Духовность обновляющегося общества

ДУХОВНОСТЬ ОБНОВЛЯЮЩЕГОСЯ ОбЩЕСТВА

Поскольку речь зашла уже об эффективности и общества как социальной системы и даже о ее сохранении в ближайшей перспективе, то понимая принципиальную недостаточность опоры в столь важном деле на самое совершенное законодательство и применяющий его государственный аппарат, правители развитых стран обратились за повышением надежности в обеспечении устойчивости и прогресса общества к проблематике личности.

Все развитые страны постепенно стали переходить от обучения к образованию, хотя и на недостаточной теоретической базе с разной степенью эффективности.

Если не прикладывать механически термин «образование» к реально сложившейся практике ученых заведений, а исходить из обусловленной об ективными закономерностями необхордимости современного общества с учетом наиболее вероятных перспектив, то образование можно определить как целенаправленно дифференцированный процесс формирования и развития ризличных типов личности, соответствующих тем социальным системам, в качестве членов которых этим людям предстоит жить, способных и готовых самостоятельно выполнять соответствующие социальные роли.

Однако для того, чтобы данное определение использовать для оценки реального состояния и для совершенствования современного образования, необходим ряд уточнений.

Результаты образования должны удовлетворять и общество, и личность. И в этом его первая сторона противоречивости требований к нему. Если образование ориентируется исключительно на заказ общества, а заказ это выражают правители разных рангов через свой субъективизм, то образовательные систему будут сремиться в массовом порядке поставлять послушных «винтиков», ограничивая учет индивидуальности вплоть до полного ее игнорирования. В этом опасность крена государственных образовательных систем: «кто платит — тот и заказывает музыку». В тоталитарном обществе эта опасность становится обязательной нормой.

Если образование ориентировано прежде всего на персональные интересы своих выпускников, на их преуспевание в ближайшем будущем, а оно задается условиями рынка, то будет осуществляться подготовка сильных и безжалостных эгоистов, готовых растащить и присвоить систему по кусочкам. Это опасность частных учебных заведений.

Золотой середины нет. Возможен оптимум, критерием которого служит соответствие требованиям обеспечения устойчивости и прогресса общества при обязательном условии истинного понимания сущности прогресса применительно к данному обществу в реальных и наиболее вероятных в будущем условиях. Такой оптимум включает в себя требование подготовки самодеятельного субъекта, счастье которого будет включать в себ составной частью личное участие в обеспечении прогресса соответствующих социальных систем — от семьи до общества в целом. Это осуществляется через соответствующее формирование и развитие духовности, сущность которой будт раскрыта несколько ниже.

10 стр., 4941 слов

К.К. Колин гуманитарные проблемы формирования информационного общества

... являются беспрецедентными в истории развития человеческого общества. В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в ... это становится заметным в информационной и технологической сферах общества, где развитие научно-технического прогресса осуществляется наиболее интенсивно. Поэтому многие люди оказываются просто ...

С учетом выше сказанного образование — это целенаправленный системный процесс корректировки и развития суб ектов предстоящего выполнения социальных ролей в определенных социальных системах в реальных или прогнозируемых условиях при желаемом сочетании управления и самоуправления.

На современном уровне следует выделять 4 основных составляющих образовательного процесса как системы:

— обучение,

— воспитание,

— социальную ориентацию,

— профессиональную ориентацию.

Ни одна из школ не начинает с нуля. Все опираются на сформировавшееся и в какой-то мере развившееся прежде. Соответственно, образование — это целенаправленые корректировка и управление дальнейшим развитием субъекта общественно значимой деятельности.

Речь идет именно о субъекте, который в дальнейшем сам должен будет осуществлять самоконтроль и самоуправление в дополнение к недостаточному или в определенное время полностью отсутствующему внешнему контролю и управлению, обеспечивая тем не менее соответствие своих реальных действий гармоничному сочетанию требований личного счастья и прогресса определенных социальных систем.Только при этих условиях можно говорить именно об образовании в целом, а не об отдельных компонентах той или иной из его составных частей.

Знания, умения и навыки в сочетании с минимальной тренированностью в их применении — это результаты обучения или обученность.

В сочетании с внешними условиями она определяет лишь диапазон возможных для данного индивида действий, из которого можно и нужно выбирать. Частично выбор задается обществом: закон и социальная среда предписывают в качестве обязательных для той или иной предусмотренной ситуации определенные действия, другие действия для данной ситуации указывают как запрещенные. В этом случае индивид выступает как объект управления, а его личность учитывается лишь как исходное для определения того, что именно этого человека можно побудить или заставить исполнять и каким способом воздействовать на него эффективнее.

Реально же во многих случаях общество не управляет личным выбором: или нет достаточно надежных средств, или сам контроль за выбором невозможен. И как только требуется, чтобы индивид сам согласовывал свои действия с тем, что на самом деле нужно для защиты отечества, для сохранения цивилизации, для обеспечения жизни потомков — обученности уже становится принципиально недостаточно. Обучение может передать, что у таких-то людей есть такие-то идеалы, вкусы, склонности, предпочтения, привычки, ценностные устремленности. Но усваивать те или иные из них — дело самого индивида.

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... К основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся: . потенциал организации, ее социальная инфраструктура; . условия работы и охрана труда; . социальная защищенность работников; . социально ... масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов ...

Индивид нуждается в собственных основаниях выбора целей, средств и способов их достижения, в собственных критериях оценки реальности, путей и результатов в том, на чем будет строиться его самоуправление, самоконтроль, самооценка и самокорректировка.

Соответственно в качестве второй составной части образования требуется ВОСПИТАНИЕ как процесс формирования и развития основ самоуправления вариативной деятельностью в условиях недостатка или отсутствия внешнего управления.

В условиях сильного внешнего управления людьми, жесткого контроля и силового принуждения различия в реальной деятельности людей при равных внешних условиях и личных способностях определяются преимущественно разницей их обученности. По мере роста свободы, самоуправления и участия в управлении обществом определяющим фактором все больше становится воспитанность.

И еще одно важное различие. Обученность очень существенно изменяется на протяжении всей жизни индивида не только по уровню, но и по содержанию. Воспитанность же из детства, юности и ранней молодости развивается и укрепляется всю оставшуюся жизнь, но при этом практически не меняет сущностную направленность. Самые глубокие личные потрясения могут изменить лишь часть основ личного самоуправления.

Отюда важное следствие: чем выше темпы социальных перемен, чем больше места в общественных устремлениях занимают гуманизм, свобода личности, самоуправление народных масс — тем важнее становится воспитание по отношению к обучению. Это важно для счастья конкретных людей, важно для устойчивости и прогресса общества в целом.

Но если принять выход проблематики воспитания на первый план по отношению к обучению, если принять разделение воспитания как процесса и воспитанности как реальных результатов (а именно к этому и ведут предшествующие рассуждения), если не отказыаться от первоочередности обеспечения устойчивости и прогресса социальных систем относительно всех остальных человеческих проблем и задач, то очевидной становится нужда в выделении и в содержательном уяснении обобщенного критерия для системного видения реальной воспитанности того или иного субъекта еще до того, как ошибочность социальной направленности или недостаточность уровня этой воспитанности проявятся в опасных практических действиях, после которых уже невозможно будет возвратиться назад для исправления ошибок.

Анализ сущности образования и его составных частей на базе системного подхода позволяют выделить в качестве центральной части той воспитанности, которая об ективно необходима сегодня и еще более необходимой становится в перспективе, духовность как наиважнейшую характеристику суб екта любого уровня» от личности до цивилизации в целом.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... • снижение количества пропусков в ответах; • лучшую реализацию функции контрольных вопросов; • возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов; ... беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. - нестандартизованное (свободное). Не предполагает жесткой ...

Что такое духовность.

Есть слова, понятия, такие как счастье, интеллект, личность, система, образование, в которые недостаточно сведущие люди вкладывают все, что ни придет им в голову хорошего. Духовность — это настолько возвышенное понятие, что сюда-то и вовсе не жаль вложить все идеалы: чуткий, с возвышенной душой, безупречный, устремленный к обеспечнию счастья других, готовый к самопожертвованию … и лучше всего, если еще и набожный. Духовность, духовенство, духовное сословие, духовные качества, духовная культура, духовность искусства — так и расширяется словарь. И людям кажется, что такой благонамеренный подход к словам употребляемого языка не ведет ни к каким опасным издержкам: ведь наполнение содержания идет с лучшими намерениями и наполняется только лучшим, желаемым, вплоть до предела, до идеалов.

Но такой подход к словам, в определенной мере приемлемый в обыденном языке и в искусстве, для науки совершенно неприемлем.

Слова при этом утрачивают точность содержания, оно становится расплывчатым, под одним словом разные люди начинают понимать очень различную сущность. Это становится одной из основ, на которых вырастает взаимонепонимание. И даже при использовании одним и тем же человеком, слова, утратившие точность содержания, утрачивают и способность быть компонентами мысленного моделирования. Любую модель можно собирать только из определенных деталей. Слова-термины — это детали мысленного моделирования. Модель, и оперирующее ею мышление не могут иметь точность большую, нежели самый расплывчатый из используемых терминов по закону цепи из системного подхода.

Духовность — это системное обозначение основ самоуправления субъекта, надежно обеспечивающих приоритетность его усилий по обеспечению устойчивости и прогресса тех систем, важной составной частью которых он себя ощущает, и тех систем, нужной составной частью которых он стремится стать.

Речь идет о приоритетности усилий по отношению к обеспечению собственной устойчивости и прогресса, а направленность может быть на обеспечение различных систем в разной иерархии. Даже приоритетность различных компонентов одной и той же системы, ради обеспечения роста устойчивости и ускорения прогресса которых индивид старается, может избираться им совершенно по-разному.

В литературе научного определения духовности до сих пор нет, кроме тезисов одного доклада, опубликованных малым тиражом. (См.: «Бушуев В.С. О теоретических основаниях корректировки суб екта перемен.::Человек в изменяющемся мире. Материалы научной конференции 20 — 23 апреля 1993 года. Часть 1, раздел П. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. СПб.19937. С. 88 — 89.).

Надо это определение немного пояснить и в дальнейшем показать, что дает применение понятия духовность при таком уточнении его содержания, применение при анализе различных процессов и явлений с позиций социологии.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... богочеловеком. Много попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и ... качеством которой будет психическая энергия. Потому, для достижения высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров ... Тонкого Мира) проявились после привычного процесса отделения от тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. ...

Прежде всего: что это за системы, важной составной частью которых субъект себя ощущает? Не является непременно на самом деле, а именно ощущает, чувствует ощущение это может в очень разной мере соответствовать действительности.

В каждом конкретном случае для каждого конкретного суб]екта это система одна или несколько (в иерархии), которая без него по ощущению будет неполной, ослабленной, ей без него будет труднее существовать, а уж ему без нее и вообще никак не обойтись.

Это может быть младенец и мама. Для младенца мама — продолжение его собственного «Я», маме без него будет плохо, а ему без мамы вообще никак. Потом сюда включается и папа — такой, оказывается, нужный в этой системе человек. Потом сюда включается братик» оказывается, и он тоже очень важен.

А потом в понимание «МЫ» включаются жители деревни, среди которых много близких друзей, потом это население «нашего» района, потом «моя нация», «мое государство», потом «человечество, частью которого я являюсь».

И только на самой верхней ступени, когда индивид начинает ощущать себя не только гражданином Земли, а частью Вселенной, которой правит какая-то высшая сила — только тут начинается духовность на уровне божественного.

А может быть, этому индивиду не охватить всю вселенную, может быть, он ощущает себя всего лишь часть вот этого известного ему мира с его лесом, озером, горами… Он не дошел до Космоса, он не знает даже, что такое — все человечество земли, но вот в этом известном ему мире он должен занимать свое место, и занимать его достойно.

Это разные ступени духовности. И когда стоит вопрос» «Мы или Я?» — чьи потребности удовлетворить сначала, а чьи потом? — не стоит вопроса об отказе от своего «Я»» если оно является достойной частицей этого «Мы»» «меня поддержат, дадут средства для сохранения устойчивости и прогресса, если я достойно выполняю свои функции в отношении этого «Мы» — вот это и есть вопрос о духовности. Речь не идет о принесении себя в жертву, не идет речи о самоуничижении, об отказе от самого себя — речь идет только о приоритете с надеждой на последующую взаимность.

Что именно для субъекта является этим его «Мы» — это вопрос о ступени его духовности, о которой идет речь в данном случае, или о ступени, которая для данного суб екта является наивысшей из уже достигнутого им самая высшая ступень не отменяет «низших», а при гармоничном соотношении укрепляет их .

А вот второй вопрос — в какой мере суб ект без внешнего контроля, без стимулирования последует приоритетности именно «Мы» на данной конкретной ступени духовности — это уже вопрос о степени его духовности на данной ступени или вопрос о развитости этой ступени духовности у данного субъекта. Это вопрос о том, сколько усилий человек будет вкладывать, чтобы дать радость близкому, хотя тот даже не узнает, каких трудов это стоило можно вспомнить повествование К.Паустовского о золотой розе, о розе, материал для которой любящий собирал по пылинкам долгие годы, а потом просто постарался передать знак своей любви, утаив, во что это ему обошлось. Можно вспомнить и песню «Миллион алых роз» как отражение людского преклонения перед такой степенью духовности, хотя ступень это всего лишь парная человеческая.

4 стр., 1968 слов

Человек как биосоциальное существо. Человек – это высшая ступень ...

... качеств. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.: - человек- часть природы, - человек принадлежит к высшим ... млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. - человек обладает определенной совокупностью видовых признаков ...

Таким образом, конкретный разговор о духовности должен содержать указание» о каком именно суб екте идет речь, включать ответы на вопросы» какая из возможных ступеней духовности реально достигнута данным суб ектом и о какой именно ступени идет речь в данном случае, а также содержать ответ на вопрос» какова степень развития духовности данного суб екта на данной ступени. И не следует смешивать эти разные аспекты анализа духовности в каждом конкретном случае. Так мать может сознательно рисковать своей жизнью ради младенца, отдавая ему последнюю пищу, и эта же самая женщина в относительно спокойной обстановке может столь же сознательно довести влюбленного, но нелюбимого мужа до инфаркта. В обоих случаях можно и нужно говорить о духовности одного и того же субъекта, но духовность окажется совершенно разной. Потом она будет сожалеть без кормильца остались с ребенком! — это здравый смысл, житейская необходимость, расчет. Духовность тут ни при чем. А в Бога она вообще не верит — нет у нее этой ступени духовности.

Для системного видения надо рассмотреть все указанные аспекты духовности в их соотношении для данного конкретного субъекта. Это сложно даже на уровне теоретической модели. Но ведь моделируемые системы и того сложнее. Во всяком случае, без такого многоаспектного анализа с последующей систематизацией полученного по каждому из аспектов в единое, хотя чаще всего и весьма противоречивое целое, рассуждения о духовности становятся профанацией.

Выражения типа «это человек духовный, а вот этот совершенно бездуховный» для серьезного анализа совершенно непригодны.

И еще дополнения для понимания сложнейшего феномена духовности. Помимо прочих классификаций можно выделить у человека три «слоя» потребностей, три «уровня».

Есть текущие биологические потребности — в пище, воде, в дыхании, сне, определенном комфорте температурном и еще ряд потребностей. При нарушении степени их удовлетворения ниже определенного уровня сначала нарушается, а затем и разрушается жизнь тела, поскольку потребности — это, по определению, объективные и необходимые нужды.

Есть потребности психические. В частности, есть потребность постоянно ощущать информационное воздействие окружающей среды. Человек, помещенный в темную заглушенную камеру с температурой, при которой не ощущается ни тепло, ни холод, в условиях отсутствия осязательных ощущений, не получает информации. Если человека продержать в этой камере несколько часов, то сначала он уснет, а проснувшись, не позже, чем через сутки, начнет «получать» информацию извне в виде галлюцинаций. Если же пребывание в камере продолжить — человек сходит с ума, причем необратимо. Нарушение нормального удовлетворения психических потребностей приводит к разрушению психики.

8 стр., 3658 слов

Основные подходы к пониманию структуры психики человека

... продуктом развития материи и не является воплощением духовности в нем, который оживляет материю и направляет ... который проявляется в увеличении или уменьшении деятельности человека. Каждый человек испытывает каждый день различные психические состояния. В ... и восприятие. Этот ментальный процесс можно сравнить частью информации пентабазиса. Аффект реализует функцию адаптивного регулирования ...

Неудовлетворение потребностей (а они по определению об ективны) сначала вызывает беспокойство, потом неприятные ощущения, затем нарушения в соответствующем уровне жизни, а затем и разрушает этот уровень, причем в случае задержки нормализации — необратимо разрушает. Так человек сначала аппетит нагулял, затем слегка проголодался, затем очень голоден, затем голодные спазмы, голодные обмороки, потеря сознания и смерть — сначала клиническая, из которой еще можно реанимировать, а затем и полная, необратимая.

Точно так же объективна потребность выдавать информацию вовне» можно напомнить сказку про царские ослиные уши. Узнал человек секрет, а поделиться не с кем. Невтерпеж стало. Вырыл он ямку, шепнул в нее и опять зарыл…

До тех пор, пока человек живет, он нуждается и в получении, и в выдаче информации во вне. Интеллект как способность оптимизировать информационные процессы по критерию обеспечения устойчивости и прогресса его носителя является частью жизнеспособности этого носителя, он же — источник специфических потребностей. И прогресс интеллекта — важная составная часть повышения жизнеспособности его носителя, возможен только при условии достаточного удовлетворения этих специфических потребностей.

Но есть и третий «уровень» потребностей человека. Это человеческая потребность постоянно ощущать себя частью «МЫ». Те, кто читал «Робинзона Крузо» не в том виде, в каком он издается для детских библиотек, а в полном виде, как он был написан Д.Дефо, те знают, что там по об ему едва ли не четверть книги — молитвы, обращения к Богу или воспоминания о людях. Когда человек живет на необитаемом острове, то мысленно он все же с людьми, он ощущает себя не просто представителем рода человеческого , а именно частью этого человеческого рода и частью мира божьего, если ранее он был верующим. Человек может физически остаться один, но на уровне сознания преодолевать это одиночество.

Устройство дома, быта, обеспечение себя пищей и одеждой не дает Робинзону удовлетворения в его сознании. Не дает достаточного удовлетворения приручение животных и птиц, а людей рядом нет. И тогда он обращается сразу к высшему — к Богу.

Это же самое можно сказать и о религиозных подвижниках, о монахах-пустынниках, о схимниках.

Шлиссельбургская крепость, а затем тюрьма состояла из камер-одиночек. И подавляющее большинство заключенных выходили оттуда психически ненормальными. Но не все. И один из современных писателей вдруг заинтересовался» а по какому признаку выделяются люди, которые прошли Шлиссельбургскую тюрьму и не только сохранили здоровую психику, но сумели за время заключению развить эту психику. Возраст? Пол? Образованность? Идейная одержимость? Физическое здоровье? Все, казалось, пребрал, но ни один из признаков не подходил для разделения, соответствующего различию результатов после выхода из тюрьмы. Однажды во время экскурсии он остал от посетителей и случайно сам оказался запертым в крепости, да еще накануне выходных дней. Он знал, что его «заключение» кратковременно. Но его вдруг охватило отчаянное ощущение отрезанности от людей, от мира, отчаянное ощущение полного одиночества в Бога он не верил и обратиться к нему не смог.И вдруг он понял, по какому признаку выделялись успешно выдержавшие заключение. Успешно прошли, не только не утратив, но и укрепив свой дух, те, кто все это время не ощущали обрыва связи с человечеством, мысленно постоянно жили вместе с человечеством, жили, а не ждали возвращеия возможностей жить, кто к окончанию срока заключения готовили отчет о результатах работы, проделанной в своем сознании за время заключения, о результатах, которые они теперь готовы передать людям. Это был отчет перед самим собой как обоснование собственного права на достойное место среди людей, на место, соответствие которому надо подтверждать постоянно в течение всей жизни. С чем выйдет он к людям, зачем он будет нужен людям в результате времени, проведенного здесь? Что он успеет здесь продумать и прочувствовать? Что успеет понять за это время? Что он в результате сможет объяснить другим? Что он сможет потом открыть людям? Те, кто сохранял в себе такой настрой, кто стремился подчинить этому все время своего заключения — не только психически больными не выходили, а многие становились крупными деятелями науки и искусства.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... и умерщвления. Питание такой добычей — пастьба — заключается в поедаются части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить ... поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного ( ...

Вот зачем, в частности, нужна человеку духовность. становясь системообразующим центром личности, она придает целостность внутреннему миру индивида, ту целостность, которая спасает психику от разрушения в экстемальных ситуациях и повышает ее эффективность в ситуациях мнимого бездействия.

Так много люди сетуют на вынужденные потери времени — в очередях, в ожидании отправления транспорта, на заседаниях, на больничных койках… А во многих религиозных книгах прямо записано, что часто болезнь дается человеку свыше, чтобы он на какое-то время остановился в своей суете, отвлекся от текущих мелочных забот и задумался, прислушался: кто он такой? каков он?частью чего он является? зачем он в этом мире? Подобные вопросы при самостоятельных поисках истинных ответов на них — это импульсы возвышения духовности и повышения эффективности собственно человеческой, а не просто биологической жизни каждого индивида.

Поставленные природой и случаем эксперименты типа Маули показали, что вне людей человеческий детеныш может вырасти в крупное биологическое существо, но не может стать человеком. Человеком можно стать только среди людей. И остаться человеком

можно тоже только среди людей. И не просто среди люденй, живя

между ними, а только при условии жизни для людей. Важнейшее

качество личности, как главного отличия человека от всего

остального животного мира Земли — духовность, которая имеет много

ступеней и на каждой из этих ступеней может иметь разные степени,

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих ... в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим ...

разные уровни развития, равно как и разнообразнейшие формы

проявления. Но это не врожденное свойство человеческого индивида»

ее необходимо целенаправленно формировать и развивать, хотя бы и

не зная этого слова, поскольку слово — лишь условное обозначение

об ективного феномена. Это-то формирование и развитие и является

центральным стрежнем процесса воспитания так же, как духовность —

наиважнейшим его результаттом.

Определяя понятие духовности, мы выделили два вида систем с

позиций суб екта» те, частью которых он себя уже воспринимает, и

те, нужной частью которых он стремится и надеется со временем

стать. Именно нужной, а не важной составной частью он надеется

стать. Вот понравился ему кто-то противоположного пола. Будет ли

он предпринимать определенные действия, чтобы сблизиться, проявить

себя, понравиться( Предварительно ему надо допустить в своем

сознании успешность этих действий, ему необходимо поверить, что он

не только сможет понравиться на короткий срок, чтобы затем в нем

разочаровались при более близком знакомстве, а необходимо

предварительно в своем сознании создать основания для надежды. Ему

нужно представить себе вероятные образ общего будущего» какая это

будет чудесная новая общность, как ему будет хорошо с нею и как ей

будет хорошо с ним, как высоко она будет ценить то, чем он сможет

с нею постоянно делиться… Вот только на этой основе, созданной в

сознании хотя бы минимально, индивид и может начинать практические

действия, направленные на сближение речь не идет о расчетливом

срывании мимолетных цветов удовольствия!\.

Если видится, что это будет нужно только ему самому, то это

похоже в сущности на сбор денег для большой покупки» телевизор

индивиду нужен, он его радует, но обратной нужды нет, духовности

стремление к такому «соединению» даже отдаленно не касается. Можно

стемиться привести себе в дом мусульманский\ вторую жену или

четвертую в качестве дополнительного источника наслаждений —

духовность тут ни при чем, как отсутствует она в стремлении

завести новую любовницу — это и животным доступно, только в менее

извращенном, в более естественном виде. В данном случае не стоит

вопрос» зачем вы ей( — Как зачем» Я купил, МНЕ нужно! Не задает

Духовность обновляющегося общества — Стр 2

же человек вопроса» зачем он нужен своим брюкам — это брюки ему

нужны. Как бутерброд — купил и с ел. Зачем вы ему( — Чтобы его

с есть.

Человеку нужна духовность, чтобы не относился он к людям, как

к тому бутерброду. не относился бы к ним преимущественно

потребительски.. И ему нужна духовность окружающих, чтобы не быть

для них тем бутербродом, не был бы сам преимущественно об ектом

потребительства. Иными словами» духовность — это главное отличие

социальных систем от любых других. И воспитание — это

необходимейший процесс обеспечения устойчивости прогресса всех

социальных систем, частью которых окажется впоследствии данный

индивид.

Недопонимание сущностей духовности и воспитания, недооценка

их, недоработки в их обеспечении, не говоря уже об ошибках и о

прямом пренебрежении становятся по мере роста об ективной

взаимозависимости все большего чивла живущих на земле источниками

все более тяжких мук все более широких масс — вплоть до гибели.

Взаимозависимость продолжает расти об ективно, независимо от

знания и понимания этих самых масс.

Соответственно правителям всех уровней — от муниципального до

государственного и всем деятелям средств массовой информации

необходимо немедленно на серьезной научно-теоретической основе

приступать к переориентации политики в сфере образования и

особенно по части воспитания.

Для интеграции социальных ситем любого уровня необходимы не

просто общеизвестные, а реально принятые людьми в качестве своих

собственных интегрирующие духовные ценности, по отношению к

которым текущие повседневные приобретения могут выступать лишь как

средства достижения главного.

Крушение идеалов далеко перешло за опасную черту

саморазрушения социальных систем. Ни доход, ни даже здоровье не

могут заменить интегрирующих духовных ценностей. Соответственно

образование, наука особенно обществоведение!\ и религия должны

выйти на первое место в политике и в бюджетах всех уровней» от

семьи до России в целом.

Успеть, пока разрушение духовности не стало необратимым.

12