Проблемы детской тревожности в младшем школьном возрасте

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы детской тревожности……………………………………………………………………….6

1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии…………………6

1.2. Природа и развитие детской тревожности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………..16

1.3. Проявление тревожности в младшем школьном возрасте, ее предупреждение и преодоление………………………………………………..24

Выводы по первой главе…………………….……………………..….…….31

Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по апробации коррекционно-развивающей программы для снижения тревожности младшего школьного возраста………………………………………………33

2.1 Констатирующий эксперимент …………………….……………..….…..33

2.2 Формирующий эксперимент ………………………….……………………39

2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….……………42

Выводы по второй главе………………………………………………………45

Заключение………………………………………………………………………47

Литература………………………………………………………………………….50

Приложение………………………………………………………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблемам тревожности личности, обусловлено это тем, что тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

ФГОС НОО предполагает учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучения, и так же разнообразных организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого, обеспечивающих рост познавательных мотивов, творческого потенциала [33].

21 стр., 10331 слов

Взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников

... исследования - взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников. Структура работы: введение, две главы, ... положительный. Наблюдения за детьми, в ходе эксперимента, показали, что тревожные дети очень чувствительны ... субъективным проявлением неблагополучия личности». Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной ...

Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.

Однако мало изучен вопрос о том, каким образом методами обучения решать проблему детской тревожности на уроках или во внеурочное время.

В связи с этим возникает противоречие: между необходимостью организации системной работы, направленной на коррекцию детской тревожности и недостаточной разработанностью применения на уроке и внеурочное время приёмов, способствующих этому процессу в рамках реализации учебно-воспитательного процесса.

Противоречие позволило обозначить проблему исследования: какие приемы позволяют справиться с проблемами детской тревожности.

Противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования «Проблемы детской тревожности в младшем школьном возрасте»

Объект исследования: тревожность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: проблемы школьной тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Цель исследования: исследование возможностей коррекции тревожности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу;

2. Подбор и апробация диагностических методик по проблеме исследования;

3. Реализация программ по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

Наша гипотеза строится на предположении, что важнейшими условиями коррекции тревожности является следующее:

1. Обеспечение ребенку ситуации эмоционального благополучия;

2. Координированная системная работа учителя и психолога по коррекции тревожности;

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться к стандартам научного текста ... ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. ... недоверие по отношению к другим, проявления тревожности и в то же время ... nbsp; Дипломная работа   ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМИСЯ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ ...

3. Использование игровых методов для коррекции тревожности младших школьников

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование;

эмпирические методы: эксперимент, тестирование, анализ процессов и продуктов деятельности;

методы практической психологии: тренинг.

Теоретическая значимость: уточнено понятие «тревожность» и его основные дефиницы, выявлены способы обследования тревожности у детей и пути ее преодоления.

Практическая значимость: подобраны методики диагностики и коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Методологическую основу и теоретическую базу работы составили произведения таких психологов, как: Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р., Ханин Ю. Л., Габдреева Г. Ш., Аминов Н.А., Изард К. Е., Левитов Н. Д. и другие.

База исследования: МАОУ СОШ №8, 1Б класс

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян, Ю. М. Тревожность — основа преступного поведения. Психология преступника и расследования преступлений [Текст] : учебное пособие / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. – Москва : Юристъ, 1996. — ЗЗ6 с.

2. Астапов, В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] : / В. М. Астапов // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — 111-113 с.

3. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: психологические проблемы нормального детства. [Текст] : тематическое приложение к «Журналу практического психолога» / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере. — Москва: Издательство МГУ, 1998. – 120 с.

4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] : учебное пособие / Ф. Е. Василюк.- Москва : Издательство МГУ, 1984. – 240 с.

5. Виноградова, Т. В. Экспериментально-психологическое исследование нарушений самосознания при локальных поражениях мозга. Психология и медицина [Текст] : учебное пособие / Т. В. Виноградова. – Москва : Издательство МГУ, 1978. – 301 с.

6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] : учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство МГУ, 1997. — 224 с.

7 стр., 3389 слов

Отчет по учебно-ознакомительной практике Психология и искуство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ПРАВА  И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ Отчет по учебно-ознакомительной практике Психология и искусство Студент гр. ПС-09-02              &nbs ...

7. Габдреева, Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] : учебное пособие / Г. Ш. Габдреева. – Санкт-Петербург : Тонус. — 2000. – 37 с.

8. Генинг, Г. Н. Особенности взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности младших школьников в учебной деятельности [Текст] / Г. Н. Генинг // Психология психических состояний. Казань : Издательство Казанского универститета, 1999. – 111- 121 с.

9. Гилязова, Э. В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия [Текст] / Э. В. Гилязова // Психология психических состояний. Казань : Издательство Казанского универститета, 1998. — 115-121 с.

10. Дельгадо, X. Мозг и сознание [Текст] : учебное пособие / Х. Дельгадо. – Москва : Под ред. Г. Д. Смирнова, 1971. – 264 с.

11. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] : учебное пособие / А. И. Захаров. Санкт-Петербург, 1993. – 192 с.

12. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [Текст] : учебное пособие / А. И. Захаров. Санкт-Петербург, 1995. – 128 с.

13. Лебедева, Н. Н. Принципы и методы игровой терапии [Текст] : учебное пособие / Н. Н. Лебедева. – Москва : Под ред. А. Г. Лидерса, 1997. – 50 с.

14. Лэндрет, Е. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] : учебник / Е. Л. Лэндрет. – Москва : Под ред. А. Х. Варга, 1998. – 368 с.

15. Наенко, Н. И. Психологическая напряженность [Текст] : учебное пособие / Н. И. Наенко. – Москва : 1976. – 111 с.

16. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] : учебное пособие / Л . Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 1995. – 360 с.

17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] : учебник / Р. В. Овчарова. – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.

18. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста [Текст] : учебное пособие / Под ред. Д. Б. Эльконина, А Л. Венгера. – Москва : 1988. – 132 с.

19. Павлов, И. П. Павловские клинические среды. Т. 2. [Текст] : учебное пособие / И. П. Павлов. — Москва : Издательство АН СССР. — 1954. – 644 с.

9 стр., 4289 слов

Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пу

Фгоу впо «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург» Кафедра психологии им. А.Ц. Пуни Учебно-методический комплекс по дисциплине Психология Основной образовательной программы По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт Заочное отделение Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры «11» марта 2009 г., протокол № ...

20. Пацявичус, И. В. Соотношение индивидуологическо-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности [Текст] : учебное пособие / И. В. Пацявичус. – Санкт-Петербург : Издательство Наука, 1981. – 19 с.

21. Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг [Текст] : практическое пособие / В. В. Петрусинский. – Р.: Вексель, 2000. – 87 с.

22. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург : Издательство Речь, 2002. – 694 с.

23. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / Психологическая наука и образование. – Москва : МГППУ, 1998. № 2. — 11-107 с.

24. Прохоров, А