисциплина «Психология и педагогика» обязательная для подготовки специалистов экономических специальностей.

В результате освоения курса студенты должны получить представление о природе психики человека, знать:

· должен знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

· знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности человека, формировании его личности;

4 стр., 1850 слов

Конструктивная психология программа исследований, методологические основы, технологическая стра

Конструктивная психология: программа исследований, методологические основы, технологическая стратегия Термин "конструктивная психология" мы начали использовать для обозначения комплексных исследований и разработок в области психорегуляции и психического развития человека с 1983 года, а в 1985 году совместно с О.Г.Бахтияровым и А.Ф.Стекловым нами была разработана программа НИОКР по конструктивной ...

· интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе;

· знать формы, средства и методы психологической деятельности;

В результате освоения курса студенты должны уметь:

1. практически использовать теоретические знания о механизмах общения;

2. оценивать и проектировать процесс профессионального психологического общения;

3. понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера;

4. владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 1. Предмет и методы психологии

Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

 

Тема 2. Психика и организм. Чувственные и рациональные формы освоения действительности

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

 

Тема 3. Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека.

Понятие личности в психологии. Структура личности как связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Направленность как система устойчивых мотивов.

Способности. Темперамент. Понятие и типы темперамента. Свойства темперамента.

Характер. Черты и типы характера. Формирование характера.

Воля. Волевая регуляция поведения.

Эмоции. Теории эмоций. Чувства.

Мотивация. Потребности, интересы, мотив как компоненты мотивации. Мотивация и деятельность.

Тема 4. Межличностные отношения. Общение

Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Проблема общения в психологии. Закономерности общения и взаимодействия людей. Соотношение категорий «общение» и «деятельность». Типы и уровни общения.

Общение как коммуникация. Специфические особенности процесса коммуникации. Понятие коммуникативного барьера; виды коммуникативных барьеров. Виды коммуникации. Средства общения: вербальные и невербальные (мимика, пантомимика, проксемика), их функции и характеристики.

Общение как интеракция. Сущность, структура и характеристика межличностного взаимодействия. Теоретические подходы к описанию взаимодействия впроцессе общения (Э. Берн и др.).

Развитие межличностного взаимодействия в малых группах. Психологические особенности делового взаимодействия: цели, стратегии и тактики

Общение как социальная перцепция. Психологические механизмы и закономерности понимания в процессе общения. Общее представление о каузальной атрибуции. Процессы межличностного восприятия. Влияние индивидуально-типологических, возрастных и профессиональных особенностей на процесс межличностного восприятия. Эффекты межличностного восприятия: эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.

Практические приложения психологии общения. Психологическая культура профессионального общения. Эмпатическое, рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания: уточнение, выяснение, перефразирование, резюмирование.

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПЕДАГОГИКА

 

Тема 5. Предмет, задачи и цель образования и воспитания

Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

 

Самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

« ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Заочное обучение (3,7 семестр)

(ГОС ВПО 2000г.)

№ недели Содержание работы Кол-во часов Форма и сроки Контроля
3. Подготовка темы «Предмет и методы психологии. Психика и организм» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей.   Индивидуальное собеседование  
5. Подготовка темы «Чувственные и рациональные формы освоения действительности» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. -Пользуясь текстом Главы 3 (Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997), заполните таблицу – форма, классификация, общие свойства. Индивидуальное собеседование.
7. Подготовка темы «Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека» Проработать теоретический материал по учебникам: Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994. Определит свой тип темперамента, осмыслить психологические свойства темперамента. Определить характер, его основные черты. Индивидуальное собеседование.
9. Подготовка темы «Общение. Межличностные отношения» — Проработать теоретический материал по учебникам: Андреева Г.М. Социальная психология; Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. -Подготовить реферативное сообщение по работам: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы, ПанкратовВ.Н. Психология успешного взаимодействия, Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах, Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. -Пользуясь монографией Э.Берна «Игры, в которые играют люди», проанализируйте ряд ситуаций с позиций трансактного анализа — Проработать теоретический материал по учебникам: Андреева Г.М. Социальная психология; Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. — Выписать из учебных пособий содержание эффектов межличностного восприятия (эффект Пигмалиона, эффект ореола, эффект новизны и др.) -Подготовить реферативное сообщение по работам: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком; Межличностное восприятие в группе //П/р Г.М.Андреевой, А.И. Донцова) — Сделать конспект — сообщение по 3,4,6 главам книги И.Аттватера «Я Вас слушаю…» Индивидуальное собеседование.
11. Подготовка темы «Образование и воспитание. Семейное воспитание. Проблема взаимоотношений поколений» —   Индивидуальное собеседование.

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2000.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие /М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990
  4. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001
  5. Социальная психология. /П/ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

1.Компьютерный центр ОФ СФГА

2.СД-ДИСК.

Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи и методы психологии.

2. Основные направления в психологии XX века.

3. Психика и организм.

4. Ощущения – первичная форма отражения действительности.

5. Восприятие: сущность и основные качества.

6. Внимание: основные свойства и виды.

7. Память: структура памяти, виды.

8. Мышление: типы и виды.

9. Понятие личности в психологии.

10. Общее и индивидуальное в психике человека.

11. Способности, задатки и индивидуальные различия.

12. Темперамент, типы и свойства темперамента.

13. Характер: черты, типология характеров.

14. Мотивация и деятельность.

15.Психические состояния человека. Стресс. Фрустрация.

16. Общение. Три стороны общения.

17. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение.

18. Общение как взаимодействие.

19. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Каузальная атрибуция.

20. Эмоции и чувства.

21. Социально-ролевое общение.

22. Социально-психологический климат коллектива.

23. Понимание конфликта в психологии как движущей силы развития, структура и типы конфликтов.

24. Конфликты в условиях учебной и педагогической деятельности.

25. Производственные конфликты.

26. Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Несовместимость как причина конфликта.

27. Влияние конфликтов на социальное окружение. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента.

28. Предмет и основные этапы развития педагогики.

29. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

30. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО дисциплине

«ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»

1.Предмет, задачи и методы психологии.

2. Основные направления в психологии XX века.

3. Психика и организм.

4. Чувственные формы освоения действительности – ощущения, восприятие, внимание.

5. Рациональные формы освоения действительности – память и мышление.

6. Понятие личности в психологии.

7. Общее и индивидуальное в психике человека.

8. Способности, задатки и индивидуальные различия.

9. Темперамент, типы и свойства темперамента.

10. Характер: черты, типология характеров.

11. Мотивация и деятельность.

12.Психические состояния человека. Стресс. Фрустрация.

13. Субъективный мир психики человека. Идентификация и рефлексия.

14. Общение. Три стороны общения.

15. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение.

16. Общение как взаимодействие.

17. Общение как восприятие людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Каузальная атрибуция.

18. Эмоции и чувства.

19. Социально-ролевое общение.

20. Социально-психологический климат коллектива.

21. Понимание конфликта в психологии как движущей силы развития, структура и типы конфликтов.

22. Конфликты в условиях учебной и педагогической деятельности.

23. Производственные конфликты.

18. Межгосударственные и межэтнические конфликты.

20.Теории механизмов развития конфликта.

21. Динамика конфликта. Процессы, происходящие на каждой стадии.

22. Формы завершения конфликта.

23. Эскалация конфликта.

24. Основные стили поведения в конфликте. Преимущества и недостатки каждого стиля.

25. Индивидуальная предрасположенность к конфликтам. Несовместимость как причина конфликта.

26. Социальные и психологические стратегии разрешения конфликтного воздействия.

27. Влияние конфликтов на социальное окружение. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента.

28. Предмет и основные этапы развития педагогики.

29. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

30. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Основная

3. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для вузов. / Сост. Радугин А.А. – Москва: Изд-во Центр, 1997.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов пед. учеб. Заведений- В 2-х кн.- М.,1994.

Дополнительная

25. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980.

26. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 1990.

27. Андреева г.М. социальная психология – М., 2006.

28. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

29. Аттватер И. «Я Вас слушаю…». – М.: Экономика, 1984.

30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990.

31. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982

32. Вейнингер О. Пол и характер. – М.,1994.

33. Гальперин П. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: «Книжный дом «Университет»,2002.

34. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общая и возрастная психология): Учеб. пособие. Минск, 2000.

35. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

36. Кречмер Э. Строение тела и характер. – В сб. Психология индивидуальных различий. – М.,1982. – С.248 – 262.

37. Кричанский Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.

39. Межличностное восприятие в группе //П/р Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.

40. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

41. ПанкратовВ.Н. Психология успешного взаимодействия. М., 1999.

42. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000.

Психологические исследования общения //П/р Б.Ф.Ломова. М.: «Наука», 1985

44. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001.

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1989.

46. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

47. Социальная психология. /Под ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

48. Шелдон У. Анализ конституциональных различий.- В сб. Психология индивидуальных различий. – М.,1982. – С.248 – 262.