Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи

Содержание

Введение….………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы………………………6

1.1. Понятие креативность и ее природа …………………………………..6

1.2. Понятие конфликта и внутриличностного конфликта……….………12

1.3. Понятие ситуативной и личностной тревожности..………..…………20

1.4. Творческие личности, их особенности …………………………………29

Глава 2. Сравнительный анализ личностных особенностей молодежи с различным уровнем развития творческих способностей ………………..…..36

2.1 Организация исследования…………………………………………..….36

2.2. Методы исследования…………………………………………….…….36

2.3. Методы математической обработки данных……………………..……44

2.4. Анализ результатов исследования…………………………………..…46

Заключение……………………………………………………………..…….59

Библиографический список используемой литературы…………………..62

Приложения ………………………………………………………………….

Введение

В последнее время все больше вызывает интерес у исследователей изучение личностных особенностей современной молодежи, это связано, прежде всего, с резко меняющимся уровнем жизни, экономическими отношениями, современными принципами обучения и воспитания. Известно, что человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если рассматривать его как существо изолированное, несоциальное. В современной обществе появилась потребность не только в «качественно новой личности», а личности с творческим подходом в решении проблем общества. Творческий подход активно внедряется в систему обучения и воспитания.

Проблема понимания истоков, природы творчества во все времена волновала ученых, не было до конца изучено каких личностей можно назвать творческими, а каких нет. Также остро стоял вопрос о биологической или социальной природе творческих способностей, какие качества точно будут обеспечивать развитие ребенка в русле одаренности или гениальности. Многочисленность существующих подходов к проблеме творчества с одной стороны затрудняет, а с другой облегчает изучение данной темы.

Данная работа посвящена изучению проблем психологии творческой личности. Это направление в науке развивали такие исследователи как: М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г.Грубер, Р. Б. Кэттелл, Н. Коган, Ч. Ломброзо, С. Медник, А. М. Петрайтите, Я. А. Пономарев, В.А. Петровский, П. Торренс, К. Тейлор, В.С. Библер, Э.де Боно, Г. Уоллес и др

7 стр., 3041 слов

Понятие о методе и методологии психологических исследований.

... имеют разное определение. Поэтому следует более подробно обсудить сущность, содержание этих понятий. Метод– способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае – способ познания ... теории и практике психологии реализовался путем решения еще одной проблемы – психического развития, обучения и воспитания. В этой связи наиболее важным стал вопрос о движущих силах ...

Гипотеза о связи уровня развития творческих способностей с тревожностью и внутренним конфликтом утверждает, что все проявления творчества связаны с некими внутренними напряжениями, которые являются стимулами и побуждают человека к проявлению творческой активности. Эта гипотеза основана на идеях глубинной психологии, ее представители так или иначе говорили о существовании внутренней потребности в творчестве, творчество выступало как способ преодоления внутренних противоречий. Подобные идеи существовали также у представителей гуманистической психологии. Например, Ф. Баррон утверждает, что для того, чтобы быть творческим нужно быть немножко невротиком.

Актуальность данной работы заключается в том, что выдвинутая гипотеза о наличии значимых различий между индивидуальными особенностями личности и уровнем развития творческих способностей студентов делает акцент, прежде всего на различиях в уровне тревожности и внутреннего конфликта, высококреативные студенты отличаются от низкокреативных более высоким уровнем выраженности внутриличностного конфликта и высокой тревожностью. Иначе говоря, эти личностные особенности обеспечивают высокий уровень развития творческих способностей студентов, проявления творческой активности во всех жизненных сферах (в том числе и учебе).

Цель работы: выявление различий в личностных особенностях у молодежи с различным уровнем развития творческих способностей.

Задачи:

1. Проанализировать современную психологическую литературу по проблемам понимания творческих способностей, индивидуальных особенностей творческих личностей.

2. Исследовать уровень развития творческих способностей у испытуемых, на основании полученных данных сформировать две группы с различным уровнем развития творческих способностей.

3. Исследовать уровень ситуативной и личностной тревожности у каждой группы.

4. Исследовать уровень выраженности внутреннего конфликта у каждой группы.

5. Исследовать личностные особенности у каждой группы (при помощи методики Р.Кэтелла)

6. Проанализировать результаты исследования.

7. Сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

Объект исследования: личностные особенности молодежи с различным уровнем развития творческих способностей.

Предмет исследования: различия в личностных особенностях молодежи с высоким и низким уровнем развития творческих способностей.

Гипотеза:

1. Личностные особенности молодежи с высоким уровнем развития творческих способностей и молодежи с низким уровнем развития творческих способностей значимо различаются.

• У молодых людей с высоким уровнем развития творческих способностей высокий уровень ситуативной и личностной тревожности и внутреннего конфликта. Им присущи такие черты личности как:

1. высокий интеллект (фактор В+)

2. настойчивость (фактор E+)

3. смелость (фактор H+)

4. развитое воображение (фактор М+)

5. гибкость (фактор Q1+)

6. самостоятельность (фактор Q2+)

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные ...

7. внутренняя напряженность (фактор Q4+)

• У людей с низким уровнем развития творческих способностей низкий уровень ситуативной и личностной тревожности и внутреннего конфликта. Им присущи такие черты личности как:

1. не высокий интеллект (фактор В–)

2. конформность (фактор Е–)

3. робость (фактор H–)

4. не развитое воображение (фактор М–)

5. ригидность (фактор Q1–)

6. зависимость от группы (фактор Q2–)

7. расслабленность (фактор Q4–)……..

Библиографический список используемой литературы

1. Альбульханова — Славская К.А.Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2001.

5. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

6. Выбойщик И.В. Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла: уч. пособие. – Челябинск: изд ЮУрГУ, 2000.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. Изд 2-е, стереотипное. Т. 1: — М.: Мир, 1996.

9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., «Питер», 2001.

11. Грязева В.Г. , Петровкий В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва – Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.

12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

13. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.,2001.

14. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер с англ. – СПб.: «Питер». 1999.

15. Ишкова М.А. Феномен границы в детерминации активности ребенка — Автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : (19.00.11)/ ИДО и СВ РАО, Москва, – 1998.

16. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского М., 1985.

17. Кузьмина О.В. Руководство по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977.

19. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

20. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: Учебное пособие для студентов-психологов. Екатеринбург: УрГИ, 1996.

21. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. и др. Конфликтология. М., 2001

22. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопр. психологии. – 1998. -№1.- С.77-82

23. Панпурин В.П. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущностной природы искусства. – Свердловск: Издательство Урал. университета, 1990.

24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

25. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д.В.Ушакова. – М., 2000.

26. Петровский В.А., Калиненко В.К., Грибанова А.Д. Устремления как предмет личностно-ориентированной дидактики для одаренных детей, М.: ИПИ РАО, 1994.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

28. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

29. Пономарев Я.А. Психология творчества. Издательство «Наука», М.: 1976.

30. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001.

31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., «Питер», 2001.

32. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

33. Селье Г. От мечты к открытию М.: 1987.

34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Социально-психологический центр, 1996.

35. Тараканов А.В. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности автореферат диссертации канд. псих. наук. Новосибирск.: 2003.

36. Томас Ф. Крам Управление энергией конфликта: как превратить работу в творчество Пер с англ. М.: издательство «Рефл-бук», 2001.

37. Тхостов А.Ш. Типология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14, Психология.– 1994. — №2-3.

38. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл, 2001.

39. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал, Т.13, № 1, 1992.

40. Хьел Л.,Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

41. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара, 2001.

42. Шакурова З.А. Основы математической статистики для психологов: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.