Человек как биосоциальное существо. Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, продукт культурной, биологической и социальной эволюции

Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, продукт культурной, биологической и социальной эволюции.

Существуют несколько теорий происхождения человека на Земле.

1) теория инопланетного занесения жизни на Земле;

2) теологическая концепция, согласно которой весь мир и человек в том числе созданы богом

3) эволюционная (от лат. evolutio — «развертывание»).

Согласно эволюционной гипотезе, жизнь возникла в результате синтеза простых органических соединений и их химической эволюции до простейших первичных живых одноклеточных организмов, биологическая эволюция которых привела к сегодняшнему разнообразию живых существ на Земле.

4) Космическая;

5) Марксистская: «Труд создал человека»

Процесс биологической эволюции человека от высших приматов до современного человека называется антропогенез(от греч. ánthropos — человек, genesis зарождение, развитие).

Самый далёкий предок человека — дриопитек, живший 14−20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10−14 млн. лет назад).

Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну — предков людей, другую — предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5−3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (человек умелый).

Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Чаще всего природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно‑логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Биологическая природа человека Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens Биологическая природа человека основа, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... посещения с целью оказания помощи часто совершенно незнакомым нам людям Земли. Дальнейшей фазой будет уже осознание такой посылки в ... наука (пока ещё) отрицает Невидимый Мир. Но эволюция неуклонно ведет человека, утончая его организм, к восприятию того, что ... дух будет пребывать. Конечно, недопустимо (оставшимся здесь) звать (назад развоплотившегося) в земные сферы, когда дух его уже оторвался. ...

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.:

— человек- часть природы,

— человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — homo sapiens.

— человек обладает определенной совокупностью видовых признаков (расы), —

Особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность,

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем,

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система,

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи,

е) длительная зависимость детей от родителей,

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, что способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Социальная природа человека

· биосоциальное существо,

· обладающее :

· членораздельной речью,

· мышлением,

· сознанием,

· высшими психическими функциями (абстрактно‑логическое мышление, логическая память и т. д.),

· способное:

· создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда,

· к сознательной целенаправленной творческой деятельности

· преобразовать окружающую действительность, создает себе необходимые материальные и духовные блага

Социальная природа человека обусловлена тем, что будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей:

4 стр., 1586 слов

Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

... педагогические условия формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. 3. Обнаружить педагогические условия, которые оказывают содействие повышению ... исследования - формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. На достижение цели исследование направленные следующие задачи: 1. Охарактеризовать ...

— сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации,

— человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт.

Бытие — это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего‑либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие)

Индивид Индидуальность Личность

«Человек" —понятие, означает принадлежность какого‑либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами принадлежащими человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествам

Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого‑либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально‑своеобразных черт

Индивидуальность-биологические и социальные особенности, подчёркивающие своеобразие человека

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... в социализации: соотношение социализации и индивидуализации человека. Одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — ... период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен ...

Когда говорят о личности, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Варианты планов

Человек как биосоциальное существо. 1) Сущность человеческой природы

1)Сущность человеческой природы. Биопсихосоциальная природа человека. / Человек — продукт творения природы и общества.

2) Проявления человеческой природы:

а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);

б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности, темперамент и т. д.);

в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).

.3) Сложность человеческой сущности:

а) человек как индивид;

б) человек как индивидуальность;

в) человек как лично

ПЛАН

Личность

Понятие о личности. / Личность — субъект и объект общественных отношений./ Личность — совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

Свойства личности:

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Социализация (становление личности) — процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

а) конструктивная;

б) деструктивная.

5) Требования к личности в современную эпоху:

а) толерантность;

б) инновационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

; открытость, толерантное восприятие нового;

инициативность и самодеятельность;

умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

6) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе.

7) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость

Дополнительный материал

Социализация человека

.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями .Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных

Адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования

),

Стадии (этапы) социализации, жизненные циклы: детство, юность, зрелость и старость. Начальная, или ранняя социализация, охватывающая периоды детства и юности, и продолженная, или зрелая, социализация, охватывающая зрелость и старость.

А)Агенты социализации -конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.).

Б) Институты социализации— это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Функции социализации.Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

4)Факторы способствующие успешной социализации

(образов, СМИ …)

Социализация

ПЛАН

1) Сущность процесса социализации. / Социализация — процесс формирования личностных качеств. / Социализация — процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий Личность как субъект и объект общественной жизни

2) Функции социализации:

а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в) усвоение моральных ценностей и идеалов;

г) освоение практических умений и навыков.

3) Уровни (этапы) социализации):

а) первичная социализация;

б) вторичная социализация.

4) Институты (агенты) социализации:

а) семья;

б) ближайшее окружение;

в) система образования;

д) профессиональная деятельность.

5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.

Домашнее задание:

1. Читать конспект

2. Читать параграфы в школьном учебнике по теме «Человек»

3. Заполнить таблицу

Общее Отличительное
Человек
Животное

4. Выучить основные понятия темы (выделенные курсивом).

5. Решить вариант теста

1. Установите соответствие:

1. Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. А. Человек.
2. Любой, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обла­дает присущими всем людям свойствами и качествами. Б. Индивид.
3. Субъект сознательной деятельности, обладающеий совокупно­стью социально значимых черт, свойств и качеств, которые че­ловек как субъект реализует в общественной жизни. В. Личность
4. Социальная индивидуальность, неповторимость, которая форми­руется в процессе воспитания и деятельности человека под влия­нием конкретной социокультурной среды.

2. Верны ли следующие суждения?

А. Не всякий человек является личностью.

Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.

1. Верно только А. 3. Верно, А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Главным в характеристике личности является обще­ственная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью.

1. Верно только А. 3. Верно, А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

4. Деятельность человека — это:

1. Форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование.

2. Процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности.

3. Система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми.

4. Форма активности человека, основное содержание которой — отра­жение объективной реальности в его сознании, а результат -получение нового знания о себе.

5.К какому понятию относится данное определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жиз­ни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»?

1. Адаптация. 3. Воспитание.

2. Образование. 4. Социализация.

6.Потребности человека, заключаются в:

1. Познании.

2. Творческом самовыражении.

3. Интеллектуальном самосовершенствовании.

4. Нравственном самосовершенствовании.

7.Верны ли следующие суждения?

А. Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б. Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

1. Верно только А. 3. Верно, А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

8.Верны ли следующие суждения?

А. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — индивид.

Б. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — личность.

1. Верно только А. 3. Верно, А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

9. Преобразование реально существующих объектов природы и общества является главной и основной целью:

1. Духовной деятельности.

2. Практической деятельности.

3. Как духовной, так и практической деятельности.

4. Правильного ответа нет.

10. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:

1. К общению (обмену информацией с себе подобными).

2. К взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную си­туацию).

3. К подражанию (усвоению форм и поведения других).

4. К сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

11. Верны ли следующие суждения?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целена­правленного воздействия общества через систему обра­зования.

1. Верно только А. 3. Верно, А и Б.

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.

12. Потребности человека, выражаются в:

1. Общении с другими людьми.

2. Получении образования.

3. Достижении определенного статуса.

4. Организации частной жизни.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector