ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
Факультет математики, физики, химии, информатики
Кафедра ____________________________
студента ___ курса
направления подготовки «Педагогическое образование» профили _____________________________________
группы _______________________________________
ФИО _________________________________________
_________________________________________
Коломна
2016 Общие положения по педагогической практике
Педагогическая практика является основополагающим звеном в подготовке методически грамотного учителя. Она способствует обогащению и закреплению полученных в вузе знаний по педагогике, психологии, частным методикам, общественным и специальным наукам, позволяет будущим учителям познакомиться с особенностями преподавания предмета в конкретном классе (школе), с используемыми учебными и методическими пособиями, программным обеспечением, компьютерным классом.
Основная задача педагогической практики: овладение умениями и навыками практической деятельности учителя в современной школе.
Сроки проведения педпрактики определяются учебным планом.
Практика строится по принципу постоянно возрастающей самостоятельности студентов в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий.
Готовясь к практике, студенты должны:
- ознакомиться с авторскими рабочими программами по предмету;
- изучить фактический материал школьных учебников для соответствующих классов;
- ознакомиться с новинками методической литературы, наглядными пособиями, программными средствами;
- ознакомиться с конспектами, наглядными пособиями и другими материалами студентов-практикантов предыдущих лет обучения.
Основное содержание педагогической практики
Первая неделя педагогической практики является наблюдательной.
В это время студенты должны:
- ознакомится со школой, изучить класс, в котором проводится практика;
- изучить программы, учебники, учебные и наглядные пособия, используемые учителем;
- ознакомиться с кабинетом информатики и программным обеспечением;
- посетить и проанализировать уроки учителя как в классе, где будет проходить практика, так и в других классах, где работает учитель;
- подготовить календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы;
- начать подготовку конспектов уроков и внеурочных мероприятий.
Последующие недели являются активнойпрактикой студентов, в течение которой студенты должны:
БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
... детей, молодежи. После прохождения учебной (социально-педагогической) практики студенты должны: знать: - документацию, регламентирующую деятельность ... план работы на период практики. 2. Ознакомиться с базой практики. Изучить документацию, ... положении; - порядок предоставления платных услуг, льгот, социальных пособий семьям и детям, находящимся в группе социального ...
- разрабатывать конспекты уроков и внеурочных мероприятий, включая подбор или создание методического и программного обеспечения;
- проводить уроки разного типа с применением разнообразных методов и технических средств обучения, а также анализировать уроки;
- провести не менее одного внеурочного мероприятия по предмету;
- посещать и анализировать уроки, проводимые другими студентами-практикантами и преподавателем;
- оказывать помощь учителям-предметникам, желающим использовать компьютеры в обучении, участвовать в разработке необходимого школе программного обеспечения учебного назначения;
- оформлять документацию по педпрактике;
- принять участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете.
Для успешного освоения педагогической практики студент должен:
- в первые дни педагогической практики совместно с учителем-предметником и классным руководителей составить индивидуальный календарный план-график работы на весь период практики;
- не менее чем за 2 (два) дня до проведения урока или мероприятия представить конспект урока или сценарий мероприятия учителю-предметнику или классному руководителю для получения допуска к проведению урока (мероприятия);
- не менее чем за 1 (один) день до проведения урока или внеклассного мероприятия по предмету представить конспект урока или сценарий мероприятия методисту института для получения разрешения на проведение урока;
- ежедневно вести записи в дневнике педагогической практики;
- подготовить и провести не менее _____ уроков разных типов по информатике;
- подготовить и провести не менее _____ уроков разных типов по __________________________________;
- присутствовать на уроках, проводимых другими студентами-практикантами, принимать участие в их анализе;
- присутствовать на внеурочных мероприятиях, проводимых другими студентами-практикантами, принимать участие в их анализе;
- вести психолого-педагогическое наблюдение за конкретными учениками и классом в целом, анализировать собранную информацию.
Права и обязанности студентов-практикантов
Студент-практикант имеет право:
- получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от кафедры и школы;
- пользоваться необходимой учебно-методической литературой, пособиями и оборудованием, имеющимися в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках института и школы;
- защищать свои профессионально-педагогические взгляды, находки, оценивать учебно-воспитательную работу своих товарищей;
- обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, кафедр, деканатов, школы.
Студент-практикант обязан:
производственная практика по логопедии в школе 8 вида
... учителя. Ознакомилась с оснащением класса. Самостоятельно провела четыре урока и одно внеклассное мероприятие. Конспекты занятий были разработаны с учетом возрастных особенностей детей. ... 5 курса факультета психолого – педагогического образования, проходила практику с 07.10.2013г. по 03.11.2013г., в СОБГОУ Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VII – VIII ...
- находить в школе не менее 6 часовежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программной педагогической практики;
- быть примером организованности, дисциплинированности, педагогического такта, следить за своим внешним видом;
- в ходе практики вести дневник, в котором фиксировать результаты наблюдений за детьми, делать самоанализ своей деятельности;
- подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, в которой осуществляется прохождение практики.
В случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.
Повторное прохождение педагогической практики осуществляется без отрыва от учебных занятий.
Отчетная документация
Ко дню окончания практики студенты предоставляют групповым руководителям практики следующие материалы:
- творческий отчет о результатах педагогической практики (титульный лист отчета см. Приложение 1, схема отчета см.Приложение 2);
- заполненный дневник педагогической практики;
- развернутый конспект урока с самоанализом, включая весь дидактический материал (конспект заверяется учителем и методистом!) (титульный лист конспекта см.Приложение 3);
- конспект внеурочного мероприятия (конспект заверяется учителем и методистом!).
Работа каждого студента-практиканта оценивается в школе учителями, классным руководителем и методистом. Факультетский руководитель педпрактики выставляет итоговую оценку с учетом оценок за учебно-методическую работу по предмету, за воспитательную работу и классное руководство, а также за выполненные задания по педагогике и психологии. При этом учитывается своевременность предоставления отчетной документации, дисциплинированность студента и его прилежание, умение работать в коллективе, авторитет среди учащихся и учителей школы.
Общие сведения о школе
Полное название школы: _______________________________
Директор школы: _____________________________________
_____________________________________________________
Учитель математики / физики / химии: ___________________
_____________________________________________________
Учитель информатики: _________________________________
_____________________________________________________
Классный руководитель: _______________________________
_____________________________________________________
Методист по математике / физике / химии: ________________
_____________________________________________________
Методист по информатике: _____________________________
_____________________________________________________
Методист по педагогике: _______________________________
_____________________________________________________
Методист по психологии: _______________________________
_____________________________________________________
Сроки прохождения практики: |
с «___» ____________ 20 __ г. по «___» _____________20 __ г. |
Расписание звонков
1-я смена |
2-я смена |
||||
|
Начало урока |
Конец урока |
|
Начало урока |
Конец урока |
1 урок |
|
|
1 урок |
|
|
2 урок |
|
|
2 урок |
|
|
3 урок |
|
|
3 урок |
|
|
4 урок |
|
|
4 урок |
|
|
5 урок |
|
|
5 урок |
|
|
6 урок |
|
|
6 урок |
|
|
7 урок |
|
|
7 урок |
|
|
Расписание уроков в _____ классе
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
|
1 урок |
||||||
2 урок |
||||||
3 урок |
||||||
4 урок |
||||||
5 урок |
||||||
6 урок |
||||||
7 урок |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Первая неделя с _____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Вторая неделя с _____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Третья неделя с _____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Четвертая неделя с ___________ по ____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Пятая неделя с _____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Шестая неделя с _____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Седьмая неделя с ____________ по _____________ 20_____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Индивидуальный план работы за период педагогической практики
Восьмая неделя с _____________ по _____________ 20____ г.
Учебная работа |
Воспитательная работа |
|
Пн |
||
Вт |
||
Ср |
||
Чт |
||
Пт |
||
Сб |
Итоги педагогической практики
За период практики студент(ка) _________________________
_____________________________________________________
подготовил(а) и провел(а) уроков по математике/физике/ химии __________, уроков по информатике ___________, а также присутствовал(а) на уроках однокурсников и участвовал(а) в их анализе:
по математике/физике химии ___________________________,
по информатике ______________________________________.
Студент(ка) __________________________________________
подготовил(а) и провел(а) _______ дополнительных занятий.
Студент(ка) __________________________________________
подготовил(а) и провел(а) внеурочные мероприятия _____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________, за время практики разработал(а) самостоятельно следующие дидактические материалы для уроков ____________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Зачетные уроки по _______________________
Тема урока |
Оценка |
Комментарии |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
Зачетные уроки по информатике
Тема урока |
Оценка |
Комментарии |
|
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
Отзыв учителя ___________________________
Отзыв учителя информатики
Отзыв классного руководителя
Общие итоги педагогической практики
Педагогическая практика студента (ки) ___________________
_____________________________________________________
оценивается следующим образом:
за работу по математике/физике/химии ___________________
/методист по математике/физике/химии/___________________
за учебную работу по информатике ______________________
/методист по информатике/______________________________
за воспитательную работу_______________________________
/методист по педагогике/________________________________
по психологии ________________________________________
/методист по психологии/ _______________________________
Общая оценка ________________________________________
/руководитель педпрактики/_____________________________
Приложение 1
ГОУ ВО МО «Государственный социально-
гуманитарный университет»
Факультет математики, физики, химии, информатики
Кафедра _____________________
Творческий отчет о выполнении программы педагогической практики
Выполнил студент _____ курса
направления подготовки «Педагогическое образование» профили «______________», «Информатика»
группы ____________
ФИО __________________
Учитель ______________________
Методист ______________________
Коломна
2016
Приложение 2
Примерная схема творческого отчета о результатах педагогической практики
После окончания практики каждый студент пишет отчет, при составлении которого использует материалы дневника. Студент-практикант должен: привести перечень видов работ, точное название всех проведенных бесед и т.п. Предлагаемая схема-план отчета раскрывает основные виды деятельности студента на практике и их результативность.
Практика проводилась в школе № ____ города (района)
в период с _________ по __________ 20__года.
1. Общие сведения:
- краткая характеристика школы, класса, общих условий прохождения практики;
- успеваемость по предмету в данном классе. Соответствие уровня знаний, умений и навыков учащихся программным требованиям для данного класса. Причины слабой успеваемости отдельных учеников.
- Ф.И.О. школьных учителей — руководителей практики;
- выполнение плана (программы) педагогической практики в целом; какие отклонения от плана имели место, почему? Что сделано сверх плана;
- число рабочих дней, пропущенных практикантом в период практики, причины пропусков.
2. Учебная работа. Внеурочная работа по информатике
- количество уроков, посещённых у учителей и студентов-практикантов;
- количество самостоятельно проведённых уроков, их оценка методистами;
- сколько всего проведено уроков? Удалось ли Вам провести уроки всех основных типов? Назовите затруднения, встретившиеся Вам при планировании, подготовке и в процессе проведения уроков.
- анализ собственной учебной работы (положительные стороны и недостатки);
- количественный и качественный анализ внеурочной воспитательной работы по информатике;
- затруднения, встретившиеся в работе со стороны теоретической и методической подготовки (привести конкретные примеры);
- использование в собственной деятельности нетрадиционных форм работы (примеры);
- помощь методистов и школьных учителей в подготовке к учебной работе;
- подготовка дидактических материалов по предмету (сколько, какие);
- какие средства обучения Вы использовали для активизации познавательной деятельности учащихся?
- какие пособия изготовлены Вами? Их роль на уроке.
- как Вы расцениваете результаты дополнительных занятий с учащимися? Их количество, сколько учеников охвачено, результаты.
- проводили ли Вы факультативные занятия с учащимися? Их количество, тематика.
- организация дополнительных занятий с учащимися (систематичность проведения);
- помощь школе в замещении отсутствующих учителей.
3. Воспитательная работа:
- перечень проведённой воспитательной работы в прикреплённом классе и школе, анализ положительных и отрицательных моментов в собственной работе, причины недостатков;
- назовите проведенные Вами внеклассные мероприятия по предмету. Каково их воспитательное воздействие на учащихся? Ваше участие в проведении таких мероприятий в своем классе или между параллельными классами (подготовка и проведение общешкольного мероприятия)? Удалось ли Вам повысить интерес учащихся к изучению ПРЕДМЕТА?
- назовите мероприятия, которые Вы провели, выполняя функции классного руководителя. Отдельно охарактеризуйте зачетное внеклассное занятие по воспитательной работе.
- количество взаимопосещений воспитательных мероприятий, изучение опыта работы учителей школы и своих товарищей. Количество посещенных уроков, внеклассных мероприятий: учителей информатики школы, своих товарищей, по другим предметам. Их общая оценка.
- что из опыта других Вы использовали на своих уроках и насколько успешно?
- степень овладения опытом работы классного руководителя;
- нетрадиционные формы работы (привести конкретные примеры);
- работа по профориентации учащихся;
- работа с родителями учащихся;
- выполнение задания по психологии.
4. Учебно-методическая и исследовательская работа:
- участие в работе методического объединения учителей, педагогического совета школы;
- подготовка материалов для методических кабинетов школы и института;
- проведение экспериментально-опытной работы по теме ВКР.
5. Выводы и предложения:
- значение педагогической практики вообще и лично для практиканта;
- какие умения и навыки приобрели в период практики; удовлетворены ли проведённой работой;
- заметили ли Вы какие-нибудь качественные изменения в знаниях, навыках и умениях учащихся Вашего класса, а также в их отношении к предмету? Назовите цифровые показатели успеваемости в классе и дайте их анализ.
- как Вы оцениваете свою подготовку по предмету?
- что нового Вы узнали о содержании и характере деятельности учителя информатики? Какие качества личности и профессиональные умения Вы считаете самыми важными для современного учителя?
- проводились ли исследования по теме курсовой работы.
- предложения по совершенствованию содержания и организации педагогической практики.
Приложение 3
ГОУ ВО МО «Государственный социально-
гуманитарный университет»
Факультет математики, физики, химии, информатики
Кафедра _____________________
Конспект урока по информатике и икт в ___ классе тема урока
Учебник: _____________________________________________
Выполнил студент _____ курса
направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Информатика»
группы ____________
ФИО __________________
Учитель информатики ______________________
Методист ______________________
Коломна
2016
27