Влияние порядка рождения на личностные особенности

Курсовая работа по психологии

«Влияние порядка рождения на личностные особенности»

Введение

Актуальность исследования.

На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (Сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings — брат или сестра) — генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры, но не близнецы. У животных — потомки одних и тех же родителей от разных пометов) в одних и тех же условиях. Но почему-то один ребенок вырастает, к примеру, гиперответственным достиженцем, другой беззаботным манипулятором, а третий — творческим интравертом. Возникает резонный вопрос — почему так происходит? С чем связаны подобные различия?

Вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.

Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

Цели и задачи исследования

Исходя из вышеизложенного основной целью данной работы является выявление наличия (или отсутствия) взаимосвязи, между порядком рождения и уровнем таких состояний как тревожность и агрессивность.

Исходя из общей цели исследования, основными задачами стали:

8 стр., 3808 слов

Проективные методы исследования личности

РЕФЕРАТ «Проективные методы исследования личности» Содержание 1. История графического изображения и начало психологического анализа рисунка 2. Рисунок как средство психологического анализа 1. История графического изображения и начало психологического анализа рисунка В продуктах графической деятельности человека важное место занимает изобразительная графика, и не только потому, что история письма ...

. Анализ истории исследований, посвященных вопросу порядка рождения.

Изучение литературы посвященной изучению влияния порядка рождения на личностные и интеллектуальные особенности.

. Выявление влияния семейного фактора — сиблинговой позиции ребенка, на формирование личностных качеств (тревожности и агрессивности) .

Объект: Влияние порядка рождения на личностные особенности

Предмет: Взаимосвязь между порядком рождения и тревожностью и агрессивностью

Гипотеза : «У молодых людей (первенцев)в семье, уровень тревожности и агрессивности выше, чем у , их братьев и (или) сестер которые были рождены позднее»

Выборка: Молодые люди в возрасте от 15-20лет, поделены на 2 группы

Экспериментальная база

Методы: В работе использованы следующие методы:

Теоретический анализ литературы по проблеме.

Наблюдение

Для реализации поставленных задач в курсовой работе использован комплекс дополняющих друг друга методик. Выбор методов исследования определялся не только перечисленными целями и задачами, но и возможностями их адаптивного применения в выявлении предполагаемых личностных особенностей . Предпочтение было отдано взаимодополняющим самооценочным методикам, которые содержательно наиболее близки поставленным в исследовании задачам, методы математической статистики.

Методики:

1.Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера

2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Практическая значимость работы.

Результаты исследования представляют интерес для практических психологов, занимающихся психологическим консультированием, психокоррекцией и психопрофилактикой, а также для школьных психологов,

Глава 1. Теоретические основы влияния порядка рождения

.1 Первые исследования порядка рождения

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы изучения семьи как объекта исследования в социальной работы 1.1 Понятие и социально-экономический статус современной семьи 1.2 Анкетирования как метод исследования в социальной работе 2. Прикладные аспекты исследования семьи как объекта социальной работы на примере Республики Мордовия 2.1 Программа исследования 2.2 Анализ результатов ...

Одним из первых исследователей, который обратил внимание на то, что порядок рождения является значимой характеристикой, был Ф. Гальтон. Еще в 1874 г. в работе «Люди английской науки. Их природа и воспитание» он отметил, что первенцы отличаются от других детей в семье — они чаще оказываются выдающимися личностями. Он показал это на примере членов Британского Королевского научного общества — выяснил, что среди них непропорционально велико количество первенцев (99 из 180).

Вслед за Гальтоном аналогичные исследования провели и другие авторы. Одно из них — работа Альберта Йодера в 1894 г. . Он изучил группу из 50 выдающихся личностей и пришел к выводу, что первенцы имеют преимущество перед другими детьми. Но анализируемая им выборка была слишком мала для того, чтобы считать этот вывод надежным.

Автор другого исследования — Эллис . Он в 1904 г. проанализировал биографии 1030 человек, упоминавшихся в 60 томах Английского биографического словаря. В 309 случаях он смог выяснить порядок рождений этих личностей и пришел к выводу, что первенцы достигают больших успехов и чаще становятся выдающимися личностями.

В обзоре С.Шахтера приводятся и другие примеры подобных исследований . Шахтер отмечает, что во всех этих работах получено заметное преимущество первенцев. Например, в работе Cattell и Brimhall «American Men of Science», проведенной в 1921 г., собраны данные о 855 знаменитых ученых — о порядке их рождения и количестве сиблингов. Результаты представлены в таблице 1.

тревожность агрессия семья рождение

Таблица 1. Порядок рождения и количество сиблингов 855 знаменитых ученых

Размер семьиПорядок рождения12345678+Всего%1637055534730161334740,62-52393313177716819,63-313218168911413,34—291719791819,55—2321913667,76—-141412404,77——74111,38+——28283,3Всего631221251471181176895855-%17,414,314,617,213,813,78,011,1—

Как видно из таблицы 1, среди 855 ученых единственными детьми были 63 человека, первенцами — 277. Всего в этой выборке количество единственных и первых детей достигает 40,6%.

6 стр., 2846 слов

Известно, что серьезные проблемы лучше решать вместе, всей семьей. Но нередко рождение проблемного ребенка становится поводом для ссор между его родителями

Быть счастливым или страдать: трудный выбор родителей детей-инвалидов 1118905.01.2017 / Елена ВЕСНИНА Вина, стыд, отчаяние, страх, агрессия, — это чувства, которые часто переживают родители детей-инвалидов. Как их преодолеть? Как перестать воевать со всем миром за своего ребенка? Как найти друзей в мире здоровых? Как обрести мир в собственной душе и в семье?Рассказывает доктор психологических ...

Эти данные подтверждают идею Ф. Гальтона о том, что перворожденные дети (наряду с единственными) отличаются от других детей, они имеют определенные преимущества в своих семьях, которые способствует тому, что они достигают выдающихся успехов в жизни.

1.1 Структура семьи и развитие личности

В исследованиях первого направления можно выделить два этапа. Первый — ранний этап — начался с работ А.Адлера и его последователей. Основной целью была проверка идеи Адлера о том, что порядок рождения, размер семьи, количество и пол сиблингов, промежутки между рождениями детей определяют личностные черты человека, уровень школьной адаптации, качество контактов со сверстниками, а также различные аспекты жизни во взрослом возрасте (выбор супруга, риск развода, взаимоотношения с людьми и т.д.).

Ранние исследования выявили влияние порядка рождения на личностные характеристики, но не объяснили причины этого влияния. В более поздних исследованиях (1970-1980-е годы) многие положения теории эффекта порядка рождения не подтвердились. Экспериментальные работы показали, что личностные характеристики, связанные с той или иной позицией ребенка в семье, не только не коррелируют друг с другом, но не связаны и собственно с порядком рождения .[6]
Неоднозначные результаты повлекли за собой снижение интереса к изучению фактора порядка рождения. Но в 1990-х годах, благодаря работам Фрэнка Салловэя (2000), интерес к эффекту порядка рождения был возрожден, и начался новый этап исследований.
Ф. Салловэй в книге «Рожденный бунтовать» (1996) показал значимость фактора порядка рождения и необходимость его исследования. Анализируя интеллектуальную и социальную революции, автор пришел к выводу, что первенцы отличаются от других детей: они выступают за поддержку существующего порядка вещей, тогда как младшие дети — за его изменение. Поэтому первенцы и младшие в семье дети отличаются друг от друга по личностным характеристикам.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов ... моральной и гражданской ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения. С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения ...

Дети в семье конкурируют за родительские ресурсы, стремясь получить больше шансов на выживание. Первенцы в этом отношении занимают уникальную семейную нишу, ощущая себя вправе располагать всеми родительскими ресурсами и доминировать над младшими сиблингами. Однако они консервативны в своих взглядах и стремятся сохранить свое положение в семье. Признавая права первенцев, последующие дети в семье используют другие соревновательные стратегии, при этом они нередко вынуждены рисковать. Эти разные стратегии адаптации первенцев и других детей в семье, как считает Ф.Салловэй, отражаются на всей последующей их жизни.

Выводы Ф. Салловэя поддержали не все исследователи. Например, Дж.Харрис (2000) писала, что эмпирические исследования не подтверждают мнение о том, что порядок рождения детерминирует особенности личности. Она считает, что порядок рождения не может автоматически определять поведение людей, так как оно различно в зависимости от контекста, в котором осуществляется. Вне семьи в своем поведении перворожденные дети не отличаются от других детей.

Дж.Харрис приводит примеры исследований, подтверждающих такую точку зрения. Так, в Висконсинском лонгитюде (1997) не было обнаружено значимых различий между первенцами и последующими детьми по чертам «Большой пятерки»[2]. Фрезе с соавторами (1999) установлено, что первенцы являются не более консервативными, поддерживающими власть и склонными к наказаниям, чем последующие дети.

С другой стороны, имеются работы, в которых выявлен значимый эффект порядка рождения. Например, Паулюс с соавторами (1999) показали, что первенцы более сознательные, стремящиеся к достижениям, а последующие дети — больше бунтари.

Существует ряд теоретических концепций, объясняющих эффект порядка рождения. Например, теория родительского фаворитизма строится на признании разного отношения родителей к детям, которое формирует у последних различные личностные характеристики. В частности, средние дети в семье часто получают меньше родительского внимания и поддержки, чем первые и младшие дети Вследствие этого они ищут поддержку вне семьи и развивают у себя такие ценные для коммуникации с другими людьми качества, как общительность, дружелюбность, способность к эмпатии.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта посредством общения с природой

... семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта, ... сведения позволяют понять некоторые хорошо известные клиницистам наблюдения, а именно: рождение детей с глубоким слабоумием у интеллектуально полноценных родителей; семейное накопление случаев ...

Но в целом, несмотря на многолетнее изучение эффекта порядка рождения, до сих пор среди исследователей нет единства в понимании и объяснении влияния порядка рождения на особенности личности.[11]

1.2 Структура семьи и интеллектуальное развитие

Второе направление исследований — это работы, посвященные влиянию конфигурации семьи, порядка рождения, наличия сиблингов и их количества на интеллектуальное развитие детей.

Результаты многих исследований демонстрируют превосходящие показатели интеллекта и академической успешности единственных и первых детей. Количество сиблингов также оказывается значимой характеристикой — чем больше детей в семье и чем меньше интервал между их рождениями, тем ниже интеллектуальные показатели. Эта закономерность проявляется независимо от социо-экономического статуса и уровня образования.

Имеется несколько теорий, объясняющих эти результаты.

Одна из них — модель Зайонца и Маркуса . Предполагается, что уровень интеллекта каждого ребенка в семье определяется средним уровнем интеллекта всех членов семьи на момент рождения ребенка. Первенцы находятся среди взрослых людей, обучаясь с их помощью. Когда у них появляются младшие сиблинги, первенцы, как старшие, обучая их, развивают свой интеллект, поэтому их интеллектуальные показатели выше, чем у последующих детей в семье.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и ... В группе детского сада и в семье должна звучать нефорсированная, негромкая речь ребенка и взрослых. таким же нефорсированным и ... игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по ...

Есть и другие теории — например, теория истощения ресурсов. С каждым последующим ребенком происходит уменьшение ресурсов семьи — материального уровня, возможностей родителей уделять ребенку внимание и т.д., что приводит к снижению интеллекта каждого последующего ребенка.

Ни одна из теорий не является исчерпывающей и способной объяснить все получаемые в эмпирических исследованиях — отнюдь не однозначные — результаты.

Например, Белмонт и Маролла на выборке объемом 400 тысяч человек выявили снижение интеллектуальных показателей (по тесту Равена) в соответствии с увеличением порядкового номера ребенка. С.Шахтер показал, что существуют связи между получением высшего образования и порядком рождения. Х.Кох в своих исследованиях 5-6-летних детей получила, что младшие дети имеют более высокий IQ, чем старшие.

Мэрфи и Ньюкомб в своем обзоре продемонстрировали, что эмпирические исследования выявляют три типа фактов: перворожденные более умные, чем последующие дети; перворожденные менее умные; нет значимых различий между детьми в зависимости от того, старшие они или младшие в семье.

Анна Анастази в 1956 г. подготовила первый полный обзор проведенных к тому времени работ по исследованию влияния размера семьи на интеллект детей. Осуществленный ею анализ подтвердил наличие негативной корреляции между этими переменными.

Среди анализируемых Анастази исследований была работа Максвелла. Он описал результаты обследования 11-летних школьников, проведенного в Шотландии в 1947 г., которое было повторением исследования, осуществленного в 1932 г. В обоих случаях было обследовано около 80% всех школьников Шотландии этого возраста. При анализе эффекта влияния размера семьи на умственное развитие детей оказалось, что показатели IQ (по тесту Стенфорд-Бине) снижаются с увеличением размера семьи. Так, если IQ единственных детей оказался в среднем равен 113 баллам, то у детей из шестидетных семей — всего 91 баллу.

Аналогичные исследования были проведены в 40-х годах и в других странах — Франции, Англии, Греции, Германии, США. Во всех этих исследованиях получены разные по величине, но всегда негативные и значимые корреляции между уровнем интеллекта детей и размером семьи . Так, например, во Франции в 1943-44 гг. обследовались дети 6-12 лет. Исследованием было охвачено почти 2% всех детей — учеников элементарных школ. В качестве методики использовался рисуночный групповой интеллектуальный тест «Мозаика» Р. Жиля. Результаты показали, что дети из многодетных семей на 1-2 года отстают от единственных детей по показателям интеллекта. При этом выяснилось, что при любом СЭС и уровне образования родителей, чем меньше интервал между рождениями детей, тем ниже уровень их интеллекта. А. Анастази предложила возможные объяснения полученных результатов. Одной из существенных причин снижения интеллектуальных показателей детей из многодетных семей она посчитала размер семьи. В многодетной семье родители имеют меньше возможностей уделять каждому ребенку необходимое количество внимания. Так, многодетные родители склонны меньше общаться с детьми, разговаривать с ними, что негативно сказывается на развитии их речи и интеллекта. Анастази указала, что на основании проведенных исследований трудно четко определить причины негативного влияния многодетности на интеллект детей, это можно сделать только в ходе целенаправленных, тщательно спланированных и проведенных экспериментальных исследований. Стэнли Шахтер в 1963 г. проанализировал исследования, в которых изучались связи между порядком рождения и высшим образованием, проверяя предположение о том, что первые и единственные дети имеют в этом отношении преимущества перед другими.

В одном из таких исследовании в 1959 и 1961 гг. были собраны данные о порядке рождения всех студентов подготовительного курса факультета психологии Университета в Миннесоте. Преобладающий возраст студентов — 19 лет. Данные представлены в таблице 2.[12]

Таблица 2. Порядок рождения студентов подготовительного отделения факультета психологии Миннесотского университета

Размер семьиПорядок рождения12345678+Всего%1400689479260103391916201550,22-55433814282251512116829,13—225120522891444811,24—1116018782045,15—-442664802,06——231014471,27——811190,58+——-32320,8Всего40012431042633341159741114013-%10,2312615,88,54,01,82,8—В целом оказалось, что единственных и перворожденных детей среди всех студентов — 50,2%. Среди тех, кто закончил факультет психологии Миннесотского университета и Института детского благополучия в 1961 г., таких детей оказалось еще больше — 57,8%.

В 1958 г. по 25 университетам США были проанализированы данные по 2,842 выпускникам и было получено, что среди них 52,9% перворожденных детей.

Кокер и Бэк с соавторами в 1957-58 гг. собрали данные по 2,669 студентам — медикам. Оказалось, что первенцев среди них 49,6%.]. Все выявленные различия значимые. Следовательно, указывает Шахтер, существуют связи между получением высшего образования и порядком рождения Эта связь свидетельствует о том, что перворожденные и единственные дети обладают более высокими интеллектуальными характеристиками, которые позволяют им получать высшее образование. Кроме того, Шахтер отметил, что в семьях с несколькими детьми замечено, что успеваемость первенцев имеет тенденцию быть выше, чем у остальных детей. Шахтер также проанализировал исследования 20-30-х гг., посвященные изучению связей между порядком рождения и IQ. Он отметил, что результаты не дают однозначного ответа. Например, Терман получил, что в выборке одаренных детей больше всего перворожденных детей. Тэрстон и Дженкинс выяснили, что, чем позже рожден субъект, тем выше его IQ. Джонс получил, что порядок рождения не связан с интеллектом.

Исследователи пытались выяснить, влияет ли разница в возрасте между сиблингами на их интеллектуальные показатели. Анастази в своем обзоре отметила, что, в целом, интеллект сиблингов страдает, если разница между ними меньше 24 месяцев]. Абе с соавторами выявили более высокие показатели интеллекта при разнице в возрасте между сиблингами не более 3,5 лет. Кох не обнаружила устойчивых различий. Шуновер пришел к выводу, что разница в возрасте не является значимой для интеллекта и академических достижений сиблингов.

Рассматривалось влияние пола сиблингов на когнитивные показатели. Кох и Шуновер получили, что в двухдетных семьях мальчики опережают девочек по IQ и академическим достижениям. Ходжес и Бэлоу обнаружили, что мальчики с трудностями обучения чаще имеют братьев, чем сестер. Кох — что нет разницы по креативности между сиблингами разного пола в дошкольном возрасте в двухдетных семьях.

Можно привести в качестве примера одно из исследований Кох. Это работа была проведена в 1954 г. и посвящалась изучению связей между первичными умственными способностями 5-6-летних детей из двухдетных семей и характеристиками их сиблингов. В работе учитывались следующие показатели: пол ребенка, пол его сиблинга, порядковый номер ребенка, разница в возрасте между сиблингами. Использовался Тест первичных умственных способностей.

По показателям вербального теста были выявлены некоторые корреляции с полом ребенка, полом его сиблинга и порядковым номером рождения. Было получено также, что перворожденные мальчики опережают девочек, что дети, имеющие сестру, демонстрируют более высокие результаты, чем имеющие брата. Первый факт Кох объясняет тем, что мальчики более активны, имеют больший опыт, больше возможностей для развития, чем девочки. И поэтому у них лучше развита речь — больше словарный запас, лучше понимание смысла слов. Кроме того, перворожденные мальчики получают больше специального внимания от матерей, что их также развивает в речевом плане. Для второго факта нет исчерпывающих объяснений.

.3Влияние порядка рождения на личность ребенка

У одного мельника было три сына. Умирая, он позвал их к себе и сказал: «Дети мои, все, что мною нажито, я оставляю вам в наследство». Старшему сыну досталась мельница, средний получил осла, а младший — кота. (Шарль Перро. Кот в сапогах).

Новатор в постановке этой проблемы Альфред Адлер выделял следующие «порядковые позиции» ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. [1]

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видимо, в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним.

Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок». (Нам представляется, что последний вариант весьма вероятен в той семье, где до этого были проблемы с беременностью, или по каким-либо другим причинам ребенок родился поздно).

Вторая позиция — старший ребенок, который проходит в своем развитии три стадии:

. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.

. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Но он еще мал, чтобы понять, что произошло на самом деле, его ощущения можно сформулировать примерно так: «Мое место занял теперь кто-то другой». Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Решение выглядит так: «Любое дело я могу сделать лучше, чем малыш, я старше и умнее». Это решение старшего ребенка закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.[1]

Адлерианцы характеризуют старших детей как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству, успеху и чаще всего достигающих его, а если нет, то бросающих начатое. Это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие сообразно правилам).

Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

Старшие нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений. У старшего ребенка обычно низкие оценки по фактору «социальный интерес» (идентификация с другими, эмпатия, склонность к кооперативному поведению, альтруизм), причем, чем больше семья, тем эти показатели ниже. Старшие существенно ориентированы на родителей, и такова, по мнению многих исследователей, причина более выраженной совестливости. Чаще всего они ориентированы на занятия науками.

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой — они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достается теперь львиная доза родительского внимания. В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним).[15]

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до 6 лет. Поэтому, возможно, что первенец, старший остальных детей более, чем на 6 — 7 лет, сохранит характеристики единственного.

Третья из вышеупомянутых позиций рождения — младший из двух детей в семье. Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младшие обнаруживают большую импульсивность, неконтролируемость аффективных реакций, враждебность, драчливость. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому, как и отмечается во многих работах, они эмоционально стабильнее, старшие же более тревожны, эмоционально неустойчивы.[15]

Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни).

Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш», замечательный пример тому — книга Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон». Безусловно, это не может не повлиять на развитие личности младшего ребенка.

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.[14]

Как показали исследования, основное внимание в семье уделяется старшим, которые считаются «надеждой семьи», так как они «самые умные» и «умелые», и младшим, как «самым беспомощным». Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим. С другой стороны, если исходить из концепции А. Адлера, объясняющей эффект порядка рождения борьбой за власть, средние дети, завоевывая себе «место под солнцем», должны становиться не дружелюбными, а, скорее, злобными.[1]

Последняя описываемая позиция — младший из трех или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребенком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка-дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» — обычно звучит в адрес именно этих детей).

Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему (на которого буквально обрушивается шквал различных, часто противоречащих друг другу воспитательных мер, ведущих к его эмоциональной нестабильности).

Кроме того, эмоциональная нестабильность старших детей может объясняться потерей внимания родителей с рождением следующего ребенка и неспособностью адекватно оценить сложившуюся ситуацию и найти конструктивный способ реагирования на нее.[13]

Близнецы.

Иногда, как две капли воды, похожи друг на друга, но совершенно разные как личности. В зависимости от образования могут быть слишком зависимыми друг от друга. Такие дети всегда не разлучные, вместе проводят свободное время, взаимно дополняют и развивают друг друга.

Один из них все равно более активен и психологически более силен. Родители часто рассматривают его как «старшего» ребенка. Тогда второму приходится принимать на себя роль младшего или среднего.

Список литературы

1. Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. М: Академический проект, 2007.

. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студ.: Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 2001.

.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 2005.

. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Бурменская, Е.И.З ахарова, О.А. Карабанова и др. М.: Изд. центр «Академия», 2002

.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000

. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005.

.Крайг Грейс. Психология развития. — С-Пб, 2000.

. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 2007.

. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М., 2003

. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 2001

. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ.В.Белоусов. — СПб., 2002

.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2002.

. Мухина В.С. Детская психология. — М., 2003.

. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2006.

.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 2000.

.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2003.

. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Михайлов В.А., 1999.

. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс,2001.

. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2003.

. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 2005.